МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Церковная археология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.04. Археология
ПрофильИнновационная археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_04_Археология_ИА-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 148
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 148 148 148 148
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Тишкина Т.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., Профессор, Тишкин А.А.

Рабочая программа дисциплины
Церковная археология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
46.03.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов знаний об основных этапах формирования, теоретических и практических основ церковно-археологических исследований.
Задачи дисциплины:
– сформировать представление о специфике научного направления, занимающегося изучением церковных древностей;
– охарактеризовать основные источники церковно-археологических исследований, а также методические принципы их анализа и интерпретации;
– изучить процесс христианизации Руси на основе анализа элементов поминально-погребальной обрядности;
– рассмотреть в исторической ретроспективе особенности храмостроения в средневековой Руси

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность и подготовку документов при формировании музейных фондов и в области сохранения историко-культурного наследия
ПК-1.1 Формирует необходимую информацию об археологических находках для музейного фонда по результатам полевых и кабинетных исследований
ПК-1.2 Осуществляет идентификацию археологических объектов при проведении историко-культурной экспертизы и для их учета государственными органами охраны наследия
ПК-1.3 Знает особенности работы с документами при включении музейных предметов в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации
ПК-2Способен применять полученные знания и навыки при атрибуции и исследовании археологических памятников, при оформлении полевой документации и служебной аналитической информации для руководителя организации
ПК-2.1 Знает современные методы полевых и камеральных археологических исследований для информационно-аналитической деятельности в государственном органе по охране культурного наследия
ПК-2.2 Знает особенности написания полевого отчета о раскопках в соответствие с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании
ПК-2.3 Знает законы и правила проведения археологических исследований
ПК-2.4 Может осуществлять мониторинг состояния выявленных и поставленных на учет археологических памятников
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику научного направления, занимающегося изучением церковных древностей
процесс христианизации Руси на основе анализа элементов поминально-погребальной обрядности
законы и правила проведения археологических исследований.

3.2.Уметь:
3.2.1.формировать необходимую информацию об археологических находках для музейного фонда по результатам полевых и кабинетных исследований
осуществлять мониторинг состояния выявленных и поставленных на учет археологических памятников
охарактеризовать основные источники церковно-археологических исследований, а также методические принципы их анализа и интерпретации
выявлеять особености храмостроения в средневековой Руси
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками осуществления идентификации археологических объектов при проведении историко-культурной экспертизы и для их учета государственными органами охраны наследия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Церковная археология как направление христианской археологии
1.1. Формирование в Европе интереса к христианским древностям. Этапы развития христианской археологии Лекции 8 4 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.2. Формирование в Европе интереса к христианским древностям. Этапы развития христианской археологии Сам. работа 8 10 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.3. Теоретические основы и методы христианской археологии Лекции 8 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.4. Теоретические основы и методы христианской археологии Сам. работа 8 12 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Развитие церковной археологии в России
2.1. Зарождение и формирование интереса к церковным древностям в России Лекции 8 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.2. Зарождение и формирование интереса к церковным древностям в России Сам. работа 8 12 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.3. Развитие церковной археологии во второй половине XIX – начале XX в. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.4. Развитие церковной археологии во второй половине XIX – начале XX в. Сам. работа 8 12 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.5. Изучение церковных древностей в 1920-1980-х гг. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.6. Изучение церковных древностей в 1920-1980-х гг. Сам. работа 8 12 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.7. Современный этап развития церковной археологии в России. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.8. Современный этап развития церковной археологии в России. Сам. работа 8 12 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Памятники церковной археологии
3.1. Процесс христианизации Руси по археологическим источникам Сам. работа 8 12 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.2. Процесс христианизации Руси по археологическим источникам Практические 8 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.3. Памятники церковной архитектуры Лекции 8 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.4. Памятники церковной архитектуры Сам. работа 8 18 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.5. Памятники церковной архитектуры Практические 8 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.6. Внутреннее убранство храмов Сам. работа 8 12 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.7. Внутреннее убранство храмов Практические 8 4 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.8. Мозаики и фрески Сам. работа 8 12 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.9. Мозаики и фрески Практические 8 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.10. Иконописание в средневековой Руси Сам. работа 8 12 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.11. Иконописание в средневековой Руси Лекции 8 4 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.12. Проблемы сохранения памятников церковной археологии Сам. работа 8 12 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.13. Проблемы сохранения памятников церковной археологии Практические 8 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предмет, цели, задачи церковной археологии.
2. Влияние христианской археологии на церковную археологию в России.
3. Изучение раннехристианских древностей отечественными учеными в XIX – начале XX вв.
4. Основные направления развития христианской археологии на современном этапе в Европе и России.
5. Начальный этап формирования церковной археологии в России.
6. Формирование историко-художественного направления в русской церковной археологии.
7. Хранение церковных древностей в музейных центрах России.
8. Влияние новой идеологии на исторические и церковно-археологические исследования в советский период.
9. Формирование «архитектурной археологии» и «художественной археологии» в советский период.
10. Развитие научной школы П.А. Раппопорта и ее вклад в изучение культового зодчества.
11. Влад В.Л. Янина в изучение церковных древностей Новгорода.
12. Возрождение церковной археологии в России как научного направления в 1990-е гг.
13. Современные научные центры по изучению церковно-археологических древностей и их деятельность.
14. Взаимодействие церковной археологии с другими дисциплинами
15. Источники по церковной археологии.
16. Методы исследования церковных древностей. Полевые и кабинетные методы.
17. Погребально-поминальная обрядность восточных славян.
18. Христианизация Руси и трансформация погребального обряда.
19. Структура и интерпретация древнерусского погребального обряда.
20. Христианские древности в древнерусских погребениях.
21. Концепция А.Е. Мусина и этапы христианизации Руси по археологическим данным.
22. Возникновение традиции строительства храмов на Руси.
23. Крестово-купольный тип храма и его особенности.
24. Строительные материалы и артели мастеров.
25. Общая характеристика внутреннего убранства храмов.
26. Деревянное храмостроение на Руси в домонгольский и послемонгольский периоды.
27. Археологические съезды и оформление теоретических основ церковной археологии в дореволюционный период.
28. Вклад Н.В. Покровского, Н.Ф. Красносельцева и А.П. Голубцова в становление русской церковной археологии.
29. Памятники средневековой иконописи.
30. Проблемы сохранения памятников церковной археологии
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Прикреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скрипкин А.С. История отечественной археологии: учебное пособие для вузов Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Урбанович Г. Семь церквей Апокалипсиса: церковно-археологический очерк: Смоленская Православная Духовная Семинария, 2011 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257035
Л2.2 Голубцов А.П. Сборник статей по литургике и церковной археологии: Лань, 2014 e.lanbook.com
Л2.3 Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике: Лань, 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный Университет» portal.edu.asu.ru
Э2 Образовательная платформа «Юрайт» urait.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине «Церковная археология» составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины.
На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению изучаемых проблем, но и стимулированию познавательной деятельности, творческого мышления, формированию мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Подготовка к практическим занятиям состоит из 2 этапов:
1. Организационный.
2. Закрепление и углубление теоретических знаний.
Подготовку следует начинать с изучения рекомендованной литературы. Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
Рекомендации по подготовке к тестовым заданиям:
перед прохождением тестов студенту следует повторить материал лекций, практических занятий. Тест представляет собой 20 тестовых заданий разного типа (выбор одиночный или множественный, вопросы на соответствие, верно/неверно, вписать ответ). На их выполнение отводится 25 минут. Каждый вопрос оценивается в 1 балл. Оценивание ответов на задания осуществляется автоматически. Оценка «зачтено» выставляется преподавателем, если студент набрал от 11 до 20 баллов. Студент, набравший от 0 до 10,9 баллов получает «не зачтено».
Формой промежуточной аттестации по итогам освоения курса является зачет.
Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. На зачетном занятии студенту предлагается ответить на взятый им билет, в который включен один теоретический вопрос. Ответ на вопрос представляется в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут.
На зачетном занятии оценка «зачтено» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, студент демонстрирует знания предмета в полном объеме учебной программы, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированный ответ, приводит примеры, свободно владеет монологической речью, демонстрирует логичность и последовательность ответа, умение делать выводы.
Оценка «не зачтено» выставляется, если студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя
Оценка «не зачтено» так же ставится при отказе студента отвечать на вопрос билета, который он взял.