МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Археологические музеи мира

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.04. Археология
ПрофильИнновационная археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_04_Археология_ИА-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 113
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 113 113 113 113
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.и.н., Профессор, Тишкин А.А.

Рецензент(ы):
д.и.н., Профессор, Гобунов В.В.

Рабочая программа дисциплины
Археологические музеи мира

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
46.03.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 09.06.2022 г. № 9
Срок действия программы: 20222023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 09.06.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование у студентов знаний особенностях репрезентации археологических коллекций в различных музеях мира.
Задачи курса:
•дать характеристику основных этапов развития археологических музеев в об-щемировом масштабе;
•сформировать представление о специфике работы археологических музеев в разных регионах мира;
•рассмотреть изменение способов экспонирования коллекций и коммуникации с посетителем, связанных с внедрением цифровых технологий в деятельность архео-логических музеев мира;
•раскрыть содержание основных проблем связанных с музефикацией и репат-риацией археологического наследия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять полученные знания и навыки при атрибуции и исследовании археологических памятников, при оформлении полевой документации и служебной аналитической информации для руководителя организации
ПК-2.1 Знает современные методы полевых и камеральных археологических исследований для информационно-аналитической деятельности в государственном органе по охране культурного наследия
ПК-2.2 Знает особенности написания полевого отчета о раскопках в соответствие с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании
ПК-2.3 Знает законы и правила проведения археологических исследований
ПК-2.4 Может осуществлять мониторинг состояния выявленных и поставленных на учет археологических памятников
ПК-3Способен применять полученные археологические знания и навыки при осуществлении деятельности в области изучения историко-культурного наследия и музейного дела
ПК-3.1 Знает специфику изучения музейных коллекций и объектов историко-культурного наследия при формировании фондов
ПК-3.2 Применяет полученные знания и навыки для формирования паспорта музейного экспоната и объекта историкокультурного наследия
ПК-3.3 Может подготовить информацию для внесения записи в автоматизированную информационную систему учета музейных фондов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-современные методы полевых и камеральных археологических исследований;
-принципы включения музейных предметов в состав Музейного фонда Российской Федерации.


3.2.Уметь:
3.2.1.-обрабатывать археологические коллекции для передачи их в музейный фонд.
-применять полученные знания и навыки для представления и популяризации археологического наследия в музее.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-умением критически оценивать познавательные возможности археологических источников.
-научно-исследовательскую работу, направленную на изучение музейных предметов и коллекций, связанных с археологией.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Археологическая наука и археоло-гические музеи мира. Специфика работы с археологическими коллекциями в музеях разных регионов мира.
1.1. Специфика профильного деления музеев хранящих и экспонирующих археологические коллекции в различных регионах мира Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Теория и практика комплектования, хранения, научного описания и атрибуции археологических коллекций в различных странах мира Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Теория и практика комплектования, хранения, научного описания и атрибуции археологических коллекций в различных странах мира Сам. работа 8 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Особенности создания археологических музеев мира в историческом развитии.
2.1. Период предмузейного собирательства археологических коллекций Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Появление первых публичных специализированных собраний антиков в эпоху Возрождения Сам. работа 8 10 Л2.1, Л1.1
2.3. Появление первых публичных специализированных собраний антиков в эпоху Возрождения Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
2.4. Появление первых публичных археологических музеев в эпоху Просвещения Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
2.5. Возникновение национальных музеев древностей в XIX веке Сам. работа 8 10 Л2.1, Л1.1
2.6. Специализация археологических музеев в XX веке Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
2.7. Специализация археологических музеев в XX веке Сам. работа 8 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Основные направления и особенности деятельности на основе археологических коллекций в современных музеях мира
3.1. Современные тенденции развития археологических музеев Европы и Америки Лекции 8 1 Л2.1, Л1.1
3.2. Современные тенденции развития археологических музеев Европы и Америки Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
3.3. Современные тенденции развития археологических музеев Европы и Америки Сам. работа 8 10 Л2.1, Л1.1
3.4. Новые направления развития археологических музеев в Азии и Африке Лекции 8 1 Л2.1, Л1.1
3.5. Новые направления развития археологических музеев в Азии и Африке Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
3.6. Новые направления развития археологических музеев в Азии и Африке Сам. работа 8 10 Л2.1, Л1.1
3.7. Основные направления деятельности археологических музеев России на современном этапе Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
3.8. Основные направления деятельности археологических музеев России на современном этапе Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
3.9. Основные направления деятельности археологических музеев России на современном этапе Сам. работа 8 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Репрезентация археологических коллекций на основе музеефикации древних памятников
4.1. Музеефицированные памятники археологии Европы и Америки Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
4.2. Музеефицированные памятники археологии Европы и Америки Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
4.3. Музеефицированные памятники археологии Европы и Америки Сам. работа 8 10 Л2.1, Л1.1
4.4. Археологические музеи под открытым небом в Азии и Африке Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
4.5. Археологические музеи под открытым небом в Азии и Африке Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
4.6. Археологические музеи под открытым небом в Азии и Африке Сам. работа 8 10 Л2.1, Л1.1
4.7. Музеефикация археологических памятников в России Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
4.8. Музеефикация археологических памятников в России Сам. работа 8 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Новые методы и подходы при проектировании и использовании археологических экспозиций и выставок в музеях
5.1. Методы реконструкционной и экспериментальной археологии в музеях мира. Археодромы, «живые музеи» Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
5.2. Методы реконструкционной и экспериментальной археологии в музеях мира. Археодромы, «живые музеи» Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
5.3. Методы реконструкционной и экспериментальной археологии в музеях мира. Археодромы, «живые музеи» Сам. работа 8 9 Л2.1, Л1.1
5.4. Использование интерактивных технологий в археологических музеях мира. Археологические эксплораториумы Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
5.5. Использование интерактивных технологий в археологических музеях мира. Археологические эксплораториумы Сам. работа 8 2 Л2.1, Л1.1
5.6. Применение информационных технологий в археологических музеях мира Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
5.7. Применение информационных технологий в археологических музеях мира Сам. работа 8 2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Музей и археологическая наука. Музеи как центры научных археологических исследований и развития теории археологической науки.
2.История формирования базовых принципов и методов археологической науки на музейном материале. Разработка археологической периодизации и типологического метода.
3.Работа с археологическими коллекциями в музее: особенности комплектования, учета и хранения в музеях регионов мира.
4.Особенности использования археологические коллекций в музеях различного профиля: исторических, естественноисторических, краеведческих, художественных музеях.
5.История создания и репрезентации археологических коллекций в древности и средневековье.
6.Появление первых специализированных собраний антиков в эпоху Возрождения.
7.Антиквары в новое время, первые публичные выставки античных находок.
8.Деятельность О. Питт-Риверса и Э.Тейлора по разработке основных принципов создания тематических экспозиций и выставок по древней истории, антропо- и культурогенезу.
9.Появление первых спецализиованных археологических экспозиций, выставок и музеев в XIX в. Возникновение национальных музеев древностей в Германии, Франции, Греции, Турции и Египте.
10.Особенности создания экспозиций и выставок в археологических музеях под открытым небом.
11.Формы использования памятников археологии (археологических объектов) в музейной деятельности в разных регионах мира.
12.Музеефицированные памятники археологии как объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО.
13.Организация деятельности в музеях под открытым небом на базе музефицированных археологических памятников. Эксперименты, археодромы, живые музеи.
14.Проблемы экспонирования человеческих останков в археологических музеях. Культурно-исторический, этический, научный аспект. Проблемы сохранения мумифицированных останков.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не запланированы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мартынов, А. И. Археология: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Юренева Т.Ю. Музеи мира: истории и коллекции, шедевры и раритеты : учебное пособие //ЭБС АлтГУ, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сектор Российской музейной энциклопедии при участии Сети Культурного Наследия дизайн и программирование ЗАО "Интернет" www.museum.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный Университет». http://portal.edu.asu.ru/
Образовательная платформа «Юрайт». https://urait.ru/book/
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online». http://www.biblioclub.ru/

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу дисциплины "Археологические музеи мира" составляют лекции. Они предостав-ляют студентам систематизированные теоретические знания по основным темам изучаемой дис-циплины. На лекциях особое внимание уделяется изложению фактического материала и освеще-нию имеющихся проблем, что стимулирует познавательную деятельность, творческое мышление и формирует профессионально-значимые свойства и качества. Лекции студенты слушают и кон-спектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к экзамену.
Практические занятия предназначены для закрепления и углубления теоретических зна-ний. Подготовку к ним следует начинать с изучения рекомендованной литературы. Особое внима-ние необходимо обратить на объяснение явлений и фактов, а также на аргументацию выводов. Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке отве-тов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и го-товить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экза-мену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы будут востребованы на экзамене.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует ре-зультаты в устной или письменной форме преподавателю на консультации. При подготовке пись-менных работ следует использовать дополнительную литературу.
Формой промежуточной аттестации по итогам освоения курса является экзамен. К экзаме-ну допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Экза-мен призван оценить освоение студентом дисциплины «История становления и развития археоло-гии», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные комму-никативные навыки.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 45 минут.
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время экзамена определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый от-вет на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в достаточном объеме учебной программы. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на по-ставленные вопросы, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, где он продемонстрировал освоение компетенций в частичном объеме учебной программы. Оценка «Не-удовлетворительно» выставляется, если студентом не дан ответ на поставленные вопросы и ком-петенции не сформированы в необходимом объеме учебной программы.