Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.04. Археология |
Профиль | Инновационная археология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_04_Археология_ИА-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 113 | 113 | 113 | 113 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 09.06.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины является формирование у студентов знаний особенностях репрезентации археологических коллекций в различных музеях мира. Задачи курса: •дать характеристику основных этапов развития археологических музеев в об-щемировом масштабе; •сформировать представление о специфике работы археологических музеев в разных регионах мира; •рассмотреть изменение способов экспонирования коллекций и коммуникации с посетителем, связанных с внедрением цифровых технологий в деятельность архео-логических музеев мира; •раскрыть содержание основных проблем связанных с музефикацией и репат-риацией археологического наследия. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-2 | Способен применять полученные знания и навыки при атрибуции и исследовании археологических памятников, при оформлении полевой документации и служебной аналитической информации для руководителя организации |
ПК-2.1 | Знает современные методы полевых и камеральных археологических исследований для информационно-аналитической деятельности в государственном органе по охране культурного наследия |
ПК-2.2 | Знает особенности написания полевого отчета о раскопках в соответствие с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании |
ПК-2.3 | Знает законы и правила проведения археологических исследований |
ПК-2.4 | Может осуществлять мониторинг состояния выявленных и поставленных на учет археологических памятников |
ПК-3 | Способен применять полученные археологические знания и навыки при осуществлении деятельности в области изучения историко-культурного наследия и музейного дела |
ПК-3.1 | Знает специфику изучения музейных коллекций и объектов историко-культурного наследия при формировании фондов |
ПК-3.2 | Применяет полученные знания и навыки для формирования паспорта музейного экспоната и объекта историкокультурного наследия |
ПК-3.3 | Может подготовить информацию для внесения записи в автоматизированную информационную систему учета музейных фондов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -современные методы полевых и камеральных археологических исследований; -принципы включения музейных предметов в состав Музейного фонда Российской Федерации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -обрабатывать археологические коллекции для передачи их в музейный фонд. -применять полученные знания и навыки для представления и популяризации археологического наследия в музее. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -умением критически оценивать познавательные возможности археологических источников. -научно-исследовательскую работу, направленную на изучение музейных предметов и коллекций, связанных с археологией. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Археологическая наука и археоло-гические музеи мира. Специфика работы с археологическими коллекциями в музеях разных регионов мира. | ||||||
1.1. | Специфика профильного деления музеев хранящих и экспонирующих археологические коллекции в различных регионах мира | Лекции | 8 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.2. | Теория и практика комплектования, хранения, научного описания и атрибуции археологических коллекций в различных странах мира | Практические | 8 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.3. | Теория и практика комплектования, хранения, научного описания и атрибуции археологических коллекций в различных странах мира | Сам. работа | 8 | 10 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 2. Особенности создания археологических музеев мира в историческом развитии. | ||||||
2.1. | Период предмузейного собирательства археологических коллекций | Лекции | 8 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.2. | Появление первых публичных специализированных собраний антиков в эпоху Возрождения | Сам. работа | 8 | 10 | Л2.1, Л1.1 | |
2.3. | Появление первых публичных специализированных собраний антиков в эпоху Возрождения | Практические | 8 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.4. | Появление первых публичных археологических музеев в эпоху Просвещения | Лекции | 8 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.5. | Возникновение национальных музеев древностей в XIX веке | Сам. работа | 8 | 10 | Л2.1, Л1.1 | |
2.6. | Специализация археологических музеев в XX веке | Лекции | 8 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.7. | Специализация археологических музеев в XX веке | Сам. работа | 8 | 10 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 3. Основные направления и особенности деятельности на основе археологических коллекций в современных музеях мира | ||||||
3.1. | Современные тенденции развития археологических музеев Европы и Америки | Лекции | 8 | 1 | Л2.1, Л1.1 | |
3.2. | Современные тенденции развития археологических музеев Европы и Америки | Практические | 8 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
3.3. | Современные тенденции развития археологических музеев Европы и Америки | Сам. работа | 8 | 10 | Л2.1, Л1.1 | |
3.4. | Новые направления развития археологических музеев в Азии и Африке | Лекции | 8 | 1 | Л2.1, Л1.1 | |
3.5. | Новые направления развития археологических музеев в Азии и Африке | Практические | 8 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
3.6. | Новые направления развития археологических музеев в Азии и Африке | Сам. работа | 8 | 10 | Л2.1, Л1.1 | |
3.7. | Основные направления деятельности археологических музеев России на современном этапе | Лекции | 8 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
3.8. | Основные направления деятельности археологических музеев России на современном этапе | Практические | 8 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
3.9. | Основные направления деятельности археологических музеев России на современном этапе | Сам. работа | 8 | 10 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 4. Репрезентация археологических коллекций на основе музеефикации древних памятников | ||||||
4.1. | Музеефицированные памятники археологии Европы и Америки | Лекции | 8 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
4.2. | Музеефицированные памятники археологии Европы и Америки | Практические | 8 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
4.3. | Музеефицированные памятники археологии Европы и Америки | Сам. работа | 8 | 10 | Л2.1, Л1.1 | |
4.4. | Археологические музеи под открытым небом в Азии и Африке | Лекции | 8 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
4.5. | Археологические музеи под открытым небом в Азии и Африке | Практические | 8 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
4.6. | Археологические музеи под открытым небом в Азии и Африке | Сам. работа | 8 | 10 | Л2.1, Л1.1 | |
4.7. | Музеефикация археологических памятников в России | Лекции | 8 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
4.8. | Музеефикация археологических памятников в России | Сам. работа | 8 | 10 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 5. Новые методы и подходы при проектировании и использовании археологических экспозиций и выставок в музеях | ||||||
5.1. | Методы реконструкционной и экспериментальной археологии в музеях мира. Археодромы, «живые музеи» | Лекции | 8 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
5.2. | Методы реконструкционной и экспериментальной археологии в музеях мира. Археодромы, «живые музеи» | Практические | 8 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
5.3. | Методы реконструкционной и экспериментальной археологии в музеях мира. Археодромы, «живые музеи» | Сам. работа | 8 | 9 | Л2.1, Л1.1 | |
5.4. | Использование интерактивных технологий в археологических музеях мира. Археологические эксплораториумы | Лекции | 8 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
5.5. | Использование интерактивных технологий в археологических музеях мира. Археологические эксплораториумы | Сам. работа | 8 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
5.6. | Применение информационных технологий в археологических музеях мира | Лекции | 8 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
5.7. | Применение информационных технологий в археологических музеях мира | Сам. работа | 8 | 2 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1.Музей и археологическая наука. Музеи как центры научных археологических исследований и развития теории археологической науки. 2.История формирования базовых принципов и методов археологической науки на музейном материале. Разработка археологической периодизации и типологического метода. 3.Работа с археологическими коллекциями в музее: особенности комплектования, учета и хранения в музеях регионов мира. 4.Особенности использования археологические коллекций в музеях различного профиля: исторических, естественноисторических, краеведческих, художественных музеях. 5.История создания и репрезентации археологических коллекций в древности и средневековье. 6.Появление первых специализированных собраний антиков в эпоху Возрождения. 7.Антиквары в новое время, первые публичные выставки античных находок. 8.Деятельность О. Питт-Риверса и Э.Тейлора по разработке основных принципов создания тематических экспозиций и выставок по древней истории, антропо- и культурогенезу. 9.Появление первых спецализиованных археологических экспозиций, выставок и музеев в XIX в. Возникновение национальных музеев древностей в Германии, Франции, Греции, Турции и Египте. 10.Особенности создания экспозиций и выставок в археологических музеях под открытым небом. 11.Формы использования памятников археологии (археологических объектов) в музейной деятельности в разных регионах мира. 12.Музеефицированные памятники археологии как объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. 13.Организация деятельности в музеях под открытым небом на базе музефицированных археологических памятников. Эксперименты, археодромы, живые музеи. 14.Проблемы экспонирования человеческих останков в археологических музеях. Культурно-исторический, этический, научный аспект. Проблемы сохранения мумифицированных останков. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не запланированы. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
В приложении. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_Археологические музеи.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мартынов, А. И. | Археология: учебник для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Юренева Т.Ю. | Музеи мира: истории и коллекции, шедевры и раритеты : учебное пособие | //ЭБС АлтГУ, 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сектор Российской музейной энциклопедии при участии Сети Культурного Наследия дизайн и программирование ЗАО "Интернет" | www.museum.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный Университет». http://portal.edu.asu.ru/ Образовательная платформа «Юрайт». https://urait.ru/book/ Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online». http://www.biblioclub.ru/ Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip Acrobat Reader |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
Основу дисциплины "Археологические музеи мира" составляют лекции. Они предостав-ляют студентам систематизированные теоретические знания по основным темам изучаемой дис-циплины. На лекциях особое внимание уделяется изложению фактического материала и освеще-нию имеющихся проблем, что стимулирует познавательную деятельность, творческое мышление и формирует профессионально-значимые свойства и качества. Лекции студенты слушают и кон-спектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к экзамену. Практические занятия предназначены для закрепления и углубления теоретических зна-ний. Подготовку к ним следует начинать с изучения рекомендованной литературы. Особое внима-ние необходимо обратить на объяснение явлений и фактов, а также на аргументацию выводов. Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке отве-тов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и го-товить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экза-мену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее. Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы будут востребованы на экзамене. По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует ре-зультаты в устной или письменной форме преподавателю на консультации. При подготовке пись-менных работ следует использовать дополнительную литературу. Формой промежуточной аттестации по итогам освоения курса является экзамен. К экзаме-ну допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Экза-мен призван оценить освоение студентом дисциплины «История становления и развития археоло-гии», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные комму-никативные навыки. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 45 минут. Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время экзамена определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый от-вет на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в достаточном объеме учебной программы. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на по-ставленные вопросы, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, где он продемонстрировал освоение компетенций в частичном объеме учебной программы. Оценка «Не-удовлетворительно» выставляется, если студентом не дан ответ на поставленные вопросы и ком-петенции не сформированы в необходимом объеме учебной программы. |