Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.01. История |
Профиль | Исторические знания в современном обществе |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_01_История_ИЗвСО-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 26 | 26 | 26 | 26 |
Консультации | 50 | 50 | 50 | 50 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна
1.1. | формирование представления об информационном обществе и его современном этапе – цифровом обществе, их признаках, особенностях и тенденциях развития. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-3 | Способен к разработке и осуществлению проектной деятельности в области истории в рамках научных исследований |
ПК-3.1 | Знает содержание работы по подготовке научных проектов на уровне руководителя и исполнителя |
ПК-3.2 | Умеет применять современные технологии проектной деятельности при планировании и решении задач профессионального и личностного развития |
ПК-3.3 | Владеет навыками проектирования, реализации и оценки научных работ разного уровня в области исторической науки |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
УК-1.1 | Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода |
УК-1.2 | Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели |
УК-1.3 | Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | – место информационного общества в периодизации развития человеческого общества; – соотношение понятий «информационное общество», «цифровое общество», «цифровой поворот», «цифровая трансформация» и пр. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – выделять основные признаки и тенденции развития информационного общества; – выделять основные особенности и тенденции развития цифрового общества. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | – навыками анализа особенностей современного развития информационных (цифровых) технологий и применением междисциплинарного подхода к научным исследованиям. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Информационное общество | ||||||
1.1. | Периодизации развития человеческого общества | Лекции | 1 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Информационные революции | Лекции | 1 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Информация и информационное общество | Лекции | 1 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Цифровое общество | Лекции | 1 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.5. | Цифровой поворот и цифровая трансформация | Лекции | 1 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.6. | Признаки и особенности информационного общества | Практические | 1 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.7. | Признаки и особенности цифрового общества | Практические | 1 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.8. | Данные их значение в информационном (цифровом) обществе. Наука о данных (Data Sciences). Большие данные (Big Data). | Практические | 1 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.9. | Особенности развития науки и образования в информационном (цифровом) обществе | Практические | 1 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.10. | Искусственный интеллект и машинное обучение | Практические | 1 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.11. | Социальные последствия информатизации и цифровой трансформации общества | Практические | 1 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.12. | Перспективы развития современного цифрового общества | Практические | 1 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.13. | Изучение литературы по курсу. Подготовка к зачету | Сам. работа | 1 | 26 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.14. | Консультации по разделу курса | Консультации | 1 | 50 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6308 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Происходит ли в рамках гуманитарных исследований обработка больших данных? а) да, большие данные составляют основной массив гуманитарных данных б) нет, для этого пока нет соответствующих методов и технологий в) нет, в гуманитарных науках не бывает больших данных г) да, хотя таких случаев немного, но они есть Ответ: г 2. Термин «Data Science» обозначает: а) науку о данных б) статистический анализ данных в) научные данные г) большие данные Ответ: а 3. Термин «Big Data» обозначает: а) гуманитарные данные б) большие данные в) естественнонаучные данные г) метаданные Ответ: б 4. Аналитик данных – это специалист, занимающийся: а) только подготовкой данных для анализа б) только обработкой данных в) только интерпретацией результатов обработки г) всеми упомянутыми операциями Ответ: г 5. Что не входит в науку о данных? а) классическая математическая статистика б) системное программирование в) статистический анализ данных г) интеллектуальный анализ данных Ответ: б 6. Какая из характеристик не соответствует информационному обществу? а) общество, в котором доступ к получению и распространению разнообразной информации есть у каждого социума б) общество, в котором информационные данные постоянно обновляются и являются общедоступными в) общество, в котором нет необходимости соблюдать авторские права на интеллектуальные продукты г) общество, в котором связь между людьми и группами лиц мгновенна вне зависимости от их удаленности друг от друга Ответ: в 7. Какая из нижеперечисленных тенденций современного общества отрицательно влияет на человека? а) увеличение усвоенного знания и расширение кругозора б) возрастание темпов обновления во всех сферах жизни в) свободное перемещение информации, возникновение социальных сетей г) быстрое обесценивание и устаревание информации и знаний Ответ: г 8. Какого формата данных из приведенных ниже не существует? а) числовой формат б) буквенный формат в) графический формат г) тестовый формат Ответ: б 9. Какая из приведенных ниже операций с данными включает меры, направленные на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных? а) защита данных б) сортировка данных в) фильтрация данных г) формализация данных Ответ: а 10. Манипулирование данными – это: а) сознательная фальсификация данных б) действия, выполняемые над информацией, хранящейся в базе данных, например, запросы к данным в) некорректная обработка данных г) неправильная интерпретация результатов исследования Ответ: б 11. Данные, не измеряющие количественную меру того или иного признака, а только указывающие на его наличие или отсутствие, – это: а) мультимедийные данные б) метаданные в) качественные данные г) количественные данные Ответ: в 12. Что из нижеперечисленного не указывает на формат данных? а) числовые данные б) текстовые данные в) двоичные данные г) первичные данные Ответ: г 13. Гаджет – это: а) любое цифровое устройство б) цифровое устройство, наделённое повышенной функциональностью и портативностью в) набор домашней бытовой техники г) суперкомпьютер Ответ: б 14. С какими научно-техническими достижениями связана третья информационная революция? а) изобретение компьютера, появление персональных компьютеров и сети Интернет б) изобретение письменности и возможность передачи знаний на носителях в) изобретение книгопечатания, сделавшего возможным размножение информации и массовое обучение г) изобретение электричества и создание возможностей быстрой передачи информации на расстояние Ответ: г 15. Информационный взрыв – это: а) массовая оцифровка информации на бумажных носителях б) лавинообразное нарастание массы разнообразной информации в современном обществе в) всеобщее распространение грамотности г) широкой распространение мессенджеров и социальных сетей Ответ: б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Наука о способах получения, хранения и переработки информации называется ____________. Ответ: информатика 2. Наука о закономерностях и формах движения и использования информации в обществе называется ____________ информатика. Ответ: социальная 3. Процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных, состоящие из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах, называются информационными ________________. Ответ: технологиями 4. Данные, которые загружаются по мере прохождения некоторых процессов или событий, называются _____________ данными. Ответ: потоковыми 5. Данные, которые содержат сведения о составе данных, их содержании, статусе, происхождении, местонахождении, качестве, форматах и формах представления, условиях доступа и т.п., называются _______________. Ответ: метаданными 6. Операция с данными, заключающаяся в привидении данных к одинаковой форме, называется ______________________ данных. Ответ: формализацией 7. Операция с данными, заключающаяся в отсеивании данных, в которых нет необходимости, называется ______________________ данных. Ответ: фильтрацией 8. Операция с данными, заключающаяся в упорядочивании данных по заданному признаку, называется ____________________ данных. Ответ: сортировкой 9. Операция с данными, заключающаяся в организации хранения данных в удобной и легкодоступной форме, называется __________________ данных. Ответ: архивированием 10. Совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации, называется информационными _________________. Ответ: ресурсами 11. Совокупность структурированных взаимосвязанных данных, предназначенная для обеспечения информационных запросов в определенной предметной области, называется _________ данных Ответ: базой 12. Семантически наполненная совокупность данных, характеризующих тот или иной объект в базе данных, называется ___________. Ответ: записью 13. Модель базы данных, представляющая все данные в виде таблиц, в строках которых располагаются записи, а в столбцах – признаки данных, снабженные именами, называется __________________ моделью. Ответ: реляционной 14. Взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов, средств, методов и персонала, обеспечивающих динамическую информационную модель определенной предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей, называется _____________________ системой. Ответ: информационной 15. Вычислительная машина, предназначенная для передачи, хранения и обработки информации, называется ________________. Ответ: компьютер 16. Множество компьютеров, соединенных по определенным правилам линиями связи для обеспечения совместного доступа к ресурсам и обмена информацией называется компьютерной _______. Ответ: сетью 17. Форма представления данных с определенными ограничениями называется __________ данных. Ответ: форматом 18. Данные, характеризующие некоторый период времени, называются _________________ данными. Ответ: динамическими 19. Данные, представленные в числовой форме, позволяющей обрабатывать их методами математической статистики, называются _____________________ данными. Ответ: количественными 20. Данные, имеющие фиксированную структуру и хранящиеся в таблицах, в основном в базах данных, называются _______________________ данными. Ответ: структурированными КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен к разработке и осуществлению проектной деятельности в области истории в рамках научных исследований ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Верно ли, что цифровая культура характеризуется формированием новых ощущений времени и пространства, новых форм социальной регуляции и способов социального взаимодействия? А. Верно. В. Неверно. Ответ: А. Вопрос 2. Социально-гуманитарный аспект в изучении цифровой культуры предполагает: А. Изучение современного общества. В. Изучение широких трансформаций, происходящих в связи с распространением цифровых технологий в культуре в целом. С. Изучение феноменов и артефактов цифровой культуры. Ответ: В. Вопрос 3. : Какое периодическое издание издается Ассоциацией «История и Компьютер»? а) Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер» б) Историческая информатика в) Компьютерные науки г) Экономическая история. Ежегодник Ответ: а Вопрос 4. Критерии медиаграмотности и методики оценки уровня медиаграмотности населения РФ в 2014 г. были утверждены: А. Президентом Российской Федерации. В. Федеральной службой безопасности Российской Федерации. С. Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ответ: С. Вопрос 5. Информационный взрыв выражается: А. В содержании информации. В. В нарушении потоков информации. С. В неуклонном возрастании объема информации. Ответ: С. Вопрос 6. Цифровой след оставляет: А. Каждый индивид в цифровом обществе. В. Только активный пользователь социальных сетей. С. Только владелец цифровой подписи. Ответ: А. Вопрос 7. Кто из перечисленных ниже историков не имеет отношения к клиометрии? а) Д.И. Ковальченко б) К. Гинзбург в) Д. Норт г) Р. Фогель ОТВЕТ: б Вопрос 8. Сколько федеральных проектов входит в структуру национального проекта «Образование»? А. 5. В. 2. С. 10. Ответ: С. Вопрос 9. Федеральный проект, направленный на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также на обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования, - это: А. Образование. В. Цифровая образовательная среда. С. Цифровая экономика. Ответ: В. Вопрос 10. В состав какой национальной программы входит федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»? А. Цифровая экономика Российской Федерации. В. Цифровое общество Российской Федерации. С. Образование. Ответ: А. Вопрос 11. Тайм-менеджмент – это: А. Научная дисциплина, изучающая время. В. Мобильное приложение – аналог будильника. С. Технология организации времени и повышения эффективности его использования. Ответ: С. Вопрос 12. На какой период рассчитана «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденная в мае 2017 г.? А. На 2017-2024 годы. В. На 2017-2030 годы. С. На 2018-2020 годы. Ответ: В. Вопрос 13. Организация учебного процесса без взаимодействия в режиме реального времени преподавателя и учащегося – это: А. Индивидуальное обучение. В. Домашнее обучение. С. Асинхронное обучение. Ответ: С. Вопрос 14. Автовебинар – это: А. Запись вебинара, которая проигрывается для новых слушателей по заданному расписанию на основании сценария. В. Авторский вебинар. С. Вебинар, в котором участвуют не более 2-х человек. Ответ: А. Вопрос 15. Механизм, позволяющий выделить из имеющейся аудитории только целевых пользователей и показать коммуникационное сообщение именно им, называется: А. Блогинг. В. Таргетинг. С. Онлайн-серфинг. Ответ: В. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Как называется национальный проект, утвержденный в декабре 2018 г., рассчитанный на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2024 г., целями которого является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций? Ответ: Образование. 2. Как называется Всероссийская акция, признанная самой масштабной в России проверкой знаний в области цифровой грамотности? Акция дает возможность пользователям не только узнать свой уровень цифровых компетенций, но и пройти работу над ошибками, а также сформировать свою личную стратегию развития недостающих знаний и навыков. Ответ: Цифровой диктант. 3. Какие методы применяются в исторической науке на основе междисциплинарного взаимодействия с другими науками. ОТВЕТ: количественные (математические) методы; социально-психологические, лингвистические; методы семиотики; метод искусствоведческого анализа, методы антропологии, социологии. 4. Какой документ определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов? Ответ: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. 5. Концепция вычислительной сети, соединяющей вещи (физические предметы), оснащенные встроенными информационными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой без участия человека, - это ___________________. Ответ: Интернет вещей. 6. Общество ______________ - это общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Ответ: знаний. 7. Что такое информационное пространство знаний? Ответ: информационное пространство, основанное на знаниях. 8. Одна из форм графического и коммуникационного дизайна: графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию, - это: Ответ: Инфографика. 9. ___________ мышление – это восприятие мира через короткие яркие образы. Ответ: Клиповое. 10. Что такое лента времени (timeline)? Ответ: временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события. 11. Чем знаменит Николас Негропонте? Ответ: автор понятия «Цифровая экономика». 12. О каком методе идет речь: «Визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями, а также метод, при помощи которого можно структурировать любой материал»? Ответ: ментальная карта/интеллект-карта/mind map. 13. __________ гражданин – это представитель так называемого поколения Z, социализация которого совпала с эпохой распространения массового Интернета. Ответ: Цифровой. 14. __________________________междисциплинарная область исторических исследований, целью которой является расширение информационного, методического и технологического обеспечения исторической науки, а также апробация новых информационных технологий и методов в конкретно-исторических исследованиях. Объединяет совокупность теоретических и прикладных знаний, необходимых для создания, обработки и анализа оцифрованных исторических источников всех видов. ОТВЕТ: Историческая информатика 15. Что такое «Цифровой след»? Ответ: данные, которые оставляет пользователь при использовании интернета или цифровых устройств. 16. Назовите два вида цифровых следов. Ответ: активные и пассивные. 17. Тип многофакторной аутентификации, требующий дополнительный (второй) фактор аутентификации к паролю (первый фактор), - это __________________. Ответ: Двухфакторная аутентификация. 18. Что такое Кибербуллинг? Ответ: способы психологического давления, оскорбления, травли в интернете. 19. В чем заключается «Право на забвение? Ответ: в возможности потребовать от поисковиков удалить свои персональные данные из общего доступа. 20. ____________ – это рассылка электронных писем, сообщений или звонки (чаще рекламного характера) людям, не выражавшим желания их получать. Ответ: спам. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Городнова А.А. | Развитие информационного общества: учебник | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | В. А. Шапцев, Ю. В. Бидуля | Теория информации. Теоретические основы создания информационного общества : учебное пособие для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/5010C1E1-28EC-47E2-B3FC-757D4584EE58 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Соколов А.В. | Информационное общество в виртуальной и социальной реальности : | СПб: Алетейя // ЭБС "ONLINE", 2012 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Белов В. С. | Информационно-аналитические системы. Основы проектирования и применения: учебное пособие, руководство, практикум | ЭБС "Университетская библиотека ONLINE ", 2010 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90540 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт института истории и международных отношений Алтайского государственного университета | hist.asu.ru | ||
Э2 | Электронная библиотека Ассоциации «История и компьютер» | library.aik-sng.com | ||
Э3 | Журнал «Историческая информатика» (2017-2021 гг.) | nbpublish.com | ||
Э4 | Журнал «Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании» (2012-2016 гг) | kleio.asu.ru | ||
Э5 | Ассоциация «История и компьютер» | aik-sng.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ: БД «Населенные пункты Алтайского края»; БД «Население Тобольска в 1897 г.»; БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»; БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»); БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»; БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.». |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
311М | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 единица; компьютеры – 13 единиц: марка ASUS Intet Pentiumu - 1 единица; марка ACT - 1 единица; марка Арситек - 1 единица; марка in win – 1 единица; марка АСТ POWER, модель Р-511 – 1 единица; марка Aquarius модель Pro P30 946 – 3 единицы; марка КламаС Офис модель Intel Core i3-2100 – 1 единица; марка Aquaruius модель Elt E50 S54 – 2 единицы; марка АСТ POWER – 1 единица; марка Intel Core2 Duo – 1 единица; мониторы: марка Philips модель 190S6 – 2 единицы; марка Acer модель AL1917 – 4 единицы; марка Samsung 2ms – 1 единица, Samsung 943n - 1 единица, марка Acer модель V233h – 2 единицы; марка Sony – 1 единица; марка Samsung модель SyncMaster 943 – 2 единицы; сканер: EPSON GT 20000 B11B195021 – 1 единица; сканер: HP Scanjet automatic document feeder C771A – 1 единица; сканер: HP Scanjet 2400 – 2 единицы; сканер: HP Scanjet G4010 – 1 единица; лазерный ксерокс: Xerox Phaser 4500n – 1 единица; телевизор ЖК Samsung 46" LE46B530P7W; учебно-наглядные пособия и литература |
Целью освоения дисциплины является формирование представления об информационном обществе и его современном этапе – цифровом обществе, их признаках, особенностях и тенденциях развития. Курс «Информационное общество» предполагает изучение магистрантами теории происхождения и развития информационного общества как стадии развития человеческого общества в целом. Необходимо глубокое понимание формирования информационного общества как последовательности нескольких информационных революций, последняя из которых связана с появлением компьютера и компьютерных технологий обработки информации. Компьютер в информационном обществе перестает быть просто счетно-решающей машиной, а становится универсальным инструментом – как по своим функциям, так и по сферам применения. Компьютерные сети стали стержнем современной научно-образовательной инфраструктуры. Важным моментом является также понимание соотношения понятий «информационное общество» и «цифровое общество». Подготовка к зачету включает в себя также овладение базовыми знаниями для понимания роли и значения современных междисциплинарных исследований для гуманитарной научно-образовательной сферы. |