МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Система организации профессиональной деятельности в цифровой среде

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_История_ИЗвСО-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 34
индивидуальные консультации 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 34 34 34 34
Консультации 50 50 50 50
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Неженцева Н.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Брюханова Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Система организации профессиональной деятельности в цифровой среде

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.01 История (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1057)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомить студентов с современными информационными технологиями, техническими средствами и программным обеспечением, необходимым для осуществления научной деятельности в своей профессиональной сфере; подготовить к практическому использованию информационных технологий в при решении профессиональных задач в своей профессиональной области.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен к разработке и осуществлению проектной деятельности в области истории в рамках научных исследований
ПК-3.1 Знает содержание работы по подготовке научных проектов на уровне руководителя и исполнителя
ПК-3.2 Умеет применять современные технологии проектной деятельности при планировании и решении задач профессионального и личностного развития
ПК-3.3 Владеет навыками проектирования, реализации и оценки научных работ разного уровня в области исторической науки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.информационные ресурсы сети Интернет и локальные базы данных для научных исследований;
технологии хранения, обработки, распространения и представления информации;
специализированное программное обеспечение для проектирования технологических процессов
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать информационные сети для решения профессиональных задач;
применять современные цифровые технологии в профессиональной деятельности (практической, научной, проектной, исследовательской, педагогической)
применять современные информационные технологии в образовании
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками извлечения актуальной научной информации из электронных библиотек, архивов и информационных ресурсов;
методами работы с современным программными продуктами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные цифровые технологии в профессиональной деятельности
1.1. Теоретические и правовые аспекты цифровизации общества. Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Теоретические и правовые аспекты цифровизации общества. Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Организация профессиональной деятельности в ВУЗе с использованием цифровых технологий. Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Организация профессиональной деятельности в ВУЗе с использованием цифровых технологий. Практические 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Теоретические и правовые аспекты цифровизации общества. Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1
Раздел 2. Международные и российские информационные базы данных для научных исследований
2.1. Особенности работы с БД Elibrary.ru, БД РИНЦ, БД Scopus, БД WoS. Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1
2.2. Особенности работы с современными информационными ресурсами архивов, музеев и билиотек. Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Особенности работы с БД Elibrary.ru, БД РИНЦ, БД Scopus, БД WoS. Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1
2.4. Особенности работы с современными информационными ресурсами архивов, музеев и билиотек. Практические 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1
2.5. Агрегаторы научной информации Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1
2.6. Консультации по дисциплине Консультации 2 50 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1
2.7. Самостоятельная работа с источниками и литературой по основным темам курсам. Сам. работа 2 24 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен к разработке и осуществлению проектной деятельности в области истории в рамках научных исследований

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Верно ли, что цифровая культура характеризуется формированием новых ощущений времени и пространства, новых форм социальной регуляции и способов социального взаимодействия?
А. Верно.
В. Неверно.
Ответ: А.

Вопрос 2. Социально-гуманитарный аспект в изучении цифровой культуры предполагает:
А. Изучение современного общества.
В. Изучение широких трансформаций, происходящих в связи с распространением цифровых технологий в культуре в целом.
С. Изучение феноменов и артефактов цифровой культуры.
Ответ: В.

Вопрос 3. : Какое периодическое издание издается Ассоциацией «История и Компьютер»?
а) Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер»
б) Историческая информатика
в) Компьютерные науки
г) Экономическая история. Ежегодник
Ответ: а

Вопрос 4. Критерии медиаграмотности и методики оценки уровня медиаграмотности населения РФ в 2014 г. были утверждены:
А. Президентом Российской Федерации.
В. Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
С. Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Ответ: С.

Вопрос 5. Информационный взрыв выражается:
А. В содержании информации.
В. В нарушении потоков информации.
С. В неуклонном возрастании объема информации.
Ответ: С.

Вопрос 6. Цифровой след оставляет:
А. Каждый индивид в цифровом обществе.
В. Только активный пользователь социальных сетей.
С. Только владелец цифровой подписи.
Ответ: А.

Вопрос 7. Кто из перечисленных ниже историков не имеет отношения к клиометрии?
а) Д.И. Ковальченко
б) К. Гинзбург
в) Д. Норт
г) Р. Фогель
ОТВЕТ: б

Вопрос 8. Сколько федеральных проектов входит в структуру национального проекта «Образование»?
А. 5.
В. 2.
С. 10.
Ответ: С.

Вопрос 9. Федеральный проект, направленный на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также на обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования, - это:
А. Образование.
В. Цифровая образовательная среда.
С. Цифровая экономика.
Ответ: В.

Вопрос 10. В состав какой национальной программы входит федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»?
А. Цифровая экономика Российской Федерации.
В. Цифровое общество Российской Федерации.
С. Образование.
Ответ: А.

Вопрос 11. Тайм-менеджмент – это:
А. Научная дисциплина, изучающая время.
В. Мобильное приложение – аналог будильника.
С. Технология организации времени и повышения эффективности его использования.
Ответ: С.

Вопрос 12. На какой период рассчитана «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденная в мае 2017 г.?
А. На 2017-2024 годы.
В. На 2017-2030 годы.
С. На 2018-2020 годы.
Ответ: В.

Вопрос 13. Организация учебного процесса без взаимодействия в режиме реального времени преподавателя и учащегося – это:
А. Индивидуальное обучение.
В. Домашнее обучение.
С. Асинхронное обучение.
Ответ: С.

Вопрос 14. Автовебинар – это:
А. Запись вебинара, которая проигрывается для новых слушателей по заданному расписанию на основании сценария.
В. Авторский вебинар.
С. Вебинар, в котором участвуют не более 2-х человек.
Ответ: А.

Вопрос 15. Механизм, позволяющий выделить из имеющейся аудитории только целевых пользователей и показать коммуникационное сообщение именно им, называется:
А. Блогинг.
В. Таргетинг.
С. Онлайн-серфинг.
Ответ: В.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Как называется национальный проект, утвержденный в декабре 2018 г., рассчитанный на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2024 г., целями которого является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций?
Ответ: Образование.
2. Как называется Всероссийская акция, признанная самой масштабной
в России проверкой знаний в области цифровой грамотности? Акция дает возможность пользователям не только узнать свой уровень цифровых компетенций, но и пройти работу
над ошибками, а также сформировать свою личную стратегию развития недостающих знаний и навыков.
Ответ: Цифровой диктант.
3. Какие методы применяются в исторической науке на основе междисциплинарного взаимодействия с другими науками.
ОТВЕТ: количественные (математические) методы; социально-психологические, лингвистические; методы семиотики; метод искусствоведческого анализа, методы антропологии, социологии.
4. Какой документ определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов?
Ответ: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации.
5. Концепция вычислительной сети, соединяющей вещи (физические предметы), оснащенные встроенными информационными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой без участия человека, - это ___________________.
Ответ: Интернет вещей.
6. Общество ______________ - это общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
Ответ: знаний.
7. Что такое информационное пространство знаний?
Ответ: информационное пространство, основанное на знаниях.
8. Одна из форм графического и коммуникационного дизайна: графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию, - это:
Ответ: Инфографика.
9. ___________ мышление – это восприятие мира через короткие яркие образы.
Ответ: Клиповое.
10. Что такое лента времени (timeline)?
Ответ: временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события.
11. Чем знаменит Николас Негропонте?
Ответ: автор понятия «Цифровая экономика».
12. О каком методе идет речь: «Визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями, а также метод, при помощи которого можно структурировать любой материал»?
Ответ: ментальная карта/интеллект-карта/mind map.
13. __________ гражданин – это представитель так называемого поколения Z, социализация которого совпала с эпохой распространения массового Интернета.
Ответ: Цифровой.
14. __________________________междисциплинарная область исторических исследований, целью которой является расширение информационного, методического и технологического обеспечения исторической науки, а также апробация новых информационных технологий и методов в конкретно-исторических исследованиях. Объединяет совокупность теоретических и прикладных знаний, необходимых для создания, обработки и анализа оцифрованных исторических источников всех видов.
ОТВЕТ: Историческая информатика
15. Что такое «Цифровой след»?
Ответ: данные, которые оставляет пользователь при использовании интернета или цифровых устройств.
16. Назовите два вида цифровых следов.
Ответ: активные и пассивные.
17. Тип многофакторной аутентификации, требующий дополнительный (второй) фактор аутентификации к паролю (первый фактор), - это __________________.
Ответ: Двухфакторная аутентификация.
18. Что такое Кибербуллинг?
Ответ: способы психологического давления, оскорбления, травли в интернете.
19. В чем заключается «Право на забвение?
Ответ: в возможности потребовать от поисковиков удалить свои персональные данные из общего доступа.
20. ____________ – это рассылка электронных писем, сообщений или звонки (чаще рекламного характера) людям, не выражавшим желания их получать.
Ответ: спам.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 2 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Н. Серегин Мировые информационные ресурсы: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Иванова, Н. П. Социально-гуманитарные науки в контексте современной культуры: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 БД Scopus www.scopus.com
Э3 БД Web of Science webofknowledge.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины приведены в ФОС (см. приложение)