Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.01. История |
Профиль | Исторические знания в современном обществе |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 9 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_01_История_ИЗвСО-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | 2 (3) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 20 | 15 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 18 | 18 | 34 | 34 |
Практические | 20 | 20 | 22 | 22 | 42 | 42 |
Сам. работа | 17 | 17 | 27 | 27 | 44 | 44 |
Консультации | 100 | 100 | 50 | 50 | 150 | 150 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 | 54 | 54 |
Итого | 180 | 180 | 144 | 144 | 324 | 324 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины Актуальные проблемы исторических исследований является знакомство магистрантов с современным уровнем развития исторической науки и формирование у них системы теоретических знаний в области проблематики исторических исследований. Задачи: – изложить исторический опыт периодизации всемирной истории; – продемонстрировать использование основных понятий, характеризующих время; – познакомить с современными разработками и методологическими проблемами; – подготовить к научно-исследовательской работе; – сформировать целостное научное представление о теоретических основаниях и практическом назначении периодизации всемирной истории; – изучить и проанализировать ключевые проблемы в области отечественного истории; – освоить ключевые этапы, особенности и последствия развития отечественной истории в XX столетии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.01 |
ОПК-1 | Способен применять знания источниковедения при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач, комплексно работать с исторической информацией; |
ОПК-1.1 | Знает методы, приемы работы с источниками |
ОПК-1.2 | Умеет применять результаты источниковедческой критики в процессе исследовательской и педагогической деятельности |
ОПК-2 | Способен использовать знания в области отечественной и всеобщей истории в прикладных и фундаментальных исследованиях, в педагогической деятельности, критически оценивать различные интерпретации прошлого в историографической теории и практике; |
ОПК-2.1 | Знает основные историографические концепции и подходы |
ОПК-2.2 | Умеет использовать теоретические и эмпирические знания в области истории для осуществления профессиональной деятельности |
ОПК-2.3 | Владеет навыками критического мышления и способен их применять в профессиональной деятельности |
ОПК-3 | Способен анализировать, объяснять исторические процессы и явления в их экономических, социальных и культурных измерениях на основе междисциплинарных подходов; |
ОПК-3.1 | Знает актуальные междисциплинарные подходы; методы и способы осуществления аналитической деятельности |
ОПК-3.2 | Умеет объяснять, аргументировать, делать выводы в результате проведения всестороннего анализа исторических процессов и явлений в их экономическом, социальном и культурном проявлении |
ОПК-3.3 | Владеет приемами аналитической деятельности, структурно-функционального анализа исторического материала |
ПК-1 | Способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в области исторической науки |
ПК-1.1 | Знает содержание фундаментальных и прикладных дисциплин, различные методы и исследовательские методики, применяемые в исторических исследованиях, имеет представление о междисциплинарных методах в гуманитарных исследованиях |
ПК-1.2 | Умеет ставить цели и определять задачи научно-исследовательской работы; определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач |
ПК-1.3 | Владеет навыками использования знаний содержания дисциплин программы магистратуры, в научно- исследовательской работе; исследовательскими методами, избранными для реализации запланированного исследования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Формы, способы, методы поиска информации по любой заданной теме; основные исторические понятия и термины; формы, способы, методы подготовки аналитической информации с учетом ее исторического контекста; теоретические концепции и направления современных исторических исследований. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Осмысливать , сопоставлять информацию , полученную из разных источников; грамотно использовать специальные исторические понятия и термины; использовать аналитическую информацию с учетом ее исторического контекста для принятия конкретных управленческих решений; применять полученные исторические знания в деятельности информационно- аналитических центров, государственных и общественных организаций |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Способностями профессионального делового общения; методиками применения конкретных знаний по историческим наукам при осуществлении экспертных и аналитических работ; навыками применения полученной в результате анализа исторического опыта информации для принятия конкретных управленческих решений; современными подходами и методиками исторического исследования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. Периодизация как теоретический раздел истории. | ||||||
1.1. | Знакомство с содержанием и объемом учебной дисциплины, с ее целями и задачами. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Определение периодизации. Связь периодизации с хронологией. | Практические | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Периодизация в исторической науке: европейский опыт и некоторые методологические проблемы. | ||||||
2.1. | Древние попытки построения исторической хронологии (Шумер, Ассирия, Вавилон, Египет, Греция). Библейские концепции периодизации | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Выработка понятия «средней» истории. Новое и новейшее время, процесс установления их хронологических границ. Другие подходы к периодизации Всемирной истории. | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Обзор современных подходов к структурированию Всемирной истории. | ||||||
3.1. | Формирование и традиции при структурировании истории в зарубежной науке. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Специфика подходов к структурированию истории в отечественной науке. | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 4. Онтологические и теоретические основания периодизации истории. Периодизация всемирной истории и культурно-хронологическая схема в археологии Евразии: проблемы соотношения и рационального структурирования. | ||||||
4.1. | Философские и научные требования к периодизациям. Признание базисных положений для создания периодизации. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 5. Накопление сведений по древней и средневековой истории Сибири. Первые попытки обобщения археологических материалов и письменных свидетельств. | ||||||
5.1. | Процесс освоения Сибири. Бугровщичество. Сибирская коллекция Петра I. | Практические | 2 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.2. | Культурно-хронологические схемы изучения Сибири, разработанные в 1920–1930-х гг. Концепция С.А. Теплоухова. Предложения С.В. Киселева. | Практические | 2 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 6. Современная концепция изучения древних и средневековых народов Алтая. | ||||||
6.1. | Послевоенные раскопки археологических памятников и создание предпосылок для новых концепций. | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.2. | Роль естественно-научных методов в получении объективной информации и перспективы дальнейших периодизационных разработок. | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 7. Модернизационные процессы и социальное развитие семьи в России периода империи (XVIII – начало XX в.). | ||||||
7.1. | Взаимосвязь развития семьи и общества.). | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
7.2. | Основные тенденции социального развития семьи. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
7.3. | Влияние законодательных и культурных преобразований XVIII в. на семью. | Практические | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
7.4. | Формирование нового типа внутрисемейных отношений. Семья и государство. Развитие образования и изменение отношения к детям. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 8. Формирование территории и национальный состав населения Российской империи в XIX в. | ||||||
8.1. | Терминология. Понятие «колония», «окраина», «диаспоры». | Практические | 2 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
8.2. | Рост территории России в конце XVIII – XIX вв. | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
8.3. | Национальный состав населения Российской империи. Диаспоры (немецкая, еврейская и др.). | Практические | 2 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 9. Управление и социально-экономическое развитие национальных окраин. Национально-освободительное движение. | ||||||
9.1. | Региональные особенности управления национальных окраин. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
9.2. | Неравномерность экономического развития национальных окраин. | Практические | 2 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
9.3. | Теория формирования национальных элит. Национально-освободительное движение. | Практические | 2 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 10. Историография проблемы «Россия – многонациональная империя». | ||||||
10.1. | Историография проблемы «Россия – многонациональная империя». | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
10.2. | Дореволюционная демократическая историография. Эмигрантская историография. Дореволюционная официальная историография. Современная историография | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 11. Модернизационные процессы и кризис имперской государственности в России. | ||||||
11.1. | Модернизационные процессы и кризис имперской государственности в России. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
11.2. | Кризис имперской идентичности. Кризис системы управления империей. | Практические | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
11.3. | Революционная смута 1917 г. как следствие кризиса империи. | Практические | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
11.4. | Территориальный распад Российской империи. | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 12. Вопросы индустриализации России 2-й пол. XIX – начала XX в. в отечественной историографии. | ||||||
12.1. | Вопросы индустриализации России 2-й пол. XIX – начала XX в. в отечественной историографии. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
12.2. | Дореволюционная историография. Советская историография. | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
12.3. | Вопросы индустриализации России 2-й половины XIX – начала XX в. в современной историографии. | Практические | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 13. Столыпинская аграрная реформа: современные подходы к изучению. | ||||||
13.1. | Столыпинская аграрная реформа: современные подходы к изучению. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
13.2. | Проблема аграрного кризиса. | Практические | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
13.3. | Основные положения столыпинского аграрного законодательства. Оценка в современной историографии целей, итогов и значения реформы. | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 14. Предпосылки революционного кризиса 1917 года: современные трактовки. | ||||||
14.1. | Социально-экономические, политические и ментальные предпосылки революции. | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
14.2. | Проблема альтернатив Октябрьской революции 1917 г. | Практические | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
14.3. | Консультации по пройденным темам | Консультации | 2 | 100 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | |
14.4. | Экзамен | 2 | 27 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | ||
Раздел 15. Теория модернизации и история России ХХ – начала ХХI вв. | ||||||
15.1. | Модернизационная парадигма мировой истории и Россия. | Лекции | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
15.2. | Условия, тип, особенности и этапы российской модернизации: оценки современной историографии. | Практические | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 16. Большевистский дискурс российской модернизации: выбор стратегии и тактики экономических преобразований в первое десятилетие советской власти. | ||||||
16.1. | Большевистский дискурс российской модернизации: выбор стратегии и тактики экономических преобразований в первое десятилетие советской власти. | Практические | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
16.2. | От революционной атаки на мировой капитал к политике мирного сосуществования. | Практические | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 17. Социалистическая индустриализация: модернизационный прорыв и его особенности. | ||||||
17.1. | Курс на ускоренную индустриализацию и «бешеные» темпы экономического роста. | Практические | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
17.2. | Курс на ускоренную индустриализацию и «бешеные» темпы экономического роста. | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
17.3. | Сталинский неонэп. Причины, этапы, методы, источники, итоги, «цена» и последствия социалистической индустриализации | Лекции | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 18. Развитие ВПК и попытки модернизации советской экономики в условиях «холодной» войны. | ||||||
18.1. | Развитие ВПК и попытки модернизации советской экономики в условиях «холодной» войны. | Практические | 3 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
18.2. | Военно-промышленный комплекс как основа советской экономики. | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
18.3. | Реформы А.Н. Косыгина. | Лекции | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 19. Мировой экономический кризис и Россия: исторический шанс модернизационного перехода. | ||||||
19.1. | Причины современного мирового экономического кризиса. | Лекции | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
19.2. | Завершение модернизационного перехода в России как возможность и последствие преодоления кризиса. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
19.3. | Изучение литературы по курсу | Сам. работа | 3 | 19 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | |
19.4. | консультации по пройденным темам | Консультации | 3 | 50 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | |
19.5. | Экзамен | Экзамен | 3 | 27 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=437 Оценка сформированности компетенции ОПК-2: Способен использовать знания в области отечественной и всеобщей истории в прикладных и фундаментальных исследованиях, в педагогической деятельности, критически оценивать различные интерпретации прошлого в историографической теории и практике. Примеры заданий закрытого типа. 1. Выберите верное название научного подхода к изучению этничности, в котором нация или этническая общность представлены как социальные конструкты. А. примордиализм Б. ситуационизм (инструментализм) В. конструктивизм ОТВЕТ: В 2. Как называется стратегия аккультурации, которая предполагает идентификацию как со старой, так и с новой культурой? А. маргинализация Б. ассимиляция В. интеграция ОТВЕТ: В 3. Отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой называется... А. сегрегация Б. аккультурация В. сепарация ОТВЕТ: В 4. Свойство сознания человека воспринимать и оценивать окружающий мир с точки зрения превосходства традиций и ценностей собственной этнической группы над другими, определяется как… А. патриотизм Б. этноцентризм В. эмпатия ОТВЕТ: В 5. К «природным» символам можно отнести… А. герб, гимн, флаг Б. леса, горы, озера В. известных политических лидеров ОТВЕТ: Б 6. Образ своей социальной группы (собственного этноса) А. экстраобраз Б. интрообраз ОТВЕТ: Б 7. Отрицание культуры и цивилизации, убеждение в том, что любое усовершенствование человеческой жизни и «отдаление от природы» вредно: А. мягкий примитивизм Б. культурный примитивизм ОТВЕТ: Б 8. Какого термина в современной этнологии не существует? А. стереотип отражения Б. стереотип восприятия В. стереотип поведения ОТВЕТ: А 9. Какие этнические представления, согласно концепции французской исследовательницы С. Марандон, являются первичными? А. этнические образы Б. этнические предубеждения В. этнические стереотипы ОТВЕТ: Б Г. этнические (национальные) идеи (мнения) 10. Группа идей, связанных с романтизацией простого (первобытного) образа жизни и отрицательным отношением к прогрессу и цивилизации: А. примитивизм Б. коммунизм ОТВЕТ: А 11. Какие идеи способствовали идеализации «варваров» в античности? А. идеи примитивизма Б. идеи ромоцентризма В. идеи христианства ОТВЕТ: А 12. Идеализация прошлых времен, убеждение в том, что раньше «и трава была зеленее, и деревья выше», в концепции американских ученых А.О. Лавджоя и Дж. Боаса называется: А. культурный примитивизм Б. хронологический примитивизм ОТВЕТ: Б 13. При каком русском князе появилась концепция «Москва— третий Рим»? А. Иване III Б. Василии III В. Иване IV ОТВЕТ: А 14. Какой европейский автор написал первое подробное сочинение о Московском государстве, которое считается первоисточником всех стереотипов о России? А. Сигизмунд фон Герберштейн Б. Адам Олеарий В. Джайлс Флетчер ОТВЕТ: А 15. Какой французский писатель, посетивший Россию в XIX в., описал ее в таком неприглядном свете, что с тех пор считается едва ли не самым главным «клеветником России»? А. Астольф де Кюстин Б. Теофиль Готье В. Александр Дюма ОТВЕТ: А Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий. «не зачтено» – верно менее 60% заданий. Примеры заданий закрытого типа. 1. Какие бывают этнические стереотипы? - Этнические стереотипы можно разделить на положительные (позитивные), отрицательные (негативные) и нейтральные. Кроме того, среди разновидностей этнических стереотипов выделяют: автостереотипы, гетеростереотипы и т.д. 2. Какие бывают символы, непосредственно оказывающие влияние на имидж государства? - Символы бывают государственные, природные, исторические, религиозные, культурные и т.д. Кроме того, символами могут выступать и официальный язык государства, и денежная единица, и даже какие-либо институты общества. 3. Какие основные формы межкультурной коммуникации выделяют? - Выделяют четыре основные формы межкультурной коммуникации — прямую и косвенную, опосредованную и непосредственную. При этом, в межкультурной коммуникации стоит учитывать внутренний и внешний контекст коммуникации. 4. Кто ввел в научный оборот термин «имидж»? - В научный оборот термин «имидж» ввёл в 60-е годы ХХ в. (может, не выделять жирным шрифтом, в вопросе же нет даты?) американский экономист К. Боулдинг. Он рассматривал имидж с позиции практической значимости, поскольку привязывал этот феномен к экономической сфере. 5. Кто ввел в научный оборот термин «стереотип»? - Термин «стереотип» был введен в 1922 г. (может, не выделять жирным шрифтом, в вопросе же нет даты?) У. Липпманом. Согласно У. Липпману, стереотипы – это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права. 6. Что из перечисленного относится к негативному этническому стереотипу: «русские – ленивые», «немцы – пунктуальные», «англичане любят пить чай», «в России всегда холодно»? - «Русские – ленивые» – является негативным этническим стереотипом. Считается, что данный стереотип был создан иностранцами, посещавшими Россию в XVI–XVII вв. 7. Какие факторы влияют на формирование имиджа страны (государства)? - К факторам, оказывающим первостепенное влияние на формирование имиджа, исследователи относят непосредственно государственную политику (стратегии и практики имиджевой политики, политики идентичности), средства массовой информации, различные технологии PR, идентичность общества и т.д. По Э.А. Галумову к таким факторам можно отнести: «условно-статичные» факторы, «корректируемые условно-динамичные» социологические факторы, «корректируемые условно-динамичные» институциональные факторы. 8. Что такое «бренд»? - Торговая марка, имеющая определенные характерные ценные свойства и атрибуты. Обычно бренд тесно связан с репутацией компании, продукта или услуги в глазах клиентов, партнеров, общественности. 9. Как вы понимаете слово «европоцентризм» (евроцентризм)? - Характерная философская тенденция и политическая идеология, в явной или неявной форме провозглашающая передовые позиции европейских народов и западноевропейской цивилизации перед другими народами и цивилизациями в культурной сфере, а также их особую роль в мировой истории. 10. Что изучает «имагология»? - Имагология — научное направление, специализирующееся на изучении национальных (этнических) образов в мировой культурной традиции — литературе, искусстве, фольклоре, кинематографе. 11. Что изучает «имиджелогия»? - «Имиджелогия» — научно-практическое, прикладное направление, специализирующееся на изучении формирования имиджа (публичных деятелей, фирм, городов, регионов, стран). Представители данного направления (профессии) называются имиджмейкерами. 12. Что такое космополитизм? - Идейно-политическое течение, исходящее из приоритетов прогрессивных мировых ценностей над национальными при строительстве государства и общества. Космополитизм ставит интересы всего человечества выше интересов отдельной нации или государства и рассматривает человека как свободного индивида в рамках планеты Земля. 13. Что входит в понятие «ксенофобия»? - Страх, неприязнь и/или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого в негативном ключе, как непонятного, непостижимого и поэтому опасного и враждебного. 14. Как вы понимаете слово менталитет? - Относительно целостная совокупность мыслей, верований, создающих коллективную картину мира и скрепляющих единство культурной традиции и какой-либо общности. 15. Как вы понимаете концепцию «Москва — Третий Рим». - Теологическая, историософская и политическая концепция, утверждающая, что Москва является преемницей Римской империи и Византии. С этим связаны идеи об особой имперской миссии государства. 16. Что является национализмом? - Идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, ее первичности в государствообразующем процессе. 19. Что в отечественной научной традиции обычно понимается под словом «нация»? - Исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического (национального) самосознания. 17. Что в социальной психологии подразумевается под словом «образ»? - Формирующее под влиянием объективных факторов в сознании человека мысленное отображение воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Образ в русском языке отличают от имиджа (как целенаправленно формируемого образа). 18. Какое явление называется пропагандой? - Целенаправленное распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений, в том числе слухов или заведомо ложных сведений, для формирования общественного мнения или иных преследуемых целей. 19. Что изучает этнопсихология? - Междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности «национальной психики», менталитета, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов. 20. Дайте определение этноса. - Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированным в самоназвании (этнониме). Оценка сформированности компетенции ОПК-3: Способен анализировать, объяснять исторические процессы и явления в их экономических, социальных и культурных измерениях на основе междисциплинарных подходов: Примеры заданий закрытого типа. 1. Информацию, не зависящую от личного мнения или суждения, можно назвать: а) достоверной; б) актуальной; в) объективной; ОТВЕТ: В 2. Какие основные принципы системного подхода? А) Анализ, синтез, оценка Б) Целостность, иерархичность, взаимодействие В) Планирование, организация, контроль ОТВЕТ: А 3. Какие источники информации наиболее подходят для критического анализа отношений между Россией и Западом? А) Социальные сети Б) Первоисточники В) Газетные статьи ОТВЕТ: Б 4. Под поиском информации понимают: а) передачу информации на большие расстояния с помощью компьютерных систем; б) сортировку информации; в) получение нужной информации посредством наблюдения за реальной действительностью, использование каталогов, архивов, справочных систем, компьютерных сетей, баз данных и баз знаний и т.д. ОТВЕТ: В 5. Самый распространенный способ поиска информации в Сети Интернет предполагает использование: а) Справочных систем; б) Гиперссылок; в) Поисковых систем; ОТВЕТ: В 6. Выберите верное название научного подхода к изучению этничности, в котором нация или этническая общность представлены как социальные конструкты. А. примордиализм Б. ситуационизм (инструментализм) В. конструктивизм ОТВЕТ: В 7. Как называется стратегия аккультурации, которая предполагает идентификацию как со старой, так и с новой культурой? А. маргинализация Б. ассимиляция В. интеграция ОТВЕТ: В 8. Отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой называется... А. сегрегация Б. аккультурация В. сепарация 9. Какой епископ в католической традиции считается первокрестителем Руси? а) Бруно-Бонифаций б) Адальберт в) Титмар Мерзебургский ОТВЕТ: А 10. При каком русском князе появилась теория «Москва — третий Рим»? а) Иване III б) Василии III в) Иване IV ОТВЕТ: А 11. Какой европейский авантюрист принимал участие в Смуте начала XVI в. и оставил вое сочинение о России? а) Ж. Маржерет б) Г. Фон Штаден в) Дж. Горсей ОТВЕТ: А 12. Как звали русскую княжну, супругу императора Генриха IV, которая принимала участие в борьбе пап и императоров Священной Римской империи за инвеституру? а) Анна Ярославна б) Анастасия Ярославна в) Евпраксия Всеволодовна ОТВЕТ: В 13. Кто из древнерусских князей поддерживал тесные связи с папской курией, рассчитывая на помощь Запада в борьбе с татаро-монголами? а) Александр Невский б) Даниил Галицкий в) Михаил Черниговский ОТВЕТ: Б 14. Какой европейский автор написал первое подробное сочинение о Московском государстве, которое считается первоисточником всех стереотипов о России? а) С. Герберштейн б) А. Олеарий в) Дж. Флетчер ОТВЕТ: А 15. Какой античный писатель, сурово описав климат и обычаи причерноморских варваров, положил начало устойчивым литературным стереотипам? а) Эфор б) Овидий в) Аристотель ОТВЕТ: Б 16. Какие идеи способствовали идеализации варваров в античности? а) идеи примитивизма б) идеи ромоцентризма в) идеи христианства ОТВЕТ: А 17. Какой английский журналист начала XX в. идеализировал Россию, называя ее «Святой Русью» и противопоставляя во всем Западу? а) У. Стед б) С. Грэхем в) М. Бэринг ОТВЕТ: Б 18. Какой французский писатель, посетивший Россию в XIX в., описал ее в таком неприглядном свете, что с тех пор считается едва ли не самым главным «клеветником России»? а) А. де Кюстин б) Т. Готье в) А. Дюмаn. ОТВЕТ: А Примеры заданий закрытого типа. 1. Что можно отнести к инструментам информационной войны? - К инструментам информационной войны можно отнести психологические операции, дезинформацию, прямые информационные атаки, искажение информации и т.д. В информационной войне не задействуются психоактивные вещества, прямой шантаж и запугивание (это характерно для терроризма), подкуп, физическое воздействие и т.д. 2. Что такое «бренд»? - Торговая марка, имеющая определенные характерные ценные свойства и атрибуты. Обычно бренд тесно связан с репутацией компании, продукта или услуги в глазах клиентов, партнеров, общественности. 3. Дайте определение этноса. - Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированным в самоназвании (этнониме). 4. Какие бывают этнические стереотипы? - Этнические стереотипы можно разделить на положительные (позитивные), отрицательные (негативные) и нейтральные. Кроме того, среди разновидностей этнических стереотипов выделяют: автостереотипы, гетеростереотипы и т.д. 5. Что в отечественной научной традиции обычно понимается под словом «нация»? - Исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического (национального) самосознания. 6. Что входит в понятие «ксенофобия»? - Страх, неприязнь и/или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого в негативном ключе, как непонятного, непостижимого и поэтому опасного и враждебного. 7. Какие факторы влияют на формирование имиджа страны (государства)? - К факторам, оказывающим первостепенное влияние на формирование имиджа, исследователи относят непосредственно государственную политику (стратегии и практики имиджевой политики, политики идентичности), средства массовой информации, различные технологии PR, идентичность общества и т.д. По Э.А. Галумову к таким факторам можно отнести: «условно-статичные» факторы, «корректируемые условно-динамичные» социологические факторы, «корректируемые условно-динамичные» институциональные факторы. 8. Что является национализмом? - Идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, ее первичности в государствообразующем процессе. 9. Какие основные формы межкультурной коммуникации выделяют? - Выделяют четыре основные формы межкультурной коммуникации — прямую и косвенную, опосредованную и непосредственную. При этом, в межкультурной коммуникации стоит учитывать внутренний и внешний контекст коммуникации. 10. Как вы понимаете слово менталитет? - Относительно целостная совокупность мыслей, верований, создающих коллективную картину мира и скрепляющих единство культурной традиции и какой-либо общности. 11. Какие бывают символы, непосредственно оказывающие влияние на имидж государства? - Символы бывают государственные, природные, исторические, религиозные, культурные и т.д. Кроме того, символами могут выступать и официальный язык государства, и денежная единица, и даже какие-либо институты общества. 12. Что такое космополитизм? - Идейно-политическое течение, исходящее из приоритетов прогрессивных мировых ценностей над национальными при строительстве государства и общества. Космополитизм ставит интересы всего человечества выше интересов отдельной нации или государства и рассматривает человека как свободного индивида в рамках планеты Земля. 13. Какое явление называется пропагандой? - Целенаправленное распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений, в том числе слухов или заведомо ложных сведений, для формирования общественного мнения или иных преследуемых целей. 14. Кто ввел в научный оборот термин «имидж»? - В научный оборот термин «имидж» ввёл в 60-е годы ХХ в. (может, не выделять жирным шрифтом, в вопросе же нет даты?) американский экономист К. Боулдинг. Он рассматривал имидж с позиции практической значимости, поскольку привязывал этот феномен к экономической сфере. 15. Что изучает этнопсихология? - Междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности «национальной психики», менталитета, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов. 16. Кто ввел в научный оборот термин «стереотип»? - Термин «стереотип» был введен в 1922 г. (может, не выделять жирным шрифтом, в вопросе же нет даты?) У. Липпманом. Согласно У. Липпману, стереотипы – это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права. 17. Что из перечисленного относится к негативному этническому стереотипу: «русские – ленивые», «немцы – пунктуальные», «англичане любят пить чай», «в России всегда холодно»? - «Русские – ленивые» – является негативным этническим стереотипом. Считается, что данный стереотип был создан иностранцами, посещавшими Россию в XVI–XVII вв. 18. Дайте одно из наиболее распространенных определений слову «культура». - Совокупность материальных и духовных ценностей, выработанных человеческим обществом в ходе исторического развития. Внебиологически выработанный и передаваемый способ человеческой деятельности, адаптивный механизм, облегчающий человеку жизнь в мире. 19. Как вы понимаете слово «европоцентризм» (евроцентризм)? - Характерная философская тенденция и политическая идеология, в явной или неявной форме провозглашающая передовые позиции европейских народов и западноевропейской цивилизации перед другими народами и цивилизациями в культурной сфере, а также их особую роль в мировой истории. 20. Что изучает «имиджелогия»? - «Имиджелогия» — научно-практическое, прикладное направление, специализирующееся на изучении формирования имиджа (публичных деятелей, фирм, городов, регионов, стран). Представители данного направления (профессии) называются имиджмейкерами |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Понятие социального стереотипа и его виды. Факторы формирования стереотипов восприятия, в том числе национальных. 2. Понятие национального образа. «Образ Другого» и «образ врага». 3. Имагология как научное направление, изучающее национальные образы. История ее становления и современное состояние. 4. «Образ» и «имидж»: соотнесение понятий. Факторы формирования имиджа. Типы имиджей. 5. Особенности восприятия Древней Руси и русских в католической Европе и факторы его формирования. Русь как «иной мир» в контексте противостояния католической и православной церквей. 6. Эволюция представлений о католической Европе на Руси в XI—XIII вв. 7. Внешнеполитическая ситуация на Руси в период татаро-монгольского нашествия и ее влияние на отношение к католическому Западу. Альтернативные тенденции в отношении Запада в древнерусской политической элите этой эпохи. 8. Западные источники о Руси времен татаро-монгольского нашествия. 9. Факторы формирования стереотипов и конкретно-исторические мотивы формирования европейских литературных стереотипов описания «Московии» и «московитов». 10. Сочинение С. Герберштейна, особенности его образа России и русских, различные оценки этого сочинения в историографии. 11. Особенности описания России в сочинении Антонио Поссевино, его оценки. 12. Сочинение Олеария: сопоставление с «Записками о Московии» С. Герберштейна. 13. Особенности английской Россики XVI—XVII вв. 14. Сочинение Жака Маржерета о России: особенности его взгляда на Россию. 15. Факторы формирования стереотипов восприятия России на Западе: старые и новые. 16. Особенности восприятия России в Германии в XVIII — начале XX в. 17. Тенденции и стереотипы восприятия России во французском общественном мнении XIX в. Проблема Кюстина. 18. Особенности британской Россики XIX— начала XX вв.: старые и новые тенденции. 19. Тенденции восприятия России в Америке во второй половине XIX в. — начале XX в. 20. Человек на политическом Олимпе. Как, отвечая на вопросы, поставленные исследователями «новой персональной истории», современный читатель может точнее и глубже понять историю правителя и историю государственного управления. 21. Человек на службе правителю и отечеству. Как менялось в истории понимание служения и долга. 22. Человек, строящий свой дом. История чувств и страстей частного человека, или почему для понимания истории интересен психологический портрет героя и его окружения. 23. Человек религиозный. Своеобразие «народной религиозности» и усилия церкви в воспитании благочестивой паствы. 24. Человек читающий. Что позволяет понять в истории изучение культуры чтения и частных библиотек. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | : В. А. Скубневский, Т. Н. Соболева | История России с древнейших времен до конца XIXв.: учеб. пособие: Учебное пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/445 |
Л1.2 | под ред. В. Н. Разгона | История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Зиновьева, В.И. | Отечественная история : учебное пособие | Томск : Эль Контент, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208705 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». | biblioclub.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» | biblio-online.ru | ||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | Курс на Moodle "Актуальные проблемы исторических исследований" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru/ Научная электронная библиотека eLibrary.ru https://elibrary.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. |