МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы исторических исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_История_ИЗвСО-2022
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 76
самостоятельная работа 44
индивидуальные консультации 150
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 20 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 18 18 34 34
Практические 20 20 22 22 42 42
Сам. работа 17 17 27 27 44 44
Консультации 100 100 50 50 150 150
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 180 180 144 144 324 324

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Скубневский В.А.;д.и.н., проф., Разгон В.Н.;д.и.н., зав.каф., Демчик Е.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы исторических исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.01 История (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1057)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины Актуальные проблемы исторических исследований является знакомство магистрантов с современным уровнем развития исторической науки и формирование у них системы теоретических знаний в области проблематики исторических исследований.
Задачи:
– изложить исторический опыт периодизации всемирной истории;
– продемонстрировать использование основных понятий, характеризующих время;
– познакомить с современными разработками и методологическими проблемами;
– подготовить к научно-исследовательской работе;
– сформировать целостное научное представление о теоретических основаниях и практическом назначении периодизации всемирной истории;
– изучить и проанализировать ключевые проблемы в области отечественного истории;
– освоить ключевые этапы, особенности и последствия развития отечественной истории в XX столетии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять знания источниковедения при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач, комплексно работать с исторической информацией;
ОПК-1.1 Знает методы, приемы работы с источниками
ОПК-1.2 Умеет применять результаты источниковедческой критики в процессе исследовательской и педагогической деятельности
ОПК-2Способен использовать знания в области отечественной и всеобщей истории в прикладных и фундаментальных исследованиях, в педагогической деятельности, критически оценивать различные интерпретации прошлого в историографической теории и практике;
ОПК-2.1 Знает основные историографические концепции и подходы
ОПК-2.2 Умеет использовать теоретические и эмпирические знания в области истории для осуществления профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками критического мышления и способен их применять в профессиональной деятельности
ОПК-3Способен анализировать, объяснять исторические процессы и явления в их экономических, социальных и культурных измерениях на основе междисциплинарных подходов;
ОПК-3.1 Знает актуальные междисциплинарные подходы; методы и способы осуществления аналитической деятельности
ОПК-3.2 Умеет объяснять, аргументировать, делать выводы в результате проведения всестороннего анализа исторических процессов и явлений в их экономическом, социальном и культурном проявлении
ОПК-3.3 Владеет приемами аналитической деятельности, структурно-функционального анализа исторического материала
ПК-1Способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в области исторической науки
ПК-1.1 Знает содержание фундаментальных и прикладных дисциплин, различные методы и исследовательские методики, применяемые в исторических исследованиях, имеет представление о междисциплинарных методах в гуманитарных исследованиях
ПК-1.2 Умеет ставить цели и определять задачи научно-исследовательской работы; определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач
ПК-1.3 Владеет навыками использования знаний содержания дисциплин программы магистратуры, в научно- исследовательской работе; исследовательскими методами, избранными для реализации запланированного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Формы, способы, методы поиска информации по любой заданной теме; основные исторические понятия и термины; формы, способы, методы подготовки аналитической информации с учетом ее исторического контекста; теоретические концепции и направления современных исторических исследований.
3.2.Уметь:
3.2.1.Осмысливать , сопоставлять информацию , полученную из разных источников; грамотно использовать специальные исторические понятия и термины; использовать аналитическую информацию с учетом ее исторического контекста для принятия конкретных управленческих решений; применять полученные исторические знания в деятельности информационно- аналитических центров, государственных и общественных организаций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способностями профессионального делового общения; методиками применения конкретных знаний по историческим наукам при осуществлении экспертных и аналитических работ; навыками применения полученной в результате анализа исторического опыта информации для принятия конкретных управленческих решений; современными подходами и методиками исторического исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Периодизация как теоретический раздел истории.
1.1. Знакомство с содержанием и объемом учебной дисциплины, с ее целями и задачами. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Определение периодизации. Связь периодизации с хронологией. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Периодизация в исторической науке: европейский опыт и некоторые методологические проблемы.
2.1. Древние попытки построения исторической хронологии (Шумер, Ассирия, Вавилон, Египет, Греция). Библейские концепции периодизации Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Выработка понятия «средней» истории. Новое и новейшее время, процесс установления их хронологических границ. Другие подходы к периодизации Всемирной истории. Сам. работа 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Обзор современных подходов к структурированию Всемирной истории.
3.1. Формирование и традиции при структурировании истории в зарубежной науке. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Специфика подходов к структурированию истории в отечественной науке. Сам. работа 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Онтологические и теоретические основания периодизации истории. Периодизация всемирной истории и культурно-хронологическая схема в археологии Евразии: проблемы соотношения и рационального структурирования.
4.1. Философские и научные требования к периодизациям. Признание базисных положений для создания периодизации. Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Накопление сведений по древней и средневековой истории Сибири. Первые попытки обобщения археологических материалов и письменных свидетельств.
5.1. Процесс освоения Сибири. Бугровщичество. Сибирская коллекция Петра I. Практические 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Культурно-хронологические схемы изучения Сибири, разработанные в 1920–1930-х гг. Концепция С.А. Теплоухова. Предложения С.В. Киселева. Практические 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Современная концепция изучения древних и средневековых народов Алтая.
6.1. Послевоенные раскопки археологических памятников и создание предпосылок для новых концепций. Сам. работа 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Роль естественно-научных методов в получении объективной информации и перспективы дальнейших периодизационных разработок. Сам. работа 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Модернизационные процессы и социальное развитие семьи в России периода империи (XVIII – начало XX в.).
7.1. Взаимосвязь развития семьи и общества.). Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Основные тенденции социального развития семьи. Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.3. Влияние законодательных и культурных преобразований XVIII в. на семью. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.4. Формирование нового типа внутрисемейных отношений. Семья и государство. Развитие образования и изменение отношения к детям. Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Формирование территории и национальный состав населения Российской империи в XIX в.
8.1. Терминология. Понятие «колония», «окраина», «диаспоры». Практические 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.2. Рост территории России в конце XVIII – XIX вв. Сам. работа 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.3. Национальный состав населения Российской империи. Диаспоры (немецкая, еврейская и др.). Практические 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Управление и социально-экономическое развитие национальных окраин. Национально-освободительное движение.
9.1. Региональные особенности управления национальных окраин. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.2. Неравномерность экономического развития национальных окраин. Практические 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.3. Теория формирования национальных элит. Национально-освободительное движение. Практические 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Историография проблемы «Россия – многонациональная империя».
10.1. Историография проблемы «Россия – многонациональная империя». Сам. работа 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.2. Дореволюционная демократическая историография. Эмигрантская историография. Дореволюционная официальная историография. Современная историография Сам. работа 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 11. Модернизационные процессы и кризис имперской государственности в России.
11.1. Модернизационные процессы и кризис имперской государственности в России. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.2. Кризис имперской идентичности. Кризис системы управления империей. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.3. Революционная смута 1917 г. как следствие кризиса империи. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.4. Территориальный распад Российской империи. Сам. работа 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 12. Вопросы индустриализации России 2-й пол. XIX – начала XX в. в отечественной историографии.
12.1. Вопросы индустриализации России 2-й пол. XIX – начала XX в. в отечественной историографии. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
12.2. Дореволюционная историография. Советская историография. Сам. работа 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
12.3. Вопросы индустриализации России 2-й половины XIX – начала XX в. в современной историографии. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 13. Столыпинская аграрная реформа: современные подходы к изучению.
13.1. Столыпинская аграрная реформа: современные подходы к изучению. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
13.2. Проблема аграрного кризиса. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
13.3. Основные положения столыпинского аграрного законодательства. Оценка в современной историографии целей, итогов и значения реформы. Сам. работа 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 14. Предпосылки революционного кризиса 1917 года: современные трактовки.
14.1. Социально-экономические, политические и ментальные предпосылки революции. Сам. работа 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
14.2. Проблема альтернатив Октябрьской революции 1917 г. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
14.3. Консультации по пройденным темам Консультации 2 100 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3
14.4. Экзамен 2 27 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3
Раздел 15. Теория модернизации и история России ХХ – начала ХХI вв.
15.1. Модернизационная парадигма мировой истории и Россия. Лекции 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
15.2. Условия, тип, особенности и этапы российской модернизации: оценки современной историографии. Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 16. Большевистский дискурс российской модернизации: выбор стратегии и тактики экономических преобразований в первое десятилетие советской власти.
16.1. Большевистский дискурс российской модернизации: выбор стратегии и тактики экономических преобразований в первое десятилетие советской власти. Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
16.2. От революционной атаки на мировой капитал к политике мирного сосуществования. Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 17. Социалистическая индустриализация: модернизационный прорыв и его особенности.
17.1. Курс на ускоренную индустриализацию и «бешеные» темпы экономического роста. Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
17.2. Курс на ускоренную индустриализацию и «бешеные» темпы экономического роста. Сам. работа 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
17.3. Сталинский неонэп. Причины, этапы, методы, источники, итоги, «цена» и последствия социалистической индустриализации Лекции 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 18. Развитие ВПК и попытки модернизации советской экономики в условиях «холодной» войны.
18.1. Развитие ВПК и попытки модернизации советской экономики в условиях «холодной» войны. Практические 3 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
18.2. Военно-промышленный комплекс как основа советской экономики. Сам. работа 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
18.3. Реформы А.Н. Косыгина. Лекции 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 19. Мировой экономический кризис и Россия: исторический шанс модернизационного перехода.
19.1. Причины современного мирового экономического кризиса. Лекции 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
19.2. Завершение модернизационного перехода в России как возможность и последствие преодоления кризиса. Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
19.3. Изучение литературы по курсу Сам. работа 3 19 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3
19.4. консультации по пройденным темам Консультации 3 50 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3
19.5. Экзамен Экзамен 3 27 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=437

Оценка сформированности компетенции ОПК-2: Способен использовать знания в области отечественной и всеобщей истории в прикладных и фундаментальных исследованиях, в педагогической деятельности, критически оценивать различные интерпретации прошлого в историографической теории и практике.

Примеры заданий закрытого типа.

1. Выберите верное название научного подхода к изучению этничности, в котором нация или этническая общность представлены как социальные конструкты.
А. примордиализм
Б. ситуационизм (инструментализм)
В. конструктивизм
ОТВЕТ: В
2. Как называется стратегия аккультурации, которая предполагает идентификацию как со старой, так и с новой культурой?
А. маргинализация
Б. ассимиляция
В. интеграция
ОТВЕТ: В
3. Отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой называется...
А. сегрегация
Б. аккультурация
В. сепарация
ОТВЕТ: В
4. Свойство сознания человека воспринимать и оценивать окружающий мир с точки зрения превосходства традиций и ценностей собственной этнической группы над другими, определяется как…
А. патриотизм
Б. этноцентризм
В. эмпатия
ОТВЕТ: В
5. К «природным» символам можно отнести…
А. герб, гимн, флаг
Б. леса, горы, озера
В. известных политических лидеров
ОТВЕТ: Б
6. Образ своей социальной группы (собственного этноса)
А. экстраобраз
Б. интрообраз
ОТВЕТ: Б
7. Отрицание культуры и цивилизации, убеждение в том, что любое усовершенствование человеческой жизни и «отдаление от природы» вредно:
А. мягкий примитивизм
Б. культурный примитивизм
ОТВЕТ: Б
8. Какого термина в современной этнологии не существует?
А. стереотип отражения
Б. стереотип восприятия
В. стереотип поведения
ОТВЕТ: А
9. Какие этнические представления, согласно концепции французской исследовательницы С. Марандон, являются первичными?
А. этнические образы
Б. этнические предубеждения
В. этнические стереотипы
ОТВЕТ: Б
Г. этнические (национальные) идеи (мнения)
10. Группа идей, связанных с романтизацией простого (первобытного) образа жизни и отрицательным отношением к прогрессу и цивилизации:
А. примитивизм
Б. коммунизм
ОТВЕТ: А
11. Какие идеи способствовали идеализации «варваров» в античности?
А. идеи примитивизма
Б. идеи ромоцентризма
В. идеи христианства
ОТВЕТ: А
12. Идеализация прошлых времен, убеждение в том, что раньше «и трава была зеленее, и деревья выше», в концепции американских ученых А.О. Лавджоя и Дж. Боаса называется:
А. культурный примитивизм
Б. хронологический примитивизм
ОТВЕТ: Б
13. При каком русском князе появилась концепция «Москва— третий Рим»?
А. Иване III
Б. Василии III
В. Иване IV
ОТВЕТ: А
14. Какой европейский автор написал первое подробное сочинение о Московском государстве, которое считается первоисточником всех стереотипов о России?
А. Сигизмунд фон Герберштейн
Б. Адам Олеарий
В. Джайлс Флетчер
ОТВЕТ: А
15. Какой французский писатель, посетивший Россию в XIX в., описал ее в таком неприглядном свете, что с тех пор считается едва ли не самым главным «клеветником России»?
А. Астольф де Кюстин
Б. Теофиль Готье
В. Александр Дюма
ОТВЕТ: А
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Примеры заданий закрытого типа.

1. Какие бывают этнические стереотипы?
- Этнические стереотипы можно разделить на положительные (позитивные), отрицательные (негативные) и нейтральные. Кроме того, среди разновидностей этнических стереотипов выделяют: автостереотипы, гетеростереотипы и т.д.

2. Какие бывают символы, непосредственно оказывающие влияние на имидж государства?
- Символы бывают государственные, природные, исторические, религиозные, культурные и т.д. Кроме того, символами могут выступать и официальный язык государства, и денежная единица, и даже какие-либо институты общества.

3. Какие основные формы межкультурной коммуникации выделяют?
- Выделяют четыре основные формы межкультурной коммуникации — прямую и косвенную, опосредованную и непосредственную. При этом, в межкультурной коммуникации стоит учитывать внутренний и внешний контекст коммуникации.

4. Кто ввел в научный оборот термин «имидж»?
- В научный оборот термин «имидж» ввёл в 60-е годы ХХ в. (может, не выделять жирным шрифтом, в вопросе же нет даты?) американский экономист К. Боулдинг. Он рассматривал имидж с позиции практической значимости, поскольку привязывал этот феномен к экономической сфере.

5. Кто ввел в научный оборот термин «стереотип»?
- Термин «стереотип» был введен в 1922 г. (может, не выделять жирным шрифтом, в вопросе же нет даты?) У. Липпманом. Согласно У. Липпману, стереотипы – это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права.

6. Что из перечисленного относится к негативному этническому стереотипу: «русские – ленивые», «немцы – пунктуальные», «англичане любят пить чай», «в России всегда холодно»?
- «Русские – ленивые» – является негативным этническим стереотипом. Считается, что данный стереотип был создан иностранцами, посещавшими Россию в XVI–XVII вв.

7. Какие факторы влияют на формирование имиджа страны (государства)?
- К факторам, оказывающим первостепенное влияние на формирование имиджа, исследователи относят непосредственно государственную политику (стратегии и практики имиджевой политики, политики идентичности), средства массовой информации, различные технологии PR, идентичность общества и т.д. По Э.А. Галумову к таким факторам можно отнести: «условно-статичные» факторы, «корректируемые условно-динамичные» социологические факторы, «корректируемые условно-динамичные» институциональные факторы.

8. Что такое «бренд»?
- Торговая марка, имеющая определенные характерные ценные свойства и атрибуты. Обычно бренд тесно связан с репутацией компании, продукта или услуги в глазах клиентов, партнеров, общественности.

9. Как вы понимаете слово «европоцентризм» (евроцентризм)?
- Характерная философская тенденция и политическая идеология, в явной или неявной форме провозглашающая передовые позиции европейских народов и западноевропейской цивилизации перед другими народами и цивилизациями в культурной сфере, а также их особую роль в мировой истории.

10. Что изучает «имагология»?
- Имагология — научное направление, специализирующееся на изучении национальных (этнических) образов в мировой культурной традиции — литературе, искусстве, фольклоре, кинематографе.

11. Что изучает «имиджелогия»?
- «Имиджелогия» — научно-практическое, прикладное направление, специализирующееся на изучении формирования имиджа (публичных деятелей, фирм, городов, регионов, стран). Представители данного направления (профессии) называются имиджмейкерами.

12. Что такое космополитизм?
- Идейно-политическое течение, исходящее из приоритетов прогрессивных мировых ценностей над национальными при строительстве государства и общества. Космополитизм ставит интересы всего человечества выше интересов отдельной нации или государства и рассматривает человека как свободного индивида в рамках планеты Земля.

13. Что входит в понятие «ксенофобия»?
- Страх, неприязнь и/или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого в негативном ключе, как непонятного, непостижимого и поэтому опасного и враждебного.

14. Как вы понимаете слово менталитет?
- Относительно целостная совокупность мыслей, верований, создающих коллективную картину мира и скрепляющих единство культурной традиции и какой-либо общности.

15. Как вы понимаете концепцию «Москва — Третий Рим».
- Теологическая, историософская и политическая концепция, утверждающая, что Москва является преемницей Римской империи и Византии. С этим связаны идеи об особой имперской миссии государства.

16. Что является национализмом?
- Идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, ее первичности в государствообразующем процессе.

19. Что в отечественной научной традиции обычно понимается под словом «нация»?
- Исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического (национального) самосознания.

17. Что в социальной психологии подразумевается под словом «образ»?
- Формирующее под влиянием объективных факторов в сознании человека мысленное отображение воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Образ в русском языке отличают от имиджа (как целенаправленно формируемого образа).

18. Какое явление называется пропагандой?
- Целенаправленное распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений, в том числе слухов или заведомо ложных сведений, для формирования общественного мнения или иных преследуемых целей.

19. Что изучает этнопсихология?
- Междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности «национальной психики», менталитета, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов.

20. Дайте определение этноса.
- Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированным в самоназвании (этнониме).

Оценка сформированности компетенции ОПК-3: Способен анализировать, объяснять исторические процессы и явления в их экономических, социальных и культурных измерениях на основе междисциплинарных подходов:

Примеры заданий закрытого типа.
1. Информацию, не зависящую от личного мнения или суждения, можно назвать:
а) достоверной;
б) актуальной;
в) объективной;
ОТВЕТ: В
2. Какие основные принципы системного подхода?
А) Анализ, синтез, оценка
Б) Целостность, иерархичность, взаимодействие
В) Планирование, организация, контроль
ОТВЕТ: А
3. Какие источники информации наиболее подходят для критического анализа отношений между Россией и Западом?
А) Социальные сети
Б) Первоисточники
В) Газетные статьи
ОТВЕТ: Б
4. Под поиском информации понимают:
а) передачу информации на большие расстояния с помощью компьютерных систем;
б) сортировку информации;
в) получение нужной информации посредством наблюдения за реальной действительностью,
использование каталогов, архивов, справочных систем, компьютерных сетей, баз данных и
баз знаний и т.д.
ОТВЕТ: В
5. Самый распространенный способ поиска информации в Сети Интернет предполагает использование:
а) Справочных систем;
б) Гиперссылок;
в) Поисковых систем;
ОТВЕТ: В
6. Выберите верное название научного подхода к изучению этничности, в котором нация или этническая общность представлены как социальные конструкты.
А. примордиализм
Б. ситуационизм (инструментализм)
В. конструктивизм
ОТВЕТ: В
7. Как называется стратегия аккультурации, которая предполагает идентификацию как со старой, так и с новой культурой?
А. маргинализация
Б. ассимиляция
В. интеграция
ОТВЕТ: В
8. Отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой называется...
А. сегрегация
Б. аккультурация
В. сепарация
9. Какой епископ в католической традиции считается первокрестителем Руси?
а) Бруно-Бонифаций
б) Адальберт
в) Титмар Мерзебургский
ОТВЕТ: А
10. При каком русском князе появилась теория «Москва — третий Рим»?
а) Иване III
б) Василии III
в) Иване IV
ОТВЕТ: А
11. Какой европейский авантюрист принимал участие в Смуте начала XVI в. и оставил вое сочинение о России?
а) Ж. Маржерет
б) Г. Фон Штаден
в) Дж. Горсей
ОТВЕТ: А
12. Как звали русскую княжну, супругу императора Генриха IV, которая принимала участие в борьбе пап и императоров Священной Римской империи за инвеституру?
а) Анна Ярославна
б) Анастасия Ярославна
в) Евпраксия Всеволодовна
ОТВЕТ: В
13. Кто из древнерусских князей поддерживал тесные связи с папской курией, рассчитывая на помощь Запада в борьбе с татаро-монголами?
а) Александр Невский
б) Даниил Галицкий
в) Михаил Черниговский
ОТВЕТ: Б
14. Какой европейский автор написал первое подробное сочинение о Московском государстве, которое считается первоисточником всех стереотипов о России?
а) С. Герберштейн
б) А. Олеарий
в) Дж. Флетчер
ОТВЕТ: А
15. Какой античный писатель, сурово описав климат и обычаи причерноморских варваров, положил начало устойчивым литературным стереотипам?
а) Эфор
б) Овидий
в) Аристотель
ОТВЕТ: Б
16. Какие идеи способствовали идеализации варваров в античности?
а) идеи примитивизма
б) идеи ромоцентризма
в) идеи христианства
ОТВЕТ: А
17. Какой английский журналист начала XX в. идеализировал Россию, называя ее «Святой Русью» и противопоставляя во всем Западу?
а) У. Стед
б) С. Грэхем
в) М. Бэринг
ОТВЕТ: Б
18. Какой французский писатель, посетивший Россию в XIX в., описал ее в таком неприглядном свете, что с тех пор считается едва ли не самым главным «клеветником России»?
а) А. де Кюстин
б) Т. Готье
в) А. Дюмаn.
ОТВЕТ: А

Примеры заданий закрытого типа.

1. Что можно отнести к инструментам информационной войны?
- К инструментам информационной войны можно отнести психологические операции, дезинформацию, прямые информационные атаки, искажение информации и т.д. В информационной войне не задействуются психоактивные вещества, прямой шантаж и запугивание (это характерно для терроризма), подкуп, физическое воздействие и т.д.
2. Что такое «бренд»?
- Торговая марка, имеющая определенные характерные ценные свойства и атрибуты. Обычно бренд тесно связан с репутацией компании, продукта или услуги в глазах клиентов, партнеров, общественности.
3. Дайте определение этноса.
- Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированным в самоназвании (этнониме).
4. Какие бывают этнические стереотипы?
- Этнические стереотипы можно разделить на положительные (позитивные), отрицательные (негативные) и нейтральные. Кроме того, среди разновидностей этнических стереотипов выделяют: автостереотипы, гетеростереотипы и т.д.
5. Что в отечественной научной традиции обычно понимается под словом «нация»?
- Исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического (национального) самосознания.
6. Что входит в понятие «ксенофобия»?
- Страх, неприязнь и/или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого в негативном ключе, как непонятного, непостижимого и поэтому опасного и враждебного.
7. Какие факторы влияют на формирование имиджа страны (государства)?
- К факторам, оказывающим первостепенное влияние на формирование имиджа, исследователи относят непосредственно государственную политику (стратегии и практики имиджевой политики, политики идентичности), средства массовой информации, различные технологии PR, идентичность общества и т.д. По Э.А. Галумову к таким факторам можно отнести: «условно-статичные» факторы, «корректируемые условно-динамичные» социологические факторы, «корректируемые условно-динамичные» институциональные факторы.
8. Что является национализмом?
- Идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, ее первичности в государствообразующем процессе.
9. Какие основные формы межкультурной коммуникации выделяют?
- Выделяют четыре основные формы межкультурной коммуникации — прямую и косвенную, опосредованную и непосредственную. При этом, в межкультурной коммуникации стоит учитывать внутренний и внешний контекст коммуникации.
10. Как вы понимаете слово менталитет?
- Относительно целостная совокупность мыслей, верований, создающих коллективную картину мира и скрепляющих единство культурной традиции и какой-либо общности.
11. Какие бывают символы, непосредственно оказывающие влияние на имидж государства?
- Символы бывают государственные, природные, исторические, религиозные, культурные и т.д. Кроме того, символами могут выступать и официальный язык государства, и денежная единица, и даже какие-либо институты общества.
12. Что такое космополитизм?
- Идейно-политическое течение, исходящее из приоритетов прогрессивных мировых ценностей над национальными при строительстве государства и общества. Космополитизм ставит интересы всего человечества выше интересов отдельной нации или государства и рассматривает человека как свободного индивида в рамках планеты Земля.
13. Какое явление называется пропагандой?
- Целенаправленное распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений, в том числе слухов или заведомо ложных сведений, для формирования общественного мнения или иных преследуемых целей.
14. Кто ввел в научный оборот термин «имидж»?
- В научный оборот термин «имидж» ввёл в 60-е годы ХХ в. (может, не выделять жирным шрифтом, в вопросе же нет даты?) американский экономист К. Боулдинг. Он рассматривал имидж с позиции практической значимости, поскольку привязывал этот феномен к экономической сфере.
15. Что изучает этнопсихология?
- Междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности «национальной психики», менталитета, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов.
16. Кто ввел в научный оборот термин «стереотип»?
- Термин «стереотип» был введен в 1922 г. (может, не выделять жирным шрифтом, в вопросе же нет даты?) У. Липпманом. Согласно У. Липпману, стереотипы – это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права.
17. Что из перечисленного относится к негативному этническому стереотипу: «русские – ленивые», «немцы – пунктуальные», «англичане любят пить чай», «в России всегда холодно»?
- «Русские – ленивые» – является негативным этническим стереотипом. Считается, что данный стереотип был создан иностранцами, посещавшими Россию в XVI–XVII вв.
18. Дайте одно из наиболее распространенных определений слову «культура».
- Совокупность материальных и духовных ценностей, выработанных человеческим обществом в ходе исторического развития. Внебиологически выработанный и передаваемый способ человеческой деятельности, адаптивный механизм, облегчающий человеку жизнь в мире.
19. Как вы понимаете слово «европоцентризм» (евроцентризм)?
- Характерная философская тенденция и политическая идеология, в явной или неявной форме провозглашающая передовые позиции европейских народов и западноевропейской цивилизации перед другими народами и цивилизациями в культурной сфере, а также их особую роль в мировой истории.
20. Что изучает «имиджелогия»?
- «Имиджелогия» — научно-практическое, прикладное направление, специализирующееся на изучении формирования имиджа (публичных деятелей, фирм, городов, регионов, стран). Представители данного направления (профессии) называются имиджмейкерами
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Понятие социального стереотипа и его виды. Факторы формирования стереотипов восприятия, в том числе национальных.
2. Понятие национального образа. «Образ Другого» и «образ врага».
3. Имагология как научное направление, изучающее национальные образы. История ее становления и современное состояние.
4. «Образ» и «имидж»: соотнесение понятий. Факторы формирования имиджа. Типы имиджей.
5. Особенности восприятия Древней Руси и русских в католической Европе и факторы его формирования. Русь как «иной мир» в контексте противостояния католической и православной церквей.
6. Эволюция представлений о католической Европе на Руси в XI—XIII вв.
7. Внешнеполитическая ситуация на Руси в период татаро-монгольского нашествия и ее влияние на отношение к католическому Западу. Альтернативные тенденции в отношении Запада в древнерусской политической элите этой эпохи.
8. Западные источники о Руси времен татаро-монгольского нашествия.
9. Факторы формирования стереотипов и конкретно-исторические мотивы формирования европейских литературных стереотипов описания «Московии» и «московитов».
10. Сочинение С. Герберштейна, особенности его образа России и русских, различные оценки этого сочинения в историографии.
11. Особенности описания России в сочинении Антонио Поссевино, его оценки.
12. Сочинение Олеария: сопоставление с «Записками о Московии» С. Герберштейна.
13. Особенности английской Россики XVI—XVII вв.
14. Сочинение Жака Маржерета о России: особенности его взгляда на Россию.
15. Факторы формирования стереотипов восприятия России на Западе: старые и новые.
16. Особенности восприятия России в Германии в XVIII — начале XX в.
17. Тенденции и стереотипы восприятия России во французском общественном мнении XIX в. Проблема Кюстина.
18. Особенности британской Россики XIX— начала XX вв.: старые и новые тенденции.
19. Тенденции восприятия России в Америке во второй половине XIX в. — начале XX в.
20. Человек на политическом Олимпе. Как, отвечая на вопросы, поставленные исследователями «новой персональной истории», современный читатель может точнее и глубже понять историю правителя и историю государственного управления.
21. Человек на службе правителю и отечеству. Как менялось в истории понимание служения и долга.
22. Человек, строящий свой дом. История чувств и страстей частного человека, или почему для понимания истории интересен психологический портрет героя и его окружения.
23. Человек религиозный. Своеобразие «народной религиозности» и усилия церкви в воспитании благочестивой паствы.
24. Человек читающий. Что позволяет понять в истории изучение культуры чтения и частных библиотек.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 : В. А. Скубневский, Т. Н. Соболева История России с древнейших времен до конца XIXв.: учеб. пособие: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/445
Л1.2 под ред. В. Н. Разгона История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зиновьева, В.И. Отечественная история : учебное пособие Томск : Эль Контент, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208705
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Курс на Moodle "Актуальные проблемы исторических исследований" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru/
Научная электронная библиотека eLibrary.ru https://elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.