МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Междисциплинарные подходы в современной исторической науке

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_История_ИЗвСО-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 9
индивидуальные консультации 40
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 9 9 9 9
Консультации 40 40 40 40
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Разгон В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Междисциплинарные подходы в современной исторической науке

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.01 История (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1057)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.усвоение знаний по истории формирования и развития междисциплинарных подходов к изучению исторических явлений и процессов, формирование способности к применению междисциплинарных подходов при изучении исторических событий, явлений и процессов в социокультурном, политическом, экономическом измерениях, овладение навыками решения проблем в научно-исследовательской и профессиональной деятельности на основе современных научных междисциплинарных подходов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять знания источниковедения при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач, комплексно работать с исторической информацией;
ОПК-1.1 Знает методы, приемы работы с источниками
ОПК-1.2 Умеет применять результаты источниковедческой критики в процессе исследовательской и педагогической деятельности
ОПК-2Способен использовать знания в области отечественной и всеобщей истории в прикладных и фундаментальных исследованиях, в педагогической деятельности, критически оценивать различные интерпретации прошлого в историографической теории и практике;
ОПК-2.1 Знает основные историографические концепции и подходы
ОПК-2.2 Умеет использовать теоретические и эмпирические знания в области истории для осуществления профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками критического мышления и способен их применять в профессиональной деятельности
ОПК-3Способен анализировать, объяснять исторические процессы и явления в их экономических, социальных и культурных измерениях на основе междисциплинарных подходов;
ОПК-3.1 Знает актуальные междисциплинарные подходы; методы и способы осуществления аналитической деятельности
ОПК-3.2 Умеет объяснять, аргументировать, делать выводы в результате проведения всестороннего анализа исторических процессов и явлений в их экономическом, социальном и культурном проявлении
ОПК-3.3 Владеет приемами аналитической деятельности, структурно-функционального анализа исторического материала
ОПК-4Способен ориентироваться в проблемах исторического познания и современных научных теориях, применять знание теории и методологии исторической науки в профессиональной, в том числе педагогической деятельности;
ОПК-4.1 Знает современные научные теории, дискуссионные вопросы исторического познания
ОПК-4.2 Умеет применять знания теории и методологии исторической науки в профессиональной деятельности
ОПК-4.3 Способен использовать в педагогической деятельности, с целью повышения качества преподавания и формирования исторического мышления, новые знания в области теории и методологии исторической науки
ПК-1Способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в области исторической науки
ПК-1.1 Знает содержание фундаментальных и прикладных дисциплин, различные методы и исследовательские методики, применяемые в исторических исследованиях, имеет представление о междисциплинарных методах в гуманитарных исследованиях
ПК-1.2 Умеет ставить цели и определять задачи научно-исследовательской работы; определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач
ПК-1.3 Владеет навыками использования знаний содержания дисциплин программы магистратуры, в научно- исследовательской работе; исследовательскими методами, избранными для реализации запланированного исследования
ПК-3Способен к разработке и осуществлению проектной деятельности в области истории в рамках научных исследований
ПК-3.1 Знает содержание работы по подготовке научных проектов на уровне руководителя и исполнителя
ПК-3.2 Умеет применять современные технологии проектной деятельности при планировании и решении задач профессионального и личностного развития
ПК-3.3 Владеет навыками проектирования, реализации и оценки научных работ разного уровня в области исторической науки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание процесса формирования целей профессионального и личностного развития, способы его реализации при решении профессиональных задач, подходы и ограничения при использовании творческого потенциала;
современное состояние исследований в области своей специализации и перспективные задачи, актуальные в теоретических и прикладных исследованиях в этой области;
онтологические и гносеологические основы междисциплинарного взаимодействия; роль междисциплинарности в исторических исследованиях в контексте интеллектуальных течений и парадигм социальных и гуманитарных наук конца XX-начала XXI в. подходы и методы, заимствуемые из других наук для решения задач научного исторического исследования;
методологические принципы и научные методы, применяемые в исторических исследованиях, в том числе междисциплинарные;
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать цели личностного и профессионального развития и определять способы их самореализации с учётом индивидуально-личностных особенностей и возможностей использования творческого потенциала;
определять способы реализации перспективных научно-исследовательских и прикладных задач с применением методов инновационной деятельности, прогнозировать ее результаты и эффективность;

эффективно использовать междисциплинарные методы для обработки данных исторических источников, корректно применять междисциплинарные подходы для формирования теоретического исторического знания;
определить методологические принципы и исследовательские методы, в том числе разрабатываемые на основе междисциплинарных подходов, необходимые для решения поставленных научных задач;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами и технологиями формирования целей саморазвития и их самореализации, повышения уровня квалификации, критической оценки результатов деятельности по решению профессиональных задач и использованию творческого потенциала;
основными способами прогнозирования, проектирования, моделирования инновационных процессов;

навыками корректного применения методов и исследовательских подходов, разрабатываемых на основе междисциплинарного взаимодействия, для решения задач запланированного исследования;
навыками применения методологических принципов и комплекса исследовательских методов при проведении исторических исследований, в том числе разрабатываемых на основе современных междисциплинарных подходов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические проблемы междисциплинарности
1.1. Междисциплинарность в контексте интеллектуальных течений и парадигм социальных и гуманитарных наук конца XX-начала XXI в. Лекции 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Междисциплинарность как теоретический и методологический принцип научного исследования. Сам. работа 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Междисциплинарность в контексте интеллектуальных течений и парадигм социальных и гуманитарных наук конца XX-начала XXI в. Консультации 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Применение междисциплинарных методов для обработки информации исторических источников и формирования теоретического знания Практические 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Междиспиплинарные подходы в историко-антропологических исследованиях
2.1. Методологические основы и принципы применения междисциплинарных методов в исследованиях по исторической антропологии. Лекции 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Влияние социальной и культурной антропологии на развитие исторических исследований. Сам. работа 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Мифы, символы, ритуалы, образы как предмет историко-антропологических исследований Сам. работа 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. История повседневности. Практические 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Микроистория. Лекции 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Микроистория. Практические 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Историко-политическая, историко-религиозная, военно-историческая антропология Консультации 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Социальная история в ракурсе междисциплинарности
3.1. Использование концепций и методов социологии в исторической науке Лекции 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Теории и методы социальной психологии в историческом исследовании. Практические 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Междисциплинарный характер «новой социальной истории». Сам. работа 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Гендерная история. Практические 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Локальная история. Лекции 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Устная история Практические 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Экономическая история в поле междисциплинарного взаимодействия
4.1. Основные направления исследований в рамках «новой экономической истории» в США Практические 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Клиометрика в исследованиях по экономической истории России Консультации 3 6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Социокультурный подход к изучению экономических явлений и процессов Лекции 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Роль географического фактора в экономических процессах Консультации 3 6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.5. Социокультурный подход к изучению экономических явлений и процессов Практические 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. История и естественные науки: проблемы междисциплинарного взаимодействия
5.1. Гносеологические проблемы применения методов исторической информатики Практические 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Концепции синергетики в метотодологии исторических исследований Консультации 3 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Базы данных: принципы построения, типология и применение в исторических исследованиях. Сам. работа 3 1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.4. Применение геоинформационных систем в исторических исследованиях. Консультации 3 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.5. Применение антропометрические методы в исторических исследованиях. Практические 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.6. Консультация по изученным темам курса Консультации 3 16 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.7. Экзамен Экзамен 3 27 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1490
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен анализировать, объяснять исторические процессы и явления в их экономических, социальных и культурных измерениях на основе междисциплинарных подходов
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: Методологический подход, положивший в основу изучения истории тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями, получил название...
а) цивилизационный подход
б) формационный подход
в) многофакторный подход
г) теория локальных цивилизаций
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 2: Методологический подход, основанный на различении существовавших в историческом времени и пространстве человеческих сообществ по типу духовных ценностей, определяемых особенностями природно-географической среды, получил название…
а) формационный подход
б) модернизационный подход
в) цивилизационный подход
г) многофакторный подход
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 3: Кто из перечисленных ниже ученых не имеет отношения к разработке цивилизационного подхода к изучению истории?
а) Освальд Шпенглер
б) Арнольд Тойнби
в) Самюэль Хантингтон
г) Карл Маркс
ОТВЕТ: г
ВОПРОС 4: Подход к изучению истории, который рассматривает историю как процесс перехода от традиционного общества к модерному обществу, от аграрного общества к индустриальному, называется…
а) формационный подход
б) модернизационный подход
в) цивилизационный подход
г) многофакторный подход
Ответ: б
ВОПРОС 5: Кто из перечисленных ниже ученых был одним из основоположников теории модернизации
а) А.Тойнби
б) С.Хантингтон
в) Ф.Бродель
г) Ш.Айзенштадт
Ответ: г
ВОПРОС 6: Основатели школы «Анналов» считали:
а) что история как наука самодостаточна и не требует развития с помощью методов смежных наук
б) что история должна объединиться с психологией, социологией и другими науками и тогда сможет объяснить прошлое человека глубже и точнее
в) что историки должны только описывать прошлое человека, не объясняя его
г) что история должна развиваться на «внутреннем ресурсе», исходя из своих потребностей и возможностей
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 7: Основоположниками нового направления в истории - «новой хронологии», возникшего на междисциплинарной основе и подвергающегося критике со стороны представителей официальной исторической науки являются...
а) А. Фоменко, Г. Носовский
б) Б. Люсьен Февр, Марк Блок
в) В. Ю. Кнорозов, Б. Поршнев
г) Г. Ж. Дюби, Жак ле Гофф
ОТВЕТ: а
ВОПРОС 8: Основоположником психоистории как отдельного научного направления является…
а) З. Фрейд
б) А.Гирц
в) Л. Дэмос
г) А.Г. Асмолов
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 9: Кто из перечисленных ниже исследователей является одним из основоположников клиометрии как научной дисциплины?
а) Л. Февр
б) Р.-В. Фогель
в) Л.И. Бородкин
г) Ф. Бродель
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 10: Создателем теории стадий экономического роста является…
а) А.Смит
б) И. Шумпетер
в) М. Фридман
г) У. Ростоу
ОТВЕТ: г
ВОПРОС 11: Основоположником клиометрических исследований в отечественной исторической науке является…
а) Л.И. Бородкин
б) В.Г. Тюкавкин
в) А.М. Анфимов
г) И.Д. Ковальченко
ОТВЕТ: г
ВОПРОС 12: Какая из перечисленных ниже исторических дисциплин возникла на междисциплинарной основе:
а) методология истории
б) хронология
в) историческая демография
г) геофизика
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 13: Основоположниками микроистории как научного направления являются…
а) Дж. Леви, К. Гинзбург
б) Ковальченко И.Д., Б.Н. Миронов,
в) В. Ю. Кнорозов, Б. Поршнев
г) Ю.Лотман, М. Бахтин
ОТВЕТ: а
ВОПРОС 14: Кто из перечисленных ниже исследователей считается основателем политической антропологии?
а) М. Блок
б) Э. Эванс-Причард
в) К. Гирц
г) М. Фуко
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 15: Кто из перечисленных ниже антропологов является основателем символическо-интерпретативной антропологии?
а) К.Линней
б) К. Гирц
в) Р.А. Дарт
г) В.В. Бунак
ОТВЕТ: б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: ________________ – соединение усилий двух и более дисциплин, создающее условия для получения новых знаний, основывающихся на целостно-синтетическом мышлении, на новом научном методе – системном (или междисциплинарном) синтезе.
ОТВЕТ: Междисциплинарность
ВОПРОС 2: ¬_______________¬_– принцип рассмотрения любого предмета исследования вне рамок научных дисциплин как продуктов специализации.
ОТВЕТ: Трансдисциплина́рность
ВОПРОС 3: Как называется область науки, которая изучает экономическую историю с помощью методов статистического анализа и математического моделирования?
ОТВЕТ: Клиометрия
ВОПРОС 4: _____________________– направление, занимающееся созданием исторических ГИС и использованием ГИС-технологий в исторических исследованиях.
ОТВЕТ: Историческая геоинформатика
ВОПРОС 5: Классификация информационных систем по назначению или характеру решаемых исследовательских задач
ОТВЕТ: геоинформационные, просопографические, фактографические, библиографические, историографические, энциклопедические, экспертные, статистические системы.
ВОПРОС 6: Назовите основные подходы к созданию исторических баз данных
ОТВЕТ: проблемно-ориентированный, источнико-ориентированный.
ВОПРОС 7: ______________ – направление в историческом познании, рассматривающее психологические мотивы исторических событий и явлений, основывающееся на применении методов психоанализа и социальной психологии при исследовании конкретно-исторического материала
ОТВЕТ: психоистория
ВОПРОС 8: Дайте определение менталитета.
ОТВЕТ: совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности.
ВОПРОС 9:_____________ – отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности в ее историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах.
ОТВЕТ: История повседневности
ВОПРОС 10: ______________ – направление в исторической науке, занимающееся рассмотрением малых территорий и популяций (городок, деревня, отдельная семья) прошлого с целью изучения повседневной жизни и ментальности «маленького человека», изучением частных явлений, происходивших в жизни отдельных людей прошлого, с целью выявления господствующих представлений и тенденций в обществе в целом.
ОТВЕТ: Микроистория
ВОПРОС 11: __________________ – направление познания социокультурной истории человечества с помощью методов исторической, антропологической наук и кросс-культурных исследований.
ОТВЕТ: Историческая антропология
ВОПРОС 12: Что является объектом изучения военно-исторической антропологии?
ОТВЕТ: человек и общество в экстремальных условиях вооружённых конфликтов
ВОПРОС 13: Что изучает социальная и культурная антропология?
ОТВЕТ: социальную структуру и культуру первобытных, традиционных и современных обществ.
ВОПРОС 14: _______________________– направление исследований (субдисциплина) в социальной антропологии, занимающееся изучением политического процесса и политических институтов обществ.
ОТВЕТ: политическая антропология
ВОПРОС 15: __________________– направление в культурной антропологии, включающее в себя психологию религии и социологию религии. Область исследований данной дисциплины – архаические верования в традиционных обществах, новые религии и новые религиозные движения, проблема соотношения магии, религии и науки.
ОТВЕТ: Антропология религии
ВОПРОС 16: Дискурсивная квантификация – это…
ОТВЕТ: соединение приемов дискурсивного и количественного анализа (прежде всего контент-анализа) при изучении нарративных исторических источников.
ВОПРОС 17: Укажите основные этапы дискурсивно-исторического анализа.
ОТВЕТ: 1) определение содержания и тематики высказывания; 2) анализ дискурсивной стратегии рассматриваемого текста; 3) описание формальных характеристик.
ВОПРОС 18: Что включает семиотический подход в историческом исследовании?
ОТВЕТ: постановку в основную структурную позицию внутренних структур глобального текста, возможное рассмотрение их в системе противопоставления (оппозиционный анализ), определение знакового характера исторических событий.
ВОПРОС 19: __________________– закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру, ключ к пониманию данного типа культуры; уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это культурное бессознательное – не то, что говорится или чётко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках.
ОТВЕТ: Культурный код
ВОПРОС 20: Кому принадлежит высказывание: «Микроистория означает не разглядывание мелочей, а рассмотрение в подробностях»
ОТВЕТ: Джованни Леви
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в области исторической науки
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: Одно действие, локализованное в историческом пространстве и историческом времени называется...
а) историческим фактом
б) историческим событием
в) историческим экспериментом
г) историческим процессом
ОТВЕТ:а
ВОПРОС 2: Несколько исторических действий произошедших примерно в одно время и в одном месте называется ...
а) историческим фактом
б) историческим событием
в) историческим экспериментом
г) историческим процессом
ОТВЕТ:б
ВОПРОС 3: Исторический метод, выявляющий различия и сходство общественных явлений, называется:
а) ретроспективный
б) описательно-повествовательный
в) сравнительно-исторический
г) биографический
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 4: Исторический метод, основанный на использовании знаний о более высокой ступени исторического развития для понимания и оценки предыдущей, называется…
а) историко-типологический
б историко-генетический
в) сравнительно-исторический
г) ретроспективный
Ответ: г
ВОПРОС 5: Метод, нацеливающий на выявление и анализ социально-экономических и социально-культурных исторических типов, называется…
а) ретроспективный
б) метод исторической периодизации
в) историко-типологический
г) историко-генетический
Ответ: в
ВОПРОС 6: Метод, состоящий в последовательном обнаружении свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе её исторического движения, называется…
а) сравнительно-исторический
б) историко-генетический
в) ретроспективный
г) биографический
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 7: Метод изучения исторического процесса, суть которого состоит в делении его на временные отрезки (этапы-стадии-циклы), отражающие качественные состояния изучаемого явления, называется…
а) историко-генетический
б) метод исторической периодизации
в) историко-сравнительный
г) нарративный (описательный)
Ответ: б
ВОПРОС 8: Свяжите следующие понятия, характеризующие основные методологические изменения в изучении истории, происходившие во второй половине XX в., и их определения:
_____- постановка концепции культуры и связанных с ней понятий, значений, влияний и символов в центр методологического и теоретического внимания исследователей
______- использование литературных приемов анализа применительно к историческому тексту, поиск интертекстуальных связей, моделей повествования, риторических средств выражения пространственных и временных отношений.
______- перенос исследовательского фокуса с изучения исторических процессов и социальных структур на исследование социальной практики человеческих индивидуумов
а) антропологический поворот
б) культурный поворот
в) лингвистический поворот
Ответ б,в,а
ВОПРОС 9: Какой из перечисленных вариантов ответа наиболее точно определяет понятие «устная история»?
а) устные источники
б) устные источники и исследования, выполняемые на основе их анализа
в) исследования, выполненные на основе устных источников
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 10: Кто из перечисленных ниже историков является методологом и теоретиком устной истории
а) П. Томпсон
б) К. Гинзбург
в) М. Блок
г) Дж. Леви
ОТВЕТ: а
ВОПРОС 11: Какой из перечисленных вузов является одним из основных центров устно-исторических исследований в нашей стране:
а) Томский государственный университет
б) Санкт-Петербургский государственный университет
в) Новосибирский государственный университет
г) Алтайский государственный педагогический университет
Ответ: г
ВОПРОС 12: Кто из перечисленных ниже историков является автором классического труда по микроистории «Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в.»?
а) Дж. Леви
б) К. Гинзбург
в) Х. Медик
г) Л. Гонсалес
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 13: Кто из нижеперечисленных отечественных историков активно применял антропометрические методы при проведении исследований
а) В.П. Булдаков
б) В.Г. Тюкавкин
в) Б.Н. Миронов
г) Л.И. Бородкин
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 13: Какое периодическое издание издается Ассоциацией «История и Компьютер»?
а) Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер»
б) Историческая информатика
в) Компьютерные науки
г) Экономическая история. Ежегодник
Ответ: а
ВОПРОС 15: Кто из перечисленных ниже историков не имеет отношения к клиометрии?
а) Д.И. Ковальченко
б) К. Гинзбург
в) Д. Норт
г) Р. Фогель
ОТВЕТ: б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1:____________________ – специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания включая общефилософские, гносеологические и эпистемологические основы, принципы, уровни, виды, этапы, методы исторического познания и методы изложения результатов исторического познания, а также формы исторических знаний).
Ответ: Методология истории
ВОПРОС 2:_____________________ — это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.
ОТВЕТ: Исторический процесс
ВОПРОС 3: __________________ – весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события.
ОТВЕТ: Исторический источник
ВОПРОС 4: Перечислите специальные методы исторического исследования.
ОТВЕТ: историко-генетический метод, сравнительно-исторический, ретроспективный, метод исторической периодизации, нарративный (описательный), историко-типологический, историко-системный
ВОПРОС 5: Какие методы применяются в исторической науке на основе междисциплинарного взаимодействия с другими науками.
ОТВЕТ: количественные (математические) методы; социально-психологические, лингвистические; методы семиотики; метод искусствоведческого анализа, методы антропологии, социологии.
ВОПРОС 6 : Назовите основные принципы исторического исследования.
ОТВЕТ: Принцип историзма, принцип конкретности, принцип системности, принцип всесторонности, принцип историографической традиции
ВОПРОС 7: Назовите виды письменных исторических источников.
ОТВЕТ: летописи, законодательные, делопроизводственные, статистические, документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма)
ВОПРОС 8: Перечислите виды устных исторических источников.
ОТВЕТ: исторические (устный исторический источник); фольклорно-этнографические (устная традиция); социологические (биография, материалы соцопросов).
ВОПРОС 9: __________________ – теория интерпретации и понимания исторических текстов.
ОТВЕТ: Историческая герменевтика
ВОПРОС 10: Историк, в трудах которого сформулированы основные принципы новой интеллектуальной истории?
ОТВЕТ: Хейден Уайт
ВОПРОС 11: ________________ – сбор и изучение исторической информации о людях, семьях, важных событиях или повседневной жизни с использованием аудиокассет, видеозаписей или расшифровок запланированных интервью.
ОТВЕТ: Устная история
ВОПРОС 12: С какими науками и дисциплинами осуществляет междисциплинарное взаимодействие устная история?
ОТВЕТ: Социология, этнография, лингвистика, архивоведение
ВОПРОС 13 : __________________________междисциплинарная область исторических исследований, целью которой является расширение информационного, методического и технологического обеспечения исторической науки, а также апробация новых информационных технологий и методов в конкретно-исторических исследованиях. Объединяет совокупность теоретических и прикладных знаний, необходимых для создания, обработки и анализа оцифрованных исторических источников всех видов.
ОТВЕТ: Историческая информатика
ВОПРОС 14: ________________________– научное направление, основанное на применении количественных методов в исторических исследованиях
ОТВЕТ: Квантитативная история
ВОПРОС 15: На основе интеграции каких наук возникла клиометрия как научное направление?
ОТВЕТ: экономика, история, математика
ВОПРОС 16: Какую проблематику имели исследования одного из основоположников клиометрии американского экономиста и историка Д. Норта?
ОТВЕТ: роль различных институтов в экономическом развитии США и европейских стран, история формирования права собственности.
ВОПРОС 17: Классический труд по истории рабства в США, написанный Р. Фогелем и С. Энгерманом на основе применения клиометрических методов, имеет название …
ОТВЕТ: «Время на кресте. Экономика рабства американских негров»
ВОПРОС 18: ___________________– научная дисциплина, центральным предметом изучения которой является история взаимодействия мужского и женского опыта как одного из наиболее важных аспектов социальной организации, его влияния на формирование социальной действительности и её изменений в пространстве и времени.
ОТВЕТ: Гендерная история
ВОПРОС 19: Назовите основные научные категории, применяемые в гендерной истории
ОТВЕТ: Гендер, гендерная система, гендерный уклад, гендерный порядок
ВОПРОС 20: Научное направление, разработкой которого занимался один из основателей психоистории Л. Демос.
ОТВЕТ: история детства
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ для проведения текущего контроля (рефераты).
1. Леви-Стросс Клод– французский антрополог, этнолог, социолог, основатель структурной антропологии
2. Гирц Клиффорд – американский антрополог, социолог, основатель интерпретативной антропологии
3. Фуко Мишель– французский психолог, культуролог, историк
4. Фромм Эрих – немецкий социолог, философ, психоаналитик
5. Фогель Роберт – американский экономист и историк, основатель клиометрики
6. Эванс-Притчард Эдвар Эван – английский антрополог, видный представитель социально-культурной антропологии, основатель политической антропологии
7. Лотман Юрий Михайлович – советский и российский культуролог и семиотик.
8. Бродель Фернан – один из классиков школы «Анналов», основоположник мир-системного анализа
9. Принцип междисциплинарности как методологическая основа современного научного познания
10. Концепции синергетики в методологии исторических исследований
11. Соотношение традиционной экономической истории и «новой экономической истории»
12. Социокультурный подход к изучению экономических явлений и процессов
13. Роль географического фактора в экономическом развитии
14. Междисциплинарность «новой социальной истории»
15. Микро и макроподходы в исторических исследованиях: проблема совместимости и комбинации
16. Крестьяноведение как исследовательское направление: предмет, методология, междисциплинарный характер
17. Символы и образы как предмет историко-антропологических исследований
18. Военно-историческая антропология как междисциплинарное исследовательское направление
19. Междисциплинарность гендерных исторических исследований
20. Устная история как междисциплинарное исследовательское направление
5.3 - Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Междисциплинарность как теоретический и методологический принцип научного исследования
2. Новые методологические парадигмы, возникшие в социальных и
гуманитарных науках на рубеже XIX  XX вв. и в первой половине XX в.
3. Использование концепций и методов социологии в исторической науке
4. Психоистория как междисциплинарное научное направление
5. Междисциплинарность «новой социальной истории»
6. Концепции и методы антропологии в исторических исследованиях
7. Микроистория
8. История повседневности как междисциплинарное направление
9. Крестьяноведение как междисциплинарное исследовательское направление
10. Междисциплинарные подходы в изучении экономической истории
11. Междисциплинарность устной истории
12. Гендерная история как междисциплинарное направление
13. Локальная история: предмет, методы, междисциплинарный характер
14. Историко-политическая и военно-историческая антропология
15. История ментальностей
16. Новая интеллектуальная история
17. Методики семиотики в историко-культурных исследованиях
18. Дискурсивный анализ и дискурсивная квантификация
19. Базы данных. Геинформационные системы
20. Концепции синергетики в методологии исторических исследований
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. На основе анализа соответствующего раздела монографии Р.С. Уортмана «Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии» охарактеризуйте сценарий власти, реализовавшийся в период царствования Александра II и церемонии, использовавшиеся для репрезентации императорской власти.
2. На основе анализа соответствующего раздела монографии Р.С. Уортмана «Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии» охарактеризуйте сценарий власти, реализовавшийся в период царствования Александра III и церемонии, использовавшиеся для репрезентации императорской власти.
3. На основе анализа соответствующего раздела монографии Р.С. Уортмана «Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии» охарактеризуйте сценарий власти, реализовавшийся в период царствования Николая II и церемонии, использовавшиеся для репрезентации императорской власти.
4. Сделайте сравнительный анализ «европейского» и «национального» мифов, использовавшихся в мифологии и политической культуре русской монархии (на основе монографии Р.С. Уортмана).
5. На основе изучения работ М.К. Чуркина охарактеризуйте методы и исследовательские результаты применения междисциплинарных подходов для исследования процесса адаптации крестьян-переселенцев в азиатской России.
6. На основе анализа статьи Е.А. Здравомысловой и А.А. Темкиной охарактеризуйте методологические подходы к изучению гендерных отношений в советском обществе и определите изменения в принципах гендерной политики и конструкции «гендерного порядка», происходившие на различных этапах развития советского общества.
7. Дайте характеристику методологических подходов и научных результатов изучения «стратегий выживания», применявшимися различными социальными группами населения в России в период революции и Гражданской войны (1917-1920 гг.).
8. Дайте характеристику методологических подходов и научных результатов изучения «стратегий выживания», использовавшихся различными социальными группами населения в СССР в 1920–1930-е гг.
9. На основе анализа текста раздела «Безбожный быт» монографии Н.Б. Лебиной «Повседневная жизнь советского города в 1920-1930-е гг.» (СПб, 1999) охарактеризуйте методику и определите результаты применения социологических категорий «норма» и аномалия» для изучения инверсии социальной нормы в аномалию в советской повседневности.
10. На основе анализа текста раздела «Пьянство» монографии Н.Б. Лебиной «Повседневная жизнь советского города в 1920-1930-е гг.» (СПб, 1999) охарактеризуйте методику и определите результаты применения социологических категорий «норма» и аномалия» для определения советской специфика традиционных социальных аномалий
11. Проведите сравнительный анализ роли и значения политических символов в революционных событиях французской революции 1789 г. и российской революции 1917 г.
12. На основе учета достижений современной историографии определите возможности применения статистико-математических методов для изучения истории Гражданской войны в США
13. На основе анализа текста статьи Г.Г. Супрыгиной «К гендерной истории германии ХХ века: еврейская женщина в эпоху национал-социализма» дайте характеристику гендерных аспектов дискриминации евреев в нацистской Германии.
14. На основе анализа текста статьи О.В. Великановой определите методические приемы и научные результаты сравнения функций образа политического лидера в сталинской России и гитлеровской Германии
15.На основе изучения текста монографии «Крепость социализма»: повседневность и мотивация труда на советском предприятии (1928–1938 гг.)» (М., 2004) охарактеризуйте исследовательские результаты, полученные в результате применения микроисторического подхода для изучения производственных коммун в Советской России 1920-1930-х гг.
16. Составьте перечень вопросов для интервью с переселенцем в Сибирь периода Столыпинских реформ
17. Составьте перечень вопросов для интервью с очевидцем коллективизации и раскулачивания
18. Составьте перечень вопросов для интервью с тружеником тыла периода Великой Отечественной войны
19. Составьте перечень вопросов для интервью с участником освоения целинных и залежных земель
20. Составьте перечень вопросов для интервью с участником «челночной торговли» в 1990-е гг.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Наумова Г.Р. История исторической науки. Историография истории России в 2 ч. Ч.2: учеб. пособие М. : Изд-во Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лаппо-Данилевский, А.С. Методология истории : М. : Издательский дом «Территория будущего», 2006 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=85001
Л2.2 Репина Л.П. История исторического знания: учеб. пособие М. : Изд-во Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Курс в Moodle "Междисциплинарные подходы в современной исторической науке" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Институт наследия. Режим доступа: www.heritage-institute.ru
ЭБС «Университетская библиотека online». Режим доступа: http://biblioclub.ru/index
ЭБС «Юрайт». Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/
Научная электронная библиотека (НЭБ) http://www.elibrary.ru/
Первоисточники по истории Средневековья. Режим доступа: http://www.thietmar.narod.ru/
Первоисточники по истории Востока. Режим доступа: http://www.vostlit.narod.ru/
Библиотека электронных. ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Режим доступа: http://hronos.km.ru/proekty/mgu/index.html
Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Режим доступа: http://leb.nlr.ru/
Электронная библиотека Государственной публичной библиотеки. Режим доступа: www. shpl.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «Междисциплинарные подходы в современной исторической науке» магистрантам предстоит актуализировать знания по дисциплинам бакалавриата «Теория и методология истории», «Источниковедение», «Историческая информатика» для понимания и анализа ключевых вопросов, заявленных в учебно-тематическом плане программы.
Методологические основы изучения: принцип междисциплинарности, социологические, экономические, социокультурные теории общественного развития, антропологические теории социального взаимодействия.
Понятийный аппарат курса. Ведущие понятия, используемые при изучении дисциплины, представлены в разделе «Глоссарий» на платформе Moodle.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы. Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим (семинарским) занятиям, при написании рефератов, выполнении заданий, представленных на платформе Moodle.
Теоретические аспекты курса усваиваются в ходе лекций и самостоятельной работы с рекомендованными источниками и литературой.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные). Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
Подготовка к практическому (семинарскому) занятию включает изучение содержания источников и литературы, рекомендованных в плане занятия и списке рекомендованной литературы и источников. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
Реферат представляет собой изложение в письменной форме одной из актуальных проблем, составляющих содержание учебной дисциплины. Написание реферата имеет целью привить навыки самостоятельного поиска научной информации, анализа и систематизации материалов, извлеченных из научной литературы и источников.
Итоговая экзаменационная аттестация осуществляется в форме устного экзамена с учетом результатов работы на практических занятиях, выполнения контрольных заданий, оценки рефератов.