МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инкорпорация окраин России в XVIII в

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_История_ИЗвСО-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 19
индивидуальные консультации 30
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 19 19 19 19
Консультации 30 30 30 30
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Бобров Денис Сергеевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Колокольцева Наталья Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Инкорпорация окраин России в XVIII в

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.01 История (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1057)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс «Инкорпорация окраин России в XVIII в.» нацелен на формирование у студентов комплексного представления о сложных и многогранных процессах освоения окраин Российской империи в XVIII в.; содержании и типологизации российских окраин; алгоритмах выстраивания взаимоотношений между центром и периферией; складывании и практиках реализации механизмов государственной политики освоения окраинных территорий; градации уровня значимости окраин для имперской политики XVIII в.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять знания источниковедения при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач, комплексно работать с исторической информацией;
ОПК-1.1 Знает методы, приемы работы с источниками
ОПК-1.2 Умеет применять результаты источниковедческой критики в процессе исследовательской и педагогической деятельности
ОПК-2Способен использовать знания в области отечественной и всеобщей истории в прикладных и фундаментальных исследованиях, в педагогической деятельности, критически оценивать различные интерпретации прошлого в историографической теории и практике;
ОПК-2.1 Знает основные историографические концепции и подходы
ОПК-2.2 Умеет использовать теоретические и эмпирические знания в области истории для осуществления профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками критического мышления и способен их применять в профессиональной деятельности
ПК-1Способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в области исторической науки
ПК-1.1 Знает содержание фундаментальных и прикладных дисциплин, различные методы и исследовательские методики, применяемые в исторических исследованиях, имеет представление о междисциплинарных методах в гуманитарных исследованиях
ПК-1.2 Умеет ставить цели и определять задачи научно-исследовательской работы; определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач
ПК-1.3 Владеет навыками использования знаний содержания дисциплин программы магистратуры, в научно- исследовательской работе; исследовательскими методами, избранными для реализации запланированного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные подходы к категории «окраина» сложившиеся в специальной литературе, умеет их критически разбирать и анализировать;
Знает и способен критически рассматривать специальную историографию освоения западных окраин России XVIII в.;
Знает основные группы и разновидности исторических источников, использующихся при реконструкции истории окраин России в XVIII в. и исторической окраинологии
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет давать развернутую характеристику социально-политического строя западных окраин России в XVIII в. и его эволюцию;
Умеет интегрировать знания о государственной политике и ее механизмах в собственную научно-исследовательскую деятельность и практику;
Умеет на высоком профессиональном уровне осуществлять критику источников, использующихся в теории инкорпорации окраин и окраинологии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыком составления историографических обзоров процесса инкорпорации Сибири и их использования в педагогической деятельности;
на теоретико-методологическом уровне способностью выстраивать и структурировать научное исследование по истории окраин России;
Владеет навыком обзора иностранных источников о процессе инкорпорации западных окраин в XVIII в.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая теория инкорпорации окраин
1.1. Понятие и признаки окраины. Классификация окраин Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1
1.2. Понятие и признаки окраины. Классификация окраин Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1
1.3. Механизмы государственной политики освоения окраин Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1
1.4. Механизмы государственной политики освоения окраин Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1
Раздел 2. Инкорпорация Сибири в XVIII в.
2.1. Проблема государственной границы России на юге Сибири и Забайкалья в XVIII в. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1
2.2. Проблема государственной границы России на юге Сибири и Забайкалья в XVIII в. Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1
2.3. Структура гражданского и ведомственного управления Сибирью XVIII в. Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1
2.4. Структура гражданского и ведомственного управления Сибирью XVIII в. Практические 2 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1
2.5. Различные подходы к определению терминологической природы категорий, отражающих коренное население Сибири Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1
2.6. Аборигены и аборигенная политика в системе государственной политики Российского государства в конце XVII – XVIII вв. Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1
2.7. Аборигены и аборигенная политика в системе государственной политики Российского государства в конце XVII – XVIII вв. Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1
Раздел 3. Западные окраины России в XVIII в.
3.1. Присоединение и хозяйственное освоение западных окраин в XVIII в. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1
3.2. Присоединение и хозяйственное освоение западных окраин в XVIII в. Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1
3.3. Структура управления западными окраинами: общее и особенное Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1
3.4. Структура управления западными окраинами: общее и особенное Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1
Раздел 4. Южные окраины России в XVIII в.
4.1. Южный и Астраханский фронтир в XVIII в. Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1
4.2. Южный и Астраханский фронтир в XVIII в. Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1
Раздел 5. Современные теории и концепции освоения окраин Российским государством в XVIII в.
5.1. Теория колонизация о путях и методах освоения Сибири: историографический и теоретико-методологический взгляд Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1
5.2. Эвристический потенциал теорий завоевания, колонизации и присоединения в освоении Сибири, западных и южных окраин в XVIII в. Сам. работа 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1
5.3. Эвристический потенциал теорий завоевания, колонизации и присоединения в освоении Сибири, западных и южных окраин в XVIII в. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1
5.4. Теория фронтира и ее эвристический потенциал в освоении окраин Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1
5.5. Теория фронтира и ее эвристический потенциал в освоении окраин Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1
5.6. Консультации по пройденным темам Консультации 2 30 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6488

Оценка сформированности компетенции ОПК-2: Способен использовать знания в области отечественной и всеобщей истории в прикладных и фундаментальных исследованиях, в педагогической деятельности, критически оценивать различные интерпретации прошлого в историографической теории и практике

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Когда основан Иркутск?
А) В 1661 году
Б) В 1726 году
В) В 1973 году
Ответ: а.
2. Определите соответствие
Дата Остроги
1.1631 А.Иркутский
2.1661 В.Балаганский
3.1654 С.Удинский
D.Усть-Кутский, Киренский, Братский
Ответ: 1D 2А 3B
3. Землепроходец, положивший начало открытию русским Восточной Сибири, а также он доказал что Верхняя Тунгуска и Ангара – одна и та же река?
А) П.Д. Пенда
Б) И.Г. Георги
В) И.Д. Черский
Ответ: а.
4. В каком веке Российской Академией наук был изучен рельеф, составлена первая карта рельефа Восточной Сибири, открыты месторождения полезных ископаемых?
А) 17 век
Б) 18 век
В) 20 век
Ответ: б.
5. Какова основная цель освоения Сибири?
А) Расширение государственных земель и увеличение податного населения
Б) Овладение пушным богатством Сибири – ещё одним источником для государства
В) Поиск руд ценных металлов
Ответ: а.
6. Началом освоения Сибири русским связывают с:
А) Походом дружины Ермака
Б) Дружины «Богородск»
В) Походом князя Олега
Ответ: а.
7. Народы Сибири платили ясак – это?
А) Налог на землю
Б) Натуральный налог, вносимый в казну пушниной
В) Налог на транспорт
Ответ: б.
8. Этот исследователь начал освоение восточной Сибири и крайнего севера России
А) Ерофей Хабаров
Б) Владимир Атласов
В) Семён Дежнёв
Ответ: в.
9. Какие из этих народов относятся к коренным народам Сибири?
А) Эвенки, якуты, буряты
Б) Русские, буряты
В) Чукчи, русские, монголы
Ответ: а.
10. Расположите эти теории освоения российских окраин в том порядке, в котором они появились:
А) присоединение,
Б) фронтир,
В) колонизация,
Г)освоение
Ответ: АВБГ.
11. В период правления какого государя Эстляндия и Лифляндия вошли в состав Российской империи?
1) Петр I
2) Елизавета Петровна
3) Екатерина II
4) Павел I
Ответ: 1.
12. Как назывались представительные органы немецкого дворянства в Прибалтике?
1) кортесы
2) сеймики
3) ландтаги
4) парламенты
Ответ: 3.
13. В период правления какого государя были ликвидировано гетманское управление Левобережной Украины?
1) Петра I
2) Елизаветы Петровны
3) Петра III
4) Екатерины II
Ответ: 4.
14. Отметьте город, который был центром укрепительной линии на границе с казахскими степями с середины XVIII в.
1) Ставрополь
2) Оренбург
3) Тамбов
4) Казань
Ответ: 2.
15. Какой этнос доминировал в восстании под руководством А. Галиева в 1755 г.?
1) татары
2) осетины
3) башкиры
4) калмыки
Ответ: 3.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Назовите основные механизмы государственной политики освоения российских окраин.
Ответ: формирование системы управления, складывание пространственной модели, формирование сети населенных пунктов, формирование государственной границы и др.

2. Дайте определение термину "ясак".
Ответ: натуральный налог мехом, взимаемый в пользу Российского государства с коренного населения Сибири.

3. Какие три измерения / варианта государственной границы России на юге Западной Сибири в XVIII в. выделяют специалисты? Каждому дайте краткое пояснение.
Ответ: официально-дипломатическое - было характерно для центральных властей, выражалось в дипломатической документации; картографическое - специфическая картографическая проекция приграничной зоны и линии границы; локально-управленческое - предел распространения административного влияния и контроля российских властей.

4. Что, согласно определению Д.Я. Резуна, является фронтиром?
Ответ: по мнению Д.Я. Резуна, фронтир представляет место или момент встречи двух культур разного уровня развития

5. Какие окраины были инкорпорированы Российским государством в XVIII в.?
Ответ: Сибирь, Дикое поле, Прибалтика.

6. Заполните пропуск в предложении:
Одним из ключевых способов инкорпорации Дикого поля на первых этапах стало строительство _______________________________ _______________________.
Ответ: засечных черт (засечные черты).

7. Кратко отразите специфику категории "инородцы" по версии А.Ю. Конева.
Ответ: категория "инородцы", изначально вплоть до конца первой трети XIX в. не несла в себе негативной коннотации, воспринималась нейтрально.

8. Чем характеризуется колонизационная "волна" в освоении Сибири?
Ответ: осуществлением экспедиций служилых людей и строительством острогов - укрепленных пунктов в узловых районах и возле гидрографических объектов

9. Назовите термин, который раскрывается в этой фразе:
Модернизация в условиях незавершенного освоения
Ответ: фронтирная модернизация

10. Как иногда называли Дикое поле в советской историографии?
Ответ: "южная степь"/ степи Подонья

11. Дайте определение термину "государственная граница".
Ответ: социальный институт, совокупность социальных отношений, связанных с политико-правовыми и социально-хозяйственными взаимодействиями административных субъектов и населения в приграничной зоне и нацеленных на установление режима территориальных разграничений.

12. Назовите фронтиры, которые выделяют в истории России (по территориальному признаку).
Ответ: сибирский фронтир, степной фронтир, южный фронтир, кавказский фронтир, дальневосточный фронтир.

13. Заполните пропуски в предложении:
В XVIII в. на юге Западной Сибири наблюдалась институционализация, соприкосновения и взаимодействия __________________, _______________________ и _________________ властей.
Ответ: гражданских (общетерриториальных), ведомственных военных (военно-ведомственных), горнозаводских (кабинетских).
Комм.: элементы могут располагаться в любой последовательности.

14. Какой волной колонизации в истории Сибири следует считать поход Ермака и почему (дайте краткое обоснование).
Ответ: "нулевой", так как поход сам по себе не привел к основанию крупных острогов или крепостей, но заложил существенный фундамент для этого в дальнейшем.

15. Назовите состав Остзейских губерний сначала при Петре I, а затем при Екатерине II.
Ответ: при Петре I - Рижская и Ревельская губернии, при Екатерине II - Курляндская, Эстляндская и Лифляндская губернии.

16. Обоснуйте принципиальную разницу между Малороссийским приказом и Малороссийской коллегией.
Ответ: приказ управлялся единоначально, в коллегии большинство решений принималось с учетом мнения президиума, функции коллегии были значительно расширены относительно приказа, она "замещала" собой фактически все органы гражданского управления.

17. Воспроизведите три уровня общегражданского управления в Сибири как окраине в XVIII в. и отобразите их соподчиненность.
Ответ: центральный ----- региональный ------ местный.

18. Укажите ключевые последствия второй джунгаро-цинской войны для инкорпорации Россией сибирских территорий.
Ответ: добровольное вхождение алтайских племен в состав России; снятие остроты вопроса государственной границы на юге Западной Сибири; необходимость выстраивания долгосрочных, предсказуемых отношений с Цинской империей в предгорьях Алтая и на севере Центральной Азии.

19. Заполните пропуск в предложении:
В _____________ году управление Колывано-Воскресенскими заводами было передано Кабинету Его Императорского Величества.
Ответ: 1747.

20. Дайте определение термину "двоеданничество".
Ответ: особая практика социально-политических и политико-экономических взаимоотношений, когда автохтонное население территории уплачивает налоги / дань двум и более государствам или потестарным образованиям..

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Оценка сформированности компетенции ПК-1: Способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в области исторической науки

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Что из перечисленного относилось к религиозной политике Елизаветы Петровны?
1) усиление гонений на старообрядцев
2) прекращение преследования евреев
3) провозглашение политики веротерпимости
4) восстановление патриаршества
Ответ: 1
2. К какому этносу относилось большинство иностранных колонистов, поселившихся во времена Екатерины II в Поволжье?
1) болгары
2) немцы
3) греки
4) французы
Ответ: 2.
3. Какой из этих народов, проживавших на окраинах России, придерживается буддистской религии?
1) калмыки
2) башкиры
3) удмурты
4) чуваши
Ответ: 1.
4. Чьи права ограничивала введённая по указу Екатерины II «черта оседлости»?
1) башкир
2) евреев
3) прибалтийских немцев
4) казанских татар
Ответ: 2.
5. В каком году была образована Новороссийская губерния?
1) 1654 г.
2) 1701 г.
3) 1713 г.
4) 1764 г.
Ответ: 4.
6. Какие меры предприняло правительство Екатерины II для заселения Новороссии?
1) переселение в Новороссию крепостных крестьян от помещиков центральных губерний
2) привлечение иностранцев для поселения в Новороссии
3) переселение солдатских полков на постоянное жительство в Новороссию
4) наделение государственных крестьян землёй в Новороссии
Ответ: 2.
7. Как изменилось положение Запорожской Сечи в правление Екатерины II?
1) Запорожская Сечь была преобразована в министерство управления Новороссией
2) Запорожская Сечь стала автономной территориальной единицей в составе Российской империи
3) Запорожская Сечь перешла под двойное управление России и Турции
4) Запорожская Сечь была ликвидирована
Ответ: 4.
8. Какие категории дворян активнее заселялись в Новороссию во второй половине XVIII в.?
1) владельцы большого количества крепостных
2) дворяне среднего достатка
3) обедневшие дворяне
4) дворяне, имущество которых было отдано за долги
Ответ: 1.
9. Какой город должен был стать «третьей столицей России» по замыслу современников Екатерины II?
1) Москва
2) Херсон
3) Екатеринослав
4) Одесса
Ответ: 3.
10. В каком городе в 1790 г. был открыт первый черноморский литейный пушечный завод?
1) Ялта
2) Херсон
3) Севастополь
4) Николаев
Ответ: 2.
11. В каком году Екатерина II подписала указ об основании го­рода Одессы?
1) 1762 г.
2) 1775 г.
3) 1784 г.
4) 1794 г.
Ответ: 4.
12. Какое обстоятельство способствовало развитию внешней торговли через полуостров Крым в конце XVIII в.?
1) крымские порты были объявлены практически свободной экономической зоной, освобождены от уплаты тамо­женных пошлин
2) в этот период прекратилась торговля через Санкт-Петербург и другие города Российской империи
3) для развития торговли в Крым были переведены многие чиновники, которые разработали свод правил и таможенных пошлин
4) торговлей в Крыму стали заниматься преимущественно беглые крестьяне и каторжники
Ответ: 1.
13. В каком направлении изначально развивался город Севастополь?
1) как центр земледелия и сельского хозяйства
2) как военно-морская база в Крыму
3) как центр ремесла и ювелирного искусства
4) как центр кораблестроения
14. В каком году состоялась поездка Екатерины II по присоединенной территории Новороссии и Крыма?
1) 1762 г.
2) 1775 г.
3) 1783 г.
4) 1787 г.
Ответ: 4.
15. На пересечении каких речных путей лежал древний Курск?
А) Киев-Днепр-Десна-Сейм
Б) Киев-Снова- Десна-Тускарь
в) Москва-Смоленск-Западная Двина
Ответ: а.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Заполните пропуск в предложении:
В XVII в. еще до появления и массового внедрения в административный дискурс категории "инородцы" для обозначения нерусского населения Сибири часто применялся термин _________________.
Ответ: иноземцы.

2. Какой вид письменных исторических источников играет решающую роль при изучении инкорпорации Сибири и почему?
Ответ: делопроизводственная документация, так как она позволяет освещать каналы взаимодействия центральных властей с администрациями региона.

3. Расшифруйте аббревиатуру: ПСЗРИ.
Ответ: Полное собрание законов Российской империи.

4. Выделите основные линии (параметры) для сопоставления теории фронтира и фронтирной модернизации.
Ответ: спектр затрагиваемых отношений, явлений, процессов; территории, к истории освоения которых может применяться концепт; укорененность в исследовательской среде, частота использования.

5. Укажите названия схожих явлений в истории Сибири и южнорусских областей в XVIII в.: цепи военно-оборонительных укреплений, нацеленные на отражение внешней угрозы и оборону границ.
Ответ: для Сибири - Сибирские укрепленные линии; для южнорусских областей - засечные черты.

6. Назовите две основные группы инородцев, выделившиеся в Сибири в конце XVIII в., и кратко поясните принципиальное различие между ними.
Ответ: оседлые и кочевые инородцы; оседлые практически приравнивались в своих правах к государственным крестьянам, многие из них приняли православие; кочевые платили ясак по-прежнему, без установления четкого размера.

7. Укажите отличия между категориями "присоединение" и "освоение".
Ответ: "освоение" - более широкая категория, охватывающая и отражающая как изначальные аспекты присоединения территории, так и ее последующую инкорпорацию; "присоединение" - отражает первоначальные этапы / аспекты включение региона в состав Российского государства.

8. Укажите три основных принципа функционирования системы гражданского управления на сибирской окраине Российского государства XVIII в.
Ответ: персонификация управления, бюрократический централизм, слабый уровень законодательной урегулированности.

9. Назовите основные этапы инкорпорации окраин в состав государства и кратко поясните каждый из них.
Ответ: присоединение - первоначальное включение территории в состав государства; установление специфического правового режима для местного населения; планомерная социально-правовая унификация населения и системы управления с центральной частью государства.

10. Какой тип исторических источников играет ключевую роль при изучении пространственной модели окраин, в частности границ?. Ответ кратко поясните.
Ответ: картографические материалы, они позволяют установить большинство вариантов пространственных границ, в том числе и ментальные.

11. Назовите архив, в котором содержится значительная часть документов по инкорпорации окраин России в XVIII в. и укажите аббревиатуру, которая используется наравне с оригинальным названием.
Ответ: Российский государственный архив древних актов, РГАДА.

12. Дайте определение термину "автохтонное сообщество".
Ответ: социальная организация коренных жителей какой-либо территории, местности.

13. Чем этноним отличается от соционима?
Ответ: этноним представляет собой обозначение / наименование какой-либо этнической группы, а соционим - социальной группы.

14. Приведите примеры использования соционимов в изучении истории Сибири как окраины в XVIII в.
Ответ: немирные иноземцы, двоеданцы.

15. Назовите основные теории, концепции инкорпорации окраин России в XVIII в.
Ответ: завоевание, колонизация, фронтир, фронтирная модернизация.

16.Какими параметрами отличаются различные отрасли власти в процессе инкорпорации территорий?
Ответ: административно-правовой статус, функционал, организационная структура

17. Заполните пропуск в предложении:
На юге Западной Сибири вплоть до конца XVIII в. не существовало демаркированной ______________________, хотя фактическая граница проходила по укрепленным линиям.
Ответ: государственная граница (государственной границы).

18. Назовите общие черты и особенности частновладельческих структур А. Демидова на юге Западной Сибири, а также общегражданских органов управления.
Ответ: Общее - персонификация управления, отсутствие коллегиальности, централизованная соподчиненность.
Отличия: у демидовских приказчиков был ограниченный, узкий функционал, у гражданских властей - значительно шире; полномочия демидовских управленцев не были должным образом законодательно урегулированы.

19 Дайте определение понятию "гетманство"
Ответ: фор­ма ор­га­ни­за­ции выс­шей вла­сти на Ук­раи­не (XVII–XVIII вв.) в ус­ло­ви­ях её са­мо­управ­ле­ния (ав­то­но­мии) в со­ста­ве России.

20. Какое название получил режим, установленный Андрусовским перемирием 1667 г. и закреплявший Запорожскую Сечь как совместное владение России и Речи Посполитой.
Ответ: кондоминиум.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Оценка сформированности компетенции ОПК-1: Способен применять знания источниковедения при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач, комплексно работать с исторической информацией

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какой орган был создан для управления присоединенными территориями Поволжья?
1) Посольский приказ
2) Избранная рада
3) Земский собор
4) Приказ Казанского дворца
Ответ: 4.
2. Что было одной из важнейших обязанностей казанского и свияжского воевод в XVIII в.?
1) издание законов
2) сбор податей с нерусского населения
3) наделение поместьями служилых людей
4) ведение церковной службы
Ответ: 3.
3. Какие мероприятия были осуществлены российскими властями для окончательного присоединения территории Поволжья?
1) освобождение от налогов местного населения
2) христианизация населения Поволжья
3) формирование слоя служилых татар
4) уравнивание в правах мусульман и православных
5) строительство городов-крепостей
Ответ: 235.
4. Какие аспекты контролировал Приказ Казанского дворца?
1) чистоту и порядок в городах
2) сбор податей с нерусского населения
3) насильственную христианизацию местного населения
4) хозяйственную жизнь городов
Ответ: 2.
5. Кто из этих исторических личностей выступил с идеей насильственной христианизации нерусских народов Поволжья?
1) Иван IV
2) Гермоген
3) Борис Годунов
4) Михаил Романов
Ответ: 2.
6. Какие мероприятия были осуществлены российскими властями для окончательного присоединения территории Поволжья?
1) начинается колонизация края русским населением
2) выделяются земли для строительства мусульманских мечетей
3) русские служилые люди наделяются поместьями
4) создаются Приказ Казанского дворца и воеводства
5) население края освобождается от выполнения повинностей
Ответ: 134.
7. Что было одной из особенностей города Астрахани в начале XVIII в.?
1) многонациональный состав населения
2) город был основным центром металлургического производства в России
3) пребывание в городе многочисленных европейских купцов
4) город был фактической столицей донских казаков
Ответ: 1.
8. Что было одной из причин восстания в Астрахани 1705-1706 гг.?
1) введение подушной подати
2) приближение к городу шведских войск и действия изменников, желавших открыть им ворота города
3) насильственное внедрение среди жителей европейских порядков
4) протест против ликвидации патриаршества
Ответ: 3.
9. Основной силой народного восстания на юге России в 1707-1709 гг. были
1) калмыки
2) астраханские купцы
3) донские казаки
4) стрельцы
Ответ: 2.
10. Что было одной из мер, принятых восставшими в 1705-1711 гг. башкирами и направленных на успех восстания?
1) призыв к русским старообрядцам присоединиться к восстанию
2) признание прав очередного самозванца на российский престол
3) обещание русским крестьянам освободить их от крепостного права
4) обращение к властям Османской империи за поддержкой
Ответ: 4.
11. Какими факторами было вызвано бурное развитие металлургии на Урале на рубеже XVII-XVIII веков?
А. удачным сочетанием природных ресурсов
Б. личным желанием Петра I
В.государственным заказом для военных нужд страны
Г. всем вышеперечисленным.
Ответ: г.
12.В каком городе находилась главная контора А. Демидова, которой подчинялись все нижестоящие конторы и приказчики?
а) Екатеринбург
б) Москва
в) Невьянск
г) Нерчинск
Ответ: в.
13. Какой теоретический концепт, связанный с инкорпорацией территории России развивали историки так называемой "государственной" школы?
а) завоевание
б) колонизация
в) фронтир
г) присоединение
Ответ: б.
14. Кто является автором теории фронтирной модернизации?
а) И.В. Побережников
б) С.М. Соловьев
в) С.В. Бахрушин
г) А.С. Зуев
Ответ: а.
15. Какая разновидность исторических источников меньше других содержит информации о ходе процессов инкорпорации окраин России в XVIII в.
а) делопроизводственная документация
б) законодательные акты
в) статистические материалы
г) источники личного происхождения
Ответ: г.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. В отношении каких трех макрорегионов может быть применена теория фронтирной модернизации, по мнению ее отца-основателя И.В. Побережникова?
Ответ: Поволжье, Урал, Сибирь.

2. Какой исследователь считается основателем теории завоевания Сибири?
Ответ: Г.Ф. Миллер.

3. В чем принципиальное различие восприятия колонизации как исторического явления историками "государственной" школы дореволюционного периода и советскими исследователями?
Ответ: в дореволюционной историографии колонизация трактовалась как мирный, ненасильственный процесс, в советской историографии - как насильственный, в ходе которого государство пыталось подчинить себе свободных крестьян и др.

4. Какова главная черта инкорпорации прибалтийской окраины в состав России в XVIII в.?
Ответ: сохранение привилегий и статуса немецкого дворянства.

5. Укажите какой термин имеется ввиду: во­ен­ная и об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ская ор­га­ни­за­ция ка­за­че­ст­ва в XVI–XVIII вв. в ни­зовь­ях р. Днепр, за по­ро­га­ми.
Ответ: Запорожская Сечь.

6. Что является главной причиной того, что процессы инкорпорации нашли относительно слабое освещение в российском законодательстве XVIII в.?
Ответ: специфика раннеимперского законодательства, которое во многом оставалось прецедентным; существенная роль в нем принадлежала подзаконным актам, законы оставались в принципе немногочисленными.

7. Назовите основные виды документов делопроизводства (делопроизводственной документации), которые могут быть использованы для реконструкции процессов инкорпорации окраин России?
Ответ: указы губернаторов и воевод, доношения, рапорты, инструкции.

8. Заполните пропуск в предложении:
Начиная со второй половины 1940-х гг. в среде советских историков-сибиреведов все более популярной становится категория _________________________, она начинает использоваться фактически вместо концепта колонизации.
Ответ: присоединение.

9. Современные представители какой концепции выступают категорически против использования теории фронтира при изучении окраин России и почему?
Ответ: евразийство (представители евразийской концепции), так как сторонники этой идеи отвергают наличие на окраинах представителей / носителей культур разного уровня цивилизационного развития.

10. Дайте определение категории "албан / алман".
Ответ: у монгольских народов и потестарных образований дань, взимаемая в натуральной, реже - денежной форме, с населения.

11. В чем заключается неоднозначность источникового корпуса при изучении пространственных границ Сибири как инкорпорируемой окраины в XVIII в.?
Ответ: фрагментарное отражение в делопроизводственных и других документах внутренних административно-территориальных границ, отсутствие в источниках единого подхода к выделению государственной границы.

12. Существует ли в российской специальной литературе единое определение окраины и почему?
Ответ: нет, не существует, поскольку окраинология как научная дисциплина чрезвычайно молода, в большинстве случаев специалисты предпринимают попытки определения окраины через набор признаков.

13. Дайте определение термину "картографические материалы как исторический источник".
Ответ: географические и специальные карты, планы, чертежи, атласы и первичные графические документы съемок, необходимые при изучении пространственных характеристик исторических процессов, явлений и событий.

14. Выделите основания (критерии) для сравнения донского и днепровского казачества в системе инкорпорации южной окраины в состав Российского государства.
Ответ: отношение к центральным властям; отношение к региональным и местным властям; участие в социальных протестах, восстаниях; социально-правовое положение.

15. Заполните пропуск в предложении:
Советские историки-сибиреведы видели преимущество концепции присоединения перед колонизацией в том, что в отличие от последней первая предполагает _______________________".
Ответ: ненасильственный характер вхождения территорий и регионов в состав Российского государства.

16. Дайте определение термину "военно-ведомственные канцелярии".
Ответ: особая разновидность узко профильных ведомственных канцелярий, в которых специальное делопроизводство велось кадровыми офицерами, военными.

17. Дайте определение термину "Малороссийская коллегия".
Ответ: центральное государственное уч­ре­ж­де­ние в Российской им­пе­рии в XVIII в., управ­ляв­шее Ле­во­бе­реж­ной Ук­раи­ной. Об­ра­зо­ва­но ука­зом императора Пет­ра I вме­сто Ма­ло­рос­сий­ско­го при­ка­за, под­чи­няв­ше­гося По­соль­ско­му при­казу.

18. Дайте определение термину "служилые люди".
Ответ: категория сво­бод­ных лиц, нёс­ших во­ен­ную служ­бу в поль­зу го­су­дар­ст­ва и по­лу­чав­ших за неё зе­мель­ное, де­неж­ное и на­ту­раль­ное жа­ло­ва­нье.

19. Дайте определение термину "Кабинет Его Императорского Величества".
Ответ: государственное уч­ре­ж­де­ние в Рос­сии в 1704–27 и 1741–1918 гг.; до 1826 са­мо­сто­ятельный ор­ган, за­тем - в со­ста­ве Ми­ни­стер­ст­ва им­пе­ра­тор­ско­го дво­ра и уде­лов. Об­ра­зо­ван царём Пет­ром I в ка­че­ст­ве лич­ной кан­це­ля­рии монарха.

20. Какие разновидности письменных источников практически не отражают процесс инкорпорации российских окраин в XVIII в.?
Ответ: источники личного происхождения, публицистика. Причина в их немногочисленности применительно к этому периоду, сфокусированности на освещении субъективных личностных моментов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. При устном ответе на экзамене в билет включено два вопроса теоретического характера, охватывающие различные аспекты инкорпорации окраин в состав Российского государства XVIII в. На подготовку и ответ студенту отводится 50 минут. В случае неопределенного/пограничного статуса ответа предусмотрены устные вопросы преподавателя, направленные на детализацию и верификацию отдельных элементов ответа.

СПИСОК ВОПРОСОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА К ЭКЗАМЕНУ

1. Общие представления об окраине. Признаки и типология окраин Российского государства в Раннее Новое время
2. Механизмы государственной политики освоения окраин Российским государством
3. Колонизационные «волны» в освоении Сибири и Дальнего Востока в XVII – XVIII вв.
4. Проблема государственной границы России на юге Сибири и Забайкалья в XVIII в.
5. Вертикаль общего (гражданского) управления в Западной Сибири XVIII в.
6. Частновладельческие управленческие структуры в системе администрирования Сибирью XVIII в.
7. Ведомственное кабинетское управление в Сибири в середине – второй половине XVIII в.
8. Дислокация воинских частей и проблема ведомственного военного управления в Западной Сибири в XVIII в.
9. Различные подходы к определению терминологической природы категорий, отражающих коренное население Сибири
10. Аборигены и аборигенная политика в системе государственной политики Российского государства в конце XVII – XVIII вв. (общие подходы к восприятию российскими властями автохтонного населения, влияние «аборигенного» фактора на административный курс сибирских окраин)
11. Ясачная политика России в Сибири: принципы выстраивания, содержательные характеристики, влияние на государственную политику освоения и процесс инкорпорации.
12. Теория завоевания Сибири Российским государством
13. Теория колонизации о путях и методах освоения Россией Сибири: трактовка колонизации дореволюционными историографическими школами
14. Трансформация освоенческого дискурса Сибири в советской историографии: от колонизации к «присоединению» и другим подходам. Современный сибирский колонизационный дискурс
15. Эвристические возможности теории фронтира применительно к изучению истории Сибири.
16. Теория «фронтирной модернизации» и региональный фактор модернизации
17. Пространственно-территориальные и социально-исторические особенности складывания юго-западной окраины Российского государства
18. Эволюция стратегий и практик управления юго-западной окраиной во второй половине XVII – XVIII вв.
19. Концептология освоения юго-западной окраины: от колонизации «Дикого поля» к южнороссийскому фронтиру
20. Общая характеристика Прибалтики как окраины Российского государства в XVIII в.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мансурова В. Д., Мезенцева А. В., Поликарпова О. С. "Жизненный мир" сибирского фронтира. Ценностная сфера социального взаимодействия сельских жителей в условиях экономических реформ: [монография] [Азбука], 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э4 Курс на Moodle "Инкорпорация окраин России в XVIII в." portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.