Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.01. История |
Профиль | Исторические знания в современном обществе |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_01_История_ИЗвСО-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Консультации | 40 | 40 | 40 | 40 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины является раскрытие основных особенностей советской повседневности в раннесоветский период. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.02 |
ОПК-1 | Способен применять знания источниковедения при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач, комплексно работать с исторической информацией; |
ОПК-1.1 | Знает методы, приемы работы с источниками |
ОПК-1.2 | Умеет применять результаты источниковедческой критики в процессе исследовательской и педагогической деятельности |
ОПК-2 | Способен использовать знания в области отечественной и всеобщей истории в прикладных и фундаментальных исследованиях, в педагогической деятельности, критически оценивать различные интерпретации прошлого в историографической теории и практике; |
ОПК-2.1 | Знает основные историографические концепции и подходы |
ОПК-2.2 | Умеет использовать теоретические и эмпирические знания в области истории для осуществления профессиональной деятельности |
ОПК-2.3 | Владеет навыками критического мышления и способен их применять в профессиональной деятельности |
ПК-1 | Способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в области исторической науки |
ПК-1.1 | Знает содержание фундаментальных и прикладных дисциплин, различные методы и исследовательские методики, применяемые в исторических исследованиях, имеет представление о междисциплинарных методах в гуманитарных исследованиях |
ПК-1.2 | Умеет ставить цели и определять задачи научно-исследовательской работы; определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач |
ПК-1.3 | Владеет навыками использования знаний содержания дисциплин программы магистратуры, в научно- исследовательской работе; исследовательскими методами, избранными для реализации запланированного исследования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | содержание основных категорий культуры повседневности, реалии повседневной жизни изучаемого периода, ориентироваться в основных направлениях изучения культуры повседневности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять полученные теоретические знания к анализу повседневности; раскрыть функциональное назначение и ценностное осмысление реалий повседневной жизни изучаемого периода; -логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;-свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации-использовать полученные сведения в устной и письменной коммуникации, а также при написании магистерской диссертации. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач;-культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей еѐ достижения;-теоретическими основами и методами исторической науки, категориями и концепциями, связанными с изучением историко-культурных форм, процессов, практик; способностью применять полученное знание и критически использовать методы современной исторической науки в профессиональной деятельности и социальной практике. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Историографические, методологические и источниковедческие проблемы курса. | ||||||
1.1. | История повседневности как новое направление современной российской историографии. Методологические принципы социальной истории. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Особенности источниковой базы изучения структур повседневности. Сводки о настроениях и доносы, воспоминания, дневники, письма и жалобы как исторические источники | Практические | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Историографические, методологические и источниковедческие проблемы курса. | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Жизненное пространство. | ||||||
2.1. | Квартирный вопрос в городе и деревне. Выселение «бывших». Дворцы, усадьбы и трущобы: заселение по социальным нормам. Коммунальный быт. Паспортная система и новое закрепощение крестьян. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Жизненное пространство. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Экономика повседневности. | ||||||
3.1. | Структуры семейных бюджетов. Потребление и накопление в годы нэпа. Иерархия потребления в эпоху дефицита. Голод и закон «о колосках». «О вкусной и здоровой пище»: образы изобилия. Стандарты и мода в одежде и обуви. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Экономика повседневности. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Экономика повседневности. | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Новая семья. | ||||||
4.1. | Теория свободной любви и ее влияние на взаимоотношения мужчины и женщины. Освобожденная женщина и сбежавшие мужья. Проблема «отцов» и «детей». Государственные институты социализации подрастающего поколения: ясли, сад, школа, вуз. Пионерия и комсомол как средства создания «нового» человека. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Новая семья. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Новая семья. | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 5. Идеология в частной жизни. | ||||||
5.1. | Пропаганда социализма. «Светлое будущее» и «загнивающий Запад». Культ советского государства, большевистской партии и ее вождя. «Знатные люди». Новые герои. Доносительство и репрессии. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.2. | Идеология в частной жизни. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.3. | Идеология в частной жизни. | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 6. Социальная динамика. | ||||||
6.1. | Нэпманы и рабочие, кулаки и беднота. Неравенство и социальная агрессия. «Ликвидация эксплуататорских классов». Формирование новой партийно-хозяйственной элиты советского общества. Обитатели ГУЛАГа. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
6.2. | Социальная динамика. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
6.3. | Социальная динамика. | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 7. Новая культура. | ||||||
7.1. | Ликвидация неграмотности. «Культуру – в массы». Новые книги, песни, картины, музыка и кинофильмы. Новые праздники. Досуг и развлечения. Безбожие и новая религия. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
7.2. | Новая культура. | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 8. Социальные болезни общества. | ||||||
8.1. | Социальные болезни общества.Пьянство. Проституция. Наркомания. Преступность. Азартные игры. Беспризорные. | Практические | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
8.2. | Социальные болезни общества. | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
8.3. | Консультации по изученным темам | Консультации | 3 | 40 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен применять знания источниковедения при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач, комплексно работать с исторической информацией ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. Решение о захвате власти вооруженным путем было принято большевиками: 1) в апреле 1917 г. 2) в августе 1917 г. 3) в сентябре 1917 г. 4) в октябре 1917 г. ОТВЕТ: 4) ВОПРОС 2. Взятием власти в Петрограде 25-26 октября 1917 г. руководил: 1) Временный революционный комитет 2) Революционный военный совет 3) Большевистский штаб восстания во главе с В.И. Лениным 4) Петроградский Совет ОТВЕТ: 1) ВОПРОС 3. Идея создания «однородного социалистического правительства» принадлежала: 1) В.И. Ленину 2) Группе большевиков во главе с членами Совнаркома 3) Ю. Мартову 4) Профсоюзам железнодорожников ОТВЕТ: 3) ВОПРОС 4. Высшим органом государственной власти после октября 1917 г. являлся: 1) Совет Народных Комиссаров 2) Съезд Советов 3) ЦК большевистской партии 4) Высший Совет Народного Хозяйства ОТВЕТ: 2) ВОПРОС 5. После Октября 1917 г. органы власти на местах существовали в форме: 1) Временных революционных комитетов 2) Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 3) земств 4) советско-земских, советско-думских и других коалиций ОТВЕТ: 4) ВОПРОС 6. Учредительное собрание начало свою работу: 1) 5 декабря 1917 г. 2) 5 января 1918 г. 3) 5 марта 1918 г. 4) 5 мая 1918 г. ОТВЕТ: 2) ВОПРОС 7. Большинство делегатов Учредительного собрания составляли: 1) большевики 2) эсеры 3) кадеты 4) меньшевики ОТВЕТ: 2) ВОПРОС 8. В состав первого советского правительства вошли: 1) только представители большевистской партии 2) большевики и представители профсоюзов рабочих-железнодорожников 3) представители всех демократических партий 4) ни один из предложенных вариантов не верен ОТВЕТ: 4) ВОПРОС 9. Первым председателем Совета Народных Комиссаров стал: 1) Я.М. Свердлов 2) Л.Б. Каменев 3) В.И. Ленин 4) Л.Д. Троцкий ОТВЕТ: 3) ВОПРОС 10. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятая Всероссийским Съездом Советов в январе 1918 г., провозглашала в России форму правления: 1) Большевистская республика 2) Республика советов рабочих и солдатских депутатов 3) Республика советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 4) Демократическая Советская республика ОТВЕТ: 3) ВОПРОС 11. Характеристику своим ближайшим соратникам В.И. Ленин дал в работе: 1) «Письмо к съезду» 2) «Лучше меньше, да лучше» 3) «Странички из дневника» ОТВЕТ: 1) ВОПРОС 12. Нэпманы были выходцами преимущественно из социальных слоев: 1) советских служащих и комиссаров; 2) дореволюционных купцов и фабрикантов; 3) демобилизованных красноармейцев, домохозяек, безработных, бывших торговых служащих; 4) крестьян ОТВЕТ: 3) ВОПРОС 13. Свертывание новой экономической политики началось: 1) в 1925/26 г. 2) в 1926/27 г. 3) в 1927/28 г. 4) в 1928/29 г. ОТВЕТ: 3) ВОПРОС 14. Какие области хозяйственной деятельности частных предпринимателей стали главными в 20-е гг.? 1) внутренняя торговля и посреднические операции 2) промышленность 3) внешняя торговля ОТВЕТ: 1) ВОПРОС 15. Какая форма объединения государственных предприятий была наиболее распространена в годы новой экономической политики? 1) акционерные общества 2) тресты 3) концерны ОТВЕТ: 2) КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. В программу какой политической партии, течения, группировки входили в 1917 г. эти положения: «Война до победного конца; выкуп частновладельческих земель государством; национальная самостоятельность в местных пределах; после победы в 1 мировой войне – созыв Учредительного собрания, осуществление социальных реформ». ОТВЕТ: Временного правительства ВОПРОС 2. В программу какой политической партии, течения, группировки входили в 1917 г. эти положения: «Февральская революция 1917 г. является буржуазной. В ее результате была установлена власть буржуазии. Россия не готова к социалистической революции, поскольку пролетариат не составляет большинства населения. Следовательно, нельзя брать власть в свои руки, необходимо сотрудничать с буржуазным правительством». ОТВЕТ: меньшевиков ВОПРОС 3. В программу какой политической партии, течения, группировки входили в 1917 г. эти положения: «Никакой поддержки Временному правительству! Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата – ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства». ОТВЕТ: большевиков. ВОПРОС 4. Кто возглавлял организацию меньшевиков-интернационалистов в 1917 г.? ОТВЕТ: Ю. Мартов ВОПРОС 5. Какова была по численности партия эсеров к весне 1917 г.? ОТВЕТ: 500-700 тыс. ВОПРОС 6. В адрес какого политического деятеля сказаны эти слова? «Именно он доказывал за 34 года до Октября, что русская революция может восторжествовать в виде революционного движения рабочих. Он стремился положить факт классового движения пролетариата в основу революционной борьбы первых интеллигентских кружков». ОТВЕТ: Г.В. Плеханова ВОПРОС 7. В адрес какого политического деятеля сказаны эти слова? «Он был и остается временщиком исторической минуты. Его лучшие речи были пышным толчением воды в ступе. В 1917 г. вода кипела, и от нее шел пар. Волна пара казалась ореолом. Ленин назвал его хвастунишкой». ОТВЕТ: А.Ф. Керенского ВОПРОС 8. В адрес какого политического деятеля сказаны эти слова? «Есть стороны, в которых он бесспорно превосходит Ленина: он более блестящ, более ярок, он более подвижен. Ленин не мог бы справиться с титанической задачей, которую он взвалил на свои плечи, с этими молниеносными переездами с места на место, этими горячечными речами, этими фанфарами тут же отдаваемых распоряжений, этой ролью постоянного электризатора то в том, то в другом месте ослабевающей армии». ОТВЕТ: Л.Д. Троцкого ВОПРОС 9. Кому принадлежит это высказывание? «В период социалистического накопления государственное хозяйство не может обойтись без эксплуатации мелкого производства, без экспроприации части прибавочного продукта деревни и ремесла, наконец, без вычетов из капиталистического накопления в пользу накопления социалистического». ОТВЕТ: Е.А. Преображенскому ВОПРОС 10. Кому принадлежит это высказывание? «Теперь мы вправе сказать, что простой рост кооперации для нас тождественен… с ростом социализма, и вместе с этим мы вынуждены признать коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм. Эта коренная перемена состоит в том, что раньше мы центр тяжести клали и должны были класть на политическую борьбу, революцию, завоевание власти и т.д. Теперь же центр тяжести меняется до того, что переносится на мирную организационную «культурную» работу». ОТВЕТ: В.И. Ленину ВОПРОС 11. Кому принадлежит это высказывание? «Бесспорно и всем ходом нашего хозяйственного развития доказано, что мы действительно строим социализм в нашей стране. Мы спорим лишь о том, можно ли окончательно построить социализм и закрепить социалистический строй в одной стране, и притом не в такой стране, как Америка, а в нашей, крестьянской». ОТВЕТ: Л.Д. Троцкому ВОПРОС 12. Кому принадлежит это высказывание? «В общем и целом всему крестьянству, всем его слоям нужно сказать: обогащайтесь, накапливайте, развивайте свое хозяйство. Только идиоты могут говорить, что у нас всегда должна быть беднота; мы должны теперь вести такую политику, в результате которой у нас беднота исчезла бы». ОТВЕТ: Н.И. Бухарину ВОПРОС 13. Когда появились первые советские червонцы? ОТВЕТ: в 1922 году ВОПРОС 14. Как расшифровывается аббревиатура ТОЗ? ОТВЕТ: товарищество по совместной обработке земли ВОПРОС 15. Кто возглавлял наркомат финансов при проведении денежной реформы 20-х гг.? ОТВЕТ: Г. Сокольников ВОПРОС 16. Сколько в середине 20-х гг. в СССР работало концессий? ОТВЕТ: 65 ВОПРОС 17. Что являлось главной целью нэпа? ОТВЕТ: восстановление экономики при сохранении большевистской власти ВОПРОС 18. Кому В.И. Ленин дал такую характеристику: «Не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии»? ОТВЕТ: Н.И. Бухарину ВОПРОС 19. Для каких категорий населения СССР были введены паспорта в начале 1930-х гг.? ОТВЕТ: для жителей городов и рабочих поселков ВОПРОС 20. Когда в городах СССР были введены карточки на хлеб? ОТВЕТ: в 1928 году КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен использовать знания в области отечественной и всеобщей истории в прикладных и фундаментальных исследованиях, в педагогической деятельности, критически оценивать различные интерпретации прошлого в историографической теории и практике ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. Характерная черта белого движения в России: 1) опора на собственные силы; 2) «непредрешенчество» будущей политической судьбы России; 3) единство действий всех его участников; 4) постоянная поддержка крестьянством ОТВЕТ: 2) ВОПРОС 2. Поводом для массовых забастовок рабочих Петрограда зимой 1921 г. являлось: 1) сокращение властями хлебного пайка, закрытие ряда заводов; 2) введение смертной казни; 3) расстрел мирной демонстрации в поддержку Учредительного собрания; 4) подавление большевиками Кронштадтского выступления ОТВЕТ: 1) ВОПРОС 3. Неофициальное наименование военных формирований антибольшевистских сил России – «белая гвардия» происходило от: 1) цвета белой атласной подкладки шинели генералов бывшей царской армии; 2) известного выражения «белая кость»; 3) белого цвета – традиционного символа сторонников закона и правопорядка; 4) цвета снега, покрывающего большую часть года территорию Сибири, где был расположен один из центров антибольшевистского движения ОТВЕТ: 3) ВОПРОС 4. Республика, созданная Н. Махно, называлась 1) махновская; 2) Свободная Украина; 3) Гуляй Поле; 4) народная ОТВЕТ: 3) ВОПРОС 5. Последнее некоммунистическое правительство на территории России называлось: 1) Уфимская директория; 2)Правительство Юга России; 3) КОМУЧ; 4) Омское правительство Колчака ОТВЕТ: 2) ВОПРОС 6. Лозунг «За советы без коммунистов» выдвигался участниками: 1) мятежа левых эсеров; 2) Первого Всесоюзного съезда Советов; 3) Кронштадтского выступления; 4) анархистского движения ОТВЕТ: 3) ВОПРОС 7. Международная организация, объединявшая в 1920 – 1930-е гг. многие коммунистические партии мира под фактическим руководством компартии СССР, называлась: 1) Коминтерн 2) Профинтерн 3) Коминформ 4) Социнтерн ОТВЕТ: 1) ВОПРОС 8. «Ножницы цен» явились проявлением хозяйственного кризиса: 1) 1922/23 г. 2) 1923/24 г. 3) 1924/25 г. 4) 1925/26 г. ОТВЕТ: 2) ВОПРОС 9. Пост генерального секретаря ЦК РКП(б) был учрежден в : 1) 1917 г. 2) 1922 г. 3) 1923 г. ОТВЕТ: 2) ВОПРОС 10. Идею проведения индустриализации за счет эксплуатации «внутренней колонии» – крестьянства в 1920-е годы выдвинул: 1) Н.И. Бухарин; 2) Е.А. Преображенский; 3) И.В. Сталин; 4) С.М. Киров ОТВЕТ: 2) ВОПРОС 11. Выступая на Х Всероссийской конференции РКП(б) в мае 1921 г., В.И. Ленин заявил, что нэп вводится «всерьез и надолго». Сколько лет он отвел на проведение нэпа? 1) до 100 лет; 2) 25 – 50 лет; 3) 5 – 10 лет ОТВЕТ: 3) ВОПРОС 12. Главным противоречием нэпа являлось противоречие: 1) между рабочим классом и крестьянством; 2) между партийно-хозяйственной номенклатурой и трудящимися; 3) между многоукладной экономикой и политической монополией партии большевиков; 4) между частными предпринимателями и наемными рабочими ОТВЕТ: 3) ВОПРОС 13. Укажите «лишний» термин в приведенном ниже списке: 1) продналог; 2) хозрасчет; 3) денационализация; 4)продразверстка; 5) предпринимательство; 6) концессия ОТВЕТ: 4) ВОПРОС 14. Самым популярным среди советской молодежи был опубликованный в 1934 г. роман: 1) «Мы» Е. Замятина 2) «Разгром» А. Фадеева 3) «Как закалялась сталь» Н. Островского 4) «Собачье сердце» М. Булгакова 5) «Чевенгур» А. Платонова ОТВЕТ: 3) ВОПРОС 15. Характерными чертами развития советской образовательной системы в 1930-е гг. являлись: 1) внедрение в образовательный процесс передовых достижений мировой педагогической мысли; 2) введение обязательного начального образования 3) издание специального журнала для учителей «Педология» 4) введение всеобщего обязательного среднего образования 5) активное использование бригадного способа проверки знаний учащихся ОТВЕТ: 2) ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. Определите, кому из партийно-государственных руководителей 1920-х гг. принадлежит это высказывание: «Не ломать старого общественно-экономического уклада, торговли, мелкого хозяйства, мелкого предпринимательства, капитализма, а оживлять торговлю, мелкое предпринимательство, капитализм, осторожно и постепенно овладевать ими или получая возможность подвергать их государственному регулированию лишь в меру их оживления». ОТВЕТ: В.И. Ленину ВОПРОС 2. Определите, кому из партийно-государственных руководителей 1920-х гг. принадлежит это высказывание: «Задача партии: расширять и укреплять наши социалистические командные высоты во всех отраслях народного хозяйства как в городе, так и в деревне, держа курс на ликвидацию капиталистических элементов в народном хозяйстве». ОТВЕТ: И.В. Сталину ВОПРОС 3. Определите, кому из партийно-государственных руководителей 1920-х гг. принадлежит это высказывание: «В период социалистического накопления государственное хозяйство не может обойтись без эксплуатации мелкого производства, без экспроприации части прибавочного продукта деревни и ремесла, наконец, без вычетов из капиталистического накопления в пользу накопления социалистического». ОТВЕТ: Е.А. Преображенскому ВОПРОС 4. Определите, кому из партийно-государственных руководителей 1920-х гг. принадлежит это высказывание: «Бороться с частным капиталом мы будем без звона металлического оружия, без ориентации на какую-то третью революцию, не путем разгрома лавок в Москве и провинции, а путем преодоления его конкуренцией и растущей мощью нашей государственной промышленности и государственных организаций». ОТВЕТ: Н.И. Бухарину ВОПРОС 5. Что такое «осереднячивание»? ОТВЕТ: ведущая социальная тенденция в крестьянской среде в 20-е гг. ВОПРОС 6. Кто был главным политическим соперником И. Сталина в 1920-е годы? ОТВЕТ: Л.Д. Троцкий ВОПРОС 7. В какие сферы экономики был допущен частный капитал в годы нэпа? ОТВЕТ: во все сферы экономики, за исключением ее «командных высот» ВОПРОС 8. Когда был выдвинут лозунг об обострении классовой борьбы по мере продвижения страны к социализму? ОТВЕТ: в 1928 году ВОПРОС 9. Кто был народным комиссаром внутренних дел СССР в 1937 г.? ОТВЕТ: Г.Ягода ВОПРОС 10. Когда было создано учреждение, получившее название ГУЛАГ? ОТВЕТ: в 1930 году ВОПРОС 11. Кто был основным автором текста Конституции 1936 г.? ОТВЕТ: Н.И. Бухарин ВОПРОС 12. Кто был лидером «Союза марксистов-ленинцев», автором обращения «Ко всем членам ВКП(б)»? ОТВЕТ: М.Н. Рютин ВОПРОС 13 Каким образом советские крестьяне могли уйти из колхоза, получив паспорт? ОТВЕТ: завербовавшись на ударную стройку пятилетки ВОПРОС 14. Какие социальные силы способствовали установлению сталинского режима в СССР? ОТВЕТ: маргинальные слои и бюрократия ВОПРОС 15. Какова была главная цель культурной революции в СССР? ОТВЕТ: утверждение марксисткой идеологии в качестве государственной ВОПРОС 16. Автор музыки Гимна Советского Союза ОТВЕТ: А. Александров ВОПРОС 17. Что такое Пролеткульт? ОТВЕТ: союз пролетарских культурно-просветительских организаций, отдел Наркомпроса ВОПРОС 18. Главная идея «сменовеховства» ОТВЕТ: примирение с советской властью во имя воссоздания великого Российского государства ВОПРОС 19. Какой советский кинофильм был отмечен Золотой медалью Парижской выставки искусств в 1926 году ОТВЕТ: «Броненосец Потемкин» С. Эйзенштейна ВОПРОС 20. Какие изменения в области высшего образования вводились одним из первых декретов советской власти? ОТВЕТ: отменялись ученые степени |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 3 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий; «незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Чураков Д.О. - отв. ред. | ИСТОРИЯ РОССИИ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА В 2 Т. Т. 1. 1900-1941 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Чураков Д.О. - отв. ред. | ИСТОРИЯ РОССИИ XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА В 2 Т. ТОМ 2. 1941—2016 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | М. Б. Некрасова | Отечественная история: учеб. пособие | М.: Юрайт, 2011 | www.biblio-online.ru/book/077573B6-FFF7-4C4C-ADF4-6439262DFED6 |
Л2.2 | под ред. В. Н. Разгона | История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» | biblioclub.ru | ||
Э3 | Курс на Moodle "История советской повседневности" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html Интернет-библиотека Гумер: http://www.gumer.info История государства: http://statehistory.ru/list/ История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm Материалы по русской истории: http://www.magister.msk.ru/library Хронос: http://www.hrono.ru/ Электронная библиотека учебников и учебных пособий по истории: http://www.histerl.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. |