МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Частное предпринимательство в Сибири в 1920-е гг.

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_История_ИЗвСО-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 42
индивидуальные консультации 40
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 42 42 42 42
Консультации 40 40 40 40
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Демчик Е.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Колокольцеа Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Частное предпринимательство в Сибири в 1920-е гг.

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.01 История (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1057)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.На примере истории изучения предпринимательской деятельности конкретного исторического периода подготовить студентов магистратуры к проведению научно-исследовательcкой работы с использованием знаний фундаментальных и прикладных дисциплин.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять знания источниковедения при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач, комплексно работать с исторической информацией;
ОПК-1.1 Знает методы, приемы работы с источниками
ОПК-1.2 Умеет применять результаты источниковедческой критики в процессе исследовательской и педагогической деятельности
ОПК-2Способен использовать знания в области отечественной и всеобщей истории в прикладных и фундаментальных исследованиях, в педагогической деятельности, критически оценивать различные интерпретации прошлого в историографической теории и практике;
ОПК-2.1 Знает основные историографические концепции и подходы
ОПК-2.2 Умеет использовать теоретические и эмпирические знания в области истории для осуществления профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками критического мышления и способен их применять в профессиональной деятельности
ПК-1Способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в области исторической науки
ПК-1.1 Знает содержание фундаментальных и прикладных дисциплин, различные методы и исследовательские методики, применяемые в исторических исследованиях, имеет представление о междисциплинарных методах в гуманитарных исследованиях
ПК-1.2 Умеет ставить цели и определять задачи научно-исследовательской работы; определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач
ПК-1.3 Владеет навыками использования знаний содержания дисциплин программы магистратуры, в научно- исследовательской работе; исследовательскими методами, избранными для реализации запланированного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Формы, способы, методы поиска информации по теме исследования; способы анализа научной продукции; формы, способы, методы проведения научно-исследовательской работы по историческим наукам; современные методы анализа и обобщения результатов научного исследования на примере истории изучения частного предпринимательства конкретного исторического периода
3.2.Уметь:
3.2.1.Осмысливать, сопоставлять информацию, полученную из разных источников; критически оценить собственные научные наработки; применять конкретные сведения по методологии истории и ее различным периодам в собственной научной работе; проанализировать и обобщить результаты научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методиками интерпретации полученной информации с целью выработки ее научной оценки; приемами критического анализа собственной научной деятельности; навыками подготовки и проведения научно-исследовательской работы по избранной теме в области исторической науки; навыками анализа и обобщения результатов собственных научных разработок.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ В ЭКОНОМИКЕ СИБИРИ ПЕРИОДА НЭПА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
1.1. Значение исследования истории частного капитала 1920-х гг. для выработки новой концепции отечественной истории Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
1.2. Изучение проблем многообразия форм собственности и поиска их оптимального сочетания в современных условиях. Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
1.3. Исследование многоукладности экономики периода нэпа как пример социально-экономических компромиссов в обществе на пути к гражданскому миру. Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
1.4. Исторический опыт перехода от командно-административной системе к рыночно-либеральной. Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
1.5. Степень «воровства», «законности» и «исторической полезности» «новых русских» 1920-х гг. Воссоздание исторического портрета предпринимателя 1920-х гг. Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
1.6. Механизмы кредитно-налогового государственного регулирования частнопредпринимательской деятельности. Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
1.7. Частный капитал в 1920-е годы как альтернативная государственной форма собственности, форма предпринимательской деятельности, совокупность средств производства, особый социальный слой. Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
1.8. Территориальные и хронологические рамки изучения частного предпринимательства. Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. ВОПРОС О ЧАСТНОМ КАПИТАЛЕ 1920-х ГОДОВ В ИСТОРИОГРАФИИ
2.1. Вопрос о частном капитале 1920-х годов в историографии. Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
2.2. Вопрос о частном капитале в советской историко-экономической литературе 1920-х гг. и трудах русских эмигрантов. Широкая источниковая база, разносторонний подход, практическое использование результатов исследований как отличительные черты историографии 20-х гг. Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
2.3. В.И. Ленин о частном предпринимательстве в советский период: от полного отрицания к активному использованию частного капитала как пособника социалистического строительства в рамках госкапитализма. Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
2.4. Развитие ленинских идей использования и ограничения предпринимательской деятельности в условиях нэпа в работах Н.И. Бухарина. Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
2.5. Место проблемы использования и вытеснения частного капитала государством во внутрипартийных дискуссиях 20-х гг. (Е. Преображенский, Л. Троцкий, Л. Каменев, Г. Зиновьев, И. Сталин и др.). Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
2.6. Влияние культа личности И. Сталина на историографическую ситуацию 1930-х – середины 1950-х гг. Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
2.7. Расширение исследовательского спектра в 1960-е – 1980-е гг. Вопрос о частном капитале 20-х гг. в обобщающих работах по истории СССР, истории Сибири, истории экономики, рабочего класса, изменения социальной структуры советского общества, сибирской историографии, специальных работах о вытеснении и ликвидации эксплуататорских классов в СССР. Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
2.8. Вопрос о частном капитале 1920-х г. в советской историографии Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
2.9. Новейшая отечественная и зарубежная историография о частном предпринимательстве 20-х гг.: расширение источниковой базы, освобождение от политической конъюнктуры, извлечение уроков из исторической практики возрождения и ликвидации государством частного капитала 20-х гг. для развития современной предпринимательской деятельности. Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУРСА
3.1. Сущность формационного и цивилизационного подходов к анализу исторической действительности и значение использования их сочетания для изучения социально-экономических проблем 1920-х гг. Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
3.2. Генезис частного капитала как составная часть процесса модернизации. Принципы и методы исследования. Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
3.3. Материалы ВКП(б), работы партийно-государственных лидеров 1920-х гг., законодательные акты, документальные и статистические публикации, воспоминания, письма, дневники как исторические источники. Особенности газетных и журнальных публикаций 20-х гг. Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
3.4. Архивные материалы как основной источник для изучения частного капитала 20-х гг. Документы фондов наркоматов торговли, финансов, государственной плановой комиссии, Урало-Сибирской конторы «Кредит-бюро» Российского государственного архива экономики; наркомата рабоче-крестьянской инспекции Государственного архива Российской Федерации; местных исполкомов и их финансовых, торговых, плановых отделов, статистических бюро, товарных бирж, других хозяйственных организаций государственных архивов Алтайского и Красноярского краев, Омской, Томской, Иркутской и Новосибирской областей. Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ НЭПА: 1921 – 1923 гг.
4.1. Частный капитал в первые годы нэпа (1921-1923 гг.). Переход к новой экономической политике и выработка государством правовых и организационных методов, принципов и форм возрождения и использования частного предпринимательства. Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
4.2. Лишение предпринимателей политических прав, регламентация их владельческих прав в интересах большевистской диктатуры. Разработка кредитно-налоговых регуляторов предпринимательской деятельности. Сам. работа 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
4.3. Особенности политической и социально-экономической ситуации в Сибири в начале 1920-х гг. Специфика процесса первоначального капиталистического накопления в условиях большевистской диктатуры и частичной либерализации экономики. Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
4.4. Экономические и социальные источники формирования «новой» буржуазии. Основные приемы и способы частнокапиталистического накопления. Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
4.5. Вопрос о «буржуазном воровстве» в историко-экономических исследованиях 20-х гг. и современной историографии. Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 5. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1924 – 1926 гг.
5.1. Развитие предпринимательской деятельности в 1924-26 гг. Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
5.2. Приемы и методы успешной конкуренции частных предпринимателей с работниками кооперативной и государственной торговли и промышленности. Производительность труда в частном секторе. Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 6. СИБИРСКИЕ НЭПМАНЫ И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЯ
6.1. Сибирские нэпманы и их объединения. Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
6.2. Социальные источники формирования предпринимательского слоя. Вопрос о преемственности «старой» и «новой» буржуазии. Мотивы предпринимательской деятельности в условиях советской действительности. Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
6.3. Организация и работа объединений предпринимателей – секций частной промышленности и торговли при товарных биржах, обществ взаимного кредита, базарных комитетов. Роль этих организаций в консолидации предпринимательского сектора, представительстве и защите его интересов в государственных структурах. Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 7. ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ В 1927 – 1930 гг.: ВЫТЕСНЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ
7.1. Частный капитал в 1927-1930 гг.: вытеснение и ликвидация. Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
7.2. Итоги и уроки частнопредпринимательской деятельности 1920-х гг. Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2
7.3. Консультации по пройденным темам Консультации 3 40 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен применять знания источниковедения при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач, комплексно работать с исторической информацией

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Государственная торговая политика в конце 1921 – 1922 гг. была подчинена задаче:
1) «Все кинуть на рынок и пускай рынок сам решает».
2) «Твердый план и его неуклонное выполнение».
3) «Путем систематических строго продуманных и построенных на точном учете процессов рынка экономических мероприятий взять в свои руки регулирование рынка и денежного обращения».
ОТВЕТ: 3)

ВОПРОС 2. Допущение властью частнокапиталистической деятельности явилось:
1) реализацией возможности получить дополнительную продукцию и пополнить бюджет дополнительными поступлениями;
2) необходимостью обеспечить длительное существование многоукладной экономики;
3) стремлением реставрировать буржуазное государство.
ОТВЕТ: 2)

ВОПРОС 3. Законодательство в отношении частного капитала в первые годы нэпа носило:
1) преимущественно «разрешительный» характер;
2) преимущественно «ограничительный» характер.
ОТВЕТ: 1)

ВОПРОС 4. Частные предприниматели были поставлены государством в:
1) равные с государственными и кооперативными организациями условия;
2) условия аренды помещений, кредитования, налогообложения для частных предпринимателей существенно отличались от государственного и кооперативного секторов
ОТВЕТ: 2)

ВОПРОС 5. Основная деятельность частных предпринимателей в первые годы нэпа сводилась к:
1) восстановлению нарушенных войной и политикой «военного коммунизма» хозяйственных связей;
2) завоеванию государственной власти;
3) созданию буржуазных партий;
4) ни один из предложенных вариантов не верен.
ОТВЕТ: 1)

ВОПРОС 6. Социальной основой для формирования предпринимательского сектора 1920-х гг. стали:
1) бывшие владельцы крупных фабрик и магазинов;
2) безработные;
3) бывшие приказчики, «сокращенные» служащие и рабочие, домохозяйки, демобилизованные красноармейцы
4) ни один из предложенных вариантов не верен.
ОТВЕТ: 3)

ВОПРОС 7. Накидки в частной розничной торговле были:
1) на все виды товаров гораздо выше, чем в государственной и кооперативной торговле;
2) на одни товары – ниже, на другие – выше, чем в государственном и кооперативном секторах;
3) одинаковыми.
ОТВЕТ: 2)

ВОПРОС 8. Производительность труда в частном секторе хозяйства:
1) была в среднем в два раза выше, чем в государственном и кооперативном секторах;
2) была ниже, чем в государственном и кооперативном секторах;
3) практически не отличалась от производительности труда на государственных предприятиях и в кооперации.
ОТВЕТ: 1)

ВОПРОС 9. Основная причина преимущественного развития частнокапиталистического производства в области торговли:
1) личная прихоть предпринимателей;
2) неустойчивость политической и экономической ситуации в стране;
3) коррупция государственного аппарата.
ОТВЕТ: 2)

ВОПРОС 10. Удельный вес предпринимателей в составе городского населения Сибири в 1926 г. составлял:
1) менее 5%
2) 10%
3) 25%
4) 50%
ОТВЕТ: 3)

ВОПРОС 11. Доходы ста наиболее состоятельных частных предпринимателей сибирских городов в середине 1920-х гг. отличались от доходов основной части городского населения:
1) несущественно;
2) в два раза
3) в десятки раз
ОТВЕТ: 3)

ВОПРОС 12. Жилищные условия частных предпринимателей сибирских городов по сравнению с жилищными условиями основной части городского населения:
1) по квадратным метрам отличались несущественно;
2) по квадратным метрам отличались в десятки раз.
ОТВЕТ: 1)

ВОПРОС 13. Государственная кампания во второй половине 1920-х гг. против «частника» была вызвана:
1) преступной деятельность предпринимателей, расхищавших государственную собственность;
2) резким изменением в середине 20-х гг. государственной концепции использования частного капитала;
3) трактовкой политическим руководством страны теории и практики осуществления принципов диктатуры пролетариата.
ОТВЕТ: 3)

ВОПРОС 14. Главным способом вытеснения и ликвидации частного капитала явилось:
1) развитие государственной торговли, кооперации, социалистического сектора в промышленности, которые полностью заменили частнокапиталистические предприятия;
2) повышение налогов, арендной платы, сжатие кредитов для частных предпринимателей;
3) конфискация имущества частных предпринимателей, их аресты, физическая ликвидация.

ОТВЕТ: 2)

ВОПРОС 15. Ликвидация частного предпринимательства:
1) оказала благотворное влияние на дальнейшее развитие экономики;
2) обусловила трудности в развитии торговли и наполнении рынка товарами широкого потребления;
3) не оказала существенного влияния на развитие экономики
ОТВЕТ: 2)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

ВОПРОС 1. Как называлось объединение торговцев с целью обеспечения регулярной, с соблюдением существующих правил, торговой деятельности на определенной территории
ОТВЕТ: Комитет рыночных торговцев

ВОПРОС 2. Как называлась организация, занимающаяся консолидацией предпринимателей с целью защиты их имущественных и социальных прав в государственных структурах, способствующая оздоровлению коммерческой деятельности?
ОТВЕТ: Секция частной промышленности и торговли при товарных биржах

ВОПРОС 3. Как называлось учреждение для заключения финансовых и коммерческих сделок?
ОТВЕТ: Биржа

ВОПРОС 4. Как называлась коммерческая организация, объединявшая денежные средства предпринимателей для взаимного кредитования
ОТВЕТ: Общество взаимного кредита

ВОПРОС 5. Как назывался налог, введенный с целью извлечения дополнительной прибыли, полученной предпринимателями, по мнению Наркомфина, в результате использования конъюнктуры рынка?
ОТВЕТ: Налог на сверхприбыль

ВОПРОС 6. Когда был введен налог на сверхприбыль?
ОТВЕТ: в 1926 г.

ВОПРОС 7. В каком из сибирских городов частная торговля получила наибольшее развитие к середине 1920-х гг.
ОТВЕТ: в Омске

ВОПРОС 8. Кто из государственных руководителей 1920-х гг. говорил о необходимости длительного плодотворного сотрудничества с частным капиталом?
ОТВЕТ: Н.И. Бухарин

ВОПРОС 9. Как предприниматели называли незаконные поборы местных фининспекторов?
ОТВЕТ: борода

ВОПРОС 10. В каком городе было создано первое общество взаимного кредита в Сибири?
ОТВЕТ: в Красноярске

ВОПРОС 11. Какое название получило противостояние частных и государственных заготовителей масла на рынках Сибири?
ОТВЕТ: масляная война

ВОПРОС 12. Кому из государственных руководителей 1920-х гг. принадлежит высказывание в отношении крестьян-середняков «в добрый путь, обогащайтесь»?
ОТВЕТ: Н.И. Бухарину

ВОПРОС 13. Наиболее распространенным способом первоначального накопления капитала в Сибири было
ОТВЕТ: участие предпринимателей в заготовках сельскохозяйственного сырья, пушнины и кож

ВОПРОС 14. Какие способы использовали частные торговцы в конкурентной борьбе за потребителя?
ОТВЕТ: разнообразный ассортимент, качество продукции, удобный график работы, вежливое обращение с покупателями, возможность товарного кредита

ВОПРОС 15. Какие сферы частного промышленного производства были наиболее распространенными в Сибири?
ОТВЕТ: пищевое, кожевенное

ВОПРОС 16. Какая форма оплаты труда преимущественно использовалась на частных предприятиях?
ОТВЕТ: сдельная

ВОПРОС 17. Каких прав были лишены частные предприниматели?
ОТВЕТ: всех политических прав (включая избирательное), части социальных

ВОПРОС 18. На какую возрастную группу приходилось большинство крупных сибирских предпринимателей?
ОТВЕТ: от 30 до 39 лет

ВОПРОС 19. На какой площадке осуществлялись нелегальные валютные операции 1920-х гг.?
ОТВЕТ: на так называемой Черной площадке
ВОПРОС 20. Какие способы регулирования предпринимательской деятельности не потеряли своей актуальности в современных условиях?
ОТВЕТ: кредитно-налоговое регулирование.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен использовать знания в области отечественной и всеобщей истории в прикладных и фундаментальных исследованиях, в педагогической деятельности, критически оценивать различные интерпретации прошлого в историографической теории и практике

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Переход к новой экономической политике в Сибири по сравнению с Европейской частью России начался
1) одновременно
2) с опозданием
3) с опережением
ОТВЕТ: 2)

ВОПРОС 2. Процент женщин в составе предпринимательских слоев городского населения Сибири составлял:
1) менее 5%
2) 15%
3) более 50%
ОТВЕТ: 2)

ВОПРОС 3. Создание специальных государственных комиссий по изучению предпринимательского сектора и определения полученной в нем прибыли началось:
1) с первых месяцев реализации новой экономической политики;
2) в 1925 г.
3) в 1927 г.
ОТВЕТ: 1)

ВОПРОС 4. Государственное регулирование цен в частной торговле началось
1) с первый дней перехода к новой экономической политике;
2) в середине 1920-х годов на ряд дефицитных товаров
3) в 1927-м году в связи с хлебозаготовительным кризисом
ОТВЕТ: 2)

ВОПРОС 5. Закон о подоходном налоге 1923 года:
1) не изменил принципы налоговой политики в отношении предпринимателей
2) «нетрудовые элементы» впервые были выделены в специальную категорию «В» с прогрессивной шкалой налогообложения
3) содержал раздел о налоге на роскошь
ОТВЕТ: 2)

ВОПРОС 6. Первым «нажим» государства на частный капитал был осуществлен:
1) в 1921 г. в связи с так называемыми кулацкими мятежами
2) в 1922 г.
3) в 1923/24 хозяйственном году в связи с так называемым кризисом сбыта
4) в 1927/28 хозяйственном году в связи с хлебозаготовительным кризисом
ОТВЕТ: 3)

ВОПРОС 7. Первое наступление государства на частный капитал в рамках новой экономической политики было направлено:
1) против частной оптовой торговли
2) против крупных держателей хлеба
3) против частной розничной торговли
ОТВЕТ: 1)

ВОПРОС 8. Главными способами государственного регулирования предпринимательской деятельности в первой половине 1920-х гг. были
1) административные высылки наиболее зажиточных предпринимателей в отдаленные районы
2) кредитно-финансовые рычаги
3) показательные судебные процессы
ОТВЕТ: 2)

ВОПРОС 9. Соотношение собственных средств к привлеченным в сибирской частной торговле составляло:
1) 3:2
2) 1:1
3) 1:5
ОТВЕТ: 1)

ВОПРОС 10. Заработная плата рабочих на частных предприятиях:
1) не отличалась от заработной платы рабочих государственных предприятий
2) была выше в среднем на 25% по равнению с заработной платой государственных рабочих
3) была ниже в среднем на 25% по сравнению с заработной платой государственных рабочих
ОТВЕТ: 2)

ВОПРОС 11: Взаимоотношения предпринимателей и рабочих на частных предприятиях:
1) были в основном дружественными
2) были в основном враждебными, что приводило к массовым забастовкам
3) строго контролировались профсоюзами, которые часто становились инициаторами забастовок
ОТВЕТ: 1)

ВОПРОС 12. Основные сферы «ухода» частного капитала в конце 1920-х годов:
1) эмиграция
2) создание лжекооперативов, «теневой» бизнес
3) заготовки сырья
ОТВЕТ: 2)

ВОПРОС 13. Привлечение к уголовной ответственности предпринимателей за спекуляцию продукцией сельского хозяйства осуществлялось:
1) согласно 107 статье УК
2) согласно личному приказу И. Сталина
3) согласно решениям местных советов
ОТВЕТ: 1)

ВОПРОС 14. Развитие предпринимательской деятельности в условиях нэпа привело:
1) к хозяйственному освоению новых регионов
2) к массовым миграциям населения
3) к насыщению рынка товарами повседневного спроса
ОТВЕТ: 3)

ВОПРОС 15. Последствия ликвидации частного капитала в конце 1920-х годов:
1) возникновение «торговых пустынь»
2) стремительное развитие предприятий государственной легкой промышленности
3) развитие международной торговли
ОТВЕТ: 1)


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Определите, кому из партийно-государственных руководителей 1920-х гг. принадлежит это высказывание:
«Не ломать старого общественно-экономического уклада, торговли, мелкого хозяйства, мелкого предпринимательства, капитализма, а оживлять торговлю, мелкое предпринимательство, капитализм, осторожно и постепенно овладевать ими или получая возможность подвергать их государственному регулированию лишь в меру их оживления».
ОТВЕТ: В.И. Ленину

ВОПРОС 2. Определите, кому из партийно-государственных руководителей 1920-х гг. принадлежит это высказывание:
«Задача партии: расширять и укреплять наши социалистические командные высоты во всех отраслях народного хозяйства как в городе, так и в деревне, держа курс на ликвидацию капиталистических элементов в народном хозяйстве».
ОТВЕТ: И.В. Сталину

ВОПРОС 3. Определите, кому из партийно-государственных руководителей 1920-х гг. принадлежит это высказывание:
«В период социалистического накопления государственное хозяйство не может обойтись без эксплуатации мелкого производства, без экспроприации части прибавочного продукта деревни и ремесла, наконец, без вычетов из капиталистического накопления в пользу накопления социалистического».
ОТВЕТ: Е.А. Преображенскому

ВОПРОС 4. Определите, кому из партийно-государственных руководителей 1920-х гг. принадлежит это высказывание:
«Бороться с частным капиталом мы будем без звона металлического оружия, без ориентации на какую-то третью революцию, не путем разгрома лавок в Москве и провинции, а путем преодоления его конкуренцией и растущей мощью нашей государственной промышленности и государственных организаций».
ОТВЕТ: Н.И. Бухарину

ВОПРОС 5. Автор монографии «Частный капитал в СССР», изданной в 1927 году
ОТВЕТ: Юрий Ларин

ВОПРОС 6. Авторы монографии «Борьба против капиталистических элементов в промышленности и торговле. 20-е – начало 30-х гг.», изданной в 1978 году
ОТВЕТ: Архипов В.А., Морозов Л.Ф.

ВОПРОС 7. Автор монографии «Масляная война» 1923/28 гг. в Сибири», изданной в 1996 г.
ОТВЕТ: Ильиных В.А.

ВОПРОС 8. Автор монографии «Частная промышленность в годы нэпа», изданной в 1994 г.
ОТВЕТ: Лютов Л.Н.

ВОПРОС 9. Автор монографии «Ликвидация эксплуататорских классов в СССР», изданной в 1975 году
ОТВЕТ: Трифонов И.Я.

ВОПРОС 10. Автор монографии «Частный капитал в городах Сибири в 1920-е гг.: от возрождения к ликвидации», изданной в 1998 году
ОТВЕТ: Демчик Е.В.

ВОПРОС 11. Наиболее известный современный американский исследователь российских нэпманов
ОТВЕТ: А. Бэлл

ВОПРОС 12. Как назывались книги, в которые предприниматели обязаны были записывать информацию о всех совершенных ими торговых сделках?
ОТВЕТ: Торговые книги

ВОПРОС 13. На какой товар, продаваемый сибирскими торговцами, существовала максимальная торговая накидка?
ОТВЕТ: на перец (более 100%)

ВОПРОС 14. Когда начался так называемый кризис сбыта?
ОТВЕТ: в 1923/24 хозяйственном году

ВОПРОС 15. Как называлась организация, созданная для выяснения кредитоспособности частных предпринимателей?
ОТВЕТ: Кредит-бюро

ВОПРОС 16. Как назывался способ возврата частным владельцам национализированных у них в годы «военного коммунизма» промышленных предприятий?
ОТВЕТ: денационализация

ВОПРОС 17. В каком году, согласно советскому налоговому законодательству, вводилась прогрессивная школа налогообложения
ОТВЕТ: в 1923 году

ВОПРОС 18. В каком году было принято решение о прекращении сотрудничества советского государства с частным капиталом?
1) В 1925
2) В 1926
3) В 1927
ОТВЕТ: 3)
ВОПРОС 19. Кому принадлежит высказывание: «Наша буржуазия – щука, а щука, как известно, любит, чтобы ее начиняли фаршем – государственными кредитами. Теперь мы фарш от буржуазии отнимаем, и наша щука должна будет существовать в нефаршированном виде».
ОТВЕТ: Юрию Ларину

ВОПРОС 20.К какому году относятся слова одного из предпринимателей Васселя: «В 1918 году забирали только деньги, а теперь забирают и тебя, и деньги».
ОТВЕТ: 1930.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 3 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Н. Ковнир Экономическая история России в 2 ч. Часть 2. С 1917 года по начало XXI века : учебник Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 Демчик, Е. В. Частное предпринимательство в Сибири в 1920-е годы : учебное пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Курс в Moodle "Частный капитал в экономике Сибири периода НЭПа" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.