Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.01. История |
Профиль | Исторические знания в современном обществе |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_01_История_ИЗвСО-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 42 | 42 | 42 | 42 |
Консультации | 40 | 40 | 40 | 40 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.
1.1. | На примере истории изучения предпринимательской деятельности конкретного исторического периода подготовить студентов магистратуры к проведению научно-исследовательcкой работы с использованием знаний фундаментальных и прикладных дисциплин. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.02 |
ОПК-1 | Способен применять знания источниковедения при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач, комплексно работать с исторической информацией; |
ОПК-1.1 | Знает методы, приемы работы с источниками |
ОПК-1.2 | Умеет применять результаты источниковедческой критики в процессе исследовательской и педагогической деятельности |
ОПК-2 | Способен использовать знания в области отечественной и всеобщей истории в прикладных и фундаментальных исследованиях, в педагогической деятельности, критически оценивать различные интерпретации прошлого в историографической теории и практике; |
ОПК-2.1 | Знает основные историографические концепции и подходы |
ОПК-2.2 | Умеет использовать теоретические и эмпирические знания в области истории для осуществления профессиональной деятельности |
ОПК-2.3 | Владеет навыками критического мышления и способен их применять в профессиональной деятельности |
ПК-1 | Способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в области исторической науки |
ПК-1.1 | Знает содержание фундаментальных и прикладных дисциплин, различные методы и исследовательские методики, применяемые в исторических исследованиях, имеет представление о междисциплинарных методах в гуманитарных исследованиях |
ПК-1.2 | Умеет ставить цели и определять задачи научно-исследовательской работы; определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач |
ПК-1.3 | Владеет навыками использования знаний содержания дисциплин программы магистратуры, в научно- исследовательской работе; исследовательскими методами, избранными для реализации запланированного исследования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Формы, способы, методы поиска информации по теме исследования; способы анализа научной продукции; формы, способы, методы проведения научно-исследовательской работы по историческим наукам; современные методы анализа и обобщения результатов научного исследования на примере истории изучения частного предпринимательства конкретного исторического периода |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Осмысливать, сопоставлять информацию, полученную из разных источников; критически оценить собственные научные наработки; применять конкретные сведения по методологии истории и ее различным периодам в собственной научной работе; проанализировать и обобщить результаты научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Методиками интерпретации полученной информации с целью выработки ее научной оценки; приемами критического анализа собственной научной деятельности; навыками подготовки и проведения научно-исследовательской работы по избранной теме в области исторической науки; навыками анализа и обобщения результатов собственных научных разработок. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ В ЭКОНОМИКЕ СИБИРИ ПЕРИОДА НЭПА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. | ||||||
1.1. | Значение исследования истории частного капитала 1920-х гг. для выработки новой концепции отечественной истории | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Изучение проблем многообразия форм собственности и поиска их оптимального сочетания в современных условиях. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Исследование многоукладности экономики периода нэпа как пример социально-экономических компромиссов в обществе на пути к гражданскому миру. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Исторический опыт перехода от командно-административной системе к рыночно-либеральной. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Степень «воровства», «законности» и «исторической полезности» «новых русских» 1920-х гг. Воссоздание исторического портрета предпринимателя 1920-х гг. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Механизмы кредитно-налогового государственного регулирования частнопредпринимательской деятельности. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
1.7. | Частный капитал в 1920-е годы как альтернативная государственной форма собственности, форма предпринимательской деятельности, совокупность средств производства, особый социальный слой. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
1.8. | Территориальные и хронологические рамки изучения частного предпринимательства. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. ВОПРОС О ЧАСТНОМ КАПИТАЛЕ 1920-х ГОДОВ В ИСТОРИОГРАФИИ | ||||||
2.1. | Вопрос о частном капитале 1920-х годов в историографии. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Вопрос о частном капитале в советской историко-экономической литературе 1920-х гг. и трудах русских эмигрантов. Широкая источниковая база, разносторонний подход, практическое использование результатов исследований как отличительные черты историографии 20-х гг. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
2.3. | В.И. Ленин о частном предпринимательстве в советский период: от полного отрицания к активному использованию частного капитала как пособника социалистического строительства в рамках госкапитализма. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Развитие ленинских идей использования и ограничения предпринимательской деятельности в условиях нэпа в работах Н.И. Бухарина. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Место проблемы использования и вытеснения частного капитала государством во внутрипартийных дискуссиях 20-х гг. (Е. Преображенский, Л. Троцкий, Л. Каменев, Г. Зиновьев, И. Сталин и др.). | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Влияние культа личности И. Сталина на историографическую ситуацию 1930-х – середины 1950-х гг. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
2.7. | Расширение исследовательского спектра в 1960-е – 1980-е гг. Вопрос о частном капитале 20-х гг. в обобщающих работах по истории СССР, истории Сибири, истории экономики, рабочего класса, изменения социальной структуры советского общества, сибирской историографии, специальных работах о вытеснении и ликвидации эксплуататорских классов в СССР. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
2.8. | Вопрос о частном капитале 1920-х г. в советской историографии | Практические | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
2.9. | Новейшая отечественная и зарубежная историография о частном предпринимательстве 20-х гг.: расширение источниковой базы, освобождение от политической конъюнктуры, извлечение уроков из исторической практики возрождения и ликвидации государством частного капитала 20-х гг. для развития современной предпринимательской деятельности. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУРСА | ||||||
3.1. | Сущность формационного и цивилизационного подходов к анализу исторической действительности и значение использования их сочетания для изучения социально-экономических проблем 1920-х гг. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Генезис частного капитала как составная часть процесса модернизации. Принципы и методы исследования. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Материалы ВКП(б), работы партийно-государственных лидеров 1920-х гг., законодательные акты, документальные и статистические публикации, воспоминания, письма, дневники как исторические источники. Особенности газетных и журнальных публикаций 20-х гг. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
3.4. | Архивные материалы как основной источник для изучения частного капитала 20-х гг. Документы фондов наркоматов торговли, финансов, государственной плановой комиссии, Урало-Сибирской конторы «Кредит-бюро» Российского государственного архива экономики; наркомата рабоче-крестьянской инспекции Государственного архива Российской Федерации; местных исполкомов и их финансовых, торговых, плановых отделов, статистических бюро, товарных бирж, других хозяйственных организаций государственных архивов Алтайского и Красноярского краев, Омской, Томской, Иркутской и Новосибирской областей. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ НЭПА: 1921 – 1923 гг. | ||||||
4.1. | Частный капитал в первые годы нэпа (1921-1923 гг.). Переход к новой экономической политике и выработка государством правовых и организационных методов, принципов и форм возрождения и использования частного предпринимательства. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Лишение предпринимателей политических прав, регламентация их владельческих прав в интересах большевистской диктатуры. Разработка кредитно-налоговых регуляторов предпринимательской деятельности. | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Особенности политической и социально-экономической ситуации в Сибири в начале 1920-х гг. Специфика процесса первоначального капиталистического накопления в условиях большевистской диктатуры и частичной либерализации экономики. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
4.4. | Экономические и социальные источники формирования «новой» буржуазии. Основные приемы и способы частнокапиталистического накопления. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
4.5. | Вопрос о «буржуазном воровстве» в историко-экономических исследованиях 20-х гг. и современной историографии. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 5. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1924 – 1926 гг. | ||||||
5.1. | Развитие предпринимательской деятельности в 1924-26 гг. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
5.2. | Приемы и методы успешной конкуренции частных предпринимателей с работниками кооперативной и государственной торговли и промышленности. Производительность труда в частном секторе. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 6. СИБИРСКИЕ НЭПМАНЫ И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЯ | ||||||
6.1. | Сибирские нэпманы и их объединения. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
6.2. | Социальные источники формирования предпринимательского слоя. Вопрос о преемственности «старой» и «новой» буржуазии. Мотивы предпринимательской деятельности в условиях советской действительности. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
6.3. | Организация и работа объединений предпринимателей – секций частной промышленности и торговли при товарных биржах, обществ взаимного кредита, базарных комитетов. Роль этих организаций в консолидации предпринимательского сектора, представительстве и защите его интересов в государственных структурах. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 7. ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ В 1927 – 1930 гг.: ВЫТЕСНЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ | ||||||
7.1. | Частный капитал в 1927-1930 гг.: вытеснение и ликвидация. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
7.2. | Итоги и уроки частнопредпринимательской деятельности 1920-х гг. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2 |
7.3. | Консультации по пройденным темам | Консультации | 3 | 40 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен применять знания источниковедения при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач, комплексно работать с исторической информацией ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. Государственная торговая политика в конце 1921 – 1922 гг. была подчинена задаче: 1) «Все кинуть на рынок и пускай рынок сам решает». 2) «Твердый план и его неуклонное выполнение». 3) «Путем систематических строго продуманных и построенных на точном учете процессов рынка экономических мероприятий взять в свои руки регулирование рынка и денежного обращения». ОТВЕТ: 3) ВОПРОС 2. Допущение властью частнокапиталистической деятельности явилось: 1) реализацией возможности получить дополнительную продукцию и пополнить бюджет дополнительными поступлениями; 2) необходимостью обеспечить длительное существование многоукладной экономики; 3) стремлением реставрировать буржуазное государство. ОТВЕТ: 2) ВОПРОС 3. Законодательство в отношении частного капитала в первые годы нэпа носило: 1) преимущественно «разрешительный» характер; 2) преимущественно «ограничительный» характер. ОТВЕТ: 1) ВОПРОС 4. Частные предприниматели были поставлены государством в: 1) равные с государственными и кооперативными организациями условия; 2) условия аренды помещений, кредитования, налогообложения для частных предпринимателей существенно отличались от государственного и кооперативного секторов ОТВЕТ: 2) ВОПРОС 5. Основная деятельность частных предпринимателей в первые годы нэпа сводилась к: 1) восстановлению нарушенных войной и политикой «военного коммунизма» хозяйственных связей; 2) завоеванию государственной власти; 3) созданию буржуазных партий; 4) ни один из предложенных вариантов не верен. ОТВЕТ: 1) ВОПРОС 6. Социальной основой для формирования предпринимательского сектора 1920-х гг. стали: 1) бывшие владельцы крупных фабрик и магазинов; 2) безработные; 3) бывшие приказчики, «сокращенные» служащие и рабочие, домохозяйки, демобилизованные красноармейцы 4) ни один из предложенных вариантов не верен. ОТВЕТ: 3) ВОПРОС 7. Накидки в частной розничной торговле были: 1) на все виды товаров гораздо выше, чем в государственной и кооперативной торговле; 2) на одни товары – ниже, на другие – выше, чем в государственном и кооперативном секторах; 3) одинаковыми. ОТВЕТ: 2) ВОПРОС 8. Производительность труда в частном секторе хозяйства: 1) была в среднем в два раза выше, чем в государственном и кооперативном секторах; 2) была ниже, чем в государственном и кооперативном секторах; 3) практически не отличалась от производительности труда на государственных предприятиях и в кооперации. ОТВЕТ: 1) ВОПРОС 9. Основная причина преимущественного развития частнокапиталистического производства в области торговли: 1) личная прихоть предпринимателей; 2) неустойчивость политической и экономической ситуации в стране; 3) коррупция государственного аппарата. ОТВЕТ: 2) ВОПРОС 10. Удельный вес предпринимателей в составе городского населения Сибири в 1926 г. составлял: 1) менее 5% 2) 10% 3) 25% 4) 50% ОТВЕТ: 3) ВОПРОС 11. Доходы ста наиболее состоятельных частных предпринимателей сибирских городов в середине 1920-х гг. отличались от доходов основной части городского населения: 1) несущественно; 2) в два раза 3) в десятки раз ОТВЕТ: 3) ВОПРОС 12. Жилищные условия частных предпринимателей сибирских городов по сравнению с жилищными условиями основной части городского населения: 1) по квадратным метрам отличались несущественно; 2) по квадратным метрам отличались в десятки раз. ОТВЕТ: 1) ВОПРОС 13. Государственная кампания во второй половине 1920-х гг. против «частника» была вызвана: 1) преступной деятельность предпринимателей, расхищавших государственную собственность; 2) резким изменением в середине 20-х гг. государственной концепции использования частного капитала; 3) трактовкой политическим руководством страны теории и практики осуществления принципов диктатуры пролетариата. ОТВЕТ: 3) ВОПРОС 14. Главным способом вытеснения и ликвидации частного капитала явилось: 1) развитие государственной торговли, кооперации, социалистического сектора в промышленности, которые полностью заменили частнокапиталистические предприятия; 2) повышение налогов, арендной платы, сжатие кредитов для частных предпринимателей; 3) конфискация имущества частных предпринимателей, их аресты, физическая ликвидация. ОТВЕТ: 2) ВОПРОС 15. Ликвидация частного предпринимательства: 1) оказала благотворное влияние на дальнейшее развитие экономики; 2) обусловила трудности в развитии торговли и наполнении рынка товарами широкого потребления; 3) не оказала существенного влияния на развитие экономики ОТВЕТ: 2) КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. Как называлось объединение торговцев с целью обеспечения регулярной, с соблюдением существующих правил, торговой деятельности на определенной территории ОТВЕТ: Комитет рыночных торговцев ВОПРОС 2. Как называлась организация, занимающаяся консолидацией предпринимателей с целью защиты их имущественных и социальных прав в государственных структурах, способствующая оздоровлению коммерческой деятельности? ОТВЕТ: Секция частной промышленности и торговли при товарных биржах ВОПРОС 3. Как называлось учреждение для заключения финансовых и коммерческих сделок? ОТВЕТ: Биржа ВОПРОС 4. Как называлась коммерческая организация, объединявшая денежные средства предпринимателей для взаимного кредитования ОТВЕТ: Общество взаимного кредита ВОПРОС 5. Как назывался налог, введенный с целью извлечения дополнительной прибыли, полученной предпринимателями, по мнению Наркомфина, в результате использования конъюнктуры рынка? ОТВЕТ: Налог на сверхприбыль ВОПРОС 6. Когда был введен налог на сверхприбыль? ОТВЕТ: в 1926 г. ВОПРОС 7. В каком из сибирских городов частная торговля получила наибольшее развитие к середине 1920-х гг. ОТВЕТ: в Омске ВОПРОС 8. Кто из государственных руководителей 1920-х гг. говорил о необходимости длительного плодотворного сотрудничества с частным капиталом? ОТВЕТ: Н.И. Бухарин ВОПРОС 9. Как предприниматели называли незаконные поборы местных фининспекторов? ОТВЕТ: борода ВОПРОС 10. В каком городе было создано первое общество взаимного кредита в Сибири? ОТВЕТ: в Красноярске ВОПРОС 11. Какое название получило противостояние частных и государственных заготовителей масла на рынках Сибири? ОТВЕТ: масляная война ВОПРОС 12. Кому из государственных руководителей 1920-х гг. принадлежит высказывание в отношении крестьян-середняков «в добрый путь, обогащайтесь»? ОТВЕТ: Н.И. Бухарину ВОПРОС 13. Наиболее распространенным способом первоначального накопления капитала в Сибири было ОТВЕТ: участие предпринимателей в заготовках сельскохозяйственного сырья, пушнины и кож ВОПРОС 14. Какие способы использовали частные торговцы в конкурентной борьбе за потребителя? ОТВЕТ: разнообразный ассортимент, качество продукции, удобный график работы, вежливое обращение с покупателями, возможность товарного кредита ВОПРОС 15. Какие сферы частного промышленного производства были наиболее распространенными в Сибири? ОТВЕТ: пищевое, кожевенное ВОПРОС 16. Какая форма оплаты труда преимущественно использовалась на частных предприятиях? ОТВЕТ: сдельная ВОПРОС 17. Каких прав были лишены частные предприниматели? ОТВЕТ: всех политических прав (включая избирательное), части социальных ВОПРОС 18. На какую возрастную группу приходилось большинство крупных сибирских предпринимателей? ОТВЕТ: от 30 до 39 лет ВОПРОС 19. На какой площадке осуществлялись нелегальные валютные операции 1920-х гг.? ОТВЕТ: на так называемой Черной площадке ВОПРОС 20. Какие способы регулирования предпринимательской деятельности не потеряли своей актуальности в современных условиях? ОТВЕТ: кредитно-налоговое регулирование. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен использовать знания в области отечественной и всеобщей истории в прикладных и фундаментальных исследованиях, в педагогической деятельности, критически оценивать различные интерпретации прошлого в историографической теории и практике ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. Переход к новой экономической политике в Сибири по сравнению с Европейской частью России начался 1) одновременно 2) с опозданием 3) с опережением ОТВЕТ: 2) ВОПРОС 2. Процент женщин в составе предпринимательских слоев городского населения Сибири составлял: 1) менее 5% 2) 15% 3) более 50% ОТВЕТ: 2) ВОПРОС 3. Создание специальных государственных комиссий по изучению предпринимательского сектора и определения полученной в нем прибыли началось: 1) с первых месяцев реализации новой экономической политики; 2) в 1925 г. 3) в 1927 г. ОТВЕТ: 1) ВОПРОС 4. Государственное регулирование цен в частной торговле началось 1) с первый дней перехода к новой экономической политике; 2) в середине 1920-х годов на ряд дефицитных товаров 3) в 1927-м году в связи с хлебозаготовительным кризисом ОТВЕТ: 2) ВОПРОС 5. Закон о подоходном налоге 1923 года: 1) не изменил принципы налоговой политики в отношении предпринимателей 2) «нетрудовые элементы» впервые были выделены в специальную категорию «В» с прогрессивной шкалой налогообложения 3) содержал раздел о налоге на роскошь ОТВЕТ: 2) ВОПРОС 6. Первым «нажим» государства на частный капитал был осуществлен: 1) в 1921 г. в связи с так называемыми кулацкими мятежами 2) в 1922 г. 3) в 1923/24 хозяйственном году в связи с так называемым кризисом сбыта 4) в 1927/28 хозяйственном году в связи с хлебозаготовительным кризисом ОТВЕТ: 3) ВОПРОС 7. Первое наступление государства на частный капитал в рамках новой экономической политики было направлено: 1) против частной оптовой торговли 2) против крупных держателей хлеба 3) против частной розничной торговли ОТВЕТ: 1) ВОПРОС 8. Главными способами государственного регулирования предпринимательской деятельности в первой половине 1920-х гг. были 1) административные высылки наиболее зажиточных предпринимателей в отдаленные районы 2) кредитно-финансовые рычаги 3) показательные судебные процессы ОТВЕТ: 2) ВОПРОС 9. Соотношение собственных средств к привлеченным в сибирской частной торговле составляло: 1) 3:2 2) 1:1 3) 1:5 ОТВЕТ: 1) ВОПРОС 10. Заработная плата рабочих на частных предприятиях: 1) не отличалась от заработной платы рабочих государственных предприятий 2) была выше в среднем на 25% по равнению с заработной платой государственных рабочих 3) была ниже в среднем на 25% по сравнению с заработной платой государственных рабочих ОТВЕТ: 2) ВОПРОС 11: Взаимоотношения предпринимателей и рабочих на частных предприятиях: 1) были в основном дружественными 2) были в основном враждебными, что приводило к массовым забастовкам 3) строго контролировались профсоюзами, которые часто становились инициаторами забастовок ОТВЕТ: 1) ВОПРОС 12. Основные сферы «ухода» частного капитала в конце 1920-х годов: 1) эмиграция 2) создание лжекооперативов, «теневой» бизнес 3) заготовки сырья ОТВЕТ: 2) ВОПРОС 13. Привлечение к уголовной ответственности предпринимателей за спекуляцию продукцией сельского хозяйства осуществлялось: 1) согласно 107 статье УК 2) согласно личному приказу И. Сталина 3) согласно решениям местных советов ОТВЕТ: 1) ВОПРОС 14. Развитие предпринимательской деятельности в условиях нэпа привело: 1) к хозяйственному освоению новых регионов 2) к массовым миграциям населения 3) к насыщению рынка товарами повседневного спроса ОТВЕТ: 3) ВОПРОС 15. Последствия ликвидации частного капитала в конце 1920-х годов: 1) возникновение «торговых пустынь» 2) стремительное развитие предприятий государственной легкой промышленности 3) развитие международной торговли ОТВЕТ: 1) ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. Определите, кому из партийно-государственных руководителей 1920-х гг. принадлежит это высказывание: «Не ломать старого общественно-экономического уклада, торговли, мелкого хозяйства, мелкого предпринимательства, капитализма, а оживлять торговлю, мелкое предпринимательство, капитализм, осторожно и постепенно овладевать ими или получая возможность подвергать их государственному регулированию лишь в меру их оживления». ОТВЕТ: В.И. Ленину ВОПРОС 2. Определите, кому из партийно-государственных руководителей 1920-х гг. принадлежит это высказывание: «Задача партии: расширять и укреплять наши социалистические командные высоты во всех отраслях народного хозяйства как в городе, так и в деревне, держа курс на ликвидацию капиталистических элементов в народном хозяйстве». ОТВЕТ: И.В. Сталину ВОПРОС 3. Определите, кому из партийно-государственных руководителей 1920-х гг. принадлежит это высказывание: «В период социалистического накопления государственное хозяйство не может обойтись без эксплуатации мелкого производства, без экспроприации части прибавочного продукта деревни и ремесла, наконец, без вычетов из капиталистического накопления в пользу накопления социалистического». ОТВЕТ: Е.А. Преображенскому ВОПРОС 4. Определите, кому из партийно-государственных руководителей 1920-х гг. принадлежит это высказывание: «Бороться с частным капиталом мы будем без звона металлического оружия, без ориентации на какую-то третью революцию, не путем разгрома лавок в Москве и провинции, а путем преодоления его конкуренцией и растущей мощью нашей государственной промышленности и государственных организаций». ОТВЕТ: Н.И. Бухарину ВОПРОС 5. Автор монографии «Частный капитал в СССР», изданной в 1927 году ОТВЕТ: Юрий Ларин ВОПРОС 6. Авторы монографии «Борьба против капиталистических элементов в промышленности и торговле. 20-е – начало 30-х гг.», изданной в 1978 году ОТВЕТ: Архипов В.А., Морозов Л.Ф. ВОПРОС 7. Автор монографии «Масляная война» 1923/28 гг. в Сибири», изданной в 1996 г. ОТВЕТ: Ильиных В.А. ВОПРОС 8. Автор монографии «Частная промышленность в годы нэпа», изданной в 1994 г. ОТВЕТ: Лютов Л.Н. ВОПРОС 9. Автор монографии «Ликвидация эксплуататорских классов в СССР», изданной в 1975 году ОТВЕТ: Трифонов И.Я. ВОПРОС 10. Автор монографии «Частный капитал в городах Сибири в 1920-е гг.: от возрождения к ликвидации», изданной в 1998 году ОТВЕТ: Демчик Е.В. ВОПРОС 11. Наиболее известный современный американский исследователь российских нэпманов ОТВЕТ: А. Бэлл ВОПРОС 12. Как назывались книги, в которые предприниматели обязаны были записывать информацию о всех совершенных ими торговых сделках? ОТВЕТ: Торговые книги ВОПРОС 13. На какой товар, продаваемый сибирскими торговцами, существовала максимальная торговая накидка? ОТВЕТ: на перец (более 100%) ВОПРОС 14. Когда начался так называемый кризис сбыта? ОТВЕТ: в 1923/24 хозяйственном году ВОПРОС 15. Как называлась организация, созданная для выяснения кредитоспособности частных предпринимателей? ОТВЕТ: Кредит-бюро ВОПРОС 16. Как назывался способ возврата частным владельцам национализированных у них в годы «военного коммунизма» промышленных предприятий? ОТВЕТ: денационализация ВОПРОС 17. В каком году, согласно советскому налоговому законодательству, вводилась прогрессивная школа налогообложения ОТВЕТ: в 1923 году ВОПРОС 18. В каком году было принято решение о прекращении сотрудничества советского государства с частным капиталом? 1) В 1925 2) В 1926 3) В 1927 ОТВЕТ: 3) ВОПРОС 19. Кому принадлежит высказывание: «Наша буржуазия – щука, а щука, как известно, любит, чтобы ее начиняли фаршем – государственными кредитами. Теперь мы фарш от буржуазии отнимаем, и наша щука должна будет существовать в нефаршированном виде». ОТВЕТ: Юрию Ларину ВОПРОС 20.К какому году относятся слова одного из предпринимателей Васселя: «В 1918 году забирали только деньги, а теперь забирают и тебя, и деньги». ОТВЕТ: 1930. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 3 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий; «незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. Н. Ковнир | Экономическая история России в 2 ч. Часть 2. С 1917 года по начало XXI века : учебник | Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Демчик, Е. В. | Частное предпринимательство в Сибири в 1920-е годы : учебное пособие | АлтГУ, 2018 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». | biblioclub.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» | biblio-online.ru | ||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle "Частный капитал в экономике Сибири периода НЭПа" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. |