МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Система организации профессиональной деятельности в цифровой среде

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационные системы и архивы в региональной системе управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_02_Документоведение и архивоведение_ДСиА-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 42
индивидуальные консультации 42
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 42 42 42 42
Консультации 42 42 42 42
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Неженцева Н.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Брюханова Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Система организации профессиональной деятельности в цифровой среде

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1345)

составлена на основании учебного плана:
46.04.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомить студентов с современными информационными технологиями, техническими средствами и программным обеспечением, необходимым для осуществления научной деятельности в своей профессиональной сфере; подготовить к практическому использованию информационных технологий в при решении профессиональных задач в своей профессиональной области.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к осуществлению теоретических разработок в области документоведения и архивоведения с учетом современных достижений научных знаний и информационных технологий, в том числе в области электронного документооборота и электонного архива
ПК-1.1 Знает основные направления и особенности планирования фундаментальных и прикладных исследований в области электронного документооборота и электронного архива
ПК-1.2 Владеет навыками составления планов научноисследовательских работ и отчетов о научных исследованиях
ПК-1.3 Умеет представлять результаты разработок в области электронного документооборота и электронного архива с применением информационных технологий
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.информационные ресурсы сети Интернет и локальные базы данных для научных исследований;
технологии хранения, обработки, распространения и представления информации;
специализированное программное обеспечение для проектирования технологических процессов
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать информационные сети для решения профессиональных задач;
применять современные цифровые технологии в профессиональной деятельности (практической, научной, проектной, исследовательской, педагогической)
применять современные информационные технологии в образовании
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками извлечения актуальной научной информации из электронных библиотек, архивов и информационных ресурсов;
методами работы с современным программными продуктами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные цифровые технологии в профессиональной деятельности
1.1. Теоретические и правовые аспекты цифровизации общества. Лекции 2 2 УК-1.1, УК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Теоретические и правовые аспекты цифровизации общества. Практические 2 2 УК-1.1, УК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Организация профессиональной деятельности в ВУЗе с использованием цифровых технологий. Лекции 2 2 УК-1.1, УК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Организация профессиональной деятельности в ВУЗе с использованием цифровых технологий. Практические 2 6 УК-1.1, УК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Теоретические и правовые аспекты цифровизации общества. Сам. работа 2 10 УК-1.1, УК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
Раздел 2. Международные и российские информационные базы данных для научных исследований
2.1. Особенности работы с БД Elibrary.ru, БД РИНЦ, БД Scopus, БД WoS. Лекции 2 2 УК-1.1, УК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
2.2. Особенности работы с современными информационными ресурсами архивов, музеев и билиотек. Лекции 2 2 УК-1.1, УК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Особенности работы с БД Elibrary.ru, БД РИНЦ, БД Scopus, БД WoS. Практические 2 2 УК-1.1, УК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
2.4. Особенности работы с современными информационными ресурсами архивов, музеев и билиотек. Практические 2 4 УК-1.1, УК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
2.5. Агрегаторы научной информации Практические 2 2 УК-1.1, УК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
2.6. Консультации по дисциплине Консультации 2 42 УК-1.1, УК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
2.7. Самостоятельная работа с источниками и литературой по основным темам курсам. Сам. работа 2 32 УК-1.1, УК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Происходит ли в рамках гуманитарных исследований обработка больших данных?
а) да, большие данные составляют основной массив гуманитарных данных
б) нет, для этого пока нет соответствующих методов и технологий
в) нет, в гуманитарных науках не бывает больших данных
г) да, хотя таких случаев немного, но они есть
Ответ: г
2. Термин «Data Science» обозначает:
а) науку о данных
б) статистический анализ данных
в) научные данные
г) большие данные
Ответ: а
3. Термин «Big Data» обозначает:
а) гуманитарные данные
б) большие данные
в) естественнонаучные данные
г) метаданные
Ответ: б
4. Аналитик данных – это специалист, занимающийся:
а) только подготовкой данных для анализа
б) только обработкой данных
в) только интерпретацией результатов обработки
г) всеми упомянутыми операциями
Ответ: г
5. Что не входит в науку о данных?
а) классическая математическая статистика
б) системное программирование
в) статистический анализ данных
г) интеллектуальный анализ данных
Ответ: б
6. Какая из характеристик не соответствует информационному обществу?
а) общество, в котором доступ к получению и распространению разнообразной информации есть у каждого социума
б) общество, в котором информационные данные постоянно обновляются и являются общедоступными
в) общество, в котором нет необходимости соблюдать авторские права на интеллектуальные продукты
г) общество, в котором связь между людьми и группами лиц мгновенна вне зависимости от их удаленности друг от друга
Ответ: в
7. Какая из нижеперечисленных тенденций современного общества отрицательно влияет на человека?
а) увеличение усвоенного знания и расширение кругозора
б) возрастание темпов обновления во всех сферах жизни
в) свободное перемещение информации, возникновение социальных сетей
г) быстрое обесценивание и устаревание информации и знаний
Ответ: г
8. Какого формата данных из приведенных ниже не существует?
а) числовой формат
б) буквенный формат
в) графический формат
г) тестовый формат
Ответ: б
9. Какая из приведенных ниже операций с данными включает меры, направленные на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных?
а) защита данных
б) сортировка данных
в) фильтрация данных
г) формализация данных
Ответ: а
10. Манипулирование данными – это:
а) сознательная фальсификация данных
б) действия, выполняемые над информацией, хранящейся в базе данных, например, запросы к данным
в) некорректная обработка данных
г) неправильная интерпретация результатов исследования
Ответ: б
11. Данные, не измеряющие количественную меру того или иного признака, а только указывающие на его наличие или отсутствие, – это:
а) мультимедийные данные
б) метаданные
в) качественные данные
г) количественные данные
Ответ: в
12. Что из нижеперечисленного не указывает на формат данных?
а) числовые данные
б) текстовые данные
в) двоичные данные
г) первичные данные
Ответ: г
13. Гаджет – это:
а) любое цифровое устройство
б) цифровое устройство, наделённое повышенной функциональностью и портативностью
в) набор домашней бытовой техники
г) суперкомпьютер
Ответ: б
14. С какими научно-техническими достижениями связана третья информационная революция?
а) изобретение компьютера, появление персональных компьютеров и сети Интернет
б) изобретение письменности и возможность передачи знаний на носителях
в) изобретение книгопечатания, сделавшего возможным размножение информации и массовое обучение
г) изобретение электричества и создание возможностей быстрой передачи информации на расстояние
Ответ: г
15. Информационный взрыв – это:
а) массовая оцифровка информации на бумажных носителях
б) лавинообразное нарастание массы разнообразной информации в современном обществе
в) всеобщее распространение грамотности
г) широкой распространение мессенджеров и социальных сетей
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Наука о способах получения, хранения и переработки информации называется ____________.
Ответ: информатика
2. Наука о закономерностях и формах движения и использования информации в обществе называется ____________ информатика.
Ответ: социальная
3. Процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных, состоящие из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах, называются информационными ________________.
Ответ: технологиями
4. Данные, которые загружаются по мере прохождения некоторых процессов или событий, называются _____________ данными.
Ответ: потоковыми
5. Данные, которые содержат сведения о составе данных, их содержании, статусе, происхождении, местонахождении, качестве, форматах и формах представления, условиях доступа и т.п., называются _______________.
Ответ: метаданными
6. Операция с данными, заключающаяся в привидении данных к одинаковой форме, называется ______________________ данных.
Ответ: формализацией
7. Операция с данными, заключающаяся в отсеивании данных, в которых нет необходимости, называется ______________________ данных.
Ответ: фильтрацией
8. Операция с данными, заключающаяся в упорядочивании данных по заданному признаку, называется ____________________ данных.
Ответ: сортировкой
9. Операция с данными, заключающаяся в организации хранения данных в удобной и легкодоступной форме, называется __________________ данных.
Ответ: архивированием
10. Совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации, называется информационными _________________.
Ответ: ресурсами
11. Совокупность структурированных взаимосвязанных данных, предназначенная для обеспечения информационных запросов в определенной предметной области, называется _________ данных
Ответ: базой
12. Семантически наполненная совокупность данных, характеризующих тот или иной объект в базе данных, называется ___________.
Ответ: записью
13. Модель базы данных, представляющая все данные в виде таблиц, в строках которых располагаются записи, а в столбцах – признаки данных, снабженные именами, называется __________________ моделью.
Ответ: реляционной
14. Взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов, средств, методов и персонала, обеспечивающих динамическую информационную модель определенной предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей, называется _____________________ системой.
Ответ: информационной
15. Вычислительная машина, предназначенная для передачи, хранения и обработки информации, называется ________________.
Ответ: компьютер
16. Множество компьютеров, соединенных по определенным правилам линиями связи для обеспечения совместного доступа к ресурсам и обмена информацией называется компьютерной _______.
Ответ: сетью
17. Форма представления данных с определенными ограничениями называется __________ данных.
Ответ: форматом
18. Данные, характеризующие некоторый период времени, называются _________________ данными.
Ответ: динамическими
19. Данные, представленные в числовой форме, позволяющей обрабатывать их методами математической статистики, называются _____________________ данными.
Ответ: количественными
20. Данные, имеющие фиксированную структуру и хранящиеся в таблицах, в основном в базах данных, называются _______________________ данными.
Ответ: структурированными

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к осуществлению теоретических разработок в области документоведения и архивоведения с учетом современных достижений научных знаний и информационных технологий, в том числе в области электронного документооборота и электонного архива

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств – это:
А. Информационная система персональных данных.
В. Банк персональных данных.
С. Социальная сеть.
Ответ: А.

Вопрос 2. Действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных, - это:
А. Засекречивание персональных данных.
В. Закрытие персональных данных.
С. Обезличивание персональных данных.
Ответ: С.

Вопрос 3. Действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных, - это:
А. Обезличивание персональных данных.
В. Засекречивание персональных данных.
С. Уничтожение персональных данных.
Ответ: С.

Вопрос 4. Допускается ли объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой?
А. Да.
В. Нет.
Ответ: В.

Вопрос 5. В каком году в состав Архивного фонда страны были официально включены программы, алгоритмы и машинно-ориентированные (механографические) документы?
А. В 1980 г.
В. В 1991 г.
С. В 2004 г.
Ответ: А.

Вопрос 6. Что являлось одним из серьезных препятствий при внедрении зарубежных автоматизированных систем ДОУ в отечественную практику?
А. Отсутствие финансирования.
В. Существенные различия в технологиях ведения делопроизводства в России и за рубежом.
С. Незаинтересованность руководства страны.
Ответ: В.

Вопрос 7. Единое информационное пространство архива – это:
А. Информация об архиве, размещенная в сети Интернет.
В. Сайт архива, где размещена информация о самом архиве, а также о составе и содержании его фондов.
С. Совокупность методических, организационных, программных, технических и телекоммуникационных средств, обеспечивающих оперативный доступ к любым информационным ресурсам архива.
Ответ: С.

Вопрос 8. Вопросы комплексной автоматизации государственного архива, а также принципы и подходы построения информационной системы эффективного управления, основанного на электронных документах, были рассмотрены:
А. В «Концепции информатизации (автоматизации) деятельности государственного архива».
В. В Федеральном законе «Об архивном деле в Российской Федерации».
С. В Федеральном законе «Об электронной подписи».
Ответ: А.

Вопрос 9. Организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна», - это:
А. Федеральное архивное агентство.
В. Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
С. Государственный или муниципальный архив.
Ответ: В.

Вопрос 10. Правила межведомственного информационного взаимодействия утверждаются:
А. Президентом Российской Федерации.
В. Федеральным архивным агентством.
С. Правительством Российской Федерации.
Ответ: С.

Вопрос 11. Использование информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг регулируется:
А. Федеральным законом «Об электронной подписи».
В. Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
С. Положением о многофункциональных центрах.
Ответ: В.

Вопрос 12. Ведение реестров государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется:
А. С использованием государственных и муниципальных информационных систем.
В. На портале «Архивы России».
С. С использованием Центрального фондового каталога.
Ответ: А.

Вопрос 13. Виды электронных подписей, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, и порядок их использования устанавливаются:
А. Директорами многофункциональных центров.
В. Президентом Российской Федерации.
С. Правительством Российской Федерации.
Ответ: С.

Вопрос 14. Орган местного самоуправления, не имеющий возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», должен обеспечить пользователям информацией возможность ознакомиться с указанной информацией:
А. В помещениях, занимаемых этим органом местного самоуправления.
В. На любом носителе информации, который предоставит пользователь.
С. В муниципальной библиотеке.
Ответ: А.

Вопрос 15. Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, регулируются:
А. Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В. Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
С. Законом РФ «О государственной тайне».
Ответ: В.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Как расшифровывается АИПС?
Ответ: автоматизированная информационно-поисковая система.
2. Какой период в истории механизации и автоматизации архивного дела характеризуется эпизодической механизацией делопроизводства и ведомственных архивов на основе работы с матричными носителями информации, а также созданием первых хранилищ для временного хранения машиночитаемых документов?
Ответ: конец XIX в. – 1950 г.
3. В какой период в истории механизации и автоматизации архивного дела создаются учетные и поисковые автоматизированные системы?
Ответ: 1950-е – первая половина 1970-х гг.
4. На каком этапе механизации и автоматизации архивного дела создаются межархивные АИПС?
Ответ: вторая половина 1970-х – первая половина 1980-х гг.
5. К какому виду поисковых систем относятся системы, объектом поиска в которых является описание документа и его поисковые данные?
Ответ: документальные.
6. К какому виду поисковых систем относятся системы, объектом поиска в которых являются конкретные сведения, факты?
Ответ: фактографические.
7. Когда начали складываться научно-методические основы архивоведения машиночитаемых данных в СССР?
Ответ: в 1970-е – начале 1980-х гг.
8. Назовите отечественного исследователя, который обобщил все имеющиеся подходы к классификации машиночитаемых документов и предложил развернутую классификацию этих документов на основе критерия повторяемости информации.
Ответ: Гельман-Виноградов К.Б.
9. Каким законом регулируются отношения, возникающие при защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации?
Ответ: ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
10. Концепция информатизации архивного дела 1995 г. предполагала создание типового программного обеспечения с учетом двух принципов. Назовите эти принципы.
Ответ: функциональный и интеграционный.
11. Какой документ необходимо было разработать архивам и органам управления архивным делом для реализации Концепции информатизации архивного дела 1995 г.?
Ответ: Программу информатизации.
12. Кто является разработчиком программного комплекса «Архивный фонд» (4-я версия)?
Ответ: компания «Электронные Офисные Системы».
13. Публичный показ архивных документов, коллекций документов и других архивных материалов и литературы в сети Интернет – это __________________________.
Ответ: Интернет-выставка архивных документов, виртуальная выставка архивных документов.
14. Назовите три вида структуры размещения экспонатов Интернет-выставки.
Ответ: линейная, разветвленная и комбинированная.
15. Как называется структура размещения экспонатов Интернет-выставки, которая ближе к форме привычной публикации, при которой документы располагаются по тематико- хронологическому принципу?
Ответ: линейная.
16. Как называется структура размещения экспонатов Интернет-выставки, которая позволяет формировать более сложные смысловые взаимосвязи между отдельными экспонатами (визуально она представлена в виде, например, «таблицы» или «дерева»)?
Ответ: разветвленная.
17. Особенности подключения государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям могут быть установлены нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом ___________________.
Ответ: Правительства Российской Федерации.
18. В целях обеспечения устойчивого и безопасного использования на территории Российской Федерации доменных имен создается национальная ____________________, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных программных и технических средств, предназначенных для хранения и получения информации о сетевых адресах и доменных именах.
Ответ: система доменных имен.
19. Государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями создают информационные системы и обеспечивают _________ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.
Ответ: доступ.
20. Как расшифровывается СМЭВ?
Ответ: система межведомственного электронного взаимодействия.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 2 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Н. Серегин Мировые информационные ресурсы: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Иванова, Н. П. Социально-гуманитарные науки в контексте современной культуры: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 БД Scopus www.scopus.com
Э3 БД Web of Science webofknowledge.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины приведены в ФОС (см. приложение)