МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Специфика работы с документами ограниченного доступа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационные системы и архивы в региональной системе управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_04_02_Документоведение и архивоведение_ДСиА-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 52
индивидуальные консультации 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 52 52 52 52
Консультации 50 50 50 50
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н, доцент, Чекрыжова О.И.

Рецензент(ы):
к.и.н, доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Специфика работы с документами ограниченного доступа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1345)

составлена на основании учебного плана:
46.04.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление слушателей с теоретическими основами и методиками отнесения документов к различным категориям ограниченного доступа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен самостоятельно работать с источниками информации, непрерывно совершенствовать уровень профессиональной подготовки;
ОПК-2.1 Знает эвристическую модель поиска всех видов источников информации, необходимых для совершенствования уровня профессиональной подготовки
ОПК-2.2 Владеет методами поиска информации в архивах, библиотеках, информационных центрах и глобальных информационных сетях
ОПК-4Способен использовать специальные профессиональные знания в области информационных технологий, применяемых в профессиональной деятельности;
ОПК-4.1 Знает основные информационные технологии в профессиональной деятельности
ОПК-4.2 Умеет осуществлять анализ всех видов данных с использованием современных цифровых технологий
ОПК-4.3 Владеет прикладными компьютерными программами,применяемые в профессиональной деятельности
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.нормативно-методическую литературу, правила и инструкции, регламентирующие работу с документами ограниченного доступа;
основные существующие методики и принципы отнесения документов к различным степеням ограничения доступа;
принципы и основы построения системы защиты информации и документов ограниченного доступа архива;
перспективы и проблемы работы с документами ограниченного доступа и их рассекречивания.
3.2.Уметь:
3.2.1.- разрабатывать и оформлять нормативно-методические материалы по регламентации процессов обработки, хранения и защиты документов ограниченного доступа,
- контролировать и анализировать уровень организационной и технологической защищенности документов,
- практически выполнять технологические операции по защите и обработке документов ограниченного доступа в организациях и архивах,
- организовывать архивное хранение документов ограниченного доступа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с документами ограниченного доступа в организациях и архивах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специфика работы с документами ограниченного доступа
1.1. Понятие и особенности работы с документами ограниченного доступа. Лекции 2 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.2. Юридические основы работы с документами ограниченного доступа. Практические 2 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.3. Понятие государственной тайны. Закон РФ «О государственной тайне» и другие законодательные и нормативные акты в области разработки, хранения, использования сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну. Порядок и принципы отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания. Сведения, не подлежащие отнесению к гостайне. Степени и грифы секретности сведений. Понятие и порядок рассекречивания сведений. Лекции 2 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.4. Понятие и признаки тайны. Основания для отнесения сведений (информации, документов) к тайне. Виды тайн. Современное российское зако-нодательство в области защиты сведений, отнесенных к категории тайных. Понятие доступа к документам. Лекции 2 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.5. Личная тайна или тайна частной жизни граждан. Профессиональная тайна. Служебная тайна. Коммерческая тайна. Практические 2 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.6. Организация работы с документами, содержащими конфиденциальными сведения Практические 2 10 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.7. изучение литературы по курсу Сам. работа 2 52 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.8. Консультация Консультации 2 50 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену:
Понятие и признаки информации ограниченного доступа.
Основания для отнесения сведений (информации, документов) к тайне.
Виды тайн.
Современное российское законодательство в области защиты сведений, отнесен-ных к категории тайных.
Современное российское законодательство в области отнесения информации к конфиденциальной.
Организация работы с документами, которые относятся к государственной тайне
Организация работы с документами, содержащими конфиденциальную информа-цию.
Грифы ограничения доступа к документам.
Понятие доступа к документам.
Методика подготовки документов ограниченного доступа.
Вопросы передачи в архивы на государственное хранение документов ограничен-ного доступа.
Вопросы обеспечения сохранности документов ограниченного доступа.
Порядок организации доступа пользователей к архивным документам, содержащим сведения конфиденциального характера
Порядок организации доступа пользователей к документам, содержащим сведе-ния, отнесенные к государственной тайне.
Использование документов ограниченного доступа для научных исследований и выставочной деятельности.
Публикации архивных документов содержащих информацию ограниченного доступа.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 2 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.Г. Фабричнов; А.С. Демушкин ; Т.В. Кондрашова ; Н.Н. Куняев. Конфиденциальное делопроизводство и защищенный электронный документооборот: учебник Москва : Логос, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84996
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.Н. Куняев Конфиденциальное делопроизводство и защищенный электронный документооборот: учебник : учебник Логос, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э2 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э3 Официальный сайт Федерального архивного агентства archives.ru
Э4 Курс в Moodle "СРсДОД" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Предлагаемый курс должен обеспечить слушателей теоретической базой и практическими умениями и навыками в рамках изучения специфики работы с документами ограниченного доступа. Курс состоит из лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студента.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекции, практические занятия, самостоятельные занятия. В процессе работы над курсом используются: графические материалы, наглядные материалы представляемые в виде раздаточного материала или в ЭУМКД при самостоятельном освоении тем.
В лекциях рассматриваются необходимые теоретические материалы, законодательную и нормативную базу изучаемых вопросов а так же приводятся практические примеры, представляющие практику.
Российский опыт в лекциях рассматривается в динамике хронологического перехода от досоветского периода к советской практики и проблематики к современности.
Практические занятия организуются для закрепления лекционного материала в ходе их проведения используются активные формы, предполагающие значительную работу студентов с конкретными документами и выполнение определенных видов работ в том числе с документами для выработки практических умений и навыков работы.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
– внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
– найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
– после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
– продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
– продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
Самостоятельная подготовка студентов базируется на изучении рекомендованной по курсу литературы, законодательных актов, нормативных материалов. В процессе изучения курса студенты должны обратить внимание на изучение основных понятий, общих закономерностей и тенденций развития в рамках изучаемой дисциплины.
Самостоятельная работа выполняется в удобное для студента время, представляется преподавателю и обсуждается в ходе практических занятий и консультаций. Данный формат предусматривает большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля.
Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На экзамене требуется ответить на один вопрос, соответствующий содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 20 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.