МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания истории в высшей школе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационные системы и архивы в региональной системе управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_04_02_Документоведение и архивоведение_ДСиА-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 45
индивидуальные консультации 40
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 45 45 45 45
Консультации 40 40 40 40
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Пожарская К.А.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания истории в высшей школе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1345)

составлена на основании учебного плана:
46.04.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.опираясь на знания студентов, полученные при изучении «Методики преподавания истории в школе», через изучение тенденций развития высшего исторического образования, его содержания, методов формирования системного профессионального мышления, сформировать знания о технологиях организации обучения и способах воспитания, активное освоение теоретических основ и практических умений деятельности в области преподавания курса «История» в высшей школе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять фундаментальные знания, полученные при освоении программы магистратуры, при разработке и осуществлении социально значимых проектов;
ОПК-1.1 На основе фундаментальных знаний определяет направленность, тематику и необходимость вида деятельности для осуществления социально значимых проектов
ОПК-1.2 Умеет подбирать коллектив проекта и выстраивать коммуникацию, необходимую для совместной деятельности по выполнению социально значимых проектов
ОПК-1.3 Планирует рабочее время, устанавливает функции и обязанности членов проектной группы необходимые для достижения практической цели
ОПК-2Способен самостоятельно работать с источниками информации, непрерывно совершенствовать уровень профессиональной подготовки;
ОПК-2.1 Знает эвристическую модель поиска всех видов источников информации, необходимых для совершенствования уровня профессиональной подготовки
ОПК-2.2 Владеет методами поиска информации в архивах, библиотеках, информационных центрах и глобальных информационных сетях
ОПК-3Способен использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических, научно-исследовательских работ;
ОПК-3.1 Осуществляет экспертизу и анализ научноисследовательских отчетов, статей, монографий, проектов
ОПК-3.2 Создает критерии оценки при осуществлении экспертных, аналитических и научно-исследовательских работ
ОПК-3.3 Обладает навыками составления экспертно-аналитических заключений в области гуманитарных, социальных и экономических наук
ОПК-5Способен осуществлять инновационную деятельность, формулировать и решать научно-исследовательские и прикладные задачи в области документоведения и архивоведения;
ОПК-5.1 Осуществляет мониторинг развития документоведения и архивоведения, анализ возникающих при этом проблем и задач
ОПК-5.2 Предлагает инновационные решения возникающих научно-исследовательских и прикладных задач в области документоведения и архивоведения
ОПК-5.3 Способен анализировать необходимость использования информационных технологий для решения инновационных задач в профессиональной сфере
ОПК-6Способен применять современные методические подходы и образовательные стратегии в сфере реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ.
ОПК-6.1 Знает современные тенденции развития высшего дополнительного образования
ОПК-6.2 Использует современные методические подходы и образовательные стратегии в сфере реализации образовательных программ высшего образования и дополнительны профессиональных программ
ПК-1Способен к осуществлению теоретических разработок в области документоведения и архивоведения с учетом современных достижений научных знаний и информационных технологий, в том числе в области электронного документооборота и электонного архива
ПК-1.1 Знает основные направления и особенности планирования фундаментальных и прикладных исследований в области электронного документооборота и электронного архива
ПК-1.2 Владеет навыками составления планов научноисследовательских работ и отчетов о научных исследованиях
ПК-1.3 Умеет представлять результаты разработок в области электронного документооборота и электронного архива с применением информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основы педагогической деятельности в преподавании курса истории, работу в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования
- организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям, и отражающих специфику предметной области.
3.2.Уметь:
3.2.1.-анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей;
- проектировать образовательные программы и индивидуальные образовательные траектории.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками применения современных информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности;
- разнообразными образовательными технологиями, методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала;
- овладение методами формирования умений самостоятельной работы, профессионального мышления и развития творческих способностей;
- овладение основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современное развитие высшего образования в России и за рубежом.
1.1. Современное развитие высшего образования в России и за рубежом. Лекции 3 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.2. Современное развитие высшего образования в России и за рубежом Практические 3 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.3. Современное развитие высшего образования в России и за рубежом. Сам. работа 3 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.4. Современное развитие высшего образования в России и за рубежом. Консультации 3 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-1.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Проектирование образовательного процесса.
2.1. Проектирование образовательного процесса. Лекции 3 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-1.1 Л1.1, Л2.1
2.2. Стандарты высшего образования. Практические 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-1.1 Л1.1, Л2.1
2.3. Проектирование образовательного процесса Сам. работа 3 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-2.1, ОПК-1.1, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.4. Проектирование образовательного процесса. Консультации 3 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-2.1, ОПК-1.1, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Организация обучения, формы и виды учебных занятий, самостоятельная работа студентов.
3.1. Организация обучения, формы и виды учебных занятий, самостоятельная работа студентов. Лекции 3 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1 Л1.1, Л2.1
3.2. Лекция как форма организации учебного процесса в высшей школе Практические 3 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-1.1 Л1.1, Л2.1
3.3. Семинарские занятия в высшей школе. Практические 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-2.1, ОПК-1.1 Л1.1, Л2.1
3.4. Организация обучения, формы и виды учебных занятий, самостоятельная работа студентов. Сам. работа 3 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-2.1, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
3.5. Организация обучения, формы и виды учебных занятий, самостоятельная работа студентов. Консультации 3 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-2.1, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Система средств и методов преподавания курса «Истории» в высшей школе.
4.1. Система средств и методов преподавания курса «Истории» в высшей школе. Лекции 3 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-1.1 Л1.1, Л2.1
4.2. Система средств и методов преподавания курса «Истории» в высшей школе Сам. работа 3 5 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-1.1 Л1.1, Л2.1
4.3. Система средств и методов преподавания курса «Истории» в высшей школе. Консультации 3 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-1.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Организация педагогического контроля в высшей школе.
5.1. Организация педагогического контроля в высшей школе. Лекции 3 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.2, ОПК-1.1 Л1.1, Л2.1
5.2. Организация педагогического контроля в высшей школе Сам. работа 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.2, ОПК-1.1 Л1.1, Л2.1
5.3. Организация педагогического контроля в высшей школе. Консультации 3 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.2, ОПК-1.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Инновационные технологии реализации учебного процесса
6.1. Инновационные технологии реализации учебного процесса Практические 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-1.1 Л1.1, Л2.1
6.2. Познавательная и исследовательская деятельность студентов Практические 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-1.1 Л1.1, Л2.1
6.3. Инновационные технологии реализации учебного процесса Сам. работа 3 10 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-1.1 Л1.1, Л2.1
6.4. Инновационные технологии реализации учебного процесса Консультации 3 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-1.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя.
7.1. Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя. Лекции 3 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-1.1 Л1.1, Л2.1
7.2. Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя Сам. работа 3 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-1.1 Л1.1, Л2.1
7.3. Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя. Консультации 3 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-1.1 Л1.1, Л2.1
7.4. Экзамен 3 27 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-1.1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5781

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен применять современные методические подходы и образовательные стратегии в сфере реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: Кто из методистов рассматривал методику как самостоятельную педагогическую науку?
1) Коровкин Ф. П.
2) Бернадский В. Н.
3) Лейбенгруб П. С.
4) Вагин А. А.
Ответ: 4

Вопрос 2: В какой период истории развития советской методики было характерно существование концентрического принципа преподавания истории в школе?
1) 1914 — 1934
2) 1959 — 1964
3) 1934 — 1959
4) 1965 — 1994
Ответ: 2

Вопрос 3: Кто из методистов 1950-1970-х гг. занимался проблемой развития умений?
1) Дайри Н. Г.
2) Запорожец Н. И.
3) Вагин А. А.
4) Коровкин Ф. П.
Ответ: 2

Вопрос 4: В каком случае можно считать, что у ученика сформировалось умение оценивать исторические личности?
1) Высказывает простейшие оценочные суждения об историческом деятеле.
2) Сравнивает двух личностей.
3) Определяет поступки и главные черты характера.
4) Дает характеристику с общей оценкой.
Ответ: 4

Вопрос 5: Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает...
1) Педагогическая наука
2) Школьная методология
3) Путь исследования
4) Метод изучения
Ответ: 3

Вопрос 6: Предметом методики обучения истории является...
1) Процесс обучения истории
2) Процесс познания истории
3) Процесс научного исследования
4) Процесс познания педагогики
Ответ: 1.

Вопрос 7: Важнейшим фактором обучения истории является...
1) Применение наглядности
2) Наличие программ разного уровня
3) Систематический опрос учащихся
4) Содержание обучения
Ответ: 4

Вопрос 8: На основе действующего «Закона об образовании» в школах России введено обязательное образование
1) 8-летнее
2) 10-летнее
3) 9-летнее
4) 11-летнее
Ответ: 4

Вопрос 9: В настоящее время в школах России реализован принцип обучения
1) Линейный
2) Смешанный
3) Концентрический
4) Цивилизационный
Ответ: 1

Вопрос 10: Как правило, указание на основные понятия, персоналии, средства обучения, оборудование урока дается в....
1) Тематическом планировании
2) Школьном учебнике
3) Поурочном планировании
4) Учебном плане
Ответ: 3

Вопрос 11: К основным факторам процесса обучения не относится
1) Цели обучения
2) Содержание образования
3) Проблемность обучения
4) Результаты обучения
Ответ: 3

Вопрос 12: Что из данного перечня не относится к теоретическому материалу?
1) Понятия
2) Умозаключения
3) Суждения
4) Факты
Ответ: 4

Вопрос 13: Как называются факты, которые имеют большое объективно историческое значение, передают основное фактологическое содержание темы урока, воссоздают важнейшие события и явления, раскрывают их существенные стороны?
1) Объективные
2) Основные
3) Главные
4) Существенные
Ответ: 3.

Вопрос 14: Обязательный школьный документ, в котором указываются предметы, последовательность изучения тем по предмету, количество часов в неделю называется:
1) учебный план,
2) школьная программа.
3) школьный устав,
4) школьный журнал.
Ответ: 1

Вопрос 15: К классификации уроков по соотношению структурных звеньев обучения не относятся:
1) урок изучения нового материала
2) урок-беседа,
3) комбинированный урок,
4) контрольный урок
Ответ: 2.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1: Дополните предложение.
Самостоятельное и индивидуальное обучение по заранее разработанной программе с помощью особых средств обучения, обеспечивающее каждому обучаемому возможность осуществления процесса обучения в соответствии с индивидуальными особенностями называется ____________________________ обучением.
Ответ: программированное обучение

Вопрос 2: Назовите два курса составляющие основу предмета "История" в школе.
Ответ: история России и всеобщая история.

Вопрос 3: С какого класса в школе в соответствии с учебным планом начинается изучение "Истории России"
Ответ: с 6 класса.

Вопрос 4: Область теоретических и прикладных педагогических знаний о целях, содержании, способах и результатах осуществления процесса исторического образования.
Ответ: методика преподавания истории.

Вопрос 5: Происходящая по объективным законам смена актов обучения, в ходе которых изменяется деятельность учителя, учащихся - это...
Ответ: 5 процесс обучения

Вопрос 6: Какая педагогическая технология зарекомендовала себя как наиболее эффективная на этапе повторения, обобщения, контроля.
Ответ: программированное обучение

Вопрос 7: Как называется образовательный стандарт, включающий в себя перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе; принципиальные оценки ключевых событий прошлого, а также перечень так называемых «трудных вопросов истории», вызывающих острые дискуссии в обществе?
Ответ: историко-культурный стандарт

Вопрос 8: Какие три группы целей выделяются в процессе обучения истории?
Ответ: развивающая, воспитательная, образовательная.

Вопрос 9: Комплекс, связывающий воедино знания, умения и действия, т.е. способность мобилизовать умения в конкретной ситуации - это...
Ответ: компетенция

Вопрос 10: Что составляет основу учебно0методического комплекса по истории России?
Ответ: учебник, хрестоматия или сборник документов; исторический атлас; рабочая тетрадь и сборник заданий; книга для чтения.

Вопрос 11: Обучение – это общение, в процессе которого происходит управление познанием. Назовите основные виды общения.
Ответ: опосредованное общение; парное общение; групповое общение.

Вопрос 12: Назовите основоположника классно-урочной системы обучения.
Ответ: Я. А. Коменский.

Вопрос 13: Систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени (40-45 мин.) _ это...
Ответ: урок.

Вопрос 14: Назовите основные типы уроков по классификации П.С. Лейбенгруба.
Ответ: урок посвященный изучению нового материала, повторительно-обобщающий урок, урок проверки и учета знаний (контрольный), комбинированный.

Вопрос 15: Укажите основные приемы реализации системно-деятельностного подхода на уроках истории.
Ответ: сравнительная характеристика, использование исторических цитат и приема доказательства, проектная деятельность, ролевая игра, составление исторических хроник, работа с источниками на основе перекрестной проверки.

Вопрос 16: Источник информации, наглядные объекты, технические средства обучения, другие материалы, позволяющие передать содержание образования и его усвоение учащимися - это...
Ответ: средства обучения.

Вопрос 17: Система целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащихся, обеспечивающую усвоение ими содержания образования - это...
Ответ: метод обучения

Вопрос 18: Назовите основные методы обучения, применяемые на уроках истории.
Ответ: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский.

Вопрос 19: Назовите основные виды универсальных учебных действий.
Ответ: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные

Вопрос 20: Технология, при реализации которой обучение строится на выявлении или искусственном создании ситуаций познавательного затруднения и разрешении их в целях развития творческих способностей учащихся, формирования творческого мышления и воображения называется - ...
Ответ: технология проблемного обучения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Ю. Колокольцева, Т . Н. Соболева Методика преподавания истории: учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в русской школе ХIХ – начала ХХ в. : монография М. : Изд-во «Прометей», 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э3 Курс на Moodle "Методика преподавания истории в высшей школе" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.