Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.02. Документоведение и архивоведение |
Профиль | Документационные системы и архивы в региональной системе управления |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_02_Документоведение и архивоведение_ДСиА-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 34 | 34 | 34 | 34 |
Сам. работа | 53 | 53 | 53 | 53 |
Консультации | 54 | 54 | 54 | 54 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.
1.1. | формирование у студентов комплексного представления о принципах открытого государственного управления и открытых данных, навыков работы с открытыми данными, мониторинга открытости органов власти, а также формирования представвления об открытых научных и социогуманитарных данных. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.02 |
ОПК-1 | Способен применять фундаментальные знания, полученные при освоении программы магистратуры, при разработке и осуществлении социально значимых проектов; |
ОПК-1.1 | На основе фундаментальных знаний определяет направленность, тематику и необходимость вида деятельности для осуществления социально значимых проектов |
ОПК-1.2 | Умеет подбирать коллектив проекта и выстраивать коммуникацию, необходимую для совместной деятельности по выполнению социально значимых проектов |
ОПК-1.3 | Планирует рабочее время, устанавливает функции и обязанности членов проектной группы необходимые для достижения практической цели |
ОПК-5 | Способен осуществлять инновационную деятельность, формулировать и решать научно-исследовательские и прикладные задачи в области документоведения и архивоведения; |
ОПК-5.1 | Осуществляет мониторинг развития документоведения и архивоведения, анализ возникающих при этом проблем и задач |
ОПК-5.2 | Предлагает инновационные решения возникающих научно-исследовательских и прикладных задач в области документоведения и архивоведения |
ОПК-5.3 | Способен анализировать необходимость использования информационных технологий для решения инновационных задач в профессиональной сфере |
ПК-2 | Способен к управлению службой документационного обеспечения управления и архивного дела |
ПК-2.1 | Знает основы документационного обеспечения деятельности службы документационного обеспечения управления и архивного дела |
ПК-2.2 | Владеет умениями и навыками по организации составления официальных документов, в том числе электронных |
ПК-2.3 | Владеет методами руководства документооборотом организации, в том числе электронным и межведомственным |
ПК-2.4 | Умеет организовать работу по комплектованию, учету, хранению и использованию архивных документов |
ПК-2.5 | Владеет навыками анализа систем управления документами |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | направления совершенствования государственного управления в РФ, принципы открытого государственного управления; открытые научные данные; открытые социогуманитарные данные. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | разрабатывать и принимать организационные управленческие решения, использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками работы с открытыми данными, мониторинга открытости органов власти, взаимодействия с институтами гражданского общества |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические и правовые аспекты открытых данных | ||||||
1.1. | Теоретические и правовые аспекты открытых данных | Лекции | 2 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ПК-2.4, ПК-2.5 | Л1.1 |
1.2. | Теоретические и правовые аспекты открытых данных | Практические | 2 | 6 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ПК-2.4, ПК-2.5 | Л1.1 |
Раздел 2. Открытые данные как механизм взаимодействия государства и общества | ||||||
2.1. | Открытые данные как механизм взаимодействия государства и общества | Лекции | 2 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ПК-2.4, ПК-2.5 | Л1.1 |
2.2. | Публикация информации в форматах открытых данных: основные подходы и опыт реализацииПубликация открытых данных | Практические | 2 | 8 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ПК-2.4, ПК-2.5 | Л1.1 |
2.3. | Открытые данные как механизм взаимодействия государства и общества | Практические | 2 | 8 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ПК-2.4, ПК-2.5 | Л1.1 |
Раздел 3. Открытые научные данные. Открытые данные в социогуманитарных исследованиях | ||||||
3.1. | Открытые данные в социогуманитарных исследованиях | Лекции | 2 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ПК-2.4, ПК-2.5 | Л1.1 |
3.2. | Открытые данные в социогуманитарных исследованиях | Практические | 2 | 6 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ПК-2.4, ПК-2.5 | Л1.1 |
3.3. | Открытые научные данные | Практические | 2 | 6 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ПК-2.4, ПК-2.5 | Л1.1 |
3.4. | Изученмие литературы по основным разделам курса. подготовка к зачету. | Сам. работа | 2 | 53 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ПК-2.4, ПК-2.5 | Л1.1 |
3.5. | Консультации | 2 | 54 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ПК-2.4, ПК-2.5 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Промежуточная аттестация проводится в форме теста |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Е. В. Тарасова, О. И. Чекрыжова | Открытые данные [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Открытые данные" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Динамика социального развития современного российского общества в значительной мере определяется характером и эффективностью информационно-коммуникационных процессов. Глобальные информационные сети радикально изменили характер общественных связей, информационного обмена, степень открытости политических структур и бизнеса. Увеличилась роль диалога в повседневном общении людей, социальных групп и структур. Эти процессы отражены в концепции «Открытого правительства», направленной на повышение качества взаимодействия общества со всеми уровнями власти. Современные задачи развития системы государственного управления и ее научного осмысления обусловлены новым качеством информационных процессов, лавинообразным ростом процессов самоорганизации в обществе, а также явно запаздывающим, «догоняющим» характером реагирования органов власти всех уровней на изменения информационно-коммуникативных потребностей общества. Сегодня в нашей стране уже сложились необходимые предпосылки для повышения качества и доступности предоставляемых населению государством услуг, повышения качества, результативности и прозрачности деятельности органов власти. В то же время, необходимо признать, что реализация качественно новых принципов государственного управления требует еще более активного внедрения в практику деятельности органов власти принципов открытости как основы взаимодействия общества и государства. Изучение механизмов взаимодействия органов власти и общества в Российской Федерации не имеет в настоящее время должной степени проработанности, что определяется их недостаточной институциональной зрелостью. Целью освоения учебной дисциплины «Открытые данные» является формирование у студентов комплексного представления о принципах открытого государственного управления и открытых данных, навыков работы с открытыми данными, мониторинга открытости органов власти. В качестве тем лекционного курса определены ключевые и дискуссионные вопросы. Лекционные занятия сопровождаются презентационными материалами. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, комментарии, дискуссии. Цель практических занятий – способствовать освоению наиболее сложных теоретических проблем курса, сформировать у студентов умения и навыки работы открытыми данными. На практических занятиях студенты выполняют практические задания по заранее определённым темам. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил: внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами; найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе; после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки; продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов; продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы. Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы. Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции. Экзамен проводится в форме теста (критерии оценивания и примеры тестовых заданий смотрите в ФОС). |