МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Открытые данные

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационные системы и архивы в региональной системе управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_04_02_Документоведение и архивоведение_ДСиА-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 53
индивидуальные консультации 54
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 53 53 53 53
Консультации 54 54 54 54
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Чекрыжова О.И.

Рабочая программа дисциплины
Открытые данные

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1345)

составлена на основании учебного плана:
46.04.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов комплексного представления о принципах открытого государственного управления и открытых данных, навыков работы с открытыми данными, мониторинга открытости органов власти, а также формирования представвления об открытых научных и социогуманитарных данных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять фундаментальные знания, полученные при освоении программы магистратуры, при разработке и осуществлении социально значимых проектов;
ОПК-1.1 На основе фундаментальных знаний определяет направленность, тематику и необходимость вида деятельности для осуществления социально значимых проектов
ОПК-1.2 Умеет подбирать коллектив проекта и выстраивать коммуникацию, необходимую для совместной деятельности по выполнению социально значимых проектов
ОПК-1.3 Планирует рабочее время, устанавливает функции и обязанности членов проектной группы необходимые для достижения практической цели
ОПК-5Способен осуществлять инновационную деятельность, формулировать и решать научно-исследовательские и прикладные задачи в области документоведения и архивоведения;
ОПК-5.1 Осуществляет мониторинг развития документоведения и архивоведения, анализ возникающих при этом проблем и задач
ОПК-5.2 Предлагает инновационные решения возникающих научно-исследовательских и прикладных задач в области документоведения и архивоведения
ОПК-5.3 Способен анализировать необходимость использования информационных технологий для решения инновационных задач в профессиональной сфере
ПК-2Способен к управлению службой документационного обеспечения управления и архивного дела
ПК-2.1 Знает основы документационного обеспечения деятельности службы документационного обеспечения управления и архивного дела
ПК-2.2 Владеет умениями и навыками по организации составления официальных документов, в том числе электронных
ПК-2.3 Владеет методами руководства документооборотом организации, в том числе электронным и межведомственным
ПК-2.4 Умеет организовать работу по комплектованию, учету, хранению и использованию архивных документов
ПК-2.5 Владеет навыками анализа систем управления документами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.направления совершенствования государственного управления в РФ, принципы открытого государственного управления;
открытые научные данные;
открытые социогуманитарные данные.
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать и принимать организационные управленческие решения, использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с открытыми данными, мониторинга открытости органов власти, взаимодействия с институтами гражданского общества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и правовые аспекты открытых данных
1.1. Теоретические и правовые аспекты открытых данных Лекции 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
1.2. Теоретические и правовые аспекты открытых данных Практические 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
Раздел 2. Открытые данные как механизм взаимодействия государства и общества
2.1. Открытые данные как механизм взаимодействия государства и общества Лекции 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.2. Публикация информации в форматах открытых данных: основные подходы и опыт реализацииПубликация открытых данных Практические 2 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.3. Открытые данные как механизм взаимодействия государства и общества Практические 2 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
Раздел 3. Открытые научные данные. Открытые данные в социогуманитарных исследованиях
3.1. Открытые данные в социогуманитарных исследованиях Лекции 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
3.2. Открытые данные в социогуманитарных исследованиях Практические 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
3.3. Открытые научные данные Практические 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
3.4. Изученмие литературы по основным разделам курса. подготовка к зачету. Сам. работа 2 53 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
3.5. Консультации 2 54 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Промежуточная аттестация проводится в форме теста
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. В. Тарасова, О. И. Чекрыжова Открытые данные [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Открытые данные" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Динамика социального развития современного российского общества в значительной мере определяется характером и эффективностью информационно-коммуникационных процессов. Глобальные информационные сети радикально изменили характер общественных связей, информационного обмена, степень открытости политических структур и бизнеса. Увеличилась роль диалога в повседневном общении людей, социальных групп и структур. Эти процессы отражены в концепции «Открытого правительства», направленной на повышение качества взаимодействия общества со всеми уровнями власти.
Современные задачи развития системы государственного управления и ее научного осмысления обусловлены новым качеством информационных процессов, лавинообразным ростом процессов самоорганизации в обществе, а также явно запаздывающим, «догоняющим» характером реагирования органов власти всех уровней на изменения информационно-коммуникативных потребностей общества.
Сегодня в нашей стране уже сложились необходимые предпосылки для повышения качества и доступности предоставляемых населению государством услуг, повышения качества, результативности и прозрачности деятельности органов власти. В то же время, необходимо признать, что реализация качественно новых принципов государственного управления требует еще более активного внедрения в практику деятельности органов власти принципов открытости как основы взаимодействия общества и государства.
Изучение механизмов взаимодействия органов власти и общества в Российской Федерации не имеет в настоящее время должной степени проработанности, что определяется их недостаточной институциональной зрелостью.
Целью освоения учебной дисциплины «Открытые данные» является формирование у студентов комплексного представления о принципах открытого государственного управления и открытых данных, навыков работы с открытыми данными, мониторинга открытости органов власти.
В качестве тем лекционного курса определены ключевые и дискуссионные вопросы. Лекционные занятия сопровождаются презентационными материалами. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, комментарии, дискуссии.
Цель практических занятий – способствовать освоению наиболее сложных теоретических проблем курса, сформировать у студентов умения и навыки работы открытыми данными. На практических занятиях студенты выполняют практические задания по заранее определённым темам.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами; найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе; после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки; продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов; продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы.
Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Экзамен проводится в форме теста (критерии оценивания и примеры тестовых заданий смотрите в ФОС).