Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.02. Документоведение и архивоведение |
Профиль | Документационные системы и архивы в региональной системе управления |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_02_Документоведение и архивоведение_ДСиА-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 34 | 34 | 34 | 34 |
Сам. работа | 65 | 65 | 65 | 65 |
Консультации | 76 | 76 | 76 | 76 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.
1.1. | Цель освоения дисциплины заключается в получении знаний о становлении и развитии архивного дела на Алтае в контексте общероссийской истории архивного дела. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.01 |
ОПК-2 | Способен самостоятельно работать с источниками информации, непрерывно совершенствовать уровень профессиональной подготовки; |
ОПК-2.1 | Знает эвристическую модель поиска всех видов источников информации, необходимых для совершенствования уровня профессиональной подготовки |
ОПК-2.2 | Владеет методами поиска информации в архивах, библиотеках, информационных центрах и глобальных информационных сетях |
ОПК-3 | Способен использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических, научно-исследовательских работ; |
ОПК-3.1 | Осуществляет экспертизу и анализ научноисследовательских отчетов, статей, монографий, проектов |
ОПК-3.2 | Создает критерии оценки при осуществлении экспертных, аналитических и научно-исследовательских работ |
ОПК-3.3 | Обладает навыками составления экспертно-аналитических заключений в области гуманитарных, социальных и экономических наук |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные события, ключевые моменты в истории архивнорго дела на Алтае; вклад историков, архивистов, краеведов в развитие и формирование архивного фонда; нормативно-методические основы архивного дела на Алтае в историческом развитии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять полученные знания в научно-исследовательской деятельности и практической работе. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | знаниями об особенностях архивного дела на Алтае в разные исторические периоды. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. 1. Становление и развитие архивного дела на Алтае в середине XVIII-начале XX вв. | ||||||
1.1. | Организация хранения документов в архиве Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Комплектование и условия хранения документов в архиве Главного управления Алтайского округа во второй половине XIX-начале ХХ вв. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Нормативные основы регулирования архивной деятельности на Алтае во второй половине XVIII-XIX вв. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Основные направления и цели использования архивных документов Алтайского горного округа | Практические | 2 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Изучение литературы и источников по теме раздела | Сам. работа | 2 | 20 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Консультации | 2 | 15 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 2. 2. Архивы и архивное дело на Алтае в 1918-1938 гг. | ||||||
2.1. | Становление архивного дела как отрасли государственной деятельности в 1918-1938 гг. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Комплектование Алтайского губернского архива в 1920-1930-е гг. | Практические | 2 | 4 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Хранение и использование архивных документов в 1920-1930-е гг. | Практические | 2 | 4 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Изучение литературы и источников по теме раздела | Сам. работа | 2 | 15 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Консультации | 2 | 21 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 3. 3.Архивное дело в Алтайском крае (1939-1991 гг.) | ||||||
3.1. | Развитие архивного дела на Алтае в условиях системы НКВД-МВД (1939-1961 гг.) | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Особенности использования архивных документов в годы ВОВ | Практические | 2 | 4 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Изменения в архивном деле в 1961-1980-х гг. | Практические | 2 | 4 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Основные направления работы архивных учреждений Алтайского края в 1960-1980-е гг. | Практические | 2 | 4 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Нормативно-методические основы деятельности архивных учреждений Алтайского края в 1961-1991 гг. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.6. | Изучение литературы и источников по теме раздела | Сам. работа | 2 | 15 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.7. | Консультации | 2 | 20 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 4. 4. Архивное дело в Алтайском крае в 1990-х-2000-х гг. | ||||||
4.1. | Изменения в архивном деле Алтайского края в условиях новой государственности | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Нормативно-методические основы архивного дела в Алтайском крае | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Состояние и развитие Государственного архива Алтайского края (ЦХАФ АК) в 1990-е-начало 2000-х гг. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Состав Архивного фонда Алтайского края в 1990-е-начало 2000-х гг. | Практические | 2 | 4 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.5. | Комплектование Архивного фонда Алтайского края на современном этапе | Практические | 2 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.6. | Основные направления и проблемы использования документов Государственного архива Алтайского края на современном этапе | Практические | 2 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.7. | Изучение литературы и источников по теме раздела | Сам. работа | 2 | 15 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.8. | Консультации | 2 | 20 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6222 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2 Способен самостоятельно работать с источниками информации, непрерывно совершенствовать уровень профессиональной подготовки ОПК-2.1. Знает эвристическую модель поиска всех видов источников информации, необходимых для совершенствования уровня профессиональной подготовки. ОПК-2.2. Владеет методами поиска информации в архивах, библиотеках, информационных центрах и глобальных информационных сетях ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Как называется архивное учреждение, в котором хранится основной массив документации по истории Алтайского края? А. Государственный архив Алтайского края. В. Федеральное архивное агентство. С. Государственный архив Российской Федерации. Ответ: А. Вопрос 2. Первое упоминание об архивных документах, сформированных на Алтае, относится к: А. 1 июня 1918 г. В. 1 мая 1747 г. С. 14 ноября 1747 г. Ответ: С. Вопрос 3. Датой создания государственного архива Алтайского края принято считать: А. 13 декабря 1765 г. В. 14 ноября 1747 г. С. 1 июня 1918 г. Ответ: А. Вопрос 4. Самые ранние документы Государственного архива Алтайского края датируются: А. 1765 г. В. 1744 г. С. 1747 г. Ответ: В. Вопрос 5. Первый орган управления архивным делом, созданный в 1920 г. на территории нынешнего Алтайского края назывался: А. Архивное управление. В. Алтайское архивное бюро. С. Алтайское губернское управление архивным делом. Ответ: С. Вопрос 6. Фонды партийного архива вошли в состав фондов Государственного архива Алтайского края в: А. 1991 г. В. 1956 г. С. 1993 г. Ответ: А. Вопрос 7. База данных, в которой можно найти сведения о составе и содержании фондов государственного архива субъекта Российской Федерации, называется: А. Фондовый каталог. В. Архивный фонд. С. Архивы России. Ответ: В. Вопрос 8. Тексты законодательных документов по архивному делу периода Российской империи можно найти в: А. Полном собрании законов Российской Империи. В. Повести временных лет. С. Соборном уложении. Ответ: А. Вопрос 9. В конце XIX – начале ХХ вв. наиболее крупным архивом на Алтае являлся: А. Архив при управлении Алтайского горного округа. В. Архив Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства. С. Архив комиссии А.В. Беэра. Ответ: А. Вопрос 10. Согласно Генеральному регламенту 1720 г., решенные дела должны были передаваться из канцелярий в архив: А. В течение десяти лет после окончания в делопроизводстве. В. В течение трех лет после окончания в делопроизводстве. С. В любое время после окончания в делопроизводстве. Ответ: В. Вопрос 11. Центр хранения специальной документации в Алтайском крае был создан для централизованного учета, обеспечения сохранности, научного и практического использования: А. Партийной документации. В. Секретной документации. С. Документации по личному составу. Ответ: В. Вопрос 12. Реализация положений Декрета "О реорганизации и централизации архивного дела" в Алтайской губернии стала возможна: А. в 1920 г. В. в 1918 г. С. в 1923 г. Ответ: А. Вопрос 13. В составе фондов Государственного архива Алтайского края на сегодняшний день содержатся документы: А. Постсоветского периода. В. Советского и постсоветского периодов. С. Дореволюционного, советского и постсоветского периодов. Ответ: С. Вопрос 14. Официальный портал, предоставляющий информацию об архивах и архивном деле в Российской Федерации, называется: А. Былые годы. В. Архивы России. С. Отечественные архивы. Ответ: В. Вопрос 15. Центр хранения Архивного фонда Алтайского края на сегодняшний день – это: А. Государственный архив Алтайского края. В. Архивный отдел администрации г. Барнаула. С. Архивный отдел Министерства культуры Алтайского края. Ответ: А. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. В 1765 г. архив Колывано-Воскресенского горного начальства был помещен в _______________. Ответ: в дом покойного к тому времени генерал-майора А.В. Беэра. 2. В XIX–XX веках архивы формировались при _________________. Ответ: каждом ведомственном и государственном учреждении. 3. Назовите учреждения, при которых к XIX-началуXX вв. сформировались наиболее крупные архивы на Алтае. Ответ: Управление Алтайского округа, Управление землеустройства, Барнаульский городской суд, Барнаульская городская Дума. 4. Партийный архив Алтайского крайкома ВКП(б) был создан _________________. Ответ: 30 июня 1940 года. 5. В 1996 году уполномоченным органом управления в области архивного дела в Алтайском крае являлся ______________. Ответ: Комитет по делам архивов Администрации края. 6. 28 декабря 1994 года был принят Закон Алтайского края «Об __________________». Ответ: Архивном фонде Алтайского края и архивах. 7. К какому понятию относится данное определение: «Совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь его населения, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое или культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия населения Алтайского края и составной частью Архивного фонда Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению»? Ответ: Архивный фонд Алтайского края. 8. Где постоянно хранятся документы Архивного фонда Алтайского края, находящиеся в муниципальной собственности? Ответ: в муниципальных архивах, музеях и библиотеках. 9. Назовите два основных веб-ресурса, где можно найти подробную информацию об архивах и архивном деле в Алтайском крае. Ответ: официальный сайт Государственного архива Алтайского края и портал «Архивы Алтайского края». 10. Поиск фондов в базе данных «Архивный фонд» на сайте Государственного архива Алтайского края можно осуществлять по: ____________________. Ответ: по названию фонда, номеру фонда, заголовкам дел. 11. Какие типы документов/фондов можно искать по базе данных «Архивный фонд» на сайте Государственного архива Алтайского края? Ответ: управленческая документация; документы по личному составу; фонды личного происхождения; архивные коллекции. 12. Какое учреждение/структурное подразделение занимается установлением местонахождения архивной документации и информационным обеспечением граждан и организаций по данному вопросу? Ответ: Справочно-информационный центр федеральных государственных архивов. 13. Как называется учреждение, которое создается для формирования и хранения архивных фондов Президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий? Ответ: Центр исторического наследия президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий. 14. Сколько государственных архивов в Алтайском крае существует на сегодняшний день? Ответ: один. 15. федеральная государственная информационная система, представляющая сведения о составе Архивного фонда Российской Федерации и предназначенная для информационного обеспечения пользователей архивными документами, - это ____________________. Ответ: Центральный фондовый каталог. 16. До какого уровня описания можно найти информацию в базе данных «Архивный фонд» Государственного архива Алтайского края? Ответ: состав и содержание описей. 17. В феврале 1897 г. Министерством внутренних дел были утверждены «Правила хранения и уничтожения решенных дел». Согласно Правилам, оконченные делопроизводством дела делились на три разряда. Назовите их. Ответ: 1) подлежащие постоянному хранению; 2) подлежащие временному хранению; 3) назначенные к уничтожению. 18. Назовите основные характерные черты провинциальных архивов в XIX в. Ответ: множественность, дробность и узкая ведомственность. 19. Где располагался Государственный архив Алтайского края с 1938 г. до 1991 г.? Ответ: в здании бывшей Знаменской церкви. 20. Назовите опубликованный исторический источник, в котором приведены тексты всех нормативных документов по архивному делу периода Российской империи. Ответ: Полное собрание законов Российской Империи. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3 Способен использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических, научно-исследовательских работ ОПК-3.1. Осуществляет экспертизу и анализ научно-исследовательских отчетов, статей, монографий, проектов. ОПК-3.2. Создает критерии оценки при осуществлении экспертных, аналитических и научно-исследовательских работ. ОПК-3.3. Обладает навыками составления экспертно-аналитических заключений в области гуманитарных, социальных и экономических наук. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Известный историк, который в конце XIX века работал с материалами Горного архива: А. Семевский В.И. В. Соловьев С.М. С. Ключевский В.О. Ответ: А. Вопрос 2. Определением научного и практического значения дел в учреждениях, а также отбором дел, подлежащих уничтожению, занималась в 1920-е гг.: А. Проверочная комиссия. В. Разборочная комиссия. С. Ученая комиссия. Ответ: В. Вопрос 3. Сбором и систематизацией наиболее важных документов, имеющих историко-революционное и политическое значение, с 1924 г. на Алтае занималась: А. Специальная секция Алтайского губернского архивного бюро. В. Секретная секция Алтайского губернского архивного бюро. С. Политическая секция Алтайского губернского архивного бюро. Ответ: С. Вопрос 4. Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 декабря 1994 г. был введен в действие с 1 января 1995 г. закон Алтайского края: А. «Об Архивном фонде Алтайского края и архивах». В. «О бывших партийных архивах Алтайского края». С. «О рассекречивании архивных документов бывшего КГБ на территории Алтайского края». Ответ: А. Вопрос 5. Согласно Декрету «О реорганизации и централизации архивного дела» от 1 июня 1918 г., документы ликвидировавшихся ведомственных архивов должны были войти в состав: А. Росархива. В. Архивного Фонда РСФСР. С. Единого Государственного Архивного Фонда. Ответ: С. Вопрос 6. Каким Федеральным законом Российской Федерации установлены полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и внутригородских районов в сфере архивного дела? А. «Об архивном деле в Российской Федерации». В. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С. «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Ответ: В. Вопрос 7. Согласно действующему архивному законодательству, решение научно-методических вопросов, связанных с экспертизой ценности документов и включением их в состав Архивного фонда Российской Федерации, а также с определением в его составе особо ценных документов, в том числе уникальных документов, осуществляется: А. Федеральным архивным агентством. В. Экспертно-проверочными комиссиями каждого субъекта РФ. С. Центральной экспертно-проверочной комиссией уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства. Ответ: С. Вопрос 8. Особо ценный документ, не имеющий в Алтайском крае себе подобных по содержащейся в нем информации и (или) его внешним признакам, невосполнимый при утрате с точки зрения его значения и (или) автографичности, - это: А. Уникальный документ Архивного фонда Алтайского края. В. Документ Архивного фонда Алтайского края. С. Аудиовизуальный документ Алтайского края. Ответ: А. Вопрос 9. Кто определяет органы государственной власти Алтайского края, организации Алтайского края, органы местного самоуправления и муниципальные организации, документы которых подлежат включению в состав Архивного фонда Алтайского края, виды таких документов и утверждает примерные перечни документов, подлежащих передаче на государственное хранение? А. Уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в области архивного дела. В. Федеральное архивное агентство. С. Губернатор Алтайского края. Ответ: А. Вопрос 10. Страховой фонд особо ценных и уникальных документов Архивного фонда Алтайского края является: А. Федеральной собственностью. В. Государственной собственностью Алтайского края. С. Муниципальной собственностью г. Барнаула. Ответ: В. Вопрос 11. Заведующий Алтайским губернским управлением архивным делом (10.12.1921-10.05.1922), председатель Барнаульского окружного архивного бюро (09.02.1923-02.10.1924): А. Гуляев Н.С. В. Ляпустин А.А. С. Няшин Г.Д. Ответ: С. Вопрос 12. В какой период произошло изменение ведомственной подчиненности учреждений архивной отрасли Алтайского края, которое способствовало расширению практики использования документов и их большей открытости, более активно стала создаваться система научно-справочного аппарата, обновились принципы комплектования архивными документами, включая фонды личного происхождения и фотодокументы? А. В начале 1960-х гг. В. В конце 1980-х гг. С. В начале 1940-х гг. Ответ: А. Вопрос 13. В целях сохранения отложившихся в деятельности ликвидированных организаций и предприятий документов по личному составу и для обеспечения социальных прав граждан постановлением Администрации Алтайского края от 6 марта 1992 г. № 77 был создан: А. Центр хранения Архивного фонда Алтайского края. В. Межведомственный архив документов по личному составу. С. Государственный архив Алтайского края. Ответ: В. Вопрос 14. О каком ведомстве идет речь: «образовано в 1996 г., являлось структурным подразделением администрации края, центральным органом государственного регулирования развития архивного дела в крае, осуществлявшим комплектование, хранение, учет, научную разработку и использование документов Архивного фонда Алтайского края… было создано Главой администрации Алтайского края и подчинялось в своей деятельности, как Главе администрации края, так и Государственной архивной службе России»? А. Управление архивного дела администрации Алтайского края. В. Министерство культуры Алтайского края. С. Алтайский крайисполком. Ответ: А. Вопрос 15. Правопреемником Управления Алтайского края по культуре и Управления архивного дела Алтайского края в 2009 г. становится: А. Министерство культуры Алтайского края. В. Министерство культуры и архивного дела Алтайского края. С. Управление Алтайского края по культуре и архивному делу. Ответ: С. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Какие документы считаются самыми ранними документами в составе фондов Государственного архива Алтайского края? Их оригиналы были высланы в столицу в начале ХХ века для включения в составлявшуюся историю Кабинета Е.И.В. Ответ: Подлинный указ императрицы Елизаветы Петровны о принятии Колывано-Воскресенских заводов в ведомство Кабинета и инструкция обер-бергмейстеру Беэру, принимавшему означенные заводы. 2. В каких целях использовались документы Горного архива во второй половине XIX-начале ХХ вв.? Ответ: в служебных (справочных, производственных) и научных. 3. Кому принадлежит данное высказывание: «…архив Главного управления Алтайского округа едва ли не наиболее важный в научном отношении из всех сибирских архивов…»? Ответ: Семевский В.И. 4. Как называется информационно-методический бюллетень, содержание которого отражает законодательную и нормативно-правовую базу архивного дела, профессиональную деятельность архивов Алтайского края, участие в научно-исследовательской и просветительской работе и т.п.? Ответ: «Алтайский архивист». 5. Как называлось учреждение, созданное в мае 1992 г. в составе Государственной архивной службы Алтайского края для централизованного учета, обеспечения сохранности, научного и практического использования секретной документации? Ответ: Центр хранения специальной документации. 6. Обозначьте основные положительные черты нахождения архивных учреждений в ведении НКВД-МВД. Ответ: повышение статуса архивных учреждений и архивных работников; улучшение материальной базы некоторых архивных учреждений; более оперативная и четкая работа архивных учреждений. 7. Обозначьте основные отрицательные черты нахождения архивных учреждений в ведении НКВД-МВД. Ответ: тотальное засекречивание документов и фондов архивов; работа архивов на нужды НКВД-МВД; отсутствие научной составляющей в работе архивных учреждений. 8. На чем основывается изучение документов в процессе экспертизы ценности согласно действующему архивному законодательству? Ответ: на критериях ценности. 9. Чьи полномочия в сфере архивного дела, согласно действующему архивному законодательству, перечислены ниже? - проведение государственной политики в сфере архивного дела на территории субъекта Российской Федерации; - хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов: а) государственных архивов субъекта Российской Федерации, музеев, библиотек субъекта Российской Федерации; б) органов государственной власти и иных государственных органов субъекта Российской Федерации; в) государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений субъекта Российской Федерации; - решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, в собственность Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований. Ответ: полномочия Субъекта Российской Федерации. 10. Документ, который имеет непреходящую культурно-историческую и научную ценность, особую важность для Алтайского края и в отношении которого установлен особый режим учета, хранения и использования, - это _______________. Ответ: Особо ценный документ Архивного фонда Алтайского края. 11. О каком учреждении идет речь: «Основные виды деятельности: - обеспечение сохранности и учет документов Архивного фонда Алтайского края; - комплектование Архивного фонда Алтайского края; - информационное обеспечение граждан и юридических лиц на основе документов Архивного фонда Алтайского края и других архивных документов; - организация и проведение выставок документов, информационных мероприятий с использованием документов Архивного фонда Алтайского края; Ответ: Государственный архив Алтайского края. 12. О ком идет речь в описании: «В 1895 г. был назначен на должность архивариуса Главного архива Алтайского округа, в котором он прослужил до конца своих дней. Понимая историческую ценность архивных документов, заботился о сохранности фондов, лично вникая в детали архивного дела. Проводил экспертизу ценности старинных документов, проверку наличия, составлял описи. Одним из результатов его деятельности на посту архивариуса стала работа «Архив Главного управления Алтайского округа: исторический очерк его прошлого и настоящего» (1916). Кроме этого, собрал разнообразный материал по истории региона: о переселенческом движении, истории Колыванской шлифовальной фабрики, об инородцах Горного Алтая и т.д. Был одним из членов-учредителей Общества любителей исследований Алтая, являлся его активным деятелем. Он проводил археологические раскопки на территории края, в результате которых были обследованы уникальные исторические памятники, найдены фрагменты керамики, костяные и металлические изделия. Все находки передал на хранение в краеведческие музеи Сибири. Вошел в историю Алтая как крупный краевед, архивист, историк, развивающий музейное дело, сохраняющий культурное и историческое наследие края»? Ответ: Гуляев Н.С. 13. Какие архивы вошли в состав образованного в 1941 г. Государственного архива Алтайского края? Ответ: Алтайский краевой исторический архив, Алтайский краевой архив Октябрьской революции и секретный архив. 14. Для поиска информации на уровне заголовков дел могут быть использованы базы данных, размещенные в разделе сайта «Каталог баз данных». БД «_________________» включает электронные образы описей на бумажной основе, и заголовки дел, хранящихся в Государственном архиве Алтайского края. Возможен автоматизированный поиск информации по базовым словам заголовка дела. Ответ: Архивный фонд. 15. 1920-е годы были самыми плодотворными в научном и творческом плане для __________________ как архивиста и краеведа. Одной из самых значимых его работ стал перечень выявленных к тому времени архивных документов и публикаций об И.И. Ползунове, для Сибирской советской энциклопедии он написал статьи о Ф.В. Геблере, К.Д. Фролове, В.К. Штильке, П.И. Шангине, А.Н. Демидове и др. Ответ: Няшина Г.Д. 16. Документы Архивного фонда Алтайского края независимо от места хранения, вида носителя, техники и способа закрепления информации подлежат ________________ учету в порядке, установленном специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Ответ: государственному. 17. _____________ документы Архивного фонда Алтайского края, находящиеся на хранении в архивных органах и учреждениях, в краевых государственных и муниципальных музеях и библиотеках, в частной собственности, подлежат учету в Реестре уникальных документов Архивного фонда Алтайского края, ведение которого осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в области архивного дела. Ответ: уникальные. 18. В 1774 г. архив Канцелярии _________________ начальства был помещен в каменное двухэтажное здание, где документы хранились вместе с заводской библиотекой и казной. Ответ: Колывано-Воскресенского горного. 19. В июне 1800 г. сенатским указом «О сдаче решенных дел по прошествии трех лет в архив» была в очередной раз обозначена обязанность ____________ сдачи решенных дел в архив под угрозой строгого обязательного взыскания по закону. Ответ: своевременной. 20. Большую ценность среди документов Архивного фонда Алтайского края на сегодняшний день имеют __________ материалы, фонд которых считается уникальным в Сибири. Данный комплекс документов формировался одним из первых еще с последней четверти XVIII века, когда была образована Чертежная. На хранение откладывались географические и топографические карты Западной и Восточной Сибири; атласы, альбомы; карты и планы рудных месторождений, шахт, приисков, путей сообщений, заводов; земельные карты переселенческих участков, лесничеств; планы городов и поселков и т.п. Ответ: картографические. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в виде письменного опроса. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 10. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. К какому понятию относится данное определение: «Совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь его населения, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое или культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия населения Алтайского края и составной частью Архивного фонда Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению»? Ответ: Архивный фонд Алтайского края. 2. Где постоянно хранятся документы Архивного фонда Алтайского края, находящиеся в муниципальной собственности? Ответ: в муниципальных архивах, музеях и библиотеках. 3. Назовите два основных веб-ресурса, где можно найти подробную информацию об архивах и архивном деле в Алтайском крае. Ответ: официальный сайт Государственного архива Алтайского края и портал «Архивы Алтайского края». 4. Поиск фондов в базе данных «Архивный фонд» на сайте Государственного архива Алтайского края можно осуществлять по: ____________________. Ответ: по названию фонда, номеру фонда, заголовкам дел. 5. Какие типы документов/фондов можно искать по базе данных «Архивный фонд» на сайте Государственного архива Алтайского края? Ответ: управленческая документация; документы по личному составу; фонды личного происхождения; архивные коллекции. 6. Кому принадлежит данное высказывание: «…архив Главного управления Алтайского округа едва ли не наиболее важный в научном отношении из всех сибирских архивов…»? Ответ: Семевский В.И. 7. Как называется информационно-методический бюллетень, содержание которого отражает законодательную и нормативно-правовую базу архивного дела, профессиональную деятельность архивов Алтайского края, участие в научно-исследовательской и просветительской работе и т.п.? Ответ: «Алтайский архивист». 8. Как называлось учреждение, созданное в мае 1992 г. в составе Государственной архивной службы Алтайского края для централизованного учета, обеспечения сохранности, научного и практического использования секретной документации? Ответ: Центр хранения специальной документации. 9. Обозначьте основные положительные черты нахождения архивных учреждений в ведении НКВД-МВД. Ответ: повышение статуса архивных учреждений и архивных работников; улучшение материальной базы некоторых архивных учреждений; более оперативная и четкая работа архивных учреждений. 10. Обозначьте основные отрицательные черты нахождения архивных учреждений в ведении НКВД-МВД. Ответ: тотальное засекречивание документов и фондов архивов; работа архивов на нужды НКВД-МВД; отсутствие научной составляющей в работе архивных учреждений. |
Приложения |
Приложение 1.
![]() |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. Н. Владимиров, А. С. Щетинина | История архивоведения и архивоведческой мысли [Электронный ресурс]: учеб. пособие | , 2019 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Шульгина М. В. | Архивоведение: | ИД САФУ, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Щетинина А.С. | Источники по российской истории в государственных, муниципальных и ведомственных архивах Российской Федерации: | , 2016 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Официальный сайт Краевого государственного казенного учреждения «Государственный архив Алтайского края» | www.archiv.ab.ru | ||
Э2 | Курс в Moodle ''История архивного дела на Алтае '' | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение основных этапов в развитии архивного дела на Алтае. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом. С лекциями обучающиеся знакомятся на аудиторном занятии. В ходе лекции рекомендуется составлять конспект. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил: * внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия; * найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе; * продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов; * продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы. При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей. Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий. Практическая и/или самостоятельная работа обучающихся осуществляется с использованием ЭУМКД. Задания, представленные в ЭУМКД, выполняются обучающимися самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем на аудиторном занятии и/или в качестве задания на дом. Функциональное предназначение самостоятельной работы студента по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы определяется преподавателем. Если студент не посещает аудиторные занятия, то для допуска к зачету необходимо вы-полнить ВСЕ практические задания и задания для самостоятельной работы. При подготовке к занятиям следует внимательно ознакомиться с их описанием и требованиями к ответу, а также с критериями оценивания, представленными в каждом задании. При устных ответах запрещается читать с экранов мобильных телефонов, планшетов и т.п. Устные и письменные ответы на теоретические вопросы заданий должны содержать самостоятельные суждения, анализ и выводы. |