МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История архивного дела на Алтае

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационные системы и архивы в региональной системе управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_04_02_Документоведение и архивоведение_ДСиА-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 65
индивидуальные консультации 76
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 65 65 65 65
Консультации 76 76 76 76
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Щетинина А.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
История архивного дела на Алтае

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1345)

составлена на основании учебного плана:
46.04.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины заключается в получении знаний о становлении и развитии архивного дела на Алтае в контексте общероссийской истории архивного дела.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен самостоятельно работать с источниками информации, непрерывно совершенствовать уровень профессиональной подготовки;
ОПК-2.1 Знает эвристическую модель поиска всех видов источников информации, необходимых для совершенствования уровня профессиональной подготовки
ОПК-2.2 Владеет методами поиска информации в архивах, библиотеках, информационных центрах и глобальных информационных сетях
ОПК-3Способен использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических, научно-исследовательских работ;
ОПК-3.1 Осуществляет экспертизу и анализ научноисследовательских отчетов, статей, монографий, проектов
ОПК-3.2 Создает критерии оценки при осуществлении экспертных, аналитических и научно-исследовательских работ
ОПК-3.3 Обладает навыками составления экспертно-аналитических заключений в области гуманитарных, социальных и экономических наук
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные события, ключевые моменты в истории архивнорго дела на Алтае;
вклад историков, архивистов, краеведов в развитие и формирование архивного фонда;
нормативно-методические основы архивного дела на Алтае в историческом развитии.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в научно-исследовательской деятельности и практической работе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.знаниями об особенностях архивного дела на Алтае в разные исторические периоды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Становление и развитие архивного дела на Алтае в середине XVIII-начале XX вв.
1.1. Организация хранения документов в архиве Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Комплектование и условия хранения документов в архиве Главного управления Алтайского округа во второй половине XIX-начале ХХ вв. Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Нормативные основы регулирования архивной деятельности на Алтае во второй половине XVIII-XIX вв. Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Основные направления и цели использования архивных документов Алтайского горного округа Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Изучение литературы и источников по теме раздела Сам. работа 2 20 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Консультации 2 15 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. 2. Архивы и архивное дело на Алтае в 1918-1938 гг.
2.1. Становление архивного дела как отрасли государственной деятельности в 1918-1938 гг. Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Комплектование Алтайского губернского архива в 1920-1930-е гг. Практические 2 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Хранение и использование архивных документов в 1920-1930-е гг. Практические 2 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Изучение литературы и источников по теме раздела Сам. работа 2 15 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Консультации 2 21 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. 3.Архивное дело в Алтайском крае (1939-1991 гг.)
3.1. Развитие архивного дела на Алтае в условиях системы НКВД-МВД (1939-1961 гг.) Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Особенности использования архивных документов в годы ВОВ Практические 2 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Изменения в архивном деле в 1961-1980-х гг. Практические 2 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Основные направления работы архивных учреждений Алтайского края в 1960-1980-е гг. Практические 2 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Нормативно-методические основы деятельности архивных учреждений Алтайского края в 1961-1991 гг. Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Изучение литературы и источников по теме раздела Сам. работа 2 15 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.7. Консультации 2 20 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. 4. Архивное дело в Алтайском крае в 1990-х-2000-х гг.
4.1. Изменения в архивном деле Алтайского края в условиях новой государственности Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Нормативно-методические основы архивного дела в Алтайском крае Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Состояние и развитие Государственного архива Алтайского края (ЦХАФ АК) в 1990-е-начало 2000-х гг. Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Состав Архивного фонда Алтайского края в 1990-е-начало 2000-х гг. Практические 2 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Комплектование Архивного фонда Алтайского края на современном этапе Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.6. Основные направления и проблемы использования документов Государственного архива Алтайского края на современном этапе Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.7. Изучение литературы и источников по теме раздела Сам. работа 2 15 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.8. Консультации 2 20 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6222

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2
Способен самостоятельно работать с источниками информации, непрерывно совершенствовать уровень профессиональной подготовки
ОПК-2.1. Знает эвристическую модель поиска всех видов источников информации, необходимых для совершенствования уровня профессиональной подготовки.
ОПК-2.2. Владеет методами поиска информации в архивах, библиотеках, информационных центрах и глобальных информационных сетях

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Как называется архивное учреждение, в котором хранится основной массив документации по истории Алтайского края?
А. Государственный архив Алтайского края.
В. Федеральное архивное агентство.
С. Государственный архив Российской Федерации.
Ответ: А.

Вопрос 2. Первое упоминание об архивных документах, сформированных на Алтае, относится к:
А. 1 июня 1918 г.
В. 1 мая 1747 г.
С. 14 ноября 1747 г.
Ответ: С.

Вопрос 3. Датой создания государственного архива Алтайского края принято считать:
А. 13 декабря 1765 г.
В. 14 ноября 1747 г.
С. 1 июня 1918 г.
Ответ: А.

Вопрос 4. Самые ранние документы Государственного архива Алтайского края датируются:
А. 1765 г.
В. 1744 г.
С. 1747 г.
Ответ: В.

Вопрос 5. Первый орган управления архивным делом, созданный в 1920 г. на территории нынешнего Алтайского края назывался:
А. Архивное управление.
В. Алтайское архивное бюро.
С. Алтайское губернское управление архивным делом.
Ответ: С.

Вопрос 6. Фонды партийного архива вошли в состав фондов Государственного архива Алтайского края в:
А. 1991 г.
В. 1956 г.
С. 1993 г.
Ответ: А.

Вопрос 7. База данных, в которой можно найти сведения о составе и содержании фондов государственного архива субъекта Российской Федерации, называется:
А. Фондовый каталог.
В. Архивный фонд.
С. Архивы России.
Ответ: В.

Вопрос 8. Тексты законодательных документов по архивному делу периода Российской империи можно найти в:
А. Полном собрании законов Российской Империи.
В. Повести временных лет.
С. Соборном уложении.
Ответ: А.

Вопрос 9. В конце XIX – начале ХХ вв. наиболее крупным архивом на Алтае являлся:
А. Архив при управлении Алтайского горного округа.
В. Архив Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства.
С. Архив комиссии А.В. Беэра.
Ответ: А.

Вопрос 10. Согласно Генеральному регламенту 1720 г., решенные дела должны были передаваться из канцелярий в архив:
А. В течение десяти лет после окончания в делопроизводстве.
В. В течение трех лет после окончания в делопроизводстве.
С. В любое время после окончания в делопроизводстве.
Ответ: В.

Вопрос 11. Центр хранения специальной документации в Алтайском крае был создан для централизованного учета, обеспечения сохранности, научного и практического использования:
А. Партийной документации.
В. Секретной документации.
С. Документации по личному составу.
Ответ: В.

Вопрос 12. Реализация положений Декрета "О реорганизации и централизации архивного дела" в Алтайской губернии стала возможна:
А. в 1920 г.
В. в 1918 г.
С. в 1923 г.
Ответ: А.

Вопрос 13. В составе фондов Государственного архива Алтайского края на сегодняшний день содержатся документы:
А. Постсоветского периода.
В. Советского и постсоветского периодов.
С. Дореволюционного, советского и постсоветского периодов.
Ответ: С.

Вопрос 14. Официальный портал, предоставляющий информацию об архивах и архивном деле в Российской Федерации, называется:
А. Былые годы.
В. Архивы России.
С. Отечественные архивы.
Ответ: В.

Вопрос 15. Центр хранения Архивного фонда Алтайского края на сегодняшний день – это:
А. Государственный архив Алтайского края.
В. Архивный отдел администрации г. Барнаула.
С. Архивный отдел Министерства культуры Алтайского края.
Ответ: А.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В 1765 г. архив Колывано-Воскресенского горного начальства был помещен в _______________.
Ответ: в дом покойного к тому времени генерал-майора А.В. Беэра.
2. В XIX–XX веках архивы формировались при _________________.
Ответ: каждом ведомственном и государственном учреждении.
3. Назовите учреждения, при которых к XIX-началуXX вв. сформировались наиболее крупные архивы на Алтае.
Ответ: Управление Алтайского округа, Управление землеустройства, Барнаульский городской суд, Барнаульская городская Дума.
4. Партийный архив Алтайского крайкома ВКП(б) был создан _________________.
Ответ: 30 июня 1940 года.
5. В 1996 году уполномоченным органом управления в области архивного дела в Алтайском крае являлся ______________.
Ответ: Комитет по делам архивов Администрации края.
6. 28 декабря 1994 года был принят Закон Алтайского края «Об __________________».
Ответ: Архивном фонде Алтайского края и архивах.
7. К какому понятию относится данное определение: «Совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь его населения, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое или культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия населения Алтайского края и составной частью Архивного фонда Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению»?
Ответ: Архивный фонд Алтайского края.
8. Где постоянно хранятся документы Архивного фонда Алтайского края, находящиеся в муниципальной собственности?
Ответ: в муниципальных архивах, музеях и библиотеках.
9. Назовите два основных веб-ресурса, где можно найти подробную информацию об архивах и архивном деле в Алтайском крае.
Ответ: официальный сайт Государственного архива Алтайского края и портал «Архивы Алтайского края».
10. Поиск фондов в базе данных «Архивный фонд» на сайте Государственного архива Алтайского края можно осуществлять по: ____________________.
Ответ: по названию фонда, номеру фонда, заголовкам дел.
11. Какие типы документов/фондов можно искать по базе данных «Архивный фонд» на сайте Государственного архива Алтайского края?
Ответ: управленческая документация; документы по личному составу; фонды личного происхождения; архивные коллекции.
12. Какое учреждение/структурное подразделение занимается установлением местонахождения архивной документации и информационным обеспечением граждан и организаций по данному вопросу?
Ответ: Справочно-информационный центр федеральных государственных архивов.
13. Как называется учреждение, которое создается для формирования и хранения архивных фондов Президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий?
Ответ: Центр исторического наследия президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий.
14. Сколько государственных архивов в Алтайском крае существует на сегодняшний день?
Ответ: один.
15. федеральная государственная информационная система, представляющая сведения о составе Архивного фонда Российской Федерации и предназначенная для информационного обеспечения пользователей архивными документами, - это ____________________.
Ответ: Центральный фондовый каталог.
16. До какого уровня описания можно найти информацию в базе данных «Архивный фонд» Государственного архива Алтайского края?
Ответ: состав и содержание описей.
17. В феврале 1897 г. Министерством внутренних дел были утверждены «Правила хранения и уничтожения решенных дел». Согласно Правилам, оконченные делопроизводством дела делились на три разряда. Назовите их.
Ответ: 1) подлежащие постоянному хранению; 2) подлежащие временному хранению; 3) назначенные к уничтожению.
18. Назовите основные характерные черты провинциальных архивов в XIX в.
Ответ: множественность, дробность и узкая ведомственность.
19. Где располагался Государственный архив Алтайского края с 1938 г. до 1991 г.?
Ответ: в здании бывшей Знаменской церкви.
20. Назовите опубликованный исторический источник, в котором приведены тексты всех нормативных документов по архивному делу периода Российской империи.
Ответ: Полное собрание законов Российской Империи.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3
Способен использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических,
научно-исследовательских работ
ОПК-3.1. Осуществляет экспертизу и анализ научно-исследовательских отчетов, статей, монографий, проектов.
ОПК-3.2. Создает критерии оценки при осуществлении экспертных, аналитических и научно-исследовательских работ.
ОПК-3.3. Обладает навыками составления экспертно-аналитических заключений в области гуманитарных, социальных и экономических наук.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Известный историк, который в конце XIX века работал с материалами Горного архива:
А. Семевский В.И.
В. Соловьев С.М.
С. Ключевский В.О.
Ответ: А.

Вопрос 2. Определением научного и практического значения дел в учреждениях, а также отбором дел, подлежащих уничтожению, занималась в 1920-е гг.:
А. Проверочная комиссия.
В. Разборочная комиссия.
С. Ученая комиссия.
Ответ: В.

Вопрос 3. Сбором и систематизацией наиболее важных документов, имеющих историко-революционное и политическое значение, с 1924 г. на Алтае занималась:
А. Специальная секция Алтайского губернского архивного бюро.
В. Секретная секция Алтайского губернского архивного бюро.
С. Политическая секция Алтайского губернского архивного бюро.
Ответ: С.

Вопрос 4. Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 декабря 1994 г. был введен в действие с 1 января 1995 г. закон Алтайского края:
А. «Об Архивном фонде Алтайского края и архивах».
В. «О бывших партийных архивах Алтайского края».
С. «О рассекречивании архивных документов бывшего КГБ на территории Алтайского края».
Ответ: А.

Вопрос 5. Согласно Декрету «О реорганизации и централизации архивного дела» от 1 июня 1918 г., документы ликвидировавшихся ведомственных архивов должны были войти в состав:
А. Росархива.
В. Архивного Фонда РСФСР.
С. Единого Государственного Архивного Фонда.
Ответ: С.

Вопрос 6. Каким Федеральным законом Российской Федерации установлены полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и внутригородских районов в сфере архивного дела?
А. «Об архивном деле в Российской Федерации».
В. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
С. «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Ответ: В.

Вопрос 7. Согласно действующему архивному законодательству, решение научно-методических вопросов, связанных с экспертизой ценности документов и включением их в состав Архивного фонда Российской Федерации, а также с определением в его составе особо ценных документов, в том числе уникальных документов, осуществляется:
А. Федеральным архивным агентством.
В. Экспертно-проверочными комиссиями каждого субъекта РФ.
С. Центральной экспертно-проверочной комиссией уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства.
Ответ: С.

Вопрос 8. Особо ценный документ, не имеющий в Алтайском крае себе подобных по содержащейся в нем информации и (или) его внешним признакам, невосполнимый при утрате с точки зрения его значения и (или) автографичности, - это:
А. Уникальный документ Архивного фонда Алтайского края.
В. Документ Архивного фонда Алтайского края.
С. Аудиовизуальный документ Алтайского края.
Ответ: А.

Вопрос 9. Кто определяет органы государственной власти Алтайского края, организации Алтайского края, органы местного самоуправления и муниципальные организации, документы которых подлежат включению в состав Архивного фонда Алтайского края, виды таких документов и утверждает примерные перечни документов, подлежащих передаче на государственное хранение?
А. Уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в области архивного дела.
В. Федеральное архивное агентство.
С. Губернатор Алтайского края.
Ответ: А.

Вопрос 10. Страховой фонд особо ценных и уникальных документов Архивного фонда Алтайского края является:
А. Федеральной собственностью.
В. Государственной собственностью Алтайского края.
С. Муниципальной собственностью г. Барнаула.
Ответ: В.

Вопрос 11. Заведующий Алтайским губернским управлением архивным делом (10.12.1921-10.05.1922), председатель Барнаульского окружного архивного бюро (09.02.1923-02.10.1924):
А. Гуляев Н.С.
В. Ляпустин А.А.
С. Няшин Г.Д.
Ответ: С.

Вопрос 12. В какой период произошло изменение ведомственной подчиненности учреждений архивной отрасли Алтайского края, которое способствовало расширению практики использования документов и их большей открытости, более активно стала создаваться система научно-справочного аппарата, обновились принципы комплектования архивными документами, включая фонды личного происхождения и фотодокументы?
А. В начале 1960-х гг.
В. В конце 1980-х гг.
С. В начале 1940-х гг.
Ответ: А.

Вопрос 13. В целях сохранения отложившихся в деятельности ликвидированных организаций и предприятий документов по личному составу и для обеспечения социальных прав граждан постановлением Администрации Алтайского края от 6 марта 1992 г. № 77 был создан:
А. Центр хранения Архивного фонда Алтайского края.
В. Межведомственный архив документов по личному составу.
С. Государственный архив Алтайского края.
Ответ: В.

Вопрос 14. О каком ведомстве идет речь: «образовано в 1996 г., являлось структурным подразделением администрации края, центральным органом государственного регулирования развития архивного дела в крае, осуществлявшим комплектование, хранение, учет, научную разработку и использование документов Архивного фонда Алтайского края… было создано Главой администрации Алтайского края и подчинялось в своей деятельности, как Главе администрации края, так и Государственной архивной службе России»?
А. Управление архивного дела администрации Алтайского края.
В. Министерство культуры Алтайского края.
С. Алтайский крайисполком.
Ответ: А.

Вопрос 15. Правопреемником Управления Алтайского края по культуре и Управления архивного дела Алтайского края в 2009 г. становится:
А. Министерство культуры Алтайского края.
В. Министерство культуры и архивного дела Алтайского края.
С. Управление Алтайского края по культуре и архивному делу.
Ответ: С.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какие документы считаются самыми ранними документами в составе фондов Государственного архива Алтайского края? Их оригиналы были высланы в столицу в начале ХХ века для включения в составлявшуюся историю Кабинета Е.И.В.
Ответ: Подлинный указ императрицы Елизаветы Петровны о принятии Колывано-Воскресенских заводов в ведомство Кабинета и инструкция обер-бергмейстеру Беэру, принимавшему означенные заводы.
2. В каких целях использовались документы Горного архива во второй половине XIX-начале ХХ вв.?
Ответ: в служебных (справочных, производственных) и научных.
3. Кому принадлежит данное высказывание: «…архив Главного управления Алтайского округа едва ли не наиболее важный в научном отношении из всех сибирских архивов…»?
Ответ: Семевский В.И.
4. Как называется информационно-методический бюллетень, содержание которого отражает законодательную и нормативно-правовую базу архивного дела, профессиональную деятельность архивов Алтайского края, участие в научно-исследовательской и просветительской работе и т.п.?
Ответ: «Алтайский архивист».
5. Как называлось учреждение, созданное в мае 1992 г. в составе Государственной архивной службы Алтайского края для централизованного учета, обеспечения сохранности, научного и практического использования секретной документации?
Ответ: Центр хранения специальной документации.
6. Обозначьте основные положительные черты нахождения архивных учреждений в ведении НКВД-МВД.
Ответ: повышение статуса архивных учреждений и архивных работников; улучшение материальной базы некоторых архивных учреждений; более оперативная и четкая работа архивных учреждений.
7. Обозначьте основные отрицательные черты нахождения архивных учреждений в ведении НКВД-МВД.
Ответ: тотальное засекречивание документов и фондов архивов; работа архивов на нужды НКВД-МВД; отсутствие научной составляющей в работе архивных учреждений.
8. На чем основывается изучение документов в процессе экспертизы ценности согласно действующему архивному законодательству?
Ответ: на критериях ценности.
9. Чьи полномочия в сфере архивного дела, согласно действующему архивному законодательству, перечислены ниже?
- проведение государственной политики в сфере архивного дела на территории субъекта Российской Федерации;
- хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:
а) государственных архивов субъекта Российской Федерации, музеев, библиотек субъекта Российской Федерации;
б) органов государственной власти и иных государственных органов субъекта Российской Федерации;
в) государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений субъекта Российской Федерации;
- решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, в собственность Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований.
Ответ: полномочия Субъекта Российской Федерации.
10. Документ, который имеет непреходящую культурно-историческую и научную ценность, особую важность для Алтайского края и в отношении которого установлен особый режим учета, хранения и использования, - это _______________.
Ответ: Особо ценный документ Архивного фонда Алтайского края.
11. О каком учреждении идет речь: «Основные виды деятельности:
- обеспечение сохранности и учет документов Архивного фонда Алтайского края;
- комплектование Архивного фонда Алтайского края;
- информационное обеспечение граждан и юридических лиц на основе документов Архивного фонда Алтайского края и других архивных документов;
- организация и проведение выставок документов, информационных мероприятий с использованием документов Архивного фонда Алтайского края;
Ответ: Государственный архив Алтайского края.
12. О ком идет речь в описании: «В 1895 г. был назначен на должность архивариуса Главного архива Алтайского округа, в котором он прослужил до конца своих дней. Понимая историческую ценность архивных документов, заботился о сохранности фондов, лично вникая в детали архивного дела. Проводил экспертизу ценности старинных документов, проверку наличия, составлял описи. Одним из результатов его деятельности на посту архивариуса стала работа «Архив Главного управления Алтайского округа: исторический очерк его прошлого и настоящего» (1916). Кроме этого, собрал разнообразный материал по истории региона: о переселенческом движении, истории Колыванской шлифовальной фабрики, об инородцах Горного Алтая и т.д. Был одним из членов-учредителей Общества любителей исследований Алтая, являлся его активным деятелем. Он проводил археологические раскопки на территории края, в результате которых были обследованы уникальные исторические памятники, найдены фрагменты керамики, костяные и металлические изделия. Все находки передал на хранение в краеведческие музеи Сибири. Вошел в историю Алтая как крупный краевед, архивист, историк, развивающий музейное дело, сохраняющий культурное и историческое наследие края»?
Ответ: Гуляев Н.С.
13. Какие архивы вошли в состав образованного в 1941 г. Государственного архива Алтайского края?
Ответ: Алтайский краевой исторический архив, Алтайский краевой архив Октябрьской революции и секретный архив.
14. Для поиска информации на уровне заголовков дел могут быть использованы базы данных, размещенные в разделе сайта «Каталог баз данных». БД «_________________» включает электронные образы описей на бумажной основе, и заголовки дел, хранящихся в Государственном архиве Алтайского края. Возможен автоматизированный поиск информации по базовым словам заголовка дела.
Ответ: Архивный фонд.
15. 1920-е годы были самыми плодотворными в научном и творческом плане для __________________ как архивиста и краеведа. Одной из самых значимых его работ стал перечень выявленных к тому времени архивных документов и публикаций об И.И. Ползунове, для Сибирской советской энциклопедии он написал статьи о Ф.В. Геблере, К.Д. Фролове, В.К. Штильке, П.И. Шангине, А.Н. Демидове и др.
Ответ: Няшина Г.Д.
16. Документы Архивного фонда Алтайского края независимо от места хранения, вида носителя, техники и способа закрепления информации подлежат ________________ учету в порядке, установленном специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Ответ: государственному.
17. _____________ документы Архивного фонда Алтайского края, находящиеся на хранении в архивных органах и учреждениях, в краевых государственных и муниципальных музеях и библиотеках, в частной собственности, подлежат учету в Реестре уникальных документов Архивного фонда Алтайского края, ведение которого осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в области архивного дела.
Ответ: уникальные.
18. В 1774 г. архив Канцелярии _________________ начальства был помещен в каменное двухэтажное здание, где документы хранились вместе с заводской библиотекой и казной.
Ответ: Колывано-Воскресенского горного.
19. В июне 1800 г. сенатским указом «О сдаче решенных дел по прошествии трех лет в архив» была в очередной раз обозначена обязанность ____________ сдачи решенных дел в архив под угрозой строгого обязательного взыскания по закону.
Ответ: своевременной.
20. Большую ценность среди документов Архивного фонда Алтайского края на сегодняшний день имеют __________ материалы, фонд которых считается уникальным в Сибири. Данный комплекс документов формировался одним из первых еще с последней четверти XVIII века, когда была образована Чертежная. На хранение откладывались географические и топографические карты Западной и Восточной Сибири; атласы, альбомы; карты и планы рудных месторождений, шахт, приисков, путей сообщений, заводов; земельные карты переселенческих участков, лесничеств; планы городов и поселков и т.п.
Ответ: картографические.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в виде письменного опроса. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 10.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. К какому понятию относится данное определение: «Совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь его населения, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое или культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия населения Алтайского края и составной частью Архивного фонда Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению»?
Ответ: Архивный фонд Алтайского края.
2. Где постоянно хранятся документы Архивного фонда Алтайского края, находящиеся в муниципальной собственности?
Ответ: в муниципальных архивах, музеях и библиотеках.
3. Назовите два основных веб-ресурса, где можно найти подробную информацию об архивах и архивном деле в Алтайском крае.
Ответ: официальный сайт Государственного архива Алтайского края и портал «Архивы Алтайского края».
4. Поиск фондов в базе данных «Архивный фонд» на сайте Государственного архива Алтайского края можно осуществлять по: ____________________.
Ответ: по названию фонда, номеру фонда, заголовкам дел.
5. Какие типы документов/фондов можно искать по базе данных «Архивный фонд» на сайте Государственного архива Алтайского края?
Ответ: управленческая документация; документы по личному составу; фонды личного происхождения; архивные коллекции.
6. Кому принадлежит данное высказывание: «…архив Главного управления Алтайского округа едва ли не наиболее важный в научном отношении из всех сибирских архивов…»?
Ответ: Семевский В.И.
7. Как называется информационно-методический бюллетень, содержание которого отражает законодательную и нормативно-правовую базу архивного дела, профессиональную деятельность архивов Алтайского края, участие в научно-исследовательской и просветительской работе и т.п.?
Ответ: «Алтайский архивист».
8. Как называлось учреждение, созданное в мае 1992 г. в составе Государственной архивной службы Алтайского края для централизованного учета, обеспечения сохранности, научного и практического использования секретной документации?
Ответ: Центр хранения специальной документации.
9. Обозначьте основные положительные черты нахождения архивных учреждений в ведении НКВД-МВД.
Ответ: повышение статуса архивных учреждений и архивных работников; улучшение материальной базы некоторых архивных учреждений; более оперативная и четкая работа архивных учреждений.
10. Обозначьте основные отрицательные черты нахождения архивных учреждений в ведении НКВД-МВД.
Ответ: тотальное засекречивание документов и фондов архивов; работа архивов на нужды НКВД-МВД; отсутствие научной составляющей в работе архивных учреждений.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Н. Владимиров, А. С. Щетинина История архивоведения и архивоведческой мысли [Электронный ресурс]: учеб. пособие , 2019 elibrary.asu.ru
Л1.2 Шульгина М. В. Архивоведение: ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щетинина А.С. Источники по российской истории в государственных, муниципальных и ведомственных архивах Российской Федерации: , 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Краевого государственного казенного учреждения «Государственный архив Алтайского края» www.archiv.ab.ru
Э2 Курс в Moodle ''История архивного дела на Алтае '' portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение основных этапов в развитии архивного дела на Алтае. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом.
С лекциями обучающиеся знакомятся на аудиторном занятии. В ходе лекции рекомендуется составлять конспект. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
* внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия;
* найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
* продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
* продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей.
Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
Практическая и/или самостоятельная работа обучающихся осуществляется с использованием ЭУМКД.
Задания, представленные в ЭУМКД, выполняются обучающимися самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем на аудиторном занятии и/или в качестве задания на дом. Функциональное предназначение самостоятельной работы студента по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы определяется преподавателем. Если студент не посещает аудиторные занятия, то для допуска к зачету необходимо вы-полнить ВСЕ практические задания и задания для самостоятельной работы.
При подготовке к занятиям следует внимательно ознакомиться с их описанием и требованиями к ответу, а также с критериями оценивания, представленными в каждом задании. При устных ответах запрещается читать с экранов мобильных телефонов, планшетов и т.п. Устные и письменные ответы на теоретические вопросы заданий должны содержать самостоятельные суждения, анализ и выводы.