МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Архивные сетевые ресурсы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационные системы и архивы в региональной системе управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_04_02_Документоведение и архивоведение_ДСиА-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 56
индивидуальные консультации 56
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 56 56 56 56
Консультации 56 56 56 56
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н, Доцент, Брюханова Е.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Архивные сетевые ресурсы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1345)

составлена на основании учебного плана:
46.04.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является получение знаний об архивных информационных ресурсах как части историко-культурного наследия России и зарубежных стран

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен использовать специальные профессиональные знания в области информационных технологий, применяемых в профессиональной деятельности;
ОПК-4.1 Знает основные информационные технологии в профессиональной деятельности
ОПК-4.2 Умеет осуществлять анализ всех видов данных с использованием современных цифровых технологий
ОПК-4.3 Владеет прикладными компьютерными программами,применяемые в профессиональной деятельности
ОПК-6Способен применять современные методические подходы и образовательные стратегии в сфере реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ.
ОПК-6.1 Знает современные тенденции развития высшего дополнительного образования
ОПК-6.2 Использует современные методические подходы и образовательные стратегии в сфере реализации образовательных программ высшего образования и дополнительны профессиональных программ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- современные информационные технологии в области историко-культурного наследия
- информационные ресурсы архивов, музеев и библиотек России и зарубежных стран
3.2.Уметь:
3.2.1.- осуществлять поиск и критический анализ информационных ресурсов в профессиональной сфере
- использовать профильные информационные онлайн ресурсы в научной и образовательной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками работы с архивными информационно-поисковыми системами в сети интернет
- навыками анализа оцифрованного историко-культурного наследия, представленного онлайн

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационные ресурсы в области историко-культурного наследия
1.1. Понятие и виды информационных ресурсов Лекции 3 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.2. Понятие и виды информационных ресурсов Практические 3 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.3. Информационные ресурсы историко-культурных центров Лекции 3 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.4. Информационные ресурсы историко-культурных центров Практические 3 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1
Раздел 2. . Информационные ресурсы в архивном деле
2.1. Информационные системы архивов Лекции 3 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.2. Информационные системы архивов Практические 3 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.3. Информационные ресурсы по архивным документам в сети интернет Лекции 3 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.4. Информационные ресурсы по архивным документам в сети интернет Практические 3 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.5. Консультирование по разделам курса Консультации 3 56 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.6. Самостоятельное изучение материалов по темам курса. Подготовка к зачету Сам. работа 3 56 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10314

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен использовать специальные профессиональные знания в области информационных технологий, применяемых в профессиональной деятельности;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. В какой исторический период появился термин «информационные ресурсы»?
1. 1970-е гг.
2. 1980-е гг.
3. 1990-е гг.
4. 2000-е гг.
Ответ: 1
2. Какому термину Большая российская энциклопедия дает такое определение: информация, представленная в форме, рассчитанной на хранение, накопление, обработку и представление пользователям?
1. Информационная система
2. Информационные ресурсы
3. Информационная база
4. Информационные материалы
Ответ: 2
3. Информационные ресурсы, созданные и управляемые каким-либо человеком и содержащие данные, относящиеся к его личной деятельности, получили название …
1. Личные
2. Персональные
3. Частные
4. Конфиденциальные
Ответ: 2
4. Какой группе информационных ресурсов относится Архивный фонд Российский Федерации?
1. информационный ресурс предприятия
2. национальные информационные ресурсы
3. Муниципальные информационные ресурсы
4. не относится к информационным ресурсам
Ответ: 2
5. Одним из ключевых особенностей информационных ресурсов от других видов ресурсов является…
1. неисчерпаемость
2. дороговизна
3. технологичность
4. невосполнимость
Ответ: 1
6. Неисчерпаемость информационного ресурса связана с
1. библиографическим описанием
2. повторным производством знаний
3. государственной собственностью
4. компьютерными технологиями
Ответ: 2
7. Культурно-исторические объекты, представляющие собой совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе и т.д. относятся к …
1. Духовным
2. Материальным
3. Творческим
4. Гипотетическим
Ответ: 1
8. К какой группе культурно-исторических объектов относятся памятники градостроительства и архитектуры?
1. Движимые
2. Недвижимые
3. Стратегические
4. Фундаментальные
Ответ: 2
9. Ознакомление с историко-культурными объектами какой группы часто требует посещения музеев, библиотек и архивов и других центров?
1. Движимые
2. Недвижимые
3. Интеллектуальные
4. Творческие
Ответ: 1
10. Объединения информационных ресурсов и развития национальных агрегаторов стало возможным благодаря …
1. разработке единых стандартов описания оцифрованных объектов
2. созданию единой платформы цифровой культуры
3. объединению центров хранения
Ответ: 1
11. К какой группе информационных ресурсов относится Архивный фонд Алтайского края?
1. федеральные ресурсы
2. информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ
3. информационные ресурсы субъектов РФ
4. муниципальные информационные ресурсы
Ответ: 3
12. На основе какой системы формируется Национальный библиотечный фонд?
1. обязательного экземпляра документов
2. в произвольной форме
3. экспертизы ценности документов
4. в порядке очередности
Ответ: 1
13. Как называется проект Министерства культуры РФ по созданию национального информационного ресурса, направленного на предоставление онлайн доступа к оцифрованным документам, размещённым в российских библиотеках, музеях и архивах?
1. НЭБ
2. ЦФК АФ РФ
3. ГК МФ РФ
4. ЕГИСУ НИОКТР
Ответ: 1
14. Единый государственный реестр объектов культурного наследия используется...
1. Для включения объектов в состав Музейного фонда РФ
2. Как источник информации об объектах культурного наследия
3. Исключительно для ведомственных целей, не доступен для свободного ознакомления
4. Как каталог в музеях
Ответ: 2
15. Что можно посмотреть на сайте Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации?
1. Музеи
2. Экскурсионные программы
3. Сотрудников музеев
4. Онлайн выставки
Ответ: 1
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Перечислите четыре составляющих экономических ресурсов?
Ответ: трудовые, материальные, финансовые, информационные
2. Каким федеральным законом закреплена трактовка информации как «сведений (сообщений, данных) независимо от формы их представления»? (указать название и год принятия)
Ответ: Об информации, информационных технологиях и о защите информации, 2006
3. Являются ли информационные ресурсы стратегическими ресурсами государства и общества?
Ответ: Да
4. Какие информационные ресурсы создаются в целях предоставления оперативного доступа к целостной, актуальной, достоверной и непротиворечивой информации об основных объектах, формах, способах и результатах государственного управления и ее совместного использования на межведомственном уровне органами государственной власти?
Ответ: государственные или национальные информационные ресурсы
5. Информационный ресурс, представляющий собой исторически сложившуюся и постоянно пополняющуюся совокупность архивных документов, являющихся частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, называется …
Ответ: Архивный фонд Российской Федерации
6. Материальные и духовные ценности, созданные в прошлом и имеющие значение для сохранения и развития самобытности народа, его вклада в мировую цивилизацию – это
Ответ: историко-культурное наследие
7. К какой группе историко-культурных объектов можно отнести документы Архивного фонда Российской Федерации?
Ответ: движимые
8. Кто разработал Концепция цифрового наследия и Хартию о сохранении цифрового наследия?
Ответ: ЮНЕСКО
9. Приведите пример национальной инфраструктуры цифрового историко-культурного наследия в библиотечной отрасли России.
Ответ: Национальная электронная библиотека
10. Какой национальный электронный ресурс был создан в России в области архивного дела?
Ответ: Центральный фондовый каталог Архивного фонда Российской Федерации
11. Существует ли в России национальный электронный ресурс в музейной сфере?
Ответ: да, Государственный каталог Музейного фонда в Российской Федерации
12. Как называется часть библиотечного фонда, имеющая особое историческое, научное, культурное значение, предназначенная для постоянного хранения и общественного использования и являющаяся культурным достоянием народов Российской Федерации?
Ответ: Национальный библиотечный фонд
13. Перечислите национальные библиотеки Российской Федерации.
Ответ: Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, Российская государственная библиотека (РГБ), Российская национальная библиотека (РНБ).
14. Верно ли, что Национальная электронная библиотека является одной из национальных библиотек Российской Федерации?
Ответ: Нет, НЭБ представляет собой проект Министерства культуры РФ, направленный на предоставление онлайн доступа к оцифрованным документам, размещённым в российских библиотеках, музеях и архивах.
15. Совокупность подлежащих государственному учету и постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций составляет …
Ответ: Музейный фонд Российской Федерации
16. Документы Архивного фонда Российской Федерации могут храниться не только в архивах, но и музеях и библиотеках. Верно ли утверждение?
Ответ: Да
17. На какие две части в соответствии с законодательством делится Музейный фонд Российской Федерации?
Ответ: государственную и негосударственную
18. Могут ли объекты, относящиеся к Музейному фонду Российской Федерации, находится в частной собственности?
Ответ: Да, могут
19. Верно ли утверждение: в Государственном каталоге Музейного фонда РФ ведется список лиц, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся предметы из Музейного фонда Российской Федерации?
Ответ: верно
20. Можно ли отнести Алтайскую краевую универсальную научную библиотеку им. Шишкова к информационным ресурсам? Если да, то каким?
Ответ: Да, региональным историко-культурным информационным ресурсам
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики; [авт.-сост.: Е.А. Брюханова и др.] Документоведческие и архивоведческие дисциплины: материалы для подготовки к занятиям: учебное пособие АлтГУ, 2020 elibrary.asu.ru
Л1.2 Неженцева Н.В. Использование архивных документов : учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.3 Раскин Д.И., Соколов А.Р. Архивоведение: , 2017 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Федерального архивного агентства archives.ru
Э2 Портал «Архивы России» www.rusarchives.ru
Э3 Архивный фонд Российской Федерации. Центральный фондовый каталог cfc.rusarchives.ru
Э4 ГАРАНТ. Информационно-правовой портал www.garant.ru
Э5 Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела www.vniidad.ru
Э6 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э7 Президентская библиотека www.prlib.ru
Э8 Национальная электронная библиотека rusneb.ru
Э9 Europeana www.europeana.eu
Э10 Курс в Moodle "Архивные сетевые ресурсы" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
311М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 единица; компьютеры – 13 единиц: марка ASUS Intet Pentiumu - 1 единица; марка ACT - 1 единица; марка Арситек - 1 единица; марка in win – 1 единица; марка АСТ POWER, модель Р-511 – 1 единица; марка Aquarius модель Pro P30 946 – 3 единицы; марка КламаС Офис модель Intel Core i3-2100 – 1 единица; марка Aquaruius модель Elt E50 S54 – 2 единицы; марка АСТ POWER – 1 единица; марка Intel Core2 Duo – 1 единица; мониторы: марка Philips модель 190S6 – 2 единицы; марка Acer модель AL1917 – 4 единицы; марка Samsung 2ms – 1 единица, Samsung 943n - 1 единица, марка Acer модель V233h – 2 единицы; марка Sony – 1 единица; марка Samsung модель SyncMaster 943 – 2 единицы; сканер: EPSON GT 20000 B11B195021 – 1 единица; сканер: HP Scanjet automatic document feeder C771A – 1 единица; сканер: HP Scanjet 2400 – 2 единицы; сканер: HP Scanjet G4010 – 1 единица; лазерный ксерокс: Xerox Phaser 4500n – 1 единица; телевизор ЖК Samsung 46" LE46B530P7W; учебно-наглядные пособия и литература

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс направлен на изучение архивных информационных ресурсов как части историко-культурного наследия России и зарубежных стран. В рамках самостоятельной работы студентам предлагается изучить ряд информационных ресурсов в области историко-культурного наследия как России, так и зарубежных стран.
Обучающимся предлагается традиционная форма обучения в виде лекций, практических занятий и самостоятельной работы.
Рекомендуемые к изучению материалы, а также задания к практическим занятиям представлены в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10314)