Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.02. Документоведение и архивоведение |
Профиль | Документационные системы и архивы в региональной системе управления |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_02_Документоведение и архивоведение_ДСиА-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 56 | 56 | 56 | 56 |
Консультации | 56 | 56 | 56 | 56 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна
1.1. | Целью курса является получение знаний об архивных информационных ресурсах как части историко-культурного наследия России и зарубежных стран |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.02 |
ОПК-4 | Способен использовать специальные профессиональные знания в области информационных технологий, применяемых в профессиональной деятельности; |
ОПК-4.1 | Знает основные информационные технологии в профессиональной деятельности |
ОПК-4.2 | Умеет осуществлять анализ всех видов данных с использованием современных цифровых технологий |
ОПК-4.3 | Владеет прикладными компьютерными программами,применяемые в профессиональной деятельности |
ОПК-6 | Способен применять современные методические подходы и образовательные стратегии в сфере реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. |
ОПК-6.1 | Знает современные тенденции развития высшего дополнительного образования |
ОПК-6.2 | Использует современные методические подходы и образовательные стратегии в сфере реализации образовательных программ высшего образования и дополнительны профессиональных программ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - современные информационные технологии в области историко-культурного наследия - информационные ресурсы архивов, музеев и библиотек России и зарубежных стран |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - осуществлять поиск и критический анализ информационных ресурсов в профессиональной сфере - использовать профильные информационные онлайн ресурсы в научной и образовательной деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками работы с архивными информационно-поисковыми системами в сети интернет - навыками анализа оцифрованного историко-культурного наследия, представленного онлайн |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Информационные ресурсы в области историко-культурного наследия | ||||||
1.1. | Понятие и виды информационных ресурсов | Лекции | 3 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
1.2. | Понятие и виды информационных ресурсов | Практические | 3 | 6 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
1.3. | Информационные ресурсы историко-культурных центров | Лекции | 3 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
1.4. | Информационные ресурсы историко-культурных центров | Практические | 3 | 6 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 2. . Информационные ресурсы в архивном деле | ||||||
2.1. | Информационные системы архивов | Лекции | 3 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
2.2. | Информационные системы архивов | Практические | 3 | 6 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
2.3. | Информационные ресурсы по архивным документам в сети интернет | Лекции | 3 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
2.4. | Информационные ресурсы по архивным документам в сети интернет | Практические | 3 | 6 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
2.5. | Консультирование по разделам курса | Консультации | 3 | 56 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
2.6. | Самостоятельное изучение материалов по темам курса. Подготовка к зачету | Сам. работа | 3 | 56 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10314 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен использовать специальные профессиональные знания в области информационных технологий, применяемых в профессиональной деятельности; ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. В какой исторический период появился термин «информационные ресурсы»? 1. 1970-е гг. 2. 1980-е гг. 3. 1990-е гг. 4. 2000-е гг. Ответ: 1 2. Какому термину Большая российская энциклопедия дает такое определение: информация, представленная в форме, рассчитанной на хранение, накопление, обработку и представление пользователям? 1. Информационная система 2. Информационные ресурсы 3. Информационная база 4. Информационные материалы Ответ: 2 3. Информационные ресурсы, созданные и управляемые каким-либо человеком и содержащие данные, относящиеся к его личной деятельности, получили название … 1. Личные 2. Персональные 3. Частные 4. Конфиденциальные Ответ: 2 4. Какой группе информационных ресурсов относится Архивный фонд Российский Федерации? 1. информационный ресурс предприятия 2. национальные информационные ресурсы 3. Муниципальные информационные ресурсы 4. не относится к информационным ресурсам Ответ: 2 5. Одним из ключевых особенностей информационных ресурсов от других видов ресурсов является… 1. неисчерпаемость 2. дороговизна 3. технологичность 4. невосполнимость Ответ: 1 6. Неисчерпаемость информационного ресурса связана с 1. библиографическим описанием 2. повторным производством знаний 3. государственной собственностью 4. компьютерными технологиями Ответ: 2 7. Культурно-исторические объекты, представляющие собой совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе и т.д. относятся к … 1. Духовным 2. Материальным 3. Творческим 4. Гипотетическим Ответ: 1 8. К какой группе культурно-исторических объектов относятся памятники градостроительства и архитектуры? 1. Движимые 2. Недвижимые 3. Стратегические 4. Фундаментальные Ответ: 2 9. Ознакомление с историко-культурными объектами какой группы часто требует посещения музеев, библиотек и архивов и других центров? 1. Движимые 2. Недвижимые 3. Интеллектуальные 4. Творческие Ответ: 1 10. Объединения информационных ресурсов и развития национальных агрегаторов стало возможным благодаря … 1. разработке единых стандартов описания оцифрованных объектов 2. созданию единой платформы цифровой культуры 3. объединению центров хранения Ответ: 1 11. К какой группе информационных ресурсов относится Архивный фонд Алтайского края? 1. федеральные ресурсы 2. информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ 3. информационные ресурсы субъектов РФ 4. муниципальные информационные ресурсы Ответ: 3 12. На основе какой системы формируется Национальный библиотечный фонд? 1. обязательного экземпляра документов 2. в произвольной форме 3. экспертизы ценности документов 4. в порядке очередности Ответ: 1 13. Как называется проект Министерства культуры РФ по созданию национального информационного ресурса, направленного на предоставление онлайн доступа к оцифрованным документам, размещённым в российских библиотеках, музеях и архивах? 1. НЭБ 2. ЦФК АФ РФ 3. ГК МФ РФ 4. ЕГИСУ НИОКТР Ответ: 1 14. Единый государственный реестр объектов культурного наследия используется... 1. Для включения объектов в состав Музейного фонда РФ 2. Как источник информации об объектах культурного наследия 3. Исключительно для ведомственных целей, не доступен для свободного ознакомления 4. Как каталог в музеях Ответ: 2 15. Что можно посмотреть на сайте Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации? 1. Музеи 2. Экскурсионные программы 3. Сотрудников музеев 4. Онлайн выставки Ответ: 1 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Перечислите четыре составляющих экономических ресурсов? Ответ: трудовые, материальные, финансовые, информационные 2. Каким федеральным законом закреплена трактовка информации как «сведений (сообщений, данных) независимо от формы их представления»? (указать название и год принятия) Ответ: Об информации, информационных технологиях и о защите информации, 2006 3. Являются ли информационные ресурсы стратегическими ресурсами государства и общества? Ответ: Да 4. Какие информационные ресурсы создаются в целях предоставления оперативного доступа к целостной, актуальной, достоверной и непротиворечивой информации об основных объектах, формах, способах и результатах государственного управления и ее совместного использования на межведомственном уровне органами государственной власти? Ответ: государственные или национальные информационные ресурсы 5. Информационный ресурс, представляющий собой исторически сложившуюся и постоянно пополняющуюся совокупность архивных документов, являющихся частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, называется … Ответ: Архивный фонд Российской Федерации 6. Материальные и духовные ценности, созданные в прошлом и имеющие значение для сохранения и развития самобытности народа, его вклада в мировую цивилизацию – это Ответ: историко-культурное наследие 7. К какой группе историко-культурных объектов можно отнести документы Архивного фонда Российской Федерации? Ответ: движимые 8. Кто разработал Концепция цифрового наследия и Хартию о сохранении цифрового наследия? Ответ: ЮНЕСКО 9. Приведите пример национальной инфраструктуры цифрового историко-культурного наследия в библиотечной отрасли России. Ответ: Национальная электронная библиотека 10. Какой национальный электронный ресурс был создан в России в области архивного дела? Ответ: Центральный фондовый каталог Архивного фонда Российской Федерации 11. Существует ли в России национальный электронный ресурс в музейной сфере? Ответ: да, Государственный каталог Музейного фонда в Российской Федерации 12. Как называется часть библиотечного фонда, имеющая особое историческое, научное, культурное значение, предназначенная для постоянного хранения и общественного использования и являющаяся культурным достоянием народов Российской Федерации? Ответ: Национальный библиотечный фонд 13. Перечислите национальные библиотеки Российской Федерации. Ответ: Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, Российская государственная библиотека (РГБ), Российская национальная библиотека (РНБ). 14. Верно ли, что Национальная электронная библиотека является одной из национальных библиотек Российской Федерации? Ответ: Нет, НЭБ представляет собой проект Министерства культуры РФ, направленный на предоставление онлайн доступа к оцифрованным документам, размещённым в российских библиотеках, музеях и архивах. 15. Совокупность подлежащих государственному учету и постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций составляет … Ответ: Музейный фонд Российской Федерации 16. Документы Архивного фонда Российской Федерации могут храниться не только в архивах, но и музеях и библиотеках. Верно ли утверждение? Ответ: Да 17. На какие две части в соответствии с законодательством делится Музейный фонд Российской Федерации? Ответ: государственную и негосударственную 18. Могут ли объекты, относящиеся к Музейному фонду Российской Федерации, находится в частной собственности? Ответ: Да, могут 19. Верно ли утверждение: в Государственном каталоге Музейного фонда РФ ведется список лиц, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся предметы из Музейного фонда Российской Федерации? Ответ: верно 20. Можно ли отнести Алтайскую краевую универсальную научную библиотеку им. Шишкова к информационным ресурсам? Если да, то каким? Ответ: Да, региональным историко-культурным информационным ресурсам КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики; [авт.-сост.: Е.А. Брюханова и др.] | Документоведческие и архивоведческие дисциплины: материалы для подготовки к занятиям: учебное пособие | АлтГУ, 2020 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Неженцева Н.В. | Использование архивных документов : учебное пособие | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Раскин Д.И., Соколов А.Р. | Архивоведение: | , 2017 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Официальный сайт Федерального архивного агентства | archives.ru | ||
Э2 | Портал «Архивы России» | www.rusarchives.ru | ||
Э3 | Архивный фонд Российской Федерации. Центральный фондовый каталог | cfc.rusarchives.ru | ||
Э4 | ГАРАНТ. Информационно-правовой портал | www.garant.ru | ||
Э5 | Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела | www.vniidad.ru | ||
Э6 | Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" | e.lanbook.com | ||
Э7 | Президентская библиотека | www.prlib.ru | ||
Э8 | Национальная электронная библиотека | rusneb.ru | ||
Э9 | Europeana | www.europeana.eu | ||
Э10 | Курс в Moodle "Архивные сетевые ресурсы" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
311М | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 единица; компьютеры – 13 единиц: марка ASUS Intet Pentiumu - 1 единица; марка ACT - 1 единица; марка Арситек - 1 единица; марка in win – 1 единица; марка АСТ POWER, модель Р-511 – 1 единица; марка Aquarius модель Pro P30 946 – 3 единицы; марка КламаС Офис модель Intel Core i3-2100 – 1 единица; марка Aquaruius модель Elt E50 S54 – 2 единицы; марка АСТ POWER – 1 единица; марка Intel Core2 Duo – 1 единица; мониторы: марка Philips модель 190S6 – 2 единицы; марка Acer модель AL1917 – 4 единицы; марка Samsung 2ms – 1 единица, Samsung 943n - 1 единица, марка Acer модель V233h – 2 единицы; марка Sony – 1 единица; марка Samsung модель SyncMaster 943 – 2 единицы; сканер: EPSON GT 20000 B11B195021 – 1 единица; сканер: HP Scanjet automatic document feeder C771A – 1 единица; сканер: HP Scanjet 2400 – 2 единицы; сканер: HP Scanjet G4010 – 1 единица; лазерный ксерокс: Xerox Phaser 4500n – 1 единица; телевизор ЖК Samsung 46" LE46B530P7W; учебно-наглядные пособия и литература |
Курс направлен на изучение архивных информационных ресурсов как части историко-культурного наследия России и зарубежных стран. В рамках самостоятельной работы студентам предлагается изучить ряд информационных ресурсов в области историко-культурного наследия как России, так и зарубежных стран. Обучающимся предлагается традиционная форма обучения в виде лекций, практических занятий и самостоятельной работы. Рекомендуемые к изучению материалы, а также задания к практическим занятиям представлены в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10314) |