МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Государственные сервисы и услуги

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационные системы и архивы в региональной системе управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_04_02_Документоведение и архивоведение_ДСиА-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 48
индивидуальные консультации 56
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 48 48 48 48
Консультации 56 56 56 56
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н, Доцент, Сарафанов Д.Е.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Государственные сервисы и услуги

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1345)

составлена на основании учебного плана:
46.04.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является выработка компетенций, ориентированных на формирование у студентов знаний, умений и навыков осуществления деятельности в сфере оказания государственных и муниципальных услуг: от разработки регламентов и проектирования услуг до непосредственного участия в оказании услуг и оценки качества

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять фундаментальные знания, полученные при освоении программы магистратуры, при разработке и осуществлении социально значимых проектов;
ОПК-1.1 На основе фундаментальных знаний определяет направленность, тематику и необходимость вида деятельности для осуществления социально значимых проектов
ОПК-1.2 Умеет подбирать коллектив проекта и выстраивать коммуникацию, необходимую для совместной деятельности по выполнению социально значимых проектов
ОПК-1.3 Планирует рабочее время, устанавливает функции и обязанности членов проектной группы необходимые для достижения практической цели
ОПК-2Способен самостоятельно работать с источниками информации, непрерывно совершенствовать уровень профессиональной подготовки;
ОПК-2.1 Знает эвристическую модель поиска всех видов источников информации, необходимых для совершенствования уровня профессиональной подготовки
ОПК-2.2 Владеет методами поиска информации в архивах, библиотеках, информационных центрах и глобальных информационных сетях
ОПК-3Способен использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических, научно-исследовательских работ;
ОПК-3.1 Осуществляет экспертизу и анализ научноисследовательских отчетов, статей, монографий, проектов
ОПК-3.2 Создает критерии оценки при осуществлении экспертных, аналитических и научно-исследовательских работ
ОПК-3.3 Обладает навыками составления экспертно-аналитических заключений в области гуманитарных, социальных и экономических наук
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- специфику, технологии и модели государственного управления;
- понятие и признаки государственных и муниципальных услуг;
- принципы регламентации и стандартизации деятельности органов государственной и муниципальной власти;
- требования к разработке административных регламентов услуг;
- формы предоставления государственных и муниципальных услуг;
- организационный механизм предоставления государственных и муниципальных услуг



3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать источники социальной, управленческой информации;
- контролировать процесс межведомственного взаимодействия;
- обеспечить грамотное и качественное оказание государственных услуг;
- использовать различные методы оценки эффективности деятельности органов власти по стандартизации и регламентации


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками сбора и обработки первичной информации из различных источников;
- навыками работы с документами;
- навыками работы с людьми;
- оценки оказания государственных услуг.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Система предоставления государственных и муниципальных услуг
1.1. Понятие и характеристики государственных и муниципальных услуг Лекции 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Административная реформа в России: совершенствование госуправления на основе концепции Нового государственного менеджмента Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Государственные услуги и их виды. Нормативно-правовое обеспечение предоставления государственных услуг Практические 3 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Регламентация и стандартизация государственных и муниципальных услуг Лекции 3 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.5. Административные регламенты как регуляторы деятельности органов государственной и муниципальной власти Практические 3 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Современные сервисы и технологии оказания государственных и муниципальных услуг
2.1. МФЦ как форма предоставления государственных и муниципальных услуг Лекции 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.2. Деятельность МФЦ по предоставлению услуг. Анализ интернет-ресурсов МФЦ Сибирского федерального округа. Практические 3 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.3. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме Лекции 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.4. Особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде: понятие и сущность, основные сценарии, информационные системы, задействованные в процессе. Практические 3 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.5. Межведомственное взаимодействие при оказании государственных и муниципальных услуг Лекции 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.6. Оказание государственных и муниципальных услуг подведомственным учреждениям Лекции 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.7. Организация предоставления органами власти социально значимых услуг через подведомственные учреждения Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.3
Раздел 3. Качество оказания государственных и муниципальных услуг
3.1. Подходы к содержанию понятия и оценка качества предоставления услуги Лекции 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1
3.2. Подходы к оценке качества государственных и муниципальных услуг Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.3. Организация мониторинга качества государственных и муниципальных услуг Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.4. Самостоятельное изучение материалов по темам курса. Подготовка к зачету Сам. работа 3 48 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.5. Консультирование по разделам курса Консультации 3 56 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Понятие и характеристики государственных и муниципальных услуг
2. Регламентация и стандартизация государственных и муниципальных услуг
3. МФЦ как форма предоставления государственных и муниципальных услуг
4. Деятельность МФЦ по предоставлению услуг. Анализ интернет-ресурсов МФЦ Сибирского федерального округа.
5. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме
6. Межведомственное взаимодействие при оказании государственных и муниципальных услуг
7. Оказание государственных и муниципальных услуг подведомственным учреждениям
8. Подходы к содержанию понятия и оценка качества предоставления услуги
9. Подходы к оценке качества государственных и муниципальных услуг
10. Организация мониторинга качества государственных и муниципальных услуг
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 1 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мухаев Р.Т. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В 2 Т. ТОМ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Н. А. Кандрина Государственные и муниципальные услуги, предоставляемые органами публичной власти [Электронный ресурс]: учеб. программа АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.3 Е. В. Тарасова, О. И. Чекрыжова Открытые данные [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сидорова А.А. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Единый портал государственных услуг и функций www.gosuslugi.ru
Э2 Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края mfc22.ru
Э3 Официальный сайт Алтайского края www.altairegion22.ru
Э4 ГАРАНТ. Информационно-правовой портал www.garant.ru
Э5 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э6 Курс в Moodle "Государственные сервисы и услуги" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
311М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 единица; компьютеры – 13 единиц: марка ASUS Intet Pentiumu - 1 единица; марка ACT - 1 единица; марка Арситек - 1 единица; марка in win – 1 единица; марка АСТ POWER, модель Р-511 – 1 единица; марка Aquarius модель Pro P30 946 – 3 единицы; марка КламаС Офис модель Intel Core i3-2100 – 1 единица; марка Aquaruius модель Elt E50 S54 – 2 единицы; марка АСТ POWER – 1 единица; марка Intel Core2 Duo – 1 единица; мониторы: марка Philips модель 190S6 – 2 единицы; марка Acer модель AL1917 – 4 единицы; марка Samsung 2ms – 1 единица, Samsung 943n - 1 единица, марка Acer модель V233h – 2 единицы; марка Sony – 1 единица; марка Samsung модель SyncMaster 943 – 2 единицы; сканер: EPSON GT 20000 B11B195021 – 1 единица; сканер: HP Scanjet automatic document feeder C771A – 1 единица; сканер: HP Scanjet 2400 – 2 единицы; сканер: HP Scanjet G4010 – 1 единица; лазерный ксерокс: Xerox Phaser 4500n – 1 единица; телевизор ЖК Samsung 46" LE46B530P7W; учебно-наглядные пособия и литература

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс направлен на выработку компетенций, ориентированных на формирование у студентов знаний, умений и навыков осуществления деятельности в сфере оказания государственных и муниципальных услуг: от разработки регламентов и проектирования услуг до непосредственного участия в оказании услуг и оценки качества. Курс состоит из трех разделов. При освоении раздела №1 студенты должны обратить внимание на изучение понятийного аппарата, в частности, понятий и характеристик государственных и муниципальных услуг,нормативно-правовой базы, вопросам совершенствования госуправления на основе концепции Нового государственного менеджмента. Для эффективного усвоения содержания дисциплины студент должен в полной мере владеть навыками поиска необходимых нормативно-правовых актов в существующих справочно-правовых системах. При изучении второго раздела дисциплины необходимо сосредоточиться на изучении проблематик, связанных с существующими современными сервисами и технологиями оказания государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации. В рамках освоения третьего раздела курса студент должен сосредоточить внимание на вопросах качества оказания государственных и муниципальных услуг.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекций, практических занятий, индивидуальных самостоятельных занятий. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Методические указания к написанию лекций. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала важно записывать тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. При записи лекции следует выделять главные, ключевые моменты (определения, факты, законы, правила и т.д.). Перед лекцией следует прочитать материалы предыдущей – для актуализации знаний при освоении нового содержания.
Методические указания для подготовки к практическим занятиям. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На практическое занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet-ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать – специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). Работа с электронными информационно-образовательными ресурсами важна для профессиональной деятельности.
При подготовке важно обратить внимание на нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий. Следует иметь опыт работы со справочно-правовыми системами как портативными (инсталлированный ресурс АлтГУ) так и в сети Internet: Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (http://www.consultant.ru/) и ГАРАНТ. Информационно-правовой портал (http://www.garant.ru/).
Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю. Следует понимать, что основы правовых знаний могут быть использованы в различных сферах дальнейшей деятельности.
Методические указания для выполнения индивидуальных самостоятельных заданий. При изучении дисциплины часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит расширить и углубить знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов следует обратиться к преподавателю. После выполнение следует проанализировать качество их выполнения. Это поможет развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Курс разделен на 3 части, в конце курса предусмотрен зачет. К зачету допускаются студенты, выполнившие практические задания по каждой части на 51% или выше. Порядок оценивания практических заданий, а также проведения зачета представлен в Фонде оценочных средств.