МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровые публикации документов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационные системы и архивы в региональной системе управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_04_02_Документоведение и архивоведение_ДСиА-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 56
индивидуальные консультации 56
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 56 56 56 56
Консультации 56 56 56 56
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Щетинина А.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Цифровые публикации документов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1345)

составлена на основании учебного плана:
46.04.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка квалифицированного специалиста в области подготовки цифровых публикаций документов Архивного фонда РФ, способного: организовать подготовку электронных изданий ; анализ опубликованных источников для определения концепции издания и включения документов в публикацию; проводить анализ состава и содержания документов Архивного фонда их отбора и включения в публикацию.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен самостоятельно работать с источниками информации, непрерывно совершенствовать уровень профессиональной подготовки;
ОПК-2.1 Знает эвристическую модель поиска всех видов источников информации, необходимых для совершенствования уровня профессиональной подготовки
ОПК-2.2 Владеет методами поиска информации в архивах, библиотеках, информационных центрах и глобальных информационных сетях
ОПК-4Способен использовать специальные профессиональные знания в области информационных технологий, применяемых в профессиональной деятельности;
ОПК-4.1 Знает основные информационные технологии в профессиональной деятельности
ОПК-4.2 Умеет осуществлять анализ всех видов данных с использованием современных цифровых технологий
ОПК-4.3 Владеет прикладными компьютерными программами,применяемые в профессиональной деятельности
ПК-1Способен к осуществлению теоретических разработок в области документоведения и архивоведения с учетом современных достижений научных знаний и информационных технологий, в том числе в области электронного документооборота и электонного архива
ПК-1.1 Знает основные направления и особенности планирования фундаментальных и прикладных исследований в области электронного документооборота и электронного архива
ПК-1.2 Владеет навыками составления планов научноисследовательских работ и отчетов о научных исследованиях
ПК-1.3 Умеет представлять результаты разработок в области электронного документооборота и электронного архива с применением информационных технологий
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные законодательные и нормативно-методические документы, регулирующие вопросы использования и подготовки архивных документов к публикации, в том числе особенности публикации документов, содержащих конфиденциальную информацию;
- основные типы, формы и виды изданий документов, а также формы и способы их изданий;
- принципы выявления и отбора документов Архивного фонда для подготовки публикации;
- особенности археографической подготовки документов, в том числе передачи текстов документов Архивного фонда разных исторических периодов;
- основы подготовки научно-справочного аппарата к публикациям документов Архивного фонда РФ.
3.2.Уметь:
3.2.1.- определить тематику публикаций, исходя из потребностей общества и граждан;
- осуществить выбор типа, формы и вида издания и организовать их его подготовку;
- определить возможность включения в публикацию документов различных категорий доступа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методикой подготовки документальных изданий и приемами подготовки документов Архивного фонда РФ к публикации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и нормативно-методические основы подготовки публикаций документов Архивного фонда РФ
1.1. Основные понятия курса, правовые и нормативно-методические документы, регулирующие вопросы подготовке публикаций документов Архивного фонда РФ Лекции 3 2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.2. Организационные основы подготовки изданий документов АФ РФ Практические 3 4 Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.3. Теоретические и нормативно-методические основы подготовки публикаций документов Архивного фонда РФ Сам. работа 3 10 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.4. Консультации 3 16 Л1.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Организация и проведение работ по подготовке документов к публикации
2.1. Типология документальных публикаций, организация подготовки изданий документов Архивного фонда РФ Лекции 3 2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
2.2. Типология документальных публикаций. Практические 3 4 Л1.3, Л2.1, Л1.2
2.3. Организация и проведение работ по подготовке документов к цифровой публикации Сам. работа 3 10 Л1.3, Л2.1, Л1.2
2.4. Консультации 3 16 Л1.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Принципы и подходы подготовки цифровых публикаций документов АФ РФ
3.1. Организация и проведение работы по выявлению и отбору документов Архивного фонда РФ для публикации Лекции 3 2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
3.2. Критический способ передачи текста Практические 3 4 Л1.3, Л2.1, Л1.2
3.3. Дипломатический способ передачи текста Практические 3 4 Л1.3, Л2.1, Л1.2
3.4. Передача текста документов Архивного фонда РФ при включении в публикацию Сам. работа 3 16 Л1.3, Л2.1, Л1.2
3.5. Консультации 3 10 Л1.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Публикаторская деятельность государственных архивов РФ
4.1. Публикаторская деятельность федеральных государственных архивов Лекции 3 2 Л1.3, Л2.1, Л1.2
4.2. Публикаторская деятельность государственных архивов субъектов РФ. Практические 3 4 Л1.3, Л2.1, Л1.2
4.3. Основные проблемы при подготовке электронных публикаций Практические 3 4 Л1.3, Л2.1, Л1.2
4.4. Публикаторская деятельность государственных архивов РФ Сам. работа 3 20 Л1.3, Л2.1, Л1.2
4.5. Консультации 3 14 Л1.3, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1429

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ – УК-2
Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Методические аспекты подготовки документальной публикации и их практическая реализация зависят от:
А. Типа документальной публикации.
В. Даты источников публикации.
С. Предпочтений археографа.
Ответ: А.

Вопрос 2. По составу документов, характеру их отбора для публикации определяются:
А. Типы документальных публикаций.
В. Виды документальных публикаций.
С. Формы документальных публикаций.
Ответ: В.

Вопрос 3. Документальная публикация, которая включает документы, относящиеся к составу одного архивного фонда (коллекции), называется:
А. Пофондовая документальная публикация.
В. Тематическая документальная публикация.
С. Публикация документов одного лица.
Ответ: А.

Вопрос 4. Документальная публикация, которая включает документы одного или нескольких видов (разновидностей) и раскрывает особенности конкретного вида документов и их информационного потенциала как исторических источников, называется:
А. Пофондовая документальная публикация.
В. Тематическая документальная публикация.
С. Повидовая документальная публикация.
Ответ: С.

Вопрос 5. Документальная публикация, которая включает документы по определенной теме, освещающие конкретный факт, событие, явление, процесс независимо от фондовой принадлежности и вида документов, называется:
А. Пофондовая документальная публикация.
В. Публикация документов одного лица.
С. Тематическая документальная публикация.
Ответ: С.

Вопрос 6. К какой форме относится многотомная документальная публикация, предполагающая исчерпывающий или максимально широкий охват источников по определенной теме или по номинальному признаку (например, свод законов, свод памятников фольклора)?
А. Тематическая документальная публикация.
В. Корпус.
С. Серия.
Ответ: В.

Вопрос 7. Многотомная документальная публикация, тома которой объединены общими исследовательскими проблемами в рамках одной более общей темы и имеют единое археографическое и однотипное полиграфическое оформление, это:
А. Серия.
В. Корпус.
С. Свод.
Ответ: А.

Вопрос 8. При каком способе публикации текст документа создается с использованием компьютера с дальнейшей его обработкой в электронных издательских системах?
А. Факсимильном.
В. Фотографическом.
С. Наборном (шрифтовом).
Ответ: С.

Вопрос 9. Текст, подлежащий обоснованному включению в документальную публикацию, признается:
А. Основным текстом.
В. Оригинальным текстом.
С. Эталонным текстом.
Ответ: А.

Вопрос 10. Если обнаруживаются существенные смысловые расхождения текстов, влияющих на понимание документа, которые возникли в результате переработки первоначального текста (оригинала), то каждый из них составляет:
А. Вариант текста.
В. Редакцию текста.
С. Версию текста.
Ответ: В.

Вопрос 11. При наличии в текстах незначительных разночтений, не несущих особой смысловой нагрузки, каждый из них составляет:
А. Вариант текста.
В. Редакцию текста.
С. Версию текста.
Ответ: А.

Вопрос 12. Передача текста документа – это:
А. Научная обработка текста документа для включения ее в документальную публикацию.
В. Создание копии текста документа для включения ее в документальную публикацию.
С. Воспроизведение текста документа в документальной публикации в соответствии с научными требованиями.
Ответ: С.

Вопрос 13. Примечания автора или составителя документа воспроизводятся в:
А. Текстуальных примечаниях к публикации.
В. Квадратных скобках.
С. Кавычках.
Ответ: А.

Вопрос 14. Элемент археографического оформления документа, предназначенный для краткого представления сведений о нем, и расположенный перед текстом публикуемого документа, после его порядкового номера в публикации, - это:
А. Заголовок документа.
В. Легенда.
С. Аннотация.
Ответ: А.

Вопрос 15. Археографическая легенда располагается:
А. В конце издания.
В. После текста публикуемого документа.
С. Перед текстом публикуемого документа.
Ответ: В.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Не могут быть опубликованы документы, содержащие сведения, составляющие_________________________.
Ответ: государственную и иные охраняемые законодательством Российской Федерации тайны.
2. Назовите научные принципы, которые необходимо соблюдать при подготовке документальной публикации.
Ответ: принцип историзма; принцип объективности; принцип необходимости и достаточности.
3. Назовите основные типы документальных публикаций.
Ответ: научный, научно-популярный и учебный.
4. О каком типе документальной публикации идет речь: «Предназначена для использования в научных исследованиях. Цель публикации – максимально точная передача текста документов и представление информации о них пользователям, профессионально занимающимся изучением истории, специальных исторических дисциплин или других наук. Ее подготовка предполагает использование результатов научной деятельности в области источниковедения, палеографии, кодикологии, дипломатики, сфрагистики и других исторических, а также филологических (например, текстология) дисциплин»?
Ответ: научная документальная публикация.
5. О каком типе документальной публикации идет речь: «Предназначена для широкого круга пользователей, интересующихся историей. Ее цель – распространение научных знаний о публикуемых документах и зафиксированных в них событиях, фактах, явлениях в современной и доступной форме. Эта документальная публикация предполагает использование упрощенных приемов передачи текста документов, а также соответствующий потребностям предполагаемой пользовательской аудитории характер НСА (предисловия, комментариев и др.)»?
Ответ: научно-популярная документальная публикация.
6. О каком типе документальной публикации идет речь: «Адаптирована к задачам учебного процесса. Ее цель – подкрепить конкретными примерами, дополнить информацию, предлагаемую к изучению в ходе освоения учебной программы. Как правило, документы публикуются в извлечениях (в форме хрестоматии) с целью обратить внимание пользователей (учащихся) на наиболее яркие и характерные примеры источников по теме публикации. Для этой публикации характерны группировка документов по тематике учебной программы, наличие вводных пояснительных текстов к разделам и темам, отдельным документам или их группам, умеренное использование специальных терминов с их обязательным пояснением, включение в состав элементов публикации учебно-методических рекомендаций.
Ответ: учебная документальная публикация.
7. Назовите виды документальных публикаций.
Ответ: пофондовые, повидовые, тематические публикации, публикации документов одного лица.
8. Публикация документов одного лица включает документы, независимо от их фондовой принадлежности и вида документов, _________________________.
Ответ: автором или адресатом которых является это лицо.
9. Документальная публикация, содержащая ряд (комплекс) документов, связанных по их содержанию, виду, происхождению или иным признакам, - это _________________.
Ответ: сборник документов.
10. Монопубликация (публикация одного документа) – это ____________________.
Ответ: документальная публикация, содержащая один документ или различные редакции одного документа.
11. Назовите способы публикации документов в виде печатного издания.
Ответ: наборный (шрифтовой), фотографический, факсимильный.
12. О каком приеме передачи текста идет речь: «Строго соблюдается принцип неприкосновенности текста публикуемого документа. Текст воспроизводится путем его набора в полном соответствии с оригиналом»?
Ответ: дипломатический прием.
13. Применение _____________ приема предполагает использование упрощенной, более понятной для пользователя системы передачи текста документа, не влияющей на его содержание. При этом сохраняются стилистические особенности текста.
Ответ: научно-критического приема.
14. Систематизация документов в публикации – это _______________.
Ответ: расположение документов в публикации в определенном порядке в соответствии с разработанной схемой классификации.
15. Назовите основные принципы систематизации документов в документальной публикации.
Ответ: хронологический; географический; предметный/тематический; номинальный (по видам документов); авторский/корреспондентский (по авторам и адресатам).
16. От чего зависит выбор принципа систематизации документов в публикации?
Ответ: от темы публикации и характера документов.
17. Обоснование выбора принципа(ов) систематизации документов в публикации приводится в _______________.
Ответ: предисловии к документальной публикации.
18. Назовите основные элементы научно-справочного аппарата к документальной публикации.
Ответ: предисловие, текстуальные примечания, перечень публикуемых документов, содержание (оглавление).
19. Назовите три основных вида указателей.
Ответ: именной, географический и предметный.
20. При выборе изображения художественного графического документа рекомендуется учитывать ________________.
Ответ: способ исполнения документа.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2
Способен самостоятельно работать с источниками информации, непрерывно совершенствовать уровень профессиональной подготовки

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Археография – это:
А. Историческая дисциплина, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.
В. Вспомогательная наука об исторических источниках как историко-культурных явлениях.
С. Научная дисциплина, занимающаяся изучением документальных публикаций как одного из проявлений человеческого духа, разработкой принципов, методов, способов их подготовки, а также их реализацией.
Ответ: С.

Вопрос 2. Документ, воспроизводящий внешний вид и/или внутреннюю структуру какого-либо объекта, - это:
А. Изобразительный документ.
В. Факсимиле.
С. Аудиовизуальный документ.
Ответ: А.

Вопрос 3. Экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа, - это:
А. Документальная публикация.
В. Копия документа.
С. Дубликат документа.
Ответ: В.

Вопрос 4. Вид декоративного письма древних рукописей, характеризующийся сокращением слов, украшением и переплетением букв строки, превращающими ее в непрерывный орнамент, - это:
А. Вязь.
В. Виньетка.
С. Скоропись.
Ответ: А.

Вопрос 5. Вид письма, сменивший устав, характеризуемый мягкими, не вполне правильными начертаниями и наличием выносимых букв над строкой, - это:
А. Скоропись.
В. Вязь.
С. Полуустав.
Ответ: С.

Вопрос 6. Вид письма, характеризующийся свободным начертанием, разнообразием вариантов и слитным написанием букв (в древнерусском варианте этого письма – наличием надстрочных «выносных» букв), сокращением слов под титлом, - это:
А. Устав.
В. Скоропись.
С. Вязь.
Ответ: В.

Вопрос 7. Подпись секретаря, удостоверяющая правильность составления и оформления документа (в делопроизводстве XVIII в.), - это:
А. Скрепа.
В. Столбец.
С. Приговор.
Ответ: А.

Вопрос 8. Совокупность написанных на одной стороне листа документов одного учреждения, объединенных по определенному признаку, последовательно подклеенных друг к другу и свернутых в рулон (в делопроизводстве XVI–XVII вв.), - это:
А. Столбец (столп).
В. Список.
С. Архив.
Ответ: А.

Вопрос 9. Микроформа на форматной пленке, микроизображения на которой расположены построчно или колонками, - это:
А. Микрофильм.
В. Диафильм.
С. Микрофиша.
Ответ: С.

Вопрос 10. Литературные, драматические, сценарные, музыкальные произведения, фотографии, аудиовизуальные документы, произведения декоративноприкладного искусства, архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, карты, планы, чертежи, эскизы и т.п. относятся к:
А. Документам личного происхождения.
В. Объектам частной собственности.
С. Объектам авторского права.
Ответ: С.

Вопрос 11. Содержание концепции подготовки и предварительной структуры документальной публикации отражается:
А. В плане-проспекте документальной публикации.
В. В бюллетене документальной публикации.
С. В предисловии к документальной публикации.
Ответ: А.

Вопрос 12. Выбор _________ документальной публикации определяется ее актуальностью, новизной, степенью разработанности или дискуссионным характером.
А. Формы.
В. Темы.
С. Обложки.
Ответ: В.

Вопрос 13. Пользователь __________ документами имеет право использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в предоставленных ему __________________ документах, а также копии ________ документов для любых законных целей и любым законным способом.
А. Архивными, архивных, архивных.
В. Официальными, официальных, официальных.
С. Секретными, секретных, секретных.
Ответ: А.

Вопрос 14. Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах, включающий ограничения по объему, срокам, используемым техническим средствам копирования, выдаче и копированию архивных документов на возмездной или безвозмездной основе, устанавливается:
А. Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации».
В. Правилами работы в читальном зале архива.
С. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства.
Ответ: С.

Вопрос 15. При систематизации документов в документальной публикации делопроизводственные документы, датированные по времени их подписания, принятия или утверждения, располагаются:
А. В соответствии с этой датой.
В. По усмотрению составителя.
С. По хронологии событий документальной публикации.
Ответ: А.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какие функции выполняют сведения, включенные в научно-справочный аппарат к документальной публикации?
Ответ: характеризуют принципы и процесс подготовки документальной публикации; позволяют осуществлять поиск нужных документов в рамках публикации и содержащихся в них сведений; дополняют и в необходимых случаях поясняют содержание документов, помещенных в публикацию.
2. При наличии иноязычных документов отдельные элементы научно-справочного аппарата могут составляться _________.
Ответ: на нескольких языках.
3. Во избежание повторов сведений в различных элементах научно-справочного аппарата рекомендуется использовать систему ___________.
Ответ: перекрестных ссылок.
4. При составлении научно-справочного аппарата применяются общие принципы ___________ и ______________, подразумевающие целесообразный выбор элементов научно-справочного аппарата, соответствующих особенностям публикуемых документов, и степень подробности комментирования.
Ответ: достаточности и необходимости.
5. В соответствии с принципом объективности при составлении комментариев (примечаний по содержанию) не допускается ________ публикатором лиц, событий, упоминаемых в комментариях.
Ответ: оценка.
6. Оформление научно-справочного аппарата должно быть _________ в пределах всей публикации, в том числе многотомной или серийной.
Ответ: единообразным.
7. ___________ указатель представляет собой алфавитный перечень понятий, предметов, упоминаемых в тексте документов, со ссылками на страницы публикации. В зависимости от содержания документов этот указатель может быть общим, включающим все предметные обозначения, имеющие существенное значение для раскрытия содержания публикации, или специальным, включающим один или несколько видов однородных предметных обозначений.
Ответ: предметный.
8. Перечни и обзоры выявленных, но не опубликованных документов составляются с целью ____________.
Ответ: информирования обо всех выявленных материалах по теме публикации.
9. Перечень _____________________ составляется для информирования об уже введенных в научный оборот документах.
Ответ: ранее опубликованных документов.
10. Архивные фонды, документы которых опубликованы в сборнике, группируются в перечне по ____________.
Ответ: архивам.
11. _________________ представляет собой алфавитный перечень и пояснения малоупотребительных или вышедших из употребления слов, упоминаемых в публикуемых документах.
Ответ: Словарь устаревших слов.
12. Его задачей является пояснение встречаемых в публикуемых документах терминов.
Ответ: Терминологический словарь.
13. По способу передачи информации изобразительные документы можно разделить на _____________ и __________________.
Ответ: иконографические и идеографические.
14. Какие документы относятся к аудиовизуальным документам?
Ответ: кино-, фото-, фоно- и видеодокументы.
15. При подготовке к публикации изобразительных и аудиовизуальных документов учитываются особенности их ________ и _____________.
Ответ: создания и воспроизведения.
16. Открытки, плакаты, карты относятся к ____________ изданиям.
Ответ: листовым.
17. Публикация изображений, как правило, наиболее значимых экспонатов (документов) выставки и их описаний – это ________________.
Ответ: каталог выставки.
18. Какую роль могут выполнять изобразительные и аудиовизуальные документы в готовящейся публикации?
Ответ: дополнять публикуемые письменные (текстовые) документы или самостоятельно раскрывать тему.
19. На какие два вида подразделяется графика по способу исполнения и возможностям воспроизведения?
Ответ: оригинальная и тиражная.
20. Наиболее распространенным способом воспроизведения художественного графического документа является художественная ______________ , полученная полиграфическими средствами.
Ответ: репродукция.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4
Способен использовать специальные профессиональные знания в области информационных технологий, применяемых в профессиональной деятельности

Вопрос 1. Какой библиотеке принадлежит данный адрес: https://www.rsl.ru/ ?
А. Российская государственная библиотека.
В. Научная электронная библиотека.
С. Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина.
Ответ: А.

Вопрос 2. Образовательная платформа и интернет-магазин печатных книг и электронных доступов к курсам и учебникам, основанная в 1996 г., - это:
А. РИНЦ.
В. Moodle.
С. Юрайт.
Ответ: С.

Вопрос 3. Как называется портал, посвящённый российской истории и культуре, ядро которого – электронная факсимильная библиотека?
А. РИНЦ.
В. Руниверс.
С. Архивы России.
Ответ: В.

Вопрос 4. Специализированный отраслевой портал, предоставляющий официальную информацию об архивной сфере России, архивных учреждениях, законодательстве и т.п., называется:
А. Руниверс.
В. Архивы России.
С. РИНЦ.
Ответ: В.

Вопрос 5. Что показывает уровень цитируемости статьи в Научной электронной библиотеке eLibrary?
А. Сколько раз на эту статью ссылались другие авторы.
В. Сколько раз автор статьи ссылался на свои работы.
С. Рейтинг статьи в мировом научном сообществе.
Ответ: А.

Вопрос 6. Что необходимо сделать, чтобы результаты поисковой работы в электронных библиотеках не исчезли после окончания работы?
А. Сделать скрин всех страниц поиска.
В. Оплатить сохранение результата.
С. Создать аккаунт и авторизоваться.
Ответ: С.

Вопрос 7. Научная электронная библиотека, построенная на парадигме открытой науки (Open Science), основными задачами которой является популяризация науки и научной деятельности, общественный контроль качества научных публикаций, развитие междисциплинарных исследований, современного института научной рецензии, повышение цитируемости российской науки и построение инфраструктуры знаний, - это:
А. ELibrary.
В. Руниверс.
С. КиберЛенинка.
Ответ: С.

Вопрос 8. База данных, которая содержит полные тексты книг, диссертаций, журналов, ведомостей, газет или других видов текстовых документов, - это:
А. Библиографическая база данных.
В. Полнотекстовая база данных.
С. Тематическая база данных.
Ответ: В.

Вопрос 9. База данных, которая содержит только библиографические метаданные, включая в некоторых случаях аннотации, - это:
А. Библиографическая база данных.
В. Полнотекстовая база данных.
С. Тематическая база данных.
Ответ: А.

Вопрос 10. Справочно-правовая система по законодательству Российской Федерации, первая массовая коммерческая справочно-правовая система в России (выпускается с 1990 года) – это:
А. КонсультантПлюс.
В. Гарант.
С. 1С.
Ответ: В.

Вопрос 11. Информационная система – это:
А. Система для обработки информации.
В. Система, передающая информацию по закрытым каналам связи.
С. Совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
Ответ: С.

Вопрос 12. Доменное имя – это:
А. Название сайта.
В. Обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет".
С. Адрес сайта.
Ответ: В.

Вопрос 13. Действия, методы и процедуры, позволяющие осуществлять отбор определенной информации из массива данных, - это:
А. Информационный поиск.
В. Фильтрация информации.
С. Экспертиза ценности.
Ответ: А.

Вопрос 14. Сузить область поиска информации в поисковых системах электронных библиотек позволяет:
А. Простой поиск.
В. Расширенный поиск.
С. Краткое написание запроса.
Ответ: В.

Вопрос 15. Как называется российский интернет-проект, программно-аппаратный комплекс для проверки текстовых документов на наличие заимствований из открытых источников в сети Интернет и других источников? Его использование рекомендовано в качестве автоматизированного средства борьбы с плагиатом для совершенствования внутреннего контроля качества индивидуальных работ обучающихся, а также в рамках внедрения типовой модели системы качества образовательного учреждения.
А. База заимствований.
В. Проверка заимствований.
С. Антиплагиат.
Ответ: С.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите варианты доступа к полному тексту статьи, найденной в Elibrary?
Ответ: доступ к полному тексту открыт; полный текст доступен на сайте издателя; полный текст доступен по заказу; доступ к полному тексту закрыт.
2. Чем устанавливается порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации?
Ответ: законодательством об архивном деле.
3. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на ________ и ______________.
Ответ: общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа.
4. К какому виду информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен?
Ответ: к общедоступной информации.
5. Требования какого законодательства должны соблюдаться при размещении информации в форме открытых данных в сети "Интернет"?
Ответ: законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
6. Национальная информационно-аналитическая система, аккумулирующая более 11 миллионов публикаций российских авторов, а также информацию о цитировании этих публикаций из более 6000 российских журналов, называется __________________.
Ответ: Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
7. К какому виду поисковых систем относятся системы, объектом поиска в которых является описание документа и его поисковые данные?
Ответ: документальные.
8. К какому виду поисковых систем относятся системы, объектом поиска в которых являются конкретные сведения, факты?
Ответ: фактографические.
9. Информационные ресурсы – это ________________________.
Ответ: совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.
10. Информационный взрыв – это постоянное увеличение _____________ информации в масштабах планеты.
Ответ: скорости и объемов.
11. Что такое Рунет?
Ответ: русскоязычная часть всемирной сети Интернет, часть Всемирной паутины, принадлежащая к национальным доменам.
12. Назовите основные направления в технологии баз данных.
Ответ: теоретическое; прикладное; направление, связанное с созданием программного обеспечения.
13. В коллективе появился новый сотрудник. Как поступить, чтобы добавить его в общий чат коллектива?
Ответ: добавить его телефон в список контактов на своем телефоне, найти этого пользователя в приложении и включить в чат.
14. Что необходимо сделать, чтобы получить полный доступ к функциям портала «Госуслуги»?
Ответ: подтвердить учетную запись одним из указанных способов.
15. Механизм, позволяющий выделить из имеющейся аудитории только целевых пользователей и показать коммуникационное сообщение именно им, называется __________________.
Ответ: таргетинг.
16. Как необходимо обращаться к человеку при ответе на полученное сообщение по электронной почте?
Ответ: так, как он сам представился.
17. Гипертекст – это система из текстовых страниц, имеющих ____________________, составленные как по вертикали, так и по горизонтали.
Ответ: перекрёстные ссылки.
18. Что характерно для клипового мышления?
Ответ: восприятие мира через короткие яркие образы.
19. Информационная система, предназначенная для сбора, обработки, моделирования и анализа пространственных данных, их отображения и использования при решении расчетных задач, называется _______________.
Ответ: геоинформационная система.
20. Как называется электронная библиотека, которая инициировалась и создавалась учреждениями РАН как общедоступный ресурс с целью предоставления пользователям Интернет информации о выдающихся ученых, внесших вклад в развитие российской науки? Библиотека содержит биографии ученых, оцифрованные тексты опубликованных ими наиболее значительных работ, цифровые копии связанных с ними архивных документов и музейных предметов.
Ответ: «Научное наследие России».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен к осуществлению теоретических разработок в области документоведения и архивоведения с учетом современных достижений научных знаний и информационных технологий, в том числе в области электронного документооборота и электронного архива

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. В качестве основных справочных ресурсов по фондам российских архивов рекомендуется использовать информационную систему:
А. Архивы России.
В. Центральный фондовый каталог.
С. Фондовый каталог.
Ответ: В.

Вопрос 2. При выявлении архивных документов в первую очередь выявляются:
А. Подлинники документов.
В. Копии документов.
С. Дубликаты документов.
Ответ: А.

Вопрос 3. Для выявления документов ___________ устанавливается круг лиц, деятельность которых связана с вопросами, охватываемыми темой публикации.
А. Личного происхождения.
В. Органов власти и управления.
С. Военного периода.
Ответ: А.

Вопрос 4. При выявлении ___________ устанавливается круг корреспондентов и местонахождение их фондов.
А. Дневников.
В. Писем.
С. Фотографий.
Ответ: В.

Вопрос 5. При выявлении какого вида документов учитывается состав документов по стадиям разработки объектов (изделий) в разные хронологические периоды, управленческая и нормативно-техническая документация?
А. Художественных документов.
В. Документов по личному составу.
С. Научно-технических документов.
Ответ: С.

Вопрос 6. Какой критерий предполагает учитывать при отборе документов наличие в них сведений, позволяющих изучать аспекты темы, раскрывающих ранее неизвестные факты, представляющих то или иное событие с новой стороны?
А. Критерий новизны.
В. Критерий полноты раскрытия темы.
С. Критерий подлинности документа.
Ответ: А.

Вопрос 7. Какой критерий подразумевает отбор из всей совокупности выявленных документов тех, представление которых в документальной публикации не только максимально соответствует достижению поставленных целей и задач, но и позволяет исследователям на основе определенного количества документов, ограниченного объемами документальной публикации, самостоятельно делать обобщающие выводы по теме публикации?
А. Критерий новизны.
В. Критерий полноты раскрытия темы.
С. Критерий подлинности документа.
Ответ: В.

Вопрос 8. Какой критерий предполагает установление важности содержания публикуемого документа по отношению к другим документам, включающим аналогичную или взаимосвязанную информацию?
А. Критерий информационной значимости документа.
В. Критерий полноты раскрытия темы.
С. Критерий подлинности документа.
Ответ: А.

Вопрос 9. Какой критерий предусматривает определение места документа в системе делопроизводства организации с учетом выполняемых документом функций?
А. Критерий взаимодополняемости документов.
В. Критерий информационной значимости документа.
С. Критерий системности.
Ответ: С.

Вопрос 10. Какой критерий предполагает определение распространенности вида документа, его эволюции, а также развития формуляра документа в тот или иной период?
А. Критерий типичности (нетипичности) документа.
В. Критерий системности.
С. Критерий информационной значимости документа.
Ответ: А.

Вопрос 11. Какой критерий предполагает учитывать при отборе влияние документов на дальнейшее развитие событий, формирование общественного мнения, настроений в обществе?
А. Критерий информационной значимости документа.
В. Критерий степени воздействия документа на последующие события.
С. Критерий типичности (нетипичности) документа.
Ответ: В.

Вопрос 12. При наличии нескольких редакций текста документа для каждой из них определяется:
А. Свой вариант.
В. Свой основной текст.
С. Отдельное издание.
Ответ: В.

Вопрос 13. В случае если текст документа известен только по публикации или в составе другого документа, такой текст:
А. Может публиковаться только в приложении к документальной публикации.
В. Не может быть включен в документальную публикацию.
С. Может быть принят в качестве основного с соответствующим обоснованием в предисловии или комментариях.
Ответ: С.

Вопрос 14. Изучение внешних особенностей документа: материала для письма, печатей, способа написания букв и цифр, водяных знаков (филиграней) и т.д. – проводится в рамках:
А. Источниковедческого анализа.
В. Археографического анализа.
С. Делопроизводственного анализа.
Ответ: А.

Вопрос 15. Воссоздание определенного варианта, редакции текста (части текста) – это:
А. Реставрация документа.
В. Реконструкция текста утраченного документа.
С. Публикация документа.
Ответ: В.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Выявление каких групп материалов осуществляется в ходе подготовки документальной публикации?
Ответ: выявление ранее опубликованных документов; выявление материалов периодической печати по теме публикации; выявление архивных документов.
2. Полнота выявления каких документов позволит установить новизну готовящейся публикации, избежать повторного обращения к уже раскрытой теме или сконцентрироваться на других ее аспектах?
Ответ: ранее опубликованных документов.
3. Выявление архивных документов при подготовке публикаций документов ____________ происхождения или документов одного лица предполагает знание его биографии и связей в профессиональных, творческих и других сферах его деятельности.
Ответ: личного.
4. При выявлении каких документов рекомендуется учитывать особенности организации архивного хранения документов в соответствующий исторический период, историю архивных учреждений, возможные утраты комплексов документов?
Ответ: архивных документов.
5. Особенностью архивной системы советского периода являлось одновременное существование ____________ фонда СССР и ___________ фонда, правила организации и использования которых существенно различались.
Ответ: Государственного Архивного; партийного.
6. На каких уровнях осуществляется выявление документов и документной информации в архиве?
Ответ: на уровне фонда (коллекции), единицы хранения (единицы учета), документа.
7. Критериями чего являются критерий новизны, критерий полноты раскрытия темы, критерий подлинности документа, критерий информационной значимости документа, критерий взаимодополняемости документов, критерий системности, критерий типичности (нетипичности) документа, критерий степени воздействия документа на последующие события?
Ответ: критериями отбора документов для включения в документальную публикацию.
8. Критерий __________ документа предполагает отбор для публикации в первую очередь подлинников документов, а при их отсутствии – заверенных копий.
Ответ: подлинности.
9. Критерии применяются __________, дополняют друг друга на различных этапах осуществления отбора документов.
Ответ: комплексно.
10. Камеральная археография – это __________.
Ответ: деятельность, направленная на описание выявленных источников.
11. Какой тип публикации подразумевает использование максимального объема источников, принципов поиска документов, систематизации, фильтрации, критериев отбора?
Ответ: научная публикация.
12. При публикации документов, созданных до начала XVI в., неисправности, ________________, сохраняются в тексте.
Ответ: не имеющие смыслового значения.
13. При публикации части текста в заголовке публикуемого документа используется предлог «___».
Ответ: из.
14. Что включает в себя архивный шифр, указываемый качестве поисковых данных публикуемого архивного документа?
Ответ: название архива, номер фонда, описи, дела, листа (листов) документа.
15. Все документы, включенные в состав публикации, нумеруются ___________ цифрами.
Ответ: арабскими.
16. Назовите два специализированных федеральных архива, в которые можно обратиться при выявлении технических графических и картографических документов.
Ответ: РГАНТД, РГА в г. Самаре.
17. Назовите два специализированных федеральных архива для выявления аудиовизуальных документов.
Ответ: РГАКФД, РГАФД.
18. Технические графические документы отбираются во взаимосвязи с текстовыми __________ документами, так как последние объясняют условия и обстоятельства создания и реализации научно-технического проекта, его значение.
Ответ: научно-техническими.
19. Каким способом воспроизводится точная копия оригинального произведения живописи или графики в документальной публикации?
Ответ: факсимильным.
20. В каком элементе археографического оформления помещаются (среди прочих) поисковые данные (шифр) документа и ссылки на предшествующие публикации документа?
Ответ: легенда.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу в виде письменного опроса.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите основные типы документальных публикаций.
Ответ: научный, научно-популярный и учебный.
2. О каком типе документальной публикации идет речь: «Предназначена для использования в научных исследованиях. Цель публикации – максимально точная передача текста документов и представление информации о них пользователям, профессионально занимающимся изучением истории, специальных исторических дисциплин или других наук. Ее подготовка предполагает использование результатов научной деятельности в области источниковедения, палеографии, кодикологии, дипломатики, сфрагистики и других исторических, а также филологических (например, текстология) дисциплин»?
Ответ: научная документальная публикация.
3. О каком типе документальной публикации идет речь: «Предназначена для широкого круга пользователей, интересующихся историей. Ее цель – распространение научных знаний о публикуемых документах и зафиксированных в них событиях, фактах, явлениях в современной и доступной форме. Эта документальная публикация предполагает использование упрощенных приемов передачи текста документов, а также соответствующий потребностям предполагаемой пользовательской аудитории характер НСА (предисловия, комментариев и др.)»?
Ответ: научно-популярная документальная публикация.
4. О каком типе документальной публикации идет речь: «Адаптирована к задачам учебного процесса. Ее цель – подкрепить конкретными примерами, дополнить информацию, предлагаемую к изучению в ходе освоения учебной программы. Как правило, документы публикуются в извлечениях (в форме хрестоматии) с целью обратить внимание пользователей (учащихся) на наиболее яркие и характерные примеры источников по теме публикации. Для этой публикации характерны группировка документов по тематике учебной программы, наличие вводных пояснительных текстов к разделам и темам, отдельным документам или их группам, умеренное использование специальных терминов с их обязательным пояснением, включение в состав элементов публикации учебно-методических рекомендаций.
Ответ: учебная документальная публикация.
5. Назовите виды документальных публикаций.
Ответ: пофондовые, повидовые, тематические публикации, публикации документов одного лица.
6. ___________ указатель представляет собой алфавитный перечень понятий, предметов, упоминаемых в тексте документов, со ссылками на страницы публикации. В зависимости от содержания документов этот указатель может быть общим, включающим все предметные обозначения, имеющие существенное значение для раскрытия содержания публикации, или специальным, включающим один или несколько видов однородных предметных обозначений.
Ответ: предметный.
7. Перечни и обзоры выявленных, но не опубликованных документов составляются с целью ____________.
Ответ: информирования обо всех выявленных материалах по теме публикации.
8. Перечень _____________________ составляется для информирования об уже введенных в научный оборот документах.
Ответ: ранее опубликованных документов.
9. Архивные фонды, документы которых опубликованы в сборнике, группируются в перечне по ____________.
Ответ: архивам.
10. _________________ представляет собой алфавитный перечень и пояснения малоупотребительных или вышедших из употребления слов, упоминаемых в публикуемых документах.
Ответ: Словарь устаревших слов.
11. Выявление каких групп материалов осуществляется в ходе подготовки документальной публикации?
Ответ: выявление ранее опубликованных документов; выявление материалов периодической печати по теме публикации; выявление архивных документов.
12. Полнота выявления каких документов позволит установить новизну готовящейся публикации, избежать повторного обращения к уже раскрытой теме или сконцентрироваться на других ее аспектах?
Ответ: ранее опубликованных документов.
13. Выявление архивных документов при подготовке публикаций документов ____________ происхождения или документов одного лица предполагает знание его биографии и связей в профессиональных, творческих и других сферах его деятельности.
Ответ: личного.
14. При выявлении каких документов рекомендуется учитывать особенности организации архивного хранения документов в соответствующий исторический период, историю архивных учреждений, возможные утраты комплексов документов?
Ответ: архивных документов.
15. Особенностью архивной системы советского периода являлось одновременное существование ____________ фонда СССР и ___________ фонда, правила организации и использования которых существенно различались.
Ответ: Государственного Архивного; партийного.
16. Как необходимо обращаться к человеку при ответе на полученное сообщение по электронной почте?
Ответ: так, как он сам представился.
17. Гипертекст – это система из текстовых страниц, имеющих ____________________, составленные как по вертикали, так и по горизонтали.
Ответ: перекрёстные ссылки.
18. Что характерно для клипового мышления?
Ответ: восприятие мира через короткие яркие образы.
19. Информационная система, предназначенная для сбора, обработки, моделирования и анализа пространственных данных, их отображения и использования при решении расчетных задач, называется _______________.
Ответ: геоинформационная система.
20. Как называется электронная библиотека, которая инициировалась и создавалась учреждениями РАН как общедоступный ресурс с целью предоставления пользователям Интернет информации о выдающихся ученых, внесших вклад в развитие российской науки? Библиотека содержит биографии ученых, оцифрованные тексты опубликованных ими наиболее значительных работ, цифровые копии связанных с ними архивных документов и музейных предметов.
Ответ: «Научное наследие России».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Адаменко, А.М. Археография. История и современное состояние : Кемерово: Кемеровский государственный университет // ЭБС «Университетская библиотека on-line»., 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Неженцева Н.В. Использование архивных документов : учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.3 Шульгина М. В. Архивоведение: ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики; [авт.-сост.: В. Н. Владимиров и др.] Документоведение и архивоведение (дисциплины базовой части профессионального цикла): учеб. пособие для бакалавров по направлению 46.03.02 Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Цифровые публикации документов" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение принципов и методов публикационной работы отечественных архивов. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом.
С лекциями обучающиеся знакомятся на аудиторном занятии. В ходе лекции рекомендуется составлять конспект. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
* внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия;
* найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
* продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
* продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей.
Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
Практическая и/или самостоятельная работа обучающихся осуществляется с использованием ЭУМКД по адресу:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1429
Задания, представленные в ЭУМКД, выполняются обучающимися самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем на аудиторном занятии и/или в качестве задания на дом. Функциональное предназначение самостоятельной работы студента по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы определяется преподавателем. Если студент не посещает аудиторные занятия, то для допуска к экзамену необходимо выполнить ВСЕ практические задания и задания для самостоятельной работы.
При подготовке к занятиям следует внимательно ознакомиться с их описанием и требованиями к ответу, а также с критериями оценивания, представленными в каждом задании. При устных ответах запрещается читать с экранов мобильных телефонов, планшетов и т.п. Устные и письменные ответы на теоретические вопросы заданий должны содержать самостоятельные суждения, анализ и выводы.