МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование в сфере прикладной этики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильФилософия Востока
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_Философия_ФВ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд.филос.н., Доцент, Бутина А.В.

Рецензент(ы):
докт.филос.н., Зав.кафедрой, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Проектирование в сфере прикладной этики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.01 Философия (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 966)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черданцева Инна Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Черданцева Инна Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - всестороннее освоение компетенций (навыков, знаний умений),реализуемых дисциплиной «Проектирование в сфере прикладной этики», формирование у обучающихся структурных подходов к проектированию, накопление опыта учебных проектных разработок.

Задачи:
— развитие у обучающегося проектной культуры в профессиональной области;
— определение проектной деятельности как многофакторной системы, результирующей накопленный проектный опыт;
— практическое освоение ведущих методов социального проектирования в прикладной этике;
— формирование проектного мышления как фундамента успеха и эффективности в профессии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен использовать различные методы научного и философского исследования в сфере своей профессиональной деятельности
ОПК-5.1 Имеет представление об основных парадигмах развития науки, методологии социальных наук, принципах и методах социогуманитарного познания
ОПК-5.2 Различает виды научных исследований, знает и использует различные методы исследования
ОПК-5.3 Пользуется методами философского и научного исследования для решения профессиональных задач
ПК-2Способен реферировать, рецензировать, создавать философские тексты
ПК-2.1 Реферирует, рецензирует философские тексты
ПК-2.2 Способен самостоятельно создавать философские тексты
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории;
- основные парадигмы развития науки, методологии социальных наук, принципы и методы социогуманитарного познания.
3.2.Уметь:
3.2.1.- осуществлять поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов;
- анализировать информацию и предлагать возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их
- достоинства и недостатки;
- различать виды научных исследований, использовать различные методы исследования;
- реферировать, рецензировать философские тексты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеет навыками сопоставления разных источников информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений;
- владеет методами философского и научного исследования для решения профессиональных задач;
- владеет навыками самостоятельно создавать философские тексты.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы прикладной этики
1.1. История прикладной этики. Смысл понятия «прикладная этика»: «application ethics», «applied ethics». Прикладная этика как вид знания и моральная практика. Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
1.2. История прикладной этики. Смысл понятия «прикладная этика»: «application ethics», «applied ethics». Прикладная этика как вид знания и моральная практика. Сам. работа 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
1.3. Разнообразие нормативно-ценностных систем. Прикладная этика и профессиональная мораль. Субдисциплины прикладной этики. Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
1.4. Разнообразие нормативно-ценностных систем. Прикладная этика и профессиональная мораль. Субдисциплины прикладной этики. Сам. работа 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
1.5. Предмет, цели и задачи прикладной этики. Роль морального выбора в продуцировании и решении этико-прикладных задач. Моральные дилеммы. Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
1.6. Предмет, цели и задачи прикладной этики. Роль морального выбора в продуцировании и решении этико-прикладных задач. Моральные дилеммы. Сам. работа 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
1.7. Методы и технологии прикладной этики. Ситуационный анализ. Гуманитарная экспертиза, этическое консультирование, этический тренинг, этические деловые игры, медиация, процедуры мониторинга и аудита, способы организации диалога. Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
1.8. Методы и технологии прикладной этики. Ситуационный анализ. Гуманитарная экспертиза, этическое консультирование, этический тренинг, этические деловые игры, медиация, процедуры мониторинга и аудита, способы организации диалога. Сам. работа 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
1.9. Инструментарий прикладной этики. Этический режим. Этические комиссии и комитеты. Специальные программы, проекты, методики, направленные на формирование социально- и личностно значимых нравственных практик, норм и ценностей. Нормативные документы: кодексы, хартии, декларации, стандарты. Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
1.10. Инструментарий прикладной этики. Этический режим. Этические комиссии и комитеты. Специальные программы, проекты, методики, направленные на формирование социально- и личностно значимых нравственных практик, норм и ценностей. Нормативные документы: кодексы, хартии, декларации, стандарты. Сам. работа 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
1.11. Основные виды деятельности специалиста в области прикладной этики: организационно-управленческая (деятельность по формированию нравственного пространства), проектная (разработка программ, способствующих обеспечению достойного уровня нравственных отношений), технологическая (внедрение нравственных практик в рамках межличностного и социального взаимодействия), информационно-аналитическая (сбор, обработка, анализ и презентация информации о нравственных отношениях), научно-исследовательская (исследование закономерностей возникновения, развития и существования нравственных явлений в различных сферах человеческой деятельности). Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
1.12. Основные виды деятельности специалиста в области прикладной этики: организационно-управленческая (деятельность по формированию нравственного пространства), проектная (разработка программ, способствующих обеспечению достойного уровня нравственных отношений), технологическая (внедрение нравственных практик в рамках межличностного и социального взаимодействия), информационно-аналитическая (сбор, обработка, анализ и презентация информации о нравственных отношениях), научно-исследовательская (исследование закономерностей возникновения, развития и существования нравственных явлений в различных сферах человеческой деятельности). Сам. работа 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
Раздел 2. Теоретические аспекты проектирования в сфере прикладной этики
2.1. Проектная культура как историческое явление. Роль философии и этики в ее становлении. Проектная культура личности. Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
2.2. Проектная культура как историческое явление. Роль философии и этики в ее становлении. Проектная культура личности. Сам. работа 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
2.3. Подходы к сущности социального проектирования. Основные предпосылки социального проектирования. Объект, средства и задачи социального проектирования. Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
2.4. Подходы к сущности социального проектирования. Основные предпосылки социального проектирования. Объект, средства и задачи социального проектирования. Сам. работа 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
2.5. Понятие, признаки, основные функции социального проекта. Типология проектов. Основные ошибки при разработке социального проекта. Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
2.6. Понятие, признаки, основные функции социального проекта. Типология проектов. Основные ошибки при разработке социального проекта. Сам. работа 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
2.7. Жизненный цикл социального проекта и его описание. Технология работы над социальным проектом. Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
2.8. Жизненный цикл социального проекта и его описание. Технология работы над социальным проектом. Сам. работа 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
Раздел 3. Разработка социального проекта в сфере прикладной этики
3.1. Ресурсы и правила планирования социального проекта. Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
3.2. Ресурсы и правила планирования социального проекта. Сам. работа 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
3.3. Этапы проектирования социального проекта. Анализ ситуации (обоснование актуальности проекта). Постановка цели и задач социального проекта. Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
3.4. Этапы проектирования социального проекта. Анализ ситуации (обоснование актуальности проекта). Постановка цели и задач социального проекта. Сам. работа 4 9 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
3.5. Целевая аудитория социального проекта. Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
3.6. Целевая аудитория социального проекта. Сам. работа 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
3.7. Методы коллективной работы над проектом. Мозговая атака. Метод синектики. Деловая игра. Метод фокальных объектов. Метод создания сценариев. Метод контрольных вопросов. Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
3.8. Методы коллективной работы над проектом. Мозговая атака. Метод синектики. Деловая игра. Метод фокальных объектов. Метод создания сценариев. Метод контрольных вопросов. Сам. работа 4 9 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
Раздел 4. Оценка жизнеспособности социального проекта в сфере прикладной этики
4.1. Оценка результативности проекта в сфере прикладной этики. Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
4.2. Оценка результативности проекта в сфере прикладной этики. Сам. работа 4 9 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
4.3. Источник финансирования проекта. Фандрейзинг – способы привлечения средств для реализации социального проекта. Бюджет проекта. Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
4.4. Источник финансирования проекта. Фандрейзинг – способы привлечения средств для реализации социального проекта. Бюджет проекта. Сам. работа 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
4.5. Схема управления проектом. Структуры управления социальным проектом. Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
4.6. Схема управления проектом. Структуры управления социальным проектом. Сам. работа 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
4.7. Оценка рисков проекта в сфере прикладной этики. Контроль и завершение работ по проектной деятельности. Социальная экспертиза проекта. Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
4.8. Оценка рисков проекта в сфере прикладной этики. Контроль и завершение работ по проектной деятельности. Социальная экспертиза проекта. Сам. работа 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы курсовых проектов:

1. Индустрия кино и нравственная миссия искусства
2. Этическая составляющая и проблематика современного искусства (contemporary arts)
3. Нравственный климат трудового коллектива: технологии этического управления
4. Разработка этического кодекса организации
5. Разработка предложений по внедрению принципов международной деловой этики в практику российского бизнеса
6. Прикладная этика в сфере цифровой коммуникации и искусственного интеллекта
7. Разработка профессионально-этического кодекса университета
8. Этические модели экономической модернизации
9. Саморегулирование профессии как проблема прикладной этики
10. Технологии прикладной этики на примере...
11. Кодексы политической этики
12. Кодексы журналистской этики
13. Кодексы врачебной этики
14. Этика госслужбы
15. Этика успеха
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скворцов, А. А. Этика : Гриф УМО СПО Юрайт, 2021 www.urait.ru
Л1.2 Чекушкина, Е. Н. Профессиональная этика: учебно-методическое пособие Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2020 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Родыгина Н. Ю. ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.2 Таран, А. С. Профессиональная этика юриста : учебник и практикум для СПО Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.3 Гуревич П. С. ЭТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.4 Дзялошинский, И. М. Профессиональная этика журналиста: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.5 Гонтарь, О. П. Профессиональная этика: Учебное пособие Красноярск : СФУ, 2019 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э3 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э4 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э5 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э6 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э7 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э8 Курс в MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Организация деятельности студента в рамках практического занятия.
Готовиться к практическим занятиям можно как индивидуально, так и в составе малой группы. Подготовка к каждому практическому занятию должна начаться с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. При подготовки к практическим занятиям, необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы.

Индивидуальные задания (защита /презентация выполненной работы).
Творческие домашние задания – одна из форм самостоятельной работы студентов, способствующая углублению знаний, выработке устойчивых навыков самостоятельной работы. Творческое задание – задание, которое содержит больший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов. В качестве главных признаков творческих домашних работ студентов выделяют: высокую степень самостоятельности; умение логически обрабатывать материал; умение самостоятельно сравнивать, сопоставлять и обобщать материал; умение классифицировать материал по тем или иным признакам; умение высказывать свое отношение к описываемым явлениям и событиям; умение давать собственную оценку какой-либо работы и др. Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными. Для подготовки презентации рекомендуется использовать: Microsoft PowerPoint. Четко сформулировать цель презентации. Определить ключевые моменты в содержании текста и выделить их. Работа студента над докладом-презентацией включает отработку умения самостоятельно обобщать материал и делать выводы в заключении, умения ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей, отработку навыков ораторства, умения проводить диспут.

Анализ ситуаций, решение ситуационных задач.
Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы ее решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ. Студенту необходимо изучить учебную информацию по теме; провести системно – структурированный анализ содержания темы; выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруднение; дать обстоятельную характеристику условий задачи; критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности); выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она на стандартная); оформить и сдать на контроль в установленный срок.

Подготовка к экзамену.
При подготовке к экзамену необходимо ориентироваться на рекомендуемую литературу и др. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания.