МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия культуры и искусства стран Востока

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильФилософия Востока
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_Философия_ФВ-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 68
самостоятельная работа 85
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 38 38 38 38
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
канд.филос.н., Доцент, Бутина А.В.

Рецензент(ы):
докт.филос.н., Зав.кафедрой, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Философия культуры и искусства стран Востока

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.01 Философия (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 966)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черданцева Инна Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Черданцева Инна Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов с кругом проблем философии стран Востока; закономерностями развития и специфическими чертами культур регионов, объединяемых понятием Восток; через раскрытие содержание основных религиозных, мировоззренческих и эстетических категорий и принципов; создать целостное представление о Востоке как едином цивилизационном комплексе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Владеет концептуальным аппаратом различных философских школ, осуществляет их компаративный анализ
ПК-1.1 Самостоятельно осуществляет компаративный анализ различных философских школ и направлений для исследований в своей профессиональной области
ПК-1.2 исследований в своей профессиональной области
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные теоретикометодологические положения системного подхода как научной и философской категории;
- основные подходы к изучению культурных явлений;
- основные философские школы и направления:
- многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия;
- особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
3.2.Уметь:
3.2.1.- осуществлять поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов;
- нализировать информацию и предлагать возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки;
- применять знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности;
- критически осмысливать и формировать собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического,социального многообразия современного общества;
- приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия;
- навыками самостоятельного осуществления компаративного анализа различных философских школ и направлений для исследований в своей профессиональной области.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Восток и Запад. Понятие «Восточная культура»
1.1. Цели и задачи дисциплины. Различия географических и цивилизационных понятий Восток и Запад. Страны и регионы Востока: Ближний Восток, Восточная Азия, Южная Азия, ЮгоВосточная Азия. Различие понятий Ближний Восток и Арабо-мусульманский мир. Магриб ,как часть цивилизационного Востока. Оппозиции Север-Юг и Запад-Восток в культуре человечества. Эволюция понятия «Восток» в западной культуре: Древний Восток, как источник цивилизации (Древний Египет и Месопотамия), Восток, как источник угроз в период Античности (Греко-Персидские войны), «Дикий» Восток (Римская империя), Восток как сказка (Средневековье), Восток как сокровищница (Раннее новое время), Восток как загадка (Новое время), Восток как источник мудрости и знаний (Новейшее время). Христианский Запад и мусульманский Восток: истоки идеологии, сходство и различие культур. Лекции 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Цели и задачи дисциплины. Различия географических и цивилизационных понятий Восток и Запад. Страны и регионы Востока: Ближний Восток, Восточная Азия, Южная Азия, ЮгоВосточная Азия. Различие понятий Ближний Восток и Арабо-мусульманский мир. Магриб ,как часть цивилизационного Востока. Оппозиции Север-Юг и Запад-Восток в культуре человечества. Эволюция понятия «Восток» в западной культуре: Древний Восток, как источник цивилизации (Древний Египет и Месопотамия), Восток, как источник угроз в период Античности (Греко-Персидские войны) , «Дикий» Восток (Римская империя), Восток как сказка (Средневековье), Восток как сокровищница (Раннее новое время), Восток как загадка (Новое время), Восток как источник мудрости и знаний (Новейшее время). Христианский Запад и мусульманский Восток: истоки идеологии, сходство и различие культур. Сам. работа 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Мифология понятия «Восточная культура». Взгляд восточных цивилизаций на Запад. Специфика мышления Восточной Азии. Специфика культур аврамических религий. Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Мифология понятия «Восточная культура». Взгляд восточных цивилизаций на Запад. Специфика мышления Восточной Азии. Специфика культур аврамических религий. Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Культура Ближнего Востока и арабского Магриба
2.1. Географические условия Аравийского полуострова. Семитские народы: этногенез, политическая и социальная структура, проблема взаимоотношений этнических групп. Кочевые и осёдлые народы Ближнего Востока. Аравия до ислама. Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Географические условия Аравийского полуострова. Семитские народы: этногенез, политическая и социальная структура, проблема взаимоотношений этнических групп. Кочевые и осёдлые народы Ближнего Востока. Аравия до ислама. Сам. работа 7 5 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Ислам в жизни арабских стран VIIв. Влияние нового религиозного течения на менталитет, политическую и социальную культуру арабов. Проблема становления ислама как религиозного учения и его влияние на социокультурные традиции. Ближний Восток и античное наследие. Влияние культуры Греции на развитие мусульманского богословия. Мистическое учение суфиев. Арабские корни европейского Возрождения. Лекции 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Ислам в жизни арабских стран VIIв. Влияние нового религиозного течения на менталитет, политическую и социальную культуру арабов. Проблема становления ислама как религиозного учения и его влияние на социальнокультурные традиции. Ближний Восток и античное наследие. Влияние культуры Греции на развитие мусульманского богословия. Мистическое учение суфиев. Арабские корни европейского Возрождения. Сам. работа 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Трансформация отношений с державами и народами Запада. Союз с христианами и иудеями против язычников. Конфронтация с иудаизмом. Конкиста Иберийского полуострова (VII-XVвв.). Мусульманские государства юга Испании и Португалии: влияние на языки населения Пиренейского п-ова, литература и философия Испании. Конфронтация с Западом в эпоху Крестовых походов (XI-XIIIвв.). «Благородный варвар» Саладин как идеал рыцарской традиции Европы. Культурные инновации в жизни Запада. Исламские государства Азии и Европа в Новое и Новейшее время. Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Трансформация отношений с державами и народами Запада. Союз с христианами и иудеями против язычников. Конфронтация с иудаизмом. Конкиста Иберийского полуострова (VII-XVвв.). Мусульманские государства юга Испании и Португалии: влияние на языки населения Пиренейского п-ова, литература и философия Испании. Конфронтация с Западом в эпоху Крестовых походов (XI-XIIIвв.). «Благородный варвар» Саладин как идеал рыцарской традиции Европы. Культурные инновации в жизни Запада. Исламские государства Азии и Европа в Новое и Новейшее время. Сам. работа 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Особенности арабской эстетики. Коран и искусство. Визуальная и музыкальная культура мусульманского Востока. Влияние арабской культуры и обыкновений на повседневную жизнь и искусство Запада. Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Особенности арабской эстетики. Коран и искусство. Визуальная и музыкальная культура мусульманского Востока. Влияние арабской культуры и обыкновений на повседневную жизнь и искусство Запада. Сам. работа 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Философия и культура Индии и Китая
3.1. Священные тексты Древней Индии. Ведийская религия и еретические учения: индуизм, джайнизм, сикхизм, буддизм. Социальные, политические и религиозные истоки буддизма. История распространения буддизма на территории Индостана и соседних государств Южной и Юго-Восточной Азии. Традиционные религии Индии и ислам. Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Священные тексты Древней Индии. Ведийская религия и еретические учения: индуизм,джайнизм, сикхизм, буддизм. Социальные, политические и религиозные истоки буддизма. История распространения буддизма на территории Индостана и соседних государств Южной и Юго-Восточной Азии. Традиционные религии Индии и ислам. Сам. работа 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Проблема культурного единства Индии. Этническое и религиозное многообразие региона. Политика и общество в культуре Индии. Истоки недолговечности государственных образований Индии. Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Проблема культурного единства Индии. Этническое и религиозное многообразие региона. Политика и общество в культуре Индии. Истоки недолговечности государственных образований Индии. Сам. работа 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Подходы к изучению истории культуры Китая. Европоцентристский подход: акцент на универсальности европейского опыта социально-экономического развития. Китаецентристский: поиск китайской специфики. Цивилизационный подход: учет соотношения мировой цивилизации и локальных цивилизаций. Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Подходы к изучению истории культуры Китая. Европоцентристский подход: акцент на универсальности европейского опыта социально-экономического развития. Китаецентристский: поиск китайской специфики. Цивилизационный подход: учет соотношения мировой цивилизации и локальных цивилизаций. Сам. работа 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Оформление канонов и основных положений даосизма, моизма, легизма. Сборники «Шу цзин» («Книга Истории»), «И цзин» («Книга перемен»), «Ши цзин» («Книга песен»). Военный трактат Сун-цзы. Китайская наука управления и стратегии. Влияние «Книги перемен» на интеллектуальное развитие и локальные традиции в странах Восточной Азии Личность Конфуция и его учение. «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Превращение конфуцианства из морально-этического учения в политическую идеологию. Основные понятия конфуцианства: семья (цзя) как матрица оптимального общественного устройства и сакрального пространства существования. Цюньцзы (благородный муж) как идеал традиции, духовного всемогущества и оптимального члена государства. Ритуал (ли) как форма вселенской коммуникации. Сыновья почтительность, справедливость, человеколюбие. Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. Оформление канонов и основных положений даосизма, моизма, легизма. Сборники «Шу цзин» («Книга Истории»), «И цзин» («Книга перемен»), «Ши цзин» («Книга песен»). Военный трактат Сун-цзы. Китайская наука управления и стратегии. Влияние «Книги перемен» на интеллектуальное развитие и локальные традиции в странах Восточной Азии Личность Конфуция и его учение. «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Превращение конфуцианства из морально-этического учения в политическую идеологию. Основные понятия конфуцианства: семья (цзя) как матрица оптимального общественного устройства и сакрального пространства существования. Цюньцзы (благородный муж) как идеал традиции, духовного всемогущества и оптимального члена государства. Ритуал (ли) как форма вселенской коммуникации. Сыновья почтительность, справедливость, человеколюбие. Сам. работа 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.9. Формирование основ китайской культуры в Архаичный период (XV-XI вв. до н.э.). Эпоха Чжоу в истории Китая и особенности её периодизации. Представления о материальной (по) и духовной (хунь) душах человека. Культ предков и жертвоприношения, как способ обретения бессмертия. Гадательные практики. Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.10. Формирование основ китайской культуры в Архаичный период (XV-XI вв. до н.э.). Эпоха Чжоу в истории Китая и особенности её периодизации. Представления о материальной (по) и духовной (хунь) душах человека. Культ предков и жертвоприношения, как способ обретения бессмертия. Гадательные практики. Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.11. Появление философских школ и конкуренции между ними («борьба ста школ»). Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.12. Появление философских школ и конкуренции между ними («борьба ста школ»). Сам. работа 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Японская национальная культура
4.1. История Японии: этнический и территориальный подходы. Проблема этногенеза японцев. Проблемы периодизации истории Японии. Географические факторы культурного развития. Культура Дзёмон: особенности распространения, материальной и духовной культуры. Культура Яёй. Государство Ямато формирование культурогенных механизмов, начала политической культуры Японии. Курганы кофун. Период преобразований по китайскому образцу: Асука- Нара. Зарождение традиционной картины религиозной жизни страны: синто, буддизм и конфуцианство. Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. История Японии: этнический и территориальный подходы. Проблема этногенеза японцев. Проблемы периодизации истории Японии. Географические факторы культурного развития. Культура Дзёмон: особенности распространения, материальной и духовной культуры. Культура Яёй. Государство Ямато формирование культурогенных механизмов, начала политической культуры Японии. Курганы кофун. Период преобразований по китайскому образцу: Асука- Нара. Зарождение традиционной картины религиозной жизни страны: синто, буддизм и конфуцианство. Сам. работа 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Специфика японского искусства классического периода: литература и изобразительное искусство. Мир и человек в японской культуре. Самурайская культура: аристократии и войны. Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Специфика японского искусства классического периода: литература и изобразительное искусство. Мир и человек в японской культуре. Самурайская культура: аристократии и войны. Сам. работа 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Культура периода Токугава. Общая характеристика социального и культурного развития Японии в условиях самоизоляции. Запад в Японии: проблема влияния, португальские миссионеры и голландские учёные. Консервативные истоки формирования национальной культуры. Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.6. Культура периода Токугава. Общая характеристика социального и культурного развития Японии в условиях самоизоляции. Запад в Японии: проблема влияния, португальские миссионеры и голландские учёные. Консервативные истоки формирования национальной культуры. Сам. работа 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.7. Распространение дзэн. Эволюция японской эстетики: Принципы моно-но аварэ, югэн, ваби и саби. Понятие истинности макото в японской культуре. Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.8. Распространение дзэн. Эволюция японской эстетики: Принципы моно-но аварэ, югэн, ваби и саби. Понятие истинности макото в японской культуре. Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.9. Проблема консервативной революции Мэйдзи. Вестернизация Японии. Трансформация роли и функций императора в Японском обществе. Имперская идеология и традиционные ценности. Японская культура в Европе и США. Влияние Запада на самосознание японцев и японскую культуру в XIX-XX вв. Национализм и политика Японии в первой половине XX столетия. Гигантомания в традиционной и национальной культуре Японии. Поражение во второй мировой войне и кризис национальной идентичности в период окупации. Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.10. Проблема консервативной революции Мэйдзи. Вестернизация Японии. Трансформация роли и функций императора в Японском обществе. Имперская идеология и традиционные ценности. Японская культура в Европе и США. Влияние Запада на самосознание японцев и японскую культуру в XIX-XX вв. Национализм и политика Японии в первой половине XX столетия. Гигантомания в традиционной и национальной культуре Японии. Поражение во второй мировой войне и кризис национальной идентичности в период окупации. Сам. работа 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.11. Экономический характер ренессанса культуры Японии. Япония как торговая марка: японский этикет, японский менеджмент, японское качество. «Загадочная Япония» глазами японцев и европейцев. Феномен японизации Запада. Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.12. Экономический характер ренессанса культуры Японии. Япония как торговая марка: японский этикет, японский менеджмент, японское качество. «Загадочная Япония» глазами японцев и европейцев. Феномен японизации Запада. Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Культура Кореи и стран Восточной Азии
5.1. Корейский полуостров: географическое положение и климатические условия. Теории этногенеза корейцев. Появление первых гоминидов на территории Кореи и палеолит. Мезолитические и неолитические культуры Кореи. Корейский язык и письменность (хангыль и ханчча). Отношение стран Корейского полуострова с Китаем и Японией.Первое государство корейского полуострова Кочосон (Древний Чосон в 2333 г. до н.э. – 108г. н.э.) формы правления через религиозных лидеров и светских правителей. Муизм – традиционная религия Кореи. Роль муизма в формировании корейской духовной культуры и религиозной жизни Кореи. Вхождение территории Кореи в состав империи Хань. Ранние государства Когурё, Пэкче и Силла. Оформление политических и культурных центров на севере и юге полуострова.Объединённое Силла (636-935). Проникновение буддизма, конфуцианства и даосизма на Корейский п-ов. Расцвет буддийской культуры в период Корё (918-1392). Усиление китайского влияния и распространение конфуцианства. Противостояние конфуцианства и буддизма в период династии Чосон (1392-1910гг.). Формирование традиционных идеалов и ценностей корейского общества под влиянием конфуцианства. Лекции 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Корейский полуостров: географическое положение и климатические условия. Теории этногенеза корейцев. Появление первых гоминидов на территории Кореи и палеолит. Мезолитические и неолитические культуры Кореи. Корейский язык и письменность (хангыль и ханчча). Отношение стран Корейского полуострова с Китаем и Японией.Первое государство корейского полуострова Кочосон (Древний Чосон в 2333 г. до н.э. – 108г. н.э.) формы правления через религиозных лидеров и светских правителей. Муизм – традиционная религия Кореи. Роль муизма в формировании корейской духовной культуры и религиозной жизни Кореи. Вхождение территории Кореи в состав империи Хань. Ранние государства Когурё, Пэкче и Силла. Оформление политических и культурных центров на севере и юге полуострова.Объединённое Силла (636-935). Проникновение буддизма, конфуцианства и даосизма на Корейский п-ов. Расцвет буддийской культуры в период Корё (918-1392). Усиление китайского влияния и распространение конфуцианства. Противостояние конфуцианства и буддизма в период династии Чосон (1392-1910гг.). Формирование традиционных идеалов и ценностей корейского общества под влиянием конфуцианства. Сам. работа 7 6 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Влияние буддизма на развитие изобразительного искусства, живописи и литературы. Корейская керамика: особенности и классификация. Значение танцев, музыки и зрелищных искусств в традиционной культуре Кореи. Тенденции в развитии национальной культуры в период оккупации Кореи Японией Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Влияние буддизма на развитие изобразительного искусства, живописи и литературы. Корейская керамика: особенности и классификация. Значение танцев, музыки и зрелищных искусств в традиционной культуре Кореи. Тенденции в развитии национальной культуры в период оккупации Кореи Японией Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.5. Восточная культура в колониальный период (XIX- первая половина XXв.). Формирование национального сознания в странах Востока. Кризис Западной культуры середины XX столетия. Восточная культура, как источник новых идей и смыслов.Современный арабский мир в условиях толерантной культуры Европы и Америки. Концепция угрозы арабизации Европы: мифы и реальность процесса распространения ислама в традиционно христианских обществах. Лекции 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.6. Восточная культура в колониальный период (XIX- первая половина XXв.). Формирование национального сознания в странах Востока. Кризис Западной культуры середины XX столетия. Восточная культура, как источник новых идей и смыслов. Современный арабский мир в условиях толерантной культуры Европы и Америки. Концепция угрозы арабизации Европы: мифы и реальность процесса распространения ислама в традиционно христианских обществах. Сам. работа 7 6 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.7. Политика «кавай» современно японского государства. Американизация современной Японии и японизация массовой культуры Запада. Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.8. Политика «кавай» современно японского государства. Американизация современной Японии и японизация массовой культуры Запада. Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.9. Культурные перспективы Китая и Кореи. Обретение самосознание и идея «восстановления исторической правды»: конфронтация с японским влиянием. Запад в зеркале восточных культур. Использование опыта модернизации традиционных обществ Азии и проблема сохранения национального государства и национальной культуры в глобальном мире. Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.10. Культурные перспективы Китая и Кореи. Обретение самосознание и идея «восстановления исторической правды»: конфронтация с японским влиянием. Запад в зеркале восточных культур. Использование опыта модернизации традиционных обществ Азии и проблема сохранения национального государства и национальной культуры в глобальном мире. Сам. работа 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. С. Колесников [и др.] ; под редакцией А. С. Колесникова История философской мысли стран Востока: Учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Каган М. С. Философия культуры: Учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Борзова Е. П., Бурдукова И. И. Культура и политические системы стран Востока: Учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовка к лекционным занятиям по дисциплине включает в себя предварительное ознакомление с методическими рекомендациями к выполнению всех практических заданий, прилагаемых к каждой теме курса.

В ходе лекционных занятий необходимо конспектировать учебный теоретический материал, обращая внимание на формулировки понятий, раскрывающих специфику и содержание основных событий отечественной истории в контексте мирового исторического процесса, на различные подходы к изучению истории, теоретические выводы и практические советы преподавателя. В конспектах следует оставлять свободные поля, на которые впоследствии можно будет поместить выписки из рекомендованной литературы, дополняющие объем материала прослушанной лекции.

По окончании лекции можно задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений и дискуссионных аспектов той или иной темы, связанной с выявлением закономерностей исторического развития.

Целесообразно дорабатывать свой конспект лекции самостоятельно дома или в библиотеке, делая в нем соответствующие записи из литературы, предусмотренной учебной программой или рекомендуемой преподавателем.

Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, учат формулировать мысли, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления.

Подготовка к практическому занятию включает два этапа. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу; подбор рекомендованной литературы; составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление краткого плана-конспекта мобилизует и повышает эффективность освоения учебной дисциплины. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к предстоящему занятию. Изучая рекомендованную для освоения темы литературу, необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его теоретическая часть. Основной объем осваивается именно в процессе самостоятельной работы. В связи с этим важно изучить рекомендуемую преподавателем литературу. Особое внимание при этом необходимо обратить на практическое применение рассматривавшихся теоретических аспектов темы. Вам следует подготовить тезисы для выступлений по вопросам, выносимым на практическое занятие, продумать примеры с целью обеспечения тесной связи теории с историей страны и мира.

В рамках самостоятельной работы студен углубляет полученные знания в рамках лекционных занятий. Основные виды самостоятельной работы студентов: 1. самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины, чтение и анализ источников, конспектирование, изучение новых понятий; 2. подготовка к практическим занятиям, а также к тесту и экзамену.

Самостоятельная работа осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах.

Самостоятельная работа в аудиторное время может включать:

* конспектирование (составление тезисов) лекций;

* выполнение контрольных практических заданий;

* работу со справочной и методической литературой;

* работу с нормативными правовыми актами;

* защиту выполненных работ;

* участие в оперативном (текущем) опросе по отдельным темам изучаемой дисциплины, в собеседованиях, тестировании, ролевых играх, дискуссиях, круглых столах, конференциях и др.

Самостоятельная работа во внеаудиторное время может состоять из:

* изучения учебной и научной литературы в процессе подготовки к практическим занятиям;

* ознакомления с нормативными правовыми актами, в т.ч. имеющимися в электронных ресурсах сетевой базы данных;

* выполнения практических заданий;

* подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;

* самоконтроля путем ответов на вопросы практических заданий, представленных в учебно-методических рекомендациях по отдельным вопросам изучаемой темы.