МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История зарубежной философии: неклассическая и современная философия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильФилософия Востока
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_Философия_ФВ-2022
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 141
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 11,5 14
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 24 24 34 34
Практические 18 18 32 32 50 50
Сам. работа 44 44 97 97 141 141
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 180 180 252 252

Программу составил(и):
к.ф.н., Доцент, Л.А. Серединская

Рецензент(ы):
д.ф.н. , Профессор, И.В. Черданцева

Рабочая программа дисциплины
История зарубежной философии: неклассическая и современная философия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.01 Философия (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 966)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филос.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.филос.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является изучение содержания нового подхода к пониманию мира и человека, развиваемого в истории западной философии в ХIХ – ХХ веков и объяснение его специфики на примере конкретных философских концепций. В процессе изучения курса следует выявить основные характеристики неклассической западной философии ХIХ – ХХ веков; подробно изучить конкретные философские позиции, предлагающие различные типы неклассического видения реальности и их обоснование; проводить дальнейшее формирование навыков философской рефлексии у студентов за счет обращения к истории философской мысли; развивать у студентов способности к критическому осмыслению изучаемого материала и сравнительному анализу классических и неклассических философских теорий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8Способен применять в сфере своей профессиональной деятельности категории, методологию исследования в области истории зарубежной и российской философии
ОПК-8.1 Знает основные категории и методологию исследования в области истории зарубежной и российской философии
ОПК-8.2 Использует категории и методологию исследования в области истории зарубежной и российской философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений
ОПК-8.3 Демонстрирует прочные теоретические знания и понимание предметных областей истории зарубежной и российской философии
ПК-1Владеет концептуальным аппаратом различных философских школ, осуществляет их компаративный анализ
ПК-1.1 Самостоятельно осуществляет компаративный анализ различных философских школ и направлений для исследований в своей профессиональной области
ПК-1.2 исследований в своей профессиональной области
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- философию неклассических и современных направлений;
- современные исследования в области истории неклассической и современной философии;
- оригинальные работы неклассических и современных философов;
- актуальные современные проблемы в области истории неклассической философии;
- концептуальные основы философствования;
- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- основные особенности и характер синтеза неклассической и современной философии;
- характер влияния социокультурных факторов на особенности и развитие европейской современной философии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- различать идеологические штампы, установки исторического эгоцентризма при оценке исторических деяний, событий, личностей, народов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками философской аргументации и убеждения;
- навыками критической философско-исторической рефлексии;
- навыками ведения диалога с представителями другой культуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в историю западной неклассической философии XIX – начала ХХ веков.
1.1. Введение в историю западной неклассической философии XIX – начала ХХ веков. Неклассическая философия XIX – начала ХХ веков как смена классической парадигмы философствования: радикальное изменение характера философствования, содержания основных понятий и проблем, стиля и манеры философского рассуждения. Генезис неклассической философии XIX – начала ХХ веков и ее ведущие идеи. Сам. работа 7 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.2. Шотландская философия «здравого смысла» и ее основные характеристики. Проблема формирования шотландской школы «здравого смысла» (Т. Рид, Д.Стюарт, Дж.Макинтош, У.Гамильтон). Учение Томаса Рида о принципах «здравого смысла». Необходимые и контингентные истины и их особенности. Проблема языка в философии шотландской школы «здравого смысла». Критика «идеизма» и «скептицизма». «Опыт об интеллектуальных способностях человека». Концепция непосредственного восприятия и крайний презентационизм шотландской школы. Сам. работа 7 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.3. Философские идеи немецкого романтизма. Йенская школа романтиков и ее «энциклопедичность». Натурфилософия Шеллинга как основа раннего романтизма. Принцип творимой жизни и ее формы выражения (поэзия, музыка, роман). Формы анимации мысли. Особое понимание чувственности. Эстетика жизни против эстетики вещи. Проблема творчества. Неопределенность, возможность, свобода. Понимание хаоса как источника обновления. Природа и культура. Культ детства. Перевод грамматический и мифологический. Особое отношение к мифу. Внимание к народной культуре. Идея историзма. Сам. работа 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.4. «Абсолютный идеализм» Фр.Шлегеля. Философия «магического идеализма» Новалиса. Исходный принцип философствования Фр.Шлегеля – единство противоположностей субъективного и объективного начал. Понятие «центра», «круга», «горизонта». Идея абсолютного идеализма. Поворот к философии универсума. Религия как основа философии «реального идеализма». Синтетический метод познания и ирония. Широкое толкование познающего субъекта Новалисом. Разумное и «жизненное» Я. Необходимость «бессистемной» философии. «Идея любви», учение о «моральном органе» (о «сердце»). Поэзия как высшая форма философского знания и единственно возможная форма выражения универсума. «Магический идеализм» Новалиса как синтез логики и интуиции. Понятие «романтизирование». Учение о «взаимопредставляемости универсума». Сам. работа 7 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Современные философские направления.
2.1. Особенности позитивной философии О.Конта. «Закон развития трех стадий человеческого духа» как универсальный закон истории и культуры. Программа и предмет «позитивной философии»; позитивизм и наука. Классификация наук; возникновение социологии и ее место в системе наук. Общество как предмет социологии. Социальная статика и социальная динамика, порядок и прогресс. «Позитивная политика» и «религия человечества» О.Конта. Сам. работа 7 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.2. Философские идеи Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера. Логика позитивного исследования Дж.Ст.Милля. Основания индуктивного принципа. Утилитаризм и общественный прогресс. Проблема свободы и автономии личности. Религия и наука как позитивный и негативный полюса мысли в «Основных началах» Г.Спенсера. Феномен и сущность, наука и философия. Принцип непрерывного перераспределения материи и движения». Эволюция Вселенной, ее универсальные законы и механизмы. Органическая теория общества Г.Спенсера. Натуралистическая этика. Сам. работа 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.3. «Второй позитивизм» Э.Маха и Р.Авенариуса. Радикальный эмпиризм Э.Маха. Ощущение как основа научного знания. Научная проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, теория. Метод вариаций. Наука - процесс адаптации идей к определенной сфере опыта. Критика материи и субстанции. Принцип «экономии мышления». Понятие эмпириокритицизма. Основные идеи «Критики чистого опыта» Р.Авенариуса. Естественная концепция мира. Цель и задачи философии как критики чистого опыта. Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.4. «Второй позитивизм» Э.Маха и Р.Авенариуса. Радикальный эмпиризм Э.Маха. Ощущение как основа научного знания. Научная проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, теория. Метод вариаций. Наука - процесс адаптации идей к определенной сфере опыта. Критика материи и субстанции. Принцип «экономии мышления». Понятие эмпириокритицизма. Основные идеи «Критики чистого опыта» Р.Авенариуса. Естественная концепция мира. Цель и задачи философии как критики чистого опыта. Сам. работа 7 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 3. Современные философские направления. (Ч.3.Иррационализм и философия жизни).
3.1. Специфические черты философии А.Шопенгауэра. Метафизика А.Шопенгауэра: мир как воля и представление. Априорные формы представления: пространство, время, каузальность, деление мира на субъект и объект познания. Воля как иррациональная основа мира. Основные характеристики воли. Ступени объективации воли. «Война всех против всех». Проблема освобождения человека от воли к жизни и поиск путей освобождения. Созерцание «идей» как объектов искусства, этика сострадания, аскетический образ жизни. Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.2. Специфические черты философии А.Шопенгауэра. Метафизика А.Шопенгауэра: мир как воля и представление. Априорные формы представления: пространство, время, каузальность, деление мира на субъект и объект познания. Воля как иррациональная основа мира. Основные характеристики воли. Ступени объективации воли. «Война всех против всех». Проблема освобождения человека от воли к жизни и поиск путей освобождения. Созерцание «идей» как объектов искусства, этика сострадания, аскетический образ жизни. Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.3. Специфические черты философии А.Шопенгауэра. Метафизика А.Шопенгауэра: мир как воля и представление. Априорные формы представления: пространство, время, каузальность, деление мира на субъект и объект познания. Воля как иррациональная основа мира. Основные характеристики воли. Ступени объективации воли. «Война всех против всех». Проблема освобождения человека от воли к жизни и поиск путей освобождения. Созерцание «идей» как объектов искусства, этика сострадания, аскетический образ жизни. Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.4. Экзистенциальная диалектика С.Кьеркегора. Кьеркегор как экзистенциальный философ. Борьба против гегелевской философии. Ирония как образ жизни в философии Сократа и способ мышления в романтизме. Учение об эстетической, этической, религиозной стадиях развития личности. Религиозный пафос С.Кьеркегора. Вера как отношение «единичного к Единичному» и ее абсурдность с точки зрения всеобщего. Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.5. Экзистенциальная диалектика С.Кьеркегора. Кьеркегор как экзистенциальный философ. Борьба против гегелевской философии. Ирония как образ жизни в философии Сократа и способ мышления в романтизме. Учение об эстетической, этической, религиозной стадиях развития личности. Религиозный пафос С.Кьеркегора. Вера как отношение «единичного к Единичному» и ее абсурдность с точки зрения всеобщего. Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.6. Экзистенциальная диалектика С.Кьеркегора. Кьеркегор как экзистенциальный философ. Борьба против гегелевской философии. Ирония как образ жизни в философии Сократа и способ мышления в романтизме. Учение об эстетической, этической, религиозной стадиях развития личности. Религиозный пафос С.Кьеркегора. Вера как отношение «единичного к Единичному» и ее абсурдность с точки зрения всеобщего. Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.7. Философия Фр.Ницше. Периоды творчества Фр.Ницше, основные произведения. Учение о «дионисийском» и «аполлоническом» началах мира и культуры. Проблема интерпретации факта. «Становление», «жизнь» как основные онтологические категории, «воля к власти», идея «вечного возвращения». «Смерть Бога» и критика морали, программа переоценки религиозных и моральных ценностей. Ницше и нигилизм. «Последний человек» и идеал «сверхчеловека». Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.8. Философия Фр.Ницше. Периоды творчества Фр.Ницше, основные произведения. Учение о «дионисийском» и «аполлоническом» началах мира и культуры. Проблема интерпретации факта. «Становление», «жизнь» как основные онтологические категории, «воля к власти», идея «вечного возвращения». «Смерть Бога» и критика морали, программа переоценки религиозных и моральных ценностей. Ницше и нигилизм. «Последний человек» и идеал «сверхчеловека». Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.9. Философия Фр.Ницше. Периоды творчества Фр.Ницше, основные произведения. Учение о «дионисийском» и «аполлоническом» началах мира и культуры. Проблема интерпретации факта. «Становление», «жизнь» как основные онтологические категории, «воля к власти», идея «вечного возвращения». «Смерть Бога» и критика морали, программа переоценки религиозных и моральных ценностей. Ницше и нигилизм. «Последний человек» и идеал «сверхчеловека». Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.10. Особенности философии А.Бергсона. Время как «пространственность» и «длительность». «Длящаяся текучесть» как характеристика сознания в модусе свободы. Память, воспоминание, перцепция. Механистические и финалистские эволюционные теории. Идея творческой эволюции. «Жизненный порыв» и материя. Инстинкт, интеллект, интуиция. Два источника морали. Статический и динамический уровень религиозной жизни. Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.11. Особенности философии А.Бергсона. Время как «пространственность» и «длительность». «Длящаяся текучесть» как характеристика сознания в модусе свободы. Память, воспоминание, перцепция. Механистические и финалистские эволюционные теории. Идея творческой эволюции. «Жизненный порыв» и материя. Инстинкт, интеллект, интуиция. Два источника морали. Статический и динамический уровень религиозной жизни. Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.12. Основные идеи философии жизни В. Дильтея и Г. Зиммеля. В. Дильтей о жизни и «исторической жизни». Понятие историчности. Переживание и выражение как «объективации жизни». Психологический характер исторической реальности. Описательная психология и герменевтика. «Науки о природе» и «науки о духе». Программа «наук о духе». «Философия трагедии» Г. Зиммеля: трансцендентность жизни и индивидуальный закон существования. Жизнь и культура. Проблемы философии истории. Философские основания теоретической социологии Г. Зиммеля. Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 4. Современные философские направления. (Ч.4.Неокантианство и прагматизм).
4.1. Философские идеи марбургской школы неокантианства (Г.Коген, Э.Кассирер). Неокантианство и Кант. Марбургская школа. Критика кантовской «вещи-в-себе». Логические основания и условия возможности научного знания. Процесс познания - процесс логического конструирования объектов науки (Г.Коген). Предмет как результат и форма познания. Критерий истинности знания. Критика эмпиризма и метафизики. Понятия субстанции и функции. Философия «символических форм» Э.Кассирера. Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.2. Философские идеи марбургской школы неокантианства (Г.Коген, Э.Кассирер). Неокантианство и Кант. Марбургская школа. Критика кантовской «вещи-в-себе». Логические основания и условия возможности научного знания. Процесс познания - процесс логического конструирования объектов науки (Г.Коген). Предмет как результат и форма познания. Критерий истинности знания. Критика эмпиризма и метафизики. Понятия субстанции и функции. Философия «символических форм» Э.Кассирера. Сам. работа 7 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.3. Специфика баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Баденская школа неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Методология естественно-научного и исторического познания, обоснование номотетического (генерализующего) и идеографического (индивидуализирующего) методов. Философия ценностей. Ценностное и нормативное сознание как предмет философии. Философия культуры и философия истории. Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.4. Специфика баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Баденская школа неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Методология естественно-научного и исторического познания, обоснование номотетического (генерализующего) и идеографического (индивидуализирующего) методов. Философия ценностей. Ценностное и нормативное сознание как предмет философии. Философия культуры и философия истории. Сам. работа 7 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.5. Философия прагматизма (Ч.Пирс, У.Джемса, Д.Дьюи). Антитетичность формально-умозрительного и содержательно-практического основания знания. Проблема значения понятий (Ч.Пирс), интерпретация истины как полезности (У.Джемс), обоснование рациональности как целесообразности (Д.Дьюи) в классическом американском прагматизме. Прагматизм как «философия действия». Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.6. Философия прагматизма (Ч.Пирс, У.Джемса, Д.Дьюи). Антитетичность формально-умозрительного и содержательно-практического основания знания. Проблема значения понятий (Ч.Пирс), интерпретация истины как полезности (У.Джемс), обоснование рациональности как целесообразности (Д.Дьюи) в классическом американском прагматизме. Прагматизм как «философия действия». Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.7. Философия прагматизма (Ч.Пирс, У.Джемса, Д.Дьюи). Антитетичность формально-умозрительного и содержательно-практического основания знания. Проблема значения понятий (Ч.Пирс), интерпретация истины как полезности (У.Джемс), обоснование рациональности как целесообразности (Д.Дьюи) в классическом американском прагматизме. Прагматизм как «философия действия». Сам. работа 7 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 5. Современные философские направления. (Классический психоанализ).
5.1. Проблема бессознательного в европейской философии и психологии. Генезис и эволюция психоаналитической концепции З. Фрейда. Психоанализ как клиническая практика и метапсихология. Основные категории психоанализа: бессознательное, подсознательное и сознание, вытеснение, сублимация и сопротивление, стадии развития либидо, желание, вожделение, инстинкт, «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Принцип удовольствия и принцип реальности. Теория комплексов. Бессознательное и язык. Лекции 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
5.2. Проблема бессознательного в европейской философии и психологии. Генезис и эволюция психоаналитической концепции З. Фрейда. Психоанализ как клиническая практика и метапсихология. Основные категории психоанализа: бессознательное, подсознательное и сознание, вытеснение, сублимация и сопротивление, стадии развития либидо, желание, вожделение, инстинкт, «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Принцип удовольствия и принцип реальности. Теория комплексов. Бессознательное и язык. Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
5.3. Проблема бессознательного в европейской философии и психологии. Генезис и эволюция психоаналитической концепции З. Фрейда. Психоанализ как клиническая практика и метапсихология. Основные категории психоанализа: бессознательное, подсознательное и сознание, вытеснение, сублимация и сопротивление, стадии развития либидо, желание, вожделение, инстинкт, «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Принцип удовольствия и принцип реальности. Теория комплексов. Бессознательное и язык. Сам. работа 8 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 6. Современные философские направления. (Школы и направления психоанализа).
6.1. Судьба психоанализа в науке и культуре ХХ века. Направления и школы психоанализа. Аналитическая психология К.-Г. Юнга. Фрейдо-марксизм Г. Маркузе. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Аналитический дискурс Ж. Лакана. Шизоанализ Ж. Делёза и Ф. Гваттари. Сам. работа 8 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 7. Современные философские направления. (Непозитивизм и философия науки
7.1. Исторические корни неопозитивизма и сциентизма. Логический позитивизм Венского кружка и близких к нему авторов: Р. Карнап, М. Шлик, Г. Нейрат, Дж. Мур, Б. Рассел, К. Гёдель, Л. Витгенштейн. Программа реформы метафизики путем критического анализа языка. Проблема научной верификации, критерии демаркации научного и ненаучного знания. Доктрина «протокольного предложения» и ее критика. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна. Научный синтаксис и семантика. Эволюция позднего Л. Витгенштейна и критика научного знания. Лекции 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
7.2. Исторические корни неопозитивизма и сциентизма. Логический позитивизм Венского кружка и близких к нему авторов: Р. Карнап, М. Шлик, Г. Нейрат, Дж. Мур, Б. Рассел, К. Гёдель, Л. Витгенштейн. Программа реформы метафизики путем критического анализа языка. Проблема научной верификации, критерии демаркации научного и ненаучного знания. Доктрина «протокольного предложения» и ее критика. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна. Научный синтаксис и семантика. Эволюция позднего Л. Витгенштейна и критика научного знания. Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
7.3. Исторические корни неопозитивизма и сциентизма. Логический позитивизм Венского кружка и близких к нему авторов: Р. Карнап, М. Шлик, Г. Нейрат, Дж. Мур, Б. Рассел, К. Гёдель, Л. Витгенштейн. Программа реформы метафизики путем критического анализа языка. Проблема научной верификации, критерии демаркации научного и ненаучного знания. Доктрина «протокольного предложения» и ее критика. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна. Научный синтаксис и семантика. Эволюция позднего Л. Витгенштейна и критика научного знания. Сам. работа 8 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 8. Современные философские направления. (Ч.8. Постпозитивизм).
8.1. Критический рационализм К. Поппера. Критика теории верификации. Фальсифицируемость как критерий разведения научного и метафизического знания. «Экспликанс» и «экспликандум». Обоснование единства теоретического и эмпирического уровней знания. Концепция развития науки. Постпозитивистская методология и историография Т. Куна. Проблема исторической эволюции научных традиций и социальной ангажированности научного знания. Критика «кумулятивистской» модели развития науки. Интегральные критерии научного знания и невозможность адекватной оценки притязаний конкурирующих теорий. Категория парадигмы и теория научных революций. Проблема статуса «нормальной науки». Критика «Структуры научных революций» со стороны С. Тулмина, К. Поппера, И. Лакатоса, П. Фейерабенда. Методологический дадаизм П. Фейерабенда. Роль науки в социальной жизни и проблема ценности научного знания. Критика научного индуктивизма и программа «контриндукции». Принцип пролиферации и принцип упорства. Парадоксы принципа «anything goes». Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
8.2. Критический рационализм К. Поппера. Критика теории верификации. Фальсифицируемость как критерий разведения научного и метафизического знания. «Экспликанс» и «экспликандум». Обоснование единства теоретического и эмпирического уровней знания. Концепция развития науки. Постпозитивистская методология и историография Т. Куна. Проблема исторической эволюции научных традиций и социальной ангажированности научного знания. Критика «кумулятивистской» модели развития науки. Интегральные критерии научного знания и невозможность адекватной оценки притязаний конкурирующих теорий. Категория парадигмы и теория научных революций. Проблема статуса «нормальной науки». Критика «Структуры научных революций» со стороны С. Тулмина, К. Поппера, И. Лакатоса, П. Фейерабенда. Методологический дадаизм П. Фейерабенда. Роль науки в социальной жизни и проблема ценности научного знания. Критика научного индуктивизма и программа «контриндукции». Принцип пролиферации и принцип упорства. Парадоксы принципа «anything goes». Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
8.3. Критический рационализм К. Поппера. Критика теории верификации. Фальсифицируемость как критерий разведения научного и метафизического знания. «Экспликанс» и «экспликандум». Обоснование единства теоретического и эмпирического уровней знания. Концепция развития науки. Постпозитивистская методология и историография Т. Куна. Проблема исторической эволюции научных традиций и социальной ангажированности научного знания. Критика «кумулятивистской» модели развития науки. Интегральные критерии научного знания и невозможность адекватной оценки притязаний конкурирующих теорий. Категория парадигмы и теория научных революций. Проблема статуса «нормальной науки». Критика «Структуры научных революций» со стороны С. Тулмина, К. Поппера, И. Лакатоса, П. Фейерабенда. Методологический дадаизм П. Фейерабенда. Роль науки в социальной жизни и проблема ценности научного знания. Критика научного индуктивизма и программа «контриндукции». Принцип пролиферации и принцип упорства. Парадоксы принципа «anything goes». Сам. работа 8 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 9. Современные философские направления. (Ч.9. Аналитическая и лингвистическая философия).
9.1. Истоки европейской философии языка. Эволюция взглядов на проблему происхождения языка, социальный и научный статусы языка. Виды языковых абстракций, анализируемых наукой. Сравнительная компетенция философии языка и лингвистической философии. Категории «знак», «смысл», «номинатум», «референция» и реформа представлений о языке по учению Г. Фреге. Концепция речевых актов Дж. Остина и Р. Сёрла. Понятия «перформатив», «констатив», «иллокутивный акт», «перлокутивный акт», «иллокутивное самоубийство». Теория языковых игр «позднего» Л. Витгенштейна. Трактат «О достоверности» и «Философские исследования». Проблема «естественной грамматики» и теория врожденных знаний Н. Хомского. Гипотеза лингвистической относительности У. Куайна и Б. Уорфа. Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
9.2. Истоки европейской философии языка. Эволюция взглядов на проблему происхождения языка, социальный и научный статусы языка. Виды языковых абстракций, анализируемых наукой. Сравнительная компетенция философии языка и лингвистической философии. Категории «знак», «смысл», «номинатум», «референция» и реформа представлений о языке по учению Г. Фреге. Концепция речевых актов Дж. Остина и Р. Сёрла. Понятия «перформатив», «констатив», «иллокутивный акт», «перлокутивный акт», «иллокутивное самоубийство». Теория языковых игр «позднего» Л. Витгенштейна. Трактат «О достоверности» и «Философские исследования». Проблема «естественной грамматики» и теория врожденных знаний Н. Хомского. Гипотеза лингвистической относительности У. Куайна и Б. Уорфа. Сам. работа 8 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 10. Современные философские направления. (Ч.10.Феноменология).
10.1. Культурно-философский контекст генезиса феноменологии. Критика психологизма, релятивизма и историцизма в трудах Э. Гуссерля. Программа построения «строгой науки» и лозунг «назад, к вещам!». Метод феноменолого-психологической и психологической редукции, принцип «эпохэ». Категории «ноэзис» и «ноэма». Идея интенциональности сознания. Проблема психической интерсубъективности и познавательного горизонта. Феноменология как универсальная наука. Основные направления развития современной феноменологии. Феноменология М. Хайдеггера. Критика классической метафизики и принципы экзистенциально-феноменологического анализа. Переход от пред-ставления к пред-стоянию вещи. Категориальная «четверица» и пластика языка у М. Хайдеггера. Язык как «дом бытия» Проблема ничто и «говорящего молчания». Со-временное и со-пространственное измерение человеческого бытия. Проблематика «Бытия и времени». Идея «усредненной понятливости» категории бытия и проблема «герменевтического круга». «Es-sentia» и «Existentia» «Dasein» и «Das Man». Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
10.2. Культурно-философский контекст генезиса феноменологии. Критика психологизма, релятивизма и историцизма в трудах Э. Гуссерля. Программа построения «строгой науки» и лозунг «назад, к вещам!». Метод феноменолого-психологической и психологической редукции, принцип «эпохэ». Категории «ноэзис» и «ноэма». Идея интенциональности сознания. Проблема психической интерсубъективности и познавательного горизонта. Феноменология как универсальная наука. Основные направления развития современной феноменологии. Феноменология М. Хайдеггера. Критика классической метафизики и принципы экзистенциально-феноменологического анализа. Переход от пред-ставления к пред-стоянию вещи. Категориальная «четверица» и пластика языка у М. Хайдеггера. Язык как «дом бытия» Проблема ничто и «говорящего молчания». Со-временное и со-пространственное измерение человеческого бытия. Проблематика «Бытия и времени». Идея «усредненной понятливости» категории бытия и проблема «герменевтического круга». «Es-sentia» и «Existentia» «Dasein» и «Das Man». Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
10.3. Культурно-философский контекст генезиса феноменологии. Критика психологизма, релятивизма и историцизма в трудах Э. Гуссерля. Программа построения «строгой науки» и лозунг «назад, к вещам!». Метод феноменолого-психологической и психологической редукции, принцип «эпохэ». Категории «ноэзис» и «ноэма». Идея интенциональности сознания. Проблема психической интерсубъективности и познавательного горизонта. Феноменология как универсальная наука. Основные направления развития современной феноменологии. Феноменология М. Хайдеггера. Критика классической метафизики и принципы экзистенциально-феноменологического анализа. Переход от пред-ставления к пред-стоянию вещи. Категориальная «четверица» и пластика языка у М. Хайдеггера. Язык как «дом бытия» Проблема ничто и «говорящего молчания». Со-временное и со-пространственное измерение человеческого бытия. Проблематика «Бытия и времени». Идея «усредненной понятливости» категории бытия и проблема «герменевтического круга». «Es-sentia» и «Existentia» «Dasein» и «Das Man». Сам. работа 8 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 11. Современные философские направления. (Ч.11.Экзистенциализм)
11.1. Истоки философии экзистенциализма в западной культуре. Основные идеи, проблемы и категории экзистенциализма. Атеистический экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, А. Камю, М. Дюфрен, Н. Аббаньяно): проблемы онтологической негативности, абсурда, бунта, свободы, коммуникации, отчуждения. Проблема отношения «я» и «другого». Религиозный экзистенциализм (Г. Марсель, К. Ясперс, П. Тиллих, М. Бубер, М. Хайдеггер): проблема новой теодицеи и онтологии, принципы «философской веры», идея незамкнутости человеческого бытия, характер экзистенциальной коммуникации, онтология поступка и мужества, экзистенция как отношение к другому, забота, понимание, рефлексия. Проблема исторической преемственности и гуманизма. Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
11.2. Истоки философии экзистенциализма в западной культуре. Основные идеи, проблемы и категории экзистенциализма. Атеистический экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, А. Камю, М. Дюфрен, Н. Аббаньяно): проблемы онтологической негативности, абсурда, бунта, свободы, коммуникации, отчуждения. Проблема отношения «я» и «другого». Религиозный экзистенциализм (Г. Марсель, К. Ясперс, П. Тиллих, М. Бубер, М. Хайдеггер): проблема новой теодицеи и онтологии, принципы «философской веры», идея незамкнутости человеческого бытия, характер экзистенциальной коммуникации, онтология поступка и мужества, экзистенция как отношение к другому, забота, понимание, рефлексия. Проблема исторической преемственности и гуманизма. Сам. работа 8 5 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 12. Современные философские направления. (Ч.12.Персонализм).
12.1. Исторический и социокультурный фон для формирования персонализма. Круг французских персоналистов: Э. Мунье, Д. Ружмон, Ж. Лакруа, Ж. Изар, П.-Л. Ландсберг, Ж. Маритен, П. Рикер, Г. Мадинье, Ж.-М. Доменак. Философские и социальные принципы персоналистской революции. Проблема определения личности. Онтология личностной жизни и историческая эволюция личности. Личность и индивид. Принципы персоналистической коммуникации. Гносеологическая и эстетическая теория персонализма. Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
12.2. Исторический и социокультурный фон для формирования персонализма. Круг французских персоналистов: Э. Мунье, Д. Ружмон, Ж. Лакруа, Ж. Изар, П.-Л. Ландсберг, Ж. Маритен, П. Рикер, Г. Мадинье, Ж.-М. Доменак. Философские и социальные принципы персоналистской революции. Проблема определения личности. Онтология личностной жизни и историческая эволюция личности. Личность и индивид. Принципы персоналистической коммуникации. Гносеологическая и эстетическая теория персонализма. Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
12.3. Исторический и социокультурный фон для формирования персонализма. Круг французских персоналистов: Э. Мунье, Д. Ружмон, Ж. Лакруа, Ж. Изар, П.-Л. Ландсберг, Ж. Маритен, П. Рикер, Г. Мадинье, Ж.-М. Доменак. Философские и социальные принципы персоналистской революции. Проблема определения личности. Онтология личностной жизни и историческая эволюция личности. Личность и индивид. Принципы персоналистической коммуникации. Гносеологическая и эстетическая теория персонализма. Сам. работа 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 13. Современные философские направления. (Ч.13.Герменевтика).
13.1. Вехи развития герменевтики. Х.-Г. Гадамер как основоположник современной герменевтики. Проблема демаркации гуманитарного и естественнонаучного знания. Категориальный аппарат гуманитарных наук. Герменевтика универсальная наука. Герменевтика как методология и практическая онтология. Понимание как универсальный способ существования познающего, оценивающего и действующего человека. Предпонимание как условие возможности понимания. Язык как носитель традиции, как условие предпонимания и предмнения. Проблема герменевтического круга. Историчность человеческого бытия. Сущность действенно-исторического сознания. Взаимосвязь истории, игры и стихии языка. Онтологический статус игры. Диалог с традицией как источник философского знания. Принцип «художественной индукции» и проблемы эстетического сознания. Герменевтика как выражение лингвистического и онтологического поворота современной философии. Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
13.2. Вехи развития герменевтики. Х.-Г. Гадамер как основоположник современной герменевтики. Проблема демаркации гуманитарного и естественнонаучного знания. Категориальный аппарат гуманитарных наук. Герменевтика универсальная наука. Герменевтика как методология и практическая онтология. Понимание как универсальный способ существования познающего, оценивающего и действующего человека. Предпонимание как условие возможности понимания. Язык как носитель традиции, как условие предпонимания и предмнения. Проблема герменевтического круга. Историчность человеческого бытия. Сущность действенно-исторического сознания. Взаимосвязь истории, игры и стихии языка. Онтологический статус игры. Диалог с традицией как источник философского знания. Принцип «художественной индукции» и проблемы эстетического сознания. Герменевтика как выражение лингвистического и онтологического поворота современной философии. Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
13.3. Вехи развития герменевтики. Х.-Г. Гадамер как основоположник современной герменевтики. Проблема демаркации гуманитарного и естественнонаучного знания. Категориальный аппарат гуманитарных наук. Герменевтика универсальная наука. Герменевтика как методология и практическая онтология. Понимание как универсальный способ существования познающего, оценивающего и действующего человека. Предпонимание как условие возможности понимания. Язык как носитель традиции, как условие предпонимания и предмнения. Проблема герменевтического круга. Историчность человеческого бытия. Сущность действенно-исторического сознания. Взаимосвязь истории, игры и стихии языка. Онтологический статус игры. Диалог с традицией как источник философского знания. Принцип «художественной индукции» и проблемы эстетического сознания. Герменевтика как выражение лингвистического и онтологического поворота современной философии. Сам. работа 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 14. Современные философские направления. (Ч.14. Семиотика и постструктурализм).
14.1. Эволюция структурализма и постструктурализма в ХХ веке Альтернативные программы реформирования классической метафизики. Принципы структурализма и проблема метаязыка у К. Леви-Стросса. Человек и мир как текст. «Деконструкция» Ж. Деррида. «Presence» и «Difference». «Двойная наука» чтения текста. Критика платонизма и понятие «симулякр» у Ж. Делёза. Идея «смерти субъекта». Структура предложения и языка по учению Ж. Делёза. Мифогенетический анализ и семиотика Р. Барта. Проблема знания как проблема языка. Текстология и мифология. Структуралистский и постструктуралистский этапы эволюции Ж. Бодрийяра. Три порядка симулякров. Концепция символического обмена, критика политической экономии и «Система вещей» Ж. Бодрийяра. «Революционный лингвопсихоанализ» Ю. Кристевой. Анализ постмодернистского «пастиша» и шизофрении у Ф. Джеймисона. Эволюция философских и художественных нарративов по Ф. Джеймисону. Эпистемология М. Фуко. Негативная онтология Ж. Батая. Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
14.2. Эволюция структурализма и постструктурализма в ХХ веке Альтернативные программы реформирования классической метафизики. Принципы структурализма и проблема метаязыка у К. Леви-Стросса. Человек и мир как текст. «Деконструкция» Ж. Деррида. «Presence» и «Difference». «Двойная наука» чтения текста. Критика платонизма и понятие «симулякр» у Ж. Делёза. Идея «смерти субъекта». Структура предложения и языка по учению Ж. Делёза. Мифогенетический анализ и семиотика Р. Барта. Проблема знания как проблема языка. Текстология и мифология. Структуралистский и постструктуралистский этапы эволюции Ж. Бодрийяра. Три порядка симулякров. Концепция символического обмена, критика политической экономии и «Система вещей» Ж. Бодрийяра. «Революционный лингвопсихоанализ» Ю. Кристевой. Анализ постмодернистского «пастиша» и шизофрении у Ф. Джеймисона. Эволюция философских и художественных нарративов по Ф. Джеймисону. Эпистемология М. Фуко. Негативная онтология Ж. Батая. Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
14.3. Эволюция структурализма и постструктурализма в ХХ веке Альтернативные программы реформирования классической метафизики. Принципы структурализма и проблема метаязыка у К. Леви-Стросса. Человек и мир как текст. «Деконструкция» Ж. Деррида. «Presence» и «Difference». «Двойная наука» чтения текста. Критика платонизма и понятие «симулякр» у Ж. Делёза. Идея «смерти субъекта». Структура предложения и языка по учению Ж. Делёза. Мифогенетический анализ и семиотика Р. Барта. Проблема знания как проблема языка. Текстология и мифология. Структуралистский и постструктуралистский этапы эволюции Ж. Бодрийяра. Три порядка симулякров. Концепция символического обмена, критика политической экономии и «Система вещей» Ж. Бодрийяра. «Революционный лингвопсихоанализ» Ю. Кристевой. Анализ постмодернистского «пастиша» и шизофрении у Ф. Джеймисона. Эволюция философских и художественных нарративов по Ф. Джеймисону. Эпистемология М. Фуко. Негативная онтология Ж. Батая. Сам. работа 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 15. Современные философские направления. (Ч.15. Философия языка Л. Витгенштейна).
15.1. Эволюция Витгенштейна от «Логико-философского трактата» к «Философским исследованиям»: критика логического позитивизма и научной модели языка. Проблемы знания как проблема языка. Значение слова «знание». Теория языковых игр. Ложь и истина в языковых играх. Язык как лабиринт путей и как форма жизни. Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
15.2. Эволюция Витгенштейна от «Логико-философского трактата» к «Философским исследованиям»: критика логического позитивизма и научной модели языка. Проблемы знания как проблема языка. Значение слова «знание». Теория языковых игр. Ложь и истина в языковых играх. Язык как лабиринт путей и как форма жизни. Сам. работа 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 16. Современные философские направления. (Ч.16. Эпистемология Мишеля Фуко).
16.1. Категориальный инструментарий М. Фуко. Программа археологии знания. Герменевтика и эпистемология. Проблема человека в современной культуре. «Смерть субъекта». Проблема безумия и инаковости. История проблемы. Лики и образы безумия. Рождение клиники и психиатрии. Эволюция власти. Эпистемология дисциплинарных полей. Образы и функции наказания в исторической перспективе. Политэкономия тела. Власть и знание. Эпистемология сексуальности. Сексуальность в политическом, религиозном и экономическом измерении. Scientia sexualis и art erotica. Техники управления сексом. Сексуальность в призме современной психиатрии. Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
16.2. Категориальный инструментарий М. Фуко. Программа археологии знания. Герменевтика и эпистемология. Проблема человека в современной культуре. «Смерть субъекта». Проблема безумия и инаковости. История проблемы. Лики и образы безумия. Рождение клиники и психиатрии. Эволюция власти. Эпистемология дисциплинарных полей. Образы и функции наказания в исторической перспективе. Политэкономия тела. Власть и знание. Эпистемология сексуальности. Сексуальность в политическом, религиозном и экономическом измерении. Scientia sexualis и art erotica. Техники управления сексом. Сексуальность в призме современной психиатрии. Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
16.3. Категориальный инструментарий М. Фуко. Программа археологии знания. Герменевтика и эпистемология. Проблема человека в современной культуре. «Смерть субъекта». Проблема безумия и инаковости. История проблемы. Лики и образы безумия. Рождение клиники и психиатрии. Эволюция власти. Эпистемология дисциплинарных полей. Образы и функции наказания в исторической перспективе. Политэкономия тела. Власть и знание. Эпистемология сексуальности. Сексуальность в политическом, религиозном и экономическом измерении. Scientia sexualis и art erotica. Техники управления сексом. Сексуальность в призме современной психиатрии. Сам. работа 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 17. Современные философские направления. (Ч.17.Теория симуляции и симулякров Ж. Бодрийяра)
17.1. Понятие «симулякр» у Делёза и Бодрийяра. Симулякры и платонизм. Парадоксы отношения реального и воображаемого. Эволюция и типология симулякров. Симулякры в науке, искусстве, политике, идеологии, массовой культуре. Тело как «кладбише знаков». Символический порядок и смерть. Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
17.2. Категориальный инструментарий М. Фуко. Программа археологии знания. Герменевтика и эпистемология. Проблема человека в современной культуре. «Смерть субъекта». Проблема безумия и инаковости. История проблемы. Лики и образы безумия. Рождение клиники и психиатрии. Эволюция власти. Эпистемология дисциплинарных полей. Образы и функции наказания в исторической перспективе. Политэкономия тела. Власть и знание. Эпистемология сексуальности. Сексуальность в политическом, религиозном и экономическом измерении. Scientia sexualis и art erotica. Техники управления сексом. Сексуальность в призме современной психиатрии. Сам. работа 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 18. Современные философские направления. (Ч.18. Семиотика Р. Барта).
18.1. Проблема знания как проблема языка: Категории «денотация», «коннотация», «метаязык», «вестиментарные матрицы», «нулевая степень письма». Принцип «смерти Автора» Текст-удовольствие и текст-наслаждение. Судьба мифологии в ХХ веке. Мифология в сфере идеологии, быта, культуры. Этика и практика мифолога. Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
18.2. Проблема знания как проблема языка: Категории «денотация», «коннотация», «метаязык», «вестиментарные матрицы», «нулевая степень письма». Принцип «смерти Автора» Текст-удовольствие и текст-наслаждение. Судьба мифологии в ХХ веке. Мифология в сфере идеологии, быта, культуры. Этика и практика мифолога. Сам. работа 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 19. Современные философские направления. (Аналитический дискурс Ж. Лакана).
19.1. Концепт лингвистического бессознательного. Бессознательное как дискурс Другого. Психический автоматизм, неврозы и перверсия. Категории «желание», «симтом», «синтом», «фантазм», «Имя Отца», «объект-причина желания». Теория «стадии зеркала». «Я» и «Другой». Субъект как производное языка, знака, буквы. «Autre» и «autre». Желание, нарциссизм и мазохизм. Психическая топика: Реальное, Символическое, Воображаемое. «Борромеев узел». Парадоксы желания и «objet a». Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
19.2. Концепт лингвистического бессознательного. Бессознательное как дискурс Другого. Психический автоматизм, неврозы и перверсия. Категории «желание», «симтом», «синтом», «фантазм», «Имя Отца», «объект-причина желания». Теория «стадии зеркала». «Я» и «Другой». Субъект как производное языка, знака, буквы. «Autre» и «autre». Желание, нарциссизм и мазохизм. Психическая топика: Реальное, Символическое, Воображаемое. «Борромеев узел». Парадоксы желания и «objet a». Сам. работа 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3
19.3. Экзамен Экзамен 8 27 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич П.С. Философия: учебник для вузов Издательство Юрайт,, 2023 urait.ru
Л1.2 Спиркин, А. Г. Общая философия: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2020 https://biblio-online.ru/bcode/450751
Л1.3 Бессонов Б.Н. История философии: учебное пособие для вузов: Учебное пособие М: Издательство Юрайт, 2021 urait.ru/book/istoriya-filosofii-468378
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Светлов, В. А. Философия : учебное пособие для вузов Издательство Юрайт, 2020 https://biblio-online.ru/bcode/453120
Л2.2 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал «Вопросы философии» vphil.ru
Э2 Библиотека по философии lib.ru
Э3 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э4 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э5 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э6 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э7 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э8 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э9 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э10 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э11 Электронная библиотека по философии rilosof.historic.ru
Э12 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э13 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э14 Информационно-правовая система Гарант www.garant.ru
Э15 Информационно-правовая система КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э16 История зарубежной философии (Ч. 1,3,4,6,7) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Электронная библиотека по философии: http://rilosof.historic.ru
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.