МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философская антропология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильФилософия Востока
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_Философия_ФВ-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 93
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 93 93 93 93
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Л.А. Серединская;д.ф.н., профессор, И.В. Черданцева

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, В.П. Федюкин

Рабочая программа дисциплины
Философская антропология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.01 Философия (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 966)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филос.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.филос.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.объединить ранее полученные студентами знания о человеке в некое единое целое, поставить перед студентами проблему формирования новых систем знания о человеке, а также познакомить студентов с основными теоретическими проблемами современной философской антропологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Владеет концептуальным аппаратом различных философских школ, осуществляет их компаративный анализ
ПК-1.1 Самостоятельно осуществляет компаративный анализ различных философских школ и направлений для исследований в своей профессиональной области
ПК-1.2 исследований в своей профессиональной области
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику философско-антропологического анализа проблем человеческого бытия.
3.2.Уметь:
3.2.1.уметь анализировать произведения представителей философской антропологии;
выстраивать аргументированную позицию при решении антропологических проблем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.различными интерпретационными подходами к анализу содержания философско-антропологических концепций
представлением о философской антропологии в узком и широком смыслах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и место философской антропологии в системе философского знания
1.1. Предмет философской антропологии.Проблема определения границ и предмета философской антропологии. Специфика человеческого бытия как основная проблема философской антропологии.Определение человека. Человек в зеркале своей мысли. Проблема природы, сущности и предназначения человека. Человек и космос, человек и Бог, человек – человек, человек и общество, человек и животное. Открытость и незавершенность человека. Многообразин «человеческого». Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Предмет философской антропологии.Проблема определения границ и предмета философской антропологии. Специфика человеческого бытия как основная проблема философской антропологии.Определение человека. Человек в зеркале своей мысли. Проблема природы, сущности и предназначения человека. Человек и космос, человек и Бог, человек – человек, человек и общество, человек и животное. Открытость и незавершенность человека. Многообразин «человеческого». Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Предмет философской антропологии.Проблема определения границ и предмета философской антропологии. Специфика человеческого бытия как основная проблема философской антропологии.Определение человека. Человек в зеркале своей мысли. Проблема природы, сущности и предназначения человека. Человек и космос, человек и Бог, человек – человек, человек и общество, человек и животное. Открытость и незавершенность человека. Многообразин «человеческого». Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Философская антропология в системе научного и философского знания. Предмет и методология научной антропологии. Социальная антропология. Историческая антропология. Социокультурная антропология. Структурная антропология. Характер и принципы философской антропологии. Место философской антропологии в иерархии антропологического знания. Значение философской антропологии в общественной жизни. Философская антропология как стратегия жизненного поиска. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Философская антропология в системе научного и философского знания. Предмет и методология научной антропологии. Социальная антропология. Историческая антропология. Социокультурная антропология. Структурная антропология. Характер и принципы философской антропологии. Место философской антропологии в иерархии антропологического знания. Значение философской антропологии в общественной жизни. Философская антропология как стратегия жизненного поиска. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Философская антропология в системе научного и философского знания. Предмет и методология научной антропологии. Социальная антропология. Историческая антропология. Социокультурная антропология. Структурная антропология. Характер и принципы философской антропологии. Место философской антропологии в иерархии антропологического знания. Значение философской антропологии в общественной жизни. Философская антропология как стратегия жизненного поиска. Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Проблема типологизации философской антропологии. Исторические метаморфозы философской антропологии. «Широкий» и «узкий» смыслы философской антропологии. Древнегреческая антропология и формирование когнитивной концепции человека. Средневековая антропология и дуалистическая концепция человеческой природы. Антропология Нового времени как кульминация когнитивной метафизической концепции человека. Иррационалистическая антропология XIX века как революция представлений о границах человеческой субъективности. Основные типы философской антропологии ХХ века. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Проблема типологизации философской антропологии. Исторические метаморфозы философской антропологии. «Широкий» и «узкий» смыслы философской антропологии. Древнегреческая антропология и формирование когнитивной концепции человека. Средневековая антропология и дуалистическая концепция человеческой природы. Антропология Нового времени как кульминация когнитивной метафизической концепции человека. Иррационалистическая антропология XIX века как революция представлений о границах человеческой субъективности. Основные типы философской антропологии ХХ века. Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Социально-философская антропология о типологии человека.
2.1. Крестьянин, его социально-философский тип и габитус. Личные связи крестьянина в локальной социальной общности. Хозяйство на земле – границы природного и социального. Крестьянский образ жизни и крестьянская культура. Дворянин, его социально-философский тип и габитус. Роль «благородных» сословий в жизни общества. Элита средневекового общества и создание нового стиля жизни. Этос джентльмена, его содержание и формы. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Крестьянин, его социально-философский тип и габитус. Личные связи крестьянина в локальной социальной общности. Хозяйство на земле – границы природного и социального. Крестьянский образ жизни и крестьянская культура. Дворянин, его социально-философский тип и габитус. Роль «благородных» сословий в жизни общества. Элита средневекового общества и создание нового стиля жизни. Этос джентльмена, его содержание и формы. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Крестьянин, его социально-философский тип и габитус. Личные связи крестьянина в локальной социальной общности. Хозяйство на земле – границы природного и социального. Крестьянский образ жизни и крестьянская культура. Дворянин, его социально-философский тип и габитус. Роль «благородных» сословий в жизни общества. Элита средневекового общества и создание нового стиля жизни. Этос джентльмена, его содержание и формы. Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Буржуа, его социально-философский тип и габитус. Появление буржуазии и становление новых антропологических качеств человека. Формирование человека капиталистического общества, экономическая робинзонада. Социальные изобретения буржуа. Наемный работник, его социально-философский тип и габитус. Модернизация феодального общества, разрыв привычного пространства и времени. Тело работника и типологии его исследования. Социальное распределение благ жизни. Марксизм о пролетариате: прозрения и ошибки. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Буржуа, его социально-философский тип и габитус. Появление буржуазии и становление новых антропологических качеств человека. Формирование человека капиталистического общества, экономическая робинзонада. Социальные изобретения буржуа. Наемный работник, его социально-философский тип и габитус. Модернизация феодального общества, разрыв привычного пространства и времени. Тело работника и типологии его исследования. Социальное распределение благ жизни. Марксизм о пролетариате: прозрения и ошибки. Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Интеллектуал, его социально-философский тип и габитус. Интеллектуал, его антропологические характеристики и содержание деятельности. Знания и власть. Воспроизводство интеллектуальной жизни и создание новых стилей общественной деятельности. Маргинал, его социально-философский тип и габитус. Маргинал, его основные антропологические характеристики. Маргинал в философии марксизма и постмодерна. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.7. Интеллектуал, его социально-философский тип и габитус. Интеллектуал, его антропологические характеристики и содержание деятельности. Знания и власть. Воспроизводство интеллектуальной жизни и создание новых стилей общественной деятельности. Маргинал, его социально-философский тип и габитус. Маргинал, его основные антропологические характеристики. Маргинал в философии марксизма и постмодерна. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.8. Интеллектуал, его социально-философский тип и габитус. Интеллектуал, его антропологические характеристики и содержание деятельности. Знания и власть. Воспроизводство интеллектуальной жизни и создание новых стилей общественной деятельности. Маргинал, его социально-философский тип и габитус. Маргинал, его основные антропологические характеристики. Маргинал в философии марксизма и постмодерна. Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Структурная антропология
3.1. Структурализм о человеке. Леви-Стросс о структурном понимании человека. Изначальная сущность мыслительных структур и их воздействие на восприятие окружающего мира и образ жизни. Сознание как место пересечения бессознательных структур человеческой жизни. Миф – основа устойчивости структуры человека. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.2. Структурализм о человеке. Леви-Стросс о структурном понимании человека. Изначальная сущность мыслительных структур и их воздействие на восприятие окружающего мира и образ жизни. Сознание как место пересечения бессознательных структур человеческой жизни. Миф – основа устойчивости структуры человека. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.3. Структурализм о человеке. Леви-Стросс о структурном понимании человека. Изначальная сущность мыслительных структур и их воздействие на восприятие окружающего мира и образ жизни. Сознание как место пересечения бессознательных структур человеческой жизни. Миф – основа устойчивости структуры человека. Сам. работа 5 11 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.4. Язык как система обоснования человеческого знания и коммуникации. Барт о языке как возможности понимания. Язык – коллективный договор, обеспечивающий коммуникацию. Язык как взаимодействие индивидуального и коллективного. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.5. Язык как система обоснования человеческого знания и коммуникации. Барт о языке как возможности понимания. Язык – коллективный договор, обеспечивающий коммуникацию. Язык как взаимодействие индивидуального и коллективного. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.6. Язык как система обоснования человеческого знания и коммуникации. Барт о языке как возможности понимания. Язык – коллективный договор, обеспечивающий коммуникацию. Язык как взаимодействие индивидуального и коллективного. Сам. работа 5 11 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.7. Структурализм о способах «субъективации» человеческого знания. Фуко и археология знаний, теория изучения дискурсов и эпистем. Фуко об эпистемах труда, жизни и языка, их характеристики. Эко и Делез о концептуальном понимании структуры человека. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.8. Структурализм о способах «субъективации» человеческого знания. Фуко и археология знаний, теория изучения дискурсов и эпистем. Фуко об эпистемах труда, жизни и языка, их характеристики. Эко и Делез о концептуальном понимании структуры человека. Сам. работа 5 12 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Человек в философии французского постмодерна
4.1. Деррида о деконструкции антропологических построений классической философии. Реконструкция как преодоление жестких оппозиций классической философии. Рассеяние смысла, различение гетерогенного, следы «Другого». Новые смыслы антропологического дискурса в философии Делеза и Фуко. Шизоанализ Делеза, человеческое производство желаний. Фуко о знании и власти. Власть и управление жизнью: разум и безумие; производство тела в культуре; тело и язык, телесное письмо. Практические 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.2. Деррида о деконструкции антропологических построений классической философии. Реконструкция как преодоление жестких оппозиций классической философии. Рассеяние смысла, различение гетерогенного, следы «Другого». Новые смыслы антропологического дискурса в философии Делеза и Фуко. Шизоанализ Делеза, человеческое производство желаний. Фуко о знании и власти. Власть и управление жизнью: разум и безумие; производство тела в культуре; тело и язык, телесное письмо. Сам. работа 5 12 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. История философско-антропологических учений
5.1. Генезис философской антропологии. Образ человека в системе античного мировоззрения. Мифологические формы антропологического знания. Космологическое проецирование сущности человека. Софисты. Человек как мера всех вещей. Проблема человека в философии Сократа. Гносеологическая концепция Платона. Учение Аристотеля о душе. Человек в философии эллинизма (кинизм, эпикуреизм, скептицизм, стоицизм). Практические 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.2. Генезис философской антропологии. Образ человека в системе античного мировоззрения. Мифологические формы антропологического знания. Космологическое проецирование сущности человека. Софисты. Человек как мера всех вещей. Проблема человека в философии Сократа. Гносеологическая концепция Платона. Учение Аристотеля о душе. Человек в философии эллинизма (кинизм, эпикуреизм, скептицизм, стоицизм). Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.3. Антропологические концепции древней Индии и древнего Китая. Образ человека в ортодоксальной и неортодоксальной философии древней Индии. Проблема «Я» и его структуры, природы и сущности. Состояние мокши как доминанта ценностной системы. Медитация как особая форма совершенствования человека. Китайская философия о положении человека в мире. Учение Конфуция о благородном муже. Специфика конфуцианской этики. «Добрая» и «злая» природа человека, ее соответствующие обоснования (Мэн-цзы, легисты). Даосизм о природе человека и природе Вселенной. Свобода и спонтанность развития прирожденных внутренних качеств человека. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.4. Антропологические концепции древней Индии и древнего Китая. Образ человека в ортодоксальной и неортодоксальной философии древней Индии. Проблема «Я» и его структуры, природы и сущности. Состояние мокши как доминанта ценностной системы. Медитация как особая форма совершенствования человека. Китайская философия о положении человека в мире. Учение Конфуция о благородном муже. Специфика конфуцианской этики. «Добрая» и «злая» природа человека, ее соответствующие обоснования (Мэн-цзы, легисты). Даосизм о природе человека и природе Вселенной. Свобода и спонтанность развития прирожденных внутренних качеств человека. Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.5. Образ человека в философии эпохи Возрождения. Специфика стиля мышления эпохи Возрождения и создание нового образа человека. Антропоцентризм как основной принцип построения нового образа человека. Многообразие подходов к человеку в философии эпохи Возрождения. Концепция человека Николая Кузанского. Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.6. Антропология Нового времени и эпохи Просвещения. Субъективистская революция Р.Декарта. Принцип «cogito» как основа определения человека. Человек как субъект познания. Антропологические аспекты методологии Ф.Бэкона и этики Б.Спинозы. Познание и экзистенция у Б.Паскаля. Проблема человека в трудах французских просветителей. Человек как машина у Ламетри. Человек как политическое существо. Человек и общество, государство и личность в работах Дидро, Монтескье, Вольтера. Проблема воспитания человека у Руссо. Практические 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.7. Антропология Нового времени и эпохи Просвещения. Субъективистская революция Р.Декарта. Принцип «cogito» как основа определения человека. Человек как субъект познания. Антропологические аспекты методологии Ф.Бэкона и этики Б.Спинозы. Познание и экзистенция у Б.Паскаля. Проблема человека в трудах французских просветителей. Человек как машина у Ламетри. Человек как политическое существо. Человек и общество, государство и личность в работах Дидро, Монтескье, Вольтера. Проблема воспитания человека у Руссо. Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.8. Антропологическая проблематика немецкой классической философии. Немецкая классическая философия: человек как гносеологический субъект. Антропология И.Канта. Практический и теоретический разум. Проблема индивидуальности у И.Фихте. Проблема человека в объективном идеализме Г.Гегеля. «Феноменология духа»: стадии становления человеческого сознания. Антропологический принцип Л.Фейербаха и основные положения его концепции о человеке. Антропологическое учение К.Маркса. Проблема отчуждения. Человек как ансамбль общественных отношений. Практическая деятельность и труд. Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.9. Образ человека в неклассической философии XIX – н. XX вв. Проблема человека в немецком романтизме. Антропология А.Шопенгауэра: человек как иррациональное существо. Априорные формы представления. Понятие воли. Человек - «игрушка в руках воли к жизни». Пути освобождения человека. Экзистенциальная антропология С.Кьеркегора. Учение об эстетической, этической, религиозной стадиях развития личности. Особенности экзистенциальной диалектики С.Кьеркегора. «Последний человек» Фр.Ницше. Идея сверхчеловека. Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.10. Проблема человека в русской философии. Два основных направления исследования человека в русской философии: материалистическое и духовно-религиозное. Антропологический принцип Н.Г. Чернышевского. Природная сущность человека и социальные аспекты его существования. Личность и социальная среда. Проблема гуманизма и насилия. Антропология В.С.Соловьева. Тайна человека. Концепция богочеловечества. Принципы христианской антропологии Н.А. Бердяева. Экзистенциальный проект человека Л.Шестова. Духовный опыт человека в философии С.Л.Франка. Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Философская антропология об основных проблемах человеческого бытия.
6.1. Философская антропология М.Шелера. Критика традиционного антропологизма в философии. Задачи и программа новой философской антропологии. Пять основных типов самопознания человека в западно-европейской культуре. Природа и сущность человека. Формы органического бытия (чувственный порыв, инстинкт: привычка и практический интеллект). «Дух» как принцип, характеризующий сущность человека и противоположный «жизни». Основные характеристики духа. Способности «идеирующей деятельности», созерцания сущностных форм, восприятия и переживания предметности. Дереализация действительности как специфика человеческого отношения к миру. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.2. Философская антропология М.Шелера. Критика традиционного антропологизма в философии. Задачи и программа новой философской антропологии. Пять основных типов самопознания человека в западно-европейской культуре. Природа и сущность человека. Формы органического бытия (чувственный порыв, инстинкт: привычка и практический интеллект). «Дух» как принцип, характеризующий сущность человека и противоположный «жизни». Основные характеристики духа. Способности «идеирующей деятельности», созерцания сущностных форм, восприятия и переживания предметности. Дереализация действительности как специфика человеческого отношения к миру. Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.3. Х.Плеснер и его методологические установки построения философской антропологии. Человек как эксцентрическое существо. Отказ от дуалистического подхода к человеку. Устранение засилья чистого эмпиризма и чистого априоризма. Объективная действительность как вечное становление жизни. Принцип непостижимости как исходная установка философствования. Феноменология как метод и философская антропология. Антропологический принцип исследования человека из сферы собственно человеческого бытия. Задача философской антропологии – обоснование наук о духе и культуре. От наук о духе – к философии органического. Закон границы. Виды позициональности. Эксцентрическая позициональность человека. Основные антропологические законы. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.4. Х.Плеснер и его методологические установки построения философской антропологии. Человек как эксцентрическое существо. Отказ от дуалистического подхода к человеку. Устранение засилья чистого эмпиризма и чистого априоризма. Объективная действительность как вечное становление жизни. Принцип непостижимости как исходная установка философствования. Феноменология как метод и философская антропология. Антропологический принцип исследования человека из сферы собственно человеческого бытия. Задача философской антропологии – обоснование наук о духе и культуре. От наук о духе – к философии органического. Закон границы. Виды позициональности. Эксцентрическая позициональность человека. Основные антропологические законы. Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.5. Философско-биологическая антропология А.Гелена. Проблема человека как целостности. Специфика системного рассмотрения человека А.Геленом. Особенности биологической структуры человека. Человек как «неустановившееся» и открытое миру существо. Деятельность как отличительный признак человека. Плюралистическая этика Гелена. Витальные инстинкты, лежащие в основе 4 этосов Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.6. Философско-биологическая антропология А.Гелена. Проблема человека как целостности. Специфика системного рассмотрения человека А.Геленом. Особенности биологической структуры человека. Человек как «неустановившееся» и открытое миру существо. Деятельность как отличительный признак человека. Плюралистическая этика Гелена. Витальные инстинкты, лежащие в основе 4 этосов Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.7. Культурно-философская антропология (Э.Ротхакер, М.Ландман). Основные методологические принципы культурно-философской антропологии Э.Ротхакера. Деятельная природа человека. Человек как творец мира культуры. Культура как «стиль жизни» человека и «окружающая среда». Экзистенциальные и витально-биологические интересы человека. М.Ландман: типологический способ рассмотрения человека и отказ от историко-эволюционного подхода. Духовность как подлинное начало человеческого существа. Человек как произведение и орудие объективного духа. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.8. Культурно-философская антропология (Э.Ротхакер, М.Ландман). Основные методологические принципы культурно-философской антропологии Э.Ротхакера. Деятельная природа человека. Человек как творец мира культуры. Культура как «стиль жизни» человека и «окружающая среда». Экзистенциальные и витально-биологические интересы человека. М.Ландман: типологический способ рассмотрения человека и отказ от историко-эволюционного подхода. Духовность как подлинное начало человеческого существа. Человек как произведение и орудие объективного духа. Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.9. Философско-религиозная антропология (Х.Хенгстенберг, Ф.Хаммер). Основные идеи религиозной антропологии, сохраняющие значение для философско-религиозной антропологии. Особенности методологического подхода Г.Хенгстенберга. Способность «объективности» как отличительная способность человека, ее основные формы выражения. Объективность и необъективность. Дух и духовность. Тело как «метафизическое слово духа». Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.10. Философско-религиозная антропология (Х.Хенгстенберг, Ф.Хаммер). Основные идеи религиозной антропологии, сохраняющие значение для философско-религиозной антропологии. Особенности методологического подхода Г.Хенгстенберга. Способность «объективности» как отличительная способность человека, ее основные формы выражения. Объективность и необъективность. Дух и духовность. Тело как «метафизическое слово духа». Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.11. Психоаналитическая антропология. Антропологизация бессознательного. З.Фрейд: новое представление о природе и сущности человека. Бессознательное. Либидо и формы его сублимация в культуре. Сферы психической жизни человека. К.Юнг: учение об архетипах «коллективного бессознательного». Э.Фромм о развитии социальных мотивов психоанализа. Социальная природа душевных явлений. «Невротическая личность нашего времени» (К.Хорни). Многообразие душевных проблем и несводимость их к «эдипову комплексу». Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.12. Экзистенциальная антропология. Персоналистическая трактовка человека. Экзистенциальная концепция человека К.Ясперса. Экзистенция и свобода, «пограничная ситуация». Экзистенция и разум. Экзистенция и объективность (Г.Марсель). Человек в философском учении Х.Ортеги-и-Гассета. «Фундаментальная онтология» М.Хайдеггера. Проблема одиночества человека (Ж.-П.Сартр, А.Камю). Персонализм в поисках личностных форм бытия. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.13. Экзистенциальная антропология. Персоналистическая трактовка человека. Экзистенциальная концепция человека К.Ясперса. Экзистенция и свобода, «пограничная ситуация». Экзистенция и разум. Экзистенция и объективность (Г.Марсель). Человек в философском учении Х.Ортеги-и-Гассета. «Фундаментальная онтология» М.Хайдеггера. Проблема одиночества человека (Ж.-П.Сартр, А.Камю). Персонализм в поисках личностных форм бытия. Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.14. Основные тенденции современной философской антропологии. Четыре основные стратегии философской антропологии: антропобиологический, культурологический, религиозный и социологический ракурсы. Интенция к диалогической философии. Универсальная программа реформирования философской антропологии П.Рикера. Тенденция «синтеза» дискурса философской антропологии с дискурсами других философских течений. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.15. Основные тенденции современной философской антропологии. Четыре основные стратегии философской антропологии: антропобиологический, культурологический, религиозный и социологический ракурсы. Интенция к диалогической философии. Универсальная программа реформирования философской антропологии П.Рикера. Тенденция «синтеза» дискурса философской антропологии с дискурсами других философских течений. Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.16. Определение человека. Основные константы человеческого бытия. Бытие человека. Бытие человека. Аналитика существования. Пространство и время человеческого бытия. Проблема человеческого предназначения. Трагизм человеческого бытия. Жизнь и смерть. Проблема «живого человека». Живой человек и «человек вообще».Творческое напряжение и мужество жизни. Жизнь как постоянное творение мира заново. Свобода, судьба, любовь, вера, надежда, страх, стыд, вина, творчество, труд, игра, смерть, поиски смысла жизни – основополагающие феномены человеческого существования. Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.17. Жизнь и смерть. Смысл жизни. Судьба и свобода. Проблема жизни и смерти. Проблема смысла жизни. Судьба и свобода человека. Жизнь и смерть человека как философские категории. Интенсификация переживания смерти в культуре. Право на смерть и право на жизнь. Смысл жизни и ценности жизни. Смысл жизни как основа внутренней самодетерминированности человека. Выбор и поступок как ее основные акты. Абсолютность и относительность смысла жизни. Детерминизм и индетерминизм в понимании человеческой судьбы. Философские концепции судьбы. Понятие свободы. Основные признаки свободы, попытки построения моделей свободы (К.Маркс, Н.А. Бердяев, Э. Фромм, П.Д. Успенский, М.М. Бахтин). Проблема свободы в экзистенциализме. Ж.-П. Сартр: свобода как внутренне состояние человека, «заброшенность» в свободу. Свобода как сущность человека. Свобода как выбор. Свобода, игра и творчество. Свобода и ответственность. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.18. Жизнь и смерть. Смысл жизни. Судьба и свобода. Проблема жизни и смерти. Проблема смысла жизни. Судьба и свобода человека. Жизнь и смерть человека как философские категории. Интенсификация переживания смерти в культуре. Право на смерть и право на жизнь. Смысл жизни и ценности жизни. Смысл жизни как основа внутренней самодетерминированности человека. Выбор и поступок как ее основные акты. Абсолютность и относительность смысла жизни. Детерминизм и индетерминизм в понимании человеческой судьбы. Философские концепции судьбы. Понятие свободы. Основные признаки свободы, попытки построения моделей свободы (К.Маркс, Н.А. Бердяев, Э. Фромм, П.Д. Успенский, М.М. Бахтин). Проблема свободы в экзистенциализме. Ж.-П. Сартр: свобода как внутренне состояние человека, «заброшенность» в свободу. Свобода как сущность человека. Свобода как выбор. Свобода, игра и творчество. Свобода и ответственность. Сам. работа 5 3 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.19. Экзамен Экзамен 5 27 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
1. Антропоцентризм – это одна из основных особенностей философии …
а) пифагореизма
б) Нового времени
в) даосизма
г) Возрождения
д) Гегеля
2. Основное внимание проблемам человека и человеческой свободы в античной философии уделяет:
а) Сократ
б) Фалес
в) Парменид
г) Демокрит
д) Гераклит
3. Представители философии Возрождения в основном считали, что философия в первую очередь должна заниматься исследованием
а) материи
б) космоса
в) человека
г) мира идей
д) Бога
4. Человеческая деятельность и труд представителями Возрождения оцениваются как
а) продолжение творения Бога
б) наказание за грехи
в) добывание средств к существованию
г) средство от безделья
д) неприятная необходимость
5. Фамилия представителя эпохи Возрождения считавшего, что государство – дело рук человеческих и Бог никакого участия в его установлении не принимает:
а) Фичино;
б) Макиавелли;
в) Валла;
г) Бокаччо;
д) Галилей.
6. Работа «Антропология с прагматической точки зрения» написана немецким философом:
а) Шопенгауэром;
б) Гегелем;
в) Фихте;
г) Кантом;
д) Шеллингом.
7.Первым русским философом, разработавшим проблему человека был
а) А.Радищев
б) М.Ломоносов
в) П.Чаадаев
г) Н.Аничков
д) Г.Сковорода
8. Тезис «человек есть мера всех вещей» принадлежит
а) Горгию;
б) Протагору;
в) Сократу;
г) Платону;
д) Пифагору
9. Аристотель определяет человека как разумное и … животное
а) этическое;
б) политическое;
в) экономическое;
г) веселое;
д) научное.
10. Работу «Экзистенциализм – это гуманизм» написал французский философ …
а) Сартр;
б) Камю;
в) Мерло-Понти;
г) Делез;
д) Адо.
11. Представитель философии Возрождения, отстаивавший идею о бесконечности вселенной и множественности миров
а) Джордано Бруно
б) Франческо Петрарка
в) Никколо Макиавелли
г) Ансельм Кентерберийский
д Эразм Роттердамский
12.Ведущий подход к проблеме человека в эпоху средневековья:
а) биологизаторский
б) теологический
в) космологический
г) экологический
д) либералистский
13. Проблему человека и его свободы в XIX-XX веках разрабатывал:
а) М. Шелер
б) Р. Карнап
в) О. Конт
г) Э. Мах
д) К. Поппер
14. Учение о сверхчеловеке в философии жизни принадлежит:
а) Г. Зиммелю
б) А. Бергсону
в) В. Дильтею
г) Ф. Ницше
д) О. Шпенглеру
15. Экзистенциальные стороны бытия человека, связанные с проблемой свободы и ответственности раскрывает:
а) А. Гелен
б) Л. Витгенштейн
в) П. Фейерабенд
г) Т. Кун
д) Ж.-П. Сартр


Ключ к тестам
№ вопроса ответ
1 г
2 а
3 в
4 а
5 б
6 г
7 а
8 б
9 б
10 а
11 б
12 б
13 а
14 г
15 д
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Контрольные вопросы

1. Понятие «экзистенция» означает …… (ответ – существование)
2. Принцип «у вэй» (принцип недеяния) является ведущим в философии…… (ответ – даосизма, даосской, даосов).
3. Абсолют, рассмотренный со стороны субъекта, называется в древнеиндийской философии …… (ответ – атманом, Атманом, атман, Атман).
4. «Книга перемен» наряду с мужским, светлым и активным началом «ян» выделяет женское, темное и пассивное начало «….» (ответ – инь).
5. Учение о «благородном муже» принадлежит китайскому философу …. (ответ – Конфуцию, Кун-цзы).
6. Работу «Экзистенциализм – это гуманизм» написал французский философ … (ответ – Сартр).
7. Проблемы человеческого существования и свободы наиболее полное выражение нашли в философии существования или … (ответ – экзистенциализме)
8. Буддизму принадлежит учение о ….. Благородных истинах (ответ - 4, четырех).
9. Учение о принципе «всеобщей любви» в древнекитайской философии принадлежит школе ….. (ответ –моизма).
10. Древнекитайская философская школа, полагающая, что для установления порядка в государстве необходимо прежде всего установить строгие законы, которым должны подчиняться все подданные без исключения, называется школой …… (ответ – легистов).
11. Цель буддизма – это достижение состояния …. (ответ – нирваны).
12. Человека как особый род сущего изучает раздел философского знания под названием философская …
(ответ – антропология).
13. Наряду с пракрити, школа санкхья в качестве субстанции выделяет….. (ответ – пурушу).
14. Человек как единичный представитель человеческого рода называется …(ответ – индивидом).
15. «Инстинкт жизни» З. Фрейд называет стремлением к Эросу, а «инстинкт смерти» стремлением к … (ответ – Танатосу).
16. Фамилия немецкого философа, считающегося создателем философской антропологии в узком смысле этого слова ….. (ответ – Шелер).
17. Первым русским философом, разработавшим проблему человека был…… (ответ – Радищев).
18. Аристотель определяет человека как разумное и … животное (ответ ….. политическое).
19. Х. Плеснер определяет человека как эксцентрическую (ответ …..позициональность).
20. Закон риты, упоминаемый в Ригведе как закон устанавливающий порядок и справедливость, в дальнейшем в древнеиндийской философии преобразуется в закон …… (ответ – кармы).

ПК-1. Владеет концептуальным аппаратом различных философских школ, осуществляет их компаративный анализ.
1. Цель человека с точки зрения буддизма – это достижение состояния:
а) пракрити;
б) пуруши;
в) нирваны;
г) аватара;
д) Ишвары.
2. Учение о «благородном муже» принадлежит:
а) Конфуцию;
б) Лао-цзы;
в) Патанджали;
г) Шанкаре;
д) Джаймини.
3. Представители философии Возрождения в основном считали, что философия в первую очередь должна заниматься исследованием
а) материи
б) космоса
в) человека
г) мира идей
д) Бога
4. Человеческая деятельность и труд представителями Возрождения оцениваются как
а) продолжение творения Бога
б) наказание за грехи
в) добывание средств к существованию
г) средство от безделья
д) неприятная необходимость
5. Фамилия представителя эпохи Возрождения считавшего, что государство – дело рук человеческих и Бог никакого участия в его установлении не принимает:
а) Фичино;
б) Макиавелли;
в) Валла;
г) Бокаччо;
д) Галилей.
6. Работа «Антропология с прагматической точки зрения» написана немецким философом:
а) Шопенгауэром;
б) Гегелем;
в) Фихте;
г) Кантом;
д) Шеллингом.
7.Первым русским философом, разработавшим проблему человека был
а) А.Радищев
б) М.Ломоносов
в) П.Чаадаев
г) Н.Аничков
д) Г.Сковорода
8. Тезис «человек есть мера всех вещей» принадлежит
а) Горгию;
б) Протагору;
в) Сократу;
г) Платону;
д) Пифагору
9. Аристотель определяет человека как разумное и … животное
а) этическое;
б) политическое;
в) экономическое;
г) веселое;
д) научное.
10. Работу «Экзистенциализм – это гуманизм» написал французский философ …
а) Сартр;
б) Камю;
в) Мерло-Понти;
г) Делез;
д) Адо.
11. Представитель философии Возрождения, отстаивавший идею о бесконечности вселенной и множественности миров
а) Джордано Бруно
б) Франческо Петрарка
в) Никколо Макиавелли
г) Ансельм Кентерберийский
д Эразм Роттердамский
12. Экзистенциальные стороны бытия человека, связанные с проблемой свободы и ответственности раскрывает:
а) А. Гелен
б) Л. Витгенштейн
в) П. Фейерабенд
г) Т. Кун
д) Ж.-П. Сартр
13. Проблему человека и его свободы в XIX-XX веках разрабатывал:
а) М. Шелер
б) Р. Карнап
в) О. Конт
г) Э. Мах
д) К. Поппер
14. Учение о сверхчеловеке в философии жизни принадлежит:
а) Г. Зиммелю
б) А. Бергсону
в) В. Дильтею
г) Ф. Ницше
д) О. Шпенглеру
15. Ведущий подход к проблеме человека в эпоху средневековья:
а) биологизаторский
б) теологический
в) космологический
г) экологический
д) либералистский


Ключ к тестам
№ вопроса ответ
1 в
2 а
3 в
4 а
5 б
6 г
7 а
8 б
9 б
10 а
11 б
12 д
13 а
14 г
15 б
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Контрольные вопросы

1. «Книга перемен» наряду с мужским, светлым и активным началом «ян» выделяет женское, темное и пассивное начало «….» (ответ – инь).
2. Проблемы человеческого существования и свободы наиболее полное выражение нашли в философии существования или … (ответ – экзистенциализме)
3. Абсолют, рассмотренный со стороны субъекта, называется в древнеиндийской философии …… (ответ – атманом, Атманом, атман, Атман).
4. Учение о принципе «всеобщей любви» в древнекитайской философии принадлежит школе ….. (ответ –моизма).
5. Учение о «благородном муже» принадлежит китайскому философу …. (ответ – Конфуцию, Кун-цзы).
6. Работу «Экзистенциализм – это гуманизм» написал французский философ … (ответ – Сартр).
7. Древнекитайская философская школа, полагающая, что для установления порядка в государстве необходимо прежде всего установить строгие законы, которым должны подчиняться все подданные без исключения, называется школой …… (ответ – легистов).
8. Буддизму принадлежит учение о ….. Благородных истинах (ответ - 4, четырех).
9. Понятие «экзистенция» означает …… (ответ – существование)
10. Принцип «у вэй» (принцип недеяния) является ведущим в философии…… (ответ – даосизма, даосской, даосов).
11. Цель буддизма – это достижение состояния …. (ответ – нирваны).
12. Человека как особый род сущего изучает раздел философского знания под названием философская …
(ответ – антропология).
13. Наряду с пракрити, школа санкхья в качестве субстанции выделяет….. (ответ – пурушу).
14. Человек как единичный представитель человеческого рода называется …(ответ – индивидом).
15. «Инстинкт жизни» З. Фрейд называет стремлением к Эросу, а «инстинкт смерти» стремлением к … (ответ – Танатосу).
16. Закон риты, упоминаемый в Ригведе как закон устанавливающий порядок и справедливость, в дальнейшем в древнеиндийской философии преобразуется в закон …… (ответ – кармы).
17. Первым русским философом, разработавшим проблему человека был…… (ответ – Радищев).
18. Аристотель определяет человека как разумное и … животное (ответ ….. политическое).
19. Фамилия немецкого философа, считающегося создателем философской антропологии в узком смысле этого слова ….. (ответ – Шелер).
20. Х. Плеснер определяет человека как эксцентрическую (ответ …..позициональность).

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Предмет философской антропологии.
2. Философская антропология в системе наук.
3. Типологизация философской антропологии.
4. Основные смыслы философской антропологии. Проблемное поле философской антропологии.
5. Основные типы самопостижения человека (мифологический, религиозный, научный, философский)
6. Идея человека в философии, открытие субъектности человека как метафизическая предпосылка философской антропологии
7. Основоположения структурализма в философской антропологии.
8. Содержание исследовательской деятельности в системе структурализма.
9. Леви-Стросс о структурной антропологии.
10. Новые смыслы антропологического дискурса в философии постмодерна
11. Основные тенденции современной философской антропологии.
12. Философская антропология о социальном типе человека. Понятие «габитуса» у П.Бурдье
13. Крестьянская культура и образ жизни. Крестьянский двор в России
14. Феодальная элита средневекового общества и создание новых стилей жизни
15. Этика дворянина и его культура
16. Русское дворянство, отличительные черты и этапы становления
17. М. Вебер и В.Зомбарт о типе предпринимателя и причинах его появления в обществе
18. Литературная робинзонада как персонификация экономического человека
19. Философский персонализм о кризисе буржуазного индивидуализма в современном обществе
20. Отличительные черты формирования социального типа пролетариата в традиционном обществе и обществе модерна
21. Русская социал-демократия о наемном работнике (Д.Писарев «Очерки их истории труда»)
22. Маркс и Энгельс о перенесении габитуса крепостного крестьянина на пролетария
23. Компетенции интеллектуала: производство общественного сознания, сохранение языка, социальное нормирование, легитимация власти в обществе
24. Изгоев об образованности российского интеллектуала (Сб. «Вехи»)
25. Гершензон о содержании сознания русского интеллигента (Сб. «Вехи»)
26. Маргинализация российского общества, ее этапы, приобретение населением признаков новой советской идентификации
27. Проблемное поле философской антропологии.
28. Понимание человека в античной философии.
29. Образ человека в ортодоксальной философии древней Индии.
30. Представление о человеке в неортодоксальных течениях древнеиндийской философии.
31. Антропологические концепции древнего Китая.
32. Человек в средневековой философии.
33. Создание нового образа человека в философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм как принцип построения модели человека.
34. Антропологические аспекты философии Нового времени.
35. Представление о человеке в трудах французских просветителей.
36. Антропологическое учение И.Канта.
37. Проблема человека в философии И.Фихте и Г.Гегеля.
38. Антропологический принцип Л.Фейербаха.
39. Учение о человеке в философии К.Маркса.
40. Немецкий романтизм о природе и сущностных силах человека. Антропология А.Шопенгауэра.
41. Экзистенциальная антропология С.Кьеркегора.
42. «Последний человек» Фр.Ницше. Идея сверхчеловека.
43. Антропологические идеи Н.Г. Чернышевского.
44. Антропология В.С.Соловьева. Тайна человека. Концепция богочеловечества.
45. Принципы христианской антропологии Н.А. Бердяева.
46. Экзистенциальный проект человека Л.Шестова.
47. Духовный опыт человека в философии С.Л.Франка.
48. М.Шелер: пять основных типов самопознания человека в западно-европейской культуре.
49. Специфика философской антропологии М.Шелера.
50. Х.Плеснер и его методологические установки построения философской антропологии. Человек как эксцентрическое существо. Основные антропологические законы.
51. Философско-биологическая антропология А.Гелена.
52. Основные идеи культурно-философской антропологии (Э.Ротхакер, М.Ландман).
53. Философско-религиозная антропология Г.Хенгстенберга.
54. Психоаналитическая трактовка человека (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм, К.Хорни).
55. Экзистенциальная концепция человека К.Ясперса.
56. Человек в философском учении Х.Ортеги-и-Гассета.
57. Антропологические аспекты «фундаментальной онтологии» М.Хайдеггера.
58. Образ человека в философии персонализма.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Золотухина Е. В. Философская антропология: Учебное пособие для вузов Москва: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Гуревич П. С. Философская антропология в 2 т. Том 2: Учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Любутин, К. Н. Западная философская антропология : учебное пособие для вузов: Учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/470561
Л2.2 Моторина, Л. Е Философская антропология : учебник: Учебник М. : Академический проект, 2020 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э2 Поисковая система «Google» www.google.ru
Э3 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э4 ЭБС "Лань" www.biblioclub.ru
Э5 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э6 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э7 Философская антропология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ - http://www.library.ru/
Поисковая система «Google» - https://www.google.ru/
ЭБС АлтГУ - http://elibrary.asu.ru/
ЭБС "Лань" - https://e.lanbook.com/
Университетская библиотека ONLINE - http://www.biblioclub.ru
ЭБС "Юрайт" - https://biblio-online.ru/
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.