МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в философию Востока

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильФилософия Востока
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_Философия_ФВ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., Профессор, И.В. Черданцева

Рецензент(ы):
к.ф.н., Доцент, Л.А. Серединская

Рабочая программа дисциплины
Введение в философию Востока

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.01 Философия (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 966)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 02.06.2022 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черданцева Инна Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 02.06.2022 г. № 10
Заведующий кафедрой Черданцева Инна Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Введение в философию Востока» является формирование у студентов навыков философской рефлексии, умения различать философские позиции и понимать логику древних восточных мыслителей, а также развитие способности студентов к критическому осмыслению изучаемого материала, воспитание их внимательного и уважительного отношения к историко-философской традиции в целом, задающей многообразие парадигм философствования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8Способен применять в сфере своей профессиональной деятельности категории, методологию исследования в области истории зарубежной и российской философии
ОПК-8.1 Знает основные категории и методологию исследования в области истории зарубежной и российской философии
ОПК-8.2 Использует категории и методологию исследования в области истории зарубежной и российской философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений
ОПК-8.3 Демонстрирует прочные теоретические знания и понимание предметных областей истории зарубежной и российской философии
ПК-1Владеет концептуальным аппаратом различных философских школ, осуществляет их компаративный анализ
ПК-1.1 Самостоятельно осуществляет компаративный анализ различных философских школ и направлений для исследований в своей профессиональной области
ПК-1.2 исследований в своей профессиональной области
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание важнейших философских учений древней Индии
современные исследования в области истории восточной философии
оригинальные работы восточных философов
концептуальные основы восточного типа философствования
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять категориальную и методологическую специфику восточных философских учений
пользоваться основными категориями восточной философии при решении современных философских проблем, в том числе проблемы межкультурного взаимодействия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками философской аргументации и убеждения;
навыками критической философско-исторической рефлексии и компаративного анализа;
навыками ведения диалога с представителями другой культуры.
навыками владения концептуальным аппаратом различных восточных философских школ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в историю философии Востока и древней Индии.
1.1. Проблема генезиса древнеиндийской философской мысли. Природные условия Индии. Социально- экономический строй и культура рабовладельческого общества древней Индии. Этапы развития древнеиндийской философии. Ортодоксальные и неортодоксальные философские течения и школы. Специфические черты философии древней Индии. Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Проблема генезиса древнеиндийской философской мысли. Природные условия Индии. Социально- экономический строй и культура рабовладельческого общества древней Индии. Этапы развития древнеиндийской философии. Ортодоксальные и неортодоксальные философские течения и школы. Специфические черты философии древней Индии. Сам. работа 1 5 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Веды как синтез мифологических, религиозных, философских идей. Структура вед (мантры, брахманы, упанишады). Переход от политеизма к монотеизму и монизму в Ригведе. Закон риты как свидетельство мирового порядка и преобразования хаоса в космос. Проблема происхождения мира и пути ее решения в Ригведе. Этический путь брахмана. Основные философские идеи упанишад. Проблема индивидуального «Я» и его структуры. Атман как абсолют, рассмотренный со стороны субъекта. Учение о Брахмане как абсолюте, путь постижения которого связан с исследованием объектов. Проблема происхождения относительного мира как выражения абсолюта. Понятие майи. Интеллектуальные и интуитивные способности и возможности познания реальности. Специфика мистического переживания. Особенности этики упанишад. Понятия кармы и мокши. Лекции 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Веды как синтез мифологических, религиозных, философских идей. Структура вед (мантры, брахманы, упанишады). Переход от политеизма к монотеизму и монизму в Ригведе. Закон риты как свидетельство мирового порядка и преобразования хаоса в космос. Проблема происхождения мира и пути ее решения в Ригведе. Этический путь брахмана. Основные философские идеи упанишад. Проблема индивидуального «Я» и его структуры. Атман как абсолют, рассмотренный со стороны субъекта. Учение о Брахмане как абсолюте, путь постижения которого связан с исследованием объектов. Проблема происхождения относительного мира как выражения абсолюта. Понятие майи. Интеллектуальные и интуитивные способности и возможности познания реальности. Специфика мистического переживания. Особенности этики упанишад. Понятия кармы и мокши. Сам. работа 1 5 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Веды как синтез мифологических, религиозных, философских идей. Структура вед (мантры, брахманы, упанишады). Переход от политеизма к монотеизму и монизму в Ригведе. Закон риты как свидетельство мирового порядка и преобразования хаоса в космос. Проблема происхождения мира и пути ее решения в Ригведе. Этический путь брахмана. Основные философские идеи упанишад. Проблема индивидуального «Я» и его структуры. Атман как абсолют, рассмотренный со стороны субъекта. Учение о Брахмане как абсолюте, путь постижения которого связан с исследованием объектов. Проблема происхождения относительного мира как выражения абсолюта. Понятие майи. Интеллектуальные и интуитивные способности и возможности познания реальности. Специфика мистического переживания. Особенности этики упанишад. Понятия кармы и мокши. Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Философские идеи неортодоксальных философских течений древней Индии.
2.1. Происхождение и предмет философии чарваков и локаятиков. Особенности метафизического учения древнеиндийских материалистов. Природа реальности и ее первоэлементы. Особенности теория познания чарваков, примат чувственного знания по отношению к выводному знанию. Этическая позиция чарваков и локаятиков. Гедонизм как основополагающий принцип поведения человека. Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Происхождение и предмет философии чарваков и локаятиков. Особенности метафизического учения древнеиндийских материалистов. Природа реальности и ее первоэлементы. Особенности теория познания чарваков, примат чувственного знания по отношению к выводному знанию. Этическая позиция чарваков и локаятиков. Гедонизм как основополагающий принцип поведения человека. Сам. работа 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Происхождение и предмет философии чарваков и локаятиков. Особенности метафизического учения древнеиндийских материалистов. Природа реальности и ее первоэлементы. Особенности теория познания чарваков, примат чувственного знания по отношению к выводному знанию. Этическая позиция чарваков и локаятиков. Гедонизм как основополагающий принцип поведения человека. Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Генезис философии джайнизма. Махавира Вардхамана как «основатель пути». Специфика джайского канона. Природа и виды познания в философии джайнизма, критика философских идей чарваков. Проблема истинного познания. Ная как относительная точка зрения. Концепция сьяд-вады (вероятного знания), специфика джайской теории суждений. Метафизика джайнизма. Виды субстанций в джайнистской философии. Джива и адживы. Особенности этики и религии джайнизма Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Генезис философии джайнизма. Махавира Вардхамана как «основатель пути». Специфика джайского канона. Природа и виды познания в философии джайнизма, критика философских идей чарваков. Проблема истинного познания. Ная как относительная точка зрения. Концепция сьяд-вады (вероятного знания), специфика джайской теории суждений. Метафизика джайнизма. Виды субстанций в джайнистской философии. Джива и адживы. Особенности этики и религии джайнизма Сам. работа 1 5 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Генезис философии джайнизма. Махавира Вардхамана как «основатель пути». Специфика джайского канона. Природа и виды познания в философии джайнизма, критика философских идей чарваков. Проблема истинного познания. Ная как относительная точка зрения. Концепция сьяд-вады (вероятного знания), специфика джайской теории суждений. Метафизика джайнизма. Виды субстанций в джайнистской философии. Джива и адживы. Особенности этики и религии джайнизма Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Жизненный путь Будды. «Тритипитака» как канонический сборник буддийских текстов. Учение Будды о четырех благородных истинах. Отрицательное отношение к метафизике. Первая благородная истина – о наличии страданий. Вторая благородная истина – о причине страданий. Закон дхармы как причинно- следственной связи феноменов реальности. Учение праттитьясамутпады, цепь из двенадцати звеньев. Третья благородная истина – о прекращении страданий. Четвертая благородная истина – о пути к освобождению. Религиозные школы буддизма – хинаяна и махаяна. Лекции 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Жизненный путь Будды. «Тритипитака» как канонический сборник буддийских текстов. Учение Будды о четырех благородных истинах. Отрицательное отношение к метафизике. Первая благородная истина – о наличии страданий. Вторая благородная истина – о причине страданий. Закон дхармы как причинно- следственной связи феноменов реальности. Учение праттитьясамутпады, цепь из двенадцати звеньев. Третья благородная истина – о прекращении страданий. Четвертая благородная истина – о пути к освобождению. Религиозные школы буддизма – хинаяна и махаяна. Сам. работа 1 5 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Жизненный путь Будды. «Тритипитака» как канонический сборник буддийских текстов. Учение Будды о четырех благородных истинах. Отрицательное отношение к метафизике. Первая благородная истина – о наличии страданий. Вторая благородная истина – о причине страданий. Закон дхармы как причинно- следственной связи феноменов реальности. Учение праттитьясамутпады, цепь из двенадцати звеньев. Третья благородная истина – о прекращении страданий. Четвертая благородная истина – о пути к освобождению. Религиозные школы буддизма – хинаяна и махаяна. Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Особенности ортодоксальных философских систем древней Индии.
3.1. Определение и классификация познания ньяи. Праманы: пратьякша (интуиция), анумана (вывод), упамана (сравнение), шабда (устное свидетельство). Специфика силлогизма школы ньяя. Теория физического мира в философии ньяя. Индивидуальное «Я» и его освобождение. Теология ньяя. Метафизика вайшешики. Основные категории: дравья (субстанция), гуна (качество), карма (действие), саманья (общность), вишеша (особенность), самавая (присущность), абхава (небытие). Атомистическая теория вайшешиков. Проблема создания и разрушения мира. Понимание Бога. Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Определение и классификация познания ньяи. Праманы: пратьякша (интуиция), анумана (вывод), упамана (сравнение), шабда (устное свидетельство). Специфика силлогизма школы ньяя. Теория физического мира в философии ньяя. Индивидуальное «Я» и его освобождение. Теология ньяя. Метафизика вайшешики. Основные категории: дравья (субстанция), гуна (качество), карма (действие), саманья (общность), вишеша (особенность), самавая (присущность), абхава (небытие). Атомистическая теория вайшешиков. Проблема создания и разрушения мира. Понимание Бога. Сам. работа 1 5 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Определение и классификация познания ньяи. Праманы: пратьякша (интуиция), анумана (вывод), упамана (сравнение), шабда (устное свидетельство). Специфика силлогизма школы ньяя. Теория физического мира в философии ньяя. Индивидуальное «Я» и его освобождение. Теология ньяя. Метафизика вайшешики. Основные категории: дравья (субстанция), гуна (качество), карма (действие), саманья (общность), вишеша (особенность), самавая (присущность), абхава (небытие). Атомистическая теория вайшешиков. Проблема создания и разрушения мира. Понимание Бога. Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Дуалистическая метафизика санкхьи (теория причинности, пракрити, гуны (саттва, раджас, тамас) и их дальнейшая дифференциация (махат, буддхи, аханкара); пуруша; эволюция Вселенной). Особенности гноселогии санкхьи. Доктрина освобождения. Специфика философской школы йога. Психология и этика йоги. Восемь ступеней этического пути йогина, ведущие к достижению просветления (яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи). Место Бога в системе йога. Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Дуалистическая метафизика санкхьи (теория причинности, пракрити, гуны (саттва, раджас, тамас) и их дальнейшая дифференциация (махат, буддхи, аханкара); пуруша; эволюция Вселенной). Особенности гноселогии санкхьи. Доктрина освобождения. Специфика философской школы йога. Психология и этика йоги. Восемь ступеней этического пути йогина, ведущие к достижению просветления (яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи). Место Бога в системе йога. Сам. работа 1 5 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Дуалистическая метафизика санкхьи (теория причинности, пракрити, гуны (саттва, раджас, тамас) и их дальнейшая дифференциация (махат, буддхи, аханкара); пуруша; эволюция Вселенной). Особенности гноселогии санкхьи. Доктрина освобождения. Специфика философской школы йога. Психология и этика йоги. Восемь ступеней этического пути йогина, ведущие к достижению просветления (яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи). Место Бога в системе йога. Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.7. Теория познания мимансы. Природа и источники познания. Проблема достоверного знания. Метафизика пурва-мимансы, Теория потенциальной энергии (апурва). Учение мимансы о душе. Религия и этика мимансы. Концепция долга (дхармы). Высшее благо. Происхождение и развитие веданты. Единые взгляды разных школ веданты. Адвайта-веданта Шанкары как монистическое учение. Учение адвайта-веданты о соотношении абсолютного и относительного миров, проблема происхождения мира. Специфика этического учения веданты. Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.8. Теория познания мимансы. Природа и источники познания. Проблема достоверного знания. Метафизика пурва-мимансы, Теория потенциальной энергии (апурва). Учение мимансы о душе. Религия и этика мимансы. Концепция долга (дхармы). Высшее благо. Происхождение и развитие веданты. Единые взгляды разных школ веданты. Адвайта-веданта Шанкары как монистическое учение. Учение адвайта-веданты о соотношении абсолютного и относительного миров, проблема происхождения мира. Специфика этического учения веданты. Сам. работа 1 5 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.9. Теория познания мимансы. Природа и источники познания. Проблема достоверного знания. Метафизика пурва-мимансы, Теория потенциальной энергии (апурва). Учение мимансы о душе. Религия и этика мимансы. Концепция долга (дхармы). Высшее благо. Происхождение и развитие веданты. Единые взгляды разных школ веданты. Адвайта-веданта Шанкары как монистическое учение. Учение адвайта-веданты о соотношении абсолютного и относительного миров, проблема происхождения мира. Специфика этического учения веданты. Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич П.С. Философия: учебник для вузов Издательство Юрайт,, 2023 urait.ru
Л1.2 Бессонов Б.Н. История философии: учебное пособие для вузов: Учебное пособие М: Издательство Юрайт, 2021 urait.ru/book/istoriya-filosofii-468378
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова, В. В. Кафтан Философия в 2 т. Том 2. Основы философии. Социальная философия. Философская ан-тропология : учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Введение в философию Востока portal.edu.asu.ru
Э2 Журнал «Вопросы философии» » http://vphil.ru/
Э3 Библиотека по философии lib.ru
Э4 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э5 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э6 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э7 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э8 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э9 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э10 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э11 Научная электронная библиотека библиотека http://www.elibrary.ru
Э12 Электронная библиотека по философии rilosof.historic.ru
Э13 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э14 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э15 Информационно-правовая система Гарант www.garant.ru
Э16 Информационно-правовая система КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э17 Курс в MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/
Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/
Институт философии РАН: философия в России (www.philosophy.ru)
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/)
http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»;
http://elibrary.asu.ru/ - ЭБС АлтГУ;
http://www.e.lanbook.com – ЭБС «Лань»;
http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека ONLINE;
https://www.biblio-online.ru/ - ЭБС издательства «Юрайт»;
http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека.
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление.
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации обучающихся;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос обучающимся рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей обучающихся. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа обучающегося делится на аудиторную – во время которой он составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем в качестве домашних для подготовки к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену.

Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе практических занятий:
Практическое занятие проводится по оригинальному философскому источнику. Обучающемуся для прочтения и анализа предлагается не более 30 страниц текста, а также учебная литература для оптимального его усвоения. Предлагаемые в плане практического занятия контрольные вопросы детализируют основные вопросы практического занятия и помогают студенту подготовить ответы на них. Основные вопросы практического занятия формулируются по оригинальному источнику и предполагают его анализ и аргументированную критику, а не комментирование или пассивное воспроизведение. Практическое занятие проходит в форме диалога и полилога. После ответа предлагаются дополнения, задаются вопросы на углубление материала, обсуждаются спорные моменты, расставляются необходимые акценты. Для формирования и закрепления умений и навыков студентам предлагается решение практических заданий по теме занятия. За практическое занятие студент по 4-балльной шкале может получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» либо при условии положительного ответа на основной вопрос и решении практического задания, либо в случае непрерывного участия в работе практического занятия.
По итогам практических занятий, при условии постоянной работы на них, студент может по 4-балльной шкале получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» (медианная оценка), которая учитывается при проведении экзамена.
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на экзамене:
В вопросы к экзамену включены вопросы, соответствующие содержанию формируемых компетенций. При ответе на вопрос обучающийся должен реконструировать соответствующую философскую концепцию или основные концептуальные идеи, в качестве практического применения теоретических знаний студент должен провести критический анализ философской концепции или отдельных концептуальных идей, указать их достоинства и недостатки, высказать собственное отношение к представленной концепции, отдельным идеям и собственные оценки, привести соответствующие аргументы, либо ответить на соответствующие вопросы и практические задания преподавателя. Экзамен проводится в форме теста и устного собеседования по вопросам к экзамену. На подготовку к вопросам билета студенту отводится 30-40 минут. За тест и устный ответ в совокупности студент может по 4-балльной шкале получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично».