МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сибирский шаманизм как философско-мировоззренческая система

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильФилософия Востока
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_Философия_ФВ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., Доцент, Серединская Л.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., Профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Сибирский шаманизм как философско-мировоззренческая система

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.01 Философия (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 966)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черданцева Инна Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Черданцева Инна Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины "Сибирский шаманизм как философско-мировоззренческая система" является развитие у студентов устойчивого понимания оуникальности развития духовной и материальной культуры народов мира на примере анализа сибирского шаманизма как философско-мировозренческой системы.





2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные теоретико-методологические положения системного подхода);
- основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе;
3.2.Уметь:
3.2.1.- находить информацию для решения поставленной задачи по различным типам запросов;
- сопоставлять разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений;
- критически осмысливать и формировать собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками анализа информации;
- нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сибирский шаманизм как философско- мировоззренческая система
1.1. Основные научные теории в изучении сибирского шаманизма. Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. Основные научные теории в изучении сибирского шаманизма. Сам. работа 5 12 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.3. Феноменология и психология шаманизма. Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.4. Феноменология и психология шаманизма. Сам. работа 5 12 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.5. Шаманизм как сложная знаковая система. Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.6. Шаманизм в системе традиционного мировоззрения народов Сибири. Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.7. Шаманизм в системе традиционного мировоззрения народов Сибири. Практические 5 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.8. Шаманизм в системе традиционного мировоззрения народов Сибири. Сам. работа 5 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.9. Шаманские атрибуты народов Сибири: истоки семантического единства и полифункциональности. Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.10. Шаманские атрибуты в древних космогониях. Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.11. Коммуникации «человек – природа» и их «шаманская» интерпретация. Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.12. Коммуникации «человек – природа» и их «шаманская» интерпретация. Практические 5 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.13. Коммуникации «человек – природа» и их «шаманская» интерпретация. Сам. работа 5 12 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.14. Дуальные структуры в мировоззрении шаманизма и их роль в формировании картины мира. Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.15. Символические значения шаманских атрибутов в контексте индоевропейских ритуальных традиций. Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.16. Символические значения шаманских атрибутов в контексте индоевропейских ритуальных традиций. Практические 5 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.17. Древние ритуальные практики: существовали ли у индоевропейцев шаманы? Практические 5 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.18. Экстатические и неэкстатические формы ритуального поведения у индоевропейцев. Практические 5 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.19. Экстатические и неэкстатические формы ритуального поведения у индоевропейцев. Сам. работа 5 12 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.20. Личности шамана и сказителя. Пути шаманов и сказителей. Практические 5 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.21. Личности шамана и сказителя. Пути шаманов и сказителей. Сам. работа 5 12 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы для оценки сформированности компетенции:
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Тестовые задания

1. Вера в духов и душу – это:
1) анимизм +
2) колдовство
3) тотемизм
4) фетишизм

2. Предмет, магически охраняющий от невзгод и дарующий удачу:
1) амулет +
2) анима
3) символ
4) тотем

3. Религиозное поклонение материальным предметам, которым предписываются сверхъестественные свойства:
1) анимизм
2) колдовство
3) тотемизм
4) фетишизм +

4. Вера в родство между группами людей и видами животных, растений, явлений природы:
1) анимизм
2) магия
3) тотемизм +
4) фетишизм

5. Древнейшая форма обращения, выраженная во внутренней или звучащей речи, мимике, обращенная к сверхъестественным существам:
1) молитва +
2) поклоны
3) ритуальный танец
4) шаманизм

6. Действо, сопровождающие религиозный акт, выработанное обычаем и имеющее религиозное или мифологическое обоснование:
1) анимизм
2) мифология
3) ритуал +
4) религия

7. Религиозное почитание умерших родственников, сложившееся на ранних этапах развития общества:
1) культ личности
2) культ предков +
3) культ разума
4) фаллический культ

8. Общее понятие для множества древнейших статуэток женщин, обладающих общими признаками фертильности (большие груди и ягодицы, большой живот):
1) палеолитические Афродиты
2) палеолитические Афины
3) палеолитические Венеры +
4) палеолитические Деметры

9. Древнейший культ особых людей, выступающих медиаторами между человеческим и иным миром, выполняющих функции религиозных врачевателей:
1) анимизм
2) генотеизм
3) тотемизм
4) шаманизм +

10. Мифы о сотворении мира называются:
1) Антропологическими
2) Космогоническими +
3) Солярными
4) Этиологическими

11. Свидетельствами возможной культовой деятельности неандертальцев являются:
1) следы культа пещерного медведя +
2) следы культа собаки
3) наскальные изображения мамонтов
4) наскальные изображения лошадей

12. Преднамеренные захоронения по определенному обряду, сделанные homo sapiens sapiens появляются только в:
1) мезолите
2) энеолите
3) неолите
4) палеолите +

13. В верованиях народов Меланезии и Полинезии присутствует представление об обезличенной силе, которая называется:
1) мана +
2) бхакти
3) катарсис
4) мантра

14. Одна из характерных форм религий Африки:
1) Культ вождей +
2) Культ огня
3) Культ солнца
4) Культ стихий


15. Название богатейшего ритуального погребения мужчины и двух подростков на территории Владимирской области (около 30 тысяч лет):
1) Кермек
2) Ракушечный Яр
3) Сунгирь +
4) Шанидар



Ключ к тестам

№ вопроса ответ
1. 1
2. 1
3. 4
4. 3
5. 1
6. 3
7. 2
8. 3
9. 4
10. 2
11. 1
12. 4
13. 1
14. 1
15. 3

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.


Контрольные вопросы:

1. Многобожие, почитание нескольких или многих богов – ___________.
Ответ: политеизм

2. Термин, обозначающий систему запретов, строгий запрет – _____________.
Ответ: табу

3. Теория символизма в мифе через раскрытие архетипов раскрывалась в трудах швейцарского психолога и философа – ____________.
Ответ: Карла Густава Юнга

4. Возникшая в глубокой древности последовательность ритмических движений и поз, выполняемая человеком под аккомпанемент, входящая в систему культовой деятельности – ______________.
Ответ: танец

5. Различные предметы, имитирующие оригинальные предметы, приносимые в дар богам и духам, ради исполнения просьб – _____________.
Ответ: Вотивные предметы

6. Совокупность принципов, регулирующих распределение благ и обязанностей,
соответствие между деянием и воздаянием - ______________
Ответ: справедливость

7. Система неписаных законов, являющихся регуляторами поведения человека в
обществе - ___________
Ответ: мораль

8. Решение вопроса о соотношении _______и _______является этической
ценностью.
Ответ: добра и зла

1. Что такое традиции?
Ответ: наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют.

10. Согласно Дюркгейму, религия
Ответ: будет существовать вечно

11. Религию как веру в судьбу определял:
Ответ: Д. Б. Пратт

12. Позитивный аспект сверхъестественной силы в теории преанимизма
Ответ: Мана

13. Выход за пределы своей субъективности в форме стремления к
Абсолюту, «превосхождение себя»:
Ответ: трансцендирование

14. Пауль Тиллих выделял два существенных компонента религиозного
опыта:
Ответ: «бытие как таковое» и «предельный интерес»

15. Представление о религии как отображении истории развивающегося
Божественного Откровения развито в концепции
Ответ: A. В. Панненберга

16. Эсхатологические мифы рассказывают:
Ответ: о конечной перспективе бытия

17. Элиаде М. в своих работах подчеркивал уникальное свойство мифа – ___________ событий священной истории.
Ответ: Реактуализировать

18. Тип культурного героя в мифологии, который, c одной стороны, сохраняет положительные компоненты старого в социуме, а с другой является носителем новых социальных изменений, традиций, обрядов – _____________.
Ответ: трикстер

19. Миф отличается от философии:
Ответ: акцентом на образно-эмоциональное восприятие
20. Мифема «мирового дерева» разрабатывалась в трудах отечественного индолога, выдающегося специалиста по языкам, литературе и фольклору индоевропейских народов – _________________.
Ответ: В. Н.Топоров

Вопросы для оценки сформированности компетенции:
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
Тестовые задания

1. Карго-культы появились в:
1) 6 в до н.э.
2) 15 в до н. э.
3) 19 в н .э. +
4) 21 в н. э.

2. Автор концепции анимизма:
1) Карл Маркс
2) Клод Леви-Стросс
3) Макс Мюллер
4) Эдуард Тайлор +

3. Термин «мана» впервые прозвучал в работе:
1) Роберта Кодрингтона +
2) Роберта Маретта
3) Эдварда Эванс-Притчарда
4) Эдуарда Тайлора

4. Соотнесите названия классических текстов по истории и теории архаических верований и культов и именами их авторов:
A. Первобытная культура
Б. Теории примитивной религии
В. Магия. Наука. Религия
Г. Золотая ветвь
1) Бронислав Малиновский
2) Джеймс Джордж Фрэзер
3) Эдвард Эванс-Притчард
4) Эдуард Тайор
А – 4, В – 3, С – 1, D – 2. А – 4.

5. Произведения художественной пластики, традиционно широко используемые для отправления культа многими народами Африки:
1) височные кольца
2) малахай
3) маски +
4) очелья

6. В верования народов Австралии присутствует представление о своеобразной мифологической эпохе творения, которая называется:
1) Время сновидений +
2) Махабхарата
3) Труды и дни
4) Эпос о Гильгамеше


7. Отвергнутую наукой концепцию прамонотеизма выдвинул:
1) Вильгельм Шмидт +
2) Эдвард Эванс-Притчард
3) Альфред Редклифф-Браун
4) Марсель Мосс

8. О зоолатрии в древнейших верованиях и ритуальных практиках могут свидетельствовать археологические памятники:
1) Драхенлох и Капова пещера +
2) Кермек и Капова пещера
3) Сент-Ашель и Шульган-Таш
4) стоянка у деревни Таунг и Шульган-Таш

9. В неолитическом искусстве богиня-мать изображалась:
1) в виде старухи-смерти
2) в образе грозной воительницы
3) как непорочная девушка, девственница
4) в виде фертильной женщины +

10. Древние погребальные сооружения, собирательное название для мегалитических камерных гробниц:
1) Вудхенджи
2) Дольмены +
3) Курганы
4) Менгиры

11.Место мифов в типологии и их содержание:
1) Нравоучительные мифы
2) Космогонические
3) Антропогонические
4) Эсхатологические
A. Мифы, в которых рассказывается о сотворении человека
Б. Мифы о конце мира
В. Мифы о возникновении мира
Г. Мифы о жизненных ситуациях
1– Г, 2 – В, 3 – A, 4 – Б

12. Отечественный мыслитель, рассматривающий миф как цепочку метафор:
1) О. М.Фрейденберг +
2) И. М.Дьяконов
3) Л. Леви-Брюль
4) Э. Кассирер

13. Миф как средство словесного воскрешения и утверждения первозданной реальности рассматривал в своих трудах представитель функционализма:
1) В. Я. Пропп
2) А. Н. Афанасьев
3) Б. Малиновский +
4) Р. Рэдклифф-Браун

14. Соотнесите мифологическую школу и имя ее представителя:
A. Натурмифологическая
Б. Анимистическая
В. Ритуалистическая
Г. Психологическая
1) А.Тайлор
2) К.Г.Юнг
3) Я.Гримм
4) Дж. Фрезер
A – 3, Б – 1, В – 4, Г – 2.

15. Термин «бриколаж» использует в своих работах:
1) К. Г. Юнг
2) З. Фрейд
3) Дж. Фрезер
4) К. Леви-Строс +


Ключ к тестам

№ вопроса ответ
1. 3
2. 4
3. 1
4. А – 4, В – 3, С – 1, D – 2. А – 4.
5. 3
6. 1
7. 1
8. 1
9. 4
10. 2
11. 1– Г, 2 – В, 3 – A, 4 – Б
12. 1
13. 3
14. A – 3, Б – 1, В – 4, Г – 2.
15. 4

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Контрольные вопросы:
1. Христианизированная философия Западной Европы IX –XIV вв. – __________.
Ответ: схоластика

2. Основное положение в религиозном учении, принимаемое на веру и
не подлежащее критике – ____________________.
Ответ: догмат.
3. Основоположник религиоведения, предложивший научной общественности в 1870 г. использование сравнительного метода в изучении религии, утверждавший: «Тот, кто знает одну религию, не знает ни одной» – __________________.
Ответ: Макс Мюллер

4. Богословская традиция, направленная на то, чтобы выразить сущность Бога путем отрицания всех возможных определений, как несоизмеримых с его природой – _______________.
Ответ: апофатика

5. Томас Гоббс полагал, что от суеверия истинная религия отличается тем, что она основана на:
Ответ: выдумках, допущенных государством

6. Иммануил Кант полагал, что религия:
Ответ: практически ничем не отличается от морали по содержанию

7. И. Кант полагал, что религия необходима в пределах:
Ответ: только разума

8. Способ доказательства бытия Бога, утверждающий, что Бог – совершенство, и, следовательно, у него нет недостатков, в том числе и такого, как небытие:
Ответ: Онтологическое доказательство

9. И. Канту пришлось ограничить знание, чтобы освободить место
Ответ: Вере

10. Л. Фейербах считал, что сущность Бога и религии – это отчужденная сущность
Ответ: Человека

11. Рудольф Отто рассматривал религию как:
Ответ: тщательное наблюдение над нуминозными сущностями

12. Термин «теодицея» в религиозную философию ввел
Ответ: Лейбниц

13. Термин, обозначающий оправдание человека:
Ответ: антроподицея

14. Учение о пребывании физического мира в Божестве-Демиурге:
Ответ: панентеизм

13. Процесс наделения предметов, явлений, людей, отношений священными, «божественными» качествами:
Ответ: Сакрализация

16. Система взглядов и убеждений, отрицающая существование бога, сверхъестественных сил, существ, религию
Ответ: Атеизм

17. Протестантский теолог, выдвинувший требование «демифологизации» веры
Ответ: B. Р. Бультман

19. Религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана «спасения» человека:
Ответ: Провиденциализм

20. Мифологическая (натуристическая, астральная) теория происхождения религии объясняет ее происхождение:
Ответ: олицетворением солнца, луны и других небесных явлений
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Основные научные теории в изучении сибирского шаманизма.
2. Феноменология и психология шаманизма.
3. Шаманизм как сложная знаковая система.
4. Шаманизм в системе традиционного мировоззрения
5. народов Сибири.
6. Шаманские атрибуты народов Сибири: истоки семантического единства и полифункциональности.
7. Шаманские атрибуты в древних космогониях.
8. Коммуникации «человек – природа» и их «шаманская» интерпретация.
9. Дуальные структуры в мировоззрении шаманизма и их роль в формировании картины мира.
10. Символические значения шаманских атрибутов в контексте индоевропейских ритуальных традиций.
11. Древние ритуальные практики: существовали ли у индоевропейцев шаманы?
12. Экстатические и неэкстатические формы ритуального поведения у индоевропейцев.
13. Личности шамана и сказителя. Пути шаманов и сказителей.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич П.С. Философия: учебник для вузов Издательство Юрайт,, 2023 urait.ru
Л1.2 Светлов, В. А. Философия : учебное пособие для вузов Издательство Юрайт, 2020 https://biblio-online.ru/bcode/453120
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Спиркин, А. Г. Общая философия: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2020 https://biblio-online.ru/bcode/450751
Л2.2 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э3 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э4 ЭБС "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э5 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э6 Электронная библиотека но философии rilosof.historic.ru
Э7 Журнал «Вопросы философии» vphil.ru
Э8 Купс на MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.

Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену.

Методическое описание проведения практического занятия
Практическое занятие проводится по оригинальному философскому источнику. Студенту для прочтения и анализа предлагается не более 30 страниц текста, а также учебная литература для оптимального его усвоения. Предлагаемые в плане практического занятия контрольные вопросы детализируют основные вопросы практического занятия и помогают студенту подготовить ответы на них. Основные вопросы практического занятия формулируются по оригинальному источнику и предполагают его анализ и аргументированную критику, а не комментирование или пассивное воспроизведение. Практическое занятие проходит в форме диалога и полилога. После ответа предлагаются дополнения, задаются вопросы на углубление материала, обсуждаются спорные моменты, расставляются необходимые акценты. Для формирования и закрепления умений и навыков студентам предлагается решение практических заданий по теме занятия. За практическое занятие студент по 4-балльной шкале может получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» либо при условии отличного ответа на основной вопрос и решении практического задания, либо в случае непрерывного участия в работе практического занятия.
По итогам практических занятий, при условии постоянной работы на них, студент может по 4-балльной шкале получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» (медианная оценка), которая по желанию студента может учитываться при проведении экзамена.

Методическое описание проведения экзамена
В вопросы к экзамену включены вопросы, соответствующие содержанию формируемых компетенций. При ответе на вопрос студент должен реконструировать соответствующую философскую концепцию или основные концептуальные идеи, в качестве практического применения теоретических знаний студент должен провести критический анализ философской концепции или отдельных концептуальных идей, указать их достоинства и недостатки, высказать собственное отношение к представленной концепции, отдельным идеям и собственные оценки, привести соответствующие аргументы, либо ответить на соответствующие вопросы и практические задания преподавателя. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку к вопросам билета студенту отводится 40-45 минут. За ответ студент может по 4-балльной шкале получить оценку «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично».