МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Классическая и современная арабо-исламская философия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильФилософия Востока
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_Философия_ФВ-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., Доцент, Серединская Л.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., Профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Классическая и современная арабо-исламская философия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.01 Философия (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 966)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черданцева Инна Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Черданцева Инна Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Классическая и современная арабо-исламская философия» являются:
1.формирование у студентов представлений о роли и месте арабо-мусульманской философии в системе философского знания;
2.повышение уровня культуры и образования студентов путем изучения ими особенностей арабо- мусульманской философии;
3.интеллектуальное развитие студента, овладение им определенными приемами мышления, анализа и мировосприятия, позволяющими осуществлять познавательную коммуникативную деятельность в современных условиях, формирование общеучебных, компенсирующих и протекционистских умений;
4.развитие личности обучаемых, усвоение ими общедемократических ценностей, дискуссионности различного рода доктрин, воспитание потребностей в постоянном самообразовании как средстве социокультурного освоения мира.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- сущность, структуру и функционирование общества, механизмы и формы социальных изменений, принципы исторической типологии общества;
- основы философской мысли древнего и современного Востока.
3.2.Уметь:
3.2.1.- пользоваться базовыми знаниями в области социальной философии и использовать их при решении социальных и профессиональных задач;
- пользоваться базовыми знаниями в области истории зарубежной философии (философская мысль древнего и современного Востока) и современной зарубежной философии (современные философские направления) и использовать их при решении социальных и профессиональных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками применения в профессиональной деятельности знаний традиционных и современных проблем социальной философии;
- навыками применения в профессиональной деятельности знаний традиционных и современных проблем социальной философии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводная. Становление арабской философии
1.1. Понятие арабская философия. Исторические этапы арабской философии: классический период: (VIII – XV вв.); позднее средневековье (XVI – XIX вв.); современность (со 2-й пол. XIX в.). Переводческая деятельность, как первая форма знакомства с греческой философией. Роль сирийских ученых в становлении арабской философии и основные направления их деятельности. Интеллектуальная культура арабов VIII-ХII вв. Научные достижения в алгебре, геометрии, астрономии, химии и медицине. Особенности религиозного и научного видения мира арабов. Лекции 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. 1.Исторические предпосылки формирования философских школ. 2.Основные деятели периода мутазелитов. 3.Проблема понимания Бога и Корана в арабской философии. 4.Представления о душе и теле человека. 5.Проблема познания мира. 6.Рациональность в арабской философии. Практические 6 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. 1.Исторические предпосылки формирования философских школ. 2.Основные деятели периода мутазелитов. 3.Проблема понимания Бога и Корана в арабской философии. 4.Представления о душе и теле человека. 5.Проблема познания мира. 6.Рациональность в арабской философии. Сам. работа 6 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Адаптация арабо- мусульмански ми учеными греческой философии
2.1. Характер ознакомления арабов с греческой философией. Роль перевода и комментариев к трудам философов. Особенность восприятия философии, как единого учения. Аристотель и отношение к нему арабов. Роль неоплатонизма в становлении арабской философии. Влияние на арабов сочинений Прокла (410- 485), Александра Афродизийского (IIв . н. э.), Сириана (Vв.), Симплиция (VI в.) и др. Особенности их учений в мировоззрении арабских ученых. Проблемы души, разума и тела. Концепции мироустройства. Формирование философской терминологии у арабов. Греческие и арабские метафизические парадигмы, учение о божестве. Лекции 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. 1.Становление переводческих школ в средневековом арабском мире. 2.Роль иранцев и христиан в проникновении греческой философии на арабскую территорию 3.Арабские комментаторы сочинений греческих философов. Практические 6 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. 1.Становление переводческих школ в средневековом арабском мире. 2.Роль иранцев и христиан в проникновении греческой философии на арабскую территорию 3.Арабские комментаторы сочинений греческих философов. Сам. работа 6 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Калам как первое направление арабо- мусульманско й философии
3.1. Первое направление арабской философии — калам. Этапы направления: этапа – ранний, мутазилитский, и поздний, ашаритский. Характерные черты мутазилизма. Полемика и рассмотрение сложных богословских проблем. Характерные черты ашаризме. Становление схоластического характера философии. Рациональность как основание и характерная черта калама. Традиция вопросов и ответов. Основные философско-теологические проблемы калама: проблема божественных атрибутов, сотворения мира, проблема атомарной структуры мира, проблема причинности и природы тел, Проблема свободной воли и предопределения, ответственности человека за свои поступки. Лекции 6 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Первое направление арабской философии — калам. Этапы направления: этапа – ранний, мутазилитский, и поздний, ашаритский. Характерные черты мутазилизма. Полемика и рассмотрение сложных богословских проблем. Характерные черты ашаризме. Становление схоластического характера философии. Рациональность как основание и характерная черта калама. Традиция вопросов и ответов. Основные философско-теологические проблемы калама: проблема божественных атрибутов, сотворения мира, проблема атомарной структуры мира, проблема причинности и природы тел, Проблема свободной воли и предопределения, ответственности человека за свои поступки. Сам. работа 6 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Перипатетизм в арабской философии
4.1. Становление арабского перипатетизма, Восточное и Западное направления. Основные представители первого: ал-Кинди (800-879), аль-Фараби (870-950), Ибн Сина (лат. Авиценна, 980-1037), второго – Ибн Туфайл (1110- 1185), Ибн Рушд (лат. Аверроэс, 1126-1198). Идейно-теоретические основы перипатетизма, учения Платона, Аристотеля и неоплатоников. Взаимодействие науки и теологии в учениях арабских перипатетиков. «Первый» филосов арабов — аль Кинди. Теория души и разума. Аль-Фараби и его влияние на развитие арабской философии. Ибн Сина (Авиценна) и его дуалистическое восприятие мира. Создание общей теории медицины. Представления перипатетиков о знании. Знание чувственное и разумное. Рассуждение и доказательство. Формирование пантеистического мировоззрения. Лекции 6 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. 1.Основные арабоязычные перипатетики и их биографии. 2.Заимствования из греческой философии. (Фалсафа) 3.Представления о знании. (Чувственное и умозрительное). 4.Проблема соотношения арабоязычного перипатетизма и ортодоксального ислама. 5.Проблема пантеистической традиции в перипатетизме. Практические 6 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. 1.Основные арабоязычные перипатетики и их биографии. 2.Заимствования из греческой философии. (Фалсафа) 3.Представления о знании. (Чувственное и умозрительное). 4.Проблема соотношения арабоязычного перипатетизма и ортодоксального ислама. 5.Проблема пантеистической традиции в перипатетизме. Сам. работа 6 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Суфизм и особенности его учения
5.1. Зарождение суфизма и этапы его становления. Идейные истоки суфизма. Теория самонаблюдения Зу-н-Нуна аль-Мисри и Абу Абдаллахом аль-Мухасиби. Формирование и становление суфийских орденов. Участие суфиев в исторически значимых событиях и спор о допустимости суфизма в ортодоксальном исламе. Учение суфиев. Сочетание идеалистической метафизики (ирфан) с особой аскетической практикой; учение о постепенном приближении прозелита (мурид) через мистическую любовь к познанию Бога и конечному слиянию с ним; значит, роль старца-наставника (муршид, пир), ведущего прозелита по мистическому пути (тарикат) до момента слияния с Богом. Материальная природа (таб), Я (нафс), сердце (дел), дух (рук) и другие категории. Лекции 6 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. 1.Суфийские ордена. 2.Основные понятия суфизма и их смыслы. 3.Духовная практика в суфизме. Практические 6 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.3. 1.Суфийские ордена. 2.Основные понятия суфизма и их смыслы. 3.Духовная практика в суфизме. Сам. работа 6 9 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Исмаилизм
6.1. Возникновение шиизма и становление исмаилизма в средние века. Становление религиозно — философской школы исмаилизма в 10 — 11вв. Хамйд ад-Дйна ал-Кирманй, ан-Насафй (ум. 942/43), Хибатуллах аш-Шйразй (ум. 1077/78), Ибрахйм ал-Хамидй (ум. 1161/62) и др. Философские корни исмаилизма. Разумный порядок космоса и активность сущего. Исмаилитская теория “баланса” макроструктур мироздания. Научно — энциклопедический характер исмаилизма. Содержание учения исмаилитов. Представления о первоначале и первом пределе . Космология и физика исмаилитов. Лекции 6 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. 1.Основные деятели исмаилизма и их биография. 2.Концепция мироздания в исмаидизме. 3.Влияние исмаилизма на современное исламское мировоззрение. Практические 6 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.3. 1.Основные деятели исмаилизма и их биография. 2.Концепция мироздания в исмаидизме. 3.Влияние исмаилизма на современное исламское мировоззрение. Сам. работа 6 10 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 7.
7.1. Зарождение ишракизма. Аш Шахразурй (13—14вв.), Кутб ад-Дйна аш-Шйразй (ум. 1311), Садр ад-Дйна аш-Шйразй (ум. 1640), как сновные идеологи ишракизма.. Систематизация идей ишракизма и построение фундаментальной монотеистической системы мировоззрения. Космологические представления в ишракизме. Мир света и мир тел. Теория познания. Характер критики перипатетизма и отношение к инакомыслию. Идеи ишракизма в современном исламе. Лекции 6 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.2. 1.Основные деятели ишракизма и их биография. 2.Концепция мироздания в ишракизме. 3.Влияние ишракизма на современное исламское мировоззрение. Практические 6 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.3. 1.Основные деятели ишракизма и их биография. 2.Концепция мироздания в ишракизме. 3.Влияние ишракизма на современное исламское мировоззрение. Сам. работа 6 10 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы для оценки сформированности компетенции:
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

Тестовые задания

1. Основатель ислама, «печать пророков» – это:
1) Мухаммад +
2) Иса
3) Муса
4) Али

2. Началом мусульманского летоисчисления считается:
1) переселение Мухаммада из Мекки в Медину +
2) начало проповеди Мухаммадом новой религии
3) взятие Мухаммадом Мекки
4) битва у рва

3. Родиной ислама может считаться город:
1) Мекка +
2) Иерусалим
3) Багдад
4) Дамаск

4. Пятикратная молитва у мусульман называется:
1) хадж
2) намаз +
3) таухид
4) рамадан

5. Религиозный налог у мусульман –
1) хиджра
2) хадж
3) закят +
4) зикр

6. Пост у мусульман:
1) намаз
2) хадж
3) таухид
4) рамадан +

7. Имя первого праведного халифа:
1) Али
2) Абу Бакр +
3) Умар
4) Усман

8. Арабский термин «Коран» означает:
1) чтение вслух +
2) вероучение
3) предание
4) община

9. Самая важная и знаменитая святыня ислама:
1) Кааба +
2) Тадж Махал
3) Ангкор-Ват
4) Хиджаз

10. Год по христианскому летоисчислению, когда Мухаммад был вынужден переселиться из Мекки в Ясриб:
1) 570
2) 610
3) 619
4) 622 +

11. Мухаммад происходил из арабского племени:
1) бушменов
2) аббасидов
3) курайшитов +
4) хариджитов

12. Суфийский мистический путь, орден
1) хадж
2) хиджаб
3) тарикат +
4) муршид

13. Продолжить фразу. Мухаммад …
1) похоронен в Иерусалиме, а его гроб висит в воздухе
2) вознесся на небеса к Аллаху во плоти
3) похоронен в Мекке
4) похоронен в Медине +

14. Первая женщина мусульманка:
1) Хадиджа +
2) Халима
3) Аиша
4) Фатима


15. По преданию первое откровение было дано Мухаммаду в
1) 610 +
2) 615
3) 620
4) 622



Ключ к тестам

№ вопроса ответ
1. 1
2. 1
3. 1
4. 2
5. 3
6. 4
7. 2
8. 1
9. 1
10. 4
11. 3
12. 3
13. 4
14. 1
15. 1

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.


Контрольные вопросы

1. Согласно Али Шариати, _____________ можно достичь через экзистенциальное сочувствие и феноменологическую ассимиляцию образцовых людей — типа Имама Хусейна (внук Пророка) или Фатимы (его дочь и жена Имама Али) — в архетипическую память.
Ответ: Исламизации

2. В работе персидского философа Махди Аери Язди «Принципы эпистемологии в исламской философии: Знание Присутствием» метафизические и эпистемологические проблемы формулируются в плодотворной комбинации идей ______________________ и традиции ишраки.
Ответ: западной аналитической философии

3. Абдекерим Соруш вслед за И. Берлином полагает, что _________________ — вот путь работы с теоретическими и практическими проблемами, этот разум предпочтителен для решений, достижимых через усилия юриспруденции и религиозных властей.
4. Ответ: Коллективный разум

5. Название, данное средневековыми арабскими географами и историками странам, расположенным к западу от Египта.
Ответ: Магриб
6. Территория, изначально включавшая в себя все известные в IX—X вв. восточные земли, включая Индию,Китай, ряд островов Индийского и Тихого океанов вплоть до Японии. В настоящее время определение применяется в арабской философии, как правило, в качестве собирательного обозначения Ирака, Сирии, Иордании, Палестины и Ливана. Иногда в названный ряд включают и Египет.
Ответ: Машрик

7. Исламская схоластика, ортодоксальная религиозно¬-философская система:
Ответ – Калам

8. Принципы мутазализма:
Ответ: неизменность количества, предвечность Корана

9. Философ, приспосабливающий суфизм к исламскому шариату:
Ответ: Аль Газали

10. Соратники, сподвижники пророка Мухаммеда, которые виделись с ним и уверовали в него, стали мусульманами до конца своей жизни, обозначаются понятием:
Ответ: асхабы (сахаба)

11. Согласно восточным перипатетикам, первое следствие, возникшее из первоначала в процессе эманации– это:
Ответ: разум

12. К какому течению исламской философии относится понятие "фана"?
Ответ: к суфизму

13. Какие виды философии различает Аль-¬Кинди?
Ответ: теоретические и практические

14. В познании, согласно представлениям Аль Газали, позитивным является _____________.
Ответ: мистическое слияние с богом и откровение.

15. Смысл теории ________________, согласно Ибн Рушду, заключался в стремлении сделать науку и философию самостоятельными, избавить их от церковной опеки.
Ответ: «двойственной истины»


Вопросы для оценки сформированности компетенции:
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

Тестовые задания

1. К правовой суннитской школе НЕ относится:
1) Маликитский мазхаб
2) Шафиитский мазхаб
3) Джафаритский мазхаб +
4) Ханафитский мазхаб

2. К шиитскому направлению ислама НЕ относятся:
1) двунадесятники
2) алавиты
3) ханбалиты +
4) кайсаниты

3. Первые сторонники Мухаммада в его противостоянии с мекканской знатью, переселились с ним в Медину:
1) курайшиты
2) ансары
3) моджахеды
4) мухаджиры +

4. Мусульманский термин для обозначения понятия религия:
1) Дин +
2) иман
3) зикр
4) мазхаб

5. Арабское обозначение понятия веры:
1) Иман +
2) сура
3) рамадан
4) зикр

6. Наименьший выделяемый отрывок Корана:
1) Аят +
2) хадис
3) сура
4) китаб

7. Важнейший праздник в исламе – это
1) курбан-байрам +
2) пасха
3) мавлид
4) мирадж

8. К числу запрещаемого шариатом относят:
1) частную собственность
2) богословские дискуссии
3) многоженство
4) ссудный процент и свинину +

9. Распространенное название рая в исламе:
1) Парадиз
2) Джаннат +
3) Иман
4) Джаханнам

10. Какое философско-религиозное течение в исламской культуре признает (приемлет) атомистику
1) Кадаризм
2) Мутазилизм +
3) Ашаризм
4) Шафиизм
5) ни одно из них

11. В арабской философии не использовались идеи фи¬лософа:
1) Платона
2) Плотина
3) Эпикура +
4) Аристотеля.

12. Аверроэс – это западное прочтение арабского имени:
1) аль-Кинди
2) аль-Фараби
3) ибн Рушд +
4) ибн Сина.

13. Авиценна понимал мир как произведение:
1) слепых сил природы
2) божественного разума +
3) божественной воли
4) божественных воли и разума.

14. В согласии с другими арабскими философами Ибн Сина учил об универсалиях, которые существуют:
1) до единичных вещей
2) в реальных вещах
3) как единичные вещи +
4) после вещей.

15. По Аверроэсу, материальный мир:
1) вечен и бесконечен, но в пространстве ограничен +
2) сотворен Богом из ничего
3) обречен на гибель
4) вечен и в пространстве безграничен.


Ключ к тестам

№ вопроса ответ
1. 3
2. 3
3. 4
4. 1
5. 1
6. 1
7. 1
8. 4
9. 2
10. 2
11. 3
12. 3
13. 2
14. 3
15. 1

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.


Контрольные вопросы:

1. Какая черта в наибольшей степени характеризует социокультурное устройство восточных традиционных обществ?
Ответ: субординация

2. Имя бога в исламе – ____________.
Ответ: Аллах

3. Вторым после Корана источником вероучения ислама является – ______________.
Ответ: Сунна
4. Исламский термин, догмат о единственности и единстве Аллаха – это _____________.
Ответ: Таухид

5. Последователи наиболее многочисленного направления в исламе, «люди сунны и согласия общины» – _____________.
Ответ: сунниты

6. Направление в исламе, признающее Али ибн Абу Талиба и его потомков законными преемниками и наследниками пророка Мухаммеда – это…
Ответ: шииты

7. Первое положение мусульманского кредо («нет богов, кроме Аллаха, а Мухаммад – посланник Его») – это:
Ответ: шахада

8. Суфийская гносеология имеет следующие формы познания: (Çәki: 1) рациональные формы познания:
Ответ: наблюдение, обнаружение, внутреннее наблюдение

9. В каких направлениях развивалась средневековая Восточная философия:
Ответ: перипатетизм, суфизм

10. Что означает синкретизм мифологического сознания:
Ответ: слитность качественно различных компонентов бытия в мифическом сознании

11. Хадис – это:
Ответ: изречение (кауль), одобрение (такрир), образ (васфи) или действие (филь) пророка Мухаммада, сумма которых образует Сунну, являющуюся авторитетной для всех мусульман

12. Представители мистико-аскетического течения в исламе, одного из основных направлений классической арабо-мусульманской философии, называются:
Ответ: суфиями

13. Понятием «Арабский Восток» обозначается:
Ответ: обширный регион на стыке Азии, Африки и Европы, включающий также акватории Средиземного и Красного морей и Персидского залива. На юге он отделен от Тропической Африки пустыней Сахара, на севере его границы проходят на широте Черного и Каспийского морей

14. Кто из современных арабских философов стремился находить рациональные принципы при выяснении вопросов шариата и установлении формы мысли, отчетливо являющейся и исламской, и годной для жизни в нынешних научных обществах?
Ответ: Мухаммад Абдо (1849—1905)

15. Египетский философ _____________ считал неотделимой связь рационализма и откровения в исламе и защищал традиционные исламские науки как совместимые с наукой и рациональностью.
Ответ: Мустафа Абд-ар-Разик

16. Первый из современных арабских философов – социалистов, на чью философскую позицию оказали влияние идеи Ф. Ницше, Л. Н. Толстого, Ж. Э. Ренана и Б. де Сен-Пьера
Ответ: Фарах Антун (1874—1922)

17. Этот известный современный иракский философ представляет логику исламской культуры, специфику ментальности мусульман как постоянный метаморфоз от одной оппозиции (вечность, жизнь, знание, свет) к другой (конечность, смерть, невежество, тьма), в страсти одолеть крайности и найти «золотую середину».
Ответ: Мейсан Аль-Джанаби

18. Марокканский философ, последователь, Э. Мунье, «религию союза личностей», личностей, свободно коммуницирующих с другими и реализующих свободу в согласии с реальностью, моральные принципы братства, на которые и должна опираться цивилизация.
Ответ: Мухаммад Азиз аль-Хабаби

19. Концепция познания в джуванийе базируется на различении ______________.
Ответ: внутреннего и внешнего.

20. Хасан Ханафи видит расцвет мусульманской культуры в_________________.
Ответ: активном использовании достижений Запада и Востока (индийской, китайской культуры
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы для промежуточной аттестации

1. Общая характеристика калама как первой школы средневековой арабской философии. Проблема существования.
2. Соотношение божественных атрибутов в каламе. Знание и могущество.
3. Проблема автономии человеческого действия.
4. Понимание причинности в каламе. Виды причин.
5. Атомарная теория в каламе (понимание времени и пространства, движения, субстанции и акциденции).
6. Общая характеристика ашаризма и его отличия от мутазилитского типа калама.
7. История и особенности возникновения арабского перипатетизма. Ал-Кинди.
8. Онтология арабского перипатетизма.
9. Аль-Фараби. Общая характеристика и место в истории арабской философии. Основные темы творчества и виды произведений.
10. Особенности построения идеального общества по аль-Фараби.
11. Жизнь и творчество Ибн Сины. Противопоставление разума и интуиции в его теории познания.
12. Физическое учение Ибн Сины. Категории "материя", "форма. Первоэлементы и смеси
13. Ибн Рушд. "Опровержение опровержения". Проблематизация вопроса о начале мира. Понятия бесконечности, воли.
14. Суфизм и суфийская философия.
15. Суфийские учителя в IX в. Концепции "фана" и "бака".
16. Ал-Газали. Основные произведения и идеи.
17. Исмаилизм (история и общая характеристика).
18. Исмаилитская философия. Аль-Кирмани и учение о познании.
19. Ишракизм. Общий культурный контекст, основные положения зороастризма. Ас-Сухраварди и его Хикмат аль-ишрак.
20. Философия имама ал-Газали
21. Социологическое учение Ибн Халдуна
22. Наследие Ибн Таймийи и его значение для развития современных фундаменталистских течений
23. Личность и наследие Хасана ал-Банны
24. Идеологическое послание Саида Кутба
25. Исмаилизм (история и общая характеристика).
26. Личность и учение Мухаммада Абдо
27. Панисламизм и панарабизм Джамаладдина Афгани
28. Социально-философские взгляды Рашида Рида
29. Понятие исламский фундаментализм и его разновидности
30. Понятие исламский традиционализм и его локальные проявления в исламском мире
31. Евроислам: Тарик Рамадан
32. Либеральный ислам: Фазлур Рахман
33. Феномен либерального ислама: истоки, элементы идеологии, перспективы
34. Основные направления и движения в современном исламе.
35. Ибн Араби и его теория познания.
36. Проблема универсалий в философии Ибн Араби. Характеристика и роль совершенного человека в суфизме
37. Мухаммад Икбал и "Реконструкция религиозной мысли в исламе"

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич П.С. Философия: учебник для вузов Издательство Юрайт,, 2023 urait.ru
Л1.2 Бессонов Б.Н. История философии: учебное пособие для вузов: Учебное пособие М: Издательство Юрайт, 2021 urait.ru/book/istoriya-filosofii-468378
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Электронная библиотека http: //www.auditorum.ru
Э2 2. Государственная публичная историческая библиотеки России. www.shpl.ru
Э3 3. Библиотека по философии. lib.ru
Э4 4. Институт философии РАН: философия в России. www.philosophy.ru
Э5 ЭБС АлтГУ. elibrary.asu.ru
Э6 Ссылка в MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2013
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека по философии - http://lib.ru/FILOSOF/
Библиотека по философии - http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России - http:// www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ - http://www.library.ru/
Поисковая система «Google» - https://www.google.ru/
ЭБС АлтГУ - http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань» - http://www.lanbook.ru
Университетская библиотека ONLINE - http://www.biblioclub.ru
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.