МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы философии диалога: Запад - Восток

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильФилософия Востока
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_Философия_ФВ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филос.н., Доцент, Серединская Л.А.

Рецензент(ы):
д.филос.н., Профессор, Черданцева И.В

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы философии диалога: Запад - Восток

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.01 Философия (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 966)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черданцева Инна Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Черданцева Инна Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ввести студентов в философские аспекты проблемы взаимодействия Востока и Запада;
обосновать временное своеобразие бытия Запада, Востока;
выявить специфику мышления, науки, отношения к языку и религиозному опыту в традициях западного, восточного и российского культурно-географических миров;
определить перспективы межкультурного диалога в условиях глобального кризиса техногенно-потребительской цивилизации и необходимости перехода к духовно-экологической цивилизации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные принципы сбора, отбора и обобщения информации;
- основные приемы работы с первоисточниками (философскими текстами) в учебном процессе и процессе научного исследования;
- специфику философии как способа познания и духовного освоения мира;
- основные разделы философского знания и этапы его развития;
- основные философские категории и особенности их понимания в различных исторических типах философии и авторских подходах.
- основные направления и проблематику современной философии;
- круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;
- систематизировать и соотносить разнородные идеи в процессе работы с философским текстом;
- раскрывать смысл выдвигаемых идей, представить рассматриваемые философские проблемы в развитии;
- анализировать проблемную ситуацию с применением положений и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;
- выявлять практическую ценность определенных философских положений и основания, на которых строится философская концепция или система;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления;
- формулировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии в коммуникации с представителями иных национальностей и конфессий;
применять этические и межкультурные нормы в общении с представителями иных национальностей и конфессий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
- навыками ведения дискуссии и полемики;
- навыками аналитической оценки социально-гуманитарного материала;
- навыками выражения и обоснования собственной позиции относительно современных социогуманитарных проблем и конкретных философских позиций;
- навыками работы с информационными объектами и сетью Интернет;
- навыками создания научных текстов;
- навыками восприятия и анализа философских текстов, содержащих оценку социокультурных и исторических фактов;
- приемами эстетической оценки явлений культуры, концепций и эпох с применением философских идей и категорий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятия «Восток», «Запад»
1.1. Проблема географического и культурного разделения Запада, Востока. Своеобразие природно-телесного, социального и духовно-экзистенциального времени Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
1.2. Своеобразие природно-телесного, социального и духовно-экзистенциального времени. Различие темпоральных доминант как основание выделения культурно-географических миров Практические 5 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
1.3. Своеобразие природно-телесного, социального и духовно-экзистенциального времени. Различие темпоральных доминант как основание выделения культурно-географических миров Сам. работа 5 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
Раздел 2. Специфика европейского и традиционного восточного мышления
2.1. Линейная и нелинейная логика мышления Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.2. Язык и текст на Западе и на Востоке. Инструментально-конвенционалистская и онтологическая парадигмы философского осмысления языка» Практические 5 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.3. Язык и текст на Западе и на Востоке. Инструментально-конвенционалистская и онтологическая парадигмы философского осмысления языка» Сам. работа 5 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
2.4. Научная рациональность на Западе и на Востоке. Неприменимость западных критериев научной рациональности к традиционной восточной науке. Фактонакопительный, рецептурный и личностный характер научных знаний на Востоке. Своеобразие русской науки» Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.5. Научная рациональность на Западе и на Востоке. Неприменимость западных критериев научной рациональности к традиционной восточной науке. Фактонакопительный, рецептурный и личностный характер научных знаний на Востоке. Своеобразие русской науки» Практические 5 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.6. Научная рациональность на Западе и на Востоке. Неприменимость западных критериев научной рациональности к традиционной восточной науке. Фактонакопительный, рецептурный и личностный характер научных знаний на Востоке. Своеобразие русской науки» Сам. работа 5 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
Раздел 3. Культура, религия и мораль на Западе и Востоке
3.1. Соотношение природы, морали и политики на Западе и на Востоке. Дао, Дхарма и Логос» Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.2. Соотношение природы, морали и политики на Западе и на Востоке. Дао, Дхарма и Логос» Практические 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.3. Соотношение природы, морали и политики на Западе и на Востоке. Дао, Дхарма и Логос» Сам. работа 5 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.4. Раздробленность европейского культурного бытия. Диагноз Запада, данный И.В. Киреевским. Постмодерн как итог интеллектуальной эволюции Запада Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.5. Раздробленность европейского культурного бытия. Диагноз Запада, данный И.В. Киреевским. Постмодерн как итог интеллектуальной эволюции Запада Сам. работа 5 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
Раздел 4. Россия как особый культурно-географический мир
4.1. Специфика России как особого евразийского культурно-географического мира. Ее роль в диалоге Восток-Запад Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
4.2. Специфика России как особого евразийского культурно-географического мира. Ее роль в диалоге Восток-Запад Практические 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
4.3. Специфика России как особого евразийского культурно-географического мира. Ее роль в диалоге Восток-Запад Сам. работа 5 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
4.4. Синтетический характер отечественной культуры и особенности ее самопознания Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
4.5. Синтетический характер отечественной культуры и особенности ее самопознания Сам. работа 5 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
Раздел 5. Состояние современного межкультурного диалога
5.1. Перспективы синтеза культур Востока и Запада. Роль России в этом процессе Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
5.2. Перспективы синтеза культур Востока и Запада. Роль России в этом процессе Практические 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
5.3. Перспективы синтеза культур Востока и Запада. Роль России в этом процессе Сам. работа 5 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
5.4. Глобальный кризис техногенно-потребительской цивилизации и перспективы становления духовно-экологической (ноосферной) цивилизации Практические 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
5.5. Глобальный кризис техногенно-потребительской цивилизации и перспективы становления духовно-экологической (ноосферной) цивилизации Сам. работа 5 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.2, Л2.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Вопросы для оценки сформированности компетенции:
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Тестовые задания

1. Одним из отличительных признаков культуры Востока является:
1) рыночные и правовые отношения
2) выделение личности, пользующейся правами и свободами
3) демократия
4) индивидуализм
5) +идея гармонии человека и мира

2. Одним из отличительных признаков культуры Запада является:
1) пассивное, созерцательное отношение к миру
2) идеалы свободы, демократии, гражданского общества
3) общинно-кланово-групповая ориентация
4) +ярко выраженный антропологизм, человек признается не столько мерой, сколько «хозяином» всех вещей
5) нормативный контроль через религию, традиции, авторитарное государство

3. Для культур Востока характерны следующие исторические и хронологические характеристики:
1) историзм, линейное время
2) + представление о том, что мир вечен, цикличен, движется по кругу
3) тенденция к изменению первоначальной структуры, революционный темп развития
4) выделенность человека из природы, проектирующаяся на общество
5) открытость

4. Примером ценностных установок, характерных для Востока, является:
1) +преобладает созерцательное отношение к миру
2) ярко выраженный антропологизм
3) утверждается автономность личности и открытость общества
4) активное отношение к сущему
5) постоянная неудовлетворенность настоящим

5. Характерной для Запада ценностной установкой не является:
1) склонность к постоянному поиску
2) уверенность в том, что новое будет лучше старого
3) распространен оптимизм
4) +закрытость общества (общин) от внешнего мира
5) отношение к природе выражается в установках на ее покорение и эксплуатацию

6. Характерная черта развития социокультурной системы Востока:

1) быстрая, скачкообразная смена культур
2) основные компоненты социокультурной системы демонстрируют неспособность к адаптации нового без разрушения прежних структур и связей
3) важная роль конкурентных, индивидуалистических принципов в сфере труда и менеджмента
4) основные компоненты социокультурной системы демонстрируют неспособность к адаптации нового без разрушения прежних структур и связей
5) +основные социокультурные системы демонстрируют способность к адаптации нового без разрушения прежних структур и связей, культурные традиции исключительно устойчивы

7. Определите культурный речевой эталон, не входящий в вербализованный кластер партиципаций эпохи премодерн-модерн в англоамериканской культуре:
1) Мысли размером с мир
2) Борьба огнем с огнем
3) Вытаскивать кролика из шляпы
4) Выпускать кошку из сумки
5) +Говорить с цветом светлячка

8. Какая из экзистенциальных характеристик культур описывается в приведенном ниже отрывке из произведения философа Г.Флоровского: «Повышенная чуткость и отзывчивость очень затрудняет творческое состояние души. В этих странствиях по временам и культурам всегда угрожает опасность не найти самого себя. Душа теряется, сама себя теряет в этих переливах исторических впечатлений и переживаний. Точно не поспевает сама к себе возвращаться, слишком многое привлекает ее и развлекает, удерживает в инобытии. И создаются в душе какие-то кочевые привычки – привычка жить на развалинах или в походных шатрах»:
1) западный рационализм, требующий предельной историзации бытия
2) циклическое восприятие бытия и внеисторичность, свойственные культурам Китая и Индии
3) номадическое отношение к истории, времени и пространству, характерное для ближневосточных культур
4) +свобода русской культуры от истории, способность выйти из жестких исторических рамок
5) синтез историчности и внеисторичности, складывавшийся из взаимовлияния восточных и западных влияний в культурах средиземноморского региона

9. К культурам Запада, по мнению Л. Карсавина, не относится:
1) +иудаизм
2) ислам
3) буддизм
4) индуизм
5) дааосизм

10. Автором труда «Конец истории» является американский историк и философ второй половины 20 века:
1) +Ф. Фукуяма
2) Д. Гэлбрейт
3) У.Ростоу
4) Р.Арон
5) К.Поппер

11. Постиндустриальную цивилизацию как «общество массового потребления»
охарактеризовал американский философ и экономист:
1) + У.Ростоу
2) Р.Арон
3) К.Поппер
4) Д. Гэлбрейт
5) Д.Медоуз

12. Процесс сближения различных политических и экономических систем в процессе
глобализации:
1) + конвергенция
2) индустриализация
3) модернизация
4) глобализация
5) информатизация

13. Этическая оправданность гомологической трансплантации определяется:
1) солидарностью в принадлежности к научно-технической интеллигенции
2) правом на физический и психологический риск донора
3) финансовой состоятельностью реципиента
4) денежным возмещением ущерба донору и материальное обеспечение его существования
5) +желанием спасти человеческую жизнь

14. Наука о будущем, возникшая во второй половине 20 века:
1) + футурология
2) кратология
3) эпистемология
4) этнология
5) фелицитология

15. Какое из перечисленных понятий не является характеристикой традиционного общества:
1) «натуральное хозяйство»
2) «производящее хозяйство»
3) «традиции и обычаи»
4) «коллективизм»
5) +«правовое государство»

Ключ к тестам

№ вопроса ответ
1. 5
2. 4
3. 2
4. 1
5. 4
6. 5
7. 5
8. 4
9. 1
10. 1
11. 1
12. 1
13. 5
14. 1
15. 5

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.


Контрольные вопросы
Проанализируйте наиболее частотные культурные эталоны в рамках
китайского социокультурного пространства. Подберите максимально эквивалентную интерпретацию культурного эталона, пользуясь тезаурусом вашей культурной традиции
1. Ситуация, когда проникновение воды затруднено
Ответ – эталон заполненности, плотности / плотного окружения, пленения.
2. Смысл, пропущенный сквозь небо
Ответ – эталон непреложной истины.
3. Гора, которую можно увидеть, открыв дверь
Ответ – эталон обращения к главной теме.
4. Голова и хвост
Ответ – эталон полноты действия, нечто выполняемое от начала и до конца.
5. Оглобли на юг, колея на север
Ответ – эталон обманутых ожиданий.
6. Долгий и тяжкий путь
Ответ – эталон тяжкого морального долга, бремени.
7. Черное сердце
Ответ – эталон злодейства.
8. Скользящий свет и тень
Ответ – эталоны легкомыслия, поверхностности. Отказ от темноты и стремление к свету как эталон нового пути в жизни, прогресса.
9. Светлый весенний белый снег
Ответ – эталон высокого искусства.
10. Человек, летящий на облаках с ветром
Ответ – эталон известности, популярности.
11. Звон металлического треножника
Ответ – эталон громкого имени, большой известности.
12. Яркое горение огня и сверкание кувшинок
Ответ – эталон энергичных действий.
13. Проживание у персикового источника
Ответ – эталон счастья.
14. Двигающийся дракон, двигающиеся вены
Ответ – эталон причины и следствия, оборота дел.
15. Взгляды тигра на жертву
Ответ – эталон алчных взоров, вожделения.
16. Манера заглатывать пищу большими кусками, подобно волку и тигру
Ответ – эталон жадного проглатывания пищи.
17. Способность поймать сетью 10 000 слонов
Ответ – эталон всеохватности, масштабности, размаха.
18. Изображение непонятного животного-гибрида «лошадь, лошадь, тигр, тигр»
Ответ – эталон небрежной работы / негативного оборота дел.
19. Перья феникса, рог цилиня
Ответ – эталон уникальности и таланта.
20. Сила девяти буйволов и двух тигров
Ответ – эталон мощи, необычайной силы.

Вопросы для оценки сформированности компетенции:
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

Тестовые задания

1. Одним из отличительных признаков культуры Востока является:
1) рыночные и правовые отношения
2) выделение личности, пользующейся правами и свободами
3) демократия
4) индивидуализм
5) +идея гармонии человека и мира

2. Одним из отличительных признаков культуры Запада является:
1) пассивное, созерцательное отношение к миру
2) идеалы свободы, демократии, гражданского общества
3) общинно-кланово-групповая ориентация
4) +ярко выраженный антропологизм, человек признается не столько мерой, сколько «хозяином» всех вещей
5) нормативный контроль через религию, традиции, авторитарное государство

3. Для культур Востока характерны следующие исторические и хронологические характеристики:
1) историзм, линейное время
2) + представление о том, что мир вечен, цикличен, движется по кругу
3) тенденция к изменению первоначальной структуры, революционный темп развития
4) выделенность человека из природы, проектирующаяся на общество
5) открытость

4. Примером ценностных установок, характерных для Востока, является:
1) +преобладает созерцательное отношение к миру
2) ярко выраженный антропологизм
3) утверждается автономность личности и открытость общества
4) активное отношение к сущему
5) постоянная неудовлетворенность настоящим

5. Характерной для Запада ценностной установкой не является:
1) склонность к постоянному поиску
2) уверенность в том, что новое будет лучше старого
3) распространен оптимизм
4) +закрытость общества (общин) от внешнего мира
5) отношение к природе выражается в установках на ее покорение и эксплуатацию

6. Характерная черта развития социокультурной системы Востока:

1) быстрая, скачкообразная смена культур
2) основные компоненты социокультурной системы демонстрируют неспособность к адаптации нового без разрушения прежних структур и связей
3) важная роль конкурентных, индивидуалистических принципов в сфере труда и менеджмента
4) основные компоненты социокультурной системы демонстрируют неспособность к адаптации нового без разрушения прежних структур и связей
5) +основные социокультурные системы демонстрируют способность к адаптации нового без разрушения прежних структур и связей, культурные традиции исключительно устойчивы

7. Определите культурный речевой эталон, не входящий в вербализованный кластер партиципаций эпохи премодерн-модерн в англоамериканской культуре:
1) Мысли размером с мир
2) Борьба огнем с огнем
3) Вытаскивать кролика из шляпы
4) Выпускать кошку из сумки
5) +Говорить с цветом светлячка

8. Какая из экзистенциальных характеристик культур описывается в приведенном ниже отрывке из произведения философа Г.Флоровского: «Повышенная чуткость и отзывчивость очень затрудняет творческое состояние души. В этих странствиях по временам и культурам всегда угрожает опасность не найти самого себя. Душа теряется, сама себя теряет в этих переливах исторических впечатлений и переживаний. Точно не поспевает сама к себе возвращаться, слишком многое привлекает ее и развлекает, удерживает в инобытии. И создаются в душе какие-то кочевые привычки – привычка жить на развалинах или в походных шатрах»:
1) западный рационализм, требующий предельной историзации бытия
2) циклическое восприятие бытия и внеисторичность, свойственные культурам Китая и Индии
3) номадическое отношение к истории, времени и пространству, характерное для ближневосточных культур
4) +свобода русской культуры от истории, способность выйти из жестких исторических рамок
5) синтез историчности и внеисторичности, складывавшийся из взаимовлияния восточных и западных влияний в культурах средиземноморского региона

9. К культурам Запада, по мнению Л. Карсавина, не относится:
1) +иудаизм
2) ислам
3) буддизм
4) индуизм
5) дааосизм

10. Автором труда «Конец истории» является американский историк и философ второй половины 20 века:
1) +Ф. Фукуяма
2) Д. Гэлбрейт
3) У.Ростоу
4) Р.Арон
5) К.Поппер

11. Постиндустриальную цивилизацию как «общество массового потребления»
охарактеризовал американский философ и экономист:
1) + У.Ростоу
2) Р.Арон
3) К.Поппер
4) Д. Гэлбрейт
5) Д.Медоуз

12. Процесс сближения различных политических и экономических систем в процессе
глобализации:
1) + конвергенция
2) индустриализация
3) модернизация
4) глобализация
5) информатизация

13. Этическая оправданность гомологической трансплантации определяется:
1) солидарностью в принадлежности к научно-технической интеллигенции
2) правом на физический и психологический риск донора
3) финансовой состоятельностью реципиента
4) денежным возмещением ущерба донору и материальное обеспечение его существования
5) +желанием спасти человеческую жизнь

14. Наука о будущем, возникшая во второй половине 20 века:
1) + футурология
2) кратология
3) эпистемология
4) этнология
5) фелицитология

15. Какое из перечисленных понятий не является характеристикой традиционного общества:
1) «натуральное хозяйство»
2) «производящее хозяйство»
3) «традиции и обычаи»
4) «коллективизм»
5) +«правовое государство»

Ключ к тестам

№ вопроса ответ
1. 5
2. 4
3. 2
4. 1
5. 4
6. 5
7. 5
8. 4
9. 1
10. 1
11. 1
12. 1
13. 5
14. 1
15. 5

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.


Контрольные вопросы
Проанализируйте наиболее частотные культурные эталоны в рамках
китайского социокультурного пространства. Подберите максимально эквивалентную интерпретацию культурного эталона, пользуясь тезаурусом вашей культурной традиции
1. Разбрызгивание собачьей крови на голову человека
Ответ – эталон брани.
2. Ровные ряды чешуек рыбы и зубцов расчески
Ответ – эталон ровных рядов.
3. Нечто, вырезанное на костях и написанное на сердце,
Ответ – эталон произведенного глубокого впечатления.
4. Старый цвет, старый запах
Ответ – эталон старинного классического стиля.
5. Замена головы и лица
Ответ – эталон замены формы, а не содержания.
6. Слюни на 3 чи (1 чи – 33,33 см)
Ответ – эталон крайней степени зависти.
7. Ситуация, когда рукой закрывают небеса
Ответ – эталон засекречивания правды.
8. Горький рот и сердце старухи
Ответ – эталон мудрых советов.
9. Освещение печени и желчного пузыря друг друга
Ответ – эталон полного доверия к друг другу.
10. Глупый разговор с восьми дорог
Ответ – эталон вздора, ахинеи.
11. Тысяча методов, сто планов
Ответ – эталон множества способов.
12. Ситуация, при которой путают инь и ян
Ответ – эталон ошибок, промахов.
13. Ситуация, при которой шесть богов не хозяйничают
Ответ – эталон отсутствия контроля над собой. (В Древнем Китае верили, что
шесть важнейших органов человека – сердце, легкие, печень, желчный пузырь, селезенка и почки – находятся под контролем шести богов. Эти шесть богов отвечают за настроение и общее самочувствие человека. Если эти шесть богов не работают, значит, человек не контролирует себя.)
14. Подняв один, перевернуть три
Ответ - пользуясь малым, понять многое.
15. Опрокинутая река, пропавшее море
Ответ - некто / нечто всесокрушающий, неудержимый, бурный, мощный.
16. Каждый краб меньше предыдущего
Ответ - постоянное ухудшение, негативная динамика.
17. Один на 100 ли
Ответ – единственный в своем роде, исключительный.
18. Войти в дерево на 3 фэня (1 фэнь = 0,33 см)
Ответ – глубоко укорениться, потрясти (об идее).
19. Жить наверху и смотреть вниз
Ответ – занимать выгодную позицию.
20. Перейти реку и разрушить мост
Ответ – избавиться от помощника после того, как помощь уже не нужна – ответить черной неблагодарностью.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тематика предлагаемых письменных работ
Критерии выделения культурно-географических миров
Своеобразие восточного культурно-географического мира
Своеобразие западного культурно-географического мира
Мышление на Западе и на Востоке
Язык и текст на Западе и на Востоке
Соотношение морали, политики и религии на Западе и на Востоке
Своеобразие российского культурно-географического мира
Культурные и географические критерии выделения культурно-географических миров
Кристаллизация понятий «Запада» и «Востока»
Цивилизационное своеобразие России-Евразии
Роль Сибири в существовании России и ее вклад в российское цивилизационное своеобразие
Алтай как место встречи Востока и Запада

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Критерии выделения культурно-географических миров Запада, России и Востока.
2. Представления о природно-телесном, социальном и духовно-экзистенциальном времени.
3. Линейное и нелинейное мышление. Своеобразие восточного мышления.
4. Западное мышление
5. Синархическое мышление П.А. Флоренского.
6. Соотношение языка и мышления на Западе и на Востоке.
7. Язык и текст в западной и восточной культурных традициях.
8. Соотношение морали, права и политики на Западе и на Востоке
9. Раздробленность европейского культурного бытия
10. Критика Запада ранними славянофилами
11. Своеобразие России как особого евразийского культурно-географического мира.
12. Особенности отечественного мышления.
13. Основные категории русской культуры
14. Основания и перспективы культурного диалога между Россией, Востоком и Западом
15. Перспективы соборного единения земной цивилизации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Нестерова, О. А.    Востоковедение.: Академическое письмо : учебное пособие для вузов  — Москва : Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/494128
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Любутин, К. Н. Западная философская антропология : учебное пособие для вузов: Учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/470561
Л2.2 Васильев Л.С. История Востока: учебник "Юрайт" // // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Светлов, В. А. Философия : учебное пособие для вузов Издательство Юрайт, 2020 https://biblio-online.ru/bcode/453120
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ссылка в MOODLE
Э2 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/
Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/
Институт философии РАН: философия в России (www.philosophy.ru)
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/)
http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»;
http://elibrary.asu.ru/ - ЭБС АлтГУ;
http://www.e.lanbook.com – ЭБС «Лань»;
http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека ONLINE;
https://www.biblio-online.ru/ - ЭБС издательства «Юрайт»;
http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека.
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление.
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации обучающихся;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос обучающимся рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей обучающихся. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа обучающегося делится на аудиторную – во время которой он составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем в качестве домашних для подготовки к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену.

Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе практических занятий:
Практическое занятие проводится по оригинальному философскому источнику. Обучающемуся для прочтения и анализа предлагается не более 30 страниц текста, а также учебная литература для оптимального его усвоения. Предлагаемые в плане практического занятия контрольные вопросы детализируют основные вопросы практического занятия и помогают студенту подготовить ответы на них. Основные вопросы практического занятия формулируются по оригинальному источнику и предполагают его анализ и аргументированную критику, а не комментирование или пассивное воспроизведение. Практическое занятие проходит в форме диалога и полилога. После ответа предлагаются дополнения, задаются вопросы на углубление материала, обсуждаются спорные моменты, расставляются необходимые акценты. Для формирования и закрепления умений и навыков студентам предлагается решение практических заданий по теме занятия. За практическое занятие студент по 4-балльной шкале может получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» либо при условии положительного ответа на основной вопрос и решении практического задания, либо в случае непрерывного участия в работе практического занятия.
По итогам практических занятий, при условии постоянной работы на них, студент может по 4-балльной шкале получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» (медианная оценка), которая учитывается при проведении экзамена.
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на экзамене:
В вопросы к экзамену включены вопросы, соответствующие содержанию формируемых компетенций. При ответе на вопрос обучающийся должен реконструировать соответствующую философскую концепцию или основные концептуальные идеи, в качестве практического применения теоретических знаний студент должен провести критический анализ философской концепции или отдельных концептуальных идей, указать их достоинства и недостатки, высказать собственное отношение к представленной концепции, отдельным идеям и собственные оценки, привести соответствующие аргументы, либо ответить на соответствующие вопросы и практические задания преподавателя. Экзамен проводится в форме теста и устного собеседования по вопросам к экзамену. На подготовку к вопросам билета студенту отводится 30-40 минут. За тест и устный ответ в совокупности студент может по 4-балльной шкале получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично».