МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социально-философская антропология стран Востока

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильФилософия Востока
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_Философия_ФВ-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., Доцент, Серединская Л.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., Профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Социально-философская антропология стран Востока

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.01 Философия (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 966)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черданцева Инна Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Черданцева Инна Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов представление о специфике антропологических учений в философии Востока и их влияние на общество.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- характерные черты образа человека, представленные в школах и направлениях индийской, китайской, арабо-мусульманской и японской философии;
- отличие и сходство индийских, китайских, арабо-мусульманских и японских философских представлений о человеке;
- основные антропологические, гносеологические, этические понятия различных философских школ Индии, Китая, Японии и арабо-мусульманских стран;
- взаимосвязь антропологических, онтологических, гносеологических, этических понятий важнейших направлений восточной философии.
- основные подходы, методы и приемы преподавания философских дисциплин высшей школе.
3.2.Уметь:
3.2.1.- составлять целостное представление о человеке на основе конкретного философского текста;
- соотносить антропологические понятия восточной философии с основными понятиями о человеке в западной философии;
- проводить сравнительный анализ философских концепций восточной с концепциями западноевропейских и русских философов;
- анализировать и видеть специфику восточных философских текстов;
- выявлять антропологическую сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности;
- аргументировано решать антропологические проблемы, опираясь на философские учения Востока.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- пониманием разных комментаторских традиций философской мысли Востока;
- навыками абстрагирования, моделирования, формализации философско-антропологической информации;
- навыками соотнесения ключевых философских идей и концепций с феноменами современности в кросс-культурной среде;
- пониманием взаимосвязи антропологических, онтологических, гносеологических, этических понятий важнейших направлений восточной философии;
- различными методами герменевтического анализа текстов;
- ведением открытого и толерантного диалога в рамках преподавания дисциплины в высшей школе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Антропологические концепции в индийской философии
1.1. Понимание природы человека в философии упанишад. Гедонизм как основополагающий принцип поведения человека в философии чарваков и локаятиков. Понимание человека в джайнизме. Антропология буддизма. Индивидуальное «Я» в философских школах ньяя и вайшешика и пути его освобождения. Антропологические учения санкхьи и йоги. Лекции 8 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Понимание природы человека в философии упанишад. Гедонизм как основополагающий принцип поведения человека в философии чарваков и локаятиков. Понимание человека в джайнизме. Антропология буддизма. Индивидуальное «Я» в философских школах ньяя и вайшешика и пути его освобождения. Антропологические учения санкхьи и йоги. Практические 8 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Учение мимансы о душе. Проблема человека в веданте. Вопросы: Учение о природе «Я» в философской школе пурва-миманса. Религия и этика мимансы. Специфика этического учения веданты. Тождественность Атмана и Брахмана. Пути постижения Атмана. Проблема освобождения от майи. Лекции 8 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Учение мимансы о душе. Проблема человека в веданте. Вопросы: Учение о природе «Я» в философской школе пурва-миманса. Религия и этика мимансы. Специфика этического учения веданты. Тождественность Атмана и Брахмана. Пути постижения Атмана. Проблема освобождения от майи. Сам. работа 8 15 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Учение мимансы о душе. Проблема человека в веданте. Вопросы: Учение о природе «Я» в философской школе пурва-миманса. Религия и этика мимансы. Специфика этического учения веданты. Тождественность Атмана и Брахмана. Пути постижения Атмана. Проблема освобождения от майи. Практические 8 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Антропологические идеи в китайской философии
2.1. Философско-антропологические идеи конфуцианства, даосизма, легизма, моизма, школы оккультных искусств и школы имен. Учение о благородном муже. Природа человека в даосизме. Учение о человеке в моизме. Проблема человека в школе имен. Легизм о «злой» природе человека. Лекции 8 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Философско-антропологические идеи конфуцианства, даосизма, легизма, моизма, школы оккультных искусств и школы имен. Учение о благородном муже. Природа человека в даосизме. Учение о человеке в моизме. Проблема человека в школе имен. Легизм о «злой» природе человека. Практические 8 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Значение и смысл этических категорий справедливости («и») и гуманности («жэнь»), принципы «чжун» и «шу» как принципы поведения человек в конфуцианстве. Идеал благородного мужа и совершенномудрого. «Помесячные приказы» и роль совершенномудрого правителя в Значение и смысл этических категорий справедливости («и») и гуманности («жэнь»), принципы «чжун» и «шу» как принципы поведения человек в конфуцианстве. Идеал благородного мужа и совершенномудрого. «Помесячные приказы» и роль совершенномудрого правителя в школе оккультных искусств. Лекции 8 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Значение и смысл этических категорий справедливости («и») и гуманности («жэнь»), принципы «чжун» и «шу» как принципы поведения человек в конфуцианстве. Идеал благородного мужа и совершенномудрого. «Помесячные приказы» и роль совершенномудрого правителя в Значение и смысл этических категорий справедливости («и») и гуманности («жэнь»), принципы «чжун» и «шу» как принципы поведения человек в конфуцианстве. Идеал благородного мужа и совершенномудрого. «Помесячные приказы» и роль совершенномудрого правителя в школе оккультных искусств. Сам. работа 8 10 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Особенности антропологической мысли китайского буддизма и философии молчания «чань».. Поиск истинной природы человека в школе «чань». Совершенствование через несовершенствование. Концепция сатори. Практические 8 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Антропологические идеи в арабо-мусульманской философии
3.1. Особенности арабо-мусульманской философии. Учение о человеке в период перипатетизма. Гносеологические, философско-антропологические и этические идеи суфизма. Лекции 8 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Особенности арабо-мусульманской философии. Учение о человеке в период перипатетизма. Гносеологические, философско-антропологические и этические идеи суфизма. Практические 8 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Особенности арабо-мусульманской философии. Учение о человеке в период перипатетизма. Гносеологические, философско-антропологические и этические идеи суфизма. Сам. работа 8 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Антропологические идеи калама. Лекции 8 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Антропологические идеи калама. Сам. работа 8 10 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Учение о человеке в работах Ибн Сины, Аль-Газали. Социально-политические и этические идеи Аль-Фараби. Лекции 8 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Учение о человеке в работах Ибн Сины, Аль-Газали. Социально-политические и этические идеи Аль-Фараби. Практические 8 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Антропологические идеи в японской философии
4.1. Специфика философской мысли в Японии. Учение о человеке в японском буддизме. Идеи Догэна о принципах дзадзен. Развитие антропологических идей в японском конфуцианстве. Этика Чжу Си. Учение о добродетелях Хаяси Радзан и Фукудзава Юкити Лекции 8 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Специфика философской мысли в Японии. Учение о человеке в японском буддизме. Идеи Догэна о принципах дзадзен. Развитие антропологических идей в японском конфуцианстве. Этика Чжу Си. Учение о добродетелях Хаяси Радзан и Фукудзава Юкити Практические 8 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Специфика философской мысли в Японии. Учение о человеке в японском буддизме. Идеи Догэна о принципах дзадзен. Развитие антропологических идей в японском конфуцианстве. Этика Чжу Си. Учение о добродетелях Хаяси Радзан и Фукудзава Юкити. Сам. работа 8 10 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Антропологические идеи в японском искусстве. Лекции 8 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Антропологические идеи в японском искусстве. Сам. работа 8 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.6. Проблема биотехнологических изменений в работе Ф.Фукуямы «Наше постчеловеческое будщее». Практические 8 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Спиркин, А. Г. Общая философия: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2020 https://biblio-online.ru/bcode/450751
Л1.2 Бессонов Б.Н. История философии: учебное пособие для вузов: Учебное пособие М: Издательство Юрайт, 2021 urait.ru/book/istoriya-filosofii-468378
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фролова Е. А. Арабская философия. Прошлое и настоящее.: Учебник М.: Языки славянской культуры, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ» platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии»: vphil.ru
Э3 Институт философии РАН www.philosophy.ru
Э4 Курс в MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.

Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену.

Методическое описание проведения практического занятия
Практическое занятие проводится по оригинальному философскому источнику. Студенту для прочтения и анализа предлагается не более 30 страниц текста, а также учебная литература для оптимального его усвоения. Предлагаемые в плане практического занятия контрольные вопросы детализируют основные вопросы практического занятия и помогают студенту подготовить ответы на них. Основные вопросы практического занятия формулируются по оригинальному источнику и предполагают его анализ и аргументированную критику, а не комментирование или пассивное воспроизведение. Практическое занятие проходит в форме диалога и полилога. После ответа предлагаются дополнения, задаются вопросы на углубление материала, обсуждаются спорные моменты, расставляются необходимые акценты. Для формирования и закрепления умений и навыков студентам предлагается решение практических заданий по теме занятия. За практическое занятие студент по 4-балльной шкале может получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» либо при условии отличного ответа на основной вопрос и решении практического задания, либо в случае непрерывного участия в работе практического занятия.
По итогам практических занятий, при условии постоянной работы на них, студент может по 4-балльной шкале получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» (медианная оценка), которая по желанию студента может учитываться при проведении экзамена.

Методическое описание проведения экзамена
В вопросы к экзамену включены вопросы, соответствующие содержанию формируемых компетенций. При ответе на вопрос студент должен реконструировать соответствующую философскую концепцию или основные концептуальные идеи, в качестве практического применения теоретических знаний студент должен провести критический анализ философской концепции или отдельных концептуальных идей, указать их достоинства и недостатки, высказать собственное отношение к представленной концепции, отдельным идеям и собственные оценки, привести соответствующие аргументы, либо ответить на соответствующие вопросы и практические задания преподавателя. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку к вопросам билета студенту отводится 40-45 минут. За ответ студент может по 4-балльной шкале получить оценку «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично».