МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные глобальные проблемы в интеркультурном взаимодействии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильФилософия Востока
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_Философия_ФВ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., Доцент, Серединская Л.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., Профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Современные глобальные проблемы в интеркультурном взаимодействии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.01 Философия (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 966)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: формирование представлений о характере и направленности основных процессов, идущих в мировой политике, экономике, межкультурном обмене.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные парадигмы глобализации и место представлений о человеке в системе понятийного аппарата этих учений.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выстраивать аргументированную позицию при решении глобальных проблем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками изложения, анализа существенных идей в глобалистике.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Глобалистика как наука и учебная дисциплина
1.1. История становления учений о «глобальном мире». Деятельность Римского клуба как начало современного этапа осмысления глобальных проблем. Предмет и методология глобалистики, ее место в системе наук об обществе и человеке. Глобалистика как учебная дисциплина: предмет, цель, задачи, соотношение с иными дисциплинами социально-гуманитарного цикла. Многообразие подходов к определению глобализации. Общее определение глобализации. Лекции 7 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. История становления учений о «глобальном мире». Деятельность Римского клуба как начало современного этапа осмысления глобальных проблем. Предмет и методология глобалистики, ее место в системе наук об обществе и человеке. Глобалистика как учебная дисциплина: предмет, цель, задачи, соотношение с иными дисциплинами социально-гуманитарного цикла. Многообразие подходов к определению глобализации. Общее определение глобализации. Практические 7 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. История становления учений о «глобальном мире». Деятельность Римского клуба как начало современного этапа осмысления глобальных проблем. Предмет и методология глобалистики, ее место в системе наук об обществе и человеке. Глобалистика как учебная дисциплина: предмет, цель, задачи, соотношение с иными дисциплинами социально-гуманитарного цикла. Многообразие подходов к определению глобализации. Общее определение глобализации. Сам. работа 7 10 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Экономическая глобализация.
2.1. Борьба за ресурсы и рынки сбыта как определяющая причина глобализации в хозяйственно-экономической сфере. Роль и значение современных информационных технологий, а также идеологии и политики экономического неолиберализма в данном процессе. Миграционные потоки и мировой рынок труда. Транснациональные корпорации, индустриально развитые государства и международные экономические организации как «проводники» глобализационных процессов в экономике. Основные тенденции и параметры современной мировой макроэкономической динамики. Прогнозы экономического развития отдельных стран и регионов на среднесрочную перспективу. Преимущества и издержки экономической глобализации. Лекции 7 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Борьба за ресурсы и рынки сбыта как определяющая причина глобализации в хозяйственно-экономической сфере. Роль и значение современных информационных технологий, а также идеологии и политики экономического неолиберализма в данном процессе. Миграционные потоки и мировой рынок труда. Транснациональные корпорации, индустриально развитые государства и международные экономические организации как «проводники» глобализационных процессов в экономике. Основные тенденции и параметры современной мировой макроэкономической динамики. Прогнозы экономического развития отдельных стран и регионов на среднесрочную перспективу. Преимущества и издержки экономической глобализации. Практические 7 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Борьба за ресурсы и рынки сбыта как определяющая причина глобализации в хозяйственно-экономической сфере. Роль и значение современных информационных технологий, а также идеологии и политики экономического неолиберализма в данном процессе. Миграционные потоки и мировой рынок труда. Транснациональные корпорации, индустриально развитые государства и международные экономические организации как «проводники» глобализационных процессов в экономике. Основные тенденции и параметры современной мировой макроэкономической динамики. Прогнозы экономического развития отдельных стран и регионов на среднесрочную перспективу. Преимущества и издержки экономической глобализации. Сам. работа 7 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Глобализация в политике.
3.1. Общая характеристика мировой политической системы второй половины XX века. Окончание «холодной войны» как начало новой глобальной политической эпохи. Роль транснациональных корпораций, отдельных государств, правительственных и неправительственных международных организаций, средств массовой информации и миграционных процессов в «глобализации» политики; проблема ослабления государства как универсальной формы политической организации общества. Борьба за энергоресурсы как один из основных факторов глобальной политики. Будущее «нефтяной цивилизации». Отдельные сценарии развития мировой политической ситуации первой половины XXI века. Практические 7 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Общая характеристика мировой политической системы второй половины XX века. Окончание «холодной войны» как начало новой глобальной политической эпохи. Роль транснациональных корпораций, отдельных государств, правительственных и неправительственных международных организаций, средств массовой информации и миграционных процессов в «глобализации» политики; проблема ослабления государства как универсальной формы политической организации общества. Борьба за энергоресурсы как один из основных факторов глобальной политики. Будущее «нефтяной цивилизации». Отдельные сценарии развития мировой политической ситуации первой половины XXI века. Сам. работа 7 10 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Глобализация и культура.
4.1. Культура как ключевой фактор развития общества. Потребительство как идеологическая основа мировой популярной (массовой) культуры. Культурная экспансия Запада; экспорт моды и образа жизни как средство глобальной манипуляции и культурной унификации. Будущее аутентичной культуры. Диалог культур или глобализация культуры: проблема пути. Возможность и основания становления глобальной культуры. Практические 7 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Культура как ключевой фактор развития общества. Потребительство как идеологическая основа мировой популярной (массовой) культуры. Культурная экспансия Запада; экспорт моды и образа жизни как средство глобальной манипуляции и культурной унификации. Будущее аутентичной культуры. Диалог культур или глобализация культуры: проблема пути. Возможность и основания становления глобальной культуры. Сам. работа 7 10 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Глобальные демографические проблемы.
5.1. Рост народонаселения планеты как глобальная проблема. Основные тенденции изменения возрастной структуры населения мира, отдельных регионов и государств. Старение населения западных государств. Прогнозы роста численности населения планеты в XXI веке. Депопуляция в России. Практические 7 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Рост народонаселения планеты как глобальная проблема. Основные тенденции изменения возрастной структуры населения мира, отдельных регионов и государств. Старение населения западных государств. Прогнозы роста численности населения планеты в XXI веке. Депопуляция в России. Сам. работа 7 10 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Глобальные экологические проблемы.
6.1. Глобальный экологический кризис, его понятие, причины и последствия. Объединение усилий мирового сообщества как условие преодоления экологического кризиса. Перспективы техногенной цивилизации. Концепция устойчивого развития. Цена вопроса: выживание человечества. Практические 7 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Глобальный экологический кризис, его понятие, причины и последствия. Объединение усилий мирового сообщества как условие преодоления экологического кризиса. Перспективы техногенной цивилизации. Концепция устойчивого развития. Цена вопроса: выживание человечества. Сам. работа 7 10 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Россия в глобальном мире.
7.1. Общая характеристика современного экономического и военно-политического развития России. Выбор пути. Национально-культурное самоопределение как условие будущего России. Лекции 7 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.2. Общая характеристика современного экономического и военно-политического развития России. Выбор пути. Национально-культурное самоопределение как условие будущего России. Практические 7 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.3. Общая характеристика современного экономического и военно-политического развития России. Выбор пути. Национально-культурное самоопределение как условие будущего России. Сам. работа 7 10 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К СОБЕСЕДОВАНИЮ
1.Многообразие подходов к определению глобализации. Общее определение глобализации.
2.Предмет и методология глобалистики, ее место в системе наук об обществе и человеке.
3.Глобализация и проблемы культуры. Глобализационные процессы в политике. Отдельные сценарии развития мировой политической ситуации первой половины XXI века
4.Диалог культур или глобализация культуры: проблема пути.
5.Потребительство как идеологическая основа мировой популярной (массовой) культуры.
6.Возможность и основания становления глобальной культуры.
7.Глобализационные процессы в экономике.
8.Основные тенденции и параметры современной мировой макроэкономической динамики.
9.Борьба за энергоресурсы как один из основных факторов глобальной политики.
10.Глобальные проблемы демографии: тенденции изменения возрастной структуры населения мира. Рост народонаселения планеты как глобальная проблема.
10.Экологический вызов человечеству: проблемы и перспективы их разрешения.
11.Перспективы техногенной цивилизации. Концепция устойчивого развития.
12.Перспективы России в глобализирующемся мире
13.Политическая глобализация: причины, условия, движущие силы.
14.Национально-культурное самоопределение как условие будущего России.

Вопросы к зачету
1. Понятие, предмет и метод глобалистики.
2. Основные этапы становления глобалистики.
3. Экономическая глобализация: понятие, причины, условия.
4. Движущие силы глобализационных процессов в экономике.
5. ТНК как «проводники» глобализации.
6. Прогнозы развития мировой экономики в первой четверти XXI века.
7. Политическая глобализация: причины, условия, движущие силы.
8. Роль и место правительственных и неправительственных организаций в глобализационном процессе.
9. Государство в условиях глобализации.
10. Прогнозы развития мировой политической ситуации в первой половине XXI века.
11. Роль массовой культуры в «глобализации» жизненного пространства.
12. Будущее культуры в глобализирующемся мире.
13. Общая характеристика мировых демографических процессов.
14. Прогнозы роста численности населения планеты в XXI веке.
15. Демографическая ситуация в России: настоящее и будущее.
16. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
17. Россия в глобальном мире.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич П.С. Философия: учебник для вузов Издательство Юрайт,, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. Ф. Кефели, Р. С. Выходец Глобалистика. Экополитология : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/450522AF-9135-443A-99A2-674873996EF3
Л2.2 В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова, В. В. Кафтан Философия в 2 т. Том 2. Основы философии. Социальная философия. Философская ан-тропология : учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
Э2 2. Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
Э3 3. Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/
Э4 4. Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/
Э5 5. Институт философии РАН: философия в России Режим доступа: www.philosophy.ru
Э6 6. LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ Режим доступа: http://www.library.ru/
Э7 7. Электронная библиотека Максима Мошкова Режим доступа: www.lib.ru
Э8 8. Поисковая система «Google»
Э9 Ссылка в MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.

Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену.

Методическое описание проведения практического занятия
Практическое занятие проводится по оригинальному философскому источнику. Студенту для прочтения и анализа предлагается не более 30 страниц текста, а также учебная литература для оптимального его усвоения. Предлагаемые в плане практического занятия контрольные вопросы детализируют основные вопросы практического занятия и помогают студенту подготовить ответы на них. Основные вопросы практического занятия формулируются по оригинальному источнику и предполагают его анализ и аргументированную критику, а не комментирование или пассивное воспроизведение. Практическое занятие проходит в форме диалога и полилога. После ответа предлагаются дополнения, задаются вопросы на углубление материала, обсуждаются спорные моменты, расставляются необходимые акценты. Для формирования и закрепления умений и навыков студентам предлагается решение практических заданий по теме занятия. За практическое занятие студент по 4-балльной шкале может получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» либо при условии отличного ответа на основной вопрос и решении практического задания, либо в случае непрерывного участия в работе практического занятия.
По итогам практических занятий, при условии постоянной работы на них, студент может по 4-балльной шкале получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» (медианная оценка), которая по желанию студента может учитываться при проведении экзамена.

Методическое описание проведения экзамена
В вопросы к экзамену включены вопросы, соответствующие содержанию формируемых компетенций. При ответе на вопрос студент должен реконструировать соответствующую философскую концепцию или основные концептуальные идеи, в качестве практического применения теоретических знаний студент должен провести критический анализ философской концепции или отдельных концептуальных идей, указать их достоинства и недостатки, высказать собственное отношение к представленной концепции, отдельным идеям и собственные оценки, привести соответствующие аргументы, либо ответить на соответствующие вопросы и практические задания преподавателя. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку к вопросам билета студенту отводится 40-45 минут. За ответ студент может по 4-балльной шкале получить оценку «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично».