МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научные основы преподавания социальных дисциплин

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильФилософия Востока
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_Философия_ФВ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., проф., Широкова М.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
Научные основы преподавания социальных дисциплин

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.01 Философия (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 966)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является активное овладение студентами профессиональными формами деятельности учителя. Методика преподавания социально-политических дисциплин призвана формировать педагогическое мышление студентов, интерес и положительное отношение к будущей специальности, готовить их к профессии педагога.
Задачи курса предполагают формирование и развитие у будущих педагогов:
четких представлений о современной концепции обществоведческого образования, его целях, содержании и структуре;
понимания роли программы и учебника в обучении социально-гуманитарным дисциплинам, знания об их дидактическом построении и умения работать с методическим аппаратом школьного учебника;
умения ставить конкретные задачи обучения и определять эффективность работы на разных этапах;
знаний об организационных формах обучения обществознанию, об их многообразии и особенностях;
представлений о современных средствах и методах обучения социально-гуманитарным дисциплинам, умения соотносить средства и методы с целями, содержанием обучения, возрастными особенностями и познавательными возможностями учащихся;
знания о современных образовательных технологиях, развивающем и проблемном обучении в обществоведческом образовании.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9Способен применять в сфере своей профессиональной деятельности категории и принципы этики, эстетики, философии религии
ОПК-9.1 Умеет давать адекватную этическую оценку ситуации, выводить стратегию поведения к бесконфликтным разрешениям
ОПК-9.2 Владеет теоретическими основами, методами прикладной этики, эстетики, философии религии
ОПК-9.3 Способен осуществлять профессиональную деятельность, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, обладает навыками принятия решений исходя из знания принципов этики
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понимает роль программы и учебника в обучении социально-гуманитарным дисциплинам, знает об их дидактическом построении
о специфике социально-политических понятий и их роли в школьном социально-гуманитарном образовании учащихся
о современных средствах и методах обучения социально-гуманитарным дисциплинам
о таких формах работы с учащимися, как руководство процессом обучения во время выполнения домашних заданий, проведение консультаций, организация занятий во внеучебное время по интересам
о воспитательной деятельности преподавателя и ее связи с учебным процессом,
об организационных формах обучения обществознанию и политологии, об их многообразии и особенностях
научное содержание современного социально-политического образования и идеологическую (ценностную) составляющую обществоведческих курсов.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать понятийный аппарат педагогики и психологии, а также социально-политических наук в самостоятельной педагогической деятельности
эффективно организовывать деятельность учащихся, управлять ею, оценивать ее результаты
ставить и решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи обучения при всех видах учебных занятий: уроках, лекциях, семинарских, практических, факультативных занятиях, консультациях и т.д.
работать с социально-политическими понятиями и терминами, используя дидактические принципы и реализуя их в обществоведческом курсе
изложить в устной и письменной форме содержание учебной темы, раздела, курса,
анализировать учебную и учебно-методическую литературу по обществознанию и политологии и использовать ее для построения собственного изложения программного материала.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.профессиональными навыками определения перспективных и ближайших целей обучения социально- политическим дисциплинам
современными образовательными технологиями, методами развивающего и проблемного обучения в обществоведческом образовании;
методикой изучения отдельных элементов социально-политической теории в школьных курсах,
навыками отбора предметного
содержания к теме (разделу программы), одному учебному часу, их структурирования,
проявляет педагогическую активность, потребность в постоянном самообразовании, устойчивый интерес к профессии педагога;
способностью практически применять теоретические знания, полученные в вузе по политическим и правовым дисциплинам, философии, психологи, педагогике, методике преподавания обществознания, в процессе решения педагогических задач

современных образовательных технологий, развивающего и проблемного обучения в обществоведческом образовании.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи курса.
1.1. Научные основы преподавания социальных дисциплин Лекции 7 2 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Научные основы преподавания социальных дисциплин Практические 7 4 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Государственный образовательный стандарт. Лекции 7 2 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Научные основы преподавания социальных дисциплин Сам. работа 7 4 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Современное состояние социально-гуманитарного образования.
2.1. Современное состояние социально-гуманитарного образования Сам. работа 7 4 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Цели социально-политической подготовки в современной школе.
3.1. Цели социальной подготовки в современной школе Лекции 7 4 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4
3.2. Цели социальной подготовки в современной школе Практические 7 4 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4
3.3. Цели социальной подготовки в современной школе Сам. работа 7 4 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4
Раздел 4. Современное содержание социального образования.
4.1. Современное содержание социального образования Лекции 7 2 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4
4.2. Современное содержание социального образования Практические 7 4 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4
4.3. Современное содержание социальноого образования Сам. работа 7 6 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 5. Структура современной системы школьного обучения социальным дисциплинам
5.1. Структура современной системы школьного обучения социальным дисциплинам Практические 7 4 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4
5.2. Структура современной системы школьного обучения социальным дисциплинам Сам. работа 7 5 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 6. Организационные формы обучения
6.1. Организационные формы обучения Лекции 7 6 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4
6.2. Организационные формы обучения Практические 7 2 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4
6.3. Организационные формы обучения Сам. работа 7 8 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 7. Современная система средств и методов обучения социальным дисциплинам
7.1. Современная система средств и методов обучения социально-политическим дисциплинам Лекции 7 4 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
7.2. Современная система средств и методов обучения социальным дисциплинам Практические 7 4 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
7.3. Современная система средств и методов обучения социальным дисциплинам Сам. работа 7 8 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к экзамену.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соболева О.Б. - отв. ред., Кузин Д.В. - отв. ред Методика обучения обществознанию: : Учебник и практикум Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Бахмутова Л.С., Калуцкая Е.К Методика преподавания обществознания: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Л. Н. Боголюбова Общая методика преподавания обществознания в школе: пособие М. : Дрофа, 2008
Л2.2 В.Г. Громакова; И.Н. Савченкова ; М.А. Васьков Обществознание: учебное пособие Ростов на Дону : Издательство Южного федерального университета, 2016 biblioclub.ru
Л2.3 Е.В. Домашек; О.В. Вильчинская ; А.В. Чагина Обществознание в таблицах и схемах: учебное пособие Ростов на Дону : Феникс, 2014 biblioclub.ru
Л2.4 Мушинский В.О. Обществознание: Учебник. Москва : Издательство "ФОРУМ, 2019 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.polisportal.ru – Сетевой портал журнала «Полис»
Э2 http://www.politstudies.ru – Журнал «Полис» («Политические исследования»)
Э3 http://www. hrono.info – Хронос. Всемирная история в интернете
Э4 http://www.hrono.ru/metodika – Методика преподавания истории и других гуманитарных дисциплин
Э5 http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э6 http://www. humanities.edu.ru – федеральный образовательный Интернет-портал "Социально-гуманитарное и политологическое образование"
Э7 http://filosof.historic.ru/ – Цифровая библиотека по философии
Э8 ЭБС "Юрайт" https://biblio-online.ru/
Э9 ЭУМК Методика пресодавания социально-политических дисциплин portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия со студентами по курсу «Методика преподавания социально-политических дисциплин» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о содержании курса. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Методика преподавания социально-политических дисциплин» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на практическом занятии и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по данной теме и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практических занятиях проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану занятий дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая предполагает повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (сообщений, презентаций) по предложенным темам практических занятий. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет-ресурсы. Они содержат статистические, научные и методические материалы по различным аспектам курса, что позволяет облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов.