МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильФилософия Востока
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_Философия_ФВ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. пед. наук, доцент, Зацепина О.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.01 Философия (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 966)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов знаний теоретических основ современной педагогической науки;
формирование умений, необходимых для эффективной организации педагогического процесса;
развитие профессонально-педагогического мышления;
формирование способности осмысливать педагогическую действительность, принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания и обучения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен использовать методики организации и ведения учебного процесса, применять их в педагогической деятельности в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях
ОПК-3.1 Знает основные содержательные линии интегрального образования; современные педагогические технологии в философском образовании; основы учебно исследовательской работы по философской проблематике
ОПК-3.2 Умеет передавать опыт познавательной деятельности, основанный на усвоении способов приобретения знаний, находить межпредметные связи, использовать междисциплинарный подход для более глубокого раскрытия особенностей социальной жизни
ОПК-3.3 Владеет средствами профессионального языка в процессе передачи знаний; методами преподавания, практическими навыками передачи знаний, методами дистанционного обучения
УК-9Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.1 Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды
УК-9.2 Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования
УК-9.3 Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.предмет педагогики и задачи современной педагогической науки;
принципы и критерии отбора содержания образования;
современные технологии, формы и методы организации педагогического процесса;
пути использования педагогического знания в преподавании философии с целью повышения уровня философской грамотности общества;
современные технологии, формы и методы организации педагогического процесса.
пути использования педагогического знания в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества.
3.2.Уметь:
3.2.1.осмысленно оперировать педагогическими категориями;
выявлять противоречия педагогического процесса, выбирать наиболее точные критерии оценки его эффективности;
актуализировать знания основ педагогики в преподавании философии с целью повышения уровня философской грамотности общества;
использовать знания основ педагогики в преподавании философии в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами и приемами воспитания и обучения;
способностью принимать решения в рамках своей профессиональной компетенции;
навыками использования знаний основ педагогики в преподавании философии в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность
1.1. Педагогическая деятельность Сам. работа 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.2. Профессиональная культура педагога Лекции 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.3. Личностно-профессиональное развитие будущего учителя Сам. работа 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
Раздел 2. Общие основы педагогики
2.1. Предмет педагогики и задачи современной педагогической науки Лекции 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4
2.2. Методологические основы педагогики Сам. работа 5 3 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4
2.3. Диалектика формирвания, воспитания и развития личности Практические 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
2.4. Проблема цели воспитания педагогики Сам. работа 5 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4
Раздел 3. Теория воспитания
3.1. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Лекции 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4
3.2. Принципы воспитания Сам. работа 5 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4
3.3. Современные концепции воспитания Практические 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4
3.4. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Лекции 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4
3.5. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Практические 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4
Раздел 4. Дидактика
4.1. Организация учебной деятельности школьников Лекции 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.2. Сущность процесса обучения Лекции 5 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.3. Формирование универсальных учебных действий школьников в условиях реализации ФГОС Практические 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.4. Содержание образования Сам. работа 5 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.5. Формирование универсальных учебных действий школьников в условиях реализации ФГОС Сам. работа 5 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.6. Принципы обучения Практические 5 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.7. Обновление содержания школьного образования Лекции 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.8. Общая характеристика методов обучения Лекции 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.9. Методы проблемного обучения Практические 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.10. Методы стимуляции учебно-познавательной деятельности школьников Практические 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.11. Методы стимуляции учебно-познавательной деятельности школьников Сам. работа 5 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.12. Контроль и оценка в обучении школьников Сам. работа 5 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.13. Формы организации обучения в школе Сам. работа 5 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.14. Урок в современной школе Лекции 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.15. Урок в современной школе Практические 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.16. Формы организации обучения (помимо урока) Практические 5 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.17. Средства обучения в современной школе. Применение ЭВМ в учебном процессе Сам. работа 5 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.18. Подготовка к зачету Сам. работа 5 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л1.2 Е.Н. Измайлова, Э.Г. Касимова Компетентностный подход в образовании : учебное пособие Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137
Л1.3 А.М. Столяренко Общая педагогика: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.4 В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов Педагогика: учебник Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов (Учебное пособие) СПб.[и др.]: Питер, 2008
Л2.2 М. Н. Фроловская ; [науч. ред. Ю. В. Сенько] Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
Л2.3 Ю. В. Сенько Стиль педагогического мышления в вопросах: учеб. пособие М. : Дрофа, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Педагогика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.htmlMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.