МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Буддизм в современном мире

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 71
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 71 71 71 71
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент , В.В. Останин

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Буддизм в современном мире

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.03 РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015 г. № 183)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "Буддизм в современном мире" являются формирование комплексного представления о положении буддизма в современном мире, отдельных странах и территориях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-1 владением навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные проблемы и перспективы развития буддизма в современном мире; основные принципы собора и обработки научной информации в области истории и распространения буддизма
3.2.Уметь:
3.2.1.оценивать перспективы распространения буддизма в различных регионах современного мира; собирать и анализировать информацию о буддизме в современном мире
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком анализа роли буддизма в современном мире, его специфических особенностей в отдельных регионах современного мирового пространства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Политические, социально-экономические факторы эволюции буддизма в XX
1.1. Обновленческое движение в буддизме Лекции 4 4 ОК-6, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Обновленческое движение в буддизме Практические 4 2 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Обновленческое движение в буддизме Сам. работа 4 6 ОК-6, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Роль политического фактора в трансформации буддизма как религиозной и философской системы Лекции 4 4 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Роль политического фактора в трансформации буддизма как религиозной и философской системы Практические 4 2 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Роль политического фактора в трансформации буддизма как религиозной и философской системы Сам. работа 4 8 ОК-6, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Необуддизм. Социальная интерпретация традиционных буддийских положений Лекции 4 2 ОК-6, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Необуддизм. Социальная интерпретация традиционных буддийских положений Практические 4 2 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Необуддизм. Социальная интерпретация традиционных буддийских положений Сам. работа 4 8 ОК-6, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Специфика современного положения восточноазиатского буддизма Лекции 4 2 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Буддизма в странах традиционного распространения
2.1. Специфика современного положения восточноазиатского и центральноазиатского буддизма махаяны Практические 4 6 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Специфика современного положения восточноазиатского и центральноазиатского буддизма махаяны Сам. работа 4 9 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Специфика китайского буддизма. Судьба школ китайского буддизма (тяньтай, хуаянь). Лекции 4 2 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Специфика китайского буддизма. Судьба школ китайского буддизма (тяньтай, хуаянь). Практические 4 4 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Специфика китайского буддизма. Судьба школ китайского буддизма (тяньтай, хуаянь). Сам. работа 4 8 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Школы японского буддизма. Всеяпонская буддийская ассоциация. Лекции 4 2 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Школы японского буддизма. Всеяпонская буддийская ассоциация. Практические 4 4 ОК-6, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Школы японского буддизма. Всеяпонская буддийская ассоциация. Сам. работа 4 8 ОК-6, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Буддизм в России
3.1. Общая оценка религиозной политики советского государства в отношении буддийских организаций Практические 4 4 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Общая оценка религиозной политики советского государства в отношении буддийских организаций Сам. работа 4 12 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Положение буддизма в современной России Лекции 4 2 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Положение буддизма в современной России Практические 4 4 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Положение буддизма в современной России Сам. работа 4 12 ОК-6, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Экзамен 4 27 ОК-6, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 отв. ред. И. Н. Яблоков История религии в 2 т. Том 2. Книга 1. Буддизм. Восточные церкви. Православие: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/84DFD83B-837C-43EE-AD48-41AB37DF23E8.
Л1.2 Рокотова, Н. Основы буддизма : М. : Директ-Медиа, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=385774
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Аникин Д.А. Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369
Л2.2 Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства, Том 2: учеб. для пед. вузов М.: Академия, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Буддизм алмазного пути (школа карма-кагью) www.buddhism.ru
Э2 Буддийский центр школы Карма кагью www.mahamudra.ru
Э3 журнал «Буддизм в России» www.buddhismofrussia.ru
Э4 официальный сайт Иволгинского дацана www.datsan.buryatia.ru
Э5 Курс в Moodle "Буддизм в современном мире" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из лекционных и практических занятий, самостоятельной работы студентов.
Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы занятий.
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать преподавателю на практическом занятии или лекции, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. В процессе подготовки к занятию закрепляется и уточняется уже известный материал и осваивается новый. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом практическом занятии. На следующем этапе практического занятия студентами осуществляется работа по углубленному проникновению в суть вынесенной для обсуждения проблемы. В ходе занятия студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотно излагать свои мысли, проводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. Обязательным при подготовке к практическому занятию является выделение проблемных областей.
В период обучения студентом также подготавливается доклад по предложенным темам. При подготовке доклада учитывается самостоятельность выбора темы студентом и подбор актуальной литературы, а также навык ведения научной дискуссии. На доклад студенту выделяется 10 минут времени, и оценивается насколько студент способен логично и кратко излагать изученную информацию. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии. После выступления происходит обсуждение основных положений доклада как с выступающим, так и с аудиторией.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется два теоретических вопроса и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий.