МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Религия в истории ментальностей

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., ст. преподаватель , Н.С. Дворянчикова

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Религия в истории ментальностей

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 25.05.2021 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 25.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины "Религия в истории ментальностей" является усвоение знаний о религии как форме общественного сознания, социальном феномене; формирование научного гуманистического, толерантного мировоззрения, ценностного отношения к человеку, его правам и свободам, способности к межкультурному и межрелигиозному диалогу.
Выявить основные этапы формирования психологических факторов поведения индивида, влияющие на развитие истории, культуры и религии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать концепции и методы философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии в практической деятельности
ОПК-2.1 Владеет навыком применения методов философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии для решения профессиональных задач
ОПК-2.2 Выявляет причинно-следственные связи, в области функционирования религиозных институтов используя концепции философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2. Выявляет причинно-следственные связи, в области функционирования религиозных институтов используя концепции философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.1. Владеет навыком применения методов философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии для решения профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Роль религии в культуре и обществе
1.1. Специальные историко-психологические теории Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.2. Междисциплинарность и интеграция истории и психологии Лекции 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.3. Теоретические принципы критики источников и источниковедческого анализа в Исторической психологии. Школа «Анналов» и ее представители Люсьен Февр и Марк Блок Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.4. Праздничные даты – как пример изучения общества в разные временные эпохи. Практические 2 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.5. Основные историко-психологические проблемы антропогенеза. Лекции 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.6. Этапы развития историко-психологической мысли. Практические 2 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.7. Теории влияния эпохи на личность и ее формирование. Практические 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.8. Повседневная жизнь человека – как источник об эпохе. Период ХХ в. СССР-РФ. Психологический портрет представителей: молодежи, интеллигенции, городского и сельского жителя и др. Практические 2 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.9. Введение в «Историческую психологию». Специальные историко-психологические теории Сам. работа 2 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.10. Теоретические принципы критики источников и источниковедческого анализа в Исторической психологии. Школа «Анналов» и ее представители Люсьен Февр и Марк. Этапы развития историко-психологической мысли. Сам. работа 2 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.11. Праздничные даты – как пример изучения общества в разные временные эпохи. Теории влияния эпохи на личность и ее формирование. Сам. работа 2 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.12. Повседневная жизнь человека – как источник об эпохе. Период ХХ в. СССР-РФ. Психологический портрет представителей: молодежи, интеллигенции, городского и сельского жителя и др. Сам. работа 2 5 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
Раздел 2. История развития общественного сознания
2.1. Особенности сознания человека первобытной эпохи Лекции 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.2. Мифологическое сознание и магия Лекции 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.3. Психологические особенности первобытного общества Практические 2 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.4. Психологические особенности Мифологического сознания и магии Практические 2 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.5. Психологические основы эпохи античности Лекции 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.6. Психологическая характеристика эпохи античности Практические 2 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.7. Психолого-истоическая реконструкция менталитета Древней Греции периода архаики Практические 2 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.8. Психологическая жизнь эпохи средневековья Лекции 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.9. Психология человека эпохи средневековья Практические 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.10. Психологическая атмосфера эпохи Возрождения и Нового времени Лекции 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.11. Ментальность Нового времени и рационализм Практические 2 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.12. Психологическая картина современного мира Лекции 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.13. Психологическая картина современного мира Практические 2 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.14. От современности к постсовременности Практические 2 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.15. Психологический портрет современного человека Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.16. Психологические особенности первобытного общества Сам. работа 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.17. Психологические особенности Мифологического сознания и магии Сам. работа 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.18. Психологические основы эпохи античности. Психолого-историческая реконструкция менталитета Древней Греции периода архаики Сам. работа 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.19. Психологическая жизнь эпохи средневековья Сам. работа 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.20. Ментальность Нового времени и рационализм Сам. работа 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.21. Психологическая картина современного мира. От современности к постсовременности Сам. работа 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.22. Психологический портрет современного человека Сам. работа 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.23. Экзамен 2 27 ОПК-2.2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8897#section-1

Оценка сформированности компетенции: ОПК-2 Способен использовать концепции и методы философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии в практической деятельности

1. Становления и развития человеческой психики это:
a. Филогенез
b. Онтогенез
c. Историогенез
d. Психогенез
Ответ: d

2. Вильгельм Вундт, говоря о сотрудничестве Истории и Психологии, указывал что по отношению в друг другу они:
a. История главенствует над Психологией
b. Психология главенствует над Историей
c. История и Психология равны
Ответ: b

3. Модель взаимоотношения Истории и Психологии этого исследователя критиковал Люсьен Февр, предложив новое видение коллаборации этих наук в своей работе "Бои за историю"
a. Й. Хейзинга
b. В. Вундт
c. М. Блок
d. М. Бахтин
Ответ: b

4. Какое историческое событие, считалось причиной кризиса исторической науки, для преодоления которого было предложена новая методология исследования прошлого?
a. Вторая мировая война 1939 г.
b. Основание компании Дисней 1923 г.
c. Первая мировая война 1914 г.
d. Октябрьская революция 1917 г.
Ответ: c

5. Основными функциями религии являются:
А. Мировоззренческая
Б. Компенсаторная
В. Гносеологическая
Г. Методологическая
Д. Морально регулирующая
Ответ: а, б, д

6. Какому исследователю принадлежит подход к определению религии: «каждая религия характеризуется наличием оппозиции или противопоставления сакрального/профанного (в религиозной системе есть четкое деление на мир священного и есть мир мирской обыденности)».
А) М. Элиаде
Б) Э. Дюркгейм
В) М. Вебер
Ответ: Б
7. Для какого подхода характерно утверждение, что «развитие религии представляется как путь, ведущий от магии к таким элементарным формам религии, как анимизм, тотемизм, фетишизм и только позднее — к вере в личное высшее духовное существо»:
а) теологического
б) атеистического
в) структурно-функционального
г) эволюционистского
Ответ: г
8. Основатель психоанализа и автор работы "Тотем и табу" (1913 г.)
a. З. Фрейд
b. В.Дильтей
c. К. Г. Юнг
Ответ: a
9. Вильгельм Вундт разделил психологию на практическую и теоретическую, причем теоретическую часть назвал психологией народов и определил ее как науку об историческом развитии. В. Вундт полагал, что история и психология близки друг к другу, так как являются науками о:
a. Разуме
b. Познании
c. Духе
Ответ: c
10. Метод психокоррекции на основе обратной связи между людьми имеющие общие проблемы и переживания, введенный Тригатом Барроу в 1925 году:
a. Групповой анализ
b. Корпоративизм
c. Групповая коммуникация
d. Групповая аналитика
Ответ: a
11. Первобытное общество, относящиеся к доисторическому периоду, является областью исследования:
А) этнографии Б) этнопсихологии В) палеопсихологии
Ответ: Б

12. Для восприятия мира, у первобытного человека в сравнению с человеком современным
А) является аналогичным Б) менее яркое и детализированное В) более яркое и детализированное
Ответ: Ф

13. Согласно К.Г. Юнгу «память предков» (архетипическая память), является началом развития веры: Б
А) реинкарнацию Б) бессмертия В) наличие божеств
Ответ: Б

14. Мышление сопровождающее конкретные предметные действия:
А) образное Б) мифологическое В) практическое Г) абстрактное
Ответ: А

15. Одно из событий в истории церкви, являлось предпосылкой дальнейшего развития психологии человека, которое в т.ч. рассматривает как новое явление Макс Вебер в своей «Протестантской этике»:
А. скизма
Б. реформация
В. крестовые походы
Ответ: Б

Критерии оценки закрытых вопросов:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
Критерии оценки открытых вопросов:


Примеры заданий открытого типа:

1. Реконструкция материальной культуры первобытного общества основана на следующих двух науках:
Ответ: археология и этнография

3. При отсутствии письменности, роль «памяти», для первобытного человека заключается:
Ответ: передача сведений о жизнедеятельности, ориентации в окружающем мире

4. Особая техника, основанная на ритмическом воспроизведении информации, сказателями и шаманами, использовалась для:
Ответ: воспроизведения и сохранения информации

5. Шумерский город, по определению был домом:
Ответ: Бога


6. Тиллих рассматривал культуру в качестве…
Ответ: символического языка религии
7. В рамках обучения в школах (эдубах) шумеры осваивали и учили писать элегии – это:
Ответ: Погребальные песни
8. Анализ «концепции мира у ветхозаветных пророков» осуществлен
Ответ: Фроммом
9. Особое магическое мышление, представление о том, что все связано друг с другом, лежащее в основе магического действия, «логикой партиципации» назвал:
Ответ: Л. Леви-Брюль
10. Одна из психологическая черта шумер, сопровождала их с момента рождения, которую он испытывал перед родителями, учителями, друзьями, правителем, врагами, прродой, богами, смертью и забвением.
Ответ: Смерть
11. В ходе социальной дифференциации, по мере разделения труда, становления и эволюции классового общества развивается и сознание, движущееся от не выделения человека из природы к выделению, от не вычленения индивидуального сознания из ____________ к вычленению.
Ответ: Коллективного
12. Отношение между религией и хозяйственной деятельностью может быть выражено в двух типах поведения: аскеза и мистика, по мнению:
Ответ: М. Вебера
13. В период античности письменность приобрела действительно утилитарный характер
Ответ: Утилитарный
14. В рамках реформации, в ряде стран Северной Европы, в области религии, католичество уступает место _________.
Ответ: Протестантство
15. Расшифрованные древнеегипетские тексты для описания основных направлений египетской религии использовал:
Ответ: Ф. Шампольон
16. Кто рассматривал религиозные идеи и образы рассматривает как архетипы бессознательного
Ответ: К. Юнг
27. Религию как ступень познания абсолютного духа в формах представления и веры рассматривает:
Ответ: Гегель
18. В 1900–1920 гг. была издана его десятитомная работа «Психология народов». В ней В. Вундт дал описание истории человечества в свете собственных суждений. Рассмотрев так называемые объективные продукты исторической деятельности (язык, искусство, мифологию, право и т. д.), он разделил прошлое на четыре этапа: 1) примитивизм, 2) тотемизм, 3) век богов и героев, 4) _____
Ответ: цивилизация

19. В 1830–1842 гг. в Париже был издан труд «Курс позитивной философии» французского мыслителя Огюста Конта (1798–1857). Его целью было упорядочивание новых знаний и создание единого социального и научного учения о природе и обществе. О. Конт полагал, что человечество развивается прогрессивно благодаря накоплению знаний и изменениям в мышлении. Какое название получил новый подход в науке:
Ответ: позитивизм
19. Что такое Тора.
Ответ: Совокупность иудейских традиционных религиозных законов
20. Одним из основных утверждений сикхизма является следующее.
Ответ: С Богом можно общаться напрямую, посредники для этого не нужны
21. Бодхисаттва – кто это.
Ответ: Существо, решившее стать Буддой и помочь людям прервать череду безначальных реинкарнаций
22. Характерная особенность англиканства.
Ответ: Принятие только двух христианских таинств: Крещения и Евхаристии
23. Одним из важнейших понятий даосизма является.
Ответ: Недеяние, как отрицание целенаправленной деятельности
24. Как проявлялся синкретизм буддизма и синтоизма.
Ответ: Создание концепции, в которой божества синтоистского пантеона объявлялись временным воплощением будд и бодхисаттв
25. Что такое Талмуд.
Ответ: Основа законодательства и судопроизводства в иудаизме
26. Самой древней мировой религией является.
Ответ: Буддизм
27. Святейший правительствующий синод был образован по указанию.
Ответ: Петр I
28. В каком году произошло разделение христианской церкви на Западную (Римско-Католическую) и Восточную (Греко-Кафолическую)
Ответ: В 1054 г.
29. Кто такие молокане и духоборы.
Ответ: Направления духовных христиан, появившиеся в середине XVIII века
30. Какая религия стала доктриальной основой ламаизма.
Ответ: Буддизм

Критерии оценивания: Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценивание ответа на экзамене

Отлично-Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания.

Хорошо-Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями

Удовлетворительно-Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.

Неудовлетворительно-Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. Практические задания студентом не выполнены.

Вопросы к экзамену
1. Общая историческая характеристика периода первобытнообщинного строя.
2. Общая историческая характеристика античной эпохи.
3. Общая историческая характеристика эпохи Средних веков. Религия эпохи Средневековья
4. Роль и место религии в эпоху Возрождения и Нового времени.
5. Общая историческая характеристика периода современности.
6. Особенности восприятия и отражения мира человеком первобытной эпохи. Память и ее особенности.
7. Появление и развитие знаковых систем. Речь.
8. Общая характеристика мифологического сознания.
9. Символизм мифа. Магия – миф в действии.
10. Миф как способ познания мира.
11. Религия как способ познания мира
12. Восприятие и познание в античную эпоху: от образного к рациональному.
13. Распространение письменности. Опосредованная коммуникация.
14. Память и приемы мнемотехники у человека античности. Психологические корни «греческого чуда».
15. Психологическая атмосфера Средних веков.
16. Религиозное сознание человека средневековья и его особенности. Интеллектуальная культура средневековья.
17. Особенности восприятия эпохи Возрождения.
18. Изменения в сфере сознания человека эпохи Нового времени. «Книжное сознание».
19. Особенности мировосприятия современного человека.
20. «Рыночная личность» - как психологический тип современного человека.
21. Психологические особенности современной информационной среды. Информационное общество.
22. Проблема тоталитаризма и его воздействие на личность в XX веке.
23. Историческое литературное произведение как источник по психологии личности отдельной эпохи. (свой пример книги, на выбор).
24. Изменение историко-психологического мировоззрения населения в различные эпохи на примере отдельной страны. (свой пример страны, на выбор).
25. Изменение историко-психологического мировоззрения населения в различные эпохи на примере отдельной страны. (свой пример страны, на выбор).
26. Личность в социальном пространстве.
27. Коллектив в социальном пространстве.
28. Лидер и группа.
29. Дисфункциональное общество и харизматичный лидер. (Общество).
30. Дисфункциональное общество и харизматичный лидер. (Лидер).
31. Специальные историко-психологические теории. Мейерсон.
32. Специальные историко-психологические теории. Вундт.
33. Теоретические принципы критики источников и источниковедческого анализа в Исторической психологии.
34. Школа «Анналов» и ее представители. Люсьен Февр.
35. Теоретические принципы критики источников и источниковедческого анализа в Исторической психологии.
36. Школа «Анналов» и ее представители. Марк Блок.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. М. Лебедева Этнопсихология: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Крысько В.Г. Этническая психология: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Ступницкий В. П. , Щербакова О. И. , Степанов В. Е. Психология: учебник Москва: Дашков и К°, 2021 biblioclub.ru
Л1.4 Л.Г. Почебут Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018. — 335 с. — (Серия : , 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Стефаненко Т.Г. Этнопсихология : учебник М.: Аспект Пресс, , 2009.
Л2.2 Г. Лебон Психология народов и масс: Москва : Директ-Медиа, 2007 biblioclub.ru
Л2.3 Шкуратов В.А. Новая историческая психология: учебное пособие Москва : Издательство ЮФУ, 2009 www.studentlibrary.ru
Л2.4 История психологии XX век: Хрестоматия для высшей школы Москва: Директ-Медиа, 2008 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Религия в истории ментальностей" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из лекционных и практических занятий, самостоятельной работы студентов.
Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы занятий.
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать преподавателю на практическом занятии или лекции, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. В процессе подготовки к занятию закрепляется и уточняется уже известный материал и осваивается новый. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом практическом занятии. На следующем этапе практического занятия студентами осуществляется работа по углубленному проникновению в суть вынесенной для обсуждения проблемы. В ходе занятия студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотно излагать свои мысли, проводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. Обязательным при подготовке к практическому занятию является выделение проблемных областей.
В период обучения студентом также подготавливается доклад по предложенным темам. При подготовке доклада учитывается самостоятельность выбора темы студентом и подбор актуальной литературы, а также навык ведения научной дискуссии. На доклад студенту выделяется 10 минут времени, и оценивается насколько студент способен логично и кратко излагать изученную информацию. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии. После выступления происходит обсуждение основных положений доклада как с выступающим, так и с аудиторией.
Самостоятельная работа студентов при изучении курса предполагает более глубокое изучение тем. Контроль самостоятельной работы студентов по изучению отдельных тем осуществляется путем проверки конспектов, проведения индивидуальных собеседований и фронтальных опросов, заданий на выполнение докладов и выполнения практических заданий которые позволяют проверять уровень освоение студентами пройденного материала и степень ориентирования в теме.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется два теоретических вопроса и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий.