МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История религиозного искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2021
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 106
самостоятельная работа 155
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 30 30 46 46
Практические 24 24 36 36 60 60
Сам. работа 68 68 87 87 155 155
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 180 180 288 288

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева;ст. преподаватель, Н.С. Гончарова

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
История религиозного искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.06.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.06.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование представлений студентов в области истории и специфики религиозного искусства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать концепции и методы философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии в практической деятельности
ОПК-2.1 Владеет навыком применения методов философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии для решения профессиональных задач
ОПК-2.2 Выявляет причинно-следственные связи, в области функционирования религиозных институтов используя концепции философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии
ПК-1Способен выявлять научную проблематику в религиоведческих исследованиях, разрабатывать основные направления её изучения
ПК-1.1 Умеет определять актуальные аспекты в религиоведческих исследованиях опираясь на анализ научной литературы и информационных источников
ПК-1.2 Определяет цели и задачи исследования, объект и предмет, формирует методологическую базу исследования
ПК-1.3 Владеет навыком работы с различными видами источников отбирая их по выбранной проблематике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1. Владеет навыком применения методов философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии для решения профессиональных задач;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2. Выявляет причинно-следственные связи, в области функционирования религиозных институтов используя концепции философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии
ПК-1.1. Умеет определять актуальные аспекты в религиоведческих исследованиях опираясь на анализ научной литературы и информационных источников
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком использования понятийного аппарата в области философии для выражения представлений о прекрасном в различных религиозных традициях; способами оценки роли религиозного искусства в формировании мировоззрения
ПК-1.2. Определяет цели и задачи исследования, объект и предмет, формирует методологическую базу исследования
ПК-1.3. Владеет навыком работы с различными видами источников отбирая их по выбранной проблематике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основания религиозного искусства
1.1. История религиозного искусства: обьект, предмет, задачи и методы изучения Лекции 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.2. История религиозного искусства: обьект, предмет, задачи и методы изучения Практические 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.3. История религиозного искусства: обьект, предмет, задачи и методы изучения Сам. работа 3 34 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Искусство и его формы
2.1. Виды и жанры искусства Лекции 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.2. Категории искусства и их связь с религией Практические 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
2.3. Понимание искусства в религии Практические 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.4. Категории искусства и их связь с религией. Понимание искусства в религии Сам. работа 3 34 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
Раздел 3. Эстетика религиозного культа
3.1. Художественно-эстетический аспект религиозного культа Лекции 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.2. Проблемы воплощения религиозного художественного образа Практические 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.3. Проблемы воплощения религиозного художественного образа Сам. работа 4 27 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
Раздел 4. Канон в церковном искусстве
4.1. Канон в церковном искусстве и его творческие возможности Лекции 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
4.2. Религиозное искусство как катарсис Практические 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
4.3. Религиозное искусство как катарсис Сам. работа 4 30 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
Раздел 5. Генезис религиозного искусства
5.1. Основные этапы развития религиозного искусства Лекции 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
5.2. Византийская эстетика Практические 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
5.3. Эстетическая мысль в эпоху средневековья Практические 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.4, Л2.3
5.4. Византийская эстетика. Эстетическая мысль в эпоху средневековья Сам. работа 4 30 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
5.5. Экзамен 4 27 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4560

Оценка сформированности компетенции
ПК-1 Способен выявлять научную проблематику в религиоведческих исследованиях, разрабатывать основные направления её изучения

ОПК-2 Способен использовать концепции и методы философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии в практической деятельности

Примеры заданий:

Критерии оценки закрытых вопросов:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
Критерии оценки открытых вопросов:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень заданий /вопросов
1. Виды христиаского искусства.
2. Дохристианское искусство.
3. Зарождение христианской проблематики в мифологическом сознании.
4. Развитие ареопагитской эстетики света у Григория Паламы.
5. Гносеологическая трактовка искусства у Аристотеля.
6. Идея красоты и ступени восхождения к ней у Платона.
7. Основы богословской мысли Византии – представление об единстве Истины, Добра и Красоты в Боге.
8. Красота как Имя Бога у Дионисия Ареопагита.
9. Онтология Красоты и христианские принципы универсума у Августина Аврелия.
10. «Философия искусства» Ф.Шеллинга.
11. Искусство как форма Абсолютного Духа в сопоставлении с религией и философией у Г.В.Ф.Гегеля
12. Понятие «ценность» и его трактовки в неокантианстве
13. Понимание места и задач искусства в позитивизме
14. Психоаналитическая трактовка произведений искусства.
15. Задачи герменевтики в анализе произведений искусства
16. Возвышенное и его виды.
17. Трагическое и проблемы христиаского антропологии в искусстве
18. Функции искусства и их соотношение между собой
19. Символические образы раннехристианского искусства
20. Западно-европейское и русское живописное искусство нового и новейшего времени.
21. Богословие христианского образа
22. Синтез различных видов искусств в православном богослужении.
23. Византийская иконопись. Периодизация, специфика, памятники искусства
24. Древнерусская иконопись. Периодизация, специфика, памятники искусства Западноевропейская средневековая иконопись. Периодизация, специфика, памятники искусства
Практические задания:
1. С помощью полученных знаний подготовьте описание выставки на тему «Религиозное искусство: от древности до современности»
2. Разработайте план анализа религиозного искусства стран Запада и России

Критерии оценки ответов на экзамене:
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Т. В. Ильина История искусств: Западноевропейское искусство: учеб. для вузов: М. : Высш. шк., 2004
Л2.3 А.П. Садохин Культурология. Словарь терминов, понятий, имен : М.: Директ-Медиа, - // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2014 biblioclub.ru
Л2.4 Гуревич, П.С. Религиоведение: учеб. пособие: М. : Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Новости музеев museum.ru
Э2 Государственный Художественный музей Алтайского края ghmak.ru
Э3 Курс в Moodle "История религиозного искусства" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет.
Темы докладов формируются преподавателем предварительно на основе того материала, который соответствует содержанию дисциплины. Они затрагивают материал, который не разбирается на лекциях и практических занятиях. Подготовка устного доклада осуществляется студентом самостоятельно и предполагает ознакомление с рекомендованной литературой и источниками. Доклад оценивается по совокупности показателей: полнота охвата содержания темы, логическое построение содержания в соответствие с планом, знание учебной и научной литературы, анализ существующих точек зрения.
Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий,подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий.Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов.
При подготовке к зачету по дисциплине «История религиозного искусства» студенту следует:
1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников.
2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины.
3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя.
4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент
знает меньше всего.
5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и пр. для
обобщения и лучшего запоминания материала, и т.д.).
Экзамен проходит устно. Студент может ознакомиться с вопросами к экзамену в начале семестра. При подготовке к экзамену целесообразно повторить пройденный материал в строгом соответствии с программой, примерным перечнем вопросов к экзамену. Необходимо использовать конспекты практических занятий, учебную литературу, рекомендованную преподавателем. При необходимости следует обратиться к преподавателю за консультацией и методической помощью.