МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Антропология религии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 129
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 129 129 129 129
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, В.В. Останин;преподаватель, Н.С. Дворянчикова

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Антропология религии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.05.2021 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.познакомить студетов с важнейшими теоретическими и меодологическим проблемами антропологии религи, как одного из основных направлений религиоведения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать концепции и методы философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии в практической деятельности
ОПК-2.1 Владеет навыком применения методов философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии для решения профессиональных задач
ОПК-2.2 Выявляет причинно-следственные связи, в области функционирования религиозных институтов используя концепции философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии
ПК-2Владеет навыками подготовки отчетов о результатах научно-исследовательской деятельности, научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знанием основных библиографических источников и поисковых систем
ПК-2.1 Знает основные приемы составления библиографических описаний
ПК-2.2 Организовывает работу с известными библиографическими базами и поисковыми системами для решения проблем в области религиоведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.воисточников.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.1. Владеет навыком применения методов философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии для решения профессиональных задач
ПК-2.1. Знает основные приемы составления библиографических описаний
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.2. Выявляет причинно-следственные связи, в области функционирования религиозных институтов используя концепции философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии
ПК-2.2. Организовывает работу с известными библиографическими базами и поисковыми системами для решения проблем в области религиоведения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1 Предмет, методология и основные направления религиозной антропологии
1.1. Предмет и классификация религиозной антропологии Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Предмет и классификация религиозной антропологии Практические 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Предмет и классификация религиозной антропологии Сам. работа 5 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Специфика религиозной антропологии в общем контексте антропологического знания Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Специфика религиозной антропологии в общем контексте антропологического знания Практические 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Специфика религиозной антропологии в общем контексте антропологического знания Сам. работа 5 15 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Вариативные представления о человеке в мировых религиях и религиозной философии
2.1. Религиозная антропология Древнего мира Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Религиозная антропология Древнего мира Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Религиозная антропология Древнего мира Сам. работа 5 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Ведическая антропология Лекции 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Ведическая антропология Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Ведическая антропология Сам. работа 5 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.7. Буддийская антропология Лекции 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.8. Буддийская антропология Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.9. Буддийская антропология Сам. работа 5 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.10. Христианская антропология Лекции 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.11. Христианская антропология Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.12. Христианская антропология Сам. работа 5 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.13. Исламская антропология Лекции 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.14. Исламская антропология Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.15. Исламская антропология Сам. работа 5 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.16. Философский образ «человека религиозного» в феноменологии и экзистенциализме Лекции 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.17. Философский образ «человека религиозного» в феноменологии и экзистенциализме Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.18. Философский образ «человека религиозного» в феноменологии и экзистенциализме Сам. работа 5 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.19. Проекты религиозной антропологии в русской религиозно-философской мысли Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.20. Проекты религиозной антропологии в русской религиозно-философской мысли Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.21. Проекты религиозной антропологии в русской религиозно-философской мысли Сам. работа 5 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.22. Экзамен 5 27 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-2 Способен использовать концепции и методы философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии в практической деятельности.

Тестовые задания (выбор одного ответа)

1. Какой составляющей человеческой природы не выделял Д. Юм?
А. Рациональная (монотеизм)
Б. Волевая (монизм)
В. Эмоциональная (политеизм)

2. Кто из антропологов религии жил в XVIII веке?
А. Юм
Б. Мюллер
В. Тайлор
Г. Фрезер

3. Какой по счету идет религиозная стадия развития человечества, согласно Максу Мюллеру?
А. 1
Б. 2
В. 3
Г. 4

4. Какой тип религии не выделял Макс Мюллер?
А. Воспринимаемая
Б. Постигаемая
В. Возвышенная
Г. Условная

5. Какой стадии, согласно Эдварду Тайлору, соответствуют политеистические религии?
А. Дикость
Б. Варварство
В. Цивилизованность

6. На какой стадии, согласно Джеймсу Фрезеру, человек считает, что «мир подчиняется человеку»?
А. Магическая
Б. Религиозная
В. Научная

7. Какой тип магии не выделял Д. Фрезер?
А. Гомеопатическая
Б. Контагиозная
В. Аллопатическая

8. В какой религии человек не творится Богом?
А. Буддизм
Б. Христианство
В. Ислам

9. В какой религии душа не существует понятия о вечной душе?
А. Буддизм
Б. Христианство
В. Ислам

10. Какой термин обозначает душу в индуизме?
А. Нирвана
Б. Йога
В. Атма
Г. Мокша

11. Единица психического потока в буддизме – это …
А. Мукти
Б. Дхарма
В. Парамита
Г. Карунья

12. Сколько сил души насчитывается в христианстве?
А. 2
Б. 3
В. 4
Г. 5

13. Какого принципа нет в христианской антропологии?
А. Подобие
Б. Отражение
В. Образ

14. Кто является высшим идеалом личности в исламе?
А. Шейх
Б. Суфий
В. Пророк

15. Кто из нижеперечисленных не является мусульманским пророком?
А. Иисус Христос
Б. Моисей
В. Заратуштра
Г. Мухаммед

Ключ к тестам
№ ответ № ответ
1 Б 9 А
2 А 10 В
3 В 11 Б
4 Г 12 Б
5 Б 13 Б
6 А 14 В
7 В 15 В
8 А

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Контрольные вопросы

1. Как с греческого переводится слово «антропос»? (человек)
2. Как именуется в индуизме интеллектуальное сословие? (брахманы)
3. Сколько стадий жизни выделяют в индуизме? (4)
4. Какой части тела уподобляется воинское сословие в индуизме? (руки)
5. Сколько элементов составляют духовно-материальное устроение человека в индуизме? (25)
6. Кто из древнеиндийских мыслителей тщательно исследовал категорию камы-наслаждения? (Ватсьяяна)
7. Какой по счету Далай-лама признал теорию эволюции? (14)
8. Как в буддизме называется единица потока сознания? (дхарма)
9. Сколько дхарм насчитывается «по классам элементов»? (18)
10. Какая школа буддизма считает дхармы лишь языком описания, которым в действительности ничего не соответствует? (мадхьямака)
11. Как именуется в буддизме святой царь? (чакравартин)
12. Какой идеал считается наиболее важным, наряду с Буддой, в буддизме Махаяны? (бодхисатва)
13. Сколько парамит традиционно насчитывается в Махаяне? (6)
14. В какой книге Библии описывается создание человека? (Книга Бытия)
15. Продолжите: «по образу Нашему и по … Нашему» (подобию)
16. Сколько ступеней духовного совершенствования насчитывается в «Лествице»? (30)
17. Какой параметр человека, образ или подобие, считается динамическим? (подобие)
18. Какой богословский принцип положен в основание тройственной природы человека (тринитарный)
19. Сколько стихий, составляющих человеческое тело, насчитывал Немезий Эмесский? (4)
20. Кто написал христианский трактат «Об устроении человека»? (Григорий Нисский)
21. Сколько сил души насчитывается в христианской антропологии? (3)
22. Все ли силы души участвуют в спасении человека, согласно Григорию Паламе? (все)
23. Сколько типов людей выделяет Апостол Павел: плотские… (3)
24. Какая ступень является первой, согласно «Лествице»? (отречение)
25. Какая ступень является последней, согласно «Лествице»? (любовь)
26. Вставьте нужное слово: вера-…-любовь (надежда)
27. Кто из апостолов максимально подробно описал критерии любви? (Павел)
28. Продолжите: «возлюби ближнего твоего, как…» (самого себя)
29. Какой принцип положен в основание антропологии ислама? (праксеологический)
30. Кто из пророков является последним в исламе? (Мухаммед)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-2 Владеет навыками подготовки отчетов о результатах научно-исследовательской деятельности, научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знанием основных библиографических источников и поисковых систем.

Тестовые задания (выбор одного ответа)

1. Кто из британских мыслителей написал «Трактат о человеческой природе»?
А. Бэкон
Б. Юм
В. Рассел
Г. Ньютон

2. Кем по национальности был Макс Мюллер?
А. Француз
Б. Англичанин
В. Немец
Г. Итальянец

3. Когда жил английский антрополог Эдвард Тайлор?
А. XVI-XVII в.
Б. XVII-XVIII в.
В. XVIII-XIX в.
Г. XIX-XX в.

4. Какой труд написал Д. Фрезер?
А. «Золотая ветвь»
Б. «Серебряная ветвь»
В. «Бронзовая ветвь»
Г. «Железная ветвь»

5. Какой немецкий мыслитель одновременно занимался философской и религиозной антропологией, а также феноменологией?
А. Кант
Б. Ницше
В. Шопенгауэр
Г. Шелер

6. Какой текст считается сакральным в индуизме?
А. Коран
Б. Алмазная сутра
В. Бхагавад-гита
Г. Лунь-юй

7. Кто из мыслителей написал «Кама-сутру»?
А. Нагарджуна
Б. Конфуций
В. Асанга
Г. Ватсьяяна

8. Кто является автором «Энциклопедии Абхидхармы»?
А. Асанга
Б. Васубандху
В. Цонкапа
Г. Будда

9. Как звали автора «Лествицы»?
А. Григорий
Б. Иоанн
В. Василий
Г. Анастасий

10. Кто написал трактат «Воскрешение наук о вере»?
А. Мухаммед
Б. Ибн-Касир
В. Аль-Ансари
Г. Аль-Газали

11. Сколько пророков упоминается в Коране?
А. 20
Б. 25
В. 30

12. Кто написал трактат «О природе человека»?
А. Анастасий Синаит
Б. Немезий Эмесский
В. Василий Великий
Г. Иоанн Златоуст

13. В послании к кому содержится учение апостола Павла о любви?
А. Фессалоникийцам
Б. Эфесянам
В. Тимофею
Г. Коринфянам

14. Кто написал «Аскетические опыты»?
А. Феофан Затворник
Б. Нил Сорский
В. Игнатий Брянчанинов
Г. Макарий Алтайский

15. Сколько «столпов веры» насчитывается в исламе?
А. 3
Б. 4
В. 5
Г. 6

Ключ к тестам
№ ответ № ответ
1 Б 9 Б
2 В 10 Г
3 Г 11 Б
4 А 12 Б
5 Г 13 Г
6 В 14 В
7 Г 15 В
8 Б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Контрольные вопросы

1. Кто впервые в истории написал труд «Антропология религии»? (Макс Мюллер)
2. Как называется основной труд Э. Тайлора по антропологии религии? («Первобытная культура»)
3. Вставьте пропущенное слово: «Фольклор в … Завете» (Ветхом)
4. Как называется система социального устройства в индуизме? (варнашрама)
5. Кто из мыслителей написал «Артха-шастру»? (Каутилья)
6. Закончите название труда Григория Паламы: «… в защиту священно-безмолвствующих» (триады)
7. Какое название носит представитель интеллектуального сословия в системе варнашрама? (брахман)
8. Какое название носит представитель военно-административного сословия в системе варнашрама? (кшатрий)
9. Какое название носит представитель торгового сословия в системе варнашрама? (вайшья)
10. Какое название носит представитель рабочего сословия в системе варнашрама? (шудра)
11. Продолжите название труда Васубандху: «Энциклопедия …» (Абхидхармы)
12. Какой мыслитель приходился братом Васубандху? (Асанга)
13. Кто из Отцов Каппадокийцев написал труд «Об устроении человека»? (Григорий Нисский)
14. Продолжите название труда Немезия Эмесского: «О природе …» (человека)
15. Как в системе варнашрамы называется стадия жизни ученика? (брахмачари)
16. Как в системе варнашрамы называется стадия жизни семейного человека? (грихастха)
17. Как в системе варнашрамы называется стадия жизни человека, отходящего от дел, лесного аскета? (ванапрастха)
18. Как в системе варнашрамы называется стадия жизни отрекшегося от мира монаха? (санньяси)
19. Сколько элементов материального творения насчитывается в индуизме, школа санкхья? (24)
20. Сколько типов дхарм (скандх) различают в потоке сознания буддисты? (5)
21. Кто обладает большей мерой сострадания: бодхисатва-лодочник или бодхисаттва-пастух? (бодхисаттва-пастух)
22. Продолжите название труда Игнатия Брянчанинова: «Аскетические …» (опыты)
23. Продолжите название труда Аль-Газали: «Воскрешение наук о …» (вере)
24. Какая добродетель венчает духовный путь, согласно «Лествице»? (любовь)
25. В каком веке родился Иоанн Лествичник? (VI в. н.э.)
26. В каком веке жили Асанга и Васубандху? (IV в. н.э.)
27. В каких веках жил Аль-Газали? (XI-XII вв. н.э.)
28. В каком веке жил Григорий Нисский? (IV в. н.э.)
29. В каких веках жил Немезий Эмесский? (IV-V вв. н.э.)
30. в каком веке жил Игнатий Брянчанинов? (XIX в.)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Экзаменационные вопросы:

1. Проблематика, определение и предмет религиозной антропологии.
2. Разнообразие классификаций религиозно-антропологического знания.
3. Специфика религиозной антропологии в общем контексте антропологического знания.
4. Антропология религии Д. Юма
5. Антропология религии М. Мюллера
6. Антропология религии Э. Тэйлора
7. Антропология религии Д. Фрезера
8. Общая характеристика и специфика конфуцианской антропологии.
9. Общая характеристика и специфика даосской антропологии.
10. Религиозная антропология Древнего Рима и Греции
11. Религиозная антропология Древнего Востока
12. Проблема происхождения человека в индуистской антропологии
13. Социальная антропология в индуизме
14. Метафизическая антропология в индуизме
15. Экзистенциальная антропология в индуизме
16. Цели человеческого существования в индуизме
17. Проблема происхождения человека в буддийской антропологии
18. Устроение человека в буддизме (учение о дхармах)
19. Идеал личности в буддизме
20. Цели существования в буддизме (парамиты)
21. Проблема происхождения человека в христианской антропологии
22. Тринитарный принцип христианской антропологии
23. Статическая антропология в христианстве
24. Динамическая антропология в христианстве
25. Цели человеческого существования и идеал личности в христианстве
26. Праксеологическая антропология в исламе
27. Идеал личности в исламе
28. Философский образ «человека религиозного» в феноменологии и экзистенциализме
29. Проекты религиозной антропологии в русской религиозно-философской мысли
30. Тантрическая антропология йоги (чакры)
Задание:
Сравните концептуальные основания ведической, буддийской и христианской антропологий

Критерии оценивания:
1. Полнота изложения устного материала;
2. Своевременность изложения материала;
3. Последовательность и рациональность изложения материала;
4. Оригинальность изложения материала;
5. Логичность изложения материала.

Шкала перевода баллов в оценку:

Отметка «2» выставляется в том случае, если студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности, выводы поверхностны, студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Отметка «3» выставляется в том случае, если студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа, допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Отметка «4» выставляется в том случае, если студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа, однако допускается некоторая неточность в ответе.
Отметка «5» выставляется в том случае, если студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, студент продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. М. Сторчак, Е. С. Элбакян Социология религии: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/85CD0291-FEB7-411A-9BAC-AAD33B9DC129.
Л1.2 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гриненко Г.В. История философии: Учебник для бакалавров М : Издательство Юрайт, 2012 www.biblio-online.ru
Л2.2 Аникин Д.А. Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научно-богословский портал bogoslov.ru
Э2 Энциклопедия philosophy.ru
Э3 Курс в Moodle "Антропология религии" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области. Так, в ходе лекции «Диалектика взаимодействия политики и религии. Религиозные основания политики» студентам сообщается как о теоретических аспектах взаимодействия институтов религии и политики, а также сообщаются конкретные примеры демонстрирующие подобное взаимодействие. Поэтому студенту необходимо фиксировать теоретические и социально – политические аспекты взаимодействия религии и политики.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Во время изучения предмета «Религия и политика» студентам – политологам необходимо актуализировать знания по религиоведческой проблематике, хорошо представлять специфику и типологию мировых религий, новых религиозных организаций. Для этого необходимо обратиться к учебнику «Религиоведение» под редакцией М.М. Шахнович, представленному в списке основной литературы к курсу. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи. Поскольку знание специфики религиоведения не является для студента – политолога базовым, во время подготовке к практическим занятиям необходимо отмечать аспекты тем, отдельные категории, оставшиеся в ходе самостоятельной подготовке не ясными, с целью их дальнейшей конкретизации на практическом занятии.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания,нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы к зачету. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.