МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История философии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2021
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 139
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14 28 28
Практические 26 26 32 32 58 58
Сам. работа 68 68 71 71 139 139
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 144 144 252 252

Программу составил(и):
ст.преподаватель, Н.С. Гончарова;к.филос.н., Доцент, В.В. Останин

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А.Шершнева

Рабочая программа дисциплины
История философии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.06.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.06.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "История философии" явлются ознакомление студентов с основными этапами становления мировой философской мысли, развитие навыков работы с философскими категориями, особенностями ведущих философских школ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать концепции и методы философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии в практической деятельности
ОПК-2.1 Владеет навыком применения методов философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии для решения профессиональных задач
ОПК-2.2 Выявляет причинно-следственные связи, в области функционирования религиозных институтов используя концепции философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии
ПК-2Владеет навыками подготовки отчетов о результатах научно-исследовательской деятельности, научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знанием основных библиографических источников и поисковых систем
ПК-2.1 Знает основные приемы составления библиографических описаний
ПК-2.2 Организовывает работу с известными библиографическими базами и поисковыми системами для решения проблем в области религиоведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1. Владеет навыком применения методов философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии для решения профессиональных задач;
ПК-2.1. Знает основные приемы составления библиографических описаний;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2. Выявляет причинно-следственные связи, в области функционирования религиозных институтов используя концепции философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.2. Организовывает работу с известными библиографическими базами и поисковыми системами для решения проблем в области религиоведения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в историю философии
1.1. История философии как дисциплина: специфика, методы, задачи Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. История философии как дисциплина: специфика, методы, задачи Практические 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. История философии как дисциплина: специфика, методы, задачи Сам. работа 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2 Античная философия
2.1. Особенности античной философии Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Особенности античной философии Практические 3 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Особенности античной философии Сам. работа 3 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Первые натурфилософские школы античности (ионийская, элейская, пифагорейская, атомистическая) Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Первые натурфилософские школы античности (ионийская, элейская, пифагорейская, атомистическая) Практические 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Первые натурфилософские школы античности (ионийская, элейская, пифагорейская, атомистическая) Сам. работа 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Ироническая философия Сократа. Характеристика сократических школ (мегарская, киренская, киническая) Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Ироническая философия Сократа. Характеристика сократических школ (мегарская, киренская, киническая) Практические 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.9. Ироническая философия Сократа. Характеристика сократических школ (мегарская, киренская, киническая) Сам. работа 4 15 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.10. Онтология и гносеология Платона Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.11. Онтология и гносеология Платона Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.12. Онтология и гносеология Платона Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.13. Метафизика и логика Аристотеля Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.14. Метафизика и логика Аристотеля Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.15. Метафизика и логика Аристотеля Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3 Средневековая философия
3.1. Особенности и периодизация средневековой философии Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Особенности и периодизация средневековой философии Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Особенности и периодизация средневековой философии Сам. работа 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Философия Аврелия Августина Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.5. Философия Аврелия Августина Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.6. Философия Аврелия Августина Сам. работа 3 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.7. Схоластическая философия. Борьба номинализма и реализма. Философия Фомы Аквинского Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.8. Схоластическая философия. Борьба номинализма и реализма. Философия Фомы Аквинского Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.9. Схоластическая философия. Борьба номинализма и реализма. Философия Фомы Аквинского Сам. работа 3 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.10. Основные ориентиры философии эпохи Возрождения Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.11. Основные ориентиры философии эпохи Возрождения Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.12. Основные ориентиры философии эпохи Возрождения Сам. работа 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4 Философия Нового и Новейшего времени
4.1. Особенности философии Нового времени Лекции 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Особенности философии Нового времени Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Особенности философии Нового времени Сам. работа 4 3 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Методология эмпиризма в философии Ф. Бэкона Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.5. Методология эмпиризма в философии Ф. Бэкона Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.6. Методология эмпиризма в философии Ф. Бэкона Сам. работа 4 3 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.7. Рационалистический метод Р. Декарта. Рационализм и сенсуализм в философии XVIII века Лекции 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.8. Рационалистический метод Р. Декарта. Рационализм и сенсуализм в философии XVIII века Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.9. Рационалистический метод Р. Декарта. Рационализм и сенсуализм в философии XVIII века Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.10. Философия французского Просвещения Лекции 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.11. Философия французского Просвещения Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.12. Философия французского Просвещения Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.13. Общая характеристика немецкой классической философии. Анализ априорных форм познания в философии И. Канта. Философская система и диалектический метод Г. Гегеля. Философия К. Маркса Лекции 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.14. Общая характеристика немецкой классической философии. Анализ априорных форм познания в философии И. Канта. Философская система и диалектический метод Г. Гегеля. Философия К. Маркса Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.15. Общая характеристика немецкой классической философии. Анализ априорных форм познания в философии И. Канта. Философская система и диалектический метод Г. Гегеля. Философия К. Маркса Сам. работа 4 7 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.16. Трансценденталистская метафизика и этика пессимизма А. Шопенгауэра Лекции 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.17. Трансценденталистская метафизика и этика пессимизма А. Шопенгауэра Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.18. Трансценденталистская метафизика и этика пессимизма А. Шопенгауэра Сам. работа 4 9 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.19. Философия Ф. Ницше. Особенности и основные этапы развития позитивизма Лекции 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.20. Философия Ф. Ницше. Особенности и основные этапы развития позитивизма Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.21. Философия Ф. Ницше. Особенности и основные этапы развития позитивизма Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.22. Философия экзистенциализма (М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр) Лекции 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.23. Философия экзистенциализма (М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр) Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.24. Философия экзистенциализма (М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр) Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.25. Философия постмодерна (Р. Барт, Ж. Лакан, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар, С. Жижек) Лекции 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.26. Философия постмодерна (Р. Барт, Ж. Лакан, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар, С. Жижек) Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.27. Философия постмодерна (Р. Барт, Ж. Лакан, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар, С. Жижек) Сам. работа 4 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Раздел 5 Русская философия
5.1. Философия «серебряного века» Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Философия «серебряного века» Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.3. Философия «серебряного века» Сам. работа 4 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.4. Советская философия Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.5. Советская философия Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.6. Советская философия Сам. работа 4 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.7. Экзамен 4 27 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4136

Оценка сформированности компетенции
ОПК-2 Способен использовать концепции и методы философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии в практической деятельности

Открытый тип:

1. Слово «философия» переводится с греческого языка как «любовь к …» (мудрости)
2. Кто из древнегреческих философов определял философию через «умирание»? (Сократ)
3. В какой религии повсеместно используется термин Брахман, означающий Абсолютную истину? (индуизм)
4. Кем по конфессиональной принадлежности был Шанкара? (шиваит)
5. Какой тип йоги предлагали использовать Рамануджа, Мадхва и Чайтанья? (бхакти)
6. Сколько «благородных истин» содержится в учении буддизма? (4)
7. Как называется состояние, являющееся целью практики в учении буддизма? (нирвана)
8. Какой термин обозначает единицу измерения сознания в буддизме? (дхарма)
9. В какой религии используется образ «потока» для описания деятельности сознания? (буддизм)
10. Кто является основателем даосизма? (Лао-Цзы)
11. В каком веке жил Аристотель? (4 век до н.э.)
12. Кто из философов определял философию через «удивление»? (Аристотель)
13. Образ какого животного использовал Платон для описания противоположных устремлений души? (конь)
14. Кто является автором древнегреческого трактата «О душе»? (Аристотель)
15. Главное произведение Фомы Аквинского называется «… теологии» (сумма)
16. Сколько главных философских вопросов насчитывал Иммануил Кант? (4)
17. Формами какого знания являются пространство и время? (априорное)
18. Дополните выражение Канта – «антиномии чистого …» (разума)
19. Какое слово используется в названиях трех главных трактатов Иммануила Канта? (критика)
20. Дополните выражение Канта – «вещь в …» (себе)
21. Кант как пацифист был сторонником «… мира» (вечного)
22. Какой термин использовал Маркс для описания каждого из этапов экономического развития – «экономическая …»? (формация)
23. Как назывался идеал человека у Ницше? (сверхчеловек)
24. Основной поэтический трактат Ницше назывался «Так говорил …» (Заратустра)
25. Какое слово использовал Хайдеггер в определении философии – «это особого рода …» (ностальгия)
26. Дополните термин Владимира Соловьева – «учение о все…» (единстве)
27. Критику какого философского направления осуществил Владимир Соловьев в своем первом трактате? (позитивизм)
28. Кто считается основателем позитивизма и социологии? (Конт)
29. Кто из российских философов содержался в лагере на Соловках и был расстрелян? (Флоренский)
30. О какой женской ипостаси Бога писали Соловьев, Булгаков и Флоренский? (София)

Закрытый тип:

1. Кто из мыслителей не относится к древним грекам?
А. Сократ
Б. Платон
В. Боэций
Г. Аристотель

2. Термин «софия» переводится как …
А. Знание
Б. Любовь
В. Наука
Г. Мудрость

3. Кто из мыслителей не считал Абсолютную истину (Брахман) Личностью?
А. Шанкара
Б. Рамануджа
В. Мадхва
Г. Чайтанья

4. Какому типу йоги следовал Шанкара?
А. Карма-йога
Б. Гьяна-йога
В. Хатха-йога
Г. Бхакти-йога

5. Кто из мыслителей являлся учеником Платона?
А. Гераклит
Б. Анаксагор
В. Сократ
Г. Аристотель

6. Кто из мыслителей предложил онтологическое доказательство бытия Бога?
А. Фома Аквинский
Б. Ансельм Кентерберийский
В. Иммануил Кант
Г. Фридрих Шлейермахер

7. Кто из немецких мыслителей продолжил философскую линию К. Маркса?
А. Энгельс
Б. Шопенгауэр
В. Ницше
Г. Хайдеггер

8. Уберите лишнее из диалектической триады Г. Гегеля.
А. Тезис
Б. Антитезис
В. Анализ
Г. Синтез

9. Какое начало не выделял Ницше?
А. Аполлоническое
Б. Афродийское
В. Дионисийское

10. Кто из перечисленных философов не относится к экзистенциалистам?
А. Сартр
Б. Ясперс
В. Бердяев
Г. Поппер

11. В каком веке жил отечественный философ В. Соловьев?
А. XVII
Б. XVIII
В. XIX
Г. XX

12. Вставьте нужное слово в название труда В. Соловьева – «Критика … философии».
А. Восточной
Б. Западной
В. Отечественной

13. Кто является автором философского сочинения «Столп и утверждение истины»?
А. Булгаков
Б. Франк
В. Эрн
Г. Флоренский

14. Кто из отечественных мыслителей не являлся религиозным философом?
А. Луначарский
Б. Достоевский
В. Франк
Г. Бердяев

15. Какой тип любви превозносил С.Л. Франк?
А. Любовь к ближнему
Б. Любовь к дальнему
В. Любовь к себе
Г. Любовь к другому


ПК-2 Владеет навыками подготовки отчетов о результатах научно-исследовательской деятельности, научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знанием основных библиографических источников и поисковых систем

Открытый тип:

1. Современное человечество вступило в эпоху «информационного …» (общества)
2. Вывод, сделанный от общего знания к частному, называется … (дедукция)
3. Кто из французских философ разработал систематическое учение об дедукции? (Декарт)
4. Вывод, сделанный от частного знания к общему, называется … (индукция)
5. Кто из английских философ разработал систематическое учение об индукции? (Бэкон)
6. Вывод, сделанный от частного знания к частному, называется … (аналогия)
7. Метод мысленного рассечения предмета на части называется … (анализ)
8. Метод объединения отдельных частей предмета в единое целое называется … (синтез)
9. Метод классификации предметов по группам называется … (обобщение)
10. Метод сопоставления предметов по их существенным признакам называется … (сравнение)
11. Метод отвлечения сознания от несущественных признаков и сосредоточения на существенных признаках называется … (абстрагирование)
12. Кто из мыслителей разработал учение об «идолах» познания? (Бэкон)
13. Кто из мыслителей является основателем логики? (Аристотель)
14. Сколько законов логики открыл Аристотель? (3)
15. Какую логику использовал в своих трудах Гегель? (диалектическую)
16. Какой образ использовал Маркс в определении религии – «религия – это … для народа»? (опиум)
17. Фома Аквинский разделил компетенции разума и … (веры)
18. Чем занимался в своей философии Фома Аквинский – «доказательства бытия …»? (Бога)
19. Иоанн Дамаскин определил философию как «любовь к …» (Богу)
20. Кто из мыслителей определил религию как «создание связи»? (Лактанций)
21. Кто из мыслителей определил религию как «восстановление связи»? (Августин)
22. Какое доказательство бытия Бога предложил Шлейермахер? (историческое)
23. Кто из мыслителей предложил нравственное доказательство бытия Бога? (Кант)
24. Метод исчисления чего-либо в определенных единицах называется … (измерение)
25. Слово «эмпирия» переводится как … (опыт)
26. Метод, при котором осуществляется изменение естественных условий среды, называется … (эксперимент)
27. Метод, при котором не осуществляется изменение естественных условий среды, называется … (наблюдение)
28. Подразделение чего-либо на противоречащие друг другу типы называется … (дихотомия)
29. Выражение результатов в знаково-символическом виде называется … (формализация)
30. К каким научным методам относится измерение? (эмпирические)

Закрытый тип:

1. Сколько «идолов» познания выделял Ф. Бэкон?
А. 2
Б. 3
В. 4
Г. 5

2. Уберите лишнее.
А. Идолы театра
Б. идолы площади
В. Идолы рода
Г. Идолы народа

3.Какой путь познания наилучший, согласно Ф. Бэкону?
А. Путь паука
Б. Путь муравья
В. Путь пчелы

4. Что не является формой научного познания?
А. Проблема
Б. Гипотеза
В. Теория
Г. Теорема

5. «Все люди смертны. Сократ человек. Следовательно, Сократ смертен»: это пример …
А. Дедукции
Б. Индукции
В. Редукции
Г. Аналогии

6. «Девушки нашей группы сдали зачет. Парни нашей группы сдали зачет. Следовательно, вся наша группа сдала зачет»: это пример …
А. Дедукции
Б. Индукции
В. Редукции
Г. Аналогии

7. Уберите метод, не относящийся к эмпирическим методам.
А. Измерение
Б. Наблюдение
В. Эксперимент
Г. Формализация

8. Что относится к эмпирическим формам научного познания?
А. Факт
Б. Проблема
В. Гипотеза
Г. Теория

9. Что означает слово «библиография»?
А. Хранение книг
Б. Выдача книг
В. Передача книг
Г. Переписывание книг

10. Какой принцип составления библиографии наименее популярный в научной среде?
А. По алфавиту
Б. По порядку цитирования
В. По году издания
Г. По редкости книги

11. Позиция, заявляющая верховенство науки в культуре, называется …
А. Сциентизм
Б. Агностицизм
В. Критицизм
Г. Антисциентизм

12. Философское учение, провозглашающее науку заключительным этапом развития человечества после мифологии, теологии и метафизики – это …
А. Постмодернизм
Б. Экзистенциализм
В. Позитивизм
Г. Герменевтика

13. Какое число считается Днем религиоведа?
А. 19 января
Б. 19 февраля
В. 19 марта
Г. 19 апреля

14. Что не входит в традиционную структуру религии?
А. Религиозный объект
Б. Религиозный субъект
В. Религиозная организация
Г. Религиозный контекст

15. Какая религия не относится к мировым?
А. Буддизм
Б. Христианство
В. Конфуцианство
Г. Ислам


Критерии оценки закрытых вопросов:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
Критерии оценки открытых вопросов:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету
1. Предмет, специфика и задачи курса история философия.
2. Определения философии.
3. Функции философии.
4. Периодизация и типология философских учений.
5. Философия Древней Индии: учение веданты.
6. Буддийская философия.
7. Философия Древнего Китая.
8. Общая характеристика принципа космоцентризма античной философии.
9. Натурфилософия античности.
10. Софистика и Сократ.
11. Характеристика основных сократических школ философии.
12. Эллинистическая и римская философия.
13. Элейская школа философии (Ксенофан, Парменид, Зенон).
14. Учение об идеях Платона.
15. Учение Платона о познании.
16. Учение Платона о душе.
17. Учение Платона о государстве.
18. Философия Аристотеля.
19. Учение Аристотеля о душе.
20. Учение Аристотеля о государстве.
21. Логика Аристотеля.
22. Философия стоицизма.
23. Философия неоплатонизма.
24. Общая характеристика принципа теоцентризма средневековой философии.
25. Философия Августина.
26. Схоластическая философия. Номинализм и реализм.
27. Философия Фомы Аквинского. Доказательства бытия Бога.
28. Средневековая арабская философия.
29. Основные ориентиры философии и культуры Возрождения.
30. Общая характеристика принципа антропоцентризма философии Нового времени.


Вопросы к экзамену:
1. Предмет философии. Функции философии. Периодизация и типология философских учений.
2. Анализ априорных форм познания в философии И. Канта
3. Критика буржуазной культуры Р. Барта
4. Общая характеристика принципа космоцентризма античной философии. Натурфилософия античности.
5. Понятие свободы Ж.-П. Сартра
6. Социально-политические концепции французских просветителей (Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье и др.)
7. Общая характеристика средневековой философии.
8. Средневековая арабская философия.
9. Философия диалога М. Бахтина. Структурная семиотика Ю. Лотмана
10. Философская система и диалектический метод Г. Гегеля
11. Концепция «Состояние Постмодерна» Ж.-Ф. Лиотар
12. Философия «серебряного века». Основные представители философии «серебряного века»
13. Философия А. Камю «Миф о Сизифе»
14. Общая характеристика и особенности философии Нового времени.
15. Основные ориентиры философии и культуры Возрождения.
16. Методология эмпиризма в философии Ф. Бэкона
17. Материализм и атеизм французских «энциклопедистов» (Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри и др.)
18. Рационалистический метод Р. Декарта. Рационализм и сенсуализм в философии XVIII века
19. Учение о Бытии М. Хайдегера
20. Философия французского Просвещения. «Философская революция» во Франции XVIII века как предпосылка буржуазной революции
21. Система «Воображаемое — Символическое — Реальное» Ж. Лакана
22. Общая характеристика немецкой классической философии
23. Философия религиозного и естественнонаучного космизма
24. Трансценденталистская метафизика и этика пессимизма А. Шопенгауэра
25. Марксизм как наука о преобразовании мира.
26. Философия Ф. Ницше. Особенности и основные этапы развития позитивизма
27. Философия экзистенциализма (общая характеристика направления)
28. Основные идеи философии постмодернизм
29. Роль философской мысли в современном мире. Современная техногенная цивилизация. Человек будущего
30. Общая характеристика советской философии: основные этапы. Идеализм Э. Ильенкова. Феноменология М. Мамардашвили

Критерии оценки ответов на зачете:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


Критерии оценки ответов на экзамене:
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич П. С. Философия: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru/book/BF2BCA75-A360-480A-B6A9-9596A671AFDA
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бессонов Б.Н. История философии: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.2 В. П. Федюкин Философия от античности до современности: Барнаул : Изд-во АлтГУ, , 2015
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт философии Российской Академии наук iphras.ru
Э2 Электронная библиотека по философии filam.ru
Э3 Курс в Moodle "История философии" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области. Так, в ходе лекции «Диалектика взаимодействия политики и религии. Религиозные основания политики» студентам сообщается как о теоретических аспектах взаимодействия институтов религии и политики, а также сообщаются конкретные примеры демонстрирующие подобное взаимодействие. Поэтому студенту необходимо фиксировать теоретические и социально – политические аспекты взаимодействия религии и политики.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Во время изучения предмета «Религия и политика» студентам – политологам необходимо актуализировать знания по религиоведческой проблематике, хорошо представлять специфику и типологию мировых религий, новых религиозных организаций. Для этого необходимо обратиться к учебнику «Религиоведение» под редакцией М.М. Шахнович, представленному в списке основной литературы к курсу. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи. Поскольку знание специфики религиоведения не является для студента – политолога базовым, во время подготовке к практическим занятиям необходимо отмечать аспекты тем, отдельные категории, оставшиеся в ходе самостоятельной подготовке не ясными, с целью их дальнейшей конкретизации на практическом занятии.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания,нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы к зачету. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.