МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Религия и средства массовой информации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, В.В. Витвинчук

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Религия и средства массовой информации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 25.05.2021 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 25.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.является формирование у выпускников квалификации для выполнения профессиональной деятельности в сферах науки (научные исследования в области религиоведения), образования (преподавание религиоведческих, а также гуманитарных дисциплин, связанных с глубокими знаниями в области религиоведения, в высших и средних учебных заведениях), журналистики (публикации в области религиозной культуры), культуры (музейно-выставочная деятельность, связанная с предметами религиозной культуры; работа с религиозной литературой в библиотеках и архивах), религиозного туризма (разработка маршрутов, связанных с памятниками религиозной культуры).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ОПК-4.1 Использует информационно коммуникативные технологии для поиска и обработки информации по религиоведческой проблематики на основе принципов информационной и библиографической культуры
ОПК-4.2 Применяет методики систематизации информации с целью решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.2. Применяет методики систематизации информации с целью решения поставленных задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4.1. Использует информационнокоммуникативные технологии для поиска и обработки информации по религиоведческой проблематики на основе принципов информационной и библиографической культуры;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Религия и СМИ. Медиатизация института религии
1.1. История становления и развития конфессиональных и религиозных средств массовой информации. Специфика типологии, жанровые особенности. Роль религиозных СМИ в просветительской деятельности, взаимодействие с научными институтами. Проблема цензуры и институциональных ограничений в области деятельности религиозных средств массовой информации. Лекции 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. СМИ в межконфессиональном взаимодействии в решении вопросов консолидации общества. Понятие «конфессиональная журналистика», ее цели и задачи. Специфическая информация и проблема терминологического «перевода». Баланс точек зрения. Тенденции развития современных конфессиональных СМИ. Вызовы новейшей истории: национальный вопрос, толерантность и веротерпимость Лекции 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. СМИ в межконфессиональном взаимодействии в решении вопросов консолидации общества. Понятие «конфессиональная журналистика», ее цели и задачи. Специфическая информация и проблема терминологического «перевода». Баланс точек зрения. Тенденции развития современных конфессиональных СМИ. Вызовы новейшей истории: национальный вопрос, толерантность и веротерпимость Сам. работа 4 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Взаимодействие религиозных институтов со СМИ. Религиозные СМИ в системе СМК
2.1. Религиозный институт и институт СМИ: структура и функции. Стратегии взаимодействия религиозных институтов и СМИ. Современное общество и религия: конфликтные сферы (этика, мораль, социальные нормы, традиции и вызовы современности). Религиозные организации в пространстве массмедиа. Основными субъектами российского религиозного информационно-коммуникационного поля являются Русская православная церковь и Духовные управления мусульман России, также в нем присутствуют Римско-католическая церковь, еврейские организации и различные протестантские объединения Лекции 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Основные субъекты информационного взаимодействия Практические 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Религиозные СМИ: особенности и характеристики. Корпоративная принадлежность и социальные функции
3.1. Религиозные СМИ: особенности функционирования. Крупнейшие российские религиозные СМИ (пресса, радио, ТВ, интернет-медиа), их функции. Проблемы религиозных СМИ: определения, подходы, типология. Поликонфессиональный ландшафт РФ и актуальность и перспективы религиозных СМИ. Конфессиональная журналистика. Богословская журналистика. Религиозно-историческая журналистика. Религиоведческая журналистика. Религиозно-политическая журналистика. Религиозно-правовая журналистика. Лекции 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Поликонфессиональный ландшафт РФ и актуальность и перспективы религиозных СМИ. Конфессиональная журналистика Практические 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Поликонфессиональный ландшафт РФ и актуальность и перспективы религиозных СМИ. Конфессиональная журналистика Сам. работа 4 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Типы конфессиональных СМИ Практические 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Религия в светских СМИ Практические 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Традиционные СМИ России в освещении проблем религии
4.1. Система печати РПЦ до 1917 года: Преобладание газет над журналами в период возрождения религиозной печати. Крупнейшие издания - «Журнал Московской патриархии» (официальный орган Русской Православной Церкви), газета «Московский церковный вестник», «Церковь и время», «Богословские труды», «Альфа и Омега», «Русский пастырь». Возрождение российской религиозной печати в 1990-е гг.: Официальные печатные органы Русской Православной Церкви. Тематическое своеобразие журнальной периодики. Возобновление епархиальной печати, развитие приходской и обительской печати («Даниловский благовестник», «Троицкий благовестник», газета «Лампада» храма иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино и др.). Издания для семейного, детского и воскресного чтения – журналы «Православная беседа», «Пчелка», «Божий мир» и др. Отражение политических проблем в газетах «Сербия», «Русский собор», «Русь державная». Литературно-художественные и философские журналы, в которых отражается православная тематика - «Московский журнал», «Фома», «Слово», «Хоругвь», «Храм» и др. Лекции 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Православие в журналистике и православная журналистика Практические 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Типологическое и идейно-тематическое своеобразие конфессиональных СМИ
5.1. Религиозные каналы и передачи ТВ. Религиозные каналы и передачи радио. Религиозная печать. Современная газета. Электронные и печатные СМИ: особенности функционирования и изучения. Типология СМИ: подходы и проблемы. Светские СМИ и религиозное содержание. Религиоведческий материал: аналитика, интервью, опросы. Конфессиональные СМИ: теле-радио, печатные источники информации. Лекции 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Христианские СМИ и их роль в современном медиа- пространстве. Мусульманские СМИ. Проблемы корпоративного взаимодействия. Проблема взаимодействия СМИ и новых религиозных движений.. Особенности православного радиовещания. Телевизионные передачи о вере и церкви. Нишевые православные каналы. Православная документалистика. История религиозного сегмента Рунета. Религиозные онлайновые СМИ. Тематика полирелигиозных онлайновых СМИ Лекции 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.3. Религиозные каналы и передачи ТВ. Религиозные каналы и передачи радио. Особенности православного радиовещания. Телевизионные передачи о вере и церкви. Нишевые православные каналы Практические 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.4. Религиозный сегмент Рунета. Религиозные онлайновые СМИ. Тематика полирелигиозных онлайновых СМИ Практические 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.5. Мусульманские СМИ. Религиозные СМИ прозападного и восточного толка (архаичные формы религии, индуизм, буддизм, иудаизм, христианство (католицизм, протестантизм). Проблемы корпоративного взаимодействия. Проблема взаимодействия СМИ и новых религиозных движений Практические 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.6. Мусульманские СМИ. Религиозные СМИ прозападного и восточного толка (архаичные формы религии, индуизм, буддизм, иудаизм, христианство (католицизм, протестантизм). Проблемы корпоративного взаимодействия. Проблема взаимодействия СМИ и новых религиозных движений Сам. работа 4 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.7. Антиклерикальная сатира в интернет-пространстве: жанры, технологии, манипулятивные практики. Мультимедийные жанры псевдорелигиозного контента, типологические особенности сатирических пабликов в социальных сетях Лекции 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Аудитории средств массовой информации в религиозном измерении
6.1. Аудитория: определение понятия. Массовая и социально-групповая концепции аудитории. Постоянные, переменные и потенциальные аудитории. Механизм идентификации и его роль в формировании информационных интересов. Информационные потребности, ожидания, интересы. Особенности изучения восприятия, понимания и использования информации, поставляемой СМИ. Методы изучения аудитории. Рейтинги. Типы потребителей информации Лекции 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Религиозный дискурс СМИ– дискурс согласия или вражды Практические 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.3. Религиозный дискурс СМИ– дискурс согласия или вражды Сам. работа 4 9 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.4. Цифровые инструменты измерения вовлеченности аудитории религиозных и конфессиональных СМИ Практические 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Государственно-правовое регулирование деятельности СМИ, освещающих проблемы религии
7.1. Законодательные основы свободы вероисповедания и государственно-конфессиональных отношений. Понятие информационного права: объекты информационного права. Методы правового регулирования в информационной сфере. Основные права и свободы в информационном праве. Структура информационного законодательства. Правовые аспекты доктрины информационной безопасности Российской Федерации. Характеристика основных законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность СМИ. Основные конституционные положения информационного права стран развитых демократий. Лекции 4 2 ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.2. Законодательные основы свободы вероисповедания и государственно-конфессиональных отношений Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.3. Законодательные основы свободы вероисповедания и государственно-конфессиональных отношений Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.4. Экзамен 4 27 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-4 Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
Тест
1. Издания, сайты, каналы религиозной направленности являются органом СМИ, если:
а) имеют печатные версии
б) вещают в эфире
в) имеют доменное имя в Сети Интернет
г) зарегистрированы как юридическое лицо в соответствии с «Законом о СМИ»
2. Как называется процесс использования церковью государственных средств массовой информации для пропаганды вероучений:
а) религизация;
б) релятивизация;
в) политизация;
г) бифуркация
3. Какая статья Конституции Российской Федерации устанавливает положение о том, что «Российская Федерация ¬– светское государство»
а) ст. 27, часть 1
б) ст. 14, часть 1
8) ст. 10, часть 2
г) ст. 29, часть 1
4. Какая статья Конституции Российской Федерации запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающую религиозную ненависть и вражду, пропаганду религиозного превосходства
а) ст.26, ч.1
б) ст. 18, ч.1
в) ст. 29, ч.2
г) ст. 30, ч.1.
5. Россия – страна, соблюдающую политику:
а) олигополии – политику религиозной свободы, или, по крайней мере, религиозной терпимости
б) монополии – политику главенства основной конфессии
6. Конфессиональная журналистика – это
а) специальная медиаотрасль как совокупность всех религиозных средств массовой информации
б) ассоциация изданий, телеканалов, сайтов религиозной тематики
7. Обработка специальных категорий персональных данных в отношении религиозных или философских убеждений допускается в случае, когда обработка персональных данных
а) осуществляется в медицинских целях для установления диагноза при условии, что ее осуществляет профессиональный медицинский работник
б) необходима в связи с осуществлением правосудия
в) необходима в связи с выездом за пределы Российской Федерации
г) необходима в соответствии с оперативно-розыскной деятельностью
8. С точки зрения информационного права информация – это
а) форма выражения объективных знаний данные о развитии конкретной правовой науки и ее практическом применении
б) сведения независимо от формы их представления
г) сведения о законодательстве, правовых явлениях, правоприменительной деятельности
9. В регистрации средства массовой информации не может быть отказано
а) по мотивам нецелесообразности
б) если сведения в заявлении не соответствуют действительности
в) когда заявление подано не соответствующим лицом
г) если регистрирующий орган уже зарегистрировал другое средство массовой информации с тем же названием и формой распространения
10. Учредителями средства массовой информации могут выступать
а) только юридические лица
б) граждане другого государства, постоянно не проживающие в Российской Федерации, юридические лица и органы государственной власти
в) граждане, достигшие 18 лет и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации
г) граждане, достигшие 18 лет, объединения граждан, организаций, органы государственной власти
д) граждане, достигшие 16 лет и юридические лица
11.Режим общественного достояния устанавливается для
а) для государственных органов и муниципальных образований
любой общедоступной информации
б) сведений, которые являются уникальными, незаменимыми по своей природе
в) любой общественной организации
12. В правовой режим документированной информации входит
а) государственная тайна
б) банковская тайна
в) тайна частной жизни
г) персональные данные
в) электронная цифровая подпись
13. Под периодическим печатным изданием понимается альманах, бюллетень, имеющие
а) постоянное название и текущий номер
б) постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в месяц
в) постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год
г ) постоянное название и выходящие в свет не реже одного раза в месяц
14. В 2013 г. в УК РФ появилась статья (которая прежде квалифицировалась как административное правонарушение), предусматривающая уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих, за воспрепятствование проведению религиозных собраний, обрядов – 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий». Как наказывается подобное нарушение – оскорбление чувств верующих?
а) штрафом от 300 тыс. до 500 тыс. руб., в зависимости от степени содеянного, либо обязательными работами, либо принудительными работами, либо лишением свободы (до 3 лет колонии)
б) административным предписанием
в) условным сроком наказания до 3-х лет
15. Являясь инструментом катехизации, религиозные CМИ выполняют также функции:
а)коммуникативно-информационную
б) образовательную
в) эстетическую
г) воспитательную
д) манипулятивную
16. Основным принципом деятельности религиозных СМИ является принцип толерантности. Им руководствуются СМИ на основе
а) Закона о СМИ
б) УК РФ
в) Декларации принципов толерантности, утвержденной генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 г.
17. Является ли нарушением чувств верующих, когда журналист может использовать ксенофобизмы, жаргонные слова, «прижившиеся» в обществе стереотипы типа «ваххабит», «шахид», «исламист»
а) да
б) нет
18. Православные спутниковые телеканалы: «Спас», «Благовест», «Глас» (на укр. яз.), семейный телеканал «Радость моя» по форме собственности являются:
а) государственными каналами
б) частными каналами
г) общественными
19. Радиоканал «Мария» является органом СМИ
а) РПЦ
б) Католической церкви в России
20. Газета «Церковный вестник» является
а) всероссийской, общецерковной, издаваемой РПЦ
в) негосударственным, независимым изданием
г) газетой, издаваемой за рубежом протестантской церковью

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:
1. Стандартизованность функциональных стилей – это (аличие композиционной модели, шаблона текста в рамках каждого жанра)
2. Газета «Ведомости» была основана в (1702 г.)
3. Определите жанровую принадлежность приведенного материала: «Взять, к примеру, Павла Бородина, управляющего делами президента. Фигура известная, не так ли? Фигура могущественная: под его присмотром 4000 госдач и еще куча всякой недвижимости, огромный автопарк, авиакомпания «Россия»… В общем, все, что обеспечивает удобства армии из 12 тыс. чиновников Кремля, Думы, правительства и так далее. «Редкой души человек, прекрасный работник, умница», – скажут те, для кого работает Бородин. «Они жируют, а нам зарплату не платят», – прокомментирует кремлевские будни раздраженный глас народа». (блиц-портрет)
4. Согласно российскому Закону «Об авторском праве и смежных правах» автором может выступать (только физическое лицо)
5. Порядок учреждения СМИ в России (регистрационный)
6. Суть этой функции журналистики — постоянное целенаправленное воздействие на аудиторию с целью утверждения определенного образа жизни, политических и духовно-нравственных ценностей (пропагандистская)
7. Самая, как правило, короткая информационная жанровая форма (существительное) (заметка)
8. Вопросы в интервью, которые служат для плавного изменения направления беседы, для перевода разговора на новую или упоминавшуюся вскользь тему (переходные)
9. Одна из основных черт (признак) массовой информации (доступность)
10. Интервью ориентировано на получение сведений фактологического свойства (информационное)
11. Факты и логические конструкции, при помощи которых автор аналитического материала обосновывает свое мнение (аргументы)
12. Деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью (творчество)
13. интетический информационный жанр в журналистике (репортаж)
14. Mass media – это (омплекс каналов доставки информации массовому адресату)
15. Метатекст – это (текст о тексте)



Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине
Вопросы к экзамену
1. Современное общество, религия и СМИ: Законодательные основы свободы вероисповедания и государственно-конфессиональных отношений.
2. Медиакультура и религиозная культура: основания и проблемы взаимодействия.
3. Тенденции развития современных конфессиональных СМИ
4. СМИ как фактор формирования религиозного и морального сознания в современном обществе.
5. Стратегии взаимодействия религиозных институтов и СМИ
6. Проблемы религиозных СМИ: определения, подходы, типология.
7. Крупнейшие российские религиозные СМИ (пресса, радио, ТВ, интернет-медиа), их функции.
8. Светские СМИ и религиозное содержание.
9. Богословская журналистика. Анализ одного из СМИ (на выбор).
10. Религиозно-историческая журналистика. Анализ одного из СМИ (на выбор).
11. Религиоведческая журналистика. Анализ одного из СМИ (на выбор).
12. Религиозно-политическая журналистика. Анализ одного из СМИ (на выбор).
13. Религиозно-правовая журналистика. Анализ одного из СМИ (на выбор).
14. Официальные печатные органы Русской Православной Церкви.
15. Религиозные каналы и передачи ТВ в российском медиапространстве
16. Телевизионные передачи о вере и церкви: проблематика.
17. Религиозные каналы и передачи радио в российском медиапространстве
18. Религиозные онлайновые СМИ: типология и характеристика содержания.
19. Христианские СМИ и их роль в современном медиапространстве
20. Ведущие зарубежные теле-радиоканалы религиозной тематики, транслирующиеся на русском языке в сети Интернет. Анализ проблематики.
21. Религиоведческие СМИ России: обзор аналитической тематики
22. Мусульманские СМИ. Проблемы корпоративного взаимодействия со структурами системы СМИ.
23. Проблема взаимодействия СМИ и новых религиозных движений
24. Религиозные онлайновые СМИ. Тематика полирелигиозных онлайновых СМИ
25. Аудитории средств массовой информации в религиозном измерении. Проблема когнитивного диссонанса в восприятии информации
26. Религиозно-политический экстремизм и сетевые СМИ
27. «Оскорбление чувств верующих»: правовая и моральная защита от действий СМИ
28. Религиозная тема в социальных сетях: правомерность/неправомерность
29. законодательного ограничения
Практические задания:
1. Проанализируйте содержание СМИ (сайтов) нехристианских конфессий. Какие темы поднимает СМИ? Насколько широк их диапазон?
2. Подготовьте: типологический обзор СМИ религиозного вида: укажите учредитель, тип собственности, ареал распространения, аудитория, язык, формат ( печатный, онлайн, TV, радио).

Критерии оценивания:

Отлично (повышенный уровень)
Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания.

Хорошо (базовый уровень)
Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями

Удовлетворительно (пороговый уровень)
Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.

Неудовлетворительно (уровень не сформирован)
Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. Практические задания студентом не выполнены.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Амиров В. М. Деловая журналистика: учебное пособие Москва: ФЛИНТА, УрФУ, 2018 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Олешко Е. В. Конвергентная журналистика : профессиональная культура субъектов информационной деятельности: учебное пособие Москва: Издательство «Флинта», 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Союз журналистов РФ www.ruj.ru
Э2 Религия и СМИ www.religare.ru
Э3 Информационно-аналитический портал о религии и СМИ ruskline.ru
Э4 Курс в Moodle "Религия и средства массовой информации" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений религиозных концепций с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке следует обратить особое внимание на детализацию каждого задания и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Необходимо обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. Самостоятельная работа является важным средством овладения материалом дисциплины в свободное от учебных занятий время. Она может выполняться в библиотеке университета, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Содержание самостоятельной работы определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, практическими заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа во внеаудиторное время состоит из: изучения учебной и научной литературы в процессе подготовки к практическим занятиям; ознакомления с нормативными правовыми актами, в т.ч. имеющимися в электронных ресурсах сетевой базы данных; выполнения практических заданий;
Тест. Тест содержит 20 вопросов. Подготовка к тестированию ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При прохождении итогового теста следует обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, при невнимательном прочтении, равноценными. Следует подчеркнуть, что это не так и что необходимо выбрать именно один правильный ответ. Необходимо вникнуть в суть вопроса и внимательно прочесть каждый вариант ответа, не забывая об ограничении времени на прохождение теста.