МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Религиозные организации Сибири

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Религиозные организации Сибири

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.заключается в последовательном усвоении знаний об основных этапах становления и деятельности религиозных организаций в Сибири, их взаимодействия с государством и официальной церковью, особенностей межрелигиозного диалога

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен выявлять научную проблематику в религиоведческих исследованиях, разрабатывать основные направления её изучения
ПК-1.1 Умеет определять актуальные аспекты в религиоведческих исследованиях опираясь на анализ научной литературы и информационных источников
ПК-1.2 Определяет цели и задачи исследования, объект и предмет, формирует методологическую базу исследования
ПК-1.3 Владеет навыком работы с различными видами источников отбирая их по выбранной проблематике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет определять актуальные аспекты в религиоведческих исследованиях опираясь на анализ научной литературы и информационных источников
Определяет цели и задачи исследования, объект и предмет, формирует методологическую базу исследования

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыком работы с различными видами источников отбирая их по выбранной проблематике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История христианских конфессий Сибири
1.1. Начальный период истории деятельности и организация РПЦ в Сибири (конец XVI–XVII вв.) Лекции 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.2. Православные храмы Сибири в XVII–XX вв. Практические 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.3. Православные храмы Сибири в XVII–XX вв. Сам. работа 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.4. История РПЦ в Западной и Восточной Сибири в XVIII – нач. XX вв Лекции 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.5. История РПЦ в Западной и Восточной Сибири в XVIII – нач. XX вв Сам. работа 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.6. Монастыри, духовенство и духовное образование в Западной и Восточной Сибири в XVII – начале XX вв. Лекции 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.7. Православное духовенство Сибири в XVII – XVIII вв. Практические 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.8. Православное духовенство Сибири в XVII – XVIII вв. Сам. работа 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.9. Миссионерская деятельность РПЦ на Алтае и в Сибири Практические 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.10. Миссионерская деятельность РПЦ на Алтае и в Сибири Сам. работа 6 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.11. Распространение православия на Алтае (XVII – начало XX в.). Деятельность Алтайской Духовной миссии Сам. работа 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.12. РПЦ в Сибири в XX - XXI в.: отражение общегосударственных тенденций и региональная специфика. Обновленческое движение Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.13. Старообрядцы в Сибири Практические 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.14. Старообрядцы в Сибири Сам. работа 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
Раздел 2. Католичество и протестантские организации Сибири
2.1. Католикические и лютеранские общины в Сибири Лекции 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
2.2. Протестанты в Сибири Практические 6 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
2.3. Протестанты в Сибири Сам. работа 6 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
Раздел 3. Буддизм, ислам и иудаизм в Сибири
3.1. Буддийские храмы и общины в Сибири Практические 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
3.2. Буддийские храмы и общины в Сибири Сам. работа 6 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
3.3. История мусульманских общин Сибири. Межрелигиозный диалог мусульманских организаций с другими конфессиями Лекции 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
3.4. Иудейские общины в Сибири: история и современное положение Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
Раздел 4. Нетрадиционные движения и культы в Сибири
4.1. Деятельность неохристианских объединений в Сибири Практические 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
4.2. Деятельность неохристианских объединений в Сибири Сам. работа 6 7 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
4.3. Деятельность неоориентальных культов в Сибири Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
4.4. Деятельность неоориентальных культов в Сибири Сам. работа 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
4.5. Экзамен 6 27 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-1 Способен выявлять научную проблематику в религиоведческих исследованиях, разрабатывать основные направления её изучения


Тестовые задания (выбор одного ответа)
1. Апостольский викариат Сибири был создан
А) 1944 г.
Б) 1921 г.
В) 1990 г.
Г) 1880 г.
2. Буддизм в Бурятию проникает в
А) начале XVII в.
Б) начале XVIII в.
В) XVI в.
Г) XIX в.
3. Буддийские монастыри строились в Туве за счет
А) пожертвований
Б) поборов с населения
В) государства
Г) привлечения зарубежных капиталов
4. В 1949 г. Советом по делам РПЦ было отказано в открытии в г. Новосибирске духовной семинарии по причине
А) имеющейся в г. Тобольске семинарии
Б) незначительного количества церквей в Сибири
В) распространения антиправительственных идей среди населения
Г) отсутствия финансовой возможности РПЦ содержать учебное заведение
5. В XVIII в. на территории Сибири в Тобольской и Иркутской епархиях был учрежден орган епархиального управления в обязанности которого входили суд, управление и отчет перед Синодом
А) духовная консистория
Б) епархиальное управление
В) духовное присутствие
Г) духовная канцелярия
6. В каких городах Сибири разместились епархиальные центры в середине 1940-ых гг.
А) Омск, Томск, Иркутск
Б) Новосибирск, Омск, Красноярск
В) Омск, Новосибирск, Иркутск
Г) Тобольск, Томск, Иркутск
7. В начале XVIII в. для детей священнослужителей в Тобольске была открыта
А) духовная семинария
Б) славяно-русская академия
В) славяно-русская школа
Г) воскресная школа
8. В соответствие с законами 1837 г., 1846 г. и 1847 г. дети ссыльных в Сибирь евреев зачислялись в учебные заведения называемые
А) ремесленные школы
Б) русско-еврейские школы
В) кантонистские школы
Г) духовные школы
9. В Тобольске в 1860 г. существовала Синагога, однако молитвенный дом появился в
А) 1797 г.
Б) 1855 г.
В) 1825 г.
Г) 1818 г.
10. В Туве существовало два типа монастырей
А) государственные и частные
Б) общинный и личные
В) сумонные и кожуунные
Г) духовные и образовательные
11. Выберите типы приходских общин в Сибири
А) сельские, городские
Б) промышленные, заводские
В) монастырские, приходские
Г) военные, крестьянские
12. Говорить о существовании еврейской диаспоры в Сибири можно с
А) XVIII в.
Б) начала XIX в.
В) конца XIX в.
Г) XVII в.
13. Группа старообрядцев селившихся на территории Юго-Западного Алтая в многочисленных труднодоступных горных долинах бассейна реки Бухтарма и высокогорной Уймонской степи у истоков реки Катунь получила название
А) каменщики
Б) семейские
В) поляки
Г) поморцы
14. Деятельности, какого исследователя рубежа XVII – XVIII вв. принадлежат работы «Сибирская история», «Чертежной книги Сибири»
А) Н. Витзен
Б) Ю. Крижанич
В) С. Ремезов
Г) Д. Мессершмидт

Ключ к тестам
1. Б
2. А
3. Б
4. Б
5. А
6. В
7. В
8. В
9. Г
10. В
11. А
12. Б
13. А
14. В

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:
1. Коренные народы Сибири платили ясак (дань) в казну России в XV – начале XX века _____ (пушниной)
2. ___________ являлся традиционной религией для многих народов Сибири (шаманизм)
3. Лидер движения раскольников, проведший зиму 1662-63 года в Енисейске ___________ (протопоп Аввакум)
4. Освоение Сибири и накопление научных знаний о ней можно разделить на _________ этапа (четыре)
5. Произведение подготовленное ссыльным С. Ремезовым, на протяжении нескольких веков являющееся основным ориентиром в освоении Сибирского края__________ (Чертежная книга)
6. Важнейшим этапом распространения христианства на восток от Урала стало создание в ___________ в Тобольске первой сибирской епархии, причем сразу в ранге архиепископии (1620 - 1621 гг.)
7. Среди форм взаимодействия христианской церкви и государства, выделяются ___________ (ревращение верховной государственной власти в центр религии (цезоропапизм); подчинение государства религиозным учреждением (папоцезаризм); союз церкви и государства, в основе которого лежит идея гармонии и согласия (симфония властей), где под «симфонией» подразумевается созвучие в деятельности двух ветвей власти)
8. При архиепископе __________хозяйственная деятельность Софийского дома достигла наибольшего расцвета, что позволило московским властям часть приписанных к архиерейскому дому крестьян перевести в подчинение непосредственно царю (Герасиме (Кремлеве) (1640-1650))
9. В 1668 г. была учреждена _______самая обширная в России по занимаемой ей территории митрополия (для поднятия статуса сибирской церкви Сибирская)
10. Распространение православия среди аборигенного населения Сибири рассматривалась правительством, как необходимая мера по причине __________ (вовлечения их в русскую государственность)
11. Царем __________ сибирскому митрополиту была направлена грамота с требованием: «ехать вниз по великой реке Оби до Березова и далей, и где найдут по юртам остяцким их прелестные мнимые боги шайтаны, тех огнем палить и рубить и капища их разорить» вместо них митрополит должен был «часовни строить и святые иконы поставляти, и их остяков приводить ко крещению». В случае «если кто остяки учинят противность сему нашему великого государя указу, и тем будет казнь смертная» (Петром I)
12. Самым распространенным аргументом при закрытии приходов религиозных общин в XX веке стали __________ (правила безопасности, жилищно-эксплуатационные стандарты, изменения градостроительных планов)
13. В начале 1920-х гг. Тобольская епархия была разделена на __________ (собственно Тобольскую (в состав которой входил и север Западной Сибири), Тюменскую и Ишимскую)
14. Большую часть католических приходов на территории Сибири составили ________ (политические ссыльные)
15. В ____ был построен костел в Тобольске (1848 г.)
16. В ____________ Папой Иоанном Павлом II была основана Апостольская администратура для католиков латинского обряда Азиатской части Росси (1991 г.)
17. Численность евреев на территории Сибири преобладали преимущественно в __________ части, т.к. иудейские общины представляли собой ссыльный компонент (Восточной)
18. Региональный вариант Сибирского ислама наиболее наглядно проявился в культе __________ (святых)
19. Связь Сибири с остальным исламским миром демонстрирует святилище _____ (астана)
20. ______ образовало поселение не далеко от Минусинска (Церковь последнего завета)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине
1. РПЦ в Сибири в XVII в.
2. Епархии РПЦ в Сибири в XVII – начале XX вв. Общая характеристика
3. Первые православные храмы Сибири
4. Периодизация государственно-церковных отношений в Сибири
5. Этапы, особенности, результаты миссионерской деятельности РПЦ на территории Сибири
6. Иркутская епархия. Организационная структура и система управления
7. Типы и особенности церковно-приходских организаций Тобольской епархии Западной Сибири в XVIII – начале XIX вв.
8. Взаимоотношения православия и мусульманства в Сибири
9. Образование Томской епархии в XIX в. Характеристика приходов
10. Станы и храмы Алтайской Духовной Миссии
11. Приходы РПЦ в XX в. Особенности деятельности и отношений с советской властью
12. Барнаульская епархия РПЦ на современном этапе
13. Русская православная церковь за границей (РПЦЗ). Ишимско-Сибирская епархия. Крестовоздвиженская община в Барнауле
14. Новосибирская и всея Руси епархия Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ)
15. Древлеправославная поморская церковь в Сибири
16. Общины часовенного согласия в Сибири
17. Условия, причины появления и распространения протестантских объединений в Сибири
18. Евангелическо-лютеранские приходы Сибири XVIII–XIX вв.
19. Современное положение общин евангелическо-лютеранской церкви (ЕЛЦ) в Сибири. Сибирская епархия ЕЛЦ
20. Особенности деятельности на территории Сибири лютеранских организаций Висконсин-Синод, Миссури-Синод, Библейская лютеранская церковь, Христианская Евангелическо-лютеранская церковь
21. История католического вероучения в Сибири. Католические организации на современном этапе
22. Организации евангельских христиан баптистов
23. Пятидесятничество в Сибири. Общая историческая справка
24. Организации Союза Христиан веры евангельской в Сибири
24. Адвентисты Седьмого Дня в Сибири. История, современное положение
25. Мусульманские общины на территории Сибири
26. Возрождение буддистских общин в Сибири во 2-й половине XX – начале XXI вв.
27. Нетрадиционные религии в Сибири. Общая характеристика
28. Деятельность НРД неохристианской направленности в Алтайском крае (характеристика трех на выбор)
29. НРД неоориентального характера (характеристика трех на выбор)
30. Деятельность организации «Свидетели Иеговы» в Сибири

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 отв. ред. И. Н. Яблоков История религии в 2 т. Том 1. Книга 1. Происхождение религии. Автохтонные религии и религии древнего мира : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CEE4613F-B139-42F7-BF86-8C3134824CA0
Л1.2 отв. ред. И. Н. Яблоков История религии в 2 т. Том 1. Книга 2. Религии древнего мира. Народностно-национальные религии : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7FBC0D2A-E075-4544-A4F2-5D02E49989B5
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриев В.В. Религиоведение: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.2 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 П.К.Дашковский, Е.В. Шелепова Религиозные организации Сибири: Хрестоматия Барнаул: Алт.ун-та, 2013
Л2.4 Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии: монография/ АлтГУ, Лаб. этнокультур. и религиоведческих исслед. ; [отв. ред. П. К. Дашковский].: Барнаул : Изд-во АлтГУ., 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 сайт Единого духовного управления мусульман Красноярского края (ЕДУМ КК) islamsib.ru
Э2 Церквь Иисуса Христа святых Последних Дней из Сибири www.sya.narod.ru
Э3 Сайт движения Харе Кришна www.krishna.ru
Э4 Журнал «Буддизм России» buddhismofrussia.ru
Э5 Алтайская митрополия Русской Православной Церкви altai.eparhia.ru
Э6 Курс в Moodle "Религиозные организации Сибири" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная деятельность студента состоит из аудиторной работы и внеаудиторной самостоятельной работы. Самостоятельная подготовка студента к лекциям по дисциплине «Религиозные организации Сибири» в первую очередь предполагает повторение законспектированного материала предыдущей лекции. Это помогает лучше понять материал новой лекции, опираясь на предшествующие знания. Преподаватель может стимулировать чтение конспекта предыдущей лекции с помощью проведения устного или письменно экспресс-опроса студентов по ее содержанию в начале следующей лекции. Важным в период подготовки к лекционным занятиям является научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы.
Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект должен быть грамотным, т.е. включать только самое основное, с использованием системы знаков, сокращений и выделений.
Изучение теоретических основ дисциплины и ее разделов предполагает осмысление учебного материала, предъявляемого на лекциях. Используя электронную библиотечную базу, студенты изучают основную литературу. Студенты входят в базу ЭБС и работают с текстами учебников. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно изучаются научные статьи и монографии. Легче освоить курс, придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. В некоторых случаях на лекциях может использоваться устный групповой опрос, выявляющий степень понимания и усвоения теоретического материала.
Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с
преподавателем. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи. Для плодотворной работы необходимо скрупулезно изучить соответствующие разделы рекомендованной учебной литературы, внимательно прочитать и проанализировать выбранные студентом самостоятельно первоисточники, научную литературу (монографии и статьи), обратиться к
энциклопедическим изданиям. Необходимо вести тщательный конспект изучаемого материала, в котором должны быть зафиксированы материалы источников. На основе изучения учебной и научной литературы студенты готовят доклады для выступления на практических занятиях.
Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
При работе с источниками и литературой студенту необходимо:
1. Определиться с выбором источников и литературы. Правильный вариант рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс.
2. При изучении материала следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего – т.е. в такой степени, чтобы студент мог объяснить изученный материал своими словами.
3. Особое внимание следует обратить на основные понятия курса и новые, незнакомые слова и определения.
4. Необходимо вести записи во время изучения источников и литературы.
5. Желательно выписывать выходные данные по изучаемым книгам.
Программа учебной дисциплины предполагает проведение экзамена, как формы промежуточной аттестации студентов. При подготовке к экзамену по данной дисциплине студенту следует:
1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников.
2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины.
3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя.
4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент знает меньше всего.
5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и т.д.)