МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Россия и постсоветское пространство: этноконфессиональный аспект

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2021
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 68
самостоятельная работа 85
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рецензент(ы):
к.и.н. , доцент, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Россия и постсоветское пространство: этноконфессиональный аспект

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 25.05.2021 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 25.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель состоит в подготовке специалистов, обладающих способностями анализа российской внешней политики на постсоветском пространстве, а также формированию навыков анализа этноконфессиональной политики на постсоветском пространстве.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Владеет навыками подготовки отчетов о результатах научно-исследовательской деятельности, научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знанием основных библиографических источников и поисковых систем
ПК-2.1 Знает основные приемы составления библиографических описаний
ПК-2.2 Организовывает работу с известными библиографическими базами и поисковыми системами для решения проблем в области религиоведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает основные приемы составления библиографических описаний;
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.2. Организовывает работу с известными библиографическими базами и поисковыми системами для решения проблем в области религиоведения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тенденции международного развития конца XX века.
1.1. Россия в структуре СНГ и функции его основных органов Лекции 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.2. Распад СССР. Начало трансформации политической системы Практические 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.3. Распад СССР. Начало трансформации политической системы Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.4. Экономические отношения стран СНГ. Евразийское экономическое сообщество Лекции 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.5. Россия и бывшие республики СССР Практические 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.6. Россия и бывшие республики СССР Сам. работа 6 5 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.7. Военно-политическое сотрудничество стран СНГ. Организация Договора о коллективной безопасности Лекции 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.8. Страны Балтии. Проблема русскоязычного населения в политической жизни Латвии и Эстонии. Практические 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.9. Страны Балтии. Проблема русскоязычного населения в политической жизни Латвии и Эстонии. Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.10. Культурное сотрудничество стран СНГ Лекции 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.11. Культурное сотрудничество стран СНГ Сам. работа 6 12 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Россия сопредельные государства: внешнеполитический потенциал, интересы, вызовы безопасности
2.1. Белоруссия и РФ. Практические 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.2. Белоруссия и РФ. Сам. работа 6 8 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.3. Украина. «Оранжевая» революция и ее значение Практические 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.4. Украина. «Оранжевая» революция и ее значение Сам. работа 6 12 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.5. Государства Закавказья. Независимость Абхазии и Южной Осетии, как фактор, влияющий на политическую ситуацию в России и Грузии. Практические 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.6. Государства Закавказья. Независимость Абхазии и Южной Осетии, как фактор, влияющий на политическую ситуацию в России и Грузии. Сам. работа 6 12 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.7. Средняя Азия и РФ.Проблема «севера» и «юга» в Кыргызстане Практические 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.8. Средняя Азия и РФ.Проблема «севера» и «юга» в Кыргызстане Сам. работа 6 12 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.9. Казахстан и РФ Лекции 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2
2.10. Казахстан и РФ Практические 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.11. Казахстан и РФ Сам. работа 6 12 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.12. Экзамен 6 27 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-2 Владеет навыками подготовки отчетов о результатах научно-исследовательской деятельности, научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знанием основных библиографических источников и поисковых систем
Тест
1. Руководители каких трех союзных республик подписали 8 декабря 1991 г. декларацию о прекращении существования СССР?
1) Россия, Украина, Белоруссия;
2) Эстония, Латвия, Литва;
3) Россия, Украина, Казахстан;
4) Белоруссия, Молдова, Украина.

2. Какая международная организация первой выступила 23 декабря 1991 г. с заявлением «о будущем статусе России и других бывших республик СССР»?
• 1) ООН;
• 2) ОБСЕ;
• 3) Совет Европы;
• 4) Европейское сообщество.

3. Какой военно-политический союз возглавлял СССР?
• 1) Организация Североатлантического договора;
• 2) Организация Варшавского договора;
• 3) Организация Договора коллективной безопасности;
• 4) Совет северных стран.

4. Какая экономическая организация была создана по инициативе СССР, а ее штаб-квартира располагалась в Москве?
• 1) Организация экономического сотрудничества и развития;
• 2) Всемирная торговая организация;
• 3) Совет экономической взаимопомощи;
• 4) Евразийское экономическое сообщество.

5. Какие республики подписали договор об образовании СССР?
• 1) РСФСР’ УССР, БССР, ЗСФСР;
• 2) РСФСР. УССР, БССР Туркмения;
• 3) РСФСР, УССР, БССР Казахстан;
• 4) РСФСР, УССР, БССР Молдова.

6. Когда был подписан Договор о создании СССР?
• 1) 30 декабря 1918 г.;
• 2) 30 декабря 1920 г.;
• 3) 30 декабря 1922 г.;
• 4) 30 декабря 1932 г.

7. Когда была принята Декларация о суверенитете России?
• 1) 12 июня 1985 г.;
• 2) 12 июня 1990 г.;
• 3) 12 июня 1995 г.;
• 4) 12 июня 2000 г.

8. Независимость каких советских республик была признана в сентябре 1990 г. Государственным Советом СССР?
• 1) Латвия, Литва, Эстония;
• 2) Латвия, Литва, Грузия;
• 3) Латвия, Грузия, Молдова;
• 4) Азербайджан, Грузия, Молдова.

9. Какие союзные республики были заинтересованы в распаде СССР меньше других?
• 1) Казахстан, Киргизстан, Узбекистан, Туркменистан;
• 2) Казахстан, Киргизстан, Азербайджан, Грузия;
• 3) Латвия, Грузия, Молдова, Эстония;
• 4) Латвия, Грузия, Молдова, Казахстан.

10. Что такое Ново-Огаревский процесс?
• 1) переговоры об урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе;
• 2) переговоры о возврате советского внешнего долга;
• 3) переговоры по поводу советского ядерного оружия;
• 4) переговоры по вопросу о новом союзном договоре.

11. Сколько бывших союзных республик подписали Протокол к Соглашению о создании СНГ 21 декабря 1991 г. в Атма-Ате?
• 1) пятнадцать;
• 2) двенадцать;
• 3) одиннадцать;
• 4) три.

12. Сколько документов составляют учредительный акт СНГ?
• 1) один;
• 2) три;
• 3) четыре;
• 4) пять.

13. На какие две группы делятся входящие в СНГ государства, согласно уставу этой организации?
• 1) новые независимые государства и государства — продолжатели СССР;
• 2) нейтральные и неприсоединившиеся государства;
• 3) государства-учредители и государства-члены;
• 4) европейские и азиатские государства.

14. В каком году в СНГ вступила Грузия?
• 1) 1991 г.;
• 2) 1993 г.;
• 3) 1995 г.;
• 4) 1997 г.

15. Какой международно-правовой статус имеет СНГ?
• 1) международная межправительственная региональная организация;
• 2) международная неправительственная региональная организация;
• 3) международная межправительственная всемирная организация;
• 4) конфедерация региональных организаций.

Ответы
1 -1
2 -4
3 -2
4 -3
5 -1
6 -3
7 -2
8 -1
9 -3
10 -4
11 -3
12 -2
13 -3
14 -2
15 -1

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:
1. Идею создания ЕврАзЭС выдвинул (Н. Назарбаев)
2. Стран, которые состояли в конфликте, переросший в «затяжную и кровавую войну» (Армения и Азербайджан)
3. 12 июня 1990г произошло (принятие Деклараций о государственном суверенитете России)
4. Республики, которые боролись за независимость первыми (Грузия, Литва, Молдавия)
5. Что входило в экономическую политику в период межнациональных конфликтов (переход к модели «регулярного рынка», программа «Арендизация экономики», программы «500 дней»)
6. Россия выступает против придания Каспию статуса моря потому что (российские реки и каналы, соединяющие Каспийское морс с Черным морем, при признании такого статуса превратились бы в международные водные артерии)
7. В каком году был подписан Договор о создании Союзного государства Белоруссии и России (1999)
8. Государства СНГ являются наиболее важными торговыми партнерами России (Белоруссия и Казахстан)
9. Какой орган является высшим в ЕврАзЭС (Межгосударственный совет)
10. Какова основная форма интеграционных процессов в СНГ в современных условиях (разноскоростная и разноформатная интеграция)
11. Какой статус имеет СНГ с точки зрения международного права (международная межправительственная региональная организация, являющаяся субъектом международного права)
12. Международная организация, которая выступила посредником в урегулировании конфликта между Грузией и Россией в августе 2008 г. (ЕС)
13. Вооруженная агрессия Грузии против Южной Осетин, в результате которой Россия вынуждена была признать независимость южноосетинского государства, началась (8 августа 2008 г.)
14. Какой из конфликтов постсоветского пространства не является этническим по своей природе (гражданская война в Таджикистане)
15. Основными конфликтующими сторонами, участвовавшими в Гражданской войне в Таджикистане, были (клановые объединения)
16. Приднестровско-молдавский конфликт: фаза вооруженного противостояния (1999 г.)
17. Армяно-азербайджанский вооруженный конфликт называется (нагорно-карабахским)
18. Антитеррористический центр СНГ располагается в (Ташкенте)
19. Какие государства подписали Меморандум о продлении Договора о коллективной безопасности в Москве в 1999 г. (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргизстан, Россия, Таджикистан)
20. Операции «Южный щит Содружества 1999 и 2000» были направлены на (отработку согласованных антитсррористических операций)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине
Вопросы к экзамену
1. Межреспубликанские экономические связи в СССР.
2. Распад советской экономики. Распад единой рублевой зоны.
3. Договор 1993 года о создании Экономического союза.
4. Межгосударственный экономический комитет.
5. Создание ЕврАзЭС, договорные основы, институциональная организация.
6. Упадок экономической интеграции в рамках СНГ в начале XXI века.
7. Ход экономических реформ в странах СНГ.
8. Специализация стран СНГ в современной мировой экономике.
9. Миграционные потоки 1990-х годов, беженцы и вынужденные переселенцы.
10. Трудовая миграция начала XXI века.
11. Основные источники трудовой эмиграции в СНГ: Средняя Азия, Кавказ, Молдавия, Украина.
12. Потребности России в иностранной рабочей силе.
13. Регулирование миграционных процессов в России.
14. Нормативно-правовые акты. Федеральная миграционная служба. Роструд.
15. Служба занятости населения.
16. Диаспоры бывшего СССР в современной России.
17. Программа содействия добровольному переселению соотечественников в РФ.
18. Образование СНГ
19. Учредительные документы СНГ.
20. Проблема правопреемства в отношении бывшего СССР. Феномен континуитета России.
21. Институционально- правовая структура СНГ.
22. Проблема эффективности и реформирования СНГ.
23. Проблема Каспия в отношениях прикаспийских государств между собой и с внешним миром.
24. Деятельность ГУАМ.
25. Сотрудничество государств СНГ в военно-политической сфере.
26. Договор о коллективной безопасности и Организация Договора о коллективной безопасности.
27. Двустороннее военно-политическое сотрудничество России с государствами СНГ.
28. Основные конфликты на постсоветском пространстве
29. Проблемы урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве
30. Сотрудничество России и государств СНГ в гуманитарной сфере.
31. Политика России в отношении соотечественников на постсоветском пространстве.
32. Политические процессы в новых независимых государствах.
33. Эволюция политики России в отношении СНГ
34. Россия и Украина.
35. Россия и Казахстан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 П. А. Цыганков Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929.
Л1.2 А. И. Поздняков Современные международные отношения : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AA968803-968B-4031-9425-8B826FFE4C68.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ачкасов В.А., Ланцов С.А. Мировая политика и международные отношения: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л2.2 Ю. В. Косов, А. В. Торопыгин Содружество Независимых Государств. Интеграция, парламентская дипломатия и конфликты: учебник М.: Аспект Пресс, 2012
Л2.3 И.В. Митрофанова, Н.П. Иванов, И.А. Митрофанова Регион: экономика, политика, управление : ЭБС «Университетская библиотека on-line» М.: Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Евразийское движение РФ eurasian-movement.ru
Э2 Министерство иностранных дел Российской Федераци www.mid.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета «Россия и постсоветское пространство» представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции магистрам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление магистров с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Так, лекция «Военно-политическое сотрудничество стран СНГ» предполагает как изложение теоретических знаний по вопросам организации совместных со стрнами СНГ оборонительных систем, так и анализ внутрисоюзных документов в области военного сотрудничества, представленных на сайте Министерства иностранных дел РФ.
Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание магистра на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание магистра на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у магистров умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания магистров и выступают как средство обратной связи.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия магистры обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, магистры преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только магистра, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов магистров, а также помощь магистрам в формулировании ответов на практические задания, нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Магистрам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа магистра во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе магистра.

Самостоятельная работа магистров наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа магистра связывает две ступени процесса обучения: работу магистра во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа магистра предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу магистра при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу магистра при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа магистра при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям магистр не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Магистру не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу магистра раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе магистр должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ магистра должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа магистр должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, магистр должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа магистра при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как магистр осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются магистром, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы магистра по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для магистра, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы экзамена. В случае не посещения аудиторных занятий магистру предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, магистру во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.