МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Музейное дело и религиоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Музейное дело и религиоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.является знакомство учащегося с деятельности музея и формированием музейных фондов религиозного характера

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ОПК-4.1 Использует информационно коммуникативные технологии для поиска и обработки информации по религиоведческой проблематики на основе принципов информационной и библиографической культуры
ОПК-4.2 Применяет методики систематизации информации с целью решения поставленных задач
ПК-1Способен выявлять научную проблематику в религиоведческих исследованиях, разрабатывать основные направления её изучения
ПК-1.1 Умеет определять актуальные аспекты в религиоведческих исследованиях опираясь на анализ научной литературы и информационных источников
ПК-1.2 Определяет цели и задачи исследования, объект и предмет, формирует методологическую базу исследования
ПК-1.3 Владеет навыком работы с различными видами источников отбирая их по выбранной проблематике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использует информационнокоммуникативные технологии для поиска и обработки информации по религиоведческой проблематики на основе принципов информационной и библиографической культуры;
Применяет методики систематизации информации с целью решения поставленных задач;
Умеет определять актуальные аспекты в религиоведческих исследованиях опираясь на анализ научной литературы и информационных источников;
Определяет цели и задачи исследования, объект и предмет, формирует методологическую базу исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыком работы с различными видами источников отбирая их по выбранной проблематике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История музейного дела
1.1. Музейные собрания древности и средневековья. Особенности собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного культа Лекции 7 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Музейные собрания древности и средневековья. Особенности собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного культа Сам. работа 7 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. История музейного дела в России Лекции 7 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.4. История музейного дела Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.5. История музейного дела Сам. работа 7 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.6. История протомузейных форм. Церковные ризницы Сам. работа 7 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Церковные ризницы как протомузейная форма. Церковные музеи Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.8. Церковные ризницы как протомузейная форма. Церковные музеи Сам. работа 7 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Ситема формирования музейных коллекций
2.1. Формирование коллекций предметов религиозного культа в собраниях российских музеев Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Формирование коллекций предметов религиозного культа в собраниях российских музеев Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Становление и развитие музейного дела в Советской России Лекции 7 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Религиозные коллекции крупнейших музеев России Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Религиозные коллекции крупнейших музеев России Сам. работа 7 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.6. Музеефикация российских храмов в советское время. Музеи-храмы и музеи-монастыри: история и современность Лекции 7 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.7. Музей и церковь в советское время Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.8. Музей и церковь в советское время Сам. работа 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.9. Развитие музейного дела Сибири в связи с религиоведением Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.10. Музейная экспозиция. Правила и принципы комплектования экспозиции религиозных предметов в музеях Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.11. Музейная экспозиция Практические 7 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.12. Музейная экспозиция Сам. работа 7 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.13. Фондовая работа, хранение и реставрация предметов религиозного назначения в музее Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.14. Фондовая работа, хранение и реставрация предметов религиозного назначения в музее Практические 7 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.15. Фондовая работа, хранение и реставрация предметов религиозного назначения в музее Сам. работа 7 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.16. Музей и церковь: этапы взаимоотношений Практические 7 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.17. Музей и церковь: этапы взаимоотношений Сам. работа 7 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-4 Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
1. Кто ввел в научный оборот термин «музеология»?
А) Дж.Грессе
Б) И.Неуступный
В) К.Шрайне

2. Что означает в переводе слово «museion»?
А) Музей
Б) Место, посвященное музам
В) Музыка
Г) Коллекционирование

3. Пинакотеки – это:
А) Специальные хранилища для произведений живописи в Древней Греции
Б) Картины, выполненные восковыми красками
В) Древнегреческие скульптурные композиции

4. Прообраз всех музеев:
А) Александрийская библиотека
Б) Пергамский мусейон
В) Александрийский мусейон

5. Кто основал Александрийский мусейон?
А) Птолемей I Сотер
Б) Аристарх Самофракийский
В) Каллимах
Г) Атталиды

6. Движимый объект природы или материальный результат человеческой деятельности, который в силу своей значимости для музейного использования изъят из среды обитания и включен в состав музейного собрания –
А) Предмет музейного значения
Б) Музейный предмет
В) Музейный экспонат

7. Палеонтологические, антропологические, географические, биологические музеи являются:
А) Художественными
Б) Естественнонаучными
В) Промышленными
Г) Сельскохозяйственными

8. Деятельность, направленная на обеспечение длительной сохранности музейных предметов:
А) Реставрация
Б) Консервация
В) Тезаврирование
Г) Документирование

9. Понятием «фонды музея» обозначают:
А) научно организованную совокупность материалов, принятых музеем на постоянное хранение
Б) памятники истории и культуры, а также объекты природы, изъятые из среды бытования
В) Витрины, стенды и другие виды музейного оборудования, а также аудиовизуальные средства

10. Предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и особо почитаемые как память о выдающемся человеке или событии:
А) мемориальные предметы
Б) уникальными музейными предметами
В) реликвии

11. Для хранения предметов в музее оборудуется специальное помещение:
А) Запасник
Б) Склад
В) Подсобное помещение

12. К какому виду экспозиции относится музейная выставка?
А) композиционным экспозициям
Б) временным экспозициям
В) постоянным экспозициям

13. Копию живописного, графического или фотографического изображения, сделанную печатным способом, обычно в ином, увеличенном или уменьшенном размере, называют:
А) Муляжом
Б) Репродукцией
В) Слепком

14. Объемное воспроизведение внешнего вида объекта, которое создается в определенном масштабе и допускает некоторую условность в показе:
А) Макет
Б) Модель
В) Муляж

+ Музей
- Место, посвященное музам
- Музыка
- Коллекционирован

Ключ к тестам
1. А
2. А
3. А
4. В
5. А
6. Б
7. Б
8. Б
9. А
10. В
11. А
12. Б
13. Б
14. А
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.


Контрольные вопросы:
1. Основные этапы художественного проектирования музейных экспозиций__________ (Генеральное решение экспозиции; Эскизный проект; Разработка технического и рабочего проекта; Монтаж экспозиции; Вернисаж)
2. Формы культурно-образовательной деятельности __________ (Экскурсия, Лекция, Консультация)
3. Какие виды музеев появились в ХХ веке __________ (детский, Экомузей)
4. ____________ позволяет определять, прогнозировать и удовлетворять нужды потребителей музейных услуг, а в ряде случаев эффективно влиять на формирование этих нужд и даже непосредственно их формировать (Музейный маркетинг)
5. Примером художественного музея в Москве является __________ (Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина)
6. Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945гг. в Москве является примером ___________ (Исторического музея)
7. Разделы входят в прикладное музееведение ______________ (Научная методика; Техника музейной работы; Организация музейного дела и управление музейной деятельностью)
8. Информативность, экспрессивность, аттрактивность, репрезентативность относятся к ____________ (свойствам музейного предмета)
9. Исторические музеи делятся на _____________ (общеисторические, археологические, этнографические, промышленные)
10. Музеи по принадлежности (юридическому положению) бывают ___________ (Государственные, Общественные, Частные)
11. Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из _____________ (Профильных изысканий, музееведческих изысканий)
12. Фонд музейных предметов делится на __________ (Основной, Обменный)
13. Планы комплектования фондов могут быть ___________ (перспективными, текущими)
14. Основные методы экспонирования ___________ (систематический, ансамблевый, ландшафтный, тематический)
15. Тексты в музееведении обычно подразделяются на ___________ (заглавные (оглавительные), ведущие, пояснительные, этикетаж, указатели)
16. Основные свойства музейного предмета ________ (Информативность, Аттрактивность, Экспрессивность)
17. Музеи ансамблевого типа ____________ (Кирилло-Белозерский музей-заповедник, Музей-заповедник «Кижи»)
18. Режимы хранения музейных фондов ___________ (Температурно-влажностный, Биологический, Световой)
19. Один из крупнейших музеев Японии Национальный музей западного искусства находится в _______________ (Токио)
20. Федеральный Закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» был принят Государственной думой РФ ___________ (24 апреля 1996 г)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-1 Способен выявлять научную проблематику в религиоведческих исследованиях, разрабатывать основные направления её изучения
1. Экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии; заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра». Все вместе это:
А) формы культурно-образовательной деятельности музея
Б) методы построения экспозиции
В) научно-фондовая работа

2. Термин «музейный предмет» в нач. 1930-х гг. в отечественный научный оборот ввел:
А) Н.М. Дружинин
Б) А.Н.Сорокин
В) Л.Е.Кринин

3. Первым российским музеем является:
А) Эрмитаж
Б) Кунсткамера
В) Третьяковская галерея

4. Когда Ролевые игры стали утверждаться в зарубежной музейной практике:
А) в 1890-е гг.
Б) в 1920-е гг.
В) в 1970-е гг.

5. В каком городе находится знаменитый музей Эрмитаж?
А) в Москве
Б) в Париже
В) в Санкт-Петербурге

6. Датой основания первого музея в России считают:
А) 1795 г.
Б) 1896 г.
В) 1714 г.

7. Крупнейшим музеем Санкт-Петербурга является:
А) Третьяковская галерея
Б) Государственный Эрмитаж
В) Русский музей
Г) Кунсткамера
Д) Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

8. Совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, художественный или познавательный интерес как единое целое, называется
А) Музейной коллекцией
Б) Музейным фондом
В) Музейной экспозицией

9. Как называется совокупность музейных коллекций:
А) Музейная экспозиция
Б) Музейный фонд
В) Музейное собрание

10. Музейные предметы всех музеев страны образуют:
А) Музейный фонд Российской Федерации
Б) Общий фонд Российской Федерации
В) Музейное собрание Российской Федерации
Г) Основной музейный фонд Российской Федерации

11. Целенаправленный, планомерный, опирающийся на методологические принципы профильных дисциплин и музееведения процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания это:
А) Комплектование музейных фондов
Б) Хранение музейных фондов
В) Реставрация музейных фондов
Г) Консервация музейных фондов

12. Как называются музейные предмет, выставленными для обозрения
А) Экспонат
Б) Музейный стенд
В) Музейный фонд
Г) Музейное собрание

13. Что получают путем снятия с оригинала формы — твердой, гипсовой или выполненной из воска, пластилина и других пластических материалов — и заливки в нее гипса:
А) Репродукцию
Б) Слепок
В) Муляж
Г) Макет
Д) Модель

14. Объемная оптическая копия реального объекта, которая создается путем записи изображения предмета на светочувствительную пластину или на пленку с помощью лазерной техники.
А) Голограмма
Б) Модель
В) Панорама
Г) Диорама
Ключ к тестам
1. А
2. А
3. Б
4. В
5. В
6. В
7. Б
8. А
9. В
10. А
11. А
12. А
13. Б
14. А

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.


Контрольные вопросы:
1. ИКОМ – это ___________ (Международный совет музеев (ЮНЕСКО))
2. _______________ под объектом исследования понимается совокупность реальностей, на которые направлены познавательные усилия науки (музей и музейное дело как общественная потребность (специфическое явление))
3. Существующие концепции, предложенные учеными при вычленении предмета музеологии как самостоятельной науки _____________ (институциональная концепция, предметная концепция, комплексная концепция)
4. предмет музеологии – это ___________ (объективные закономерности между накоплением, сохранением, изучением музейных предметов и организацией передачи информации через социальные функции музея)
5. Язык науки – это система понятий и терминов, которыми оперирует музееведение. Развитой язык – свойство сформировавшейся науки. Уточняет _________ (понятие)
6. Исходя из предмета исследования музеология входит в разряд каких наук __________ (интердисциплинарная наука)
7.
8. Музеология находится во взаимоотношениях, в том числе с позиции заимствования научной методики ___________ (социально-гуманитарные науки, естественные науки, точные науки)
9. Музеология состоит в тесных связях при изучении музейного предмета как подлинного источника информации с ___________ (историей и источниковедением)
10. Теория ________ – связана с исследованием процесса познания ценности музейных предметов, учетом этой ценности и проблемами ее сохранения (научно-фондовой работы)
11. Головной музей – это __________ (музей, являющийся научно-методическим центром для музеев одного профиля и своих филиалов)
12. Специализацию собрания и основное содержание работы
13. музея, обусловленное его связью с конкретной наукой, техникой, видом искусства, определенной отраслью производств определяет ____________ (профиль)
14. __________________ всемирная, демократическая неправительственная организация, призванная способствовать развитию сотрудничества и взаимопомощи между музеями и музейными работниками разных стран. (Международный Совет музеев)
15. Совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам _____________ (музейная коллекция)
16. Международный день музеев – профессиональный праздник работников музеев мира, который по решению 7 Генеральной Ассамблеи Международного Совета музеев, отмечается с 1978 года ежегодно – ____________ (18 мая)
17. Статьи 27 Федерального Закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» целями создания музеев в Российской Федерации являются (выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности)
18. Профильная группа музеев, чьи фондовые собрания документируют процессы и явления, происходящие в истории развития человеческого общества __________ (исторические)
19. Социальная функция музея, предполагающая целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов тех исторических, социальных или природных процессов и явлений, которые изучает музей в соответствии со своим профилем и местом в музейной сети – это _____________ (функция документирования)
20. Способность музейного предмета достаточно полно и достоверно отражать события и явления – это __________ (репрезентативность)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине
1. Античная риторика как система.
2. Труды Аристотеля и Цицерона по риторике. Общая характеристика.
3. Античный риторический канон как основа европейской риторической культуры.
4. Риторический канон: изобретение содержания речи (инвенция).
5. Риторический канон: расположение изобретенного (диспозиция).
6. Риторический канон: словесное выражение (элокуция).
7. Труды М. В. Ломоносова по риторике. Общая характеристика.
8. «Общее место» как смысловая модель (определение, виды смысловых моделей, их основные характеристики).
9. Современная общая риторика. Характеристика основных разделов.
10. Современные частные риторики. Общая характеристика.
11. Риторика как составляющая науки о речевом воздействии. Общая характеристика.
12. Виды публичных выступлений по цели и форме.
13. Основные требования к публичному выступлению.
14. Общие правила подготовки публичных выступлений разных жанров.
15. Информационное выступление (виды информационных выступлений, правила подготовки).
16. Рекламное выступление (виды рекламных выступлений, правила подготовки).
17. Протокольно-этикетное выступление (виды протокольно-этикетных выступлений, правила подготовки).
18. Развлекательное выступление (виды развлекательных выступлений, правила подготовки).
19. Убеждающее выступление (виды убеждающих выступлений, правила подготовки).
20. Деловая беседа (определение, структура, правила подготовки и проведения).
21. Спор (определение, виды спора, полемические приемы).
22. Дебаты (определение, структура, правила подготовки и проведения).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т.Г. Гребенникова Музеология: введение в профессию: Учебное пособие Изд-во АлтГУ , 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 Глушкова, П.В. Музеи под открытым небом : учебное пособие Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Комарова Л. К. Основы выставочной деятельности : учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D06FFA8E-1726-4CAD-9AA2-BE84289A2909.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тишкин А.А., Горбунова Т.Г. Основы музеологии: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
Л2.2 Юренева Т.Ю. Музееведение: учеб. для высш. шк. М.: Альма Матер, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственный музей истории религии www.gmir.ru
Э2 Музей русской иконы new.russikona.ru
Э3 Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры www.voopik.ru
Э4 Курс в Moodle "Музейное дело и религиоведение" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет.
Темы докладов формируются преподавателем предварительно на основе того материала, который соответствует содержанию дисциплины. Они затрагивают материал, который не разбирается на лекциях и практических занятиях. Подготовка устного доклада осуществляется студентом самостоятельно и предполагает ознакомление с рекомендованной литературой и источниками. Доклад оценивается по совокупности показателей: полнота охвата содержания темы, логическое построение содержания в соответствие с планом, знание учебной и научной литературы, анализ существующих точек зрения.
Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов.
Коллоквиумы в процессе освоения содержания дисциплины "Мзейное дело и религиоведение" направлены на выявление уровня теоретических знаний по предмету, а также на них предполагается обсуждение отдельных частей, разделов, тем учебного курса, не включенных в тематику практических занятий.
При подготовке к зачету студенту следует:
1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников.
2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины.
3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя.
4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент
знает меньше всего.
5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и пр. для
обобщения и лучшего запоминания материала, и т.д.).