МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая культура в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
Ст.преподаватель, Ожиганов А.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Цифровая культура в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 25.05.2021 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 25.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Закрепление навыков самостоятельной исследовательской деятельности студентов по обработке информации, связанной с региональной проблематикой и исследованиями в области регионоведения, а также подготовки информационно – аналитических документов, используемых в научной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ОПК-4.1 Использует информационно коммуникативные технологии для поиска и обработки информации по религиоведческой проблематики на основе принципов информационной и библиографической культуры
ОПК-4.2 Применяет методики систематизации информации с целью решения поставленных задач
ОПК-5Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-5.1 Знает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, подходы их использования в профессиональной деятельности; понимает роль цифровой культуры в информационном обществе и профессиональной деятельности
ОПК-5.2 Умеет анализировать массивы данных с использованием современных программных средств; применять инструменты цифровой культуры в принятии организационно-управленческих решений
ОПК-5.3 Владеет приемами и методами анализа массивов данных; навыками использования информационно-коммуникационных технологий и программных средств в цифровой среде для взаимодействия с обществом, и решения цифровых задач в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-5.1. Знает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, подходы их использования в профессиональной деятельности; понимает роль цифровой культуры в информационном обществе и профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-5.2. Умеет анализировать массивы данных с использованием современных программных средств; применять инструменты цифровой культуры в принятии организационно-управленческих решений.
ОПК-4.1. Использует информационнокоммуникативные технологии для поиска и обработки информации по религиоведческой проблематики на основе принципов информационной и библиографической культуры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4.2. Применяет методики систематизации информации с целью решения поставленных задач
ОПК-5.3. Владеет приемами и методами анализа массивов данных; навыками использования информационно-коммуникационных технологий и программных средств в цифровой среде для взаимодействия с обществом, и решения цифровых задач в профессиональной деятельности;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Цифровое общество, цифровая культура, цифровая личность.
1.1. Генезис понятия «Цифровое общество». Методологические подходы к определению понятия «Цифровое общество». Процесс становления, принципы и особенности цифрового общества. Концепции информационного общества. Формирование информационного пространства. Соотношение понятий «информационное общество» и «цифровое общество». Факторы формирования цифрового общества. Лабораторные 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.2. Цифровая культура: понятие, механизмы формирования. Цифровая культура и цифровая повседневность. Экзистенциальные аспекты цифровой культуры Сам. работа 2 12 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2
1.3. Онто-гносеологические и философско-антропологические аспекты цифровой личности. Проблема отчуждения личности в цифровом обществе. Лабораторные 2 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2
1.4. Проблема самоидентификации и репрезентации. Сам. работа 2 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Философские основания коммуникации в цифровой культуре
2.1. Соотношение реального и виртуального мира в коммуникативном пространстве. Основные черты и особенности социальной коммуникации в цифровом обществе. Лабораторные 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2
2.2. Пользовательский контент и Web 2.0. Краудсорсинг как принцип сотрудничеств. Френдинг в сети. Лабораторные 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л1.2
2.3. Фаббинг в структуре коммуникатинвых практик цифрового общества. Цифровой детокс. Сам. работа 2 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Философские основания этики цифрового общества.
3.1. Этика и идеология цифрового общества. Идейный либерализм Интернета. Трансформация системы ценностей в условиях глобализации и формирования цифрового общества. Понятие «благо» добродетели цифрового общества. Основные ценности цифрового общества. Лабораторные 2 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2
3.2. Цифровое общество и возможности его регулирования. Этические кодексы киберпространства. «Декларация независимости киберпространства» Дж. Барлоу, «Десять заповедей компьютерной этики» А. Риналди, «Кодекс ведения сетевого бизнеса», «Кодекс этики врачей Рунета», “Билль об электронных правах и обязанностях”, «Нормы пользования Сетью». Сам. работа 2 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2
3.3. Информационная, компьютерная и цифровая этика. Визуальная идентичность и саморепрезентация. Лабораторные 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2
3.4. Лексика, семантика, этика сетевого общения. Сам. работа 2 20 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2
3.5. Цифровая этика и профессиональная этика: проблемы и особенности. Формы и способы корпоративной интернет-коммуникации. Профессиональная деятельность педагога в цифровом пространстве. Проблемы когнитивной безопасности и цифровой этики в сфере образования Лабораторные 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Раздел 4. Социальные платформы
4.1. Коллективныеи персональные блоги и микроблоги. Популярные фото и видеохостинги. Лабораторные 2 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2
4.2. Многопользовательские социальные сети Лабораторные 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2
4.3. Многопользовательские сетевые игры. Сам. работа 2 9 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2
Раздел 5. Раздел 5.Загрузка данных в рабочую среду. Визуализация даннхы и описательная статистика. Корреляционно-регрессивынй анализ.
5.1. Библиотека pandas для обработки и анализа данных. Считывание больших данных чанками. Библиотка numPy. Визуализация с помощью библиотек Matplotlib и Seaborn. Типы данных. Кросс-таблицы, группировкак, сортировка, агрегирование данных. Корреляционный анализ. Линейная регрессия. Основы работы с библиотекой scikit-learn Лабораторные 2 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2
5.2. Библиотека pandas для обработки и анализа данных. Считывание больших данных чанками. Библиотка numPy. Визуализация с помощью библиотек Matplotlib и Seaborn. Типы данных. Кросс-таблицы, группировкак, сортировка, агрегирование данных. Корреляционный анализ. Линейная регрессия. Основы работы с библиотекой scikit-learn Сам. работа 2 20 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2
Раздел 6. Раздел 6 Социальные сервисы электронного образования
6.1. Тренды образования. Личная ориентированность. Мобильное образование и геймификация.Понятие электронного образовательного ресурса. Этапы и инструменты, принципы разработки электронных образовательных ресурсов. Организация учебного контента. Лабораторные 2 14 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2
6.2. Образовательный контент. Сервисы web 2.0 и образование. Организация учебного контента в электронном курсе. Сам. работа 2 20 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2
Раздел 7. Сервисы, использующие технологии искусственного интеллекта
7.1. Обзор готовых сервисов, использующих технологии машинного обучения для решения прикладных задач. Лабораторные 2 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2
7.2. Обзор готовых сервисов, использующих технологии машинного обучения для решения прикладных задач. Сам. работа 2 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8926

Оценка сформированности компетенции ОПК-5 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности

Примеры заданий:

1. Назначение исполнительных устройств?
2. Предположим Вы режиссёр и хотите снять фильм. Какая из указанных платформ Вам подойдет больше всего для сбора средств в поддержку съемок Вашего фильма?
3. Вы начинающий предприниматель. У вас есть определенная инновационная идея, которую Вы хотите обязательно реализовать. На какой платформе Вам лучше всего искать потенциальных инвесторов?
4. Вы ученый. Вы находитесь на пороге открытия. Для проведения заключительного эксперимента по доказательной базе Вашей теории Вам необходимо привлечь инвестиции. Какая из указанных платформ Вам подойдет больше всего для сбора средств?
5. Вы хотите организовать благотворительный вечер и обратить внимание общественности о необходимости переработки мусора. На какой из платформ Вам лучше всего организовать сбор средств в поддержку Вашего мероприятия?
6. У вас есть интересная идея дня создания нового мобильного приложения. Какая из указанных платформ Вам поможет в осуществлении Вашей идеи?
7. Вы хотите привлечь средства для развития вашего бизнеса
8. Вы придумали технологичную новинку в сфере финансов и хотите ее довести до реализации.
9. Вы написали книгу и хотите ее издать.
10. Отметьте верно основные свойства информационной безопасности:
11. Какую функцию не обеспечивают криптографические методы защиты?
12. Чем опасна атака «отказ в обслуживании»?
13. В каком из случаев нарушено свойство конфиденциальности?
14. Законодательство РФ в области защиты ПД основывается на следующих документах:
15. К какой категории персональных данных относятся сведения о профессии?
16. Страна в которой расположен «умный город» Сонгдо?
17. Система видеокамер для сбора и последующего анализа информации в целях обеспечения безопасности называется?
18. Сигнатурный анализ, выполняемый антивирусом, состоит в:
19. Назовите основополагающий закон в области защиты персональных данных - это…
20. Как называют государственный орган, муниципальный орган или физическое лицо, организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных, а также определяющее цели и содержание обработки персональных данных?
21. Отметьте основные свойства информационной безопасности:
22. Какими устройства должна быть оборудована машина, чтобы передавать данные о своем местоположении в ходе работы сервиса «Яндекс.Транспорт»?
23. Какие смарт-решения применяются в сфере городского транспорта?
24. Влияют ли оставленные пользователем лайки и комментарии на информационную выдачу в будущем?
25. Влияют ли Ваши старые аккаунты в Интернет-магазинах и сервисах на Ваш сегодняшний цифровой след?
26. Какой вид информационной перегрузки приводит к ситуации, в которой на пути к полезным и ценным сведениям нужно обработать огромный массив информации, и факты накапливаются, но не усваиваются?
27. Остаются ли в Интернете материалы, изъятые из поисковой выдачи по закону о забвении?
28. Почему рекомендуется не указывать при регистрации в социальных сетях свой основной адрес электронной почты?
29. Что из перечисленного НЕ делает программа-блокировщик рекламы?
30. Как называется процесс присвоения субъектам и объектам доступа идентификатора и (или) сравнение предъявляемого идентификатора с перечнем присвоенных идентификаторов?
31. Персональные данные - это...
32. Как называется свойство, при котором право на доступ к информации выдается только уполномоченным сущностям?
33. Схема подписи, при которой отправитель не знает содержания подписанного им сообщения:
34. Может ли пользователь определять кто увидит его фотографию в социальной сети, а кто нет?
35. Собирают ли социальные сети те личные данные, которые пользователи о себе оставляют?
36. Какой вид цифрового следа включает в себя наши посты в блог, комментарии и электронные письма?
37. Почему рекомендуется следить за задним фоном фотографий, которые Вы выкладываете в социальные сети
38. Какое преимущество дает пользователю режим инкогнито?
39. Специфика какой реальности заключается в том, что при помощи различных технических средств, происходит отслеживание реального мира и привнесение в него виртуальных объектов?
40. Начало формирования цифровой экономики относят к периоду после
2010 г., когда в экономике развитых стран произошел
А. переход от мануфактуры к машинному производству
Б. переход к использованию инновационных цифровых технологий всеми
участниками экономической системы
В. рост потребления услуг в обществе
Г. перевод отдельных видов работ на новые технологии (например,
аутсорсинг)
41. Развитию цифровой экономики способствовала
А. цифровизация производства
Б. робототизация производства
В. автоматизация производства
Г. трансформация производства
42. Цифровизация становится причиной технологического усложнения и
исчезновения ряда традиционных профессий вследствие автоматизации
соответствующих трудовых операций и одновременно появления новых
профессий и роста спроса на не-алгоритмизируемый труд и творчество, так
называемое «человеческое в человеке». Какие компетенции, в первую
очередь, востребованы цифровой экономикой?
А. профессиональные компетенции
Б. well-being (навыки создания личного балгополучия)
В. жесткие компетенции (это технические способности или наборы навыков,
которые легко определить количественно и которые можно наглядно
продемонстрировать, например, программирование, знание языка)
Г. мягкие компетенции (умение работать в команде, экологическое
мышление, критическое мышление, готовность к непрерывному обучению)
43. В ближайшее время рынок труда будет испытывать возрастающее влияние
выхода молодых работников, представителей поколения Z, использующих
цифровые технологии практически с рождения (digital natives) и имеющих
неограниченный доступ к информации и развитые цифровые компетенции.
Их доля к 2025 г. достигнет 25% общей численности занятых в мире. Какие
мотив называют как ключевой для профессиональной деятельности
представителей поколения Z?
А. мотив личностного развития
Б. мотив карьерных достижений
В. мотив материальных приобретений
Г. мотив накопления профессионального опыта
44. Увеличение скорости обмена информацией и ее применения требует
повышения …
А. цифрового индекса населения
Б. цифровой грамотности
В. цифровизации
Г. коллаборации
45. Цифровая трансформация государственного управления в России
позволило внедрить …
А. digital government
Б. digital by defaul
В. digital strategy
Г. e-procurement
46. Внедрение информационных технологий породило целый диапазон
рисков. Что из перечисленного Вы отнесете к рискам, связанным с развитием
информационных технологий
А. природные катастрофы
Б. производственные катастрофы
В. транспортные катастрофы
Г. информационные войны
47. Развитие Интернета ставит вопрос о вопрос о цифровой культуре
человека, цифровой культуры бизнеса. Что из перечисленного Вы отнесете к
цифровой грамотности специалиста будущего?
А. навыки поиска и обмена информацией в сети интернет
Б. навыки работы в сети интернет
В. навыки создания программного обеспечения
Г. навыки создания цифровых алгоритмов
48. Внедрение информационных технологий породило целый ряд новых
видов мошенничества. Подберите понятие, характеризующее такой вид
мошенничества в сети как получение данных с банковских карт через
специальные считывающие устройства, то есть перехват данных во время
проведения транзакции и похищение информации из баз данных обманным
путем?
А. фишинг
Б. вишинг
В. моббинг
Г. скимминг
49. Эпоха цифровой экономики, характеризующаяся кибермошенничеством,
пиратством и промышленным шпионажем, еще больше обострила проблему
защиты информации, личных данных и интеллектуальной собственности?
Какой нормативно-правовой акт защищает персональные данные?
А. ФЗ РФ «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27.07.2006
Б. Конституция РФ
В. Уголовный кодекс РФ
Г. Административный кодекс РФ
50. Из нижеперечисленного выберите возможные пути решения проблем
мошенничества в сети Интернет:
А. усложнение процедуры авторизации
Б. автоматизация
В. робототизация
Г. создание браузеров, предупреждающих об угрозе фишинга
51. Сочетание каких данных является персональной информацией, которую
специалисты по безопасному поведению в сети (например, в социальной сети
ВК) рекомендуют не размещать одновременно:
А. имя отчество фамилия
Б. дата рождения
В. город
Г. телефон
52. Какие из перечисленных нормативно-правовых актов нерегулируют
взаимодействия в сети интернет:
А. Конституция РФ
Б. Уголовный кодекс РФ
В. ФЗ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации»
Г. ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»
Д. ФЗ от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию»
Е. «Правила оказания услуг связи по передаче данных (утверждены
постановлением правительства РФ от 23.01.2006 г. № 32)»
53. Выберите верные суждения о праве на достоверную информацию
А. Делает Интернет более безопасным и комфортным, снижая вред,
наносимый жертвам киберунижения
Б. Применяется только в отношении поисковых выдач в настоящих
поисковиках
В. Применяется в отношении недостоверной информации, неактуальных
сведений и информации, распространяемой с нарушением закона
Г. Применимо только в отношении физического лица, прямо названного или
изображенного в контенте
54. Из предложенных вариантов выберите суждения о недостатках мобильной
передачи данных:
А. Нестабильная скорость передачи трафика
Б. Риски, связанные с публичными сетями
В. Можно подключать устройства, которые не поддерживают SIM-карты
Г. Подключение к другим устройствам



Ключ
1. Преобразование цифровых электрических сигналов от информационных сетей в действия.
2. Kickstarter
3. Crowdfunder
4. Experiment
5. Chuffed; StartSomeGood
6. Appbackr
7. Альфа-поток
8. Boomstarter
9. Planeta.ru
10. конфиденциальность ; целостность ; доступность
11. Аудит
12. нарушение доступности
13. сетевая атака скопировала пользовательскую информацию из базы данных
14. Конституция РФ; Международные договоры РФ;Федеральный закон РФ «О персональных данных»; Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
15. общедоступные
16. Южная Корея
17. Умное видеонаблюдение
18. Сравнении содержимого анализируемого файла с известными образцами вредоносных программ
19. Федеральный закон «О персональных данных» №152
20. Оператор персональных данных
21. конфиденциальность ; целостность ; доступность
22. GPS и ГЛОНАСС
23. Оборудование уже имеющегося транспорта устройствами по контролю за движением транспорта.; Создание инфраструктуры для электромобилей и поддержка перехода на экологичные виды транспорта.; Внедрение систем эффективного информирования пассажиров.
24. Да, влияют
25. Да, влияют
26. Избыточность фактов
27. Да, остаются
28. Чтобы сохранить приватность
29. Увеличение скорости загрузки страницы
30. Идентификация
31. Информация, с помощью которой можно однозначно идентифицировать физическое лиц
32. Конфиденциальность
33. Подпись «вслепую»
34. Да, может
35. Да, собираю
36. Активный
37. Задний фон может раскрывать Вашу приватную информацию (адрес, местонахождение, номер автомобиля и пр.)
38. Возможность просматривать веб-страницы, не оставляя цифрового следа
39. Дополненная реальность.
40. Б
41. А
42. Г
43. А
44. Б
45. А
46. Г
47. А
48. Г
49. А
50. А
51. Г
52. А
53. А
54. Б

Критерии оценки закрытых вопросов:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
Критерии оценки открытых вопросов:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Дисциплина "Цифровая культура в профессиональной деятельности" является практическим курсом и состоит из лабораторных работ, которые выполняются на аудиторном занятии под руководством преподавателя по расписанию занятий.
Лабораторные работы сгруппированы по 4-м разделам дисциплины и предназначены для получения и оценки навыков практической работы с цифровыми сервисами, технологиями и инструментами в различных аспектах профессиональной деятельности.
Подготовка к лабораторным работам заключается в ознакомлении с методическими рекомендациями, представленными в каждом разделе для самостоятельного изучения.
По результатам работы в семестре – промежуточная аттестация по дисциплине (автоматически). Обязательным условием для получения автоматической оценки студентом является выполнение не менее 50% всех лабораторных работ.
Шкала оценивания:
50%-70% выполненных работ – оценка «удовлетворительно»
71%-90% выполненных работ – оценка «хорошо»
91%-100% выполненных работ – оценка «отлично»

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гендина Н.И., Косолапова Е.В., Рябцева Л.Н. Информационная культура личности в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для вузов Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/477568
Л1.2 Гендина, Н.И., Косолапова, Е.В., Рябцева, Л.Н. Информационная культура лично-сти в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Моуат, Д. Видеомаркетинг. Стратегия, контент, производство=Video marketing strategy. Harness the power of online video to drive brand growth :: Альпина Паблишер, 2019 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=570421
Л2.2 Чернышова Л. И. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: ЭТИКА, КУЛЬТУРА И ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ: Учебное пособие для СПО Юрайт, 2020 biblio-online.ru
Л2.3 Кириллова Н. Б. МЕДИАПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ. Учебное пособие для вузов : Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотека по философии rilosof.historic.ru
Э3 Курс в Moodle "Цифровая культура в профессиональной деятельности" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление.
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации обучающихся;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос обучающимся рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей обучающихся. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа обучающегося делится на аудиторную – во время которой он составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем в качестве домашних для подготовки к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену.

Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе практических занятий:
Практическое занятие проводится по оригинальному философскому источнику. Обучающемуся для прочтения и анализа предлагается не более 30 страниц текста, а также учебная литература для оптимального его усвоения. Предлагаемые в плане практического занятия контрольные вопросы детализируют основные вопросы практического занятия и помогают студенту подготовить ответы на них. Основные вопросы практического занятия формулируются по оригинальному источнику и предполагают его анализ и аргументированную критику, а не комментирование или пассивное воспроизведение. Практическое занятие проходит в форме диалога и полилога. После ответа предлагаются дополнения, задаются вопросы на углубление материала, обсуждаются спорные моменты, расставляются необходимые акценты. Для формирования и закрепления умений и навыков студентам предлагается решение практических заданий по теме занятия. За практическое занятие студент по 4-балльной шкале может получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» либо при условии положительного ответа на основной вопрос и решении практического задания, либо в случае непрерывного участия в работе практического занятия.
По итогам практических занятий, при условии постоянной работы на них, студент может по 4-балльной шкале получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» (медианная оценка), которая учитывается при проведении экзамена.
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на экзамене:
В вопросы к экзамену включены вопросы, соответствующие содержанию формируемых компетенций. При ответе на вопрос обучающийся должен реконструировать соответствующую философскую концепцию или основные концептуальные идеи, в качестве практического применения теоретических знаний студент должен провести критический анализ философской концепции или отдельных концептуальных идей, указать их достоинства и недостатки, высказать собственное отношение к представленной концепции, отдельным идеям и собственные оценки, привести соответствующие аргументы, либо ответить на соответствующие вопросы и практические задания преподавателя. Экзамен проводится в форме теста и устного собеседования по вопросам к экзамену. На подготовку к вопросам билета студенту отводится 30-40 минут. За тест и устный ответ в совокупности студент может по 4-балльной шкале получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично».