Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.04.03. Религиоведение |
Профиль | Государственно-конфессиональная политика и этнорелигиозные процессы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 47_04_03_Религиоведение_ГКП-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
1.1. | Цель дисциплины «Этническая психология» – формирование у студентов компетенций: проведение научных исследований в сфере этноконфессионального диалога; осуществление преподавательской деятельность с применением методик этнокультурного обучения; с опорой на методики интолерантности; представление интересов многонационального российского народа в публичном российском дискурсе. Главная задача связана с пониманием менталитета основных этнических групп. Понимание истории, культуры других народов поможет сохранить хрупкий баланс между всеми народами населяющие РФ |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-1 | Способен использовать в практической деятельности понимание специфики современных религиоведческих проблем, места религиоведения в культуре нашего времени, основных тенденций ее развития, а также роли религиоведения в современных интеграционных процессах формирования единой культуры |
ОПК-1.1 | Использует знания о развитии и роли религиоведения в практической деятельности; |
ОПК-1.2 | Выявляет роль религиоведения в культуре и интеграционных процессах, направленных на формирование единого культурного пространство в современном мире |
ПК-1 | Способен анализировать и описывать с позиции академического религиоведения различные религиозные традиции и историю государственно-конфессиональных отношений |
ПК-1.1 | Применяет теоретические знания в области религиоведения и различных религиозных традиций для выявления тенденций развития государственно конфессиональных отношений |
ПК-1.2 | Осуществляет аналитический процесс по вопросам государственно-конфессионального взаимодействия в исторической ретроспективе |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-1.1. Использует знания о развитии и роли религиоведения в практической деятельности; ОПК-1.2. Выявляет роль религиоведения в культуре и интеграционных процессах, направленных на формирование единого культурного пространство в современном мире |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-1.1. Применяет теоретические знания в области религиоведения и различных религиозных традиций для выявления тенденций развития государственноконфессиональных отношений; ПК-1.2. Осуществляет аналитический процесс по вопросам государственноконфессионального взаимодействия в исторической ретроспективе |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятия «культура», «этнос» и «этнодифференцирующие признаки» | ||||||
1.1. | Основные особенности культуры и подходы к её определению | Лекции | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Психологические характеристики этнических общностей (понятие, структура, элементы) | Практические | 3 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Психологические характеристики этнических общностей (понятие, структура, элементы) | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Подходы к изучению процесса социализации в рамках этнопсихологии | Лекции | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Вопросы социализации в этнической психологии | Практические | 3 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Вопросы социализации в этнической психологии | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.7. | Межэтническое взаимодействие (понятие, виды взаимодействия) | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.8. | Межэтническое взаимодействие (понятие, виды взаимодействия) | Сам. работа | 3 | 9 | ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.9. | Психологические аспекты миграции | Практические | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.10. | Психологические аспекты миграции | Сам. работа | 3 | 15 | ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Основные теории национального характера | ||||||
2.1. | Проблема универсальных и культурно-специфических теорий личности | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Межнациональные браки и межличностные отношения в разноэтнических семьях | Практические | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Межнациональные браки и межличностные отношения в разноэтнических семьях | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Основные измерения национального характера | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Национально-психологические особенности представителей коренных национальностей Поволжья, Сибири, Крайнего Севера | Практические | 3 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Национально-психологические особенности представителей коренных национальностей Поволжья, Сибири, Крайнего Севера | Сам. работа | 3 | 18 | ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.7. | Национально-психологические особенности представителей коренных национальностей Северного Кавказа. | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.8. | Национально-психологические особенности представителей коренных национальностей Северного Кавказа. | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ОПК-1 Способен использовать в практической деятельности понимание специфики современных религиоведческих проблем, места религиоведения в культуре нашего времени, основных тенденций ее развития, а также роли религиоведения в современных интеграционных процессах формирования единой культуры Тест 1. Этнопсихология — это: а) наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях; б) наука, изучающая психологические особенности духовной культуры народов; в) наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека; г) наука о взаимодействии людей друг с другом; д) наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «я» (то есть сознания индивида). 2. Структура этнической психологии включает, за исключением: а) национальный характер; б) национальное самосознание; в) национальные чувства и настроения; г) личный опыт; д) национальные интересы. 3. Одним из основных понятий этнической психологии является: а) народность; б) дух; в) этнос; г) традиции; д) привычки. 4. Для измерения культур используются следующие синдромы, за исключением: а) простота — сложность; б) индивидуализм — коллективизм; в) открытость — закрытость; г) маскулинность — феминность; д) духовность — бездуховность. 5. Концепция выявления типических коллективных переживаний в рамках этнической психологии принадлежит: а) Г.Г. Шпету; б) Лацарусу; в) В.О. Ключевскому; г) Н.Г. Чернышевскому; д) Н.А. Бердяеву. 6. В кросскультурной психологии выделяют 4 измерения стилей вербальной коммуникации (исключите лишнее): а) прямой и непрямой; б) искусный (вычурный) и краткий (сжатый); в) личностный и ситуационный; г) инструментальный и аффективный; д) глобальный и местный. 7. Случаи массовых перемещений, когда представители того или другого этноса добровольно или вынужденно покидают территорию места формирования этноса и переселяются в иные географические или культурные пространства, называется: а) культурным шоком; б) миграцией; в) аккультурацией; г) геноцидом; д) ассимиляцией. 8. Автором теории психологии нардов является: а) Барцини; б) Бенедикт; в) Штейнталь; г) Фромм. 9. Принцип совместимости, когда разные группы сохраняют свои, присущие им культурные индивидуальности, хотя в тоже время объединяются в единое общество на другом, равно значимом для них основании, называется: а) сегрегацией; б) интеграцией; в) сепарацией; г) маргинализацией; д) идентификацией. 10. В психологии причины этнических конфликтов обычно рассматриваются в рамках более общих теорий (исключить один неверный ответ): а) межгрупповые конфликты как продукт универсальных психологических характеристик; б) индивидуальные различия как основа межгрупповых конфликтов; в) теория реального конфликта; г) теория научения. 11. Вставьте пропущенное слово, чтобы получилось целостное представление. Для формирования и поддержания этнической . . . необходимо искать пути взаимопонимания и тождественности культур на основе общих для всего человечества нравственных ценностей. Слова для выбора: а) идентичность; б) толерантность; в) самооценка; г) совместимость. 12. Обратной стороной внутригруппового фаворитизма считается: а) этноцентризм; б) этническое самосознание; в) этническая идентичность; г) этнический автостереотип; д) межгрупповая враждебность. 13. Вставьте слово и закончите определения понятия: … — восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры Слова для выбора: а) этнос; б) плюрализм; в) мультикультурализм; г) этноцентризм; д) национальность. 14. Э. Эриксон считал, что теория «тугого пеленания» получила усиление в: а) США; б) Индонезии; в) Китае; г) России. 15. При подготовке индивидов к взаимодействию в инокультурной среде психологи обычно рекомендуют во избежаниенедоразумений использовать как можно меньше: а) жесты; б) паузу; в) подручные средства; г) шпаргалки; д) легенды. Ответы 1 а 2 г 3 в 4 д 5 а 6 д 7 б 8 в 9 б 10 г 11 б 12 д 13 г 14 г 15 а Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий. «не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий. Контрольные вопросы: 1. Последствия межэтнических взаимоотношений: (геноцид; ассимиляция; сегрегация; интеграция) 2. Автостереотипы (всегда положительны) 3. Процесс формирования негативных отношений к представителям той или иной нации на основе бессознательного, эмоционального отвержения какой-либо идеи, которая кажется неприемлемой — это (противоположная реакция) 4. Это когда одна национальная общность постепенно перенимает обычаи, традиции другой доминирующей группы, вплоть до полного растворения в ней. (ассимиляция) 5. Крайняя форма межэтнического взаимодействия: (геноцид) 6. Кто охарактеризовал механизм зарождения и функционирования социальных установок: (Д.И. Узнадзе) 7. Гетеростереотип это: (совокупность оценочных суждений о другом народе) 8. Что относится к атрибутивным процессам: (каузальная атрибуция; стереотипизация) 9. Этническая идентичность включает в себя (осознание своей принадлежности к определенной этнической общности) 10. Социально фиксированная установка, предрасположенность к определенному поведению личности — это (аттитюды) 11. Второй по порядку следования этапы формирования супружеских отношений в много национальной семье: (формирование взглядов на свою собственную семью как много национальную) 12. Активное неосознанное устранение из сферы сознательного представителей тех иных наций негативных переживаний – это (психологическое вытеснение) 13. В классификацию этнических конфликтов по приоритетным целям входят (социально-экономические, этно-территориальные, этнодемографические конфликты) 14. К последствиям межэтнических отношений не относится (национализация) 15. Кто занимался исследованием национальной психологии народов, населявших СССР (Б.Ф. Поршнев) 16. Бессознательные комплексы, выполняющие в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде — это (этнические константы) 17. Набор общих наследственных физиологических особенностей индивида, связанных с единством происхождения и определенной общностью распространения — это (раса) 18. Вставьте пропущенное слово. Л.Н. Гумилев определил этногенез как длительный цикличный процесс развития, включающий в себя четыре фазы: возникновение, подъем, …, исчезновение этноса. (упадок) 19. Взаимное непонимание, возникающее между людьми и вызываемые тем, что одно и тоже явление имеет разные смысловые значения и неоднозначное толкование из-за принадлежности к разным этническим общностям –это (психологические смысловые барьеры) 20. Совокупность материальных и духовных ценностей нации а также используемых ею способах взаимодействия с природой и другими нациями (национальная культура) Критерии оценки открытых вопросов. Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ПК-1 Способен анализировать и описывать с позиции академического религиоведения различные религиозные традиции и историю государственно-конфессиональных отношений Тест 1. Приписывание причин поведения или результатов деятельности при восприятии людьми друг друга называют: а) рефлексией; б) сознание; в) каузальной атрибуцией; г) перцепцией; д) иллюстрацией. 2. В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента: а) когнитивный и аффективный; б) индивидуалистический и коллективистический; в) категориальный и образный; г) вербальный и невербальный; д) религиозный и атеистический. 3. Упрощенными образами этнических групп являются: а) этнические стереотипы; б) этнические отношения; в) этническая идентичность; г) этническая эндогамия; д) родной язык и культура. 4. Обычно выделяются три основные стратегии разрешения этнических конфликтов на макроуровне (исключить неверный ответ): а) правовые механизмы; б) боевые действия; в) переговоры; г) информационный путь. 5. Основными характеристиками взаимодействующих культур являются (исключите неверный ответ): а) степень сходства между культурами; б) степень различия между культурами; в) особенности культуры, к которой принадлежат переселенцы и визитеры; г) особенности страны пребывания; д) степень каузальной атрибуции. 6. Нация это: а) исторически сложившаяся общность людей, обладающая единым языком и культурой, а также общим самосознанием; б) это группа людей сложившаяся по отношению к средствам производства; в) это человеческая общность характеризующаяся общими наследственными физиологическими особенностями, связанные с единством происхождения и определенной распространения; г) сплоченная общность людей, характеризующаяся единством языка, культуры, территории, а также тесными экономическими контактами. 7. Система определенных связанных представлений членов того или иного этноса, относительно своеобразия и особенностей бытия, мира, ценностных ориентаций и этнических констант — это а) этническая картина мира; б) этнические константы; в) менталитет; г) аттитюды. 8. Направленность и склад мышления личности, этнической группы – это а) этническая картина мира; б) этнические константы; в) менталитет; г) аттитюды 9. Специальная методология этнопсихологии включает в себя следующие принципы: а) принцип детерминизма; б) принцип единства сознания и деятельности; в) принцип переноса; г) принцип учета этнологических факторов; д) принцип относительности всех психологических факторов. 10. О каком принципе выработанном в рамках этнопсихологии и этнопедагогики идет речь: «Воспитание обязано ориентироваться на такие педагогические мероприятия, которые были бы понятны представителям данной национальной общности, соответствовали ее исторически сложившимися традициям»: а) принцип этнопсихологического детерминизма; б) принцип воспитания в условиях специальной жизни и труда; в) принцип единства национального сознания и национального своеобразия педагогической деятельности; г) принцип развития адаптационной возможности к воспитательным воздействиям. 11. Кто из исследователей пришел к выводу, что каждая нация имеет свой темперамент и своеобразные черты характера: а) К.Д. Кавелин; б) В.М. Бехтерев; в) В.С. Соловьев; г) Л.С. Выготский. 12. Кто автор монографии «Психология народа»: а) В. Вундт; б) В.О. Ключевский; в) Х. Штейнталь; г) Н.А.Бердяев. 13. К основным признакам отличия рас относятся: а) особенности характера; б) цвет кожи; в) форма черепа; г) особенности телосложения. 14. Национальному сознанию присущи следующие характеристики: а) представления о национальных ценностях и интересах; б) существование особо национального языка, посредством которого идет накопление и выражение опыта; в) наличие целостной картины мира, ее передача другому поколению и детерминированность сложного восприятия жизни. 15. Сочетание индивидуальной оценки человеком, являющимся представителем конкретного этноса, своих возможностей и качеств и своей роли в этносе, общая оценка уровня значимости этноса среди других народов. а) национальное самосознание; б) национальная самооценка; в) национальный язык. Ответы 1 в 2 а 3 а 4 б 5 д 6 г 7 а 8 в 9 а,б 10 в 11 б 12 а 13 б,в 14 в 15 б Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий. «не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий. Контрольные вопросы: 1 Что относится к официальным этническим символам (флаг) 2. Этнические … понимаются как относительно устойчивые упрощенные схематизированные и эмоционально окрашенные образы и мнения обобщенного характера о той или иной этнической группе. (стереотипы) 3. Устойчивая генетическо-социальная группировка людей, обладающая общим языком, культурой и собственным самосознанием — это (этнос) 4. Этнические стереотипы выполняют следующие функции (упорядочение информации; экономят усилия человека при восприятии объектов окружающей действительности; защита ценностей) 5. Процесс продвижения этнических групп в пределах этнической территории, переселение их в другие районы. (миграция) 6. Признак существования нации, включающий в себя информацию о предках (предания, традиции, заветы и т.д.). (историческая память) 7. Вставьте пропущенное слово. …. — это процесс передвижения этнических групп за пределами этнической территории. (эмиграция) 8. Механизмы формирования этнических стереотипов (схематизация; каузальная атрибуция; категоризация; проекция) 9. Кто из исследователей выделил следующую иерархию человеческих рас: первобытные расы, низкие расы, средние расы, высшие расы (Г. Лебон) 10. Большая социальная группа, чрезвычайно сплоченная и имеющая одну территорию, язык, культуру, черты национальной психики и тесные экономические связи — это (нация) 11. Кто был первым известным ученым, описавшим нравы народов других стран (Геродот) 12. Группы, сохраняя свою этническую идентичность, объединяются в единое целое на каком-либо значимом для них основании (экономические и культурные). (интеграция) 13. Первый по порядку этап протекания межэтнического конфликта (латентная или скрытая стадия) 14. Идеологическая, политическая, социальная теория и практика, проповедующая идею исключительности и превосходства своей нации, называется … .(национализм) 15. Сложная совокупность социальных, политических, экономических, нравственных и религиозных взглядов и убеждений нации, которая отображает определенный уровень ее духовного развития — это (национальное сознание) 16. Выделяют ( гетеростереотипы и автостереотипы; положительные, отрицательные и амбивалентные стереотипы; стереотипы поведения и восприятия). 17. Сложная совокупность социальных, политических, экономических, нравственных и религиозных взглядов и убеждений нации, которая отображает определенный уровень ее духовного развития (национальное сознание). 18. Результат осмысления людьми своей принадлежности к определенной этнической общности. (национальное самосознание) 19. Вставьте пропущенное слово. Национальный … — это совокупность признаков, комплекс физических и духовных качеств, отличающих людей разных национальностей друг от друга (харктер) 20. Приписывание причин поведения или результата деятельности при восприятии людьми друг друга называется (каузальная атрибуция) Критерии оценки открытых вопросов. Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине Вопросы к зачету Предмет, задачи и методы этнопсихологии. Этнодиффиренцирующие признаки. Этнос и культура. 2. Этнологическая и психологическая традиции в этнопсихологии. Психологическая антропология и сравнительно-культурная психология. 3. История развития этнопсихологии. 4. Методы исследования в этнопсихологии. 5. Этнопсихологические аспекты социализации. Понятие инкультурации. 6. Институты и агенты этнической социализации. Факторы этнической социализации. 7. Обряды «перехода в мир взрослых» и их значение. 8. Национальный характер (понятие и основные подходы к определению). 9. Основные составляющие национального характера. 10. Этническая идентичность (понятие, этапы становления). 11. Структура и основные варианты этнической идентичности. 12. Индивидуальные стратегии построения этнической идентичности. 13. Феномены межэтнического восприятия. Внутригрупповой фаворитизм, этноцентризм. 14. Феномены межэтнического восприятия. Этнические стереотипы. 15. Понятие культуры и основные типы взаимодействия культур. 16. Психологические аспекты миграции. 17. Понятие «культурного шока». 18. Основные приемы оптимизации процесса адаптации к новой культуре. 19. Этнические конфликты. Понятие, виды. 20. Этнические конфликты. Причины возникновения и протекание. Способы урегулирования |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Крысько В.Г. | Этническая психология: учебник для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Л.Г. Почебут | Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2018. — 335 с. — (Серия : , 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Крысько В. Г. | Этническая психология: учеб. пособие для высш. проф. образования | М.: Академия,, 2011. | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека | elibrary.ru | ||
Э2 | Федеральное агенситво по делам национальностей | fadn.gov.ru | ||
Э3 | Московский дом национальностей | mdn.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle "Этническая психология" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Курс состоит из лекционных и практических занятий, самостоятельной работы студентов. Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы занятий. Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать преподавателю на практическом занятии или лекции, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. В процессе подготовки к занятию закрепляется и уточняется уже известный материал и осваивается новый. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом практическом занятии. На следующем этапе практического занятия студентами осуществляется работа по углубленному проникновению в суть вынесенной для обсуждения проблемы. В ходе занятия студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотно излагать свои мысли, проводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. Обязательным при подготовке к практическому занятию является выделение проблемных областей. В период обучения студентом также подготавливается доклад по предложенным темам. При подготовке доклада учитывается самостоятельность выбора темы студентом и подбор актуальной литературы, а также навык ведения научной дискуссии. На доклад студенту выделяется 10 минут времени, и оценивается насколько студент способен логично и кратко излагать изученную информацию. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии. После выступления происходит обсуждение основных положений доклада как с выступающим, так и с аудиторией. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется два теоретических вопроса и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. |