МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История античного искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.02. Изящные искусства
ПрофильРежиссура и актерское искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план50_03_02_Изящное искусство_РиАИ-2022
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 333
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16,5 21
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 72 72 261 261 333 333
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 324 324 432 432

Программу составил(и):
Ст.преп., Н.А.Айхлер

Рецензент(ы):
к.иск, доцент, И.В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
История античного искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.02 Изящные искусства (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 517)

составлена на основании учебного плана:
50.03.02 Изящные искусства
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доцент И.В. черняева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доцент И.В. черняева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - формирование устойчивых представлений о характерных чертах и особенностях искусства Древней Греции и Рима.
Задачи дисциплины:
-рассмотреть этапы развития искусства Эгейского мира, Древней Греции и Рима;
-выявить характиерные черты и особенности каждого периода Античного искусства;
-познакомить студентов с ключевыми памятниками античного искусства;
-раскрыть взаимосвязь искусства Античности с культурно-историческими процессами в странах Западной Европы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.1.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен учитывать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе профессиональной деятельности
ОПК-3.1 Знает историю искусства и основные памятники отечественной и мировой культуры
ОПК-3.2 Умеет учитывать опыт достижений отечественной и мировой культуры в процессе профессиональной деятельности
ОПК-3.3 Владеет навыками художественного анализа произведений отечественной и мировой культуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Об основных этапах развития искусства Древней Греции и Рима, характерных чертах и особеннностях искусства этого периода,важнейших художественных памятниках и мастерах античного искусства.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать:
-периодизацию и хронологию искусства Древней Греции и Рима, характерные черты каждого из периодов;
-особенности античного искусства, факты, события, важнейшие художественные памятники и мастеров;
-обладать знаниями о формах и типе европейской художественной культуры Античности.
Уметь:
-выявлять закономерности развития искусства Древней греции и Рима,
-проводить сравнение особенностей искусства разных стран и регионов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-стилистического и иконографического анализа произведений античного искусства,
-историографического и библиографического анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Эгейское искусство (3000–1200 гг. до н.э.).
1.1. Общая характеристика античного искусства. Лекции 3 8 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.2. Общая характеристика античного искусства.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Практические 3 12 Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.3. Архитектура и искусство Крита. Сам. работа 3 72 Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.4. Архитектура и искусство Крита. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Лекции 3 10 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.5. Центры эгейской культуры на материке. Практические 3 6 Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.6. Центры эгейской культуры на материке. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Лекции 4 4 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.7. Микенская керамика. Падение культурных центров эгейского мира (XII–XI вв. до н.э.). Сам. работа 4 2 Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.8. Микенская керамика. Падение культурных центров эгейского мира (XII–XI вв. до н.э.). (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 4 4 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Искусство Древней Греции.
2.1. Периодизация. Гомеровский период (XII–VIII вв. до н.э.). Сам. работа 4 2 Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.2. Периодизация. Гомеровский период (XII–VIII вв. до н.э.). (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Лекции 4 14 Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л3.1
2.3. Архаическое искусство (VII–V вв. до н.э.). Сам. работа 4 2 Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.4. Архаическое искусство (VII–V вв. до н.э.). (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Практические 4 18 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.5. Классическое искусство (V – I пол. IV вв. до н.э.). Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л3.1
2.6. Классическое искусство (V – I пол. IV вв. до н.э.). (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 4 2 Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л3.1
2.7. Эллинизм. (III–II вв. до н.э.). Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.8. Эллинизм. (III–II вв. до н.э.). (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 4 37 Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Искусство Древнего Рима.
3.1. Искусство Этрурии. Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л3.1
3.2. Искусство Этрурии. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 4 60 Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л3.1
3.3. Искусство Римской республики (III–I вв. до н.э.). Сам. работа 4 60 Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л3.1
3.4. Искусство Римской республики (III–I вв. до н.э.).(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала Сам. работа 4 60 Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л3.1
3.5. Искусство Римской империи (I–II вв. н.э.). Сам. работа 4 8 Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л3.1
3.6. Искусство Римской империи (I–II вв. н.э.). (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 4 2 Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3784
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-3: Способен учитывать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1.Какой термин происходит от французского «ренессанс»?
А) Модерн
Б) Классика.
В) Возрождение
Г) Античность
Ответ: В
2.Укажите жанры и виды изобразительного искусства:
А) архитектура
Б) икона
В) палех
Ответ: Б
3.Укажите истоки древнерусской иконописи:
А) Сирия
Б) Византия
В) Болгария
Г) Древний Рим
Ответ: Б
4. Укажите главную постройку Афинского Акрополя:
А) Пантеон
Б) Парфенон
В) храм Артемиды
Ответ: Б
5.Архитектуру какого стиля характеризуют термины: каркас, нервюры, витраж, неф, «роза», стрельчатость, вимперг?
А) архаика
Б) готика
В) ренессанс
Г) ампир
Ответ: Б
6. В каком веке Русь приняла христианство?
А)VI в.
Б) X в.
В) XI в.
Г) XII в.
Ответ: Б
7. В конце неолита (6-4 тыс. до н.э.) появляются первые архитектурные каменные сооружения погребального, культового предназначения.
А) пирамиды
Б) дольмены
В) зиккураты
Г) мастабы
Ответ: Б
8.Кто автор иконы «Троица»?
А) Дионисий
Б) Симон Ушаков
В) Андрей Рублёв
Г) Феофан Грек
Ответ: В
9. Одним из основоположников искусства Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи - художник, мыслитель, ученый. В своих картинах он впервые применил собственный прием живописи, получивший название "сфумато". Выберите и укажите правильное определение сфумато:
А) приведение человеческого тела в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции
Б) смягчение очертаний предметов с помощью воссоздания световоздушной среды
В) четкое геометрическое построение фигур как бы написанных в треугольнике
Г) прием в живописи, при котором черты индивидуального сочетаются с обобщением
Ответ: Б
10. Именно это произведение Леонардо да Винчи сегодня находится в Эрмитаже:
А) «Тайная вечеря»
Б) «Мадонна Литта»
В) «Страшный суд»
Ответ: Б
11. Укажите мастеров исторического жанра живописи:
А) В. Тропинин
Б) В.Суриков
В) А. Куинджи
Г) П.Федоров
Ответ: Б
12. Укажите основоположника лирического пейзажа в России:
А) О. Кипренский
Б) А.Саврасов
В) А. Бенуа
Ответ: Б
13. Кому 1818 г был открыт памятник на Красной площади в Москве?
А) Петру I
Б) А.С. Пушкину
В) Минину и Пожарскому
Г) Г.К. Жукову
Ответ :В
14. Что означает понятие «импрессионизм» в переводе с французского impression?
А) восторг
Б) впечатление
В) восхищение
Ответ: Б
15. Название какого популярного жанра изобразительного искусства переводится с французского как «мертвая природа»?
А) натюрморт
Б) пейзаж
В) дизайн
Ответ: А
16. Назовите фамилию скульптора — автора гигантской статуи «Рабочий и колхозница», установленной на Выставке Достижений Народного Хозяйства СССР в 1937 году.
А) И. Мартос
Б) В. Татлин
В) В. Мухина
Г) Е. Вучетич
Ответ: В


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1.Что такое живопись?
Ответ: Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

2. Что такое фреска?
Ответ: живопись красками, разведенными на воде, которые наносились по сырой штукатурке.

3. Что такое архитектура?
Ответ: искусство проектировать и строить разнообразные здания, сооружения и их комплексы.

4. Назовите пример классического готического архитектурного сооружения во Франции?
Ответ: Собор Парижской Богоматери

5. Для этого направления характерно создание образа главного героя как одинокого и глубоко страдающего человека. Именно страданиям и душевным переживаниям уделяется наиболее большое внимание авторов, как в литературе, так и в живописи. По сути, это вечное передвижение попутно с различными мыслями и размышлениями, и борьба человека с постоянными изменениями в мире, который его окружает. Назовите это направление в русском искусстве?
Ответ: романтизм.

6. Известный музей в Санкт-Петербурге, в котором собрана крупная коллекция произведений русских художников?
Ответ: Русский музей.

7. Назовите испанского художника, автора произведения «Девочка на шаре»?
Ответ: Пабло Пикассо

8. Стиль в европейском искусстве 17 века, который рассматривал античность как этическую и художественную норму.
Ответ: классицизм.

9.Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти –это мастера эпохи ……
Ответ: Возрождения.

10.Деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте укрепляются подрамник с холстом. Что это?
Ответ: Мольберт.

11.Сочетание цветовых тонов в произведениях изобразительного искусства это-…
Ответ: колорит.

12. Испанский художник Сальвадор Дали - яркий представитель направления, которое называется ….
Ответ: Сюрреализм.

13. Художественное направление, возникшее во Франции в последней трети 19 века. На выставке в 1874 году была представлена картина Клода Моде «Впечатление. Восход Солнца». Назовите это направление
Ответ: импрессионизм.

14. Назовите вид искусства, разновидностью которого является гравюра.
Ответ: графики.

15. Сколько медведей изображено на картине И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"?
Ответ: медведица с тремя медвежатами

16. Этот цвет преобладает на многих картинах Винсента Ван Гога?
Ответ: желтый.

17.Пейзаж Василия Поленова носит название «…….дворик»
Ответ: Московский.

18. Сколько человек изображено на фреске Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"?
Ответ: 13

19. Живопись на открытом воздухе это –
Ответ: пленэр

20. Архитектурно-скульптурный комплекс, установленный в память о погибших героях – это
Ответ: мемориальный ансамбль

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учеб.для высш. проф. образования: в 2 т. Академия, 2011
Л1.2 Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриева Н.А. Краткая история искусств : справочное издание АСТ-ПРЕСС ; Галарт, 2000
Л2.2 Савельев А. Е. Культура Древней Греции : учеб. пособие для гуманит. фак. вузов, для широкого круга читателей , 2008
Л2.3 Акимова Л. И. Искусство Древней Греции [Текст] : классика: СПб. : Азбука-классика, 2007
Л2.4 Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира : М. : АСТ ; М. : Астрель, 2005
Л2.5 Вейс Г. История культуры народов мира. Возвышение и упадок империи. Древний Рим: М.:Эксмо, 2005
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 [ Сост. Т.М.Степанская] История античного искусства: Метод. материалы для студентов ст.фак./АГУ. Ист. фак. Барнаул: Изд-во АГУ, 2000
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Университетская библиотека onlaine.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
Э2 2. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова.- Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html
Э3 3. ГАЛЕРЕЯ (6218 илл.: 4891 в искусстве и 1327 в монетах). - Режим доступа: http://ancientrome.ru/art/index.htm
Э4 4. Энциклопедия искусства: Античное искусство. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/slovarZhivopis/87.htm
Э5 5. Античное искусство. - Режим доступа: http://la-fa.ru/history/antichnost.php
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media CenterMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитории для проведения практических и лекционных занятий: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование, наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины