Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.02. Изящные искусства |
Профиль | Режиссура и актерское искусство |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 24 ЗЕТ |
Учебный план | 50_03_02_Изящное искусство_РиАИ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | 2 (3) | 2 (4) | 3 (5) | 3 (6) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 15 | 23 | 16,5 | 21 | 17 | 21,5 | 16,5 | 16 | ||||||||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 288 | 288 |
Сам. работа | 81 | 81 | 36 | 36 | 36 | 36 | 9 | 9 | 72 | 72 | 45 | 45 | 108 | 108 | 108 | 108 | 495 | 495 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 0 | 0 | 0 | 0 | 27 | 27 | 0 | 0 | 27 | 27 | 0 | 0 | 0 | 0 | 81 | 81 |
Итого | 144 | 144 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 108 | 108 | 108 | 108 | 144 | 144 | 144 | 144 | 864 | 864 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняева И. В.
1.1. | Художественно-эстетическое развитие личности студента на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК -1 | Способен создавать высокохудожественные произведения актерского и режиссерского искусства в рамках поставленной профессиональной задачи |
ПК -1.1 | Знает основы теории и методологии актерского мастерства и режиссуры |
ПК -1.2 | Умеет создавать и интерпретировать произведения искусства в соответствии с поставленной профессиональной задачей |
ПК -1.3 | Умеет взаимодействовать со зрителем, создавать на сцене художественный образ, проводить подготовку над ролью |
ПК -1.4 | Владеет техническими приемами создания художественного образа и интерпретации авторского замысла в соответствиис поставленной профессиональной задачей |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | • о сценическом этюде и о его драматургическом построении; • о создании сценария этюда и форме его написания; • о выразительных средствах сценического действия и их разновидностях; • о событии и событийном ряде; • о втором плане роли и внутреннем монологе; • о сюжете и его структуре; • о роли жанра и стиля в драматургии; • об особенностях различных школ актерского мастерства. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | • выполнять сценическую задачу; • органично и естественно существовать обстоятельствах; • оправдать заданную ситуацию, импровизировать; • мыслить и действовать на сцене; • взаимодействовать с партнером на сцене; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | • владеть всеми видами сценического внимания. • снимать индивидуальные зажимы; • видеть, слышать, понимать; • обладать ассоциативным и образным мышлением; • ориентироваться и действовать в сценическом пространстве; • отрабатывать правдивость и точность простейших физических действий; • владеть основами самостоятельного распределения в сценическом пространстве. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Актерские тренинги и упражнения | ||||||
1.1. | Восприятие | Практические | 1 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
1.2. | Сценическое внимание | Практические | 1 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
1.3. | Воображение | Практические | 1 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
1.4. | Этюды. Наблюдения за трудовыми навыками | Сам. работа | 1 | 81 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 2. Техника актерской игры, основы исполнительского мастерства | ||||||
2.1. | Сценическое действие | Практические | 2 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.2. | Предлагаемые обстоятельства | Практические | 2 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.3. | Вера и сценическая наивность | Практические | 2 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.4. | Посещение театров, концертов, музеев | Сам. работа | 2 | 36 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 3. Актерские тренинги и упражнения. | ||||||
3.1. | Эмоциональная память | Практические | 3 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
3.2. | Сценическое общение - взаимодействие | Практические | 3 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
3.3. | Импровизация | Практические | 3 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
3.4. | Этюды | Сам. работа | 3 | 36 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3 | Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
3.5. | Мизансцена | Практические | 4 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
3.6. | Внутренний монолог. Второй план | Практические | 4 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
3.7. | Овладение словесным действием | Практические | 4 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
3.8. | Посещение театров, концертов, музеев | Сам. работа | 4 | 9 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 4. Основы исполнительского мастерства. Этюды | ||||||
4.1. | Действенная задача. Этюды на достижение цели | Практические | 5 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
4.2. | Оценка факта. Этюды на событие | Практические | 5 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
4.3. | Этюды на столкновение контрастных атмосфер | Практические | 5 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
4.4. | Этюды - наблюдения | Сам. работа | 5 | 44 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
4.5. | Изучение драматургического материала | Сам. работа | 5 | 28 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.6. | Одиночные этюды на зону молчания | Практические | 6 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
4.7. | Этюды на рождение слова | Практические | 6 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
4.8. | Массовые этюды | Практические | 6 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л2.1, Л1.1 |
4.9. | Посещение театров, концертов, музеев | Сам. работа | 6 | 45 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
4.10. | Этюды по литературным произведениям | Практические | 7 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.11. | Мир идей и образов автора | Практические | 7 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3 | Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
4.12. | Словесное действие | Практические | 7 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.13. | Действенная природа слова | Сам. работа | 7 | 42 | ПК -1.1, ПК -1.2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
4.14. | Цепочка поступков | Сам. работа | 7 | 44 | ПК -1.1, ПК -1.2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
4.15. | Метод физических действий | Сам. работа | 7 | 22 | ПК -1.1, ПК -1.2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
4.16. | Свехзадача роли | Практические | 8 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
4.17. | Авторская стилистика | Практические | 8 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
4.18. | Дипломный спектакль | Практические | 8 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
4.19. | Дипломный спектакль (репетиции) | Сам. работа | 8 | 43 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
4.20. | Дипломный спектакль | Сам. работа | 8 | 65 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3784 ПК -1: Способен создавать высокохудожественные произведения актерского и режиссерского искусства в рамках поставленной профессиональной задачи Вопросы закрытого типа: Вопрос 1 Скитания в поисках бессмертия были заложены в сюжете… ? 1. Гомер "Одиссея" 2. Эпос о Гильгамеше 3. Дмитрий Мансуров "Кащей Бессмертный" Ответ 3 Вопрос 2 Обыденное действие превращается в театр тогда, когда.. 1. Появляется стороннее лицо, оказывающееся очевидцем действия 2. Появляется оркестр 3. Появляется освещение Ответ 1 Вопрос 3 Китайский театр - первый театр, который включал в свои постановки... 1. ... продажу электронных билетов и попкорна. 2. ... легендарный трюк с засовыванием головы в пасть тигра. Вопрос 4 Сколько жанров выделяется в драме? 1. 4 2. 7 3. 3 Ответ: 3 Вопрос 4 Синяя птица в пьесе М. Метерлинка – это… а) символ счастья б) символ любви в) символ лучшего будущего, когда люди будут все знать и все видеть г) символ божественного прощения и благодати Ответ А Вопрос 5 В пьесе «Слепые» слепые – это символ: а) современного человечества, ослепшего, то есть потерявшего ориентиры, цели, смыслы и веру б) символ человеческих заблуждений в) символ экзистенциального одиночества человека и человечества г) символ человеческой беспомощности и никчемности Ответ А Вопрос 6 Почему в пьесе «Там, внутри» двое героев, стоящих под окном, медлят и не заходят в дом: а) они в ссоре и конфронтации с хозяевами дома б) они подслушивают и подглядывают, удовлетворяя любопытство в) не хотят разрушить семейную идиллию имеющейся у них печальной новостью г) выжидают наиболее удачный момент для того, чтобы совершить нападение на обитателей дома Ответ В Вопрос 7 Идея пьесы «Обручение»: а) человек существует не сам по себе, он звено огромной цепочки жизни, он связан с предками и потомками, несёт перед ними ответственность, передавая эстафету жизни. Это дает человеку тот стержень жизни, который не даёт ему упасть, сбиться с пути и погибнуть б) столкновение индивидуальной воли и воли коллективной всегда должно решаться отказом от личного и индивидуального: целое всегда больше каждого из составляющих, а поэтому большинство всегда право в) соборность и всеединство – единственные ориентиры в этом мире, которые могут показать путь к Истине и Счастью г) в сложных ситуациях человеку недостаточно полагаться только на свой ум: любые проблемы эффективнее решаются с помощью мозгового командного штурма Ответ А Вопрос 8 Непрошенная в одноименной пьесе Метерлинка – это: а) символ неожиданной Радости б) символ Смерти в) символ неожиданной Болезни г) символ внезапно случившейся Любви Ответ Б Вопрос 9 Пьеса, в которой сестры пытаются защитить своего маленького братца от жестокой, всесильной и страшной Королевы, называется а) Пелеас и Мелисанда б) Сестра Беатриса в) Смерть Тинтажиля г) Непрошенная Ответ В Вопрос 10 Метерлинк называл свой театр: а) «неподвижным театром» или театром молчания б) театром безмолвия в) театром тишины г) театром безысходности или Вселенской скорби Ответ А Вопрос 11.Первая оригинальная драма Фонвизина… А) Бригадир Б) Командир В) Луч света Ответ А Вопрос 12.Подколесин герой пьесы… ? А) Гоголя «Ревизор» Б) Гоголя «Женитьба» В) Гоголя «Игроки» Ответ Б Вопрос 13. Автор пьесы «Игроки» А) Гоголь Б) Фонвизин В) Пушкин Ответ А Вопрос 14. Пьесу «Борис Годунов» написал …. ? А) Гоголь Б) Сумароков В) Пушкин Ответ В Вопрос 15. Паратов герой пьесы … ? А) Лес Б) Бесприданница В) Гроза Ответ Б Вопросы открытого типа Вопрос 1. Сцена - это …… Ответ: площадка, на которой проходит представление. Вопрос 2. Импровизация - это… Ответ: деятельность по созданию или выполнению чего-то не запланированного заранее, с использованием всего что можно найти. Вопрос 3. Комедия в театре – это … Ответ: жанр художественного произведения характеризующийся юмористическим или сатирическим подходами, Вопрос 4. Трагедия в театре - это …. Ответ: жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу.. Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заострённо, Вопрос 5. Что такое фарс? Ответ: это комедия легкого содержания Вопрос 6. Как выглядел театр в Древней Греции ? Ответ: театр в Древней Греции строили под открытым небом, на склоне гор и холмов Вопрос 7. Где были созданы самые ранние комедии? Ответ: в Древних Афинах Вопрос 8. Что такое Мистерия ? Ответ: Мистерия – это жанр средневекового религиозного театра ХIV-XV веков Вопрос 9. Когда возникла комедия дель арте («комедия масок») ? Ответ: комедия дель арте («комедия масок») возникла в середине XVI века. Родина ее Италия. Вопрос 10. Что такое сценический ансамбль ? Ответ: Это когда актеры играют спектакль, понимая друг друга с полуслова, с полувзгляда, на лету. Вопрос 11. Назовите самые известные пьесы В. Шекспира Ответ: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Отелло» Вопрос 12. Что такое опера ? Ответ: музыкально-сценическое произведение, в основе которого – соединение сольного пения и драматического действия. Вопрос 13. В какой стране возникла опера? Ответ: Италия Вопрос 14. В каком году в Париже открылась академия танца? Ответ: в 1661 Вопрос 15. Кто автор комедии «Севильский церюльник» ? Ответ: Бомарше Вопрос 16. Как звали крепостную актрису, ставшую впоследствии графиней Шереметьевой? Ответ: Прасковья Жемчугова –Ковалева Вопрос 17. Назовите основные пьесы А. Островского? Ответ: «Волки и овцы», «Лес» Вопрос 18. Кто написал пьесы «Клоп» и «Баня»? Ответ. В. Маяковский Вопрос 19. В каком году был основан Большой театр в Москве? Ответ: в 1776 году Вопрос 20. Где находится Мариинский театр? Ответ: Россия, Санкт-Петербург. По окончании учебных годов выставляются оценки, соответствующие целям и задачам программы «Актерское мастерство» и ее учебному плану. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена. Требования к экзамену: Учащиеся должны продемонстрировать следующие знания и умения: - знание основных эстетических и стилевых направлений в области театрального искусства; - знание основных этапов развития театрального искусства; - знание истории возникновения и развития жанров театрального искусства; - знание особенностей национальных традиций театрального искусства; - знание театральной терминологии; - знание классического и современного репертуара; - умение анализировать произведения театрального искусства, составлять рецензию на просмотренный спектакль. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС актерское мастерство.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Станиславский К. С. — | РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Станиславский К. С. | РЕЖИССУРА И АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Станиславский К. С. — | РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Аксаков С.Т. | О ТЕАТРЕ. ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Сулержицкий Л. А. | О ТЕАТРЕ. ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ И ПИСЬМА: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Чечетин Л.И. | Искусство театрализированных представлений: | М., 1998 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронный курс в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Музеи России | http:// www. museum.ru/ Музеи России | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Самостоятельная работа студентов заключается в посещении театров и других учреждений культуры, выполнении домашних заданий, сочинении этюдов, работе над индивидуальными заданиями и самостоятельными отрывками, работе над ролью, работе над совершенствованием и закреплением профессиональных навыков. |