МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актерское мастерство

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.02. Изящные искусства
ПрофильРежиссура и актерское искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость24 ЗЕТ
Учебный план50_03_02_Изящное искусство_РиАИ-2022
Часов по учебному плану 864
в том числе:
аудиторные занятия 288
самостоятельная работа 495
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 4, 6
зачеты: 3, 5, 7
диф. зачеты: 2, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 15 23 16,5 21 17 21,5 16,5 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 288 288
Сам. работа 81 81 36 36 36 36 9 9 72 72 45 45 108 108 108 108 495 495
Часы на контроль 27 27 0 0 0 0 27 27 0 0 27 27 0 0 0 0 81 81
Итого 144 144 72 72 72 72 72 72 108 108 108 108 144 144 144 144 864 864

Программу составил(и):
Преподаватель, Булгков А. Е.

Рецензент(ы):
канд. иск., Зав. кафедрой, Черняева И. В.

Рабочая программа дисциплины
Актерское мастерство

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.02 Изящные искусства (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 517)

составлена на основании учебного плана:
50.03.02 Изящные искусства
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черняева И. В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняева И. В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Художественно-эстетическое развитие личности студента на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК -1Способен создавать высокохудожественные произведения актерского и режиссерского искусства в рамках поставленной профессиональной задачи
ПК -1.1 Знает основы теории и методологии актерского мастерства и режиссуры
ПК -1.2 Умеет создавать и интерпретировать произведения искусства в соответствии с поставленной профессиональной задачей
ПК -1.3 Умеет взаимодействовать со зрителем, создавать на сцене художественный образ, проводить подготовку над ролью
ПК -1.4 Владеет техническими приемами создания художественного образа и интерпретации авторского замысла в соответствиис поставленной профессиональной задачей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• о сценическом этюде и о его драматургическом построении;
• о создании сценария этюда и форме его написания;
• о выразительных средствах сценического действия и их разновидностях;
• о событии и событийном ряде;
• о втором плане роли и внутреннем монологе;
• о сюжете и его структуре;
• о роли жанра и стиля в драматургии;
• об особенностях различных школ актерского мастерства.
3.2.Уметь:
3.2.1.• выполнять сценическую задачу;
• органично и естественно существовать обстоятельствах;
• оправдать заданную ситуацию, импровизировать;
• мыслить и действовать на сцене;
• взаимодействовать с партнером на сцене;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• владеть всеми видами сценического внимания.
• снимать индивидуальные зажимы;
• видеть, слышать, понимать;
• обладать ассоциативным и образным мышлением;
• ориентироваться и действовать в сценическом пространстве;
• отрабатывать правдивость и точность простейших физических действий;
• владеть основами самостоятельного распределения в сценическом пространстве.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Актерские тренинги и упражнения
1.1. Восприятие Практические 1 12 ПК -1.1, ПК -1.2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.2. Сценическое внимание Практические 1 12 ПК -1.1, ПК -1.2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.3. Воображение Практические 1 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.4. Этюды. Наблюдения за трудовыми навыками Сам. работа 1 81 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Техника актерской игры, основы исполнительского мастерства
2.1. Сценическое действие Практические 2 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.2. Предлагаемые обстоятельства Практические 2 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.3. Вера и сценическая наивность Практические 2 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.4. Посещение театров, концертов, музеев Сам. работа 2 36 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Актерские тренинги и упражнения.
3.1. Эмоциональная память Практические 3 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.2. Сценическое общение - взаимодействие Практические 3 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.3. Импровизация Практические 3 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.4. Этюды Сам. работа 3 36 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.5. Мизансцена Практические 4 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.6. Внутренний монолог. Второй план Практические 4 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.7. Овладение словесным действием Практические 4 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.8. Посещение театров, концертов, музеев Сам. работа 4 9 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Основы исполнительского мастерства. Этюды
4.1. Действенная задача. Этюды на достижение цели Практические 5 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.2. Оценка факта. Этюды на событие Практические 5 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.3. Этюды на столкновение контрастных атмосфер Практические 5 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.4. Этюды - наблюдения Сам. работа 5 44 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.5. Изучение драматургического материала Сам. работа 5 28 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.6. Одиночные этюды на зону молчания Практические 6 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.7. Этюды на рождение слова Практические 6 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.8. Массовые этюды Практические 6 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л2.1, Л1.1
4.9. Посещение театров, концертов, музеев Сам. работа 6 45 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.10. Этюды по литературным произведениям Практические 7 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.11. Мир идей и образов автора Практические 7 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3 Л3.1, Л2.2, Л1.1
4.12. Словесное действие Практические 7 12 ПК -1.1, ПК -1.2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.13. Действенная природа слова Сам. работа 7 42 ПК -1.1, ПК -1.2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.3
4.14. Цепочка поступков Сам. работа 7 44 ПК -1.1, ПК -1.2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.3
4.15. Метод физических действий Сам. работа 7 22 ПК -1.1, ПК -1.2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.3
4.16. Свехзадача роли Практические 8 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3
4.17. Авторская стилистика Практические 8 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3
4.18. Дипломный спектакль Практические 8 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3
4.19. Дипломный спектакль (репетиции) Сам. работа 8 43 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.3
4.20. Дипломный спектакль Сам. работа 8 65 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3784
ПК -1: Способен создавать высокохудожественные произведения актерского и режиссерского искусства в рамках поставленной профессиональной задачи
Вопросы закрытого типа:
Вопрос 1 Скитания в поисках бессмертия были заложены в сюжете… ?
1. Гомер "Одиссея"
2. Эпос о Гильгамеше
3. Дмитрий Мансуров "Кащей Бессмертный"
Ответ 3
Вопрос 2 Обыденное действие превращается в театр тогда, когда..
1. Появляется стороннее лицо, оказывающееся очевидцем действия
2. Появляется оркестр
3. Появляется освещение
Ответ 1
Вопрос 3 Китайский театр - первый театр, который включал в свои постановки...
1. ... продажу электронных билетов и попкорна.
2. ... легендарный трюк с засовыванием головы в пасть тигра.
Вопрос 4 Сколько жанров выделяется в драме?
1. 4
2. 7
3. 3
Ответ: 3

Вопрос 4 Синяя птица в пьесе М. Метерлинка – это…
а) символ счастья
б) символ любви
в) символ лучшего будущего, когда люди будут все знать и все видеть
г) символ божественного прощения и благодати
Ответ А
Вопрос 5 В пьесе «Слепые» слепые – это символ:

а) современного человечества, ослепшего, то есть потерявшего ориентиры, цели, смыслы и веру
б) символ человеческих заблуждений
в) символ экзистенциального одиночества человека и человечества
г) символ человеческой беспомощности и никчемности
Ответ А

Вопрос 6 Почему в пьесе «Там, внутри» двое героев, стоящих под окном, медлят и не заходят в дом:

а) они в ссоре и конфронтации с хозяевами дома
б) они подслушивают и подглядывают, удовлетворяя любопытство
в) не хотят разрушить семейную идиллию имеющейся у них печальной новостью
г) выжидают наиболее удачный момент для того, чтобы совершить нападение на обитателей дома
Ответ В
Вопрос 7 Идея пьесы «Обручение»:

а) человек существует не сам по себе, он звено огромной цепочки жизни, он связан с предками и потомками, несёт перед ними ответственность, передавая эстафету жизни. Это дает человеку тот стержень жизни, который не даёт ему упасть, сбиться с пути и погибнуть

б) столкновение индивидуальной воли и воли коллективной всегда должно решаться отказом от личного и индивидуального: целое всегда больше каждого из составляющих, а поэтому большинство всегда право

в) соборность и всеединство – единственные ориентиры в этом мире, которые могут показать путь к Истине и Счастью

г) в сложных ситуациях человеку недостаточно полагаться только на свой ум: любые проблемы эффективнее решаются с помощью мозгового командного штурма
Ответ А

Вопрос 8 Непрошенная в одноименной пьесе Метерлинка – это:

а) символ неожиданной Радости
б) символ Смерти
в) символ неожиданной Болезни
г) символ внезапно случившейся Любви
Ответ Б
Вопрос 9 Пьеса, в которой сестры пытаются защитить своего маленького братца от жестокой, всесильной и страшной Королевы, называется

а) Пелеас и Мелисанда
б) Сестра Беатриса
в) Смерть Тинтажиля
г) Непрошенная
Ответ В

Вопрос 10 Метерлинк называл свой театр:

а) «неподвижным театром» или театром молчания
б) театром безмолвия
в) театром тишины
г) театром безысходности или Вселенской скорби
Ответ А
Вопрос 11.Первая оригинальная драма Фонвизина…
А) Бригадир
Б) Командир
В) Луч света
Ответ А
Вопрос 12.Подколесин герой пьесы… ?
А) Гоголя «Ревизор»
Б) Гоголя «Женитьба»
В) Гоголя «Игроки»
Ответ Б
Вопрос 13. Автор пьесы «Игроки»
А) Гоголь
Б) Фонвизин
В) Пушкин
Ответ А
Вопрос 14. Пьесу «Борис Годунов» написал …. ?
А) Гоголь
Б) Сумароков
В) Пушкин
Ответ В
Вопрос 15. Паратов герой пьесы … ?
А) Лес
Б) Бесприданница
В) Гроза
Ответ Б
Вопросы открытого типа
Вопрос 1. Сцена - это ……
Ответ: площадка, на которой проходит представление.
Вопрос 2. Импровизация - это…
Ответ: деятельность по созданию или выполнению чего-то не запланированного заранее, с использованием всего что можно найти.
Вопрос 3. Комедия в театре – это …
Ответ: жанр художественного произведения характеризующийся юмористическим или сатирическим подходами,
Вопрос 4. Трагедия в театре - это ….
Ответ: жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу.. Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заострённо,
Вопрос 5. Что такое фарс?
Ответ: это комедия легкого содержания
Вопрос 6. Как выглядел театр в Древней Греции ?
Ответ: театр в Древней Греции строили под открытым небом, на склоне гор и холмов

Вопрос 7. Где были созданы самые ранние комедии?
Ответ: в Древних Афинах
Вопрос 8. Что такое Мистерия ?
Ответ: Мистерия – это жанр средневекового религиозного театра ХIV-XV веков
Вопрос 9. Когда возникла комедия дель арте («комедия масок») ?
Ответ: комедия дель арте («комедия масок») возникла в середине XVI века. Родина ее Италия.
Вопрос 10. Что такое сценический ансамбль ?
Ответ: Это когда актеры играют спектакль, понимая друг друга с полуслова, с полувзгляда, на лету.
Вопрос 11. Назовите самые известные пьесы В. Шекспира
Ответ: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Отелло»
Вопрос 12. Что такое опера ?
Ответ: музыкально-сценическое произведение, в основе которого – соединение сольного пения и драматического действия.
Вопрос 13. В какой стране возникла опера?
Ответ: Италия
Вопрос 14. В каком году в Париже открылась академия танца?
Ответ: в 1661
Вопрос 15. Кто автор комедии «Севильский церюльник» ?
Ответ: Бомарше
Вопрос 16. Как звали крепостную актрису, ставшую впоследствии графиней Шереметьевой?
Ответ: Прасковья Жемчугова –Ковалева
Вопрос 17. Назовите основные пьесы А. Островского?
Ответ: «Волки и овцы», «Лес»
Вопрос 18. Кто написал пьесы «Клоп» и «Баня»?
Ответ. В. Маяковский
Вопрос 19. В каком году был основан Большой театр в Москве?
Ответ: в 1776 году
Вопрос 20. Где находится Мариинский театр?
Ответ: Россия, Санкт-Петербург.

По окончании учебных годов выставляются оценки, соответствующие целям и задачам программы «Актерское мастерство» и ее учебному плану.
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
Требования к экзамену:
Учащиеся должны продемонстрировать следующие знания и умения:
- знание основных эстетических и стилевых направлений в области театрального искусства;
- знание основных этапов развития театрального искусства;
- знание истории возникновения и развития жанров театрального искусства;
- знание особенностей национальных традиций театрального искусства;
- знание театральной терминологии;
- знание классического и современного репертуара;
- умение анализировать произведения театрального искусства, составлять рецензию на просмотренный спектакль.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Станиславский К. С. — РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Станиславский К. С. РЕЖИССУРА И АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Станиславский К. С. — РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Аксаков С.Т. О ТЕАТРЕ. ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Сулержицкий Л. А. О ТЕАТРЕ. ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ И ПИСЬМА: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Чечетин Л.И. Искусство театрализированных представлений: М., 1998
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс в Moodle portal.edu.asu.ru
Э2 Музеи России http:// www. museum.ru/ Музеи России
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Самостоятельная работа студентов заключается в посещении театров и других учреждений культуры, выполнении домашних заданий, сочинении этюдов, работе
над индивидуальными заданиями и самостоятельными отрывками, работе над ролью, работе над совершенствованием и закреплением профессиональных навыков.