МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сценическая речь

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.02. Изящные искусства
ПрофильРежиссура и актерское искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость30 ЗЕТ
Учебный план50_03_02_Изящное искусство_РиАИ-2022
Часов по учебному плану 1080
в том числе:
аудиторные занятия 272
самостоятельная работа 727
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 4, 6
зачеты: 3, 5, 7
диф. зачеты: 2, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 15 23 16,5 21 17 21,5 16,5 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 36 36 20 20 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 272 272
Сам. работа 9 9 16 16 36 36 9 9 180 180 81 81 180 180 216 216 727 727
Часы на контроль 27 27 0 0 0 0 27 27 0 0 27 27 0 0 0 0 81 81
Итого 72 72 36 36 72 72 72 72 216 216 144 144 216 216 252 252 1080 1080

Программу составил(и):
ст.преп., И.Н. Зуев

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Сценическая речь

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.02 Изящные искусства (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 517)

составлена на основании учебного плана:
50.03.02 Изящные искусства
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов сознательного отношения к развитию и совершенствованию индивидуальных голосовых и дикционных навыков, необходимых для публичного выступления.Способствовать формированию аналитико-синтаксической деятельности студентов путем развития их логического мышления, умение в речи выделять основную мысль, правильно выражать ее в звучании.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК -1Способен создавать высокохудожественные произведения актерского и режиссерского искусства в рамках поставленной профессиональной задачи
ПК -1.1 Знает основы теории и методологии актерского мастерства и режиссуры
ПК -1.2 Умеет создавать и интерпретировать произведения искусства в соответствии с поставленной профессиональной задачей
ПК -1.3 Умеет взаимодействовать со зрителем, создавать на сцене художественный образ, проводить подготовку над ролью
ПК -1.4 Владеет техническими приемами создания художественного образа и интерпретации авторского замысла в соответствиис поставленной профессиональной задачей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные нормы современного русского языка (орфографические, пунктуационные, грамматические, стилистические, орфоэпические) и систему функциональных стилей русского языка;
- риторические аспекты устной и письменной коммуникации на русском языке; иметь представление о качествах хорошей речи на русском языке;
- теорию речевого воздействия и его основные методы, и приемы для успешного осуществления коммуникации на русском языке в научной, профессиональной и социокультурной сферах;
- формы культурно-досуговой деятельности
- принципы работы учреждений культуры, общественных организаций
- основные тенденции развития культурной политики в отношении реализации культурно-досуговых программ;
3.2.Уметь:
3.2.1.- пользоваться основной справочной литературой, толковыми и нормативными словарями русского языка; основными сайтами поддержки грамотности в сети «Интернет»;
- производить редакторскую правку текстов научного и официально-делового стилей речи на русском языке;
- использовать систему современных методов и технологий научной коммуникации, в том числе информационных, на государственном и иностранном языке;
- реализовать мероприятия по сохранению и освоению художествннно-культурного, культурно-исторического и природного наследия;
- формулировать культурно-досуговые формы в системе массовых коммуникаций в области культурологии;
- формулировать и решать проблемы, возникающих в ходе реализации форм культурно-досуговой деятельности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками создания на русском языке грамотных и логически непротиворечивых письменных и устных текстов учебной и научной тематики реферативно-исследовательского характера, ориентированных на соответствующее направление подготовки;
- навыками создания на русском языке письменных и устных текстов научного и официально-делового стилей речи для обеспечения профессиональной деятельности с использованием риторических приемов;
- навыками создания на русском языке точной, логичной, ясной, выразительной, уместной речи и продуцирования текстов различных жанров научного и официально-делового стилей;
- навыками анализа художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия;
- готовностью к использованию современного знания о культуре при организации культурно-досуговой деятельности;
- готовностью к использованию современного знания о культуре в организационной работе в сфере культурно-досуговой
деятельности;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Предмет "Сценическая речь" в системе профессиональной подготовки Практические 1 4 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
1.2. Приёмы развития навыков говорения Практические 1 4 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
1.3. Приёмы развития навыков говорения. Сам. работа 1 6 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Физеологические и психологические особенности речеобразования
2.1. Особенности работы мышц, организующих дыхание Практические 1 4 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
2.2. Строение речевого аппарата Практические 1 6 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
2.3. Приёмы релаксации при занятиях речью Практические 1 6 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
2.4. Приёмы релаксации при занятиях речью Сам. работа 1 1 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
2.5. Приёмы и разновидности массажа для развития речи Практические 1 6 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
2.6. Связь речи и мышления Практические 1 6 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
2.7. Связь речи и мышления Сам. работа 1 2 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Орфоэпия
3.1. Орфоэпические нормы русского языка. Практические 2 10 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
3.2. Произношение и ударение. Практические 2 10 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
3.3. Разновидности интонационного строя русского языка. Практические 3 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
3.4. Разновидности интонационного строя русского языка. Сам. работа 2 16 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Артикуляция
4.1. Гласные звуки и способы их постановки. Практические 3 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
4.2. Согласные звуки и способы их постановки. Практические 3 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
4.3. Артикуляционная гимнастика Сам. работа 3 36 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
4.4. Артикуляционная гимнастика Практические 4 8 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
4.5. Упражнения на развитие речевого аппарата в обстаятельствах активного взаимодействия Практические 4 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
4.6. Комплексный дыхательный, голосовой тренинг Практические 4 8 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
4.7. Практические упражнения на координацию: дыхания и движения, свободного дыхания и движения Практические 4 8 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
4.8. Орфоэпия. Произношение сочетания согласных Сам. работа 4 9 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
4.9. Произношение коротких слов, предлогов Практические 5 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
4.10. Произношение старорусских слов Практические 5 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
4.11. Произношение ШН и ЧН в женских отчествах Практические 5 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
4.12. Орфоэпия. Тренинги Сам. работа 5 180 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
4.13. Произношение женских и мужских имен и отчеств Практические 6 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
4.14. Основы смыслового анализа текста Практические 6 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
4.15. Совершенствование речевых навыков Практические 6 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
4.16. Практическая работа по усвоению норм произношения Практические 6 0 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
4.17. Орфоэпический разбор литературного материала Сам. работа 6 81 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
4.18. Работа над верным произношением рабочего литературного материала Сам. работа 7 95 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
4.19. Речевой тренинг Практические 7 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
4.20. Дикция Практические 7 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
4.21. Постановка свистящих, шипящих, и аффрикатов Практические 7 12 Л1.1, Л2.1
4.22. Работа над удвоенными гласными Сам. работа 7 85 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
4.23. Правила произношения гласных звуков Практические 8 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
4.24. Закрепление и совершенствование полученных дикционных навыков Практические 8 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
4.25. Подготовка к экзамену Практические 8 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
4.26. Распределение звука в пространстве Сам. работа 8 55 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
4.27. Дыхательный тренинг Сам. работа 8 55 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1
4.28. Дикция - как выразительное средство речи Сам. работа 8 106 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3784
ПК -1: Способен создавать высокохудожественные произведения актерского и режиссерского искусства в рамках поставленной профессиональной задачи
Вопросы закрытого типа
Вопрос 1. Безударные гласные А, О в начале слова (аркан, обрыв) произносятся, как:
1) О
2) А
3) Э
4) Средний между А и О
Вопрос 2. Безударные гласные А, О в первом предударном слоге (дары, поток) произносятся, как:
1) А
2) О
3) Средний между А и Ы
4) Э
Вопрос 3. Безударные гласные А, О на втором и третьем месте перед ударением, а также в заударных слогах (дармоед, поговорка) произносятся, как:
1) Средний между А и Ы
2) А
3) О
4) Ы
Вопрос 4. Сочетания АО, ОА, АА, ОО (наобум, зааплодировали) произносятся, как:
1) АО
2) ОО
3) ОА
4) АА
Вопрос 5. Безударные гласные звуки Я, Е после мягкого согласного в первом предударном слоге (вязать, перо) произносятся, как:
1) Я
2) Е
3) И
4) Средний между И и Е
Вопрос 6. Безударные Я, Е в начале слова, в середине после гласного звука, а также после Ъ и Ь (язвить, единый) произносятся, как:
1) Я
2) Е
3) ЙИ/Е
4) Средний между И и Е
Вопрос 7. Безударные гласные Я, Е во втором, третьем и других предударных слогах, а также в заударном слоге (серебро, лягушонок) произносятся, как:
1) Е
2) Средний между И и Е, но с сильной редукцией
3) Я
4) И
Вопрос 8. Звукосочетания ЕИ, ЕУ, ЕА, ЕО (неизмеримый, неуживчивый, неаккуратный) произносятся, как:
1) ЕИ
2) ЬИ
3) ЬУ
4) ЬА
Вопрос 9. Безударный гласный Е после согласных Ш, Ж, Ц в предударном слоге (желток, цепная, шептать) произносится, как:
1) Средний между И и Е
2) И
3) Средний между Ы и Э
4) Е
Вопрос 10. Гласный И в качестве союза, стоящего после слова, которое оканчивается на твердый согласный, а также гласный И в начале слова, когда этому гласному предшествует слово, оканчивающееся на твердый согласный, при слитном произношении (как вы, так и мы) произносится, как:
1) И
2) Ы
3) Э
4) Средний между Э и Ы
Вопрос 11. Окончания прилагательных множественного числа именительного падежа – ИЕ, ЫЕ (весенние, старые) произносятся, как:
1) ИЕ
2) ИИ
3) ЫИ
4) ЫЕ
Вопрос 12. Если в слове или на стыке слов стоят рядом два согласных, из которых первый звонкий, а второй глухой, или наоборот (колодка, мужской, сдобный), то:
1) Первый уподобляется второму
2) Второй уподобляется первому
3) Произношение по написанию
Вопрос 13. Если в слове встречается твердый согласный, стоящий перед мягким согласным (здесь, дверь), то в некоторых случаях:
1) Твердый согласный смягчается
2) Произношение по написанию
Вопрос 14. Сочетания СЖ и ЗЖ на стыке приставки и корня или предлога и слова (безжизненный) произносятся, как:
1) СЖ
2) ЗЖ
3) ЖЖ
4) ЗЗ
Вопрос 15. Сочетания ЗЖ и ЖЖ в корне слова (визжать) произносятся, как:
1) ЖЖ
2) ЖЬЖЬ
3) ЗЖ
Вопрос 16. Сочетания СЧ в корне слова (счастье) произносятся, как:
1) ЩЩ
2) СЧ
3) ШШ
4) ЩЧ
Вопрос 17. Сочетания СЧ и ЗЧ на стыке приставки и корня, а также на стыке слов (бесчувственный, с четвертью) произносятся, как:
1) ЩЩ
2) СЧ
3) ЗЧ
4) ЩЧ
Вопрос 18. Сочетания ТСЯ (3-е лицо ед. и мн. число глаголов) и ТЬСЯ (неопределенная форма) (умывается) произносятся, как:
1) ЦА
2) ЦЦЪ
3) ТСЯ
4) ТЬСЯ
Вопрос 19. Возрастные частицы – СЬ, СЯ (боюсь) произносятся, как:
1) С
2) СА
3) СЬ
4) СЯ
Вопрос 20. Звук А стоящий после Ч произносится как:
1) звук, средний между И и Е
2) А
3) Я
4) И

Ключи
№ вопроса № ответа
1 2
2 1
3 1
4 4
5 4
6 3
7 2
8 2,3,4
9 3
10 2
11 2,3
12 1
13 1
14 3
15 2
16 1
17 4
18 2
19 1
20 1

ВОПРОСЫ:


Раздел 1. Орфоэпия
1.1 История русского литературного произношения
- Понятие орфоэпии.
- Нормативность сценической речи как признак профессиональной культуры актёра.
-Смысловая и художественная функция звуковой речи.
- История становления орфоэпии

Раздел 2. Техника сценической речи

2.2. Дыхание
- Способы проверки и выявление недостатков фонационного дыхания. - Тренировка мышц дыхательного аппарата, воспитание верного смешанно-диафрагмального типа дыхания.
- Воспитание навыков носового дыхания.
- Воспитание опоры дыхания.

2.3. Голос
- Гигиена голоса и профилактика профессиональных заболеваний.
- Индивидуальные и коллективные голосовые упражнения.

2.4. Дикция
- Основные требования к произношению на сцене.
- Роль артикуляционных органов в образовании звуков речи. Строение артикуляционного аппарата.

2.5. Анатомия и физиология голосо-речевого аппарата
- Строение и деятельность центрального отдела голосо-речевого аппарата.
- Центральная нервная система как главный орган управления голосом и речью.
- Условные и безусловные рефлексы.
- Понятие динамического стереотипа.
-
2.6. Строение и деятельность периферического отдела речевой системы
- Три системы периферического отдела.
- Строение дыхательной (энергетической) системы и ее роль в голосообразовании.
- Голосообразующая (генераторная ) система.
- Артикуляционно-резонаторная система.

Раздел 3. Интонационно-мелодические средства сценической речи

3.7.Законы логики в речевом действии
- Интонационно-мелодические средства сценической речи.
- Основы смыслового анализа текста.
- Понятие о перспективе речи.

3.8. Законы логики в речевом общении
-Логика словесного действия, сверхзадачи, контекста, сквозного действия, перспективы, логической и художественной.
- Логика и последовательность действий.

3.9. Интонирование знаков препинания.
- Смысловые и выразительные функции знаков препинания.
- Авторские пунктуации.
- Многозначность знаков препинания в устной речи.
- Знаки препинания как вспомогательное средство раскрытия содержания и смысла фразы.
- Интонирование знаков препинания. Случаи несовпадение логической паузы со знаками препинания.

3.10. Смысловые ударения и паузы
- Логическое ударение и фразовое.
- Законы выделения смысловых ударений: закон нового понятия, противопоставления, сравнения.
- Правила выделения смысловых ударений: определения и определяемого, родительного падежа, перечисляющих слов, обобщающих.

3.11.Логико-интонационный анализ текста
- Литературный анализ произведения.
- Действенный анализ произведения (выявление идейного смысла произведения, жанра, сверхзадачи исполнителя; определение взаимосвязи: автор - рассказчик.).
- Логико-интонационный анализ текста.(освоение законов логики в речевом действии: закона словесного действия, сверхзадачи, контекста, сквозного действия, перспективы).

Раздел 4. Художественное слово.

4.12.Произведения искусства художественного слова и его характеристика
- Возникновение и развитие искусства художественного слова
- Устное народное творчество. Авторские чтения. (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И. Крылов).
- Литературные концерты М. Щепкина.
- «Театр одного актера» В. Яхонтова.
- А. Закушняк – первый профессиональный мастер художественного слова. Развитие и обогащение искусства художественного слова в творчестве современных мастеров эстрады.

4.13. Особенности и общие основы словесного действия в искусстве актера и художественном слове.
- Общение со зрителями, рассказ о событиях прошлого, а не действия в событиях. Отношение к событиям, героям. Различие выразительных средств и приемов. Принципы использования психотехники. Средства воздействия чтеца и актера на аудиторию. Исполнительские задачи чтеца и актера. Формы общения с аудиторией чтеца и актера.

4.14. Работа над литературно- художественным произведением. Процесс подготовки художественного текста к исполнению
- Выбор художественного материала.
- Критерии выбора: проблематика произведения; композиционная четкость и законченность; соответствие материала речевым и личностным качествам исполнителя; отбор материала с учетом предполагаемой аудитории.

4.15. .Анализ художественного текста как способ овладения речевыми средствами выразительности
- Действенный анализ произведения.
- Выявление идейного смысла произведения, жанра, сверхзадачи исполнителя
- Автор и рассказчик.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС Сценическая речь.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Петрова А.Н. Искусство речи: учебник М. : Аспект Пресс, 2011 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фатеева И. М. Культура речи и деловое общение: учебное пособие: учебное пособие М.: МИРБИС, Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ораторское искусство vseorechi.ru
Э2 Морозов, В.П. Резонансная техника пения и речи: Методики мастеров. Сольное, хоровое пение, сценическая речь : методические рекомендации / В.П. Морозов. - М. : Когито-Центр, 2013. - 440 с. - (Искусство и Наука). - [§ВN 978- 5-89353-404-7 ; www.libfox.ru
Э3 Элетронно-библиотечная системв "Лань" e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в соответствии с учебным планом. К оценочным средствам относятся вопросы к зачету, экзамену и выполнение практических заданий.
Зачет должен начинаться в указанное в расписании время и проводиться в отведенной для этого аудитории. Преподаватель принимает зачет только при наличии ведомости и надлежащим образом оформленной зачетной книжки.
Примерные вопросы для подготовки к зачету сообщаются обучающимся в начале освоения дисциплины. Критерии оценки работы студента на зачете, а также форма его проведения доводятся преподавателем до сведения студентов в начале освоения дисциплины. Общее время, отведенное на выполнение подготовку устного ответа и выполнение практического задания, 30 минут. В случае неудовлетворительного результата студент считается имеющим академическую задолженность и проходит на зачет повторно.
Экзамен должен начинаться в указанное в расписании время и проводиться в отведенной для этого аудитории. Преподаватель принимает экзамен только при наличии ведомости и надлежащим образом оформленной зачетной книжки.
Экзамен проводится в форме устных ответов на вопросы и выполнения письменных практических заданий в форме тестирования по темам, изученным в рамках освоения дисциплины в соответствующем семестре (в билете 1 вопрос теоретический, тест из 10 заданий). Примерные вопросы для подготовки к экзамену сообщаются студентам в начале освоения дисциплины. Критерии оценки работы студента на экзамене, а также форма его проведения доводятся преподавателем до сведения студентов в начале освоения дисциплины. Общее время, отведенное на выполнение экзаменационного теста, — 20 минут, на подготовку к ответу – 10 минут. При подготовке ответа на вопрос в билете студент имеет право пользоваться рабочей программой дисциплины Результаты тестирования и ответа на вопрос сообщаются студенту в день проведения экзамена. В случае неудовлетворительного результата студент считается имеющим академическую задолженность и проходит экзаменационные испытания повторно.