Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.02. Изящные искусства |
Профиль | Режиссура и актерское искусство |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 50_03_02_Изящное искусство_РиАИ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | 21 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 | 36 | 36 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 | 36 | 36 |
Сам. работа | 36 | 36 | 108 | 108 | 144 | 144 |
Итого | 72 | 72 | 144 | 144 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняева Ирина Валерьевна
1.1. | Освоить теоретические знания по основам драматургии, овладеть техникой научного анализа драматургического произведения, изучить основные направления в классической и современной драматургии |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК -1 | Способен создавать высокохудожественные произведения актерского и режиссерского искусства в рамках поставленной профессиональной задачи |
ПК -1.1 | Знает основы теории и методологии актерского мастерства и режиссуры |
ПК -1.2 | Умеет создавать и интерпретировать произведения искусства в соответствии с поставленной профессиональной задачей |
ПК -1.3 | Умеет взаимодействовать со зрителем, создавать на сцене художественный образ, проводить подготовку над ролью |
ПК -1.4 | Владеет техническими приемами создания художественного образа и интерпретации авторского замысла в соответствиис поставленной профессиональной задачей |
ПК -2 | Способен создавать и реализовывать новые творческие идеи в рамках поставленной профессиональной задачи |
ПК -2 .1 | Знает этапы эффективного создания новых творческих идей, пути и формыих реализации |
ПК -2 .2 | Умеет планировать реализацию творческой идеи при решении профессиональных задач |
ПК -2 .3 | Владеет навыками создания творческих идей в рамках поставленных профессиональных задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | систему формирования и методов обучения, основу научной организации труда, теорию и историю драматургии |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | переводить знания теории и истории в практические задачи написания драматургической основы будущих проектов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | специальными особенностями драматургии театрализованного представления |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Вводная лекция. Основы драматургии | Лекции | 3 | 4 | ПК -2 .1, ПК -2 .2, ПК -2 .3, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.2, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Сущность и виды искусства | Лекции | 3 | 6 | ПК -2 .1, ПК -2 .2, ПК -2 .3, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.2, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Содержание драматического произведения | Лекции | 3 | 8 | ПК -2 .1, ПК -2 .2, ПК -2 .3, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
1.4. | Сущность драматического конфликта | Практические | 3 | 8 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3 | Л3.2, Л2.1, Л1.2 |
1.5. | Понятие о действии в драматургии. Внутреннее и внешнее действие | Практические | 3 | 10 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.2, Л2.1, Л1.2 |
1.6. | Драматические характеры и обстоятельства | Сам. работа | 3 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.7. | Понятие о жанрах в драматических произведениях | Сам. работа | 3 | 24 | ПК -2 .1, ПК -2 .2, ПК -2 .3, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л2.2, Л1.2 |
Раздел 2. | ||||||
2.1. | Инсцинирование литературного материала | Лекции | 4 | 6 | ПК -2 .1, ПК -2 .2, ПК -2 .3, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л2.2, Л1.2 |
2.2. | Внутренняя структура драматургического произведения (композиция) | Лекции | 4 | 6 | ПК -2 .1, ПК -2 .2, ПК -2 .3, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л2.2, Л1.2 |
2.3. | Особенности драматической роли | Лекции | 4 | 6 | ПК -2 .1, ПК -2 .2, ПК -2 .3, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л2.2, Л1.2 |
2.4. | Проблема действующего персонажа в драматургическом произведении | Практические | 4 | 8 | ПК -2 .1, ПК -2 .2, ПК -2 .3, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
2.5. | Мюзикл как жанр драматургии | Практические | 4 | 10 | ПК -2 .1, ПК -2 .2, ПК -2 .3, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л2.2, Л1.2 |
2.6. | Драма и сцена | Сам. работа | 4 | 32 | ПК -2 .1, ПК -2 .2, ПК -2 .3, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
2.7. | Драматургия в России 1960 - 1980 гг. | Сам. работа | 4 | 34 | ПК -2 .1, ПК -2 .2, ПК -2 .3, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л2.2, Л1.2 |
2.8. | Современная драматургия | Сам. работа | 4 | 42 | ПК -2 .1, ПК -2 .2, ПК -2 .3, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л2.2, Л3.2, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3784 ПК -1: Способен создавать высокохудожественные произведения актерского и режиссерского искусства в рамках поставленной профессиональной задачи Вопросы закрытого типа: Вопрос 1 Скитания в поисках бессмертия были заложены в сюжете… ? 1. Гомер "Одиссея" 2. Эпос о Гильгамеше 3. Дмитрий Мансуров "Кащей Бессмертный" Ответ 3 Вопрос 2 Обыденное действие превращается в театр тогда, когда.. 1. Появляется стороннее лицо, оказывающееся очевидцем действия 2. Появляется оркестр 3. Появляется освещение Ответ 1 Вопрос 3 Китайский театр - первый театр, который включал в свои постановки... 1. ... продажу электронных билетов и попкорна. 2. ... легендарный трюк с засовыванием головы в пасть тигра. Вопрос 4 Сколько жанров выделяется в драме? 1. 4 2. 7 3. 3 Ответ: 3 Вопрос 4 Синяя птица в пьесе М. Метерлинка – это… а) символ счастья б) символ любви в) символ лучшего будущего, когда люди будут все знать и все видеть г) символ божественного прощения и благодати Ответ А Вопрос 5 В пьесе «Слепые» слепые – это символ: а) современного человечества, ослепшего, то есть потерявшего ориентиры, цели, смыслы и веру б) символ человеческих заблуждений в) символ экзистенциального одиночества человека и человечества г) символ человеческой беспомощности и никчемности Ответ А Вопрос 6 Почему в пьесе «Там, внутри» двое героев, стоящих под окном, медлят и не заходят в дом: а) они в ссоре и конфронтации с хозяевами дома б) они подслушивают и подглядывают, удовлетворяя любопытство в) не хотят разрушить семейную идиллию имеющейся у них печальной новостью г) выжидают наиболее удачный момент для того, чтобы совершить нападение на обитателей дома Ответ В Вопрос 7 Идея пьесы «Обручение»: а) человек существует не сам по себе, он звено огромной цепочки жизни, он связан с предками и потомками, несёт перед ними ответственность, передавая эстафету жизни. Это дает человеку тот стержень жизни, который не даёт ему упасть, сбиться с пути и погибнуть б) столкновение индивидуальной воли и воли коллективной всегда должно решаться отказом от личного и индивидуального: целое всегда больше каждого из составляющих, а поэтому большинство всегда право в) соборность и всеединство – единственные ориентиры в этом мире, которые могут показать путь к Истине и Счастью г) в сложных ситуациях человеку недостаточно полагаться только на свой ум: любые проблемы эффективнее решаются с помощью мозгового командного штурма Ответ А Вопрос 8 Непрошенная в одноименной пьесе Метерлинка – это: а) символ неожиданной Радости б) символ Смерти в) символ неожиданной Болезни г) символ внезапно случившейся Любви Ответ Б Вопрос 9 Пьеса, в которой сестры пытаются защитить своего маленького братца от жестокой, всесильной и страшной Королевы, называется а) Пелеас и Мелисанда б) Сестра Беатриса в) Смерть Тинтажиля г) Непрошенная Ответ В Вопрос 10 Метерлинк называл свой театр: а) «неподвижным театром» или театром молчания б) театром безмолвия в) театром тишины г) театром безысходности или Вселенской скорби Ответ А Вопрос 11.Первая оригинальная драма Фонвизина… А) Бригадир Б) Командир В) Луч света Ответ А Вопрос 12.Подколесин герой пьесы… ? А) Гоголя «Ревизор» Б) Гоголя «Женитьба» В) Гоголя «Игроки» Ответ Б Вопрос 13. Автор пьесы «Игроки» А) Гоголь Б) Фонвизин В) Пушкин Ответ А Вопрос 14. Пьесу «Борис Годунов» написал …. ? А) Гоголь Б) Сумароков В) Пушкин Ответ В Вопрос 15. Паратов герой пьесы … ? А) Лес Б) Бесприданница В) Гроза Ответ Б Вопросы открытого типа Вопрос 1. Сцена - это …… Ответ: площадка, на которой проходит представление. Вопрос 2. Импровизация - это… Ответ: деятельность по созданию или выполнению чего-то не запланированного заранее, с использованием всего что можно найти. Вопрос 3. Комедия в театре – это … Ответ: жанр художественного произведения характеризующийся юмористическим или сатирическим подходами, Вопрос 4. Трагедия в театре - это …. Ответ: жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу.. Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заострённо, Вопрос 5. Что такое фарс? Ответ: это комедия легкого содержания Вопрос 6. Как выглядел театр в Древней Греции ? Ответ: театр в Древней Греции строили под открытым небом, на склоне гор и холмов Вопрос 7. Где были созданы самые ранние комедии? Ответ: в Древних Афинах Вопрос 8. Что такое Мистерия ? Ответ: Мистерия – это жанр средневекового религиозного театра ХIV-XV веков Вопрос 9. Когда возникла комедия дель арте («комедия масок») ? Ответ: комедия дель арте («комедия масок») возникла в середине XVI века. Родина ее Италия. Вопрос 10. Что такое сценический ансамбль ? Ответ: Это когда актеры играют спектакль, понимая друг друга с полуслова, с полувзгляда, на лету. Вопрос 11. Назовите самые известные пьесы В. Шекспира Ответ: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Отелло» Вопрос 12. Что такое опера ? Ответ: музыкально-сценическое произведение, в основе которого – соединение сольного пения и драматического действия. Вопрос 13. В какой стране возникла опера? Ответ: Италия Вопрос 14. В каком году в Париже открылась академия танца? Ответ: в 1661 Вопрос 15. Кто автор комедии «Севильский церюльник» ? Ответ: Бомарше Вопрос 16. Как звали крепостную актрису, ставшую впоследствии графиней Шереметьевой? Ответ: Прасковья Жемчугова –Ковалева Вопрос 18. Кто написал пьесы «Клоп» и «Баня»? Ответ. В. Маяковский Вопрос 19. В каком году был основан Большой театр в Москве? Ответ: в 1776 году Вопрос 20. Где находится Мариинский театр? Ответ: Россия, Санкт-Петербург. По окончании учебных годов выставляются оценки, соответствующие целям и задачам программы «Основы драматургии» и ее учебному плану. Итоговая аттестация проводится в форме зачета с оценкой. Требования к зачету: Учащиеся должны продемонстрировать следующие знания и умения: - знание основных эстетических и стилевых направлений в области театрального искусства; - знание основных этапов развития театрального искусства; - знание истории возникновения и развития жанров театрального искусства; - знание особенностей национальных традиций театрального искусства; - знание театральной терминологии; - знание классического и современного репертуара; - умение анализировать произведения театрального искусства, составлять рецензию на просмотренный спектакль. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. ФОС в приложении к РПД |
Приложения |
Приложение 1.
![]() |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Станиславский К. С. | РЕЖИССУРА И АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Громова М.И. | Русская драматургия конца XX: Учебные пособия | Издательство "ФЛИНТА", 2017 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Аникст А.А. | Театр эпохи Шекспира: учебное пособие для вузов | М.: Дрофа, 2006 | |
Л2.2 | А. В. Сухих, Н. И. Корытченкова | Организация самостоятельной работы студентов в вузе: учеб. пособие | Кемерово: [Кузбассвузиздат], 2006 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Гвоздев А.А. | ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ТЕАТР НА РУБЕЖЕ XIX И XX СТОЛЕТИЙ. ОЧЕРКИ: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л3.2 | Светлакова, Е.Ю | Режиссура аудиовизуальных произведений: учебное пособие // ЭБС "Университетская библиотека он-лайн" | Кемерово : КемГУКИ, 2011 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Университетская библиотека онлайн | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Википедия | www.ru.wikipedia.org | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |