МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Режиссура театрального спектакля

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.02. Изящные искусства
ПрофильРежиссура и актерское искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный план50_03_02_Изящное искусство_РиАИ-2022
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 261
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 16,5 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 108 108 153 153 261 261
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 144 144 216 216 360 360

Программу составил(и):
к. иск., Доцент, Гречнева Н. В.

Рецензент(ы):
к. иск., Доцент, Черняева И. В.

Рабочая программа дисциплины
Режиссура театрального спектакля

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.02 Изящные искусства (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 517)

составлена на основании учебного плана:
50.03.02 Изящные искусства
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2024 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черняева Ирина Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2024 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняева Ирина Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомить студентов театральных специальностей с основами организации театрального дела в России. Освоить теоретические знания по основам драматургии, овладеть техникой научного анализа драматургического произведения, изучить основные направления в классической и современной драматургии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК -1Способен создавать высокохудожественные произведения актерского и режиссерского искусства в рамках поставленной профессиональной задачи
ПК -1.1 Знает основы теории и методологии актерского мастерства и режиссуры
ПК -1.2 Умеет создавать и интерпретировать произведения искусства в соответствии с поставленной профессиональной задачей
ПК -1.3 Умеет взаимодействовать со зрителем, создавать на сцене художественный образ, проводить подготовку над ролью
ПК -1.4 Владеет техническими приемами создания художественного образа и интерпретации авторского замысла в соответствиис поставленной профессиональной задачей
ПК-3Способен создавать художественно - творческие проекты в социокультурной сфере с использованием ИКТ
ПК-3.1 Знает основы теории и методологии актерского мастерства и режиссуры
ПК-3.2 Умеет формулировать цели, задачи и описывать этапы реализации художественно-творческих проектов
ПК-3.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах
ПК-3.4 Владеет навыками представления художественно творческих проектов с помощью современных омпьютерных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.систему формирования и методов обучения, основу научной организации труда, теорию и историю драматургии
3.2.Уметь:
3.2.1.переводить знания теории и истории в практические задачи написания драматургической основы будущих проектов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.специальными особенностями драматургии театрализованного представления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Вводная лекция. Сеть и структура театров. Маркетинг в театральном деле Лекции 7 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.2. Многообразие видов театрализованнных действ Лекции 7 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л2.1, Л1.2
1.3. Режиссерский замысел театрального спектакля Лекции 7 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.4. Этапы работы режиссера над спектаклем Практические 7 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.5. Постановочный план и его структура Практические 7 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.6. Режиссерское понятие жанра Сам. работа 7 24 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.7. Монтаж , как творческий методрежиссуры Сам. работа 7 40 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.8. Посещение концертов и спектаклей Сам. работа 7 44 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л2.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 2.
2.1. Использование принципов режиссуры В. Э. Мейерхольда в практике театрализованного представления Лекции 8 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л2.2, Л3.1, Л1.2
2.2. Режиссерские приемы как средство раскрытия темы Лекции 8 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л2.2, Л3.1, Л1.2
2.3. Виды репетиций в процессе подготовки спектакля Лекции 8 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л2.2, Л3.1, Л1.2
2.4. Приемы активизации аудитории и их использование в театральном спектакле Практические 8 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
2.5. Мюзикл как жанр драматургии Практические 8 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л2.2, Л3.2, Л1.2
2.6. Творческое наследие К. С. Станиславского, Е. Б. Вахтангова, и др. Сам. работа 8 32 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Посещение театров Сам. работа 8 34 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л2.2, Л3.2, Л1.2
2.8. Современная драматургия Сам. работа 8 42 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л2.2, Л3.2, Л1.2
2.9. Объекты авторского права в театре Сам. работа 8 45 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3784
ПК -1: Способен создавать высокохудожественные произведения актерского и режиссерского искусства в рамках поставленной профессиональной задачи
ПК-3: Способен создавать художественно - творческие проекты в социокультурной сфере с использованием ИКТ
Вопросы закрытого типа:

Вопрос 1 Скитания в поисках бессмертия были заложены в сюжете… ?
1. Гомер "Одиссея"
2. Эпос о Гильгамеше
3. Дмитрий Мансуров "Кащей Бессмертный"
Ответ 3
Вопрос 2 Обыденное действие превращается в театр тогда, когда..
1. Появляется стороннее лицо, оказывающееся очевидцем действия
2. Появляется оркестр
3. Появляется освещение
Ответ 1
Вопрос 3 Китайский театр - первый театр, который включал в свои постановки...
1. ... продажу электронных билетов и попкорна.
2. ... легендарный трюк с засовыванием головы в пасть тигра.
Вопрос 4 Сколько жанров выделяется в драме?
1. 4
2. 7
3. 3
Ответ: 3

Вопрос 4 Синяя птица в пьесе М. Метерлинка – это…
а) символ счастья
б) символ любви
в) символ лучшего будущего, когда люди будут все знать и все видеть
г) символ божественного прощения и благодати
Ответ А
Вопрос 5 В пьесе «Слепые» слепые – это символ:

а) современного человечества, ослепшего, то есть потерявшего ориентиры, цели, смыслы и веру
б) символ человеческих заблуждений
в) символ экзистенциального одиночества человека и человечества
г) символ человеческой беспомощности и никчемности
Ответ А

Вопрос 6 Почему в пьесе «Там, внутри» двое героев, стоящих под окном, медлят и не заходят в дом:

а) они в ссоре и конфронтации с хозяевами дома
б) они подслушивают и подглядывают, удовлетворяя любопытство
в) не хотят разрушить семейную идиллию имеющейся у них печальной новостью
г) выжидают наиболее удачный момент для того, чтобы совершить нападение на обитателей дома
Ответ В
Вопрос 7 Идея пьесы «Обручение»:

а) человек существует не сам по себе, он звено огромной цепочки жизни, он связан с предками и потомками, несёт перед ними ответственность, передавая эстафету жизни. Это дает человеку тот стержень жизни, который не даёт ему упасть, сбиться с пути и погибнуть

б) столкновение индивидуальной воли и воли коллективной всегда должно решаться отказом от личного и индивидуального: целое всегда больше каждого из составляющих, а поэтому большинство всегда право

в) соборность и всеединство – единственные ориентиры в этом мире, которые могут показать путь к Истине и Счастью

г) в сложных ситуациях человеку недостаточно полагаться только на свой ум: любые проблемы эффективнее решаются с помощью мозгового командного штурма
Ответ А

Вопрос 8 Непрошенная в одноименной пьесе Метерлинка – это:

а) символ неожиданной Радости
б) символ Смерти
в) символ неожиданной Болезни
г) символ внезапно случившейся Любви
Ответ Б
Вопрос 9 Пьеса, в которой сестры пытаются защитить своего маленького братца от жестокой, всесильной и страшной Королевы, называется

а) Пелеас и Мелисанда
б) Сестра Беатриса
в) Смерть Тинтажиля
г) Непрошенная
Ответ В

Вопрос 10 Метерлинк называл свой театр:

а) «неподвижным театром» или театром молчания
б) театром безмолвия
в) театром тишины
г) театром безысходности или Вселенской скорби
Ответ А
Вопрос 11.Первая оригинальная драма Фонвизина…
А) Бригадир
Б) Командир
В) Луч света
Ответ А
Вопрос 12.Подколесин герой пьесы… ?
А) Гоголя «Ревизор»
Б) Гоголя «Женитьба»
В) Гоголя «Игроки»
Ответ Б
Вопрос 13. Автор пьесы «Игроки»
А) Гоголь
Б) Фонвизин
В) Пушкин
Ответ А
Вопрос 14. Пьесу «Борис Годунов» написал …. ?
А) Гоголь
Б) Сумароков
В) Пушкин
Ответ В
Вопрос 15. Паратов герой пьесы … ?
А) Лес
Б) Бесприданница
В) Гроза
Ответ Б
Вопросы открытого типа
Вопрос 1. Сцена - это ……
Ответ: площадка, на которой проходит представление.
Вопрос 2. Импровизация - это…
Ответ: деятельность по созданию или выполнению чего-то не запланированного заранее, с использованием всего что можно найти.
Вопрос 3. Комедия в театре – это …
Ответ: жанр художественного произведения характеризующийся юмористическим или сатирическим подходами,
Вопрос 4. Трагедия в театре - это ….
Ответ: жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу.. Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заострённо,
Вопрос 5. Что такое фарс?
Ответ: это комедия легкого содержания
Вопрос 6. Как выглядел театр в Древней Греции ?
Ответ: театр в Древней Греции строили под открытым небом, на склоне гор и холмов

Вопрос 7. Где были созданы самые ранние комедии?
Ответ: в Древних Афинах
Вопрос 8. Что такое Мистерия ?
Ответ: Мистерия – это жанр средневекового религиозного театра ХIV-XV веков
Вопрос 9. Когда возникла комедия дель арте («комедия масок») ?
Ответ: комедия дель арте («комедия масок») возникла в середине XVI века. Родина ее Италия.
Вопрос 10. Что такое сценический ансамбль ?
Ответ: Это когда актеры играют спектакль, понимая друг друга с полуслова, с полувзгляда, на лету.
Вопрос 11. Назовите самые известные пьесы В. Шекспира
Ответ: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Отелло»
Вопрос 12. Что такое опера ?
Ответ: музыкально-сценическое произведение, в основе которого – соединение сольного пения и драматического действия.
Вопрос 13. В какой стране возникла опера?
Ответ: Италия
Вопрос 14. В каком году в Париже открылась академия танца?
Ответ: в 1661
Вопрос 15. Кто автор комедии «Севильский церюльник» ?
Ответ: Бомарше
Вопрос 16. Как звали крепостную актрису, ставшую впоследствии графиней Шереметьевой?
Ответ: Прасковья Жемчугова –Ковалева
Вопрос 17. Назовите основные пьесы А. Островского?
Ответ: «Волки и овцы», «Лес»
Вопрос 18. Кто написал пьесы «Клоп» и «Баня»?
Ответ. В. Маяковский
Вопрос 19. В каком году был основан Большой театр в Москве?
Ответ: в 1776 году
Вопрос 20. Где находится Мариинский театр?
Ответ: Россия, Санкт-Петербург.

По окончании учебных годов выставляются оценки, соответствующие целям и задачам программы «История театра и кино» и ее учебному плану.
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
Требования к экзамену:
Учащиеся должны продемонстрировать следующие знания и умения:
- знание основных эстетических и стилевых направлений в области театрального искусства;
- знание основных этапов развития театрального искусства;
- знание истории возникновения и развития жанров театрального искусства;
- знание особенностей национальных традиций театрального искусства;
- знание театральной терминологии;
- знание классического и современного репертуара;
- умение анализировать произведения театрального искусства, составлять рецензию на просмотренный спектакль.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОС в приложении к РПД
Приложения
Приложение 1.   ФОС драматургия.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Станиславский К. С. РЕЖИССУРА И АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Громова М.И. Русская драматургия конца XX: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2017 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Аникст А.А. Театр эпохи Шекспира: учебное пособие для вузов М.: Дрофа, 2006
Л2.2 А. В. Сухих, Н. И. Корытченкова Организация самостоятельной работы студентов в вузе: учеб. пособие Кемерово: [Кузбассвузиздат], 2006
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Гвоздев А.А. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ТЕАТР НА РУБЕЖЕ XIX И XX СТОЛЕТИЙ. ОЧЕРКИ: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л3.2 Светлакова, Е.Ю Режиссура аудиовизуальных произведений: учебное пособие // ЭБС "Университетская библиотека он-лайн" Кемерово : КемГУКИ, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека онлайн www.biblioclub.ru
Э2 Википедия www.ru.wikipedia.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.