МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История театра и кино

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.02. Изящные искусства
ПрофильРежиссура и актерское искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план50_03_02_Изящное искусство_РиАИ-2022
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 288
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5, 7
диф. зачеты: 6, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 17 21,5 16,5 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36 36 36 36 36 144 144
Сам. работа 144 144 36 36 36 36 72 72 288 288
Итого 180 180 72 72 72 72 108 108 432 432

Программу составил(и):
Доцент, Гречнева Н. В.

Рецензент(ы):
Доцент, Черняева И. В.

Рабочая программа дисциплины
История театра и кино

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.02 Изящные искусства (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 517)

составлена на основании учебного плана:
50.03.02 Изящные искусства
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черняева И. В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняева И. В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка высококвалифицированных актеров и режиссеров, обладающих историческим мышлением, ориентирующихся в многообразии русской театральной культуры и понимающих закономерности ее развития, умеющих в своей практической деятельности использовать знания, полученные в процессе освоения курса

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК -1Способен создавать высокохудожественные произведения актерского и режиссерского искусства в рамках поставленной профессиональной задачи
ПК -1.1 Знает основы теории и методологии актерского мастерства и режиссуры
ПК -1.2 Умеет создавать и интерпретировать произведения искусства в соответствии с поставленной профессиональной задачей
ПК -1.3 Умеет взаимодействовать со зрителем, создавать на сцене художественный образ, проводить подготовку над ролью
ПК -1.4 Владеет техническими приемами создания художественного образа и интерпретации авторского замысла в соответствиис поставленной профессиональной задачей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.периоды развития театральной культуры
этапы эволюции художественных стилей
театральное творчество в культурно-эстетическом и историческом аспекте
основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа театральных произведений
основные направления деятельности режиссера в различные исторические эпохи
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические знания при анализе драматических произведений, различать общие и частные закономерности построения драматических произведений
рассматривать драматическое произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения категориально-понятийного аппарата

навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Введение. Периодизация истории русского театра от истоков до начала XX века. Практические 5 6 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л1.4
1.2. Народный театр Практические 5 8 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.5, Л2.1, Л3.2
1.3. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Влияние Византии на древнерусскую культуру". Сам. работа 5 1 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Театральная культура Средневековья Сам. работа 5 22 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2
1.5. Театр ХVIIи. - начала XVIIIв. Придворный театр Практические 5 8 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2
Раздел 2.
2.1. Истоки режиссуры в становлении русского театра Практические 5 8 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2
2.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: истоки русского театра. Скоморохи. Сам. работа 5 33 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Возникновение режиссерского театра Практические 5 6 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2
2.4. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: церковный и школьный театр в России Сам. работа 5 44 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2
2.5. Классицизм . Драматургия и театр второй половины XVIII века Практические 6 8 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2
2.6. Работа с основной и дополнительной литературой. Пушкин и театр Сам. работа 5 44 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2
2.7. Театр первой четверти XIX драматургия и актерское искусство Практические 6 8 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2
Раздел 3.
3.1. Русская театральная культура первой половины XIX века: характеристика периода. Практические 6 8 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2
3.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Русский сатирический театр Сам. работа 6 18 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2
3.3. Формирование нового музыкального театра и идеала отечественной оперы Практические 6 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2
3.4. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Камерно-вокальное и оперное творчество А. С. Даргомыжского" (романсы, "Русалка", "Каменный гость". Прослушивание музыкальных произведений по теме.Подготовка к музыкальной викторине по операм А. С. Даргомыжского. Сам. работа 6 18 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2
3.5. Романтизм в русской драматургии Практические 7 10 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2
3.6. Русская театральная культура второй половины XIX века: общие тенденции, эстетические и творческие проблемы. Практические 7 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2
3.7. Работа с основной и дополнительной литературой. МХТ и Чехов Сам. работа 7 14 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2
3.8. Историческая опера второй половины XIX века. Народные музыкальные драмы М. П. Мусоргского. Практические 7 2 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2
3.9. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Творчество А. П. Бородина". Прослушивание оперы "Князь Игорь".Подготовка к викторине по опере. Сам. работа 7 6 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2
3.10. Русский театр и драматургия второй половины XIX века. Реализм Практические 7 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2
3.11. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: реализм в русском театре Сам. работа 7 8 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2
3.12. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы "Творчество П. И. Чайковского". Прослушивание опер "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта".Подготовка к музыкльной викторине по операм Чайковского. Сам. работа 7 8 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2
3.13. Русский театр и драматургия в первой половине XX века Практические 8 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2
3.14. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ драматических произведений Сам. работа 8 22 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2
3.15. Русский театр и драматургия второй половины XX века Практические 8 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2
3.16. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ драматических тпроизведений Сам. работа 8 22 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.2
3.17. Американская драматургия и театр Практические 8 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л2.1, Л1.6, Л1.2, Л3.1, Л2.2
3.18. Роль современной хореографии в развитии театра Сам. работа 8 28 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3784

ПК -1: Способен создавать высокохудожественные произведения актерского и режиссерского искусства в рамках поставленной профессиональной задачи

ВОПРОСЫ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Одной из самых популярных частей народного праздника были…?
А) пляски медведей
Б) игры ряженых
В) праздничные кушанья
Ответ Б
2. Игры ряженых чаще всего строились на … ?
А) основе песен
Б) основе
В) основе импровизации
Ответ в
3. Первый русский профессиональный русский театр был…
А) придворным
Б) народным развлечением
В) балаганом
Ответ А
4. Изначально актерские действия на Руси были связаны с …

А) с массовыми гуляньями
Б) со свадебными обрядами
В) с языческими обрядами
Ответ Б
5. В России первый балаган связан с именем….
А) Петра Первого
Б) Екатерины Великой
В) Ивана Грозного
Ответ А
6. В 17 веке запрещение скоморошества добился ….
А) Архиепископ Алексей
Б) Архиепископ Никон
В) Екатерина 1
Ответ Б
7. Первой в истории русской драматургии социально-политической комедией стала пьеса….
А) «Горе от ума»
Б) «Гроза»
В) «Недоросль»
Ответ В
8. Первыми представителями русской классической драматургии были…

А) Радищев
Б) Сумароков
В) Фонвизин
Ответ Б
9. Автор пьесы «Дмитрий Донской»
А) Сумароков
Б) М. Горький
В) Н. Гоголь
Ответ А
10. К репертуару русского театра второй половины 18 века можно отнести…
А) фарс
Б) сатирическая комедия
В) хроники
Ответ Б
11. Первая оригинальная драма Фонвизина…

А) Бригадир
Б) Командир
В) Луч света
Ответ А
12. Подколесин герой пьесы… ?
А) Гоголя «Ревизор»
Б) Гоголя «Женитьба»
В) Гоголя «Игроки»
Ответ Б
13. Автор пьесы «Игроки»

А) Гоголь
Б) Фонвизин
В) Пушкин
Ответ А
14. Пьесу «Борис Годунов» написал …. ?
А) Гоголь
Б) Сумароков
В) Пушкин
Ответ В
15. Паратов герой пьесы … ?
А) Лес
Б) Бесприданница
В) Гроза
Ответ Б

Вопросы открытого типа
1. Сцена - это ……
Ответ: площадка, на которой проходит представление.
2. Импровизация - это…
Ответ: деятельность по созданию или выполнению чего-то не запланированного заранее, с использованием всего что можно найти.
3. Комедия в театре – это …
Ответ: жанр художественного произведения характеризующийся юмористическим или сатирическим подходами,
4. Трагедия в театре - это ….
Ответ: жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу.. Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заострённо,
5. Что такое фарс?
Ответ: это комедия легкого содержания
6. Как выглядел театр в Древней Греции ?
Ответ: театр в Древней Греции строили под открытым небом, на склоне гор и холмов

7. Где были созданы самые ранние комедии?
Ответ: в Древних Афинах
8. Что такое Мистерия ?
Ответ: Мистерия – это жанр средневекового религиозного театра ХIV-XV веков
9. Когда возникла комедия дель арте («комедия масок») ?
Ответ: комедия дель арте («комедия масок») возникла в середине XVI века. Родина ее Италия.
10. Что такое сценический ансамбль ?
Ответ: Это когда актеры играют спектакль, понимая друг друга с полуслова, с полувзгляда, на лету.
11. Назовите самые известные пьесы В. Шекспира
Ответ: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Отелло»
12. Что такое опера ?
13. В какой стране возникла опера?
Ответ: Италия
14. В каком году в Париже открылась академия танца?
Ответ: в 1661
15. Кто автор комедии «Севильский цирюльник» ?
Ответ: Бомарше
16. Как звали крепостную актрису, ставшую впоследствии графиней Шереметьевой?
Ответ: Прасковья Жемчугова –Ковалева
17. Назовите основные пьесы А. Островского?
Ответ: «Волки и овцы», «Лес»
18. Кто написал пьесы «Клоп» и «Баня»?
Ответ. В. Маяковский
19. В каком году был основан Большой театр в Москве?
Ответ: в 1776 году
20. Где находится Мариинский театр?
Ответ: Россия, Санкт-Петербург.

По окончании учебных годов выставляются оценки, соответствующие целям и задачам программы «История театра и кино» и ее учебному плану.
Итоговая аттестация проводится в форме зачета.
Требования к зачету:
Учащиеся должны продемонстрировать следующие знания и умения:
- знание основных эстетических и стилевых направлений в области театрального искусства;
- знание основных этапов развития театрального искусства;
- знание истории возникновения и развития жанров театрального искусства;
- знание особенностей национальных традиций театрального искусства;
- знание театральной терминологии;
- знание классического и современного репертуара;
- умение анализировать произведения театрального искусства, составлять рецензию на просмотренный спектакль.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Станиславский К. С. РЕЖИССУРА И АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Браудо Е.М. ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Скребков С. С. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ. ХОРОВАЯ МУЗЫКА XVII - НАЧАЛА XVIII ВЕКОВ 2-е изд. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Банникова И. И. История отечественной музыки XX века (1917-2000 гг.): Учебники и учебные пособия для ВУЗов Орловский государственный институт искусств и культуры, 2012 biblioclub.ru
Л1.5 Савушкина Н.И. Русский народный театр. : М., , 1976.
Л1.6 Гвоздев А.А. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ТЕАТР НА РУБЕЖЕ XIX И XX СТОЛЕТИЙ. ОЧЕРКИ: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мюллер В. К. ДРАМА И ТЕАТР ЭПОХИ ШЕКСПИРА: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Демченко А. И. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. КОНЦЕПЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Каган М.С. МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л3.2 Белякова Н.Н., Демьянова Е.М., Котвицкая Э.С. Идём в музыкальный театр : учебное пособие: учебное пособие Санкт-Петербург : Златоуст, 2005 URL: https://e.lanbook.com/book/80912
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека "Киберленинка" cyberleninka.ru
Э2 Электронная библиотека "Твирпикс" www.twirpx.com
Э3 Нотный архив Бориса Тараканова notes.tarakanov.net
Э4 Курс в Moodle "История музыки (отечественной)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
106Д помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.;
118Д помещение для хранения и обработки специализированных материалов Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной.
Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности:
• изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса;
• аналитическую работу с драматическими текстами и явлениями режисерского искусства;
• подготовку сообщений и докладов по темам курса;
• прослушивание и проигрывание изучаемых музыкальных произведений.

Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала.