МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и теория режиссуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.02. Изящные искусства
ПрофильРежиссура и актерское искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный план50_03_02_Изящное искусство_РиАИ-2022
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 288
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 17 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36 72 72
Сам. работа 108 108 180 180 288 288
Итого 144 144 216 216 360 360

Программу составил(и):
Доцент, Гречнева Н. В.

Рецензент(ы):
Доцент, Черняева И. В.

Рабочая программа дисциплины
История и теория режиссуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.02 Изящные искусства (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 517)

составлена на основании учебного плана:
50.03.02 Изящные искусства
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черняева И. В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняева И. В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка высококвалифицированных актеров и режиссеров, обладающих историческим мышлением, ориентирующихся в многообразии русской театральной культуры и понимающих закономерности ее развития, умеющих в своей практической деятельности использовать знания, полученные в процессе освоения курса

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК -1Способен создавать высокохудожественные произведения актерского и режиссерского искусства в рамках поставленной профессиональной задачи
ПК -1.1 Знает основы теории и методологии актерского мастерства и режиссуры
ПК -1.2 Умеет создавать и интерпретировать произведения искусства в соответствии с поставленной профессиональной задачей
ПК -1.3 Умеет взаимодействовать со зрителем, создавать на сцене художественный образ, проводить подготовку над ролью
ПК -1.4 Владеет техническими приемами создания художественного образа и интерпретации авторского замысла в соответствиис поставленной профессиональной задачей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знать историю и теорию режиссуры, драматургии и актерского мастерства
этапы эволюции художественных стилей
театральное творчество в культурно-эстетическом и историческом аспекте
основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа театральных произведений
основные направления деятельности режиссера в различные исторические эпохи
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические знания при анализе драматических произведений, различать общие и частные закономерности построения драматических произведений
рассматривать драматическое произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения категориально-понятийного аппарата
навыками коммуникации
навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Введение . Формирование базовых знаний в области концептуальных оснований режиссерской деятельности Практические 5 6 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1
1.2. Истоки режиссуры Практические 5 8 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л2.1, Л1.4, Л3.2
1.3. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: режиссура в творчестве драматургов Сам. работа 5 1 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Шекспир - режиссер ( на примере пьесы "Гамлет") Сам. работа 5 8 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Истоки режиссуры в становлении русского театра Практические 5 8 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2.
2.1. Возникновение режиссерского театра Практические 5 8 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: истоки русского театра. Скоморохи. Сам. работа 5 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Режиссерское искусство в начале XX века Практические 5 6 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: церковный и школьный театр в России Сам. работа 5 43 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Режиссерское искусство в середине XX века Практические 6 8 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Работа с основной и дополнительной литературой. Пушкин и театр Сам. работа 5 44 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Театр первой четверти XIX драматургия и актерское искусство Практические 6 2 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3.
3.1. Работа с основной и дополнительной литературой. Русский сатирический театр Сам. работа 6 18 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Формирование нового музыкального театра и идеала отечественной оперы Практические 6 4 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Камерно-вокальное и оперное творчество А. С. Даргомыжского" (романсы, "Русалка", "Каменный гость". Прослушивание музыкальных произведений по теме.Подготовка к музыкальной викторине по операм А. С. Даргомыжского. Сам. работа 6 18 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Современное режиссерское искусство Практические 6 4 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.5. Режиссерский анализ произведения Практические 6 2 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.6. Работа с основной и дополнительной литературой. Театрализованные шествия и карнавалы Сам. работа 6 14 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.7. Формирование режиссерского замысла Практические 6 2 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.8. Российские и зарубежные фестивали Сам. работа 6 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.9. Воплощение режиссерского замысла Практические 6 2 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.10. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: реализм в русском театре Сам. работа 6 18 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.11. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы работа режиссера -постановщика с художником и звукорежиссером Сам. работа 6 16 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.12. Распределение ролей Практические 6 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.13. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ драматических произведений Сам. работа 6 22 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.14. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ драматических тпроизведений Сам. работа 6 22 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.15. Американская драматургия и театр Сам. работа 6 12 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.16. Роль современной хореографии в развитии театра Сам. работа 6 28 ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 Л2.1, Л1.4, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3784
ПК -1: Способен создавать высокохудожественные произведения актерского и режиссерского искусства в рамках поставленной профессиональной задачи
Вопросы закрытого типа:
Вопрос 1 Скитания в поисках бессмертия были заложены в сюжете… ?
1. Гомер "Одиссея"
2. Эпос о Гильгамеше
3. Дмитрий Мансуров "Кащей Бессмертный"
Ответ 3
Вопрос 2 Обыденное действие превращается в театр тогда, когда..
1. Появляется стороннее лицо, оказывающееся очевидцем действия
2. Появляется оркестр
3. Появляется освещение
Ответ 1
Вопрос 3 Китайский театр - первый театр, который включал в свои постановки...
1. ... продажу электронных билетов и попкорна.
2. ... легендарный трюк с засовыванием головы в пасть тигра.
Вопрос 4 Сколько жанров выделяется в драме?
1. 4
2. 7
3. 3
Ответ: 3

Вопрос 4 Синяя птица в пьесе М. Метерлинка – это…
а) символ счастья
б) символ любви
в) символ лучшего будущего, когда люди будут все знать и все видеть
г) символ божественного прощения и благодати
Ответ А
Вопрос 5 В пьесе «Слепые» слепые – это символ:

а) современного человечества, ослепшего, то есть потерявшего ориентиры, цели, смыслы и веру
б) символ человеческих заблуждений
в) символ экзистенциального одиночества человека и человечества
г) символ человеческой беспомощности и никчемности
Ответ А

Вопрос 6 Почему в пьесе «Там, внутри» двое героев, стоящих под окном, медлят и не заходят в дом:

а) они в ссоре и конфронтации с хозяевами дома
б) они подслушивают и подглядывают, удовлетворяя любопытство
в) не хотят разрушить семейную идиллию имеющейся у них печальной новостью
г) выжидают наиболее удачный момент для того, чтобы совершить нападение на обитателей дома
Ответ В
Вопрос 7 Идея пьесы «Обручение»:

а) человек существует не сам по себе, он звено огромной цепочки жизни, он связан с предками и потомками, несёт перед ними ответственность, передавая эстафету жизни. Это дает человеку тот стержень жизни, который не даёт ему упасть, сбиться с пути и погибнуть

б) столкновение индивидуальной воли и воли коллективной всегда должно решаться отказом от личного и индивидуального: целое всегда больше каждого из составляющих, а поэтому большинство всегда право

в) соборность и всеединство – единственные ориентиры в этом мире, которые могут показать путь к Истине и Счастью

г) в сложных ситуациях человеку недостаточно полагаться только на свой ум: любые проблемы эффективнее решаются с помощью мозгового командного штурма
Ответ А

Вопрос 8 Непрошенная в одноименной пьесе Метерлинка – это:

а) символ неожиданной Радости
б) символ Смерти
в) символ неожиданной Болезни
г) символ внезапно случившейся Любви
Ответ Б
Вопрос 9 Пьеса, в которой сестры пытаются защитить своего маленького братца от жестокой, всесильной и страшной Королевы, называется

а) Пелеас и Мелисанда
б) Сестра Беатриса
в) Смерть Тинтажиля
г) Непрошенная
Ответ В

Вопрос 10 Метерлинк называл свой театр:

а) «неподвижным театром» или театром молчания
б) театром безмолвия
в) театром тишины
г) театром безысходности или Вселенской скорби
Ответ А
Вопрос 11.Первая оригинальная драма Фонвизина…
А) Бригадир
Б) Командир
В) Луч света
Ответ А
Вопрос 12.Подколесин герой пьесы… ?
А) Гоголя «Ревизор»
Б) Гоголя «Женитьба»
В) Гоголя «Игроки»
Ответ Б
Вопрос 13. Автор пьесы «Игроки»
А) Гоголь
Б) Фонвизин
В) Пушкин
Ответ А
Вопрос 14. Пьесу «Борис Годунов» написал …. ?
А) Гоголь
Б) Сумароков
В) Пушкин
Ответ В
Вопрос 15. Паратов герой пьесы … ?
А) Лес
Б) Бесприданница
В) Гроза
Ответ Б
Вопросы открытого типа
Вопрос 1. Сцена - это ……
Ответ: площадка, на которой проходит представление.
Вопрос 2. Импровизация - это…
Ответ: деятельность по созданию или выполнению чего-то не запланированного заранее, с использованием всего что можно найти.
Вопрос 3. Комедия в театре – это …
Ответ: жанр художественного произведения характеризующийся юмористическим или сатирическим подходами,
Вопрос 4. Трагедия в театре - это ….
Ответ: жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу.. Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заострённо,
Вопрос 5. Что такое фарс?
Ответ: это комедия легкого содержания
Вопрос 6. Как выглядел театр в Древней Греции ?
Ответ: театр в Древней Греции строили под открытым небом, на склоне гор и холмов

Вопрос 7. Где были созданы самые ранние комедии?
Ответ: в Древних Афинах
Вопрос 8. Что такое Мистерия ?
Ответ: Мистерия – это жанр средневекового религиозного театра ХIV-XV веков
Вопрос 9. Когда возникла комедия дель арте («комедия масок») ?
Ответ: комедия дель арте («комедия масок») возникла в середине XVI века. Родина ее Италия.
Вопрос 10. Что такое сценический ансамбль ?
Ответ: Это когда актеры играют спектакль, понимая друг друга с полуслова, с полувзгляда, на лету.
Вопрос 11. Назовите самые известные пьесы В. Шекспира
Ответ: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Отелло»
Вопрос 12. Что такое опера ?
Ответ: музыкально-сценическое произведение, в основе которого – соединение сольного пения и драматического действия.
Вопрос 13. В какой стране возникла опера?
Ответ: Италия
Вопрос 14. В каком году в Париже открылась академия танца?
Ответ: в 1661
Вопрос 15. Кто автор комедии «Севильский церюльник» ?
Ответ: Бомарше
Вопрос 16. Как звали крепостную актрису, ставшую впоследствии графиней Шереметьевой?
Ответ: Прасковья Жемчугова –Ковалева
Вопрос 17. Назовите основные пьесы А. Островского?
Ответ: «Волки и овцы», «Лес»
Вопрос 18. Кто написал пьесы «Клоп» и «Баня»?
Ответ. В. Маяковский
Вопрос 19. В каком году был основан Большой театр в Москве?
Ответ: в 1776 году
Вопрос 20. Где находится Мариинский театр?
Ответ: Россия, Санкт-Петербург.

По окончании учебных годов выставляются оценки, соответствующие целям и задачам программы «История и теория режиссуры» и ее учебному плану.
Итоговая аттестация проводится в форме зачета.
Требования к зачету:
Учащиеся должны продемонстрировать следующие знания и умения:
- знание основных эстетических и стилевых направлений в области театрального искусства;
- знание основных этапов развития театрального искусства;
- знание истории возникновения и развития жанров театрального искусства;
- знание особенностей национальных традиций театрального искусства;
- знание театральной терминологии;
- знание классического и современного репертуара;
- умение анализировать произведения театрального искусства, составлять рецензию на просмотренный спектакль.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лозинская В. П. Русская музыка с древнейших времен до середины XX века: Научные монографии Сибирский федеральный университет, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Браудо Е.М. ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Банникова И. И. История отечественной музыки XX века (1917-2000 гг.): Учебники и учебные пособия для ВУЗов Орловский государственный институт искусств и культуры, 2012 biblioclub.ru
Л1.4 Гвоздев А.А. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ТЕАТР НА РУБЕЖЕ XIX И XX СТОЛЕТИЙ. ОЧЕРКИ: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мюллер В. К. ДРАМА И ТЕАТР ЭПОХИ ШЕКСПИРА: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Демченко А. И. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. КОНЦЕПЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Каган М.С. МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л3.2 Белякова Н.Н., Демьянова Е.М., Котвицкая Э.С. Идём в музыкальный театр : учебное пособие: учебное пособие Санкт-Петербург : Златоуст, 2005 URL: https://e.lanbook.com/book/80912
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека "Киберленинка" cyberleninka.ru
Э2 Электронная библиотека "Твирпикс" www.twirpx.com
Э3 Нотный архив Бориса Тараканова notes.tarakanov.net
Э4 Курс в Moodle "История музыки (отечественной)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
106Д помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.;
118Д помещение для хранения и обработки специализированных материалов Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной.
Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности:
• изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса;
• аналитическую работу с драматическими текстами и явлениями режисерского искусства;
• подготовку сообщений и докладов по темам курса;
• прослушивание и проигрывание изучаемых музыкальных произведений.

Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала.