Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.02. Изящные искусства |
Профиль | Режиссура и актерское искусство |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 10 ЗЕТ |
Учебный план | 50_03_02_Изящное искусство_РиАИ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | 3 (6) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 17 | 21,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 | 72 | 72 |
Сам. работа | 108 | 108 | 180 | 180 | 288 | 288 |
Итого | 144 | 144 | 216 | 216 | 360 | 360 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняева И. В.
1.1. | подготовка высококвалифицированных актеров и режиссеров, обладающих историческим мышлением, ориентирующихся в многообразии русской театральной культуры и понимающих закономерности ее развития, умеющих в своей практической деятельности использовать знания, полученные в процессе освоения курса |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК -1 | Способен создавать высокохудожественные произведения актерского и режиссерского искусства в рамках поставленной профессиональной задачи |
ПК -1.1 | Знает основы теории и методологии актерского мастерства и режиссуры |
ПК -1.2 | Умеет создавать и интерпретировать произведения искусства в соответствии с поставленной профессиональной задачей |
ПК -1.3 | Умеет взаимодействовать со зрителем, создавать на сцене художественный образ, проводить подготовку над ролью |
ПК -1.4 | Владеет техническими приемами создания художественного образа и интерпретации авторского замысла в соответствиис поставленной профессиональной задачей |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | знать историю и теорию режиссуры, драматургии и актерского мастерства этапы эволюции художественных стилей театральное творчество в культурно-эстетическом и историческом аспекте основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа театральных произведений основные направления деятельности режиссера в различные исторические эпохи |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять теоретические знания при анализе драматических произведений, различать общие и частные закономерности построения драматических произведений рассматривать драматическое произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения категориально-понятийного аппарата навыками коммуникации навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Введение . Формирование базовых знаний в области концептуальных оснований режиссерской деятельности | Практические | 5 | 6 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1 |
1.2. | Истоки режиссуры | Практические | 5 | 8 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л2.1, Л1.4, Л3.2 |
1.3. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: режиссура в творчестве драматургов | Сам. работа | 5 | 1 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
1.4. | Шекспир - режиссер ( на примере пьесы "Гамлет") | Сам. работа | 5 | 8 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
1.5. | Истоки режиссуры в становлении русского театра | Практические | 5 | 8 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. | ||||||
2.1. | Возникновение режиссерского театра | Практические | 5 | 8 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: истоки русского театра. Скоморохи. | Сам. работа | 5 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Режиссерское искусство в начале XX века | Практические | 5 | 6 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
2.4. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: церковный и школьный театр в России | Сам. работа | 5 | 43 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
2.5. | Режиссерское искусство в середине XX века | Практические | 6 | 8 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
2.6. | Работа с основной и дополнительной литературой. Пушкин и театр | Сам. работа | 5 | 44 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
2.7. | Театр первой четверти XIX драматургия и актерское искусство | Практические | 6 | 2 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 3. | ||||||
3.1. | Работа с основной и дополнительной литературой. Русский сатирический театр | Сам. работа | 6 | 18 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Формирование нового музыкального театра и идеала отечественной оперы | Практические | 6 | 4 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.3. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Камерно-вокальное и оперное творчество А. С. Даргомыжского" (романсы, "Русалка", "Каменный гость". Прослушивание музыкальных произведений по теме.Подготовка к музыкальной викторине по операм А. С. Даргомыжского. | Сам. работа | 6 | 18 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.4. | Современное режиссерское искусство | Практические | 6 | 4 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.5. | Режиссерский анализ произведения | Практические | 6 | 2 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.6. | Работа с основной и дополнительной литературой. Театрализованные шествия и карнавалы | Сам. работа | 6 | 14 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.7. | Формирование режиссерского замысла | Практические | 6 | 2 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.8. | Российские и зарубежные фестивали | Сам. работа | 6 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.9. | Воплощение режиссерского замысла | Практические | 6 | 2 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.10. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: реализм в русском театре | Сам. работа | 6 | 18 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.11. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы работа режиссера -постановщика с художником и звукорежиссером | Сам. работа | 6 | 16 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.12. | Распределение ролей | Практические | 6 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.13. | Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ драматических произведений | Сам. работа | 6 | 22 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.14. | Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ драматических тпроизведений | Сам. работа | 6 | 22 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2 |
3.15. | Американская драматургия и театр | Сам. работа | 6 | 12 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.16. | Роль современной хореографии в развитии театра | Сам. работа | 6 | 28 | ПК -1.1, ПК -1.2, ПК -1.3, ПК -1.4 | Л2.1, Л1.4, Л3.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3784 ПК -1: Способен создавать высокохудожественные произведения актерского и режиссерского искусства в рамках поставленной профессиональной задачи Вопросы закрытого типа: Вопрос 1 Скитания в поисках бессмертия были заложены в сюжете… ? 1. Гомер "Одиссея" 2. Эпос о Гильгамеше 3. Дмитрий Мансуров "Кащей Бессмертный" Ответ 3 Вопрос 2 Обыденное действие превращается в театр тогда, когда.. 1. Появляется стороннее лицо, оказывающееся очевидцем действия 2. Появляется оркестр 3. Появляется освещение Ответ 1 Вопрос 3 Китайский театр - первый театр, который включал в свои постановки... 1. ... продажу электронных билетов и попкорна. 2. ... легендарный трюк с засовыванием головы в пасть тигра. Вопрос 4 Сколько жанров выделяется в драме? 1. 4 2. 7 3. 3 Ответ: 3 Вопрос 4 Синяя птица в пьесе М. Метерлинка – это… а) символ счастья б) символ любви в) символ лучшего будущего, когда люди будут все знать и все видеть г) символ божественного прощения и благодати Ответ А Вопрос 5 В пьесе «Слепые» слепые – это символ: а) современного человечества, ослепшего, то есть потерявшего ориентиры, цели, смыслы и веру б) символ человеческих заблуждений в) символ экзистенциального одиночества человека и человечества г) символ человеческой беспомощности и никчемности Ответ А Вопрос 6 Почему в пьесе «Там, внутри» двое героев, стоящих под окном, медлят и не заходят в дом: а) они в ссоре и конфронтации с хозяевами дома б) они подслушивают и подглядывают, удовлетворяя любопытство в) не хотят разрушить семейную идиллию имеющейся у них печальной новостью г) выжидают наиболее удачный момент для того, чтобы совершить нападение на обитателей дома Ответ В Вопрос 7 Идея пьесы «Обручение»: а) человек существует не сам по себе, он звено огромной цепочки жизни, он связан с предками и потомками, несёт перед ними ответственность, передавая эстафету жизни. Это дает человеку тот стержень жизни, который не даёт ему упасть, сбиться с пути и погибнуть б) столкновение индивидуальной воли и воли коллективной всегда должно решаться отказом от личного и индивидуального: целое всегда больше каждого из составляющих, а поэтому большинство всегда право в) соборность и всеединство – единственные ориентиры в этом мире, которые могут показать путь к Истине и Счастью г) в сложных ситуациях человеку недостаточно полагаться только на свой ум: любые проблемы эффективнее решаются с помощью мозгового командного штурма Ответ А Вопрос 8 Непрошенная в одноименной пьесе Метерлинка – это: а) символ неожиданной Радости б) символ Смерти в) символ неожиданной Болезни г) символ внезапно случившейся Любви Ответ Б Вопрос 9 Пьеса, в которой сестры пытаются защитить своего маленького братца от жестокой, всесильной и страшной Королевы, называется а) Пелеас и Мелисанда б) Сестра Беатриса в) Смерть Тинтажиля г) Непрошенная Ответ В Вопрос 10 Метерлинк называл свой театр: а) «неподвижным театром» или театром молчания б) театром безмолвия в) театром тишины г) театром безысходности или Вселенской скорби Ответ А Вопрос 11.Первая оригинальная драма Фонвизина… А) Бригадир Б) Командир В) Луч света Ответ А Вопрос 12.Подколесин герой пьесы… ? А) Гоголя «Ревизор» Б) Гоголя «Женитьба» В) Гоголя «Игроки» Ответ Б Вопрос 13. Автор пьесы «Игроки» А) Гоголь Б) Фонвизин В) Пушкин Ответ А Вопрос 14. Пьесу «Борис Годунов» написал …. ? А) Гоголь Б) Сумароков В) Пушкин Ответ В Вопрос 15. Паратов герой пьесы … ? А) Лес Б) Бесприданница В) Гроза Ответ Б Вопросы открытого типа Вопрос 1. Сцена - это …… Ответ: площадка, на которой проходит представление. Вопрос 2. Импровизация - это… Ответ: деятельность по созданию или выполнению чего-то не запланированного заранее, с использованием всего что можно найти. Вопрос 3. Комедия в театре – это … Ответ: жанр художественного произведения характеризующийся юмористическим или сатирическим подходами, Вопрос 4. Трагедия в театре - это …. Ответ: жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу.. Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заострённо, Вопрос 5. Что такое фарс? Ответ: это комедия легкого содержания Вопрос 6. Как выглядел театр в Древней Греции ? Ответ: театр в Древней Греции строили под открытым небом, на склоне гор и холмов Вопрос 7. Где были созданы самые ранние комедии? Ответ: в Древних Афинах Вопрос 8. Что такое Мистерия ? Ответ: Мистерия – это жанр средневекового религиозного театра ХIV-XV веков Вопрос 9. Когда возникла комедия дель арте («комедия масок») ? Ответ: комедия дель арте («комедия масок») возникла в середине XVI века. Родина ее Италия. Вопрос 10. Что такое сценический ансамбль ? Ответ: Это когда актеры играют спектакль, понимая друг друга с полуслова, с полувзгляда, на лету. Вопрос 11. Назовите самые известные пьесы В. Шекспира Ответ: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Отелло» Вопрос 12. Что такое опера ? Ответ: музыкально-сценическое произведение, в основе которого – соединение сольного пения и драматического действия. Вопрос 13. В какой стране возникла опера? Ответ: Италия Вопрос 14. В каком году в Париже открылась академия танца? Ответ: в 1661 Вопрос 15. Кто автор комедии «Севильский церюльник» ? Ответ: Бомарше Вопрос 16. Как звали крепостную актрису, ставшую впоследствии графиней Шереметьевой? Ответ: Прасковья Жемчугова –Ковалева Вопрос 17. Назовите основные пьесы А. Островского? Ответ: «Волки и овцы», «Лес» Вопрос 18. Кто написал пьесы «Клоп» и «Баня»? Ответ. В. Маяковский Вопрос 19. В каком году был основан Большой театр в Москве? Ответ: в 1776 году Вопрос 20. Где находится Мариинский театр? Ответ: Россия, Санкт-Петербург. По окончании учебных годов выставляются оценки, соответствующие целям и задачам программы «История и теория режиссуры» и ее учебному плану. Итоговая аттестация проводится в форме зачета. Требования к зачету: Учащиеся должны продемонстрировать следующие знания и умения: - знание основных эстетических и стилевых направлений в области театрального искусства; - знание основных этапов развития театрального искусства; - знание истории возникновения и развития жанров театрального искусства; - знание особенностей национальных традиций театрального искусства; - знание театральной терминологии; - знание классического и современного репертуара; - умение анализировать произведения театрального искусства, составлять рецензию на просмотренный спектакль. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС История европейского искусства.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лозинская В. П. | Русская музыка с древнейших времен до середины XX века: Научные монографии | Сибирский федеральный университет, 2013 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Браудо Е.М. | ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. Учебник: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Банникова И. И. | История отечественной музыки XX века (1917-2000 гг.): Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Орловский государственный институт искусств и культуры, 2012 | biblioclub.ru |
Л1.4 | Гвоздев А.А. | ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ТЕАТР НА РУБЕЖЕ XIX И XX СТОЛЕТИЙ. ОЧЕРКИ: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мюллер В. К. | ДРАМА И ТЕАТР ЭПОХИ ШЕКСПИРА: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Демченко А. И. | ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. КОНЦЕПЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Каган М.С. | МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л3.2 | Белякова Н.Н., Демьянова Е.М., Котвицкая Э.С. | Идём в музыкальный театр : учебное пособие: учебное пособие | Санкт-Петербург : Златоуст, 2005 | URL: https://e.lanbook.com/book/80912 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека "Киберленинка" | cyberleninka.ru | ||
Э2 | Электронная библиотека "Твирпикс" | www.twirpx.com | ||
Э3 | Нотный архив Бориса Тараканова | notes.tarakanov.net | ||
Э4 | Курс в Moodle "История музыки (отечественной)" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
004Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт. |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
106Д | помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) | Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.; |
118Д | помещение для хранения и обработки специализированных материалов | Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности: • изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса; • аналитическую работу с драматическими текстами и явлениями режисерского искусства; • подготовку сообщений и докладов по темам курса; • прослушивание и проигрывание изучаемых музыкальных произведений. Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. |