МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История европейского искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.02. Изящные искусства
ПрофильРежиссура и актерское искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план50_03_02_Изящное искусство_РиАИ-2022
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 66
самостоятельная работа 231
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 17 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 18 18 30 30
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 78 78 153 153 231 231
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 216 216 324 324

Программу составил(и):
к.иск, доцент, Гречнева Н. В.

Рецензент(ы):
к.иск., доцент, И.В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
История европейского искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.02 Изящные искусства (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 517)

составлена на основании учебного плана:
50.03.02 Изящные искусства
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 16.05.2022 г. № 6
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск.,доцент И.В. Черняева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 16.05.2022 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск.,доцент И.В. Черняева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - дать целостное представление о развитии искусства Западной Европы XIX века, выделить его отличительные особенности, определить место и значение искусства рассматриваемого периода в мировой художественной культуре.
Задачи дисциплины:
1. представить характеристику исторических, культурных и художественных процессов, определивших особенности эпохи и повлиявших на развитие искусства;
2. познакомить с хронологией искусства, динамикой смены стилей и направлений, провести сравнительную характеристику, определить преемственность и различия в специфике художественных систем (революционный классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм);
3. изучить творчество ведущих представителей изобразительного искусства и архитектуры, выделив ключевые произведения в их творчестве, а также остановиться на рассмотрении деятельности художественных объединений;
4. применить полученные в ходе освоения других учебных курсов (описание и анализ памятников и др.) навыки анализа художественных произведений к искусству изучаемого периода с целью более четкого усвоения сущностных и формально-стилистических особенностей произведений различных стилей, направлений, течений, а также национальных живописных школ и отдельных живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.1.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен проводить научные исследования в выбранной области профессиональной деятельности
ОПК-3 Способен учитывать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о закономерностях развития изобразительного искусства и архитектуры Западной Европы XIX века, о наиболее крупных коллекциях западноевропейского искусства в России (Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им.А.С. Пушкина).
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать особенности художественной жизни, творческих объединений, а также отличительные черты стилей, направлений, течений в искусстве указанного периода. Студенту необходимо также ориентироваться в проблемах изучения искусства Западной Европы, знать труды ведущих искусствоведов – авторов монографий, статей, учебных пособий.
Уметь атрибутировать памятники живописи, графики, скульптуры, архитектуры, рассматриваемых в ходе освоения теоретического материала.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.стилистического анализа произведений искусства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс
1.1. Проблемы изучения истории западноевропейского искусства. Историография. Лекции 5 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
1.2. Изучение лекционного материала по теме - Общая характеристика культуры и искусства Западной Европы XIX века. Сам. работа 5 20 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
1.3. Домашнее задание по теме - Стили и направления в искусстве Западной Европы XIX в. Сам. работа 5 20 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
1.4. Общая характеристика культуры и искусства Западной Европы XIX века.Стили и направления в искусстве Западной Европы XIX в. Лекции 5 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
Раздел 2. Классицизм в искусстве Западной Европы рубежа XVIII-XIXвв.
2.1. Революционный классицизм в искусстве Франции рубежа XVIII-XIX вв.Французский революционный классицизм. Жак Луи Давид. Лекции 5 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
2.2. Революционный классицизм в искусстве Франции рубежа XVIII-XIX вв.Французский революционный классицизм. Жак Луи Давид. Практические 5 16 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
2.3. Контрольная работа по теме - Революционный классицизм в искусстве Франции рубежа XVIII-XIX вв. Сам. работа 5 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
2.4. Подготовка к семинарскому занятию по теме - Французский революционный классицизм. Жак Луи Давид. Сам. работа 5 14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
2.5. Школа Давида. Энгр.Классицизм в скульптуре Западной Европы конца XIII – начала XIX вв. Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
2.6. Школа Давида. Энгр.Классицизм в скульптуре Западной Европы конца XIII – начала XIX вв. Сам. работа 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
2.7. Подготовка к семинарскому - Школа Давида. Энгр. Практические 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
2.8. Тема для самостоятельного изучения - Классицизм в скульптуре Западной Европы конца XIII – начала XIX вв. Сам. работа 5 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
Раздел 3. Романтизм и реализм в искусстве Западной Европы середины XIХв.
3.1. Романтизм как идейное и художественное направление в искусстве Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.2. Романтизм как идейное и художественное направление в искусстве Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.3. Подготовка к семинарскому занятию Романтизм как идейное и художественное направление в искусстве Сам. работа 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.4. Романтизм в искусстве Франции. Т. Жерико. Э. Делакруа. Малые романтики Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.5. Романтизм в искусстве Франции. Т. Жерико. Э. Делакруа. Малые романтики Сам. работа 6 20 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.6. Контрольная работа по теме - Романтизм в искусстве Франции. Т. Жерико. Э. Делакруа. Малые романтики Сам. работа 6 20 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.7. Романтизм в искусстве Испании. Ф.Гойя.Романтизм в искусстве Германии. Ф.О. Рунге. К.Д. Фридрих. Назарейская и дюссельдорфская школы. Сам. работа 6 9 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.8. Романтизм в искусстве Испании. Ф.Гойя. Романтизм в искусстве Германии. Ф.О. Рунге. К.Д. Фридрих. Назарейская и дюссельдорфская школы. Сам. работа 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.9. Подготовка к семинарскому занятию - Романтизм в искусстве Испании. Ф.Гойя Сам. работа 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.10. Романтизм в искусстве Германии. Ф.О. Рунге. К.Д. Фридрих. Назарейская и дюссельдорфская школы. Сам. работа 6 20 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.11. Романтизм в искусстве Англии. Дж. Констебл. У. Тернер. У Блейк. Прерафаэлиты.Романтизм в скульптуре Франции середины XIX в. Сам. работа 6 20 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1
3.12. Романтизм в искусстве Англии. Дж. Констебл. У. Тернер. У Блейк. Прерафаэлиты.Романтизм в скульптуре Франции середины XIX в. Сам. работа 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1
3.13. Подготовка к семинарскому занятию - Романтизм в искусстве Англии. Дж. Констебл. У. Тернер. У Блейк. Прерафаэлиты. Сам. работа 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1
3.14. Тема для самостоятельного изучения - Романтизм в скульптуре Франции середины XIX в. Сам. работа 6 20 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.15. Реализм как направление в искусстве.Реализм в пейзажной живописи Франции середины XIX века. Барбизонская школа. Творчество К.Коро. Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.16. Реализм как направление в искусстве.Реализм в пейзажной живописи Франции середины XIX века. Барбизонская школа. Творчество К.Коро. Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.17. Контрольная работа - Реализм как направление в искусстве. Сам. работа 6 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.18. Анализ научных публикации по теме - Реализм в пейзажной живописи Франции середины XIX века. Барбизонская школа. Творчество К.Коро. Сам. работа 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.19. Образ человека и природы в творчестве Ж.Ф. Милле.Критический реализм. Г.Курбе. О.Домье. Сам. работа 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.20. Образ человека и природы в творчестве Ж.Ф. Милле.Критический реализм. Г.Курбе. О.Домье. Сам. работа 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.21. Тема для контрольной работы - Образ человека и природы в творчестве Ж.Ф. Милле. Сам. работа 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.22. Подготовка к семинару и практикуму по разделу - Критический реализм. Г.Курбе. О.Домье. Сам. работа 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.23. Романтизм и реализм в искусстве Италии XIX в. Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.24. Подготовка к семинарскому занятию - Романтизм и реализм в искусстве Италии XIX в. Сам. работа 6 6 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
Раздел 4. Импрессионизм и постимпрессионизм в искусстве Западной Европы второй половины XIX в.
4.1. Импрессионизм как направление в искусстве. История импрессионизма как художественного объединения.Эдуард Мане как предшественник импрессионизма. Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.2. Импрессионизм как направление в искусстве. История импрессионизма как художественного объединения.Эдуард Мане как предшественник импрессионизма. Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.3. Контрольные работы на выбор по теме - Импрессионизм как направление в искусстве. История импрессионизма как художественного объединения. Сам. работа 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.4. Тема для самостоятельного изучения - Эдуард Мане как предшественник импрессионизма. Сам. работа 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.5. Творчество художников-импрессионистов. К.Моне. К.Писсарро. О.Ренуар. Э.Дега. А.Сислей. Лекции 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.6. Творчество художников-импрессионистов. К.Моне. К.Писсарро. О.Ренуар. Э.Дега. А.Сислей. Сам. работа 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.7. Подготовка к семинарскому занятию - Творчество художников-импрессионистов. К.Моне. К.Писсарро. О.Ренуар. Э.Дега. А.Сислей. Сам. работа 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.8. Неоимпрессионизм. П.Синьяк. Ж.Сёра.Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. Лекции 6 4 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.9. Неоимпрессионизм. П.Синьяк. Ж.Сёра.Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. Сам. работа 6 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.10. Подготовка к семинарскому занятию - Неоимпрессионизм. П.Синьяк. Ж.Сёра. Сам. работа 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.11. Постимпрессионизм. Творчество П.Сезанна, П.Гогена, В.Ван Гога, А.Тулуз-Лотрека. Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1
4.12. Постимпрессионизм. Творчество П.Сезанна, П.Гогена, В.Ван Гога, А.Тулуз-Лотрека. Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1
4.13. Проработка лекций по теме - Постимпрессионизм. Творчество П.Сезанна, П.Гогена, В.Ван Гога, А.Тулуз-Лотрека. Подготовка к семинарскому занятию. Сам. работа 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1
4.14. Традиции импрессионизма и постимпрессионизма в искусстве Германии и Италии. Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1
4.15. Работа с литературой, подготовка к семинарскому занятию - Традиции импрессионизма и постимпрессионизма в искусстве Германии и Италии. Сам. работа 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1
4.16. Символизм в искусстве Западной Европы конца XIX века. Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1
4.17. Символизм в искусстве Западной Европы конца XIX века. Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1
Раздел 5. Архитектура Западной Европы XIX в.
5.1. Архитектура Франции XIX в. Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
5.2. Архитектура Англии, Италии, Германии XIX в. Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Революционный классицизм в искусстве Франции рубежа XVIII-XIX вв.
2. Образ человека и природы в творчестве Ж.Ф. Милле.
3. Критический реализм. Г.Курбе. О.Домье.
4. Романтизм и реализм в искусстве Италии XIX в.
5. Импрессионизм как направление в искусстве. История импрессионизма как художественного объединения.
6. Эдуард Мане как предшественник импрессионизма.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Свидерская М.И Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII-XIX веков: учеб. пособие: в 2 кн. МГУ, Гос. ин-т искусствознания.- М. : Галарт, 2010
Л1.2 Сокольникова Н. М. История изобразительного искусства: учебник: в 2т. М. : ИЦ «Академия», 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильина Т.В. История искусств: Западноевропейское искусство: учеб. для вузов М.: Высш. шк., 2004
Л2.2 Шестаков В.П. История английского искусства. От Средних веков до наших дней: М. : Галарт, 2010
Л2.3 Е. П. Львова, Д. В. Сарабьянов, Е. А. Борисова Мировая художественная культура: [Т.3, кн.1] ХIХ век. Изобразительное искусство, музыка и театр : СПб.[и др.] : Питер, 2007
Л2.4 Герман М. Импрессионизм. Основоположники и последователи: СПб.: Азбука-классика, 2008
Л2.5 Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца ХVIII-ХХ веков: учеб. для вузов Л. : Изд-во ЛГУ, 1990
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Изобразительное искусство Западной Европы XIX в. : рабочая прогр. и метод. материалы для студентов очного и заочного обучения специальности "Искусствоведение" и направления "Искусствоведение" АлтГУ, Фак. искусств, Каф. истории отеч. и зарубеж. искусства, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1.Art Project. Powered by Google [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.googleartproject.com
Э2 2.Louvre [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.louvre.fr
Э3 3.Musee d'Orsay [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.musee-orsay.fr/
Э4 4.Web Gallery of Art [Электрон. ресурс]. - 1996-2010. - Режим доступа: http://www.wga.hu
Э5 5.Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.museum.ru/gmii/defrus.htm
Э6 6.Государственный Эрмитаж [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org
Э7 7.Импрессионизм. Постимпрессионизм.- М. : ДиректМедиа, 2005.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM).-(Электронная библиотека ДМ)
Э8 8.Музей Лувр [Электрон. ресурс]. - 2001-2010. - Режим доступа: http://louvre.historic.ru/
Э9 9.Романтизм. М. : ДиректМедиа, 2004.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM).-(Электронная библиотека ДМ)
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины