МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование в арт-дизайне

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план50_03_03_История искусств_ДиСИ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Бочковская В.И.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Проектирование в арт-дизайне

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 06.04.2021 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 06.04.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - овладеть методами теоретического и практического исследования в проектировании визуальных коммуникаций
Задачи:
- освоить основные этапы проектирования с учетом стилистических, конструктивно-технологических, экономических параметров;
- развить способность к творческому самовыражению при создании оригинальных и уникальных изделий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы
УК-3.2 Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.3 Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели
УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Проводит самоанализ и самооценку, определяет направления повышения личной эффективности в профессиональной деятельности
УК-6.2 Выстраивает индивидуальную образовательную траекторию развития; планирует свою профессионально-образовательную деятельность; критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач; применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания
УК-6.3 Владеет навыками эффективного целеполагания; приемами саморегуляции, регуляции поведения в сложных, стрессовых ситуациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных этапах проектирования объектов дизайна
об особенностях информационных ресурсов при проектировании
3.2.Уметь:
3.2.1.знать:
- основные определения и понятия проектирования визуальных коммуникаций; основные виды средств визуальной коммуникации;
- основы разработки фирменных стилей организаций, основы разработки и подготовки к печати различной полиграфической продукции.
- рационально и эффективно использовать информационные ресурсы при проектировании дизайн-объектов;
- выполнять графические дизайнерские проекты от начального исследования и анализа информации через развитие концепции до представления дизайн-проекта.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть методами и принципами системного проектирования в графическом дизайне

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Зрительное восприятие формы и пространства
1.1. Зрительные иллюзии. Перспектива. Тени. Ассоциативность и образность. Практические 4 10 Л1.1, Л2.1, Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л2.2
1.2. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практическим занятиям. Оформление практической работы Практические 4 8 Л1.1, Л2.1, Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л2.2
1.3. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практическим занятиям. Оформление практической работы Сам. работа 4 28 Л1.1, Л2.1, Л3.3
Раздел 2. Графика. Выразительные возможности и средства графических материалов
2.1. Простейшие графические элементы (точка, линия, штрих, пятно). Ритмизация линий. Заливка. Тон Практические 4 8 Л1.1, Л2.1, Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л2.2
2.2. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практическим занятиям. Оформление практической работы Практические 4 8 Л1.1, Л2.1, Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л2.2
Раздел 3. Искусство цвета
3.1. Колориметрические круги. Цветовые контрасты. Компьютерные цветовые модели Практические 4 8 Л1.1, Л2.1, Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л2.2
3.2. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практическим занятиям. Оформление практической работы Практические 4 8 Л1.1, Л2.1, Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л2.2
3.3. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практическим занятиям. Оформление практической работы Сам. работа 4 19 Л1.1, Л2.1, Л3.3
Раздел 4. Композиция. Технологии составления композиций (цветовых, линейных, тональных)
4.1. Построение композиций (фронтальная; объемная; пространственная; сюжетно-изобразительная; декоративно-тематическая; предметных форм; формальная) Практические 4 6 Л1.1, Л2.1, Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л2.2
4.2. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практическим занятиям. Оформление практической работы Сам. работа 4 26 Л1.1, Л2.1, Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л2.2
Раздел 5. Проектирование средств визуальных коммуникаций.
5.1. Проработка конспекта лекций. Сам. работа 4 18 Л1.1, Л2.1, Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л2.2
Раздел 6. Комплексная разработка элементов фирменного стиля
6.1. Фирменный стиль. Товарный знак. Композиция фирменного стиля. Особенности различных видов печатной рекламной продукции. Упаковка продукта. Товарная этикетка. Плакат. Наружная реклама. Изобразительные средства телевизионной рекламы. Практические 4 8 Л1.1, Л2.1, Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л2.2
6.2. Выполнение дизайн-проекта по разработке фирменного стиля Сам. работа 4 26 Л1.1, Л2.1, Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л2.2
6.3. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практическим занятиям. Оформление практической работы Практические 4 8 Л1.1, Л2.1, Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л2.2
6.4. Экзамен 4 27 Л1.1, Л2.1, Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11254#section-4
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ: УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Основоположником метода проектов в обучении был:
а) К.Д. Ушинский;
б) Дж. Дьюи;
в)Дж. Джонсон;
г) Коллингс.
Правильный ответ: б

2. Какое из приведённых определений проекта верно:
а) Проект – уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам;
б) Проект – совокупность заранее запланированных действий для достижения какой-либо цели;
в) Проект – процесс создания реально возможных объектов будущего или процесс создания реально возможных вариантов продуктов будущего;
г) Проект – совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей.
Правильный ответ: а

3. Соотнесите определения и типы проектов:
Определения Типы проектов
а) совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта;
б) это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
в) самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы, способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью;
1. социальный проект;2. учебный проект; 3. телекоммуникационный проект.

Правильный ответ: а-2, б-3, в-1.
4. Со слова какой части речи формулируется цель проекта:
а)Глагол;
б) Прилагательное;
в) Существительное;
г) Наречие.
Правильный ответ: а

5. Задачи проекта – это:
а) Шаги, которые необходимо сделать для достижения цели;
б) Цели проекта;
в) Результат проекта
г) Путь создания проектной папки.
Правильный ответ: 5

6. Соотнесите этапы работы над проектом с содержанием деятельности:
Этапы работы над проектом Содержание деятельности
а) Погружение в проект.
б) Организационный
в) Осуществление деятельности.
г)Оформление результатов проекта и презентация
д) Обсуждение полученных результатов.
1.Рефлексия. 2. Поиск необходимой информации; сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач; изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.; изготовление продукта.3. Формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности.
4. Способы обработки полученных данных; демонстрация творческой работы.
5. Определение направления работы, распределение ролей; формулировка задачи для каждой группы; способы источников информации по каждому направлению; составление детального плана работы.
Правильный ответ: а-3, б-5, в-2, г-4, д-1

7. Выберите лишнее. Типы проектов по продолжительности:
а) Смешанные;
б) Краткосрочные;
в) Годичные
г)Мини-проекты.
Правильный ответ: а

8. Результатами (результатом) осуществления проекта является (являются):
а) Формирование специфических умений и навыков проектирования;
б) Личностное развитие обучающихся (проектантов);
в) Подготовленный продукт работы над проектом;
г) Все вышеназванные варианты.
Правильный ответ: г

9. Непосредственное решение реальной прикладной задачи и получение социально- значимого результата – это особенности…
а) прикладного проекта,
б) информационного проекта
в) исследовательского проекта
Правильный ответ: а

10. Назовите типовую ошибку при формулировании цели проекта
а) цель включает много задач,
б) цель не предполагает результат,
в) цель не содержит научных терминов.
Правильный ответ: б

11. Деятельность - связанная с решением творческих исследовательских задач, с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов - это...?
а) исследовательская деятельность
б) научная деятельность
в) проектная работа
г) познавательная деятельность
Правильный ответ: а

12. Слово «проект» в буквальном переводе обозначает :
а. самый главный,
б. предшествующий действию,
в. брошенный вперед
Правильный ответ: в
13. Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ, обобщение информации включает:
а) прикладной проект,
б) информационный проект
в) творческий проект
Правильный ответ: б

14. Установите, к какому этапу работы над творческим проектом относятся перечисленные виды деятельности.
Этап Деятельность
а) Мотивационный 1.Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив
б) Планирование 2.Постановка проблемы, определение темы и целей проекта
в) Информационно-аналитический 3.Обработка полученной информации, отбор. Решение промежуточных задач. Формулировка выводов.
г)Выполнение проекта 4.Обсуждение плана действий. Обмен мнениями и согласование интересов. Выдвижение первичных идей и разрешение спорных вопросов; распределение ролей.
д) Заключительный
е) Рефлексивный 6.Представление полученных результатов, демонстрация приобретенных знаний и умений.
Правильный ответ: А-2, Б-4, В-1, Г-3, Д-6, Е-5.

15. Выберите лишнее. Виды проектов по доминирующей роли обучающихся:
а) поисковый;
б) ролевой;
в)информационный;
г) творческий

Правильный ответ: а









ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА


1. Способ достижения цели через детальную разработку проблемы в условиях ограниченности по срокам и ресурсам, которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, оформленным тем или иным образом
Правильный ответ: Проектная деятельность

2. Проект – это:
Правильный ответ: временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата надлежащего качества, в ограниченные сроки с использованием ограниченных ресурсов.
3. Что такое операционная деятельность ?

Правильный ответ: постоянный вид деятельности с мало меняющимся составом исполнителей, результат ее повторяется, т.е. не является уникальным.

4. Ключевое отличие проектной деятельности
Правильный ответ: уникальность результата, ограниченность по срокам и большее число рисков. Состав исполнителей, как правило, формируется под конкретный проект.

5. Примерами проектной деятельности являются:
Правильный ответ: постройка дома, • организация конференции, • разработка нового продукта, • проведение маркетинговой кампании, • разработка услуги, • проведение соревнования, • выпуск праздничного буклета и т.д.

6. Примеры операционной деятельности:
Правильный ответ: • занятие спортом (тренировки), • изучение иностранного языка, • обслуживание клиентов, • чтение лекций, • производство продукта и т.д.

7. Проекты подразделяют:
Правильный ответ:• по составу и структуре проекта • по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект (тип проекта): технический, организационный, социальный, смешанный; • по продолжительности периода осуществления проекта: краткосрочные (до 2-х лет), среднесрочные (до 5-ти лет), долгосрочные (свыше 5-ти лет); • по масштабу проекта (размер бюджета, количество участников) различают мелкие, малые, средние, крупные проекты; • по характеру предметной области проекта (вид проекта): инвестиционный (создание или реновация основных фондов, требующих вложения инвестиций), инновационный (разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие систем), научно-исследовательский, образовательный, смешанный.

8. Термин «инвестиционный проект» можно понимать в двух смыслах:
Правильный ответ: как комплект документов, содержащих формулирование цели предстоящей деятельности и определение комплекса действий, направленных на ее достижение; • как сам этот комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели.

9. Успешность управления проектом:
Правильный ответ: показатель, который оценивает процесс выполнения проекта

10. Участники проекта это:
Правильный ответ: физические и/или юридические лица, которые непосредственно вовлечены в реализацию проекта.

11. Роль в проекте это…
Правильный ответ: определенный набор функций и полномочий в проекте, созданный с целью распределения обязанностей между участниками проекта. Проектную роль можно рассматривать как временную должность в организации.

12. Выделение ролей позволяет определить набор функций, которые должны выполняться в проекте безотносительно к конкретным персонам участников. В соответствии с ролями можно подбирать людей в команду или распределять ответственность и полномочия между участниками уже сформированного коллектива. По функциям в проекте можно выделить группы ролей участников, осуществляющие:
Правильный ответ: 1. Управление проектом. 2. Выполнение работ проекта. 3. Поддержания существования команды проекта.

13. Команда проекта – это..
Правильный ответ: временная рабочая группа, выполняющая работы по проекту и ответственная перед Руководителем проекта за их выполнение. Команда проектa состоит из участников, каждый из которых выполняет в команде одну или несколько ролей.

14. Ключевые требования к организации коммуникаций:
Правильный ответ: иметь определенный режим встреч (совещаний) с командой и с участниками; • обеспечивать доведение информации до участников обсуждения до встречи, чтобы была возможность самостоятельной подготовки; • обеспечивать доведение принятых решений и рабочей информации до всех заинтересованных; • представлять цели коммуникации, какой вопрос необходимо решить или какое действие инициировать; • к обсуждениям приступать, когда участники достаточно подготовлены и обладают исходной информацией; • минимизировать спонтанные отвлечения сотрудников несрочными и неважными вопросами.

15. Плaн коммуникаций проекта представляет собой комплексный документ, включающий в себя следующие разделы:
Правильный ответ:1. План регулярных коммуникаций. 2. Типичные задачи взаимодействия участников команды. 3. Методы и технологии, используемые для передачи информации.
16. Перед тем как создать план, стоит собрать требования к коммуникациям со стороны участников проекта как относительно содержательной части коммуникаций, так и относительно механизмов передачи информации. Такие требования к организации взаимодействия рекомендуется структурировать:
Правильный ответ: требования в интересах управления; • требования в интересах взаимодействия команды; • требования в интересах информационного обеспечения заказчика; • личные требования участников команды.

17. Методология решения инженерных, деловых и прочих задач, основывающаяся на творческом, а не аналитическом подходе. Главной особенностью дизайн-мышления, в отличие от аналитического мышления, является не критический анализ, а творческий процесс, в котором порой самые неожиданные идеи ведут к лучшему решению проблемы
Правильный ответ: Дизайн-мышление (англ. design thinking)

18. Образ продукта:
Правильный ответ: принимаемое всеми участниками проекта видение продукта, который должен быть создан.

19. Образ продукта проекта определяет:
Правильный ответ: предполагаемые результаты; границы проекта; содержание проекта.

20. Прототипы позволяют решать три основные задачи:
Правильный ответ: Прояснение требований. Исследование альтернативных решений. Создание конечного продукта

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ: УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Установите последовательность деятельности в процессе работы над проектом.
а) исправлять ошибки;
б) выдвигать идеи и выполнять эскизы;
в) подбирать материалы и инструменты;
г) подсчитывать затраты;
д) оценивать свою работу;
е) организовывать своё рабочее место;
ж) изготовлять вещи своими руками.
Правильный ответ: б, в, е, ж, г, а, д.

2. Выберите правильное выражение
а) цель проекта может быть неконкретной и иметь различное понимание;
б) ошибка в постановке цели проекта не влияет на результат;
в)достижимость цели проекта обозначает, что она должна быть реалистичной.
Правильный ответ: в

3. Соотнесите определения и типы проектов:
Определения Типы проектов
а) совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта; 1. социальный проект;

б) это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. 2. учебный проект;
в) самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы, способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью; 3. телекоммуникационный проект.


Правильный ответ: а-2, б-3, в-1.

4. Компонентами творческой деятельности являются:
а) интуиция;
б) фантазия;
в) воображение;
г) строгое следование инструкции.
Правильный ответ: а,б,в

5. Выберите лишнее. Типы проектов по содержанию:
а) монопредметный;
б) деятельностный;
в) индивидуальный;
г) метапредметный.
Правильный ответ: в

6. Выберите, что из нижеперечисленного относится к признакам классификации проектов:
а) применении новых технологий;
б)основные сферы деятельности, в которых осуществляется проект;
в) продолжительность периода осуществления проекта;
г) характер предметной области проекта
Правильный ответ: б

7.Каким критериям отвечает хорошо сформулированная цель проекта?
а)ограниченная;
б)однозначно воспринимаемая всеми участниками ;
в) измеримая ;
г) достижимая в заданных условиях
Правильный ответ: б,в,г

8. По каким основным сферам деятельности делятся проекты:
а)технический;
б)организационный ;
в)производственный;
г) социальных
Правильный ответ: б

9. Какие из перечисленных видов деятельности относятся к проектной деятельности?
а)написание технического задания;
б) ведения занятий по английскому языку в аудитории;
в) строительство дачного дома
Правильный ответ: в

10.Какие из перечисленных видов деятельности относятся к операционной деятельности?
а) разработка программного продукта;
б)изучение технических терминов ;
в)обслуживание клиентов
Правильный ответ: в

11.Определите, какая из следующих ролей лишняя:
а) руководитель проекта;
б) копирайтер;
в)технический писатель;
г) вдохновитель
Правильный ответ: г
12. Какое из определений термина "Команда проекта" верно?
а) руководители проекта со стороны Заказчика и Исполнителя;
б) физические и/или юридические лица, которые непосредственно вовлечены в реализацию проекта;
в)временно рабочая группа, выполняющая работы по проекту и ответственная перед Руководителем проекта за их выполнение
Правильный ответ: в

13.Разработка матрицы ответственности. Верно ли данное утверждение- "Какая задача должна иметь Исполнителя, Руководителя и Заказчика"?
а) верно
б) неверно
Правильный ответ: б

14.Разработка матрицы ответственности. Верно ли данное утверждение- "Одна роль может брать на себя только одну степень ответственности?"
а)верно;
б) неверно
Правильный ответ: б
15. Что относится к понятию "коммуникации в проекте":
а) телефонные звонки исполнителю проекта ;
б)совещания;
в) разговор с заказчиком ;
г) сайт компании заказчика
Правильный ответ: б, в

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Верно ли следующее утверждение: «Хорошо выстроенные коммуникации нужны для того, чтобы вовлекать в процесс выполнения проекта и предоставлять информацию о ходе проекта заказчику и другим заинтересованным лицам»?
Правильный ответ: да
2. Укажите, требуется ли разрабатывать план управления коммуникациями, если в команде проекта два человека.
Правильный ответ: На усмотрение руководителя проекта
3. Какие основные задачи решаются за счет организации коммуникаций в команде?
Правильный ответ: 1.Хранение рабочей информации. 2. Обеспечение погруженности и вовлеченности участников в совместную работу. 3. Координация при выполнении работ. 4. Поддержка информированности участников о состоянии проекта
4. К какой из групп ролей участников проекта относятся роли – инициатор, куратор, заказчик, руководитель проекта?
Правильный ответ: Управление проектом
5. Компонент плана управления проектом, описывающий, как будет происходить планирование, структурирование, мониторинг и контроль коммуникации по проекту.
План коммуникаций
6. Укажите, в какой момент разрабатывается план коммуникаций проекта.
Правильный ответ: В начале проекта
7. Способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, оформленным тем или иным образом:
Правильный ответ: метод проектов
8. Что определяет матрица ответственности?

Правильный ответ: Степень ответственности участников за выполнение работ проекта
9. Укажите, какие из форм коммуникаций могут быть реализованы в электронном виде?
Правильный ответ: написание отчета; предоставление недельного отчета
10. Каким критерием можно определить успешность управления проектом?
Правильный ответ: Проект выполнен в срок и в установленный бюджет
11. Укажите, что относится к понятию «коммуникации в проекте».
Правильный ответ: Разговор с Заказчиком. Телефонные звонки исполнителю проекта. Совещания
12. Какие из критериев позволяют оценить эффективность коммуникаций в проекте?
Правильный ответ: Каждый участник команды понимает свою роль в проекте
13. Укажите верный порядок этапов проектной деятельности
Правильный ответ: Проблематизация -> Целеполагание -> Планирование -> Реализация -> Сдача
14. Что включает типовая система управления взаимодействиями команды проекта?
Правильный ответ: Информационная система сопровождения проекта Организационная структура и роли в проекте
15. Определенный набор функций и полномочий в проекте, созданный с целью распределения обязанностей между участниками проекта:
Правильный ответ: Роль в проекте
16. Какие из перечисленных мер оценки определяют «Успешность продукта проекта»?
Правильный ответ: Пригодность для использования. Рентабельность
17. Какие по масштабу различают проекты:
Правильный ответ: Мелкие, средние, крупные
18. В чем заключается основное отличие проектной деятельности от операционной?
Правильный ответ: Уникальность
19. Укажите, какие пункты включает шаблон «План регулярных коммуникаций».
Правильный ответ: Форма представления информации. Периодичность . Участники
20. Напишите название термина, к которому относится определение: «Применяется в процессе реализации проекта для уточнения ожидаемых результатов и детализации образа продукта проекта»
Правильный ответ: Прототип

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ: УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какую деятельность принято называть дизайном?
а)изобразительную;
б)организационную;
в)художественную;
г)проектную
Правильный ответ: г

2. Какими изобразительными средствами пользуется дизайнер рекламы?
а)рекламными;
б)специальными;
в)визуальными;
г)полиграфическими
Правильный ответ:в

3. Какой из видов деятельности относится к графическому дизайну?
а.создание макета стула;
б.создание иллюстрации к книге;
в.создание шрифтового плаката;
г.эскизы для проекта стула
Правильный ответ:в
3. Графический планшет это:
а)устройство для построения графиков;
б)специальный чехол с ремнем для различных графических девайсов;
в)устройство для рисования с ровной плоской поверхностью;
г) электронное устройство ввода изображений
Правильный ответ:г
4. Когда появился дизайн?
а)2-я пол. XVIII в.;
б)нач. XX в.;
в)эпоха Возрождения;
г)каменный век
Правильный ответ: б

5. Объекты проектирования в промышленном дизайне?
а)мебель, электротехника, товары бытового назначения;
б)полиграфическая продукция;
в)ландшафтные объекты;
г)малые архитектурные формы
Правильный ответ:а
6. Какие методы моделирования объектов существуют в промышленном дизайне?
а)аналоговый пятимерный;
б)четырехмерный;
в)объектный метроритмический;
г)двухмерный, трехмерный
Правильный ответ: г
7. Задача дизайна:
а) Удовлетворять потребности общества в искусстве
б) Удовлетворять потребности общества в эстетических функциональных и полезных вещах .
в)Оба варианта верны
г) Нет верного ответа
Правильный ответ: б
8. Синтез эстетического и функционального, красоты и пользы с учетом фактора человека:
а) Санкретизм
б) Сикнетизм
в) Синкретизм
Правильный ответ:в
9. Что является методологической основой дизайна:
а) художественное качество
б) синтез образа и функции
в) целесообразность
Правильный ответ:б
10. Как по-другому называется городской дизайн:
а)Дизайн-код
б) Графический дизайн
в) Малая архитектура
Правильный ответ: а
11. Какой композиционный принцип часто используется при оформлении витрины:
а) Принцип гармонии
б) Принцип достатка
в) «Деталь вместо целого»
Правильный ответ:в
12. У городского дизайна, как и у любого другого вида дизайна, есть задача. В чём она состоит:
а) Создание только красоты
б) Создание красоты и удобства
в) Создание только удобства
Правильный ответ:б
13. Какие четыре понятия лежат в основе композиции?
а)перспектива, контур, цвет и расположение;
б)направление, взаимодействие, наклон и размеры;
в)баланс, композиционный центр, ритм и контраст
Правильный ответ:а
14. Что называют порядком достижения проектной цели с точки зрения методики дизайна:
а)это комплекс мер по достижению цели любыми средствами;
б)решение поставленной перед дизайнером функционально-пространственной, технологической и художественной задачи;
в) включает несколько тесно взаимосвязанных разделов знания и комплекса работ, уточняющих порядок и последовательность проектных работ.
Правильный ответ:а
15. В чем заключается методика дизайна с точки зрения требований современной науки.
а) она включает принципы и способы анализа проектных ситуаций, научного и художественного моделирования объекта и адекватные им правила создания проектных идей и концепций;
б) методика дизайна может упорядочить и систематизировать конкретную деятельность дизайнера с позиций общей концепции дизайнера;
в)методика дизайна может иметь широкий или, наоборот специализированный характер в зависимости от вида объекта;
г) не является соединением основополагающих принципов методов и средств решения, а является волевым процессом, включающим весь арсенал возможностей дизайнера.

Правильный ответ: г


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Чем заключается методика дизайна с точки зрения требований современной науки.
Правильный ответ: Не является соединением основополагающих принципов методов и средств решения, а является волевым процессом, включающим весь арсенал возможностей дизайнера.
2. В чем сущность художественного метода в теории и практике искусства:
Правильный ответ: Это свобода мышления, ничем не ограниченной фантазии, высокая степень абстракции.
3. Диалектическая пара метода синтеза в искусстве:
Правильный ответ: анализ
4. Метод проектирования, обеспечивающий поиск наиболее рационального
решения дизайн – проекта:
Правильный ответ: вариантное проектирование
5. Визуальный феномен, искажающий точное представление о среде и объектах:
Правильный ответ: зрительная иллюзия
6. Создание эффекта подобия цвета и фактуры естественных материалов
Правильный ответ: имитация
7. Становление дизайн-проектирования шло в двух направлениях:
Правильный ответ: происходило постепенное усложнение дизайнерской деятельности;
способствовало росту исследований в данной сфере.
8. В дизайн-проектировании выделяют две ступени:
Правильный ответ: предпроектную и проектную
9. Разработка дизайн-концепции– это…
Правильный ответ: разработка основной образной идеи будущего проекта, т. е. дизайн-концепции.
10. Проектный анализ направлен на создание дизайнерского продукта. Проектная ступень дизайн-проектирования представлена этапами:
Правильный ответ:Создание функциональной схемы объекта проектирования, которая основывается на анализе требований, предъявляемых к нему с позиций «человек – объект», «объект – среда»;Подбор и анализ аналогов согласно уже установленной функциональной схеме. Разработка композиционно-пластических решений, представляет собой визуальный поиск воплощения дизайн-концепции. Подача проекта, обоснование идеи и проектного решения;
Общее заключение по объекту, включающее его критику, оценку.
11. Методики организации проектного процесса:
Правильный ответ: работа в творческих командах; мозговые штурмы; деловые игры; проектные семинары.
12.Дизайн-проект — это…
Правильный ответ:пакет документов (эскизов, фотореалистичных изображений, чертежей и ведомостей), по которым выполняются ремонтно-отделочные работы, происходит наполнение интерьеров техникой, мебелью, декорами.
13. Первый этап проектирования: техническое задание.Техническое задание является:
Правильный ответ: началом проектирования, в котором у клиента узнают его пожелания, а дизайнер знакомится с объектом.
14. Этап технического задания состоит из:
Правильный ответ: сбора предварительной информации; анкетных данных; фотофиксации; обмерного плана; подбора референсов; функционального зонирования; оформления.
15. Эскизный проект включает в себя:
Правильный ответ: решение планировочное; эскизы; принципиальный подбор материалов, цветов, оборудования; 3-d визуализацию; светодизайн
16. Разновидности проектирования:
Правильный ответ: инженерная инфраструктура: сфера архитектурных и строительных разработок; область решения градостроительных задач; сфера дизайна; область программного обеспечения.
17.В ходе проектирования и разработки большую роль играет:
Правильный ответ: аналитическая деятельность самого дизайнера критика профессионалов, мнение заказчика, мнение потребителя
18. В ходе проектирования и разработки большую роль играет:
Правильный ответ: аналитическая деятельность самого дизайнера
критика профессионалов
мнение заказчика
мнение потребителя
19. Есть два основных направления взаимодействия потребителя с окружением и объектом дизайна, которые формируются в процессе активного восприятия, выбора и оценки вещи:
Правильный ответ: Обеспечивает человеку сохранение, а также закрепление уже выработанного им эмоционального отражения и индивидуального стиля деятельности в предметной среде.
Обеспечивает изменение в стиле индивидуальной деятельности в среде и формирование новых типов эмоционального и эстетического к ней отношения.
20. Проективография:
Правильный ответ: наукоемкий инструмент для достижения целей гармонизации формотворчества, в работе архитектора, дизайнера, инженера.



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Развитие дизайна как процесса непрерывного методологического поиска в проектной
культуре.
2 Причины кризиса классической теории композиции в тектонических искусствах на
рубеже XIX-XX в.в.
3 Раскрыть проблемы взаимодействия науки, техники и искусства в эстетике рубежа
XIX – XX веков.
4 Идеи раннего функционализма в Германии и Америке. Теоретические положение
проектирования предметно пространственной среды: Г. Мутезиус, П. Беренс, А. В. де
Вельде, Л. Салливен, Ф.Л. Райт.
5 Раскрыть понятие
«функционализм» в проектном творчестве. Особенности
функционализма 20-30-х годов XX.: ВХУТЕМАС и Баухауз.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мациевский Д. Е. От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Головко С. Б. Дизайн деловых периодических изданий: М.: ЮНИТИДАНА, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115037
Л2.2 Немцова Тамара Игоревна Компьютерная графика и web-дизайн: Учебное пособие ФОРУМ, 2018 znanium.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Киселева Н.Е. Рисунок: учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4358
Л3.2 А. Л. Усанова История, теория и методология дизайн-проектирования: учеб.- метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л3.3 Усанова А. Л. История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://constitutions.ru/archives/1841
Э2 http://design-theory.ru/
Э3 http://rosdesign.com/design/design.htm
Э4 http://stvservice.ru/teorij_dizaina.html
Э5 http://lib.vvsu.ru/russian/exhibition/design/2
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
106Д помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

см. в приложении