МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медиа культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильУправление в сфере культуры
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план51_03_01_Культурология_УвСК-2022
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 105
индивидуальные консультации 120
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16,5 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 48 48 57 57 105 105
Консультации 60 60 60 60 120 120
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 144 144 180 180 324 324

Программу составил(и):
кандидат культурологии, доцент, Балакина Елена Ивановна

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, Зав. каф., Черняева Ирина Валерьевна

Рабочая программа дисциплины
Медиа культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1177)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 16.05.2022 г. № 6
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения Черняева Ирина Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 16.05.2022 г. № 6
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения Черняева Ирина Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование навыков профессионально-медийного и культурологического анализа развития мировой медиакультуры с точки зрения ее продуктов в процессе профессиональной деятельности специалиста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Владеет теоретическими и историческими основами, методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные категории культуры;
исторические основы развития культуры, методологию и методы исследования культурных явлений и процессов;
историческую и социальную типологию культуры и способы ее периодизации, теоретико-методологические концепции изучения культуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять конкретные методы исследования культурных процессов;
применять знания об исторических основах развития культуры и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом исследовательских подходов и практик, существующих в современном культурологическом знании;
методологией исследования категорий и концепций, связанных с изучением культурных форм, процессов, практик, готовностью к использованию знаний о культуре в организационно-управленческой работе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предпосылки возникновения медиакультуры
1.1. Социум и культура Лекции 5 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Информационное общество и его культура Практические 5 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Общество и его культура Сам. работа 5 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.4. Культура социума Консультации 5 20 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Теория и технология медиакультуры
2.1. Специфика медиакультуры и ее функции в современной культуре Лекции 5 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Электронная культура Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Виртуальная медиакультура Консультации 5 20
Раздел 3. Социология массовой культуры
3.1. Различные формы и принципы построения медиатекста Лекции 5 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Медиатекст и формы его построения Практические 5 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Потребление как культурная практика Сам. работа 5 12 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.4. Специфика развития медиакультуры в социуме Консультации 5 12 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.5. Основные тексты современной медиакультуры Лекции 5 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.6. Политика как культурная практика Сам. работа 5 12 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.7. Проблематика свободы в медиакультуре Практические 5 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.8. Основные тексты современной медиакультуры Консультации 5 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.9. Методика создания медиатекста специального назначения Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.10. Медикультура ближайшего будущего Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Теория и история развития медиакультуры
4.1. Зарождение медиакультуры в ХХ веке Лекции 6 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.2. Ранние формы развития медиакультуры Практические 6 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.3. Формы развития медиаклуьтуры Сам. работа 6 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.4. Зарорждение медиакультуры. Предпосылки и последствия Консультации 6 12 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.5. Целевые установки и их динамика в современной зарубежной культуре Лекции 6 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.6. Нарастание активности масс-медиа в современном мире Практические 6 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.7. Развития медиакультуры в зарубежных странах Сам. работа 6 16 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.8. Современный западный социологический дискурс медиатизации культуры Консультации 6 12 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.9. Неклассическое понимание медиа: от "Галактики Гуттенберга" к "Галактике Интернет" Лекции 6 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.10. Отражение трансформаций общества на понимании медиа и их места в общественном развитии Практические 6 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.11. В. Беньямин. М. Маклюэн: воздействие средств коммуникации на сообщения. Революционность медиа Сам. работа 6 16 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.12. Концепт "глобальной деревни". Характер медиа в условиях постиндустриального (информационного) общества. Э. Тоффлер: "клип-культура" Консультации 6 12 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.13. Современный западный социологический дискурс медиатизации культуры Лекции 6 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.14. Осмысление последствий медиазации культуры "культура симулякров" (Ж.Бодрийяр). Новые социальные вопросы в контексте виртуализации общества Практические 6 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.15. . Новые социальные вопросы в контексте виртуализации общества. "Кибердемократия" (М.Постер), "киберсообщества" (Х.Рейнгольд), "киберсекс" (Ш.Теркл) Сам. работа 6 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.16. Симулякры; создание гиперреальности. Множественность версий реальности и диверсификация их потребления. Дж.Ваттимо. Медиавирусы Консультации 6 12 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.17. Концептуализация культурного производства в рамках культурной медиаиндустрии (П.Хирш) Лекции 6 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.18. Виды, цели, способы организации современных культурных индустрий. Агенты культурной медиатизации Практические 6 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.19. Сетевой принцип социальной организации. Надгосударственный характер сетей. Проблематика локальных самоорганизующихся структур Сам. работа 6 7 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.20. Частное пространство в Интернете: личные страницы, форумы, Живой журнал. Проблематика свободы и контроля в медиакультуре. Консультации 6 12 ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   Медиа культура.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шапинская Е. Н. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов : Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кириллова Н. Б. МЕДИАПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ. Учебное пособие для вузов : Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
-ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.